Презентация к уроку по предмету «композиция» во 2 классе дхш. тема урока: «растительный орнамент в полосе»

История


Что такое орнамент, мы поняли, а как же он появился? Первые сведения о нем можно найти в эпоху палеолита. Уже тогда люди поняли, что упорядоченная информация лучше воспринимается человеком. В неолите орнамент начал активно развиваться. Расцвет его происходит совместно с развитием Египетского государства. Именно в ту эпоху люди активно осваивали керамическое искусство. С помощью нитей и тростинок они наносили рисунок на вазы и сосуды. Причем изображения имели сакральный смысл.

Чаще всего украшались не предметы повседневного пользования, а ритуальные изделия. В декорированных кувшинах приносили дары богам и фараонам. В римской империи люди стали изображать на вазах не только геометрический и растительный декор, но и сценки из жизни. Они украшали амфоры и вазоны. История возникновения орнамента неотрывно связана с развитием культуры. Люди украшали одежду не для того, чтобы она выглядела презентабельно, а для того, чтобы умилостивить злых духов.

Со временем орнамент стал нести все меньше смысла. С развитием монистической религии люди перестали придавать символике большое значение. Узоры и орнаменты на посуду наносились только в декоративных целях. Но все равно этот пласт культуры, который до сих пор играет большую роль в развитии искусства.

Казахский орнамент и его значение

Казахские узоры имеют конкретное значение и отражают художественное видение окружающего мира. С давних времен орнаменты считались оберегами, которые защищали людей от злых сил, приносили счастье. Ими украшали одежду, ювелирные изделия, жилища, посуду, ковры. Некоторая символика сохранилась до наших дней в неизменном виде. Значение же другой безвозвратно утеряно. Рассмотрим основные символы казахского народа.

Фото: lada.kz

Казахские простые орнаменты и узоры

Прямолинейные простые символы использовались для создания сложных композиций. До наших дней они дошли в виде росписи на тканях и предметах быта. Это часть преданий и культурного наследия. Некоторые орнаменты и их значение такие:

  • «Балдак». Орнамент напоминает перевернутую ручку костыля. Применяли при росписи войлока. Отождествляется с балдаком — подставкой под руку в виде рогатки, которую использовали во время соколиной охоты.
  • «Балта». Символ напоминает букву «Г» и отождествляется с топором.
  • «Мор». Это равносторонний казахский орнамент, символизирующий стороны света.
  • «Канка». Напоминает хребет животного. Использовался для украшения вязаных вещей и предметов обихода.

Простые казахские орнаменты

Существует множество узоров, каждый из которых дает сотни производных. Известны лишь предпочтения древних казахов в нанесении тех или иных рисунков на предметы, в то время как их точная смысловая интерпретация утеряна.

Полосы орнамента

Как известно, существуют два основных способа изображения символических элементов – в виде одной линии (части узора следуют одна за другой) и круговой.

Растительный орнамент в полосе представляет собой постоянное повторение и чередование различных элементов. Пшеничные колосья, к примеру, могут чередоваться с хмелем. Такого рода расположение чаще всего использовалось именно в одежде, поскольку имело своего рода защитную функцию. Как правило, узоры такого типа были размещены на манжетах, поясах, у ворота и на юбках

Опоясывание растительными элементами имело для народа чрезвычайно важное значение, которое во многом сохранилось и до сих пор

Также линейное изображение применялось в декорировании домов – часто растительные элементы можно встретить по периметру дверей, на ставнях домов, столах и других предметах интерьера.

презентация рисование растительного узора в полосе

Урок 8. Веселые узоры. Узор в полосе. Видеофрагмент. Орнамент. Узор в полосе. Урок 7. Богатый урожай (рисование на тему), 5. Урок 8. Веселые. 24 ноя 2012. Передача простыми приемами мотивов растительного узора.. Практические материалы Рисование узора в полосе с использованием. 20 мар 2014. Рисование в полосе узора из растительных форм».… методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа). 18 янв 2011. Научить детей правильно располагать узоры на полосе, правильно компоновать узор, использовать приемы. Между ними мы и будем рисовать растительный орнамент.. Презентация к уроку: Орнамен… 28 ноя 2012. Красота арнаментов из растительных форм. Красота. Декоративная тарелка с узором из ягод в круге на тему «Лесная сказка». 31 окт 2008. Презентации – пособия по рисованию, содержащие детские рисунки. 8.3 3. Презентации и… Практическая работа: Узор в полосе. урок ИЗО по рисованию растительного узора в полосеТема: растительный узор в полосе Класс: 2 Цель: изобразить растительный узор в полосе . Урок 8. Веселые узоры. Узор в полосе. Видеофрагмент. Орнамент. Узор в полосе. Урок 7. Богатый урожай (рисование на тему), 5. Урок 8. Веселые. Конкурс «Презентация к уроку» · Администрирование школы · Внеклассная работа. Создаем красивые узоры из геометрических фигур».. с узорами в полосе, в которых чередовались растительные элементы “Дубовые листья”,. Презентация на тему Хохломская роспись. Растительный узор в полосе к уроку в начальной школе.. Декоративное рисование. Хохломская роспись. 31 окт 2008. Презентации – пособия по рисованию, содержащие детские рисунки. 8.3 3. Презентации и… Практическая работа: Узор в полосе. 4 сен 2014. Презентация (17 слайдов) урока ИЗО в 3 классе по теме: Натюрморт.. урок ИЗО по рисованию растительного узора в полосеТема:. 28 ноя 2012. Красота арнаментов из растительных форм. Красота. Декоративная тарелка с узором из ягод в круге на тему «Лесная сказка». урок ИЗО по рисованию растительного узора в полосе. > Конспект урока. Презентация о творчестве Даши Намдакова«Удачливое солнце». > Конспект. К моему глубочайшему сожалению, я совершенно не умею рисовать, но во мне есть. в котором узор и изображения выполняются ручным или машинным. Украинским вышивкам присуши как геометрические, так и растительные. вещах орнаментальную полосу следует начинать вышивать со средины.

