История и основы урало-сибирской росписи. поэтапное рисование цветка

Техника выполнения


Сундуки обычно красили не кистями, а заячьими лапками. Для нанесения одинаковых рисунков мастера пользовались специальными чеканами – палочками примерно 20 см. в длину, на торцах которых были изображены звездочки, крестики, цветочки и другие элементы узора. Прежде, чем начинать расписывать сундук, мастер обрабатывал его поверхность специальным клеем. Затем на невысохший клей наносил фоновую краску. Затем еще слой клея. Только потом мастер размечал узор и приступал к росписи. Чеканом наносили мелкие одинаковые узоры и завершали композицию.

(Современный рисунок вятской росписи)

Тонкости росписи

Фото: Наталья Шадрина

В «Тагильской артели» мастера осуществляют все этапы создания тагильского подноса. Сегодня это редкость, поскольку в основном художники рисуют на дому, а сушить и лакировать подносы приходят в артель.

– Мы с Ириной Заруцкой учились в одной группе в училище у Агриппины Васильевны Афанасьевой, поясняет Надежда Петухова. – Она нам показывала, как краску правильно набирать, как кисть готовить, как писать эту знаменитую тагильскую розу и как собирать сам букет. Самое главное – живопись должна выполняться в несколько приёмов – или прописок, а после каждого следующего слоя идёт просушка и зачистка – по традиции многослойность чувствоваться не должна.

– Кисти мы храним в морозилке, чтобы не высохли, – возвращается с инструментами и палитрой художница Ирина Заруцкая. – А ещё, когда новую кисточку берёшь, обмакиваешь её в растительное масло – нужно сидеть и выбирать жёсткие ворсинки – это тоже Агриппина Васильевна учила, – вот так выискиваешь жёсткую ворсинку, прижимаешь её кончиком и вытаскиваешь. И так каждую кисточку – а для работы их нужно 15 минимум. У кисточки есть острый кончик и пяточка – это обязательно. На кончик – светлую краску, на пяточку потемнее. Это и есть знаменитый уральский двухцветный мазок, который одновременно и форму строит и пишет бликовку – придаёт объём.

– Кроме двухцветного мазка от изначальной примитивной росписи не осталось практически ничего, – продолжает Ирина Заруцкая, – Не потому, что не умеют, а потому, что искусство должно развиваться. Поначалу мы так и рисовали три цветочка, причём той краской, которая просто была на заводе – как правило, синей, зелёной и красной. Жёлтую краску, например, было практически не достать. А сейчас – глаз радуется, какую красоту порой девчонки пишут. Если бы роспись не развивалась, не появилась бы на наших подносах и знаменитая рябинка. Ведь в 80-х придумала её художница из нашего цеха – Тамара Юдина. Теперь все думают, что это традиционный узор.

Вятская роспись

Каждый элемент в народной росписи наделен значением, он символичен и неслучаен в общем рисунке. Вятская роспись, так же, как и другие подобные промыслы Руси, была обережной. К сожалению, значение некоторых элементов забылось, и узоры на деревянных изделиях стали восприниматься только как декоративные.

На Вятской земле сочными, богатыми узорами расписывали прялки, шкафы, и, конечно, сундуки. После того, как крестьяне стали топить «по белому», декорирование захватило и наиболее почитаемые зоны дома – возле печи, божницу, входную дверь. Роспись домов сюда пришла с северных регионов. Расцвет домовой живописи случился в конце 19, начале 20 столетия.

