Техника рисования тушью: история и правила

Содержание

Тушь и кисть

Техника того, как рисовать тушью кистью, широко применяется среди иллюстраторов и мультипликаторов. В отличие от обычной ручки, использование кисти позволяет выполнять большее количество элементов. Способности данного инструмента напрямую зависят от её качества и формы. Так, круглые кисти из соболя, белки или синтетических волосков способны создать не только широкую полосу, но и очень тонкую линию.


Кисть даёт возможность контроля над тем, сколько краски останется на бумаге. Зависеть это будет от силы нажима на неё.

В некоторых случаях применяется техника сухой кисти. Суть метода в том, что первоначальный насыщенный чёрный цвет туши по мере ведения кистью по бумаге переходит в оттенки серого, которые постепенно светлеют и полностью исчезают после того, как заканчивается краска. При правильном использовании этой техники можно создавать определённые эффекты.

Объединение карандаша и туши

Когда набросок осьминога закончен, мы можем приступать к созданию объёма и структуры тела осьминога с помощью туши. Этого мы достигнем, проработав каждую деталь. Это не только создаст в голове зрителя понимание мягкости тела осьминога, но и поможет нам расслабиться.

Создадим иллюзию некоторой текстуры, проработав свет и тени. Небольшие, поставленные наобум точки отлично передадут светотень осьминога.

Нарисовав в одном месте больше точек, мы сделаем некоторые части темнее. Если же расположить точки не так близко друг к другу, область будет выглядеть светлее. Но не забывайте, что помимо туши у нас есть краски, которые также помогут нам создать светотень.

Так как линии — важный элемент данной техники, мы должны использовать весь её потенциал. Тонкими линиями подчёркиваем форму объекта. Более толстые создадут иллюзию тени. Нарисуйте линиями пожирнее нижнюю часть осьминога, потому что свет падает сверху.

Когда с телом покончено, можем переходить к голове. Здесь рисунок немного отличается от того, что мы сделали на туловище и щупальцах, так что штрихи в этом месте будут слегка другие. Вытянутые овальные детали должны идти вдоль головы. В нижней части мы можем нарисовать больше таких деталей, чтобы придать объекту объём. Затем вернёмся к внешнему контуру, показав целостность линий.

Инструменты для рисования тушью

Тушью можно рисовать любым инструментом. Это могут быть:

— кисти; — перья; — рапидограф; — лайнеры; — изограф; — waterbrush; — палочки из дерева; — ватные палочки.

Изначально для работы тушью использовали перья птиц. Чаще всего утиные, а для более тонкий линий вороньи. Кончик затачивали ножом и окунали в тушь. Набранных чернил хватало на несколько штрихов.

С тех пор появились разнообразные металлические, тростниковые, бамбуковые и деревянные перья. Одни нужны для письма, другие для графики. Различаются они шириной кончика. Есть особый вид перьев — рондо. У них утолщенный кончик, который позволяют получать одинаковую линию независимо от угла наклона пера. Расщеп позволяет добиться того, чтобы тушь стекала именно на кончик. Если надеть тушедержатель, он позволит реже заправлять перо. Однако следуют выделить кисточку для этой цели и стараться попадать в пространство между тушедержателем и самим пером. Перья нуждаются в уходе, поэтому избегайте скопления осадка на них. Чаще промывайте и после рисования их нужно тоже. Обычного мыла достаточно, чтобы стереть тушь. Не забудьте вытереть перья, убрав влагу. Если ручка имеет металлические части, дабы защитить её от коррозии, предварительно выньте перо.

Новые перья обычно покрыты составом для защиты от ржавчины. Его следует убрать перед началом работы. Для этого подержите кончик над открытым огнём.

При выборе держателя главное, чтобы он был удобен. В качестве материала предпочтителен пластик, но так же можно взять деревянную ручку, если она покрыта лаком. В противном случае будет размокать.

Если выбираете waterbrush, то перед тем, как залить тушь, разбавьте ее водой. После использования обязательно помойте волоски.

BrushPen — это нечто похожее. Обычно используется для рисования красками, но можно заправить не водой, а тушью.

Кисти лучше брать синтетические, потому что они достаточно упругие. Хорошо подходят предназначенные для каллиграфии. Тонкие кисти дадут хороший диапазон толщины линии.