: 1823

  • презентация,
  • рисование,
  • растительного,
  • узора,
  • полосе
  • 11 октября 2014, 07:44
  • anatu

Презентация на тему: » «Узоры и орнаменты». Орнаментом называется узор построенный чередованием каких — нибудь рисунков или линий. Орнамент ( от лат. ornamentum украшение )» — Транскрипт:

29 Спасибо за внимание

Виды орнаментов

На данном этапе развития культурологии принято различать четыре основных типа этих украшающих элементов. Одним из самых распространенных считается геометрический узор, которому свойственно обилие четких линий, точек и геометрических фигур.

Следующим по популярности следует растительный орнамент, в основе которого лежит изображение различных листьев или же цветов, расположенных в определенном порядке и конкретных формах. Этот тип украшения одежды и предметов быта очень характерен для нашей славянской культуры.

Примерно такое же распространение, как и растительный орнамент, получил зооморфный. В некотором смысле они даже близки друг другу, поскольку элементы флоры часто встречаются в такого рода изображениях. Тем не менее, основной акцент ставится в данном случае именно на животных (причем как реально существующих, так и выдуманных).


Наконец, культурологами выделяется так называемый антропоморфный тип орнамента, в основе концепции которого стоит человек.

В данной же статье мы определим, что такое растительный орнамент, для каких культур он характерен и что символизирует.

Узор в полосе: трава на берегу реки

Продолжаем разрабатывать необъятную и очень перспективную тему «узор в полосе». Для развития мелкой моторики рук и глазомера детей дорисовывание и самостоятельное составление различных узоров — просто клад.

Насчёт «узора в полосе» понятно, что нужна полоса. Её можно начертить (это облегчит построение) или вариант: нарисовать узор ровной строчкой на чистом листе без разлиновки и расчерчивания- вот это уже покруче.

Обычно я стараюсь при объяснении темы не давать сравнений, чтобы не путать учеников и не создавать у них мыслительные шаблоны типа «голова овальная», «ёлка треугольная». Но иногда я всё же отхожу от своих принципов: например, чтобы растормошить учеников и просто чтобы тема стала забавнее.

Узоры в полосе я рисую на узких полосках бумаги. Ну, не весь узор целиком, а только несколько первых элементов, чтобы показать форму, размер деталей и расстояния между ними. Ученики дорисовывают строчку. Дело,на первый взгляд, не очень-то и увлекательное. Однако ,когда всё это проходит под лозунгом: «На берегу реки…» дети, знаете ли, рисуют не просто охотно, а прямо с энтузиазмом. Типа игра.

Итак. Никаких предварений или попыток привязать условно-сказочную ситуацию. Просто заявляю, что на берегу реки росла трава! Р-Р-Р-овная, как газон и очень упитанная.

Вперёд!

Получившийся газон отражается в реке(если кто не вспомнил сразу-тихая подсказка: строчку можно ведь и начертить-вспомогательные линии,ограничивающие высоту травинок, очень помогают,а потом их можно и стереть).

Далее заявка: на берегу реки…эээ…вобщем, трава росла в воздухе, но держалась очень чётко в строю!

При этом дул устойчивый ветер и трава росла с постоянным наклоном:

На берегу реки среди травы росли …фонари!

Дети с интересом ждут следующую простенькую картинку с прибрежным содержанием. Пожалуйста: на берегу реки был не берег, а холм!

Ого! Да там вообще пересечённая местность:

В таких сложных условиях каждая травинка должна очень чётко продумать свою линию проведения!

На берегу реки был штиль: в спокойной глади вод вся трава отражалась чётко с сохранением размеров, но вниз головой:


(Это тема «симметрия»,но мы таких слов говорить не будем, чтобы не нарушать очарования ботанических изысканий.)

Растительность выстроилась в ряд:

И она тоже отражалась в реке:

На берегу реки росли травы и завитушки:

На берегу реки росли злаки и двудольные!

Я заметила,что чем более нелепое определение,тем интереснее рисовать и качество выполнения-выше.

