Картина панно рисунок роспись онежская роспись дерево

Русские ремесла и старинные народные промыслы России

Кузнечное дело

Самым древним народным промыслом на Руси стало кузнечное дело. Кузнецы ковали орудия труда, инструменты (железные сошники, косы, серпы, ножи, пилы, замки) и оружие (мечи, сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы).


Отдельной отраслью было «златокузнечное», т. е. ювелирное дело. Мастера изготавливали искусные ювелирные вещи – бронзовые амулеты и украшения: подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья). Ювелирные украшения выполнены в технике зерни (на изделие напаивался узор, состоявший из множества шариков) и скани (рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью). Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира.

Гончарное ремесло

Гончарное ремесло обособилось несколько позже кузнечного. В XI в. появляется гончарный круг. Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи.

Обработка дерева

Дохристианская Русь знала литье и чекан, керамику и вышивку, владела тонким мастерством эмалей. Киевские художники владели резьбой по кости, чернением, гравировкой по металлу, изготовлением изразцов, стеклоделием.

Но искуснее всего Русь была в обработке дерева. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки, хозяйственная утварь щедро украшались резьбой и определяли ее облик.

Художественная роспись

Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этого этих народных промыслов:

Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне. Название это произошло от названия местности под Москвой. Гончарное ремесло существует здесь с начала XIV века. Гжельская керамика известна и популярна во всем мире.

Жостовская роспись (по названию деревни под Москвой) — декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: цветы и фрукты, исполненные яркими красками на черном фоне.

Палехская миниатюра (по названию райцентра в Ивановской области) – так называется живопись на лаковых изделиях из папье-маше. Шкатулки и ларцы с бытовыми фольклорными, литературными, историческими, религиозными сюжетами, выполненными яркими красками по черному фону. Искусство палехской лаковой миниатюры восходит к XV веку. Первоначально художники писали иконы. Старинная технология росписи передается из поколения в поколение.

Хохлома — это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки, солонки, стулья, полки – расписаны диковинными огненно-алыми цветами. Секрет этих изделий в том, что их два-три раза покрывают лаком, а потом закаляют в печи. От этого лак желтеет, и деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.

Лубок – русские народные картинки, созданные путем оттиска на бумаге с деревянного клише. Продаваемые на ярмарках еще в XVII веке, вплоть до начала XX-го, считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Тематика народных картинок очень разнообразна: она охватывает темы религиозные и нравоучительные, народного эпоса и сказок, исторические и медицинские, обязательно сопровождаемые назидательным или шутливым текстом, повествующие о нраве и быте того времени, содержащие народную мудрость и юмор.

Ремесло в Туле

В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. О появлении первых самоваров в Туле известно с 1778 года. Существует около 200 разновидностей самовара. В Туле есть даже музей самоваров. Но главным русским сувениром считается матрешка — полая внутри, ярко расписанная деревянная кукла, из которой, одна за другой, вынимаются такие же куклы, мал-мала меньше.

Это интересно: Сочинение Истинный творец – это тот, кто обладает талантом и готов на самоотдачу во имя искусства. Такой человек живет ради творчества и предан своим идеалам. Он любит свое дело и стремится достичь в нем совершенства.

Основные элементы вологодской росписи


Привлекательная особенность вологодской школы – удачная комбинация выраженной декоративности и реалистичности изображения природы. Классические образцы направления – это лаконизм широких, схематизирующих графических определений. Если есть контур, то контур смелый и твердый, если яркость и перекличка цветов – то уверенная, неслучайная в выборе мастера.

Базовые элементы:

  • цветы и плоды – символы богатства, урожая и текучести жизни (цветет и плодоносит – значит, жизнь идет, мы продолжаемся и развиваемся);
  • лев – хранитель, сакральный страж богатства хозяина, верный служка и второе «я» хозяина;
  • птицы – и покровительство высших сил, и надежда на завтра (связанная с приходом весны как символа пробуждения и продолжения), и носитель добрых вестей, и семейный оберег.

Символика схожа по значению, а вот техническое отображение отличается в зависимости от школы и способа нанесения рисунка. Потому вологодская роспись – это не узкий перечень черт и деталей, это регионально обозначенный промысел с множеством ответвлений, самобытных и заслуживающих отдельного изучения.

