Сообщение по теме:»как хлеб к нам на стол пришёл»

Обычаи, связанные с хлебом, которые пришли к нам из древности

Хлеб – это не только пища человека, но и его духовная ценность. С ним связаны многочисленные обряды и верования. У христиан в самой главной молитве слово о хлебе: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»,

У русского народа очень многие обычаи связаны с хлебом. Хлебу поклонялись, его приносили в жертву богам, его всегда считали святым. В древности, провожая зиму и встречая весну, огню жертвовали блин – символ Солнца. Весной, когда жаворонки прилетают и открывают ключами небо, пекли из теста жаворонков и раздавали детям, а те пели песнянки – песни-заклички. Собирали урожай хлеба все вместе, работая с утра до вечера, чтоб не пропал ни единый колосок. А когда жатва заканчивалась, из свежей муки пекли особый хлеб- каравай- и потчевали им всех участников трудового процесса. Снопами украшали красный угол в избе. Все праздники – рождения, именины, свадьбы и даже похороны – не обходились без обрядов, связанных с хлебом. И повседневно хлебу оказывалась особая честь: когда мать замешивала хлеб, никто не шумел, не ругался, не кричал, чтоб хлеб был славным. Разрезал же хлеб за столом всегда отец. Поэтому и говорят, что в хлебе от матери добро и ласка, теплота и нежность, а от отца сила и почёт, уважение и твёрдость. Бросать хлеб на пол запрещалось категорически, никто никогда его не выбрасывал. Уроненный хлеб следовало немедленно поднять с пола и попросить у него прощения.

Русский обычаи, связанные с хлебом, дошли и до наших дней. Таков древний обычай — приветствовать гостей хлебом-солью. Каравай означает богатство и достаток, а соль – древний символ охраны дома от пожара.

Исстари русский народ считался хлебосольным, т.е. гостеприимным, готовым поделиться с гостем всем, что имелось в доме.

Если в дом приходил посторонний и заставал всех за обедом, то он приветствовал их словами: «Хлеб до соль».

Хозяин на это отвечал: «Хлеб кушать — милости просим». Этим приглашением доказывается наше особенное русское свойство гостеприимства, которое по этой причине и называется чаще хлебосольством. Хлеб вносят в дом на новоселье, так как считается, что «Не красна изба углами, а красна пирогами». Краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу “Хлеб в пути не тягость”. Именем хлеба клянутся “Чтоб мне хлеба не видать” Когда молодоженов встречают хлебом-солью, кто отщипнет больший кусок и съест, тот и будет в доме хозяином. При этом подруги невесты или кто-то из гостей поют, например:

У каждого народа есть обычай ломать хлеб над головой невесты. Такая традиция существовала и в России. Сохранилась она, правда, в несколько интерпретированном варианте и сегодня. Где-то ломают каравай, где-то заставляют его откусывать. Если разламывать пшеничный хлеб над головой невесты — это символизирует скорое и счастливое прибавление в семействе. Много у нас примет, связанных с хлебом, которые дошли до наших дней.

Хлеб в СССР


Натурально-расчётный чек 1 пуд хлеба, Киев, 1921

Рабочая хлебозавода № 61 имени А.Е. Бадаева Эмилия Чибор укладывает хлеб в ящики для отправки в магазин в блокадном Ленинграде, 1942 год. Фотография С. Н. Струнникова

Во время голода 1921 года и безудержной гиперинфляции совзнаков, Киевским Натурсоюзом были выпущены необесценивающиеся натурально-расчётные чеки достоинством 1 пуд хлеба, которые находились в обороте и выполняли роль натуральных денег.

В СССР во второй половине XX века хлеб, в основном, перестал быть дефицитом. В городах хлеб продавался, помимо общепродуктовых магазинов, в многочисленных специализированных магазинах «Хлеб» или «Булочная». Ассортимент таких магазинов часто состоял только из хлебобулочных изделий. Как правило, продавалось несколько вариантов пшеничного и ржаного хлеба («белый хлеб» и «чёрный», «батон» и «буханка»). Хлеб продавался непосредственно с деревянных лотков, в которых его привозили. Обычно, хлеб не имел какой-либо упаковки. Часто рядом с лотками висела ложечка или двухпалая вилка на верёвке, которой покупатель мог проверить мягкость хлеба.

