Сургучная печать для декорирования

Как сделать сургучную печать своими руками?

Для изготовления сургучной печати в домашних условиях понадобятся следующие материалы: брусок из дерева, наждачная бумага, инструмент, используемый для резьбы по дереву, скотч, краска и собственно сургуч.


Место на деревянном бруске, которое в дальнейшем станет печатью, необходимо отшлифовать при помощи наждачной бумаги. Оно должно быть ровным, без остаточной шероховатости, так как она впоследствии скажется на отпечатывании. Далее нужно измерить диаметр материала, чтобы выполнить рисунок в соответствующих пропорциях. Между изображением и границей круга должно быть свободное место. Форму для печати можно выбрать любую, не стоит ограничивать себя только классическими вариантами.

Простым вариантом выбора изображения станет распечатка понравившегося дизайна с компьютера. Затем рисунок аккуратно вырезается по контуру, зеркально переворачивается и прикладывается к дну бруска. По желанию его можно для надежности закрепить скотчем. Изображение после выполненных действий необходимо обвести по контурным линиям.

При помощи прибора для выжигания изображение нужно обработать, стремясь проникнуть как можно глубже. Линии после этого должны иметь одинаковую глубину и ширину.

Затем брусок красится и оставляется на ночь для полного высыхания. Возникшие излишки морилки или краски снимаются салфеткой. Сургучная печать готова к эксплуатации и ее можно начинать тестировать. Сургуч зажигается и плавится над заранее подготовленной бумагой или конвертом. Необязательно капать большое количество, пятно должно быть в одном размере с диаметром печати.

Рекомендуется смазать дно печати растительным маслом, а затем протереть его салфеткой и в течение 10 секунд поставить штамп, иначе сургуч может застыть. Отнимать печать нужно с особой аккуратностью, чтобы не испортить получившийся рисунок.

История

На заднем плане портрета донаторки работы Петруса Кристуса изображена большая цветная гравюра, прикреплённая к стене сургучом (ок. 1455, Национальная галерея искусства, Вашингтон)

При обыкновенной температуре сургуч представляет собой твёрдую различного цвета массу, плавящуюся при сравнительно небольшом нагревании; в жидком или полужидком состоянии приобретает способность склеивать. Сургуч — изобретение индийское и стал известен в Европе в средних веках, куда перешёл, по-видимому, из Испании, как показывает его раннее французское название (фр. cire d’Espagne).

Изначально сургуч использовался для запечатывания так называемых «закрытых писем», а позднее (приблизительно с XVI века) и конвертов. В России сургучные печати стали употребляться с конца XVII века для скрепления печатью важных документов или для создания впечатления подлинности содержимого конверта. Сургуч также применяли как герметичное уплотнение сосудов или, например, для уплотнения клапанов кларнета. Теперь сургуч используется в основном в декоративных целях.

Несмотря на различия в рецептах сургуча, все их можно разделить на те, что существовали до, и те, что появились после начала торговли с Ост-Индией. В средние века его обычно делали из пчелиного воска, который расплавляли, смешивая с «венецианским терпентином», зеленовато-жёлтым смолистым экстрактом европейской лиственницы. В самом начале сургуч получался бесцветным, в более поздние времена ему часто придавали красный цвет с помощью киновари. В качестве красящих веществ иногда использовали еловую живицу и аурипигмент.

В XVI веке португальцы привезли новый рецепт сургуча из Ост-Индии. Поэтому сургуч в те времена часто называли «испанским воском». По новому рецепту сургуч стали изготавливать из смеси (в различных пропорциях) шеллака, терпентина, бензойной смолы, стираксового масла, толуанского бальзама, канифоли, мела или гипса, а также красящего вещества (часто той же киновари или свинцового сурика), но необязательно с добавлением воска. Более грубый сургуч использовался для запечатывания винных бутылок и варенья, более мелкий — для запечатывания документов. Добавление мела или цинковых белил было также необходимо для того, чтобы сургуч не слишком быстро капал.

Первоначально сургуч делали красным (за счёт вышеупомянутых киновари и свинцового сурика либо красной окиси железа), но позднее он мог быть и чёрным (благодаря добавлению или жжёной слоновой кости), зелёным (за счёт ярь-медянки) или жёлтым (за счёт хромового жёлтого). Иногда, как это, например, практиковалось Британской монархией, различным типам документов присваивались различные цвета печатей.