Узнаваемые черты:

    • животные и цветы – они изображаются гораздо чаще людей, цветы собраны в букеты и гирлянды, а деревья отображают жизненный цикл;
    • круг – обязательный элемент росписи, он обозначает солнце, закругленными мазками изображаются лучи и энергия светила, а если нарисовано несколько кругов, это символизирует движение светила по небу;
    • ромб – древнерусский символ плодородия, богатства;
    • лев – экзотическое животное, ставшее символом защитника дома;
    • птицы – часто изображаются вместе со львами (вороны, утки, куры);
    • совы в вятской росписи считаются положительными персонажами;

  • главный цвет, который предпочитает эта русская роспись, красный, он символизирует саму жизнь;
  • среди особенностей техники выполнения следует отметить то, что рисовали художники не кистями, а заячьими лапками;
  • перед росписью сундука мастер промазывал его клеем;
  • ранее художники пользовались масляными красками, сегодня в ход идут их современные аналоги.

Внимание! Узоры вятской росписи – это настоящее вдохновение для тех, кто хочет оживить интерьер сочными, самобытными акцентами. Вместо копирования картинок и постеров из сканди-интерьеров, можно взять фактически любой вятский эскиз

Он гармоничен, красочен, а его обережное значение может существовать и сегодня. Вятские узоры могут появиться на шкатулках, тарелочках, посуде, деревянных панно. Сканди-стиль станет ярче и интереснее именно с таким декором.

Нижнетагильская роспись

Жостово, конечно, не нуждается в рекламе

А вот его предшественник, известный как тагильская роспись, увы, не так обласкан вниманием

История

Более чем два с половиной столетия назад возникла художественная традиция росписи по металлу. Она обрела мощь и сохранилась, благодаря стараниям Н. Демидова, учредившего на своих заводах школу. То есть полностью самобытной тагильскую роспись не назовешь – ученики обретали навыки и умения под грамотным руководством профессионального художника Албычева. Хотя, безусловно, изначально роспись возникла под влиянием иконописцев-старообрядцев.

Нижнетагильский поднос 1850-1860 гг.

Роспись, которая зарождалась на земле Нижнего Тагила, стала так востребована и благодаря уникальному творчеству братьев Худояровых. К слову, именно работы братьев обрели такую славу, что их творчество увлекло и жителей села Жостово – вот откуда появилась традиция, впоследствии ставшая более знаменитой, чем ее вдохновители.

Мотивы и узоры

Возможно, и не было бы этого промысла, если бы не пластичное и податливое тагильское железо, словно созданное для изготовления подносов. Сначала мода диктовала свое: на подносы художники переносили копии картин. Затем уже начали вырисовываться свои мотивы и узоры.

Мифология и исторические сцены – мастера не боялись таких сложных тем, делая изобразительное повествование содержательным и красочным. Рамку на подносе образовывал золотой орнамент, выведенный по трафарету. Уголки формы венчали вазоны с пышными букетами, а ритмом было выбрано активное движение, композиция всегда четкая, уравновешенная.

Художники неизменно следовали правилам сочетания цветов, которые здесь использовались активно, очень деликатно и гармонично в своем подборе. Это многоцветная живопись по металлу, с учетом мельчайших деталей и вариативностью фона.

Особенности исполнения

Работали тагильские мастера в технике двойного мазка. Впоследствии эту технику возьмут и жостовские художники. Но начинали тагильцы с цировки по цветному фону: такой прием был взят с орнаментации иконописных работ. Поверх золота делали красочный фон, а после того, как краска затвердеет, тонкой иголочкой мастера соскребали краску с золота.

Тагильский лак закреплял всю эту красоту – его состав был гордостью мастеров. Успех обеспечивала точная дозировка ингредиентов и наличие в составе льняного и конопляного масел. В отличие от других лаков, этот обладал особой прозрачностью и завидной прочностью.

Данное видео рассказывает о том, как создается лаковая роспись по металлу.

Этапы создания

Начинают писать поднос с подмалевка, который наносится пальцами. И уже по подмалевку художник работает в технике двойного мазка: на кисть набирается сразу две краски, более светлая оказывается на «носочке» кисти. Так белила ложатся по контуру изображаемого предмета.

Цветы в тагильской росписи пишутся за один прием, такой многослойности, которая сложилась в жостовской традиции, нет. Располагаются цветы тоже свободно, не перекрывая друг друга.