Несмотря на относительную дешевизну и доступность хлеба, например, часто в столовых на территории предприятий хлеб был бесплатным, в 70 — 80-е годы XX века в СССР, в общественных, школьных, воинских столовых, была развернута агитация о бережном и экономном обращении с хлебом:

Как в старину следили за качеством хлеба

В городах Московского княжества в XVI —XVII веках был установлен правительственный контроль за ценами в розничной хлебной торговле и за качеством продававшихся хлебных изделий. Царский указ 1626 г. «О хлебном и калачном весу» утверждал; порядок установления цен на 26 сортов хлеба из ржаной муки и на 30 сортов из пшеничной. Для наблюдения за точным выполнением этого указа и соблюдением установленных цен на хлеб назначались на рынки и торжки хлебные приставы, или целовальники, которые обязаны были «„.ходить в Кремле, в Китай-городе, в Белом каменном городе, по улицам, переулкам и малым торжкам и взвешивать хлебы ситные, решетные и калачи тертые и коврижечные мягкие».

Этот контроль за соблюдением цен и качеством хлеба распространялся не только на профессиональных пекарей, но и на всех жителей, имеющих какое-либо отношение к выпечке или продаже хлеба. В царском указе даже было перечислено, кто подвергался контролю: «хлебники, калачники, хлебные и калачные просолы, дворники: патриаршие, митрополичьи, владычные, княжеские, боярские и монастырские, стрельцы, пушкари и всякий люд, у кого найдут хлеб и калачи».

Если хлебные приставы обнаруживали, что хлеб и калачи не соответствуют установленному весу или продаются выше утвержденной цены, виновных подвергали штрафу: «…в первый раз в полу полтину, во второй — в полтину, а в третий — в 2 рубля 4 алтына и 1 1/2 деньги». Это составляло немалую по тем временам сумму. При злостных нарушениях виновник подвергался телесному наказанию. Контролеры также должны были «…крепко смотреть, чтобы хлеба ситные и решетные, калачи тертые и коврижечные были пропеченными и в них гущи и подмесу никакой не было отнюдь».

При Петре I были установлены еще более строгие законы, регламентирующие цены на хлеб и определяющие наказания за их нарушение. Указом Петра I от 14 января 1725 г. за продажу сырого или маловесного хлеба на торговцев хлебом и хлебопеков налагалось жестокое наказание: «…и за то… бить батогами или кошками и тот сырой и маловесный хлеб брать на госпиталь». Надзор за хлебниками «без ослабления и без всякого пристрастия» был возложен на офицеров полицеймейстерской канцелярии.

В порядке общественной повинности к контролю широко привлекали также выборных посадских людей. Участвовать в таком контроле считалось делом почетным, им занимались богатые купцы, дворяне, начальники стрелецких полков. Они имели право осматривать пекарни, хлебные лавки, штрафовать нарушителей правил производства хлеба и его торговли.

Ржаной хлеб Править

Ржаной— это всегда постный хлеб. Его редко делают только из одного вида муки, как правило, для приготовления берут пшенично-ржаную смесь. Пропорции могут выдерживаться разные. Можно сказать, что, чем больше ржаной муки, тем более здоровая получается выпечка. Она содержит много минералов, витаминов, клетчатку, которая понижает уровень глюкозы в крови, регулирует пищеварительную деятельность.

Обычно в продаже встречается буханка, которая на шестьдесят процентов состоит из ржаной, а на сорок — из пшеничной муки. От пропорций зависит и внешний вид.

Еще один постный хлеб — только на основе ржаной муки. Он очень полезен и содержит огромное количество клетчатки. Как правило, его употребляют люди, желающие похудеть. И это неспроста. Дело в том, что такой хлеб ускоряет обменные процессы. Однако этот продукт достаточно тяжело переваривается, а потому не всем подходит. У некоторых он может вызвать проблемы с желудком.

