Конспект занятия «театры бывают разные»

ТЕАТРАЛЬНАЯ КУКЛА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Современная кукольная театральная практика аккумулирует достижения множества видов искусства и разнообразных гуманитарных и естественных научных дисциплин – от классических до эзотерических. В 20 в. широкое распространение получил и встречный процесс: отталкиваясь от изучения театра кукол, научные и практически изыскания во многих сферах человеческой деятельности позволили осуществить целый ряд открытий, выводящих современную науку на новый уровень. Скажем, на взаимодействие с театральной куклой опираются врачи в лечении некоторых видов психических заболеваний. Или: ряд основополагающих этнографических исследований практически полностью выстроены на материалах изучения национальных театров кукол (например, индонезийского театра «ваянг-кулит»). Или: фундаментальная работа советского филолога О.М.Фрейденберг Семантика постройки кукольного театра (1926) открыла новые границы не только перед мировой классической филологией, но и культурологией в целом. Все это, несомненно, связано с неисчерпаемыми возможностями самой театральной куклы, сопровождающей человечество с самых ранних времен его существования.


Театр живой куклы

Но чаще других организуется «живой» кукольный театр в детском саду. Такую деятельность можно провести в качестве занятия по развитию речи, окружающему миру, изучению иностранного языка, а также во время досуга. Кроме того, постановка «живого» театра может быть посвящена какому-либо празднику, например, Масленице или Новому году.

Различают следующие виды описанной игровой деятельности:

  • театр масок;
  • театр кукол-великанов.

Последний проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей.

Тогда, как театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки. Педагог может предложить детям пересказать таким необычным образом полюбившуюся малышам историю или подготовить полноценное выступление для родителей.

Изготовить маски для предстоящего спектакля дошкольники могут самостоятельно под руководством педагога, например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию или во время досуговой деятельности.

Часть I. Театральная кукла

Существуют разные виды театра кукол, отличающиеся один от другого конструкцией самих кукол, способами управления ими и принципами устройства сцены. Наиболее распространены: 1) театр верховых кукол, то есть кукол, находящихся выше работающего с ними актера и показываемых из-за ширмы; 2) театр марионеток, то есть кукол, находящихся ниже работающего с ними актера и управляемых сверху при помощи ниток или проволок; 3) театр теней, в котором куклы (плоскостные фигуры, вырезанные из картона или фанеры) проектируются на экране как тени или силуэты.

Кроме этих трех основных видов театральной куклы, существует ряд других, не входящих ни в одну из указанных групп, например куклы старинного народного театра-вертепа или куклы для эстрадного номера «чревовещание». Однако куклы эти очень ограничены в своих игровых возможностях и поэтому в практике театров почти не встречаются.


Каждая разновидность кукол имеет свои особые средства сценической выразительности. Правда, ни одна из них не может воспроизвести полностью поведение живого существа — человека или животного. Но это и не входит в задачи театра кукол. При раскрытии содержания пьесы каждый вид театра кукол берет лишь самые характерные и сценически выразительные черты образа, наиболее правдиво и пластично воплощаемые именно данной конструкцией кукол.

Разнообразие репертуара советского театра кукол, обилие тем, в нем затрагиваемых, вызвало к жизни столь же разнообразные системы театральных кукол.

Прежде чем приступить к постановке спектакля, следует отчетливо уяснить, какую систему кукол лучше всего избрать для данной пьесы. Ведь разные по своему техническому устройству куклы по-разному ведут себя на сцене, по-разному соотносятся с окружающим их декоративным оформлением. Среди кукол имеются, так сказать, «прирожденные комики»: они сыграют иную сатирическую роль так выразительно, так смешно и зло, как живому актеру это было бы недоступно. А есть куклы как бы специально рожденные для героико-романтического репертуара. Существуют куклы, убедительность и сила которых наиболее ярко проявляются в активном и темпераментном действии. Другие же тяготеют к спокойно-повествовательному, иллюстративному действию.

Все эти разнообразные свойства кукол, зависящие от их конструкции, внешнего облика, скульптурной манеры, в которой они выполнены, должны быть, однако, в каждом спектакле приведены к единству. В тех случаях, когда разнохарактерность совершаемых куклами действий не позволяет осуществить постановку в куклах одной системы, художник совместно с режиссером должен приложить всю свою изобретательность для того, чтобы применение различных систем не нарушало цельности спектакля.

Механическое перенесение кукол из одной постановки в другую, хотя бы и с перегримировкой и переодеванием, редко может дать положительные результаты

Наши лучшие кукольные театры давно уже осознали необходимость создания специальных комплектов кукол для каждой постановки и важность индивидуального подхода к решению внешнего образа каждой куклы в зависимости от характера исполняемой ею роли

Объем и задачи данной книги не позволяют нам описать все известные в настоящее время виды театральных кукол. Мы будем говорить о театре верховых кукол, как самом распространенном в Советском Союзе и имеющем наибольшие перспективы дальнейшего развития.

Результаты проведенного эксперимента представлены в виде диаграмм (приложение).