Техника росписи

В народном искусстве различаются два стиля нанесения рисунка на изделие: графический и свободно-кистевой (мазковый).

На севере известны образцы графической росписи, которые относятся к XVII веку. Оформлялись ею бытовые предметы: прялки, короба, сундуки, ковши, расписные тарелки. Техника выполнения такова: на изделие наносится четкий контур рисунка, который потом раскрашивается двумя-тремя цветами. Мастера используют в работе темперные краски. Известны несколько локальных центров народных промыслов Вологодской области, которые работают в такой технике.

Свободно-кистевой, живописный или мазковый рисунок появился на Русском Севере позже, в начале XIX века. Но сам он был далеко не нов, его корни уходят в глубокое прошлое. Техника выполнения отличается от графической коренным образом. Художник не наносит предварительный контур, он начинает писать по «чистому» изделию, сразу нанося мазки краски. Рука при этом движется свободно, границы изображения несколько размыты, отсутствует симметрия. Получается более правдоподобный, «жизненный» рисунок.

В этой технике часто используют прием нанесения на кисть сразу двух красок: цветной и белой. Одним мазком мастер наносит основную краску и тут же оттеняет, усиливает ее звучание белильной оживкой. Свободно-кистевая роспись в Вологодской области чаще всего встречалась в росписи крупной мебели или домов: на карнизах, фронтонах, ставнях.

История

Украшение металлических подносов – работа, требующая не просто умений, но и теоретических знаний. И хоть многие уверены, что знаменитая роспись жестяных подносов – достояние поселения Жостово, специалисты не забывают, где на самом деле зародился промысел. В Нижнем Тагиле, на Урале более чем два с половиной столетия назад возникло направление народного творчества, отголоски которого не просто звучат в сегодняшней художественной культуре: творческие начинания предков продолжают развиваться и технологически переосмысливаться сегодня.

В самостоятельное ремесло роспись сложилась благодаря стараниям Н.Н. Демидова, которому далось учредить на своих заводах школу. Случилось это уже в 19-ом веке: школа живописи Демидова брала на содержание подростков-мальчиков, которые обучались ремеслу росписи подносов четыре года. Руководил обучением профессиональный художник Албычев. Такой квалифицированный подход позволяет судить о тагильской росписи не как о самобытном народном творчестве: стараниями конкретных людей простое декорирование превратилось в искусство с четкой системой обучения.

До школы Демидова роспись подносов прославляла династия художников Худояровых. В 18-ом веке Вавила и Федор Худояровы настолько усовершенствовали и традиционализировали роспись подносов, что промысел уже не умещался в тагильских пределах. Достиг он знаменитого впоследствии села Жостово Мытищинского уезда: тот случай, когда ученик превзошел мастера, но не обесценил его заслуг.

Революция прошлого столетия словно заставила народное творчество, вышедшее на новый уровень, замереть. Но уже ближе к 60-м годам три артели, выпускающие расписные подносы, поспособствовали созданию Нижнетагильского завода: искусство получило второе дыхание. Нельзя сказать, что сегодня промысел процветает. Техника не утрачена, но интересы мастеров, занимающихся традиционными промыслами, сместились в сторону других направлений. направлении художественного творчества? Подробные ответы – далее.

Материалы

Чтобы попробовать свои силы в постижении нижнетагильской техники, пробной работой может быть расписная доска. На ней вы потренируетесь, а далее можно приступать к работе над настоящим металлическим подносом.

  • чистовая заготовка разделочной доски;
  • черный акрил;
  • масляные краски;
  • льняное масло и растворитель;
  • кисти разной ширины (плоские и круглые, в идеале — колонковые).

Доску следует зачистить наждачкой до гладкости, потом ее следует покрыть гладким акрилом. На его просыхание уйдет немало времени: его вы можете потратить на цветовую проработку эскиза. Когда акрил высох, набрасываете карандашом рисунок. Если вы новичок в росписи, не берите сложных мотивов – тагильская роза, рябина подойдут, сложные и изобилующие деталями рисунки будут трудны в исполнении.

