Узоры наличников на окна деревянного дома

Приемы построения орнамента

Каждый узор, геометрический, растительный или любой другой, представляет собой определенный ритм, то есть повторение, чередование определенных элементов. В качестве мотива можно взять равнобедренный треугольник. Многократно повторите его по горизонтали без промежутков, тогда получатся своеобразные зубчики, на одинаковом расстоянии или чередуя длину пространства между элементами в определенной комбинации. Вид ленточного орнамента будет меняться. То же самое можно сделать по вертикали.


Чтобы создать сетчатый узор, достаточно полученную на первом этапе строчку из треугольников повторить несколько раз в столбик. Каждый модуль может находиться как один под другим, так и со смещением. Два разных горизонтальных ряда чередуются по определенной закономерности, через один, два и т.д

Оригинальные декоры получаются при комбинации различных видов отзеркаливания. По горизонтали или вертикали отражаются строчки, столбцы или только их части в определенной комбинации.

Центрические геометрические орнаменты и узоры получить также легко. Достаточно выбрать точку вращения на одном из концов элемента, внутри него или за пределами и вокруг нее сдвигать треугольник на определенное количество градусов.

Разбираем создание геометрической резьбы по дереву

Ножи для геометрической резьбы:

Чтобы научиться вырезать по дереву в представленной технике, можно пойти к опытному мастеру на курсы или осваивать материал самостоятельно – с помощью видео и глядя на фотографии. Для тех, кто выбрал последнее из перечисленного, ниже представлено пошаговое руководство. Кроме того, во многих источниках предлагается скачать альбомы с эскизами и фото резьбы по дереву.

С чего начать учебу резьбе по дереву для начинающих?

Для начинающих первым делом надо научиться правильно держать нож в руке. Освоить этот прием можно, тренируясь вырезать бороздки на деревянном бруске. Не следует перескакивать этот шаг и переходить к орнаментам, поскольку без первоначальной тренировки изделия не получатся сразу ровными.

Первый вырез: выполнение борозды вдоль волокон дерева.

Чтобы научиться понимать эскизы и вырезать, глядя на фото и рисунки, нужно понять, каким образом выполняются самые элементарные приемы.

Необходимо взять нож-резак и небольшой брусок из мягкого дерева. Хорошо для этого подойдет липа: она достаточно мягкая и податливая

Важно определить направление волокна. После этого зажать резак в кулаке в нижней части ручки, тупым углом к себе

Тупой угол резака носит название пятки. Нож должен быть наклонен немного вправо. Для получения ровной линии пятка должна быть приближена к дереву, но при этом не утопать в нем. Рука должна идти четко, важно чувствовать, если она отклоняется от прямой линии в сторону.

Этот первый надрез на дереве носит название надрезки. После ее выполнения надо перевернуть доску на 180 градусов и выполнить подрезку – точно такую же линию с наклоном ножа вправо на расстоянии 2-3 милиметра от первой. Кроме этого, в начале и в конце будущей борозды необходимо также сделать надсечки. Если все сделано правильно, подрезка и надрезка соприкасаются внутри дерева, и из бороздки выпадет обрезок без лишних усилий. Если не получилось с первого раза, надо нож вставить в имеющиеся прорези и немного углубить их.

Прорезание борозды поперек волокна дерева.

Поперек волокна дерево чуть менее податливо, поэтому резка проходит почти так же, как и вдоль волокон, с единственным отличием: пятка резака должна быть приподнята, а не находиться над самим деревом. Так прорезать породу будет проще, но надо тщательнее следить за тем, чтобы нож не съезжал в стороны от прямой линии.

Выполнение узора “сетка” и “квадраты” на деревянной заготовке.

Сетка, или квадратики – следующий элемент в освоении геометрической резьбы. Чтобы выполнить этот несложный орнамент, надо сначала вырезать полоски вдоль волокон на одинаковой ширине друг от друга, затем проделать борозды поперек волокон. Таким образом получается этот нехитрый узор. Можно также выполнить сетку не вдоль и поперек бруска, а по диагонали. В этом случае надо еще более тщательно следить за твердостью руки и прямотой прорезаемых линий. Если получится лишний разрез, в процессе он будет совсем не заметен, но в дальнейшем, то есть во время морения или покраски, обязательно даст о себе знать.

