Волховская роспись

Особенности и описание техники

Искусствоведы обязательно увидят в канве, сюжетной линии и технических особенностях пермогорской росписи по дереву отсылки к древнерусским книжным миниатюрам. Они же связаны с иконографией. Легко просматривается это на расписных прялках, основных артефактах, которые представляет пермогорская роспись по дереву.


Сюжеты оформления деревянных конструкции чаще обыгрывали два популярных варианта:

    1. Медальон с изображением птицы Сирин на фоне райских кущ. Или же несколько таких птиц, расположившихся у символического Древа жизни. В нижней части работы изображалась сцена катания на санях, свадебные обряды. Раннее творчество включает мотивы с приездом купца.
    1. Супрядки (посиделки). Девушки и женщины сидели под окнами за пряжей. В нижнем ставе изображение все того же свадебного обряда. Супрядки прокладывали свадебную тематику не только в пермогорских работах: эту событийную связь художники подметили в жизни.

ВЯТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА

      Обработка металла была самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне Древней Руси. Уже в те времена были известны почти все виды современной художественной металлообработки, но главными были ковка, литьё, чеканка, филигрань и зернь. Наиболее высокого уровня развития в то время достигло ювелирное искусство.      Художественная ручная ковка и литейное дело на Вятской земле имеют глубокие исторические корни. Кованые элементы – кольцевые ручки для ворот, защёлки, петли – используются вятчанами при строительстве домов уже в начале XVII века. Позднее работа кузнеца стала играть большую роль в формировании архитектурного ансамбля православного храма. Кузнецы ковали накупольные кресты, решетки на окна, ажурные ограды, намогильные кресты.      В конце XVIII века в Вятской губернии работало 16 чугуноплавильных и железодетальных заводов (Залазнинский, Климовский, Песковский), на которых отливали плиты для пола, лестничные марши и другие изделия. Эти предприятия поставляли кузнецам широкий ассортимент проката, сырья для работы. Изделия из кованого металла были дешевле, чем чугунные заводского производства. Кузнец совмещал в себе проектировщика, технолога и исполнителя. Наибольшее количество кузниц было в Вятке и Сарапульском уезде.

Вятский уткоконь

Чаще всего древние славяне изображали только то, что видели своими глазами, это обусловлено тем, что никаких книг, а тем более телевизоров не существовало. Тем не менее такое существо, как уткоконь, появилось в вятской культуре. Этот зверь имеет мифологические корни, а олицетворял он такие качества, как богатство, плодородие и достаток.

Утка и конь — это именно те животные, которые были в каждом хозяйстве. Скорее всего, именно поэтому люди объединили их для создания божественного образа. Парнокопытные характеризуют силу воли и упорство. А утка всегда олицетворяла материнство и заботу. Таким образом, вымышленный персонаж — это мама и папа в одном лице, то есть семья.

Слайды презентации

Слайд 1

презентация

Слайд 2

виды декоративно-прикладной росписи

Слайд 3

Хохлома Городецкая роспись Жостовская роспись Палех Гжель

Сведения об авторе

Слайд 5

История возникновения хохломы

Жил когда-то в нижегородских лесах чудо мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет «золотой» посуды жителям села Хохлома, а сам исчез…

Слайд 6

Декоративная чаша

Черный цвет особенно хорошо подчеркивает золото листьев, яркость ягод. Такая роспись называется под фон.

По блестящей, золотой поверхности изделия выводитсся разноцветный рисунок.

Слайд 7

Ковш «Уточка»

Рисунок никогда не повторяется совершенно точно,-каждый вариант новая импровизация

Слайд 8

Городецкая роспись

Есть на реке Волге старинный русский городок широко известный сегодня своей характерной росписью по дереву-это Городец.

Слайд 9

. Здесь 150 лет назад зародилась Городецкая роспись.

Деревня Репино

Слайд 10

Сегодня городецкая роспись украшает ларцы,шкатулки, панно, кухонную утварь, игрушки и даже мебель.

Слайд 11

все для кухни

Слайд 12


Набор кухонной утвари

Солонки

Доски разделочные

Слайд 13

Буфет

Кухонный гарнитур

Мебель для кухни

Слайд 14

Предметы, украшающие наш быт

Слайд 15

Все для дома

Слайд 16

Для дачи

Полочка под телефон

Набор дачной мебели

Слайд 17

Жостово

Родился этот промысел На Урале в Нижнем Тагиле, а символом его стала подмосковная деревня Жостово. Именно жостовские изделия приобрели всемирную известность.