С 2011 года Почта России решила отказаться от использования сургуча при опечатывании корреспонденции и заменить его на современные средства защиты почтовых отправлений (свинцовые и пластмассовые пломбы, клейкая лента с надписями и логотипами, сейф-пакеты и т. д.). Причинами такого отказа являются:

  • неэффективность и даже опасность применения этого материала с введением автоматизированных сортировочных центров,
  • риск производственных травм (ожогов) и отравления вредными веществами, выделяемыми при нагреве сургуча.
  • дополнительные затраты на электроэнергию для поддержания необходимого температурного режима в сургучницах, устройство вытяжек для отвода запаха разогретого сургуча, а также утилизацию использованных сургучных печатей.

Тест-драйв

Теперь можно попробовать в деле готовую печать. Возьмите воск, сургуч или другой материал, подходящий для печати (об альтернативных материалах для печати мы расскажем ниже), расправьте с помощью свечи или зажигалки, накапайте в том месте, где хотите разместить печать. Дайте материалу пару секунд, чтобы тот схватился. Печать обмакните в обычное масло, промокните излишки салфеткой. Ровно и плотно прижмите ее к материалу и оставьте до полного застывания.

Когда тот застынет, аккуратно уберите печать. Если боитесь повредить ее, то немного раскачайте печатку, чтобы тот немного отстал внутри. Подняв, вы получите аккуратный, красивый оттиск, созданный своими руками. Сургучная печать, в домашних условиях сделанная, готова.

Приготовление

Советская электрическая сургучница

При расплавлении сургучной массы заботятся прежде всего о том, чтобы масса эта не перегревалась и плавилась при возможно низкой температуре, для чего устраиваются специальные печи, в которых плавильные железные эмалированные котелки нагреваются на песчаных банях горячим воздухом. Прежде всего плавят шеллак, прибавляют затем последовательно терпентин, индифферентные минеральные вещества и краски, всё время тщательно перемешивая деревянной лопаточкой. Пахучие и летучие вещества прибавляют под конец перед формованием сургучных палочек. Когда масса сделается однообразной, берут пробу и исследуют её на цвет, излом и т. д. Если масса готова, то она разливается в формы, состоящие из четырёхугольных латунных плит, по длине которых вырезаны соответствующей формы каналы (сверху на 2 мм шире, чем внизу). Длина каналов в два раза больше длины нормальных сургучных палочек; для круглых и овальных палочек делаются разборные формы. Обыкновенно не советуют охлаждать формы холодной водой для скорейшего остывания вылитого сургуча, потому что последний делается от этого хрупким и ломким.

Если палочку нужно бронзировать, то форма предварительно посыпается бронзовым порошком. Если форма гравирована, то гравированные места следует слегка смазать скипидаром, чтобы палочка вынулась легко, что обыкновенно происходит, если форма сделана чисто. После формования сургучные палочки подвергаются ещё полировке (для придания блеска и глянца) и штемпелеванию. Для этого палочки вносятся на короткое время (достаточное для расплавления их только с поверхности) в специальную печь, после чего штемпелюются и разрезаются пополам. Если требуется палочки золотить или серебрить, то нужные места смазываются крепким спиртом с помощью кисточки, после чего накладываются металлические листики, которые крепко пристают.

Как самому изготовить печать или штамп?

Нечасто обычному человеку нужна информация о том, как самому изготовить печать. Но все же бывают случаи, когда советы такого плана помогут в творчестве или реализации креативных идей. Мы собрали несколько рекомендаций, но сначала рассмотрим виды штампов и их предназначение.

Существуют печати для официальной документации:

  1. Гербовая. Удостоверяет подлинность документов государственных учреждений.
  2. Коммерческая. Используется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
  3. Штамп. Заменяет рукописный текст на бланках учреждений.

Если с документами все понятно, то как промаркировать свои книги, письма, личные вещи? Привыкшие к стандартам мастера вряд ли сделают креативный эскиз изображения. Проще сделать оттиск самостоятельно. Ниже расскажем, как сделать печать в домашних условиях.

Внимание: инструкция содержит советы о том, как изготовить печать для личных нужд. Незаконное изготовление штампа в коммерческих и других целях наказывается принудительными работами или лишением свободы на срок до двух лет

В лучшем случае вам придется заплатить штраф до 80 тыс. руб. (ст. 327, пункт 1).