Этапы выглядят примерно так:

  • заполнение фона;
  • композиционный центр – начинают со светлых тонов, каждый элемент прописывается одним мазком;
  • продвижение вглубь изображения, оформление каждого элемента;
  • прорисовка деталей (усиков, веточек, расставление светлых точек);
  • лакировка в несколько слоев.

Начинающие учатся тагильской росписи на бумаге, потом переходят к росписи деревянных изделий (досок, например), а роспись по металлу – это уже более профессиональный уровень.

Современное развитие

Все желающие могут проникнуться духом старинного направления, посетив Нижнетагильский музей подносного промысла. Он расположился в доме тех самых братьев Худояровых.

Развитие промысла не остановилось, художники, которые продолжают традицию, ищут новые пути, техники, темы. Конкретно сейчас главной задачей мастеров является видоизменение традиционной цветочной росписи. Узнаваемый элемент «тагильская роза» становится более индивидуальным. В современное тагильское творчество внедряются элементы многослойной росписи. Мастера возвращаются к изображению копий известных картин.

Как создавали свои шедевры нижнетагильские мастера вы узнаете из статьи: «Тагильская роспись – родоначальник декорированных подносов».

К народным промыслам росписи металлических подносов обращаются художники, дизайнеры, декораторы, черпая идеи для своих коллекций и открытий. Потому так здорово и вдохновенно смотрятся культовые вещи национальной культуры в современных интерьерах.

Какой рисунок выбрать для фасадной росписи?

Если вы сами продумали концепцию фасада дома, художник поможет вам довести до ее совершенства. Вы можете также полностью положиться на его видение и опыт. Профессионал разработает проект, в котором будут учтены все ваши пожелания и мельчайшие технические нюансы.

Среди популярных и востребованных фасадных сюжетов:

  • копии известных картин;
  • кадры из любимых фильмов, сериалов и мультфильмов;
  • ландшафтные природные панорамы (как продолжение и завершение общей концепции дворового и садового дизайна);
  • винтажные (ретро) сцены с использованием готической, античной, кантри- стилистики;
  • креативные рисунки в стиле формализма, фэнтези, авангардизма, хай-тек и т. д.;
  • формальные и цветовые решения для маскировки хозяйственных построек.

При выборе композиции необходимо гармонично вписать художественную роспись фасада основного здания в окружающее пространство, это:

  1. другие постройки на улице и во дворе;
  2. общее убранство и декоративные особенности всего земельного участка.

Отдельный вид профессиональной росписи – рекламные надписи и сюжеты.

Алгоритм работ при фасадной росписи

Художник уточняет площадь объекта для росписи. Это необходимо для определения материалов и их количества, порядка выполнения работы и уточнения технических нюансов.

Следующие действия:

  1. Выбор основы эскиза, определение концепции и отдельных деталей с учетом идей и пожеланий заказчика.
  2. Составление плана будущих работ после утверждения конкретного проекта, его идейной и формальной направленности.
  3. Грамотная установка всего необходимого оборудования и определение места для хранения инструментов.
  4. Обеспечение безопасности на огражденной территории.

После тщательной подготовки Мастер приступает к работе.

Я – художник Денис «Плоский». Люблю творчество во всех его проявлениях. Я профессионал и работаю всегда с большим воодушевлением.

Ознакомьтесь с моими авторскими проектами. Эти дизайнерские работы по декоративному украшению стен и фасадов были выполнены мною в разное время. Убедитесь в том, что они делались с воодушевлением и любовью. Их красота – закономерный итог безупречного владения техникой нанесения настенных рисунков.

Я предлагаю своим заказчикам большой тематический выбор из фресок, граффити, аниме, модерна, барокко, ампира, классики и т.д.

Вместе со мной вы сможете воплотить в жизнь самые смелые идеи.

Роспись – как семейный оберег

Для наших предков одной из главных тем росписи была семья. Особое значение придавалось связи поколений.