Слайд 18

Жостовская роспись является одним из наиболее ярких примеров русских народных промыслов

Слайд 19

На подносах изображают яркие, очень красивые цветы, фрукты и ягоды, сказочных птиц.

Жостовские подносы

Слайд 20

В Жостове подносы пишут по принципу свободной импровизации,у каждого мастера своя манера письма.

Слайд 21

Из предметов быта подносы превратились в украшение интерьера

Слайд 22

Палех

Про Палех говорят, что это чудо созданное руками человека.

Слайд 23


Сюжеты для росписи художники берут из сказок и былин, истории и литературы, народных песен, присказок и побасенок.

Слайд 24

Иллюстрация к сказке «Сказка о царе Салтане…»

Всё, что изображено на шкатулке, как будто лежит по чёрному фону.

Слайд 25

Иллюстрация к сказке «Аленький цветочек»

Палехская роспись как бы «расплескивается» по черной, а иногда красной лаковой поверхности изделий.Дополняет её сложный и тонкий орнамент рисованный«твореным» золотом по краям миниатюры.

Слайд 26

Только в волшебной стране и на палехской миниатюре можно встретить такие причудливые растения.

Ракушка

Слайд 27

Лаковые коробочки из папье-маше могут быть любого размера и любой формы-шкатулки, ларчики.

Слайд 28

Иллюстрация к сказке «Конёк-Горбунок»

Утонченные фигуры людей и монументальны и невесомы. Развевающиеся или спадающие складки одежд усиливают ощущение полёта и величия.

Слайд 29

Гжель

Гжелью исстари называлась местность в шестидесяти километрах от Москвы, богатая залежами разнообразных качественных глин, из которых народные умельцы лепили то, что нужно было в быту и мило душе.

Слайд 30

Вазы

(изделия из фарфора)

Слайд 31

Сувениры

Слайд 32

Предметы для сервировки стола

Слайд 33

Ссылки на ресурсы Интернет

Гжель — Российская фабрика фарфора www.aport.ru Наследие-продажа русских подарков и сувениров http://www.present.ru Искусство Палеха-страничка палехских художников http://palekh.wm.ru

Символика элементов

Борецкая роспись, элементы которой увлекательно рассматривать поочередно, это мир символики и скрытых смыслов. Благодаря этому работа приобретает философский контекст, и влияет на зрителя не шаблон, не конвейерный рисунок, а смысловая подача в декоративном оформлении.

Главные элементы направления:

  • птица (птицы) – если крылья ее раскрыты, это могло быть символом власти солнца, но даже иное изображение птицы вызывало ассоциации с теплом, весной, пробуждением, предвестником щедрого урожая и добробыта;
  • дерево – это древо жизнь, активность человеческой души в мире;
  • конь – чаще в северодвинской росписи обозначал восход солнца, его жизненную силу и могущество;
  • тюльпан – символизировал достаток (так как художник вживую диковинного тюльпана не видел, приписывал к нему чужеродные листочки, земляники или папоротника);
  • трилистник – у славян означал основу гармоничного сосуществования, в разные времена он был символом триединства природных явлений, а также знаком христианства;
  • ягодная веточка – также означала достаток, богатство, налаженный быт (как сказали бы сегодня).

Распространенные орнаментальные типы — уголок, композиция в круге, розетка, ленточный орнамент, композиция в квадрате.

Современное развитие волховской росписи

В Государственном Русском музее находится коллекция прялок, которая послужила основой для воссоздания одного из ладожских промыслов. А, если быть точнее, воссоздали старинное направление уже не как промысел, а как промышленное производство. В Волхове раньше было небольшое производство деревянной утвари, а при организации в конце 60-х гг. прошлого века Ленинградского объединения народных промыслов появился цех художественной обработки дерева.


В 90-е русское народное искусство находилось если не на грани забытья, то под большим риском затухания всякого интереса к нему. К счастью, этот период не был долгим, и сегодня народные промыслы стали опять востребованы, интересны и внутри страны, и за ее пределами.

Так, в 2018 году научно-производственный холдинг «Аксортиум» вместе с многочисленными партнерами в сфере искусства организовал масштабное научное исследование. Благодаря этому проекту изделия и традиционные орнаменты волховской росписи по дереву были воссозданы, получилось систематизировать и полное описание элементов промысла, композиционных видов, вариантов нанесения орнамента, цветовых и стилевых особенностей.