В результате проведенной диагностики видно, что у детей, в конце года после проводимых занятий показатели уровня культуры и техники речи гораздо выше, чем были в начале года. Так, в конце года, количество детей с низким уровнем развития культуры и техники речи уменьшилось с 50% до 10% Показатели среднего уровня развития культуры и техники речи в конце года также выше, чем в начале. Так в конце года таких детей — 60 %, в то время как в начале — 40 %. И, безусловно, в конце диагностики больший процент детей с высоким уровнем развития культуры и техники речи — 30 %, в то время как в начале таких детей всего лишь 10 %.

Показатели уровня мимики, жестов и телодвижения в конце года, также гораздо выше, чем были в начале года. Так, в конце года, количество детей с низким уровнем развития мимики, жестов и телодвижения уменьшилось с 30% до 10% Показатели среднего уровня мимики, жестов и телодвиженияв конце года также выше, чем в начале. Так в конце года таких детей — 60 %, в то время как в начале — 50 %. И, безусловно, в конце диагностики больший процент детей с высокимуровнем мимики, жестов и телодвижения — 30 %, в то время как в начале таких детей — 20 %.

В конце года, после проводимых занятий показатели уровня памяти, мышления и воображения гораздо выше, чем были в начале года. Так, в конце года, количество детей с низким уровнем развития памяти, мышления и воображения уменьшилось с 30% до 10% Показатели среднего уровня памяти, мышления и воображения в конце года также выше, чем в начале. Так в конце года таких детей 50 %, в то время как в начале — 40 %. И, безусловно, в конце диагностики больший процент детей с высоким уровнем памяти, мышления и воображения — 40 %, в то время как в начале таких детей — 30 %.

Любое занятие я начинаю с гимнастики для глаз, пальчиковой или дыхательной гимнастики, проводимых в игровой форме, выполняя такие упражнения, как «Гномы», «Снежинка»

Такое начало занятия помогает дошкольникам сконцентрировать своё внимание, настроить на тему занятия. Затем начинаю активизировать мышцы языка, губ, подготавливать артикуляционный аппарат детей.

Пальчиковая игра

Гномы (а, у, и)

Утром гномы в лес пошли.

Энергичный шаг на месте.

По дороге гриб нашли.

Наклон вперед. Выпрямиться, руки на поясе.

А за ним-то — раз, два, три-

Наклоны туловища из стороны в сторону.

Показались еще три!

Руки в стороны, затем вниз.

И пока грибы срывали,

Наклоны вперед, руки к полу.

Гномы в школу опоздали.

Руки к щекам, горестно покачать головой из стороны в сторону.

Побежали, заспешили.

Бег на месте.

И грибы все уронили!

Присесть.

Дыхательные упражнения

1. Представьте, что вам на ладошку упала снежинка… Попробуйте её тихонько сдуть. (Дети делают вдох носом, а затем длинный выдох).

2. А теперь представьте себе, что снежинки упали на ладошки, на плечи, на рукава одежды. Сдуйте их. (Дети делают носом вдох и несколько коротких выдохов, как бы сдувая с себя снежинки).

3. Представьте, что вам холодно, ваши руки замёрзли. Как вы их погреете. (Дети делают поочерёдно вдох и выдох, направляя тёплый воздух на ладошки).

Следующий этап занятия — мимические упражнения. Большое место отводим формированию навыков общения и вести диалог. Для этого провожу такие упражнения, как «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «Щенок». Шутки, потешки, небольшие стихи, загадки, чистоговорки, скороговорки помогают сделать обучение увлекательным, разнообразным, поэтому такой материал использую на каждом занятии.

Игра с использованием мимики и жестов

«Зайка беленький»

История

Древнегреческие терракотовые куклы, V-IV века до н. э., Национальный археологический музей (Афины)

Народные кукольные театры Древнего Рима родственны древнеримской комедии ателлане с комическим героем-шутом Макком, прообразом будущего Пульчинеллы.

Виды театров кукол

Кукла-марионетка

Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2—3 метров.

Различие в формах представлений обуславливается, чаще всего, национальными традициями страны; задачами, которые поставлены перед актёрами режиссёром-постановщиком спектакля, а также взаимосвязью кукол и актёров с художественным оформлением спектакля.


Для искусства кукольного театра характерны: способность отражать яркие черты характера человека, убедительность иносказания и образная нарицательность. Это определяет включение в репертуар театров кукол сатирических, а в ряде стран Юго-Восточной Азии — героико-патетических представлений.

Вертеп

Основная статья: Вертеп (театр)

Традиционное общеевропейское рождественское кукольное представление, разыгрываемое в двухэтажном вертепном ящике, где на верхнем уровне изображалась история рождения Христа, а на нижнем — сцены из народной жизни. Первыми вертепниками были бурсаки-семинаристы. Аналоги вертепа в Польше — одноэтажная шопка, в Беларуси — трёхэтажная батлейка. Слово «вертеп» означает пещеру, в которой родился Иисус Христос.

Пронесенные сквозь века

Вообще, роль масок в жизни человека очень высока. Они никогда не уходили из употребления совсем, даже когда их запрещали законом (Французская революция). Всегда существовали ритуальные, карнавальные маски. О них можно говорить очень долго, если вспомнить Венецию. В наше время протестные демонстрации во всех странах мира редко обходятся без масок, олицетворяющих того или иного политического деятеля. Маска стала символом скрытности. Что породило множество выражений с этим словом, подразумевающих тайну, неискренность, загадку. Масок бесконечно много. Особое место среди общего количества занимают разнообразные театральные маски. Рисунки некоторых можно увидеть ниже.

Верховой театр

Что представляет собой верховой театр? Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:

В тростевом театре используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой. Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода. Не менее интересным считается театр ложек в детском саду. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. Для этого понадобится деревянная ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя. Во время постановки детского спектакля малыши-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.

Фетровый

Эта плотная ткань отлично подходит для изготовления пальчикового кукольного театра. Потребуются:

  • разноцветный фетр;
  • ножницы, нитки, иголка;
  • картон.

Фетровые куклы должны быть размером с детский палец, поэтому надо приложить детскую руку и обвести ее. Пусть ребенок сам нарисует персонажей, маме или папе останется сделать из этого выкройку, перенести на фетр и сшить детали. Элементы лица или мордочки кукол можно приклеить.

Фетровых театральных персонажей легко сшить, посмотрев видео с мастер-классом.


Декорации для такого театра делают, используя фетровые листы формата А4.

Ход работы:

  1. Нарисовать выкройку-схему декорации (лес, домик, поле).
  2. Вырезать все детали, пришить их на лицевую сторону фетрового листа-основы.
  3. Сшить по трем сторонам вместе два листа: основу с декорацией и задник-лист фетра А4 без украшений.
  4. Через незашитую нижнюю сторону вставить лист картона, вырезанный по размеру. Снизу картон должен выступать на 5-7 см.
  5. Подогнуть излишек картона, чтобы получилась подставка.

Театр картинок наиболее распространен в детских дошкольных учреждениях.

Для расширения возможностей театра картинок можно создать (нарисовать, вырезать) одного и того же персонажа в различных позах и положениях (сидя, стоя, наклонившись, с поворотом лица в фас или в профиль). Не нужно перегружать картинками различными, подчеркивающими сходство с натурой деталями.

Дети быстро привыкают к условности и своеобразию показа и не заостряют внимания на том, что картинки движутся, не переставляя ног, наклоняются всем туловищем и т.п. Чтобы постановка была еще интереснее, фигурки можно механизировать. Предположим, вы хотите сделать подвижной переднюю лапку ежика. Для этого нужно вырезать лапку в двух экземплярах, наметить, в каком месте она будет двигаться, и приклеить к ней проволочку, посредством которой лапка будет укрепляться.

Теперь присоединим лапку к основной фигуре, сделав проколы иглой (шилом) в местах соединения. Проволока крепится с другой стороны к подставке. При натягивании проволочки подвижная часть поднимается вверх, а при ослаблении опускается вниз. Кукла может стать шагающей. Для этого прикрепляем к ее туловищу диск с четырьмя (!) ножками. При движении куклы диск вращается, создавая впечатление шагающих ног. Диск и ручка для вождения куклы имеют общую ось.

Оформление театра картинок

Подставки. Чтобы картинка принимала устойчивое положение, используется подставка. Подставка –  важный элемент в театре картинок. Подставка служит не только для того, чтобы картинка принимала устойчивое положение, но и для удобства вождения. Подставка может быть стационарной, т.е. фигурка персонажа изготавливается вместе с опорой, форма и площадь которой обеспечивают фигурке устойчивость. Во временные, съемные подставки могут помещаться также и декорации. Высокие подставки рассчитаны на показ из-за барьера. Подставка должна быть продумана в каждом отдельном случае. Она не должна создавать помех при передвижении.

Подставки для фигурок могут быть различными в зависимости от имеющегося материала и от самой картинки, ее веса:

  • подставкой может стать половина деревянной катушки и продетая в нее палочка, на которой крепится фигурка. Для устойчивости к низу катушки приклеивается картонный кружок большего диаметра;
  • подставка может быть из расщепленной палочки и прищепки.  Фигурка вставляется в расщепленный конец палочки, которая другим концом зажимается бельевой прищепкой, лежащей на столе. Односторонние картинки подклеиваются к палочкам нераскрашенной стороной, у двухсторонних палочка вклеивается между половинками;
  • подставкой может служить и картонный круг, в котором вырезается, несколько отступив от края, полукруг, затем полукруг отгибается вверх, в середине делается прорезь, в которую и вставляют картинку, картинка может быть приклеена к подставке-опоре (кубику и др.);
  • в качестве подставки удобно использовать две полоски плотной бумаги с прорезями по середине или же одну полоску, но в таком случае фигурка примет устойчивое положение, если и на ней будет прорезь такого же размера, как и прорезь на подставке.

С этим читают