Виды самодельных оттисков:

  • Экслибрис. Им можно пометить, например, книги домашней библиотеки. На оттиске может быть красивое изображение или ваш фамильный герб.
  • Логотип. Ставят на изделиях хенд-мейда, бумажных пакетах, упаковке.
  • Заготовка для оттисков на воске. Используют для запечатывания писем.
  • Игрушечная печать для игр с детьми.

Металлическое ударное клеймо — еще один вид самодельных оттисков

Итоги

  • Сделать печать в домашних условиях можно быстро и просто.
  • Разнообразие технологий позволяет выбрать подходящий по трудоемкости и капиталовложениям способ.
  • Фотоэкспонирование точнее всего передаст детали рисунка, но проще сделать печать из подручных средств.
  • Незаконное изготовление штампов уголовно наказуемо.

Этимология

Во многих европейских языках (в том числе английском, немецком, французском, итальянском и других) слово, обозначающее сургуч, дословно переводится как «воск для запечатывания» (ср., например, англ. «sealing wax», нем. «Siegelwachs» для сургуча, изготовленного по старому рецепту, и нем. «Siegellack» для «испанского воска», фр. «cire à cacheter» или итал. «ceralacca»)[источник не указан 248 дней]. В русском языке слово «сургуч» имеет иноязычное происхождение и, возможно, восходит к тюркской лексике (например, surgač — «красящее вещество для крепления лезвия ножа к рукояти»). Такова версия Карла Менгеса, которую приводит в своём словаре и Макс Фасмер, в то же время не делая однозначного вывода касаемо данного предположения. В том же словаре Фасмер отвергает версию Н. В. Горяева о происхождении данного слова от фр. cire «воск» и фр. cachet «печать» или сходного выражения фр. cire à cacheter.

Рецепты

Из числа многих рецептов для приготовления сургуча Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывает для примера следующие:

1. Красный сургуч
высший сорт: шеллак — 120 частей, терпентин — 80, киноварь — 90, скипидар — 20, магнезия — 30;
почтовый сургуч: шеллак — 20, канифоль — 80, терпентин — 50, скипидар — 5, мел — 30, гипс — 5, сурик — 60;
сургуч для пакетов: канифоль — 200, сосновая смола — 100, терпентин — 50, мел — 75, скипидар — 3, окрашивается умброй или болюсом.
2. Жёлтый сургуч
шеллак — 76, терпентин — 85, сосновая смола — 45, магнезия — 18, жёлтая хромовая краска — 25.
3. Зёленый сургуч
шеллак — 70, терпентин — 80, сосновая смола — 40, магнезия — 15, берлинская лазурь и жёлтый крон — 25.
4. Синий сургуч
шеллак — 70, терпентин — 60, сосновая смола — 35, магнезия — 10, мел — 20, ультрамарин — 20—25 частей.
5. Коричневый сургуч
шеллак — 70, терпентин — 60, сосновая смола — 40, гипс — 20, мел — 20.
6. Чёрный сургуч
шеллак — 50, терпентин — 90, сосновая смола — 65, мел — 40, сажа — 12.
7. Белый (просвечивающий) сургуч
обесцвеченный шеллак — 30, густой терпентин — 40, мастика — 50, белила баритовые — 30.
8. Восковой сургуч
белый воск — 50, терпентин — 15, киноварь — 10, глицерин — 5.

Сургучная печать своими руками: пошаговая инструкция с видео

Итак, всем необходимым мы запаслись, теперь можно приступать к изготовлению сургучных печатей.

Прежде чем ставить сургучные печати на свадебные приглашения, подарки, конверты и тому подобное, рекомендуем сделать на бумаге несколько пробных оттисков. Это поможет приноровиться к процессу и «почувствовать» вещество.

При работе следуйте такому алгоритму:

Твердый сургуч следует расколоть на мелкие части.

Так он будет плавиться гораздо быстрее. Кроме того мелкие куски удобней подсыпать в чашку для плавления в процессе работы.

Растопите сургуч на плите при средней температуре, постоянно помешивая.

Мы не рекомендуем плавить сразу много вещества: с ним будет сложно работать. Также не следует доводить расплавленную массу до вскипания. Вскипевший сургуч образует пузырьки, которые придают готовым оттискам неаккуратный вид.

По заявлениям производителей, температура плавления сургуча составляет 60°C. Но, как показала наша практика, этот показатель может значительно колебаться в зависимости от цвета вещества. По всей видимости, это связано с пигментами, которые используются для окрашивания сургучной массы.

Так у черного и белого сургуча температура плавления намного меньше, чем у красного. Бронзовый сургуч имеет наиболее высокую температуру плавления и застывает гораздо быстрее сургуча других цветов.


Следите за тем, чтобы сургуч не был слишком жидким, иначе он растечется по поверхности и даст некрасивый оттиск. Полученный сгусток придавите клише и подождите некоторое время.

Сургучу разных цветов требуется разное время для застывания. Наиболее сложен в работе черный сургуч – он застывает очень долго (в несколько раз дольше, чем, к примеру, красный).

Дождитесь застывания сургуча и снимите клише.

После того как сургуч застынет, клише само легко отстанет от готовой печати. Снимать клише лучше немного вбок, а не горизонтально.

В интернете можно найти рекомендации использовать жир для смазки клише. Мы это не практикуем: при соблюдении технологии нанесения клише не прилипает к оттиску, снимается легко и просто.

Повторяйте пункты три и четыре для последующих изделий.

Не забывайте по мере использования подсыпать в миску для плавления новые партии колотого сургуча – это позволит избежать его вскипания.

В дополнение к статье мы подготовили видео о том, как мастера нашей компании наносят сургучные оттиски на корпоративные подарки. Надеемся, что видеоматериал даст вам наглядное представление о процессе нанесения сургучных печатей своими руками в домашних условиях.

Сургучные печати в декоре: варианты использования

С помощью сургучных оттисков можно оформлять самые разные предметы. Фактурные печати придают им винтажный вид, делают нарядными и эффектными.

Нанесение сургуча на бумагу и картон.

Классика жанра – свитки и конверты с сургучными печатями. С нанесением оттисков на конверты никаких сложностей не возникает. Что касается свитков, то здесь есть одна хитрость. Для того чтобы сделать свиток следует взять круглую палку и навернуть на нее бумагу. В нужное место необходимо налить сургуч – он не должен быть слишком жидким, иначе сгусток растечется. Сургуч нужно плотно придавить клише, и свиток готов.

Нанесение сургуча на ткань.

Таким образом можно, например, красиво оформить подарочные мешочки. Особенность: при нанесении сургуч протекает сквозь волокна ткани. Поэтому под полотно нужно подложить что-нибудь металлическое – тонкую линейку или мастерок.

Очень эффектно выглядят на подарках и свитках веревки, скрепленные сургучной печатью. Чтобы получить такой оттиск возьмите металлический лист или строительный мастерок и смажьте его жиром. На металл положите веревки, залейте их сургучом и поставьте клише. После полного застывания сургучная печать легко отстанет от металлической поверхности.


Этот прием мы нередко используем для декорирования деревянных коробок с корпоративными подарками. Сургучную печать, кстати, можно совместить с этикеткой. Нанесение сургуча на дерево никаких проблем, как правило, не вызывает.

Нанесение сургучного оттиска на стекло.

Этот метод можно применять при оформлении бутылок. Для нанесения на стекло требуется густой сургуч консистенции «сметана». Чтобы его получить, достаточно снизить температуру нагрева плиты. Также можно добавить в чашку с расплавленным сургучом несколько твердых кусочков и интенсивно размешать массу.

Состав

Сургуч вообще является смесью твёрдых смол, к которым прибавляются терпентин, летучие масла, бальзамы и разные красящие вещества. Хороший сургуч должен быть гладким, блестящим и не хрупким, должен выносить, не теряя твёрдости, самую высокую летнюю температуру, при зажигании не должен давать много дыма и неприятного запаха и делаться слишком жидким (не должен капать). В изломе хороший сургуч должен быть гладким и не слишком матовым. Печать, воспроизведённая сургучом, не должна изменять первоначального цвета и не должна терять глянца.

Материалами для сургучного производства служат главным образом шеллак и терпентин, к которым прибавляются: мастика, сандарак, росный ладан (для лучших сортов), канифоль и каменноугольная смола (для простых), толуанский и перуанский бальзамы, а также эфирные масла (гвоздичное, лавандовое и др.) — для заглушения неприятного запаха горящей смолы, различные минеральные вещества индифферентного характера (мел, гипс, тяжёлый шпат, магнезия, цинковые белила и т. д.), которые служат для увеличения выхода сургучной массы и для придания ей тугоплавкости.

Шеллак при изготовлении дорогих сортов сургуча должен быть предварительно обесцвечен удалением входящего в состав его красно-коричневого красящего вещества, которое оказывало бы вредное влияние на светлые и нежные цвета. Шеллак обесцвечивается тремя способами:

  1. пропусканием спиртового раствора через костяной уголь;
  2. действием хлорной извести на спиртовой раствор шеллака (½ — 1 час на свету);
  3. действием хлорной извести на раствор шеллака в соде (24—48 часов).

В обоих последних случаях шеллак выделяется из раствора осаждением соляной кислотой, после чего промывается до исчезновения кислой реакции и сушится. Беленый шеллак представляет шелковистые, блестящие чешуйки желтоватого цвета.

Терпентин лучше всего употреблять венецианский; он часто заменяется канифолью со скипидаром, причём эти вещества не должны содержать частиц дерева.

Для цветных сургучей употребляются следующие краски:

  1. красные — киноварь, свинцовый сурик, осаждённая и прокалённая окись железа и др.;
  2. жёлтые — хромовая жёлтая, , охра и др.;
  3. зелёные — , хромовая зелень и др.;
  4. синие — берлинская лазурь, кобальтовый ультрамарин;
  5. коричневые — различные умбры;
  6. чёрная — сажа;
  7. белые — мел, гипс, углекислая магнезия, цинковые, баритовые и висмутовые белила и др.

Статьи

  • Как снять роторную пломбу?
  • Как закрепить кабель?
  • Как сделать сургуч в домашних условиях
  • Какие материалы нужны для правильной инкассации?
  • Как снять наклейку-пломбу, не нарушив гарантии
  • Сургуч с фитилем
  • Экономический эффект на предприятии при внедрении современных номерных ПУ
  • Экономическая нецелесообразность использования свинцовых пломб
  • Сейф-пакеты, банк-пакеты, пакеты ИКАО, курьер-пакеты – общности и отличия.
  • Потери в ЖКХ
  • Криминальная стойкость пломб.
  • Как обойти антимагнитную пломбу? Реально или нет?
  • История слова «пломбир»
  • Защита офиса пломбой.
  • Интересные факты про пломбиратор.
  • Статья о ситуациях, когда сейф сохраняет не только имущество, но и работает на долговременную перспективу, сохраняя репутацию владельца.
  • Богатые не только плачут, но и хранят свои денежки в сейфах.
  • Подробно про хомут стяжку.
  • Последняя глава, в которой я пытаюсь подвести итоги.
  • Глава, в которой Трэксил опустошает сейфы и улетает с Пломбой куда подальше.
  • На почте больше не будут использовать сургуч.
  • Первый браслет новорожденного
  • Глава, в которой Трэксил понимает, что изобретение запорно-пломбировочных устройств может привести к печальным последствиям для него самого.
  • Глава, в которой изобретение пломб дает Трэксилу надежду на устройство личной жизни.
  • Глава, в которой Трэксил бьется над созданием идеальной пломбы.
  • Глава, в которой Вэго встречается с Трэксилом и узнает, что такое сургуч.
  • Глава, в которой Трэксил колоссальным трудом таки придумывает пломбу и сейф.
  • Глава, в которой я испытываю муки творчества и все больше погружаюсь в раздумья
  • Вредные советы по снятию свинцовой пломбы
  • Практические рекомендации по взлому пластиковых пломб.
  • Как снять наклейку-пломбу? Вредные советы.
  • Магниточувствительные пломбы
  • Пломба – союзник в борьбе за идеальную фигуру
  • Позвольте пломбе помочь.
  • Взлом пломб ведет к непредсказуемым последствиям.
  • Таинственное ограбление с подменой 10 кг золота
  • Универсальность пломб
  • Пластиковые пломбы – дань времени.
  • Правила применения пломб
  • Хранение монет
  • Сейф – пакет: гарантия сохранности!
  • Брелок для ключей — вещица с многовековой историей.
  • Факты взлома и подмены пломб
  • Кроссворд
  • Висела пломба
  • «Наша служба и опасна и трудна…»
  • Глава, в которой старый музейный работник рассказывает о кольцах для ключей.
  • Глава, в которой я делаю собственные выводы и во многом оказываюсь прав.
  • Глава, в которой старый музейный работник рассказывает о пломбах.
  • Брелок для ключей расскажет, где чей
  • Клейкая лента в современном искусстве
  • Пломба «Дракон» на мешке деда Мороза
  • Мистер Замок и мадам Ключия
  • Вскрытие замка. Краткое пособие начинающего взломщика.
  • История клейкой ленты
  • Сургуч и его тайны
  • О пломбе замолвите слово…
  • Безопасное стекло
  • Безопасность сейфов
  • Безопасный… гроб
  • История появления сейфов
  • Древние пломбы
  • История появления запирающих замков
  • Взлом замков

Типы сургуча, используемые для печати

Разработано несколько видов сургуча для продажи. Самый первый из них – свеча и фитиль. Данный вид свечи зажигается и требуемый материал плавится на поверхность. Этот способ считается самым дорогим, если сравнивать его с другими. Применяется он при необходимости отправить кому-нибудь, например, конверт с сургучной печатью в одном экземпляре.

Еще одним из распространенных видов станет сургучный пистолет как альтернатива свече. Но он является более дешевым вариантом. При его использовании применяются сургучные одноразовые стержни. Эта вариация станет идеальной для отправления исходящей корреспонденции.

Сургуч может выпускаться в гранулированном виде, а также в кусковой форме. Работа с подобным материалом будет сложной и долгосрочной, поэтому к такой методике прибегают в редких случаях.

Проблемы при работе с сургучом и способы из решения

При работе с сургучом в домашних условиях могут возникнуть те или иные проблемы. Одной из них является вскипание сургуча, ведущее к дефектам печати. Если вещество вскипело при плавлении, то нужно уменьшить температуру плиты и интенсивно помешать сургуч. Благодаря размешиванию из сургуча уйдут пузырьки воздуха, снижающие качество оттисков.

Печать отваливается после застывания.

Еще одна проблема – слабое сцепление сургучной массы и материала, на который она наносится. Это приводит к тому, что после застывания печать просто отваливается. В нашей практике подобное случилось с крафт пакетами, к которым сургуч не хотел прилипать. Мы провели много экспериментов и нашли решение. Если в расплавленный сургуч добавить небольшое количество термоклея (стержни для термопистолетов), то печать надежно сцепится с крафтовой бумагой.

Сургуч прилипает к клише.

В этом случае мы используем строительный фен. С его помощью нагреваем клише и аккуратно удаляем тряпкой размягченную сургучную массу. Некоторые советуют использовать для очистки клише растворитель. Мы этот способ не практиковали. Но вы можете попробовать оба метода и решить, какой из них эффективнее.

Подготовка к работе: что нужно иметь под рукой?

Для того чтобы начать делать сургучные печати никакого сложного оборудования не требуется. Все что нужно для начала работы, вы сможете найти дома или купить буквально «за копейки» в ближайшем магазине.

  • Сургуч. Мы рекомендуем покупать кусковой сургуч – он стоит дешевле свечного. Хотя если вам нужно декорировать несколько пригласительных, например, на свадьбу или корпоративный юбилей, можно воспользоваться сургучом в свечах: работать с ним несколько проще.
  • Клише по сургучу. Заказать клише можно в компании, которая специализируется на изготовлении печатей и штампов. А подготовить макет – в любой векторной программе (например, в Corel, Illustrator).
  • Металлическая чашка для плавления сургуча. Мы используем дешевые армейские походные миски.
  • Чайная ложка.
  • Строительный фен поможет снять остатки сургуча с ложки или ускорить процесс плавления вещества.
  • Электроплита. Если вы планируете сделать несколько оттисков, то вполне можно обойтись домашней кухонной плитой или даже строительным феном. Если же работы предстоит много или она будет проводиться регулярно, то лучше приобрести недорогую плиту с одной конфоркой. В противном случае вы можете основательно подпортить домашнюю печь подтеками сургуча.

Абсолютно бесполезны:

  • Сургучный пистолет. По своей сути – это обычный термопистолет. Пользоваться им не просто неудобно, а практически невозможно.
  • Сургучницы. Стоят они недешево, а пользы не несут никакой. Заявляем со всей ответственностью: использование сургучницы не ускорят процесс и не улучшает качество готовых печатей. Поэтому советуем не выбрасывать деньги на ветер, а потратить их на что-то действительно полезное.

С этим читают