Самый лучший и полезный ржаной хлеб делается из цельной муки. Большой популярностью пользуются рецепты с яблоками, тмином, патокой и медом. Кстати, вид выпечки с тмином называется литовским. В магазине можно встретить турецкий хлеб, в который кладут орехи с изюмом.

В общем-то, ржаной хлеб будет полезен тем людям, у кого повышен холестерин, и мечтающим похудеть.

Хлеб королей и король хлеба

Весьма интересно отметить, что в то время во многих европейских странах между степенью свежести хлеба и социальным положением тех, кто его потреблял, была прямая зависимость. Королевская семья ела только свежеиспеченный хлеб, хлеб вчерашней выпечки предназначался для высшего общества, хлебными изделиями, выпеченными два дня назад снабжали представителей мелкопоместного дворянства, хлеб трех дневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники.

Примерно в то же самое время во многих городах средневековой Азии черствый хлеб считался более ценным, чем свежеиспеченный.Французский король Генрих IV, признавая особую, исключительную роль хлеба в жизни народа, ко всем своим титулам добавлял еще один — «король хлеба», говоря при этом, что тот, кто правит хлебом нации, является более великим правителем, чем тот, кто правит только душами своих подданных.

Суровая необходимость

Перед началом блокады произошло ужасное: немецкая авиация совершила налет на ленинградские Бадаевские склады. 23 немецких бомбардировщика положили бомбы так точно, что в одночасье выгорело свыше 3 тысяч тонн муки. Скорее всего, их на склады навели. Город был окружен, продовольствие брать было неоткуда. Еще с 18 июля в Ленинграде введены карточки. А с 8 сентября – фактического начала блокады – хлебная порция стала систематически снижаться.


Блокадная лепешка

Всего снижений было пять, и с 800 июльских граммов порция упала до 200 граммов хлеба для рабочих и 125 граммов для всех остальных. Сейчас нам сложно это понять, но вы можете вспомнить одну из разрезанных краюшек черного хлеба, которые вам давали в школе к обеду, это даже чуть больше, чем 125 граммов. Но похож ли он был на наш современный хлеб?

ИСТОРИЯ ХЛЕБА

Хлеб — выпеченный из теста продукт, в составе которого есть мука, вода, дрожжи (или закваска). В зависимости от вида хлеба в тесте могут быть и другие ингредиенты. Как правило, это кунжут, мак, тмин, орехи, изюм, чеснок и т.д.

Предположительно, слово “хлеб” появилось благодаря древним грекам. Они выпекали изделия из теста в глиняной посуде, называемой “клибанос”. Это слово переняли другие народы, несколько изменив его. Потому на древнегерманском языке выпекаемый продукт стали называть “хлайб”, а мы — “хлеб”.

Сначала считалось, что первый хлеб появился в десятом тысячелетии до нашей эры. Это была печеная лепешка из измельченной крупы с добавлением воды. Кстати, и сейчас у многих народов есть хлебные изделия в виде лепешки, приготовленные из разных круп.

Самый древний хлеб

Но позже была сделана находка, показавшая несостоятельность этого утверждения. В Иордании археологами был обнаружен хлеб, имеющий возраст свыше 14000 лет, — самый старый хлеб в мире. Остатки найденного хлеба были приготовлены из смеси пшеничной и ячменной муки, воды и измельченных корней деревьев. Это был пресный хлеб, напоминающий лепешку. Исследование под микроскопом показало, что он приготовлен из просеянной муки очень мелкого помола. Получается, 14 тысяч лет назад люди умели это делать?

Сначала люди делали хлебное тесто либо при помощи закваски (давали ему постоять нам воздухе некоторое время до выпечки, обычно сутки), либо добавляя в тесто пиво, вино или виноградный сок.

Дрожжевой хлеб стали выпекать позднее. Родоначальниками этого способа приготовления хлеба стали египтяне, вырастившие сорт пшеницы с большим количеством клейковины.

Постепенно люди стали печь самый разнообразный хлеб — не только по составу, но и по внешнему виду.

Пару тысячелетий назад в каждом доме пекли хлеб для себя. У богатых людей, как правило, это делали рабыни.