И уже в 2019 году в г. Волхов, на родине промысла, создано предприятие, которое так и называется «Волховская роспись». Изделия, которые производит предприятие, документально относятся к народным художественным промыслам. Такое событие – явление в мире традиционного русского народного искусства.

Волхов стал примером арт «регенерации», когда современники инвестировали ресурсы в старинное художественное направление. Ручная работа никогда не будет предполагать огромных масштабов, большого рынка сбыта, высокой производительности

Но пример Волхова заинтересовал общественность: на него уже обратили внимание и журналисты, и популярные блогеры, и предприниматели. Прекрасно, если по образцу «Волховской росписи» новое дыхание обретут и другие яркие, самобытные промыслы России

Рекомендуем также познакомиться с ракульской росписью. Как и где она появилась, а также, в чем ее особенность, читайте в нашей статье: «Ракульская роспись – в чем загадка ее возникновения, и почему этот промысел выделяется в ряду схожих народных направлений?».

История

Известно это художественное направление с 19 столетия. Возникла роспись в поселениях на берегу реки Волхов, что и заложено в ее названии. В целом же относят этот промысел к числу ладожских ремесел.

В самом начале своей истории волховская роспись не отличалась той красочностью, по которой она впоследствии стала узнаваемой. Прославили ее прялки, которые изначально украшала резьба. Это был трудозатратный процесс, который по мере совершенствования открывал мастерам все большие колористические возможности.

Собственно, прялки и являются первым и наиболее изученным видом расписных волховских произведений. Они делились на две разновидности: «золоченки» и «крашенки».

Волховские прялки:

  • «Золоченки» отличало стилистическое декоративное единство. На лицевой стороне предмета изображался крупный цветок, с трех сторон обрамленный полоской с именем обладательницы прялки. Мазок используется плоский, но за счет цветовой композиции цветок сочный, выпуклый. «Золоченки» — нарядные, праздничные. На них видна символика стихий, а также растительные и анималистические мотивы.
  • «Крашенки» — на них золотого обрамления и надписей не было. Но отличали многие «крашенки» точеные ножки, причудливо изогнутые сережки, и очень живописный декор. Можно сказать почти с уверенностью, что эти прялки предваряли появление «золоченок». И традиционные композиционные приемы сохраняются в обоих видах расписных изделий.

Позднее мастера взялись за роспись разделочных досок и других деревянных изделий. Если говорить о стилистическом влиянии, нельзя не заметить, что в волховской росписи много взято из карельской росписи. Влияние петриковского промысла, как ни удивительно, в волховских образах тоже просматривается.

Основные элементы пермогорской росписи по дереву

Чем де отличается эта техника от немалого количества других? Прежде всего, присуща ей высокая степень повествовательности. Каждый элемент продуман, детали выстроены в одну «говорящую» композицию. В растительном узоре просматриваются жанровые и бытовые сюжеты – художник выступает в роли красноречивого рассказчика Главные элементы техники:

Бордюры и ленточки. Не зря начало изучения росписи – это исследования окаймления работы, которое нередко недооценивает созерцатель. Именно оно придает работе завершенность, цельность, узнаваемость. Размер окаймления не крупнее рисунка, он не давит его, а комплементарно оформляет. Между каждым видом бордюра художник прокладывает монохромную полосу, смягчая переход между элементами. Треугольнички, ромбы и дуги с капельками – отличительные особенности пермогорской росписи.

Углы. В этой технике умельцы акцентируют заполнение углов

И хоть они тоже носят только вспомогательный характер, затейливость узоров в углах приковывает внимание зрителя, отображает кропотливую работу мастера.

Приписки. Это мелкие элементы, удачно заполняющие, организующие пространство расписной работы

Листочки, ягодки, «огуречники» могли быть монохромными, часто использовались они как автограф автора, служили своеобразным «фирменным стилем».

Тюльпан, трилистник, древо, птица Сирин – пермская роспись не обходилась без столь узнаваемых элементов. Тюльпан придавал работе изящества, тонкости, трилистник считался основным растительным мотивом. Древо – это сама жизнь и мудрость ее течения, птицы – вестник продолжения жизни, надежды на счастливую судьбу. Птица Сирин, как одна из визитных карточек техники, считалась обережным, счастливым символом.

Ниточки творчества могут истончаться, но прочность традиций и генетического стремления к непрерывности искусства не дают им порваться. И сегодня художники, владеющие уже новыми инструментами, программами, формами работы с изображением, продолжают традиции прадедов.