– Как я уже говорила, нашу роспись часто сравнивают с петриковской, – продолжает наш эксперт. – Но она более яркая, насыщенная. Когда я изучала её на Украине, долго пыталась понять, чем объясняется отличие. Потом поняла: там под ногами – песок, в котором люди утопают. И будто не чувствуют своей связи с предками, прочно на родной земле не стоят.

На Урале под ногами – камень, отсюда и ощущения, что за тобой – весь твой род. И в росписи это отражается.

Полностью расписное панно на стене называлось грядкой. Каждый букет состоял из нескольких уровней росписи – вазончика (нулевой уровень) и трёх больших цветков. Так изображались три поколения в семье, которые одновременно жили под одной крышей: сначала бабушки и дедушки, затем – мама и папа и верхний цветок – их дети. Своеобразные усики из маленьких ягодок и цветочков, отходящих от последнего уровня, – это мечта о будущих сыночках-дочках. Внутри цветочка всегда рисовали спиральку или завиточек: если он был направлен влево – означал движение, жизнь, если вправо – разрушение и ночь. Так наши предки показывали чередование ритма.

А вот вазончик или кувшинчик на нулевом уровне считают обозначением далёких предков, которые передают новым поколениям устав семейной жизни и во всём направляют. Этот вазончик ещё сравнивают с чашей Грааля, что, согласно северной легенде, является волшебной чашей жизни.

Человек смотрел на свою большую родословную, куда дорисовывали и сестёр с братьями, и дядей с тётками, и он знал, что хорошо защищён своей семьёй.

Технология росписи по дереву

Главными цветами в Вятском искусстве являются красный — как символ жизни — и белый, который обозначает чистоту первичного мира. А также в качестве дополнения выступают такие оттенки, как желтый, оранжевый, зеленый и черный.

В древние времена не существовало кистей, поэтому для окрашивания сундуков использовали заячьи лапки. А для создания более мелких деталей инструмент подстригали либо наносили узор с помощью палочек.

Также, если рассматривать археологические находки, можно заметить, что рисунок бывает полностью идентичен. Это достигалось с помощью специальных штампов. Древние мастера выбирали ровные палки с большим диаметром и на них создавали рисунок.


Прежде чем расписывать сундук, на него наносили специальный клей. А пока он не застыл, нужно было покрыть фоновой краской изделие. Затем наносили еще один слой клея. И только после выполнения этих шагов можно было приступать непосредственно к росписи изделия.

Сейчас технологии изменились, вместо клея используют специальную основу, а вместо заячьих лапок — кисти разного размера. Но оказывается, не только в этом есть отличия. Древние мастера использовали в своем арсенале только масляную краску. Это обуславливалось тем, что на тот момент средство было единственным, которое не боялось воды. На сегодняшний день для создания вятской росписи краски для росписи по дереву используют любые, в том числе и гуашь. А для того чтобы жидкость не испортила рисунок, конечное изделие покрывают лаком.

Просмотры: 29

Городецкая

Этот промысел родился на Поволжской земле. Жители отдельных сел Поволжья декорировали прялки резьбой, а потом немного подкрашивали резной орнамент. На нижегородской ярмарке такая продукция пользовалась немалым спросом. А потом роспись заменила вовсе резной декор (подробнее о Городецкой росписи).

5 главных тезисов – городецкая роспись:

  1. Термин появился в 30-х годах прошлого века, благодаря исследования В. Василенко. Городец был центром сбыта расписной утвари. Одним из отцов-основателей промысла стал иконописец Огуречников, местным мастерам он преподал новые приемы.
  2. Сначала мастера творили на загрунтованной поверхности, после ВОв начали использовать необработанную древесину. Рисунки, благодаря этому, стали легче и прозрачнее.
  3. Основа росписи – замалевок, теневка, разживка. Эти этапы являются главным алгоритмом художника. По композициям принято разделять 3 вида: чистая цветочная роспись, картинка с мотивом «Конь» и роспись со сложным сюжетом.
  4. Узнаваемые детали орнамента – букет, ромб, гирлянда, венок, цветная полоса. Любимой темой рисунков стали экстерьеры домов с резными ставенками, печными трубами, пестрыми наличниками.
  5. Новичок может начать с росписи простой деревянной посуды – ложек, лопаток. Акрил и гуашь подойдут для этого творческого опыта.

