Русская народная резьба

Технология выполнения геометрической резьбы

Работу начинают с аккуратной разметки заготовки, и только затем выполняют резание (рис. 45).


Рис. 45. Последовательность выполнения узора «звёздочки» а — разметка квадратов: 6 — разметка лучей; в — вырезание орнамента

Геометрическую резьбу выполняют, в основном, косым ножом — косяком. Инструмент крепко сжимают в кулаке лезвием к себе (рис. 46) и с усилием ведут по линиям рисунка. Резак держат не вертикально, а с небольшим наклоном к поверхности. Резать необходимо с одного раза, тогда резьба получится качественной. При повторных движениях могут появиться неровности и возможно повреждение рисунка резаком.

Рис. 46. Положение инструмента при выполнении резьбы: а — одной рукой: 6 — двумя руками

Вырезание любого элемента состоит из двух этапов: надрезания элемента и его подрезания. На рисунке 47 показана технология получения треугольного элемента резьбы.

Рис. 47. Последовательность выполнения резьбы треугольного элемента: а, 6 — надрезание граней; в — подрезание основания

Сначала резак погружают в поверхность в вершине треугольника и надрезают одну из граней (рис. 47, а), затем надрезают вторую грань (рис. 47, б). После этого подрезают основание треугольного элемента (рис. 47, в) и извлекают его из поверхности.

По возможности грани стараются прорезать по направлению расположения древесных волокон. Далее прорезают грани, идущие поперёк волокон древесины. Если лезвие должно прорезать древесину под углом к волокнам, то заготовку переворачивают таким образом, чтобы нож входил в древесину вдоль волокон под острым углом. Когда лезвие ножа располагается со стороны извлекаемой части заготовки, а не со стороны обрабатываемой грани, грани получаются более гладкими и качественными.

Разновидностью геометрической резьбы является скобчатая резьба. Эту резьбу называют ещё ногтевидной, потому что полукруглые стамески оставляют на поверхности заготовки следы, похожие на скобку или ноготь.

Особенности глиптики

В ходе развития глиптики стали различать следующие виды рельефных рисунков на сюжеты, связанные с природными, мифическими или житейскими изображениями:

  •  геммы — это углубления в камне создающие узоры, фигурки животных и растений;
  •  инталии — это подвид геммы с использованием камней мягкой текстуры для резки печатей;
  •  камея — это подвид геммы с созданием выпуклых изображений.

Современные мастера глиптики используют для вырезания, такие материалы как гранит, мрамор, драгоценные и полудрагоценные камни, так и простые поверхности из кирпича, бетона, глины и применяют воск или кости животных.

Чем занимается резчик по дереву

Профессия резчика по дереву формально относится к рабочим специальностям. Однако при этом работать по ней могут далеко не все. Настоящий мастер резьбы по дереву способен создать настоящее произведение искусства из обычной деревянной доски.

Иными словам, резчик по дереву – это настоящий художник по обработке древесины. Опытный специалист может не просто создавать картины и полотна, но вносить новые декоративные элементы в привычные детали интерьера.

Обязанности резчика по дереву обычно делят на два направления:

обработка дерева;

создание фигур из дерева.

Для того, чтобы проводить все необходимые манипуляции с материалом резчик по дереву должен иметь представление о следующем:


виды художественной резьбы;

техника нанесения контуров рисунков и композиций;

оценка качества используемого материала.

Творческая деятельность по обработке дерева, однако, не отменяет большого физического труда и некоторой опасности. Резчик по дереву постоянно имеет дело с острыми режущими инструментами, деревообрабатывающими станками. Ну а такие вещи как мозоли и занозы в руках — это вообще мелочи жизни. Поэтому резчику необходимо всегда четко следовать правилам безопасности при исполнении своих трудовых обязательств.

В числе таких правил следует выделить:

рабочее пространство должно быть освещено и очищено от посторонних предметов, особенно если они могут оказать воздействие на используемые материалы. Например, открытый огонь;

рабочий стол должен быть достаточно надежным, чтобы не качаться по время работы и выдерживать большие нагрузки;

исправность всего электрического оборудования необходимо проверять до начала работы;

во время работы необходимо использовать средства защиты. Например, чтобы деревянные опилки не повредили глаза необходимо носить защитные очки.

Начинающий специалист данного профиля должен работать под руководством более опытного специалиста, который будет не только выдавать задания, но и проверять результаты, контролировать процесс исполнения поставленной задачи.

В действительности сейчас труд резчиков по дереву далеко не такой массовый, как это было ещё сто лет назад. Все дело в развитии массового производства, где мебель, стройматериалы, элементы дизайна поставлены на поток и практически ничем не отличаются друг от друга.

К тому же почти вся мебель сейчас делается из отходов производства (опилок), а натуральное дерево – большая редкость. Такие изделия сейчас настоящий (и крайне недешевый) эксклюзив.

Именно поэтому профессия резчика по дереву никуда не исчезла и вряд ли исчезнет. Они по-прежнему заняты в небольших частных мастерских, выполняя заказы по индивидуальным проектам. Именно поэтому резчик по дереву – специальность крайне престижная и хорошо оплачиваемая. При этом хороший мастер может и вовсе отказаться от работы по найму, основав собственное дело. Хотя минусы, конечно, есть: зависимость заработка от количества заказов.

От чего зависит выбор инструментов для резьбы

Выбор этих самых орудий труда зависит от возможных разновидностей породы древесины, от тонкости и точности необходимой обработки, а также ряда других не менее тонких элементов работы над материалом. Здесь можно проследить целую историю, как поколения из века в век совершенствовались и осваивали новые технологии, переходя от каменных резцов к металлическим инструментам и так далее. Существует несколько видов резьбы: геометрическая, контурная, плоскорельефная, ажурная и объемная резьбы.

Все известные традиционные ремесла современности своей ведущей отраслью являют именно художественную резьбу по дереву. Она одна из основных частей народного искусства ведь именно в этой области смогли реализовать свои таланты многие современные мастера и художники. Если у вас есть подобный талант, то художественная резьба по дереву вам отлично подойдет, только вот осваивать такое искусство нужно довольно длительный период. Сейчас создаются специальные курсы на которых обучают резьбе по дереву, ведь в этой разновидности искусства важны именно человеческие руки и умение держать инструменты. Работать с разными режущими инструментами работа опасная и сложная, но мастера нашей компании с удовольствием изготовят для вас особенные эксклюзивные подарки и сувениры из дерева.


Художественная резьба по дереву очень трудоемкий и сложный процесс, поэтому цены на подобную продукцию соответствующие. Но если у вас очень тонкий эстетический вкус, то именно такие подарки станут незаменимыми для вас и ваших родных. Здесь кроется очень много разных художественных моментов, которые по своей сути безграничны и можно проявить массу самых различных творческих изысков.

Как стать краснодеревщиком

Для того, чтобы стать краснодеревщиком, человек должен обладать не только страстным желанием, но и рядом знаний, навыков и личных качеств.

  • Быть максимально аккуратным во всех сферах своей жизни. Только такой образ жизни может сделать из человека по-настоящему порядочного краснодеревщика
  • Не бояться монотонной и кропотливой работы. Уметь выполнять её на высшем уровне;
  • Иметь тягу работать с деревом, любить это дело на уровне души;
  • Обладать знаниями в области работы с дорогими породами дерева, знать, в чем особенности работы с таким материалом;
  • Иметь выдержку и качеством доводить начатую работу до логического конца;
  • Высокий уровень ответственности за свою работу.

Чужие гены

В 2016 году специалисты из Университета Техаса (США) на ежегодном собрании Американского общества генетики человека заявили: в ДНК меланезийцев, живущих на островах Тихого океана, найдены следы неизвестных науке гоминид. К такому выводу привело сравнение их генома с ДНК неандертальцев, денисовцев и африканцев.

Исследователи собирались выяснить, какой процент генов мы унаследовали от вымерших Homo. И неожиданно открыли, что значительная часть древних генов, считавшихся денисовскими, на самом деле принадлежит другому виду человека.

В том же году похожие выводы — независимо от американцев — сделали датские ученые. Проанализировав около сотни геномов жителей Папуа — Новой Гвинеи и австралийских аборигенов, они заметили примесь архаичной ДНК. На первый взгляд она напоминала денисовскую, но, судя по некоторым отличиям, речь шла об ином виде гоминид.

В 2016 году ученые обнаружили в ДНК меланезийцев следы вымершего предка, который мог относиться к неописанному пока виду гоминид

Особенности мастерства

Прежде всего, в вековом опыте строительства, которое велось преимущественно топором. В руках древоделов топор стал универсальным инструментом: топором рубили стены, делали украшения на домах и храмах, создавали уникальные безгвоздевые конструкции, прочность которых подчас удивляет и восхищает нас.

Nicholas Olson , CC BY-SA 3.0

Разумеется, нашим предкам известны были и долото и коловороты, но топор главенствовал над другими видами деревообделочных инструментов.

В процессе развития деревянного зодчества выработался тот своеобразный и устойчивый «плотницкий» язык, которым пользуются плотники до сих пор.

Вот лишь часть, для примера:

  • Режь (рубка в режь) — система горизонтального соединения углов венца, при котором бревна врубаются одно в другое не в половину, а в четверть дерева. Между венцами при этом остаются просветы. Такое соединение используется при возведении шатровой кровли.
  • Ройка — способ фиксации брёвен между собой на торцах, посредством врезки бруска.
  • Самцы — фронтоны, треугольное продолжение торцевых стен сруба.
  • Слега — продольные бревна, несущая часть крыши, врубаются через бревно по скату фронтона, имеют значительную толщину, близкую к диаметру бревен в стенах, — такая толщина исключает их прогибание. Слеги несут двойную функцию: связи самцов-фронтонов и обрешетины, а также создают свес кровли над фронтоном.
  • Стопа — полностью собранный сруб.
  • Тесины, тес — тонкие доски из древесины хвойных пород, служившие покрытием деревянного здания и для обшивки стен здания, первоначально тесинами назывались доски, получаемые обтесыванием бревен.
  • Чаша (рубка в чашу) — традиционный способ рубки для бревенчатых домов, сруб, выполненный рубкой «в чашу» считается наиболее теплым и устойчивым, принципиальное отличие угла «в чашу» рубленного вручную от «чашек» сделанных на станке при производстве «оцилиндрованных» бревен является наличие «замка», который создает плотное, теплое и надежное соединение углов.
  • Шкант — плоский шип, которым скрепляются между собой венцы сруба.

Тематика изображений

В подборе тем у вас фактически нет ограничений. Начинающий резчик делает вещи простые, но очаровательные – например, на разделочной доске с помощью контурной резьбы он может нанести изображение животного или овощей.

Кухонная утварь

Возможные темы изображений:

  • Кухонный декор. Все, что касается готовки, продуктов, урожая, чаепития, может появиться в декоре кухни (от разделочных досок до резных ложек, от красивых объемных надписей на стене до маленьких фигурок животных, медведей и зайцев, которые будут служить держателями для салфеток, например).
  • Картины из дерева. Это настоящие подробные изображения в раме, где нет следа кисти и краски, но есть красота, созданная специальными ножами и стамесками. Так украшают предметы домашнего обихода, мебель. А еще часто картины из дерева используются в оформлении бань.
  • Украшения для дома. Все, что может преобразить интерьер – та же ажурная резьба, которая и структурирует пространство, и позволяет появиться в нем игре света.
  • Украшения для сада. Все, что может украсить садовый участок – от больших скульптур до маленьких указателей.
  • Сувениры. Милые вещи небольшого размера, которые тоже вносят свою лепту в создание уникального интерьера. К примеру, не так давно было время, когда большим спросом пользовались вырезанные из дерева кошки.
  • Детские игрушки. На смену дешевому пластику приходят конструкторы, игровые композиции, игрушки-герои сказок, пирамидки и кубики из дерева. Они экологичны и безопасны, и их тоже можно сделать самому.

Деревянные игрушки

И этот список можно дополнять, современные мастера делают из дерева настоящие чудеса, которые выставляются в лучших галереях и в первый же день уходят с аукциона за астрономические суммы. Но если таких амбиций у вас нет, и хочется создавать что-то красивое, яркое, качественное, настало время подбирать материал и инструменты.

Финифть

Финифть — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зеленый.


Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Промысел возник в XVII веке в Сольвычегодске. Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции, нанесенные красками на медную основу: цветочные орнаменты, птицы, звери, в том числе и мифологические. Однако в начале XVIII века стала популярна однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 1970-е годы XX века началось возрождение «усольской» многоцветной финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.

Также существует ростовская финифть — русский народный художественный промысел, который существует с XVIII века в городе Ростове Великом Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняют на эмали прозрачными огнеупорными красками, которые были изобретены в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.

«Некоторые вип-клиенты по-прежнему предпочитают деревянные окна»

— Антон Эдуардович, вы по специальности экономист, окончили Казанский финансово-экономический институт. Каким образом столярное производство создали?

— Это было давно, в начале 90-х годов. Я работал на КОМЗе и подрабатывал бухгалтером в одной фирме. Тогда открывались торговые дома, кооперативы. Друзья попросили помочь с бухгалтерией. Потом они решили открыть торговый дом и делать окна и двери. Купить в магазинах их тогда было невозможно. Меня попросили найти на КОМЗе столяров, мы арендовали небольшой цех. Взяли административные отпуска и начали работать. Потом выпустили продукцию, все получилось, и столяры сказали, что им не хочется возвращаться на завод. Мы уволились с предприятия, стали набирать заказы. Спрос тогда был выше предложения, заказы было найти не проблема. Люди начинали строить коттеджи, делать дорогой ремонт в квартирах. Мы арендовали в КазхимНИИ цех и с этого все началось.

Многие жители Казани знали вашу компанию как производителя деревянных окон и фирма называлась тогда «Карпентер». Как произошли смена названия и ассортимента?

— По поводу смены названия — было много причин, все это непросто. Бывают взлеты, бывают падения. Что касается ассортимента, окна мы теперь не делаем. У нас универсальная фирма, делаем двери, лестницы, интерьеры и другие нестандартные изделия из дерева. В основном занимаемся деревянным эксклюзивом. Работаем на этом рынке уже давно и стараемся создавать изделия не хуже импортных. По дверям сейчас гигантская конкуренция, много фабрик их производит. Лестницы можно собрать из готовых комплектующих. А вот интерьеры — панели, потолки, арки — это то, что в магазине купить невозможно, и то, что не делают крупные фабрики. Этот товар более конкурентоспособен.

— А почему отказались от производства окон?

— На деревянные окна спрос падает. В обычные квартиры их сейчас почти не заказывают. Пластиковое окно обходится гораздо дешевле. Сейчас очень много пластиков разных цветов, которые от дерева практически не отличить. Пластиковые окна делаются быстрее и за ними практически не нужно ухаживать, в отличие от деревянных, которые периодически надо покрывать лаком или маслом. Хотя в дереве есть своя прелесть. И некоторые вип-клиенты по-прежнему предпочитают деревянные окна.

Вырезаем таблички

Таблички, как правило, имеют неправильную форму. Контуры изделия подчеркивают изгибы букв, поэтому с заготовкой придется повозиться, выпиливая лишние фрагменты в определенных местах. Буквы можно нарисовать от руки с использованием карандаша и линейки, или скачать уже готовую надпись с интернета. Изготавливать таблички очень просто, поэтому вариант идеален для начинающих резчиков. Для работы достаточно ножа-косячка и богородского набора «Татьянка». После вырезания табличку шлифуют и покрывают морилкой. Когда состав высохнет, углубления дополнительно подчеркивают вторым слоем. Надписи на табличках для бани дополняют облаками, дубовыми или березовыми листиками, ковшами, тазиками с вениками. Для улицы используют красивый, ровный шрифт и аккуратные завитушки по контуру, так как здесь рисунки будут неуместны. Таким же способом можно изготовить оригинальную вывеску для торговой лавки или пивной, к примеру.

Профессиональные заболевания

Как и в любой профессии, при выполнении столярных работ нужно руководствоваться правилами техники безопасности, а также хорошо знать своё дело и уметь пользоваться инструментом. В случае игнорирования правил техники безопасности и режима работы, а также неправильного пользования инструментами, могут возникнуть профессиональные заболевания. К профессиональным заболеваниям столяра относят в основном заболевания дыхательных путей (как рак лёгкого или рак носовой полости), травмы двигательного аппарата (крестец, позвоночник), и травмы конечностей (отпиливание пальцев рук, ладоней, ампутация пальцев ног из-за их травмированности), снижение слуха (у столяров-станочников). Перечисленные заболевания, как правило, не возникают при соблюдении правил техники безопасности и режима работы, а также при правильном пользовании инструментами, причём столяры сохраняют работоспособность до преклонного возраста.

Плосковыемчатая резьба

Илоскоюяемчатпя резьба характерна тем, что плоская поверхность заготовки является основным фоном, а все элементы рисунка вырезаны в этом фоне, то есть находятся ниже его уровня. Плосковыемчатую резьбу условно разделяют на контурную и геометрическую.

Изображения, выполненные в технике контурной резьбы, имеют плоский графический рисунок с прямыми, кривыми, спиралевидными и линиями другой формы. Рисунок создаётся выемками, прорезанными по его контуру. Разновидностью контурной резьбы является чёрполаковая резьба. Здесь поверхность заготовки покрывают чёрным лаком, а затем на ней прорезают линии. Таким образом создаётся узор.

Рис. 43. Геометрическая резьба: а — элементы геометрической резьбы: 1 — треугольники; 2 — глазок; 3 — ёлочка; 4 — фонарик; 5 — четырёхгранники; 6 — лучи; 7 — ромб; 6 — кухонная лоска с элементами геометрической резьбы

Одним из видов плосковыемчатой резьбы является геометрическая резьба, все элементы которой представляют собой геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями, — треугольники, квадраты, окружности и др. На рисунке 43 показаны элементы геометрической резьбы и изделие с элементами геометрической резьбы. Эти элементы повторяются, образуя рисунок (рис. 44).

Рис. 44. Варианты геометрической резьбы: а — прямоугольники: 6 — цепочка; в — змейка


С этим читают