Какие используются цвета

Сначала в качестве краски волховские умельцы использовали сажу. Ее смешивали с лиственничной смолой и береговой глиной. Потом на смену этому сложному способу пришла клеевая роспись по меловому грунту. Отличается волховская роспись особым мазком: мазки краски предполагали переходы цвета. На кисточку набирают не один цвет, а сразу несколько.

Какие цвета присутствуют на работах:

  • оттенки красного и оранжевого;
  • вариации лилового, сиреневого, фиолетового;
  • зеленый цвет – от травяного до насыщенного темного;
  • белый;
  • синий и голубой цвета;
  • черный, темно-коричневый.

Очевидно, что это не скупое на цвета художественное направление, обогащенное именно особенной техникой перехода цвета. Несмотря на яркость и пестроту, за счет цветового перехода в картинке присутствует притягательная мягкость и нежность.

Гибель в воздухе

Самолет Онисима Панкратова (Архивное фото)

Конечно, после завершения своего путешествия Панкратов стал звездой российского масштаба. О нем писали газеты и журналы, и материальная нужда отступила. Но не отступила тяга Онисима к подвигам – согласно архивным документам, в июне 1914 Панкратов вступил в Военную авиационную школу в Гатчине. Уже в августе он получил право управлять самолетом «Фарман» и был назначен в 12-й корпусной авиационный отряд – шла Первая мировая война…

Онисим Панкратов (сидит в первом ряду, центр) на групповом фото летчиков-героев авиации Российской Империи (Архивное фото)

Поразительно, но редкий успех сопутствовал Панкратову и в небе. В те времена, когда самолеты были ненадежны, а опыт у летчиков и их тренеров небольшой, Панкратов переходит из одного авиационного отряда в другой, сменил 4 места службы, причем в ноябре 1914 его самолет был сбит и рухнул, однако Панкратов остался жив. Еще не будучи офицером, Панкратов награжден Георгиевскими солдатскими крестами 4-й, 3-й и 2-й степеней и Георгиевской медалью – такие награды давались солдатам за исключительную храбрость в бою. В 1915 Панкратова произвели в прапорщики.

В июле 1916 года он становится участником отряда истребителей. Но через месяц в районе Двинска, совершая боевой вылет, на этот раз в качестве стрелка в самолете французского пилота Анри Лорана, погиб – их самолет был сбит и рухнул.

Онисим Панкратов в униформе 12го корпусного авиаотряда, с тремя Георгиевскими солдатскими крестами на груди (Архивное фото)

Очевидно, Онисим Панкратов был очень известным человеком в армии – еще в 12-м корпусном авиаотряде он попал в газеты как один из «героев воздушного флота». А посмертно Онисим удостоился и Георгиевского ордена 4-й степени, а в следующем году, также посмертно, Панкратов был награждён орденами Св. Анны 4-й степени (3 января 1917 года) и Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом (12 мая 1917 года). Однако в памяти русских он остался прежде всего не за боевые, а за спортивные подвиги – как первый русский кругосветный путешественник на двухколесном транспорте.

СУНСКАЯ ИГРУШКА

      Помимо знаменитой дымковской игрушки сохранились сведения ещё об одном центре глиняных игрушек — деревне Казённой Сунского района Кировской области. Знаток Вятских промыслов, художник Алексей Иванович Деньшин в своей рукописи «Народные художественные промыслы и ремёсла Кировской области в прошлом и настоящем» называет имя Н.С.Калининой — «старушки, производящей в 1930-1940 годах чернолаковые глиняные свистульки.»      Небольшие коллекции этих игрушек или дудок, сохранились в фондах кировских художественного и краеведческого музеев. Эти маленькие свистульки в виде всадников, коней, собак, птиц схожи по тематике с дымковской игрушкой. Но яркая роспись клеевыми красками, частично напоминающая орнамент знаменитой «дымки» выполнена по слою чёрного блестящего лака. Этот фон получался после вторичного обжига игрушки, покрытой варом-смолой. Эти свистульки продолжали делать до 1970 годов.

Папина идея

Онисим Панкратов родился в Пензенской губернии в 1888 году. Происходил он не из самых бедных крестьян, так как получил гимназическое образование. В 1896, когда Онисим еще учился, его отец, Петр Панкратов, прочитал в газетах о том, что международная федерация велоспорта пообещала бриллиантовую пальмовую ветвь первому велосипедисту, который объедет Европу по предложенному федерацией маршруту. Петр был поклонником спорта, фанатом силача Ивана Поддубного, и с детства прививал своему сыну любовь к физическим упражнениям. Однако до осуществления мечты о путешествии было еще далеко.