Этапы урало-сибирской росписи

На примере несложного мастер-класса попробуем на практике понять, что же такое урало-сибирская роспись – поэтапно нарисуем простую цветочную композицию.

Для работы нам нужны:

  • плоская кисть № 12, № 7;
  • круглая кисть № 3;
  • краски – гуашь;
  • акварельная бумага;
  • вода.

Урок урало-сибирской росписи – цветы пошагово:

  1. Предварительно на листе намечаем, где у нас будут располагаться цветы. Набираем на плоскую кисть охру, а на один из краев – оранжевую краску. Рисуем закругленный лепесток.
  2. Лист бумаги придется поворачивать, чтобы соблюсти размеры и симметрию. У нас получится светлый цветок с оранжевыми краями. Переходы цвета, благодаря технологии двойного мазка будут максимально естественны. Таким образом рисуется внешний круг цветка.
  3. Переходим к внутреннему кругу. Круглой кистью между двумя лепестками точно такими же красками рисуем внутренний круг, он поменьше. Элементы внутреннего круга перекроют недостатки и неровности первого круга. Прямо на глаза цветок будет становиться объемным. По мере необходимости добавляйте краску на кисть.
  4. Настало время сделать сердцевинку цветка. На круглую кисть набираем все те же 2 краски, прорисовываем округлый элемент.
  5. Переходим к следующему цветку. Его рисуют плоской кистью № 7. Краски используются тех же цветов. Рисуете так же, как и первый цветок, только размер этого цветка будет чуть больше.
  6. Берем новые цвета на кисть – красный и коричневый. Все тем же двойным мазком справа от первого цветка рисуем круг (одним безотрывным движением). Делаем второй круг, симметрично. Вот и все, с основой вы разобрались, технику двойного мазка освоили.

Выполняйте это упражнение как тренажер – сделайте несколько урало-сибирских цветков, попробуйте другие сочетания красок. После этого рисунки можно оживлять другими элементами, листочками, припиской, разживкой. Разживку очень удобно делать пальцами – так поступают и многие мастера. Более тонкая работа заключается в прорисовывании приписок и травок, но это как венец творчества, тот самый изящный финальный штрих.

Украшение цветка деталями

Все работы сначала выполняйте на бумаге, и только потом переносите их на поверхность: доски, шкатулки, гребешка. Впоследствии милые цветы в технике урало-сибирской росписи могут украшать матрешки и другие традиционные детские игрушки. Не забывайте, что зафиксировать рисунок должен лаковый слой.

Искусство росписи не стоит на месте. Даже когда в мире люди все больше работают над диджитал-картинками, старинный промысел не уходит под слои музейной пыли. Мастера из творческих династий, художники, которые считают своим долго сохранять самобытное творчество, дают народной росписи возможность остаться, продолжиться, найти отклик у современного зрителя.

Также рекомендуем познакомиться с нашим обзором, посвященному основам дымковской росписи: «Традиции дымковской росписи: основные этапы и цвета. Пошаговое описание росписи дымковской барышни».

И если те, кто только восхищенно наблюдает за МК по росписи деревянных изделий, тоже возьмет краски и кисти в руки, старинный промысел не просто сохранится, но и обязательно даст подпитку новым арт-проектам.

Творческих успехов!

Поговорим об основных видах росписи по дереву

На слуху у многих жостовское направление, гжель, хохлома, но стоит узнать больше, ведь есть и другие виды росписи. Можно попробовать свои силы в каждом виде поочерёдно, получив ценный опыт и эстетическое удовольствие.