Шло время. В средневековье в замках и монастырях, подле которых формировались населенные пункты, стали делать свою пекарню, обеспечивающую хлебом и замок, и жителей города. Хотя многие жители по-прежнему сами пекли хлеб в домашних условиях.

Постепенно профессия хлебопека стала очень важной и востребованной. В каждой стране выпечка хлеба для нужд города находилась под контролем городской власти, чтобы не допустить недостатка или переизбытка хлебопродуктов

Производители должны были выпекать строго определенное, заданное властями, количество хлеба. Качество его и стоимость тоже строго проверялись

В каждой стране выпечка хлеба для нужд города находилась под контролем городской власти, чтобы не допустить недостатка или переизбытка хлебопродуктов. Производители должны были выпекать строго определенное, заданное властями, количество хлеба. Качество его и стоимость тоже строго проверялись.

Конечно же, нарушители периодически находились. Если пекаря “ловили” на наличии в хлебе различных вредных добавок или на низком весе хлеба, ему грозили штраф и публичная порка.

До появления деревянной посуды в европейских странах в ходу были так называемые “хлебные тарелки” — куски сухого хлеба достаточно большого размера, на которые клали еду. Их после окончания трапезы отдавали собакам или беднякам.

В тридцатые годы прошлого века в США была изобретена машина для нарезки хлеба и заворачивания его в упаковку, предотвращающую быстрое высыхание.

Благодаря хлебу появились новые блюда, любимые многими: бутерброды, сэндвич, сухарики, тосты, ленивая пицца и другие.

Как пекли и почитали хлеб в древности

Используя чудесную силу крохотных микроорганизмов, древние египетские хлебопеки выпекали большое количество различных видов хлеба. Детальную картину производства хлебных изделий в пекарне Древнего Египта изобразил на стене усыпальницы фараона неизвестный художник, живший 5 тысяч лет назад. Мы видим, как египтяне собирают урожай зерна, мелют зерно, месят тесто и делают из него хлеб различной формы: круглый, продолговатый, пирамидальный, сформованный в виде плетенок, рыб, сфинксов, в виде различных фантастических животных. До нас дошло и скульптурное изображение одного из самых древних представителей благородной профессии пекарей: небольшая статуэтка тестомеса, хранящаяся в музее г. Гизы (Египет), дает представление о том, как месили тесто несколько тысяч лет назад.

Искусство выпекать разрыхленный хлеб от древних египтян перешло к грекам и римлянам. В Древней Греции первое упоминание о «кислом» хлебе, т. е. хлебе из сброженного теста, относится к V в. до нашей эры. Однако такой хлеб считался деликатесом, стоил значительно дороже пресного хлеба, его употребляли только состоятельные люди.

Гомер, описавший трапезы своих героев, оставил нам свидетельство того, что аристократы Древней Греции считали хлеб совершенно самостоятельным блюдом. В те далекие времена на обед подавали, как правило, два блюда: кусок мяса, жаренный на вертеле, и белый пшеничный хлеб. Каждое из этих двух блюд ели отдельно, а хлебу при этом отводилась самая значительная и почетная роль. Гомер сравнивает пшеницу с мозгом человека, имея в виду ее значение в жизни людей. Он говорит, что чем богаче хозяин дома, тем обильнее угощают в его доме белым хлебом.

О том, с каким суеверным почтением относились в Древней Греции к хлебу, говорит и такой любопытный факт. Эллины были твердо убеждены, что, если человек поедает свою пищу без хлеба, он совершает большой грех и будет непременно наказан богами.


Кстати, это убеждение перекликается с одним древним законом, существовавшим в Индии. В первых веках нашей эры преступников в этой стране наказывали тем, что запрещали им есть хлеб на определенное время, в зависимости от того, какое преступление они совершили. При этом индусы были уверены, что тот, кто не ест хлеба, будет иметь плохое здоровье и несчастную судьбу. И в наши дни верующие индусы, творя утреннюю молитву, начинают ее словами: «Все есть пища, но хлеб есть ее великая мать».