В 1908 году семья Панкратовых переехала в Харбин – по какой причине это произошло, неизвестно. Однако в Харбине уже очень могучий физически Онисим, как писала о нем газета «Утро России», «стоял во главе всех местных спортивных организаций и особенно прославился, как смелый руководитель харбинской вольной пожарной дружины».

К 1911 году, скопив денег на собственный «легкодорожный» велосипед «Грицнер», Панкратов, уже занимавшийся к тому времени велоспортом на харбинском треке, собрался в кругосветное путешествие на велосипеде. Изначально это не планировалось как сольная поездка – сохранились фамилии трех велосипедистов, выехавших 10 июля 1911 года в сторону Москвы из Харбина вместе с Панкратовым: Воронинов, Сорокин и Цейберг. Но все они довольно быстро «отвалились» из-за неудовлетворительной физической подготовки. Начиная от Читы, Панкратов продолжал путь в одиночестве.

Элементы вятской росписи

Традиционно в вятской росписи люди изображались редко. Чаще рисовали цветы, животных.  Цветы и деревья символизировали жизненный цикл. Цветы обычно соединяются в букеты или гирлянды.

(Птицы мира. Центр русской культуры и письменности «Мир»)

Еще часто встречается изображение круга, как символическое обозначение солнца, а закругленные мазки обозначают лучи и солнечную энергию. Несколько кругов означают движение Солнца по небу.

Также древним символом плодородия и достатка является изображение ромба.

(Старинные ткани из экспедиций ИКК «Мир»)

Наряду со львом, призванным защищать дом, такими же защитниками выступали и птицы. Часто они изображались рядом со львами. Птицы могли быть разных пород: куры, утки, вороны.  Особенностью именно вятской росписи было то, что изображение совы считалось положительным образом. Птиц в народной традиции считали вестниками, посредниками между людьми и высшими силами.

Главным цветом в росписи является красный, символ жизни. Еще используются другие яркие цвета: желтый, оранжевый, зеленый и черный. Для контраста и обозначения воды берется синий цвет. Обязательно присутствует и белый цвет, как обозначение всего Белого Света.

Материалы

Возникновение борецкой росписи сопрягалось с использованием имеющихся в то время материалов, натуральных и долгое время не меняющихся. Современный мастер, у которого в руках окажется книга с историей северодвинского искусства, предпочтет работать с новейшими материалами. Новейшими – не значит дорогими.

Начинать работать в данной технике можно, имея:

  • гуашь (подойдет как художественная, так и плакатная);
  • кисти – колонковые или бельчьи (от № 1 до №4), обязательно с заостренным кончиком;
  • карандаши с черным грифелем;
  • лак;
  • наждачную бумагу.

Будущая картинка хорошо ложится на сосну, березу, липу. Можно даже расписывать фанеру с имитацией под древесину. А чтобы роспись легла идеально, поверхность следует покрыть специальным крахмальным грунтом. Предварительно дерево прошкуривают и отшлифовывают суконкой. Грунт кладется тканевым тампоном, после этого дерево снова шлифуют.

Также рекомендуем вам почитать статью: История и особенности Пучужской росписи.

ВЯТСКИЙ ТОКАРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

      Токарное искусство вятских мастеров-«посудников» и «веретенщиков» повлияло на развитие игрушечного производства. С появлением самопрялок во второй половине XIX века токари переключились на выработку игрушек.      Главным сырьем для игрушечников была липа – из неё делали разъёмные игрушки – шары, яйца, чашки, матрешки.      Осину, берёзу, клён, яблоню и ольху использовали для изготовления пирамид, кеглей, крокета, шахмат, бирюлек, настольных детских игр. Из можжевельника вытачивали бусы, кукольную посуду, самоварчики. В это время в Вятском уезде в промысле было занято около 1000 семей. Это подтверждают прейскуранты Вятского кустарного склада.      Заготовки вели до Петрова дня (12 июля), затем с заготовок снимали кору, распиливали на части, сушили.      Для производства токарного изделия требовалось осуществить несколько операций, каждую из которых выполнял отдельный мастер. После заготовки дерева (болванок) к её наружной обрезке приступал «болваночник». Тесальщик долбил болванку, а затем токарь выделывал форму изделия на станке.


С этим читают