И вот так можно минут за 10 в конце занятия, когда дети уже утомились, и развлечь их и очень даже с пользой заняться краеведческими изысканиями на берегу реки.

Впрочем, это только начало. Когда дети привыкнут и поймут условия этой игры, узоры усложним и динамики добавим. Но об этом расскажу в следующий раз. Подписывайтесь на обновления блога Handykids.ru -«Изо» и «ручной труд» для детей по почте]

Автор статьи Марина Новикова.

Ещё советую почитать по теме составления узоров:

Узор в полосе Змея

Узор волна

Узор чешуи

Узор Цветы

Метки: составление узора, узор

Тайный смысл

Совершенно очевидно, что растительные элементы орнамента никогда не изображались в качестве простого украшения. Испокон веков изображение той или иной фигуры или явления имело скрытый сакральный смысл. Калина на одежде и предметах быта, к примеру, символизировала не только космическую гармонию, но и благоденствие, здоровье и прочность рода.

Дубовые листья, вышитые на мужских сорочках и полотенцах, должны были приносить их обладателям силу и мужество.


Виноградные листья и грозди означали прочность и счастье семьи, здоровое потомство и всяческие блага, связанные с семейным очагом. Маки же должны были защитить владельца от зла в любых его проявлениях.

История промысла

Промысел возник во второй половине XVII века в деревнях Заволжья. Хохлома – крупный центр сбыта, «подарил» росписи соответствующее название. Характерная черта – золочение деревянных поверхностей и щедрое декорирование различными узорами. Свободная кистевая манера позволяла работать сразу в двух ключевых направлениях: фоновой росписи и верховой композиции.

На левом берегу Волги располагалось немало деревень, где и процветал промысел. Жители поселков Глибино, Хрящи, Шабаши, Безделы, Мокушино привозили в Хохлому товары на продажу. Истинная родина хохломы – Ковернинский район Нижегородской области.

Окраску «под золото» часто связывают со старообрядцами Заволжья. Они преследовали «старую веру» и селились в чаще глухих лесов. Среди них было немало талантливых художников, которые посредством тонкого кистевого рисунка писали иконы и украшали древние книги. Жители Заволжья преуспели в токарном деле и резьбе по дереву. Слияние двух традиций и породило рождение хохломского промысла. Он вобрал в себе богатую подачу и вычурность иконописцев, а также традиционность форм и безупречность линий мастеров Заволжья.   

Существует также несколько красивых легенд. Одна из них об иконописце Андрее Лоскуте, который в свое время бежал из столицы из-за реформ патриарха. Он нашел себе укрытие в глухом лесу и продолжал писать иконы «по старинке. Однако, патриарху донесли о местонахождении беглеца и о том, что он учит «старому» иконному письму жителей близлежащих сел. Иконописец-бунтарь сжег себя добровольно в костре, перед этим завещая своим ученикам сохранить его мастерство.

Согласно другой легенде в чаще леса жил никому не известный мастер, которым сам придумал столь роскошное письмо по дереву. Время от времени он одаривал жителей близлежащих деревень своими творениями. Спустя некоторое время слава о дивном мастере дошла до царя. Тот немедленно отправил своих подчиненных в лес, чтобы те привели основателя хохломы в палаты. Однако, мастер не захотел идти в подчинение к царю. Талантливого незнакомца так и не нашли. Так у простых людей  и не отобрали простой промысел.

Что понадобится для работы: рекомендации, подготовка, материалы

Приступая к оформлению комнаты, необходимо правильно выбрать рисунок, который гармонично впишется в существующий интерьер. Картина может занимать значительную долю пространства в помещении или быть лишь маленькой художественной деталью.

Перед тем, как нанести рисунок на стену, убедитесь, что её поверхность абсолютно ровная и не имеет шероховатостей. При необходимости стену придётся отшлифовать и, если этого требует тематика изображения, покрасить для создания нужного фона.

Теперь необходимо подготовить материалы. Для нанесения рисунка возьмите кисточку, акриловые краски на водной основе и трафарет. Также нужно заранее позаботиться об отдельной посуде для смешивания красок.

Чтобы красивая картина получилась с первого раза, а результат работы радовал вас долго, воспользуйтесь инструкцией для правильной росписи стен.

Сначала сделайте набросок, обозначьте общие очертания рисунка, а потом приступайте к добавлению деталей. На первом этапе работы рекомендуется использовать простые цветные карандаши; при необходимости их легко смыть.

Время от времени отходите от стены, чтобы видеть, как изображение выглядит на расстоянии. Если вы не уверены в своём мастерстве, можно облегчить себе задачу: попробовать рисовать по клеточкам или обвести рисунок со слайда на стене.

Подготовьте акриловые краски, смешайте их до нужной консистенции

Важно, чтобы она не была густой или слишком жидкой – это позволит ей хорошо ложиться на поверхность

Начните оформление с крупных деталей, затем возьмитесь за более мелкие. Для рисования лепестков и других мелких предметов выбирайте кисточки меньшего размера или специальные валики для рисования.


С этим читают