Но вернемся снова к пекарям Древней Греции. Они, как и мастера Древнего Египта, умели выпекать много сортов хлеба, используя при этом в основном пшеничную муку. Часть хлебных изделий греки выпекали из ячменной муки. Хлеб недорогих сортов готовили из муки грубого помола, с большим количеством отрубей. Такой хлеб служил основной пищей для простого народа.

Булочники Древней Греции торговали и сдобными хлебными изделиями, в состав которых входили мед, жир, молоко. Но такие «сладкие хлебцы» стоили дороже обычного хлеба и относились к лакомствам. Любопытно отметить, что у суровых спартанцев хлеб считался величайшей роскошью, и его ставили на стол только в самых торжественных случаях.

В Древней Греции, как и в Древнем Египте, черствому хлебу отводилась особая роль. Считалось, что он помогает при заболеваниях желудка. Его прописывали в качестве лекарства больным, страдающим несварением желудка и другими болезнями. Некоторые древние лекари считали, что одно только лизание корки черствого хлеба способствует прекращению болей в желудке.

Рассматривать хлеб как целебное средство против разных болезней было свойственно многим народам. Между прочим, очень распространенным среди английских солдат в период колониальных войн было убеждение в том, что насморк можно вылечить, нюхая буханку свежевыпеченного хлеба.

Санкт-Петербургский музей хлеба

У нас в Росси есть музей хлеба, который находится в Санкт – Петербурге.

Санкт-Петербургский музей хлеба — первый и на сегодняшний день последний музей в России, посвященный этому древнему продукту. В экспозиции музея имеются самые разнообразные экспонаты — от раскопанных археологами предметов, применявшихся для выпекания хлеба в древности, до всевозможных вещей, иллюстрирующих историю хлебопекарного дела в Санкт-Петербурге.

Коллекция музея хлеба уникальна и очень интересна. Здесь можно ознакомиться с историей создания хлеба и облизнуться на доступную только взгляду, но, увы, не зубам, выпечку — от тех ее образцов, что были испечены еще до нашей эры, до современных. А также посмотреть на инструменты, применявшиеся в хлебопекарном деле прежде и в наши дни — ручные мельницы, совки и прочее, и на разнообразные металлические формы для выпечки коврижек, кексов и прочих вкусных изделий, пряничные доски и вафельницы XVIII — XX веков.

Особенно интересной кажется коллекция эффектных упаковочных коробок и этикеток кондитерских фирм XIX и XX веков. Они зачастую оформлялись по эскизам профессиональных художников, и поэтому сами по себе были отличной рекламой упаковываемому в них товару для сладкоежек. Не менее интересны вывески заведений, торговавших хлебобулочной и кондитерской продукцией, многочисленные кулинарные книги и поваренные словари, и оригинально оформленные меню петербургских ресторанов и кондитерских, вошедшие в экспозицию музея.

Любителей чая привлекает коллекция самоваров всевозможных форм и размеров

Появившись в XVIII веке, они быстро заняли важное место в чайных домах, трактирах и частных жилищах, став весьма приятным и красивым атрибутом чаепития, вместе с расписной фарфоровой и керамической посудой

В одном из залов музея хлеба воссоздана целая небольшая петербургская пекарня, оснащенная всем необходимым оборудованием для производства хлеба и торговли им. Такие пекарни обычно обслуживали бедную часть населения столицы.

В экспозиции имеются и образцы продукции советских хлебозаводов, которые помимо массового товара выпускали и единичные изделия, украшенные советской символикой — изображениями серпа и молота, пятиконечной звезды и т.д.

Особенное место среди прочих экспонатов музея занимают материалы, отражающие трагические моменты в истории Петербурга. Например, в разделе, посвященном блокаде Ленинграда во время Великой Отечественной Войны, можно увидеть те самые 125 граммов хлеба, которые полагались каждому жителю города в день. Этот хлеб мало похож на тот, что мы едим сейчас, он испечен по рецепту военного времени и состоит из мучной пыли, гидроцеллюлозы, жмыхов и овсяной муки.

Санкт-Петербургский музей хлеба обладает уникальной коллекцией из более чем 14000 экспонатов, которые позволяют показать жизнь и быт наших предков через гениальное изобретение человека — хлеб. Экспозиция показывает историю создания хлