Восточные узоры — декоративный элемент и сакральный символ

Орнамент — предельное упрощение

В основе любого орнамента лежит ритмичность и повторяемость элементов. Этими свойствами он выделяется среди других узоров. Благодаря упорядоченности и ритмичности, орнамент способен организовывать поверхность, на которую нанесен. Отдельные элементы такого узора — это либо абстрактные формы, либо стилизованные реально существующие объекты.


Вопрос о происхождении орнаментов остается открытым. Среди историков искусства можно встретить приверженцев двух концепций. Согласно первой, древние люди изначально использовали геометрические символы, и постепенно преобразуя их, дошли до конкретных изображений. Вторая версия гласит, что, наоборот, запечатление предметов и объектов окружающего мира со временем развилось во все более абстрактное представление действительности. Какая гипотеза наиболее правдоподобна, пока остается непонятным.

Особенности

Индийскому орнаменту в меньшей степени свойственны геометрические мотивы. Здесь можно встретить и тот самый «огурец», и цветочные гирлянды, и разнообразных птиц и животных. Схема восточных узоров из Индии также напоминает сплошной ковер из повторяющихся красочных элементов.


Древний и средневековый Китай — родина большого числа популярных сегодня орнаментов. В декоре Поднебесной часто встречаются изображения персиков, цикад, пиона, дракона, бабочки

Каждый символ несет сакральный смысл, которому сегодня мало придают значения, но он имел огромную важность в ушедшие эпохи

Японские орнаменты, как и вся культура Страны восходящего солнца, пронизаны любовью к природе. Часто изображаются насекомые, цветы, фантастические и реальные птицы. Цветок с шестнадцатью лепестками, вписанный в круг, — хорошо узнаваемый многими узор, обозначающий солнце. Он является символом императорской власти в Японии.

Арабский восток подарил миру арабеску и мореску. Эти орнаменты всегда строятся на основе математических расчетов. Арабеска представляет собой растительный узор, мореска же состоит из геометрических элементов. Оба орнамента имеют большое число вариантов.

Вдохновение


Сегодня восточные узоры применяются для самых разных целей. Они используются в дизайне интерьера, при разработке тканей с принтами в этническом или эклектичном стиле. И, как это часто бывает в искусстве, вдохновение для своей работы мастера часто ищут в творениях древних. Изгибы линий, выверенный ритм, безупречное или неожиданное сочетание красок рождаются после изучения старинных барельефов, мозаик, фотографий или копий украшений и оружия.

Появление древних восточных орнаментов на повседневной одежде или в интерьере различных заведений напоминает: мы живем в эпоху, когда у каждого есть возможность прикоснуться к наследию не только собственной страны, но всего мира. И это хорошо. Плохо то, что часто знакомство остается лишь поверхностным и формальным, а глубокий смысл, скрывающийся за привлекательной для глаза вязью линий, остается тайной.

Узор в восточном стиле

Искусство Древнего Востока уходит своими корнями в культуру Месопотамии и Персии. Первоначально, как и в других частях света, орнамент имел сакральное значение. Символы наносились на бытовые предметы не для украшения, а в качестве оберегов и предостережений. Нередко восточные узоры на посуде того времени можно найти в обычно недоступных для глаза местах, например на дне.


Один из распространенных элементов — розетка — символизировал вселенский круговорот. Она представляла собой стилизованный распустившийся цветок и имела несколько разновидностей. Часто в восточном орнаменте встречаются растительные мотивы, изображения птиц и Мирового древа. Узор соединял в себе условные элементы-символы и натуралистичные детали.

Характерная особенность восточного узора — ковровое заполнение поверхности. Среди плавных линий, листочков, розеток, шишек и колосьев невозможно найти пустое место. Такой прием используется и в архитектуре, и при декорировании посуды или текстиля.


С этим читают