Живая мезенская и петриковская роспись по дереву

Мезенская роспись посвящена орнаменту, выступающему в роли главного декоративного элемента. Сюжет составляют милые обитатели леса, а также лошади.

ФОТО: culture.ruМожно услышать и другое название: палащельская роспись

Определить, что понравившееся направление относится к мезенской разновидности, можно по следующим признакам:

  • использование красных и чёрных цветов в орнаменте;
  • дробность узоров в виде звёзд, ромбов, дисков, чёрточек и крестиков;
  • картина кажется подвижной из-за многократно повторяющихся узоров.

Наносят такой тип росписи на негрунтованное дерево, используя как базу красноватую охру.

ФОТО: store.russianarts.onlineУзоры наносятся посредством чёрной краски

Мотив петриковской росписи растительный, цветочный и ягодный. Это прекрасные и сказочные картины. Контур наносить не нужно, здесь главное острый глаз мастера и его умение. Работать нужно очень тонкой кистью, кое-кто из мастеров ловко орудует стеблями растений. Ягодки иногда рисуют подушечками пальцев.

ФОТО: madeheart.comПраздничная живописьФОТО: tnu.podelise.ruОсновные элементы петриковки

Сказочная гжель и городецкая роспись

Гжель запоминается с первого взгляда на изделия, которые оформлены в этой технике. В такой художественной росписи основные цвета белый и синий. Синие узоры и рисунки нежно оттеняются белым фоном.

ФОТО: liveinternet.ruСюжеты сложные, но эскиз под них не используют

Интересно, что первоначально гжелью расписывали игрушки для детей и сосуды для аптекарских нужд. Но в XIX веке производство фарфора дало направлению новую жизнь, но умельцы по-прежнему используют гжель для росписи деревянных изделий.

У гжели есть свои особенности. Редко эта роспись обходится без роз-агашек, пейзажей с зимой, сказочных сюжетов. Рисунок на фарфоре всегда должен быть покрыт глазурью и поставлен на обжиг.

ФОТО: kitchenonline.ruНежная гжель


Можно описать технику несколькими этапами:

  • сначала наносится базовый белый фон;
  • прорисовываются крупные элементы;
  • наносятся дополнительные штрихи белым тоном, что подчеркнёт контраст.

Теперь поговорим о прекрасной городецкой росписи. Основным её нюансом является способность белого штриха внести оживление в сюжет. На деревянных изделиях словно оживали вороные кони на изящных и тонких ногах, горделиво вышагивающие петухи с восхитительными хвостами, а также живописные сцены из купеческой жизни.

ФОТО: nnwelcome.ruГородецкие мотивы декорированы цветочным орнаментом

Городец остался популярен как декоративно-прикладное искусство на шкатулках, хлебницах, ложках, ларцах, детских игрушках, ставнях, предметах мебели и быта.

ФОТО: youtube.comКрасота городецкой живописи

Весёлая хохлома и жостовская роспись

Хохлома сразу распознаётся характерными цветами: чёрным, жёлтым, красным, золотым.

ФОТО: culture.ruФон рисуют чёрным или жёлтым, а уже на нём изображаются цветочные орнаменты

Рисунок золотят, но используют при этом не золото, а древнюю иконописную технику с нанесением серебра с маслом и доведением до результата высокой температурой. Так олифа в итоге даст нужный оттенок золота.

ФОТО: schci.ruИногда в хохломе применяют зелёную краску

Рисунок наносят без эскизов, включая в сюжет рябину, землянику, ветки, цветки, иногда можно увидеть животных.

Жостовская роспись украшала металлические подносы, но постепенно её оценили и мастера по дереву. Основным сюжетом принято считать цветочные композиции, изображённые на чёрном фоне.

ФОТО: culture.ruВ центре рисуют самые крупные цветы, а по краям уже те, что мельче

Важную роль играют тени, создающие визуальный объём. В краситель добавляется сусальное золото, металлический порошок и перламутр, поэтому кажется, что жостовские изображения светятся особым светом.