Схема для приемов “сеточка” и “квадратики”.

Вырезание треугольников на дереве: как это сделать правильно.

Треугольники – распространенный орнамент на предметах домашнего быта, как разделочные доски, рамки для фото и шкатулки. Треугольники, как правило, вырезаются таким образом: от вершин треугольника к его центру проводят линии, по которым делают надкол резаком. Для этого носок, то есть острая часть ножа, вводится вглубь материала, а пятка прикасается, но не вводится, в вершину треугольника. Так делается с каждой из вершин. Таким образом, центр треугольника будет самой глубокой точкой в узоре. Далее необходимо наклонить резак направо и вырезать по направлению справа налево и к себе подрезку

Следующую грань важно вырезать не слева направо, а перевернув брусок. Рука выполняет то же движение, что и с первой гранью

После освоения самых простых треугольников можно попробовать сделать также треугольники со смещенным центром или с закругленными сторонами

В этом случае техника резки остается все той же, важно только следить за движением руки по размеченным линиям. Такая техника чуть сложнее, но, немного потренировавшись, можно с легкостью повторить рисунок любой сложности

ОГЛАВЛЕНИЕ

От редакции 7

Предисловие 9

Вступление 11

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОСНОВЫ ЧЕРЧЕНИЯ

I. Элементарные сведения 15

§ 1. Введение 15

§ 2. Ритм построения 15

§ 3. Классификация линий 15

§ 4. Положение линий 16

§ 5. Взаимное сочетание линий 17

§ 6. Различные фигуры 18


II. О чертежных инструментах 18

III. Чертежные приборы 21

IV. Чертежные приспособления 26

V. Об освещении 27

VI. Материалы 28

VII. Пользование приборами черчения 33

VIII. О технике и работе кистью и красками 37

IX. О разных дополнительных работах 39

X. Необходимые правила для начинающих 40

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ЧЕРЧЕНИЕ

1. Линейные прямые 42

2. Линейные косые 47

3. Линейные косые и прямые 49

4. Линейные круговые 53

5. Линейно-разрывные 56

6. Пунктирные прямые 58

7. Линейная плетенка прямая простая 60

8. Линейная плетенка прямая сложная 62

9. Линейная плетенка косая простая 64

10. Линейная плетенка косая сложная 66

11. Линейная плетенка круговая простая 68

12. Линейная плетенка круговая сложная 71

13. Кружевные плетенки 73

14. Паркетный простой орнамент 81

15. Заливочные прямые 83

16. Заливочные круговые 87


17. Силуэтные 91

18. Композиции двойного цвета прямые 93

19. Композиции двойного цвета круговые и смешанные 94

20. Заливочно-штриховые прямые 96

21. Заливочно-штриховые круговые и смешанные 99

22. Штриховые прямые 102

23. Штриховые простые без контура прямые 104

24. Штриховые простые наклонные 106

25. Клеточная штриховка 108

26. Штриховые с круговым обводом 110

27. Штриховые круговые 114

28. Штриховая прямая плетенка 116

29. Штриховая круговая плетенка 118

30. Теневые прямые орнаменты 120

31. Орнамент мелкого круга 122

32. Орнамент двойного штриха 124

33. Ленточные плетенки 126

34. Простые линейные бордюры 128

35. Сложные и плетеные бордюры 130

36. Прямые и косые штриховки 132

37. Сложные паркеты 136

38. Орнамент «шотландки» 140

39. Орнамент мелкого квадрата 144

40. Сложный орнамент мелкого дробления 154

41. Сеточная круговой симметрии 158

42. Сеточная круговой симметрии с заливкой 164


43. Сеточная одноосевая симметрия 166

44. Сеточная асимметрия 168

45. Сеточная двухосевая симметрия 170

46. Разные орнаменты 171

47. Ситуационный орнамент 174

48. Сложные штриховые без контура 177

49. Орнаменты-плафоны 179

50. Сложные красочные орнаменты, разные 182

Правила расположения

Нанесение орнамента ведется по определенным схемам:

  • Ритм – сменяющиеся рисунки или их части в порядке строгой очередности, может идти в порядке возрастания или убывания. Для него характерно повторение узоров, их наклонность, определенные развороты, пространство между рисунками или мотивами;
  • Повторение – характерные узоры многократно чередуются через равные промежутки. Создает чувство спокойствия, законченности, стройного завершения композиции;
  • Чередование – рисунки и их части располагаются через равные промежутки по длине, ширине или в шахматном порядке. Придает посуде разнообразие, оживляет. Различается по ритмам – одинаковые рисунки или картинки чередуются в контрастном порядке, изменяются по положению (вертикали или горизонтали), изменяются по расцветке, по размеру, происходит наложение элементов.
  • Симметрия – одинаковые узоры или части наносятся по разные стороны от центральной точки, различные композиции – по разные стороны от оси. Все детали узора наносятся соразмерно друг другу, сохраняя пропорции мотива;
  • Несимметричность – картинка располагается обычно в центре (тарелки, подноса), а вокруг наносятся чередующиеся части орнамента;
  • Инверсия – разнообразные элементы и части узора расположены по разные стороны центра или оси, или наносятся в обратном порядке.

Орнамент на посуде обычно располагается:

  1. По краю изделия.
  2. От центра или оси, с постепенным наращиванием композиции.
  3. По центру и краю.

ВСТУПЛЕНИЕ

Предлагаемое руководство под названием «Орнаментальное черчение» явилось результатом многолетней работы в различных учебных заведениях. В основу прохождения курса положены принципы наилучшего выявления, графическим путем, так называемых творческих начал, заложенных в каждом человеке. Для этой цели надо изучающему черчение предлагать сочинять различные графические построения. Для создания какого-нибудь орнамента необходимо знать не только принципы его построения, но и так называемое «внутреннее содержание». Курс этой книги скомпонован так, чтобы им мог пользоваться всякий, кто пожелает изучить один из отделов начертательного искусства — начальное орнаментальное черчение. Для этой цели весь курс разбит на отделы, которые расположены в порядке усложнения построения орнамента.

Следует, однако, оговориться, что этот принцип не везде соблюден в курсе, т. к. иногда по смыслу заданий приходится помещать отдел не в том месте, где ему следовало бы быть соответственно его трудности. Изучающему предмет черчения нет необходимости проделать (выполнить) все отделы этой книги. Каждый по-своему может комбинировать отделы и порядок прохождения их в зависимости от степени подготовки своей, своих способностей, навыков, эстетических соображений и пр. Если учащий пожелает использовать курс этой книги, он возьмет из нее то, что сочтет по своему мнению необходимым. Хотя каждый отдел представлен в нескольких типах построения, все же не рекомендуется никому ограничиваться указанными примерами и заниматься «только копировкой». Пользуясь решенной задачей, следует предложить себе самому или своим ученикам сочинить орнамент, но так, чтобы новое построение имело бы свой индивидуальный вид. Автор этой книги никогда не давал своим ученикам «копировать» чертеж, а всегда предлагал ученику и отчасти себе самому построить (сочинить) изображение на том или ином принципе. Для этой цели необходимо (если ведешь занятия в школе) на классной доске показать, как надо построить изображение, из каких элементов оно должно состоять, каким способом должно быть изображение исполнено и т. д., а затем предложить ученикам на изложенных правилах построить орнамент. Надо все же оговориться, что есть такие построения, которые по своему смыслу не допускают никаких изменений; таковы, например, задания: 1) вычертить ряд вертикальных или горизонтальных линий, 2) вычертить ряд квадратов, прямоугольников, треугольников, кругов один внутри другого (иногда на заданном расстоянии друг от друга), 3) заштриховать намеченные площади определенным штрихом и т. д.

Курс начального орнаментального черчения можно назвать еще курсом «тренировочного» черчения. Тот, кто сможет проделать сложнейшие отделы этой книги, тем самым добьется 1) необходимых «технических навыков», 2) научится выполнять все тонкости черчения, 3) приучит себя «отчеканивать» изображение, 4) сумеет «скомпоновать» построение, 5) воспитает в себе чувство «масштаба» — отношения чертежного пятна ко всей плоскости изображения, 6) научится конструировать как целые, так и отдельные части чертежа и связывать их между собой — или, суммирую все сказанное, научится чертить.

Научить себя, а тем более научить других чертить, и хорошо чертить, — задача очень важная и трудная. А для того, чтобы было интересно работать, лучше всего предложить себе и другим «сочинять» изображение.

За последнее время многие увлеклись, в особенности в школах, черчением математическим, проекционным, машиностроительным и т. д. Это увлечение, безусловно, имеет под собой хорошую почву. Но вся беда в том, что мы склонны «перегибать палку». С методической точки зрения одностороннее прохождение курса влечет за собой много отрицательного. Необходимо, в особенности в первых годах обучения черчению, научить ученика чертить. А для этого надо, чтобы он не был связан различными точными правилами и законами математического и технического черчения. Надо дать ему некоторый простор и, пользуясь увлечением и заинтересованностью изучающего черчение, добиться хорошего уменья чертить. И вот мы увидим, что всякий воспринявший элементарные сведения в технике черчения, процессах его, пользовании инструментами и т. д. выявит себя как хороший исполнитель-чертежник в очень короткое время. А потому необходимо всякому учащему и учащемуся, изучающему черчение, вести комбинированный метод прохождения курса черчения.

ОТ РЕДАКЦИИ

Яков Георгиевич Чернихов (1889—1951) — архитектор и теоретик искусства, мастер графики, педагог, представитель авангарда. Я. Г. Чернихов — автор известных книг, среди которых «Искусство начертания», «Курс геометрического черчения», «Архитектурные фантазии», «Построение шрифтов».

Настоящее издание печатается по книге: Я. Чернихов. Орнамент. Композиционно-классические построения. — Ленинград, 1930 г.

В издании сохранены авторские иллюстрации и текст. Текст незначительно отредактирован в соответствии с нормами современного русского языка.

В оригинале все разделы второй части («Курс орнаментального черчения») названы «отделами» (напр., «отдел 33-й. Ленточные плетенки»), на эти «отделы» в тексте имеются ссылки. В настоящем издании оставлен только порядковый номер «отдела» и его название (соотв., «33. Ленточные плетенки»).

В некоторых случаях редакцией настоящего издания даны комментарии, имеющие, в отличие от авторских, пометку Ред.

Как сделать орнамент новичку

Простые геометрические узоры выполнить очень легко. За основу берется набор фигур, скомпонованных, например, в квадрате. Этот модуль повторяется многократно по любой из приведенных выше закономерностей.

Самый простой и увлекательный способ разработать узор, геометрический, растительный или любой другой — это использовать графический редактор на компьютере. Подойдет программа, работающая с векторной графикой, под которой понимаются как раз простые геометрические формы, имеющие контур и заливку. Такие узоры можно получить в редакторе Corel Draw или Adobe Illustrator.

Алгоритм работы будет следующий:

  1. Из геометрических фигур составляете базовый элемент.
  2. Выполняете операцию группировки частей.
  3. Копируете модуль.
  4. Вставляете нужное количество раз.
  5. Применяете функцию распределения всех выделенных фрагментов на определенном расстоянии. Строка готова.
  6. Группируете ее так же, как и сам модуль вначале.
  7. Пробуете различные комбинации отражений, повторений. Можно даже сделать вращение по окружности с разным углом поворота.

Комбинаций будет получаться множество. Выбирайте лучшие, распечатывайте или используйте в любых других целях. Кстати, можно воспользоваться таким изображением в качестве трафарета: обвести получившийся узор через стекло на бумагу, а дальше использовать для росписи ткани, декора открыток ручной работы, вышивки, витража, резьбы и любой другой техники художественного мастерства.


С этим читают