Изограф и рапидограф отличаются высокой ценой. Но ещё один их недостаток заключается в том, что они нуждаются в тщательном уходе. Нельзя разбирать их больше, чем написано в инструкции. Нельзя заправлять обычной тушью. Также вредно трясти. Но при всех своих недостатках эти инструменты обладают и рядом достоинств. Наряду с другими письменными принадлежностями их используют мангаки. У них самая высокая градация толщины линий. Изографом и рапидографом можно нарисовать идеальную тонкую линию без помарок.

Для тех, кто не хочет так сильно тратиться существуют лайнеры. Они позволяют добиваться аккуратных линий, но разнообразие толщины не так велико, как у более дорогих собратьев. Кроме того, их нельзя заправить и они быстро кончаются.

Заточенная палочка тоже может служить инструментом для рисования тушью.

Существуют и другие необычные инструменты. Здесь огромное поле для экспериментов.

Манипуляции с материалами для рисования

Угол наклона мольберта — это тот элемент рисования пером, который каждый художник должен выбрать себе по вкусу самостоятельно. Так же как и в случае рисования карандашом, гораздо легче рассмотреть и оценить работу, если держать ее под углом, «запрокинув наверх дальнюю часть», но этот угол не должен быть слишком большим, иначе тушь перестанет стекать с пера на бумагу. Если наклон поверхности слишком большой, то перо будет расположено почти горизонтально, что не даст туши свободно стекать. Работать таким образом сложно и неудобно.

Держите перо также, как и карандаш

Особенное внимание уделите тому, чтобы не сжимать его слишком сильно. Не прижимайте его слишком сильно к большому пальце и не напрягайте запястье

Эти рекомендации при рисовании тушью даже более важны, чем при рисовании карандашом, потому что здесь вам нужно делать более широкие, тонкие, различные или «опухшие» (об этом — далее) линии. Держите руку ближе к краю линии, которую собираетесь провести, не прямо по центру. Если нужна более тонкая линия, поверните перо немного боком, для жирной — держите его прямо, так как довольно сложно нажимать на кончик пера, расширяя его, если держать его боком к бумаге. Для коротких линий сместите руку к основанию держателя, туда, ближе к перу; при рисовании длинных линий держитесь за конец ручки. И не пытайтесь сделать слишком длинную линию одним движением. Максимум для человека без обширной практики — где-то 4 см.

Легче всего рисовать линии, начинающиеся в верхнем правом углу листа и идущие в нижний левый угол. Самые сложные — те, что начинаются в верхнем левом углу и кончаются в нижнем правом. Чтобы успешно нарисовать последние, вам придется перевернуть лист бумаги. Не пробуйте рисовать «назад», иначе перо будет брызгать чернилами или точки могут смазаться или перекреститься.

Не используйте линейку при рисовании комиксов и иллюстраций

Может появиться вопрос о том, к чему преодолевать такие сложности, если прямую линию или даже серию линий можно нарисовать при помощи линейки или прямого края. Это, конечно же, можно сделать, но это плохая идея. Даже ограничивающие линии часто рисуются от руки, без линейки, потому что есть разница в том, как это выглядит. Линия, проведенная по линейке, имеет неприятный, механический вид. Тон, состоящий из линий, проведенных по линейке, кажется тяжелым, невыразительным и даже машинным. Первая линия на рис. А проведена при помощи линейки, остальные — без. Разницу между ними можно легко заметить. Да, первая линия четкая и прямая, но ей не хватает «человечности» и у нее уже нет того уникального характера. Шесть тонов, нарисованных от руки шестью разными художниками будут выглядеть по-разному. Шесть тонов, нарисованные по линейке будут выглядеть одинаково. Нельзя пользоваться линейкой и вместе с тем выразить свою личность.

(Продолжение следует…)

Работа с линиями

Поскольку именно они делают этот стиль таким популярным, прежде всего стоит поговорить о линиях. Они обычно делятся на два типа: свободная штриховка и регулярная штриховка.

Свободная штриховка

Свободная штриховка — это такой стиль нанесения линий, в котором движение руки и пальцев происходит по большому счету на автомате. Рисуйте быстро и не прикладывайте особых усилий для того, чтобы делать линии равноудаленными. Однако опытный художник инстинктивно будет рисовать их довольно прямыми. Свободная штриховка может быть достигнута одними только движениями пальцев и руки вперед-назад над бумагой. Большее давление на перо сделает линии, конечно, более жирными, меньшее давление — более бледными. Это тот же метод, который используется и при письме: нажим разводит кончики пера и линия получается более широкой и темной.

Регулярная штриховка

Рис. D показывает квадрат, покрытый линиями регулярной штриховки, которая рисуется в совершенно иной манере, чем рис. C. За направлением каждой линии пристально следят и «вырисовывают». То есть их направление задается с точностью, также как и расстояние между ними и интенсивность цвета. Линии должны быть механически идеально совпадать по направлению, толщине и разделению. Если требуется более темный тон, как на нижнем квадрате, сделайте линии толще. Для более светлого тона, штрихуйте тоньше и задайте большее расстояние между линиями. Можно заметить небольшую градацию тона в показанном квадрате.

Перекрестная штриховка


Рис. Е показывает квадрат, в котором одни линии пересекают другие. Этот прием называется перекрестная штриховка и иногда он используется для затемнения тона, который уже был положен раньше. Перекрестную штриховку можно увидеть довольно редко, за исключением некоторых специальных приемов или попыток придать рисунку некоторое разнообразие. Для того, чтобы просто показать обычный тон ее используют предельно редко. Современная традиция рисования пером требует того, чтобы для затемнения тона использовались более жирные линии расположенные ближе друг к другу. Иногда, в тех уголках рисунка, где тон должен быть совсем темным, но еще не совсем черным, а черные линии уже были расширены насколько возможно, можно использовать перекрестную штриховку. В этом случае тонкие белые линии превратятся в маленькие белые точки, что сделает тон еще темнее.

Следует отметить тот факт, что одна линия сама по себе всегда будет черное, а вот две или больше — создадут уже серый тон. Это происходит, конечно же, от того, что между ними видна белая бумага. После начала работы с тоном, каждый раз, когда мы проводим линию, по факту мы рисуем сразу две: черную линию туши и белую линию чистой бумаги. Именно поэтому когда мы рисуем одну линию она будет черной, но две или больше — будут казаться серыми из-за белых полос между ними. А разные пропорции белого и черного как раз и дают требующийся тон. Так что за белыми линиями следует следить так же пристально, как и за черными.  

Нерегулярная точечность

Теперь о штрихах и точках. Нерегулярная точечность, как показано на рис. F — это методика, при которой перо оставляет на бумаге хаотические точки в нерегулярном порядке и, как правило, еще и разного размера.

Регулярная точечность

Регулярная или математическая точечность — это серия правильных точек заданной формы, как правило, рисующаяся серией изгибов, которые перемешиваются друг с другом, как показано на рис. G. Эти точечные тоны можно сделать гораздо более темными тем же способом, что и линейные тоны: сделать точки более темными, а белые промежутки между ними уменьшить. Это показано в нижнем правом углу обоих квадратов.

Создание силуэтов путем рисования теней

Одна из самых сложных задач при рисовании пером и тушью, требующая как аккуратности, так и значительной предварительной практики в рисовании линий, — это создание законченной работы без рисование контуров или резких переходов между тенями (как на рис. D), но с обилие сложных деталей, тонов и качественного исполнения. Рисунок, на котором тона более или менее плавно переходят из одного в другой, в котором есть много деталей или различий в тоне, однако они не выделяются слишком заметно, — это тот рисунок пером и тушью, который доводит требования к мастерству художника до предела.

Рисунок такого типа показан на рис. А. На нем нет практически никаких очерченных силуэтов, что редко. Они внедрены в те линии, которыми нарисованы тени и сама линия силуэта выглядит, как часть теневого тона, а не как четкий контур. Это пример того, о чем говорилось ранее: одиночная линия является черной, а несколько черных линий — это уже фон.

На рисунке, подобном рис. А, мы рисуем фоны и тона, не очертания, варьируем стили линий так, чтобы они подходили тем объектам, которые обозначают. Например, на небе изображен фон, состоящий из плоских линий для базового голубого цвета неба. Белые облака на нем нарисованы совершенно иным типом линий.

И затем, опять же, земля нарисована несколькими разными тонами. Некоторые из которых темнее, некоторые — светлее, но все плавно переходят друг в друга, как в природе. Или они разделены просто посредством качества тона, достигаемого характером и направлением линий. Там, где резкое различие тонов все-таки есть, оно достигается противопоставлением масс, также, как случается в природе, а не из-за резкости каких-то линий или очерченных силуэтов. Тон деревьев несколько темнее, чем тон остальной работы, но это деревья в массе, а не в деталях, кроме тех участков, где небольшое количество акцентов помогает понять базовое строение этой массы.

Настоящий секрет успеха пером и тушью заключается в том, чтобы рисовать не линии, а тона и массы. Линии — это просто средство, которыми достигается тон, и мы должны помнить, что наша цель — это нарисовать именно массы. Линии — всего лишь средство.

Главные свойства туши

Художественная тушь обладает двумя свойствами, без которых мы не можем говорить о высоком качестве краски. В первую очередь это неразмываемость. Проверить это свойство можно так: возьмите лист бумаги для черчения, она должна быть достаточно плотной. Затем начертите несколько линий разной толщины, дождитесь, пока краска высохнет. Теперь следует поместить листок в наклонном положении под струю воды на минуту. Если тушь неразмываемая, то она не потечет. Следующее свойство – спиртостойкость, благодаря которому обезжириваются загрязненные участки перед окрашиванием. При этом не нарушается рисунок, предварительно закрепленный тушью.

Разновидности перьевой штриховки и линий

Как рисовать тушью? Для начинающих важно, чтобы обучение проходило постепенно, поэтому сначала им следует освоить основные виды штрихов и линий. Линии контура

Уже само название говорит, что они используются для прорисовки всех изгибов изображаемого объекта. Независимо от того, длинные или короткие используются контурные линии, располагаются они очень близко друг от друга, так, чтобы создавался эффект обтекания ими предмета

Линии контура. Уже само название говорит, что они используются для прорисовки всех изгибов изображаемого объекта. Независимо от того, длинные или короткие используются контурные линии, располагаются они очень близко друг от друга, так, чтобы создавался эффект обтекания ими предмета.

  • Параллельная штриховка. Линии, из которых она состоит, ровные и прямые. Таким образом удобно изображать плоские предметы или природные явления. Например, дождь.
  • Перекрестные линии. В этом случае параллельная штриховка разных направлений накладывается друг на друга. Таким способом можно добиться более глубокого тона и придать поверхности изображаемых предметов шероховатость.
  • Запутанные линии. Они могут быть различной длины и идти в любом направлении. Как правило, таким способом выполняются эскизы, для более лёгкой их корректировки. Также этот метод применяется для рисования кустов и деревьев.
  • Волны. Изогнутые линии наносятся очень близко друг к другу, чтобы получалась волнистая поверхность. Это помогает передать фактуру деревьев, пера или прожилок на листьях.
  • Соприкасающиеся линии. Сочетают в себе свойства контурных и перекрёстных. Могут располагаться в любом направлении и пересекаться между собой. Эти линии совсем не должны быть ровными, поэтому идеально подходят для рисования травы или меха.

После того как основные техники штриховок изучены и опробованы, можно учиться тому, как рисовать пером и тушью на бумаге с помощью точечной штриховки. Она требует аккуратности, терпения и усидчивости. Точечная штриховка применяется для мелких составляющих обьекта (песчинки, капельки воды).

Что ещё подходит для рисования тушью и чернилами?

Ручки-кисти с резервуаром имеют встроенные в корпус резервуары для чернил. Ручка-кисть — сочетание ручки (корпус) и кисти на конце.

Технические ручки изначально создавались для иллюстраторов и рисовальщиков, они дают линии определённой заданной ширины, им требуются специальные чернила. Если нужна линия другой толщины, вы меняете перо в держателе.

Рапидограф — профессиональный пишущий инструмент для черчения и рисования тушью на бумаге, ватмане и чертёжной плёнке.

Рейсфедер наполняется с помощью кисти или пипетки, размер кончика может меняться путём поворота винта. Даёт ровную линию.

Изограф — чертёжный прибор для черчения и рисования на бумаге, ватмане и чертёжной плёнке, имеет резервуар для чернил, можно заправлять. Пишущий узел из стали, устойчив к стиранию и механическим повреждениям.

Перо изографа.

Маркеры — это фломастеры с плоским широким кончиком (есть модели и с круглым), оставляющие широкую прозрачную линию, подходят для многослойной работы. Краски большинства маркеров (кроме профессиональных) выцветают, так что не используйте их для картин. Очень удобны для рисования маркерные ручки.

Капиллярная ручка позволяет проводить очень тонкие линии и прорисовывать мелкие детали, идеальна для письма, набросков и черчения.

Шариковые ручки используют шарик, который при движении ручки по поверхности вращается и переносит чернила на лист. 

Роллеры работают по тому же принципу, что и шариковые ручки, но чернила в них больше похожи на те, что идут во фломастерах. Известная ручка-роллер, изобретённая компанией Pentel в 1986 году, называется ручкой президента (а также Document Pen) за высочайшую стойкость чернил, не размывающихся водой, имеющих уникальную морозостойкость и не выгорающих на свету. Идеально для важных документов.

Для раскрашивания отлично подходят гелевые ручки. Например, Inketti Gel от Penac. Сложная технология и яркие чистые цвета делают Inketti Gel уникальными. Надписи, сделанные ей, высыхают гораздо быстрее, чем любыми аналогичными ручками, что подтверждено лабораторными исследованиями. Абсолютно нет смазывания, подтёков, клякс. Чернила не проступают сквозь бумагу. Рекомендуются для рисования, раскрашивания, заполнения важных документов.

Использование белого

Иногда очень сложно оставить тонкую, четкую белую линию, рисуя вокруг нее черной тушью. Одной из причин тому служит легкая нерегулярность пера может создавать волнистый край линии и в этом случае многие художники предпочитают заполнять пространство черным, а потом рисовать поверх туши белые линии при помощи пера или кисти. Для этого требуется плотный непрозрачный белый цвет, который бы с легкостью ложился на тушь и оставался таким же единообразным после высыхания. Существует некоторое количество составов, которое предназначено для этих целей и идеально отвечает всем этим запросам. Также рекомендуется выделить для рисования белым отдельное перо.

Чтобы тема рисования белым была более понятна, на рис. D показан грузовик, который кроме нескольких белых линий контура, в основном состоит из больших участков, залитых черным.


На рис. Е — двойник этого грузовика, но с большим количеством деталей, добавленных к этим формам белыми линиями и т. п. Этот грузовик на рис. Е был нарисован точно таким же образом, как и тот, что на рис. D — у него те же контуры, такие же участки залиты черным и т. д., а добавленные элементы — линии, детали, спицы на колесах, линии на капоте и на боку кузова, белые линии на сиденьях, на осях — были нарисованы белой краской поверх ровного черного слоя туши. Эти рисунки делались пером такими же приемами, как если бы это была черная тушь.

Обратите внимание: толщина линий, нарисованных белой краской, варьируется так же, как и расстояние между ними, как если бы это были черные линии на белом, и таким же образом варьируются линии- промежутки черной бумаги. Еще раз напомним читателю, что именно комбинация черных и белых линий составляет нужный тон и их пропорция друг относительно друга создает глубину цвета в этом тоне

Невозможно переоценить это факт, и он не меняется от того, черные ли это линии нарисованные на белом или белые на черном

Еще раз напомним читателю, что именно комбинация черных и белых линий составляет нужный тон и их пропорция друг относительно друга создает глубину цвета в этом тоне. Невозможно переоценить это факт, и он не меняется от того, черные ли это линии нарисованные на белом или белые на черном.

Параллельные линии

В дополнение к стилям линий, показанным на иллюстрациях выше, есть еще один вариант регулярной линовки, который был доведен до совершенства как иллюстраторами, так и использующими тушь и перо в других целях. Разные тона достигаются при помощи параллельных черных линий различной толщины, расположенными ближе или дальше друг от друга. Каждую из параллельных линий рисуют внимательно, продумывают, придают ей нужную формы. Такие линии должны быть лишены неровностей и идеально параллельны соседним линиям.

«Опухшие» линии

На рис. А показан квадрат варьирующегося тона, который выполнен линиями, которые иногда называют «опухшими». Это значит, что линию делают толще там, где тон должен быть темнее. Это делается путем дополнительного надавливания на кончик пера, что требует особой аккуратности. Начните с тонкой линии, а затем постепенно увеличивайте давление на перо, таким образом делая черную линию толще, а белую — тоньше. В нижнем правом углу показан пример «распухших» линий, однако расширить их до такой толщины одним нажатием на перо невозможно. Поэтому они были дополнительно расширены при помощи повторного проведения новых линий поверх.

Почти невозможно нарисовать такие «тяжелые» линии, как эти, за один штрих и при этом сохранить тонкие и ровные белые промежутки между ними. Так что, обычно проводятся две границы будущей «распухшей линии», а затем заполняется тушью пространство внутри этих границ. Обычно, после этого получается довольно механического вида линия, так как обе ее стороны выглядят очень резкими.

Стоит также отметить, что белые линии, составляющие такой тип тона, имеют естественную форму, и по мере того как черные линии расширяются, белые — сужаются.

А что теперь?

До недавних пор лучшей черной тушью считалась изготовленная из сажи, образуемой от сжигания виноградных косточек. В древние времена в состав краски не всегда входили клеящие компоненты. В туши, созданной по старым рецептам, молекулы углерода состоят в коллоидной связи с уксусом. Чаще всего как связующее звено используется в составе краски шеллак. Срок годности туши художественной – около года, обычно не больше. По прошествии этого времени краска начинает портиться и даже издавать неприятный запах. На данный момент в изобразительном искусстве все чаще начинает использоваться цветная художественная тушь.

Практика рисования линий

Первое, что следует практиковать при работе с пером прежде всего, — это ровность и резкость линий и изгибов. Когда добьетесь этого, начинайте рисовать две параллельные линии, как на рис. А.

Потом попробуйте провести 6–7 параллельных линий, чтобы они вместе образовали тон, как на рис. B

Это первый шаг на пути к рисованию тонов тушью и требуется значительное количество практики, чтобы линии туши следовали одна за другой так ровно и четко, чтобы образовать единый тон. Все линии должны быть одинаковой толщины и равноудалёнными друг от друга, чтобы белые линии в промежутках тоже были одинаковой ширины. Занимаясь работой такого типа, или, вообще-то любой работой пером и тушью, внимательно следите за тем, чтобы рисовать по направлению к себе, потому что перья не работают ни в каком другом направлении. Поворачивайте свой рисунок в любом направлении так, чтобы вам было удобно проводить линии.

Разновидности перьевой штриховки и линий

Как рисовать тушью? Для начинающих важно, чтобы обучение проходило постепенно, поэтому сначала им следует освоить основные виды штрихов и линий. Линии контура

Уже само название говорит, что они используются для прорисовки всех изгибов изображаемого объекта. Независимо от того, длинные или короткие используются контурные линии, располагаются они очень близко друг от друга, так, чтобы создавался эффект обтекания ими предмета

Линии контура. Уже само название говорит, что они используются для прорисовки всех изгибов изображаемого объекта. Независимо от того, длинные или короткие используются контурные линии, располагаются они очень близко друг от друга, так, чтобы создавался эффект обтекания ими предмета.

  • Параллельная штриховка. Линии, из которых она состоит, ровные и прямые. Таким образом удобно изображать плоские предметы или природные явления. Например, дождь.
  • Перекрестные линии. В этом случае параллельная штриховка разных направлений накладывается друг на друга. Таким способом можно добиться более глубокого тона и придать поверхности изображаемых предметов шероховатость.
  • Запутанные линии. Они могут быть различной длины и идти в любом направлении. Как правило, таким способом выполняются эскизы, для более лёгкой их корректировки. Также этот метод применяется для рисования кустов и деревьев.
  • Волны. Изогнутые линии наносятся очень близко друг к другу, чтобы получалась волнистая поверхность. Это помогает передать фактуру деревьев, пера или прожилок на листьях.
  • Соприкасающиеся линии. Сочетают в себе свойства контурных и перекрёстных. Могут располагаться в любом направлении и пересекаться между собой. Эти линии совсем не должны быть ровными, поэтому идеально подходят для рисования травы или меха.

После того как основные техники штриховок изучены и опробованы, можно учиться тому, как рисовать пером и тушью на бумаге с помощью точечной штриховки. Она требует аккуратности, терпения и усидчивости. Точечная штриховка применяется для мелких составляющих обьекта (песчинки, капельки воды).

Как пользоваться тушью

Если вы хотите попробовать нарисовать графический рисунок, тушь перо будут для этого необходимы. Но, прежде чем приступить к рисованию, надо знать, как пользоваться тушью.

Можно начать с карандашного рисунка. Его необходимо нанести на лист бумаги.

  • Взять перо и обмакнуть его кончик в тушь. Лучше на первых порах ее разбавить водой и налить в маленькую емкость типа крышечки.
  • Обводить рисунок надо с левого верхнего угла и двигаться в направлении правого нижнего угла. В этом случае меньше вероятность того, что вы размажете линии.
  • Прежде чем продолжить работу, перо иногда следует вытереть тряпочкой.
  • Когда контур обведен, надо подождать, чтобы он высох, а после этого можно убрать остатки карандаша.

Таким способом можно самостоятельно делать уроки рисования тушью.

Рассмотрим на примере, как нарисовать розу.

Берем лист бумаги и рисуем на нем овал, который будет бутоном розы

Тут же рисуем стебель цветка В центре овала рисуем волнистые линии, напоминающие спираль Из спирали прорисовываем лепестки, при этом надо обращать внимание на загибы лепестков С помощью утолщенных линий сделать рисунок более четким Рисуем тени. Вот так, в общем-то, несложно получилась прекрасная роза

Такие рисунки, графика тушью, всегда смотрятся очень оригинально и всегда привлекают внимание окружающих

Вот так, в общем-то, несложно получилась прекрасная роза

Такие рисунки, графика тушью, всегда смотрятся очень оригинально и всегда привлекают внимание окружающих

Общие моменты

О том, как рисовать тушью, рассказывают существующие техники, которых насчитывается около двадцати. Все они имеют отличия и применяются для конкретных случаев.

Для классической техники используется перо, которое вставляют в ручку из дерева. Но некоторые, не зная, как рисовать тушью и пером, используют обычные шариковые ручки. С их помощью легко наносить ровные линии и не бояться, что тушь ляжет неравномерно.

Хотя ручки и фломастеры обладают рядом преимуществ, более широкие возможности предоставляют классические методики. Можно, например, рисовать тушью, обмакивая перо в чернила или наносить тончайшие линии или насыщенные мазки тростниковой палочкой.

Рисунок, выполненный с применением пера, обычно имеет простые штрихи и контрастирует за счет чередования залитых тёмных участков с пустыми белыми.

Использование ручки в паре с чернилами требует хорошей подготовки и немалого терпения, но позволяет чётко прорисовывать детали.

Тушь и кисть


Техника того, как рисовать тушью кистью, широко применяется среди иллюстраторов и мультипликаторов. В отличие от обычной ручки, использование кисти позволяет выполнять большее количество элементов. Способности данного инструмента напрямую зависят от её качества и формы. Так, круглые кисти из соболя, белки или синтетических волосков способны создать не только широкую полосу, но и очень тонкую линию.

Кисть даёт возможность контроля над тем, сколько краски останется на бумаге. Зависеть это будет от силы нажима на неё.

В некоторых случаях применяется техника сухой кисти. Суть метода в том, что первоначальный насыщенный чёрный цвет туши по мере ведения кистью по бумаге переходит в оттенки серого, которые постепенно светлеют и полностью исчезают после того, как заканчивается краска. При правильном использовании этой техники можно создавать определённые эффекты.

Как еще можно использовать тушь?

Рисование – не единственное предназначение туши. Рассмотрим некоторые варианты использования краски помимо художественного мастерства:

  • В культуре Японии существует национальная новогодняя игра, которая называется «ханэцуки». По правилам она очень похожа на бадминтон, только вместо круглых ракеток используются прямоугольные и деревянные. Задача у игроков проста – нужно сделать так, чтобы волан оставался в воздухе так долго, насколько это возможно. А вот тому невезунчику, которому не удастся удержать его, делают отметку на лице тушью.
  • Еще одно предназначение туши – это татуировки, которые обычно выполняются в домашних условиях. На рисунок, который наносится тушью на кожу, делаются уколы острой иглой, обычно швейной.
  • Еще одна интересная сфера использования туши — это микробиология. Краска используется для образования негативного пятна. Тушь затемняет фон, и наблюдение за бактериями становится намного проще, так как они имеют светлый оттенок.

Необычных способов использования художественной водостойкой туши достаточно. Она является полезным помощником во многих сферах. Самый главный вопрос, как рисовать художественной тушью, считается достаточно сложным. Основная используемая техника – штрихи.

Рисование тушью: с чего начать

В первую очередь убедитесь, что у вашей чернильницы достаточно высокие стенки: когда перо касается дна, то оно должно покрываться тушью лишь на три четверти кончика. При проработке рисунка, начните с главных форм, а также идейного центра рисунка, и только затем прорабатывайте второстепенные элементы.

Держите перо ближе к кончику. При рисовании старайтесь сохранять угол около 45 градусов относительно поверхности бумаги. Главный предмет рисунка следует изображать с использованием плотных, тяжелых линий, а также  выделять наибольшей детализацией и контрастом. Штриховка обычно начинается рядом с предметом и постепенно затухает к краям. При рисовании используйте ваши руки и плечи, а не только запястья.

Теперь, когда мы узнали основы, иллюстратор Тереза Нильсен расскажет о том, как выбрать хорошие материалы и инструменты.

1. Инструменты

Выбирайте правильные инструменты, учитывая свой стиль рисования

Вы сами решаете, как именно вы будете работать с пером/тушью. Поэкспериментируйте и найдите наиболее подходящий вам инструмент. Выделите время для развития вашей ловкости при обращении с инструментом. В этом вам помогут различные упражнения: рисуйте резкими штрихами, широкими линиями, изогнутыми чертами, аккуратными точками, кривыми и прямыми линиями. Научитесь рисовать их вертикально, горизонтально и под наклоном.

2. Подготовка

Карандаш — это первый «тренировочный» инструмент для чернильных техник

Существует множество способов сделать набросок без использования карандаша. Стереть набросок НВ-карандашом возможно только после полного высыхания туши. Комиксисты и мангаки часто используют специальный карандаш (non-photo blue pencil – линии этого карандаша не фиксируются фото-камерами, и при покрытии их другим материалом (обычным карандашом, красками, чернилами, тушью) они фактически исчезают). В качестве альтернативы можно использовать светло-серые капиллярные ручки-кисточки PITT или разбавленные чернила.

3. Тон и текстура

Штрихи задают тон и текстуру

Передать тон и текстуру можно с помощью различных видов штриховки. При этом, как правило, варьируется удаленность штрихов друг от друга. Стоит заметить, что у каждого художника свой собственный способ штриховать и задавать текстуру. Практикуясь, вы научитесь работать с направлением тона и текстурами.

4. Выберите свою тушь, перо и наконечник

Вы можете подобрать себе материал, в зависимости от своего стиля и характера

Если вы не планируете делать аккуратные смывки кисточкой, то вам следует обратить внимание на водоустойчивую тушь. Когда дело доходит до выбора пера и наконечника, помните, что остроконечное перо предложит вам больше нюансов при рисовании линий: от необычайно тонких до широких

Но оно требует постоянных погружений в чернильницу, из-за чего быстро загрязняется. Его необходимо очищать каждые 10 минут работы.

5. Кисти и ручки-кисти

Кисть может стать прекрасной альтернативой пера

Многие художники выбирают кисти, поскольку их линии легко контролировать. Опустите кисть на лист, чтобы создать толстую линию и поднимите, касаясь только кончиком, для тонкой. Лучше всего подходят кисти №1-3. В качестве альтернативы можно использовать кисти-ручки — они довольно удобны и не требуют постоянного погружения в чернильницу.

6. Капиллярные ручки

Некоторые художники предпочитают кистям капиллярные ручки

Капиллярные ручки создают плотные сплошные линии. Некоторые художники предпочитают их мягким штрихам кисти. Но, при этом, у них имеется недостаток вариативности линий, которые есть у перьев и кистей/кистей-ручек. Капиллярные ручки обычно создают более механические, менее выразительные рисунки.

Заключение

Запомните, что не существует «правильного ответа» в вопросе выбора материалов и инструментов: все зависит от того, что вы хотите создать. Мы надеемся, эти общие советы помогут вам. Удачи!


С этим читают