ФОТО: souvenirdvor.ruВолшебные мотивы оживают под кистью мастеров

Прочие разновидности

Многие интересуются другими видами декоративно-прикладной росписи: палехом, федоскинской живосписью, росписью Северной Двины и Прикамья.

ФОТО: youtube.comДля палеха характерен сюжет русских народных сказок, изображённых обязательно на чёрном фонеФОТО: juicyworld.orgФедоскинская роспись также использовала чёрный фон, но главным персонажем является портрет человекаФОТО: mydocx.ruРоспись Северной Двины использует красный или оранжевый тон, а базовый фон бело-жёлтый

Уральский характер – в цвете

– Роспись действительно отражала менталитет людей. Тот самый уральский характер, о котором все слышали, – говорит Александра. – Он даже в цвете выражается. В отличие от многих видов росписи краски смотрятся неяркими, некричащими – как, например, в петриковской (Днепропетровская область), которую часто сравнивают с нашей, а приглушённее, грубее. Как и сами уральцы – без напыщенного блеска, пафоса. Также ни в какой другой росписи нет такого сочетания красок – красного и синего. В букете синий цветок – мужское начало, красный – женское.

Самый же уникальный приём урало-сибирской росписи – разбел в середине. Кто-то это объясняет тем, что внутри – сердце, а от него – душевный свет, который выходит в мир внешний. По другой версии, поскольку роспись спускалась к нам с северных районов, на Кольском полуострове люди закодировали символ священной Белой Руси и, собственно, обледенение мест, где они некогда жили.

Есть у нашей росписи значительное сходство с алтайской – оранжевый фон, приёмы, символика.

– Но судя по датам, алтайская моложе нашей, – продолжает Александра, – есть версия, что там она появилась благодаря староверам, которые перекочевали с Урала в места потеплее. Что интересно – в алтайской росписи все прописочки сделаны в чёрном цвете, тогда как у нас все они были цветными. Это говорит о том, что с цветом у нас работали намного серьёзнее. Представляете, что такое подобрать цвет прописки для каждого элемента?

В тему

Фото: Наталья Шадрина

В Екатеринбурге в детском саду №13 стены в группах расписаны художниками в стиле урало-сибирской росписи. Сделано это было ещё двадцать лет назад — тогда воспитательница Любовь Вотинова посетила семинар по уральской росписи, которая произвела на неё сильное впечатление, и начала продвигать это направление в садике.

После с ней познакомилась художница Надежда Елькина, начавшая тогда расписывать детский сад. Руководство садика заказало роспись мастерам художественной школы, и получился сказочный результат. Роспись здесь везде — на стенах, полочках, игрушках.

— Каждый раз прихожу и отпуска и думаю: какие же молодцы, что не закрасили, — делится Любовь Александровна. — А ведь это дорогого стоит. Ремонт делаем каждый год, и далеко не все строители понимают, что нужно бережно обойтись с нашей росписью. Поэтому приходим, караулим, а потом берём в руки кисточки, краски и подкрашиваем, реставрируем.

Кстати, представлена в детском саду не только уральская роспись — на шкафчиках у каждого ребёнка примеры разных видов: гжель, хохлома, городецкая, дымковская… Ребята растут в этой атмосфере, а значит, в какой-то степени познают культуру страны и родного края. Мы пришли в гости в подготовительную группу, где недавно был мастер-класс уральской росписи, и дети с удовольствием рассказали, как расписывали сами.

— С росписью ведём работу сразу по нескольким направлениям, — продолжает Любовь Вотинова. — В нерабочее время на базе детского сада организуем семинары. Неинтересно это может быть, мы уверены, только от незнания. Ребёнок ведь не обязательно должен играть только «Лего». Почему бы не дать ему традиционную куколку, игрушку с росписью, научить расписывать самих, не исключая, конечно, и современную педагогику…


С этим читают