Начинается роспись с композиционного центра. Чаще художники стартуют со светлых тонов, прописывая каждый элемент одним мазком. Благодаря сочетанию темных тонов можно придать объем изображению. Постепенно продвигаетесь вглубь, оформляя каждый элемент. Если рисуете тагильские розы (розаны), сначала работаете над бутоном, потом над листьями. Завершается работа прорисовыванием деталей: усиков, тонких веточек, кончиков листьев, расставлением белых точек.


Работу несколько раз нужно покрыть лаком. Это только азы техники, для опытных художников они элементарны, новичкам же следует начинать с таких поступательных действий (тренируясь на деревянных изделиях).

Если тагильская роспись увлекает вас и своей техникой, и историей, и несправедливым забвением (в какой-то мере это так), обязательно посетите Нижнетагильский музей истории подносного промысла.

Его основали в 1991 году, а находится он в доме, где некогда жили мастера Худояровы. Если и есть место, где можно приникнуть к истокам промысла, то именно здесь: богатая экспозиция, экскурс в жизнь и творчество знаменитых художников, а также знакомство с технологической стороной вопроса будут однозначно полезны любителям искусства росписи.

Нижнетагильские расписные подносы достойны того, чтобы к их истории обратились современные любители и специалисты арт-сообщества.

Современный мир

Индустриализация, как видно это из истории, имела все возможности беспощадно стереть ремесла с лица земли. Но они не просто выжили (хотя и далеко не все), но многие даже заняли серьезные позиции в национальном хозяйстве. Возможно, кому-то и набили оскомину восхваления русских традиционных ремесел, но, наверняка, это люди, мало сведущие в возможностях национальных направлений.

Простые примеры: Гжельская фабрика вступает в коллаборации с преуспевающими дизайнерами, и ее продукция появляется в интерьерных обзорах самых популярных блогов о моде и стиле. Или салфетки с крестецкой строчкой (традиционным Новгородским промыслом) используются в дорогой и востребованной рекламе, а статьи о возрождении фабрики печатают в Forbes.

Аналитики пишут, что мир «наелся» продуктов глобализации, осознал ущербность сверхпотребления, и готов отчасти вернуться в постиндустриальный мир.

Коротко о состоянии современных ремесел:

  • за рубежом хозструктуры образуют ремесленный экономический сектор (в Германии, например, ремесленные предприятия создают до четверти ВВП государства);
  • аналитики прочат в самые ближайшие десятилетия ренессанс ремесленничества;
  • ярмарки ремесленников проводятся все чаще и приобретают большие объемы;
  • традиционные производства расширяют свой ассортимент – например, на Жостовской фабрике производят елочные игрушки;
  • ремесленные традиции вливаются в центральные модные запросы – так, к примеру, Торжокские золотошвеи делают уникальные диванные подушки, клатчи, блузки, вещи, подходящие и к современному интерьеру, и к современному луку.

Начиная с первобытно-общинного строя и достигнув эпохи инноваций и «эры Илона Маска», человек, так или иначе, создавал, хранил, совершенствовал ручное производство. Сегодня его не принято противопоставлять машинному по оборотам и доле на рынке. Но зачастую его можно сравнивать с машинным по качеству сырья и исполнению.

Отвечая на вопрос, что же такое ремесло сегодня, можно говорить о нем и как о способе познания мира. И как о способе узнать, как видели мир наши предки. Определения женского и мужского ремесла сегодня все больше стираются, а вот семейные ремесленные мастерские открываются чаще.

Не обязательно повторять то, что было создано на Руси – но можно переосмысливать задумки и наработки народа, находить для них новое звучание и дарить людям уникализированный, качественный продукт. Возможно, это одна из лучших прививок против перекосов глобализма и для сохранения национальной идентичности.

Особенности техники росписи

Грунтовать игрушку не приходилось, ведь при обжиге глина давала ровный цвет.


Мастера использовали анилиновые краски ярких, выразительных цветов. Колористика не самая широкая – красный, желтый да зеленый. Но при этом рисование тройкой цветов (плюс/минус оттенки) в итоге давало пеструю, веселую картинку.

Учиться технике изображения элементов филимоновской росписи можно с малых лет: краски художник наносит последовательно, никогда их не смешивает. Пока не высохнет элемент одного цвета, мастер не перейдет к другому.

Значение цветов:

  • желтый – это солнце, сама жизнь и свет всего мироздания;
  • зеленый цвет означает молодость, возрождение жизни;
  • красный – символизирует землю и огонь, сакральные понятия для человека.

Художницы старались изображать игрушки столь яркими и пестрыми, словно хотели говорить ими о счастье жить, об изначальной установке человека проживать судьбу в радости и благодарности миру.

Образцы, сюжеты, символизм

В основном мастерицы изображали людей, животных, птиц и небольшие композиции.

  • Люди. Барыни и кавалеры всегда с готовой историей: у первых в руках дети или птицы, у мужчин – музыкальные инструменты (часто кавалер представал верхом на лошади). Деталей мало, голова сочленена с шеей, на персонаже – яркий головной убор.
  • Животные. Преимущественно это домашний скот – бараны, коровы, лошади. Все животные с вытянутыми фигурами, тонкошеие, часто отличить зверей друг от друга можно только по форме рогов.
  • Птицы. Также преимущественно домашние – утка, петух, курица, павлин. Шеи у них длинные, конусообразные, головки маленькие.
  • Композиции. Изображались мастерами сюжеты свидания, чаепития, карусели. Чаще это были сцены повседневности, простой жизни. Но встречались и знаковые композиции – например, Георгий со змеей.

Практически все игрушки – свистульки. Музыкальным даром «обделены» только индюки и петухи.

Традиционные узоры и элементы росписи филимоновской игрушки

Элементам росписи филимоновской игрушки присуща символичность, в этом смысле она совпадает с другими народными промыслами России.

Изображения:

  • круги с лучами, кольцевые орнаменты с треугольничками – это символы солнца, добра, радости, благоденствия;
  • схематичные веточки и елочки в филимоновой (как еще могут именовать роспись) означают древо жизни, т.е. связь поколений и неустанное развитие.

Птица означала счастье, добрые вести, конь – это богатство, барыня отождествлялась с берегиней и хранительницей очага, всадник – это защитник или землепашец.

Животных традиционно расписывали яркими разноцветными полосочками. Солнышки и растительный орнамент преобладали в росписи, работы часто ассоциировали с детским стилем, но в этой наивности и простоте их прелесть. Филимоновский промысел в наше время

Правила заполнения ведомости

Исповедная роспись представляет собой список всех жителей, относившихся к приходу церкви. Они были разделены на социальные группы и писались последовательно: духовные, военные, дворяне / статские, дворовые / городские, крестьяне (у каждой группы указывались домовладельцы и их семьи). Исповедные росписи велись в довольно свободной форме, поэтому могут отличаться даже в соседних уездах, не то что в регионах.

В первом столбце писали номер домовладения по счету. Затем шел список людей. Сначала писался домовладелец (глава семьи), затем его жена (которая жена по счету, если не первая, в случае смерти одного из супругов делась приписка: вдова или вдовец). Следом перечислялись их дети и их семьи, если они проживали одним двором с домовладельцем. Затем указывались более дальние родственники, проживающие во дворе: братья, племянники, мать, теща и т.д.

У каждого человека в исповедной росписи указывался порядковый номер – отдельно для женщин и для мужчин, возраст и делалась пометка был ли на исповеди и причастии. Если отсутствовал, то писали причину отсутствия.

Часто списки жителей переписывались с прошлого года, изменяя только возраст. В связи с чем иногда допускались новые или сохранялись старые ошибки в именах, возрасте или фамилии.

По раскольникам создавались отдельные списки. Там указывались все те же самые сведения, а также год, в который человек уклонился в раскол.  Ниже приведена исповедная роспись Вятской губернии за 1904 год по семьям Коробейниковых, которые уклонились в раскол в 1867 и 1857 году.

Список раскольников за 1904 год Крестовоздвиженской церкви села Белозерье Орловского уезда Вятской губернии. Раскольники Коробейниковы из Даниловской беспоповской секты деревни Арсичи (подле речки Раменки), уклонившиеся в раскол в 1867 и 1857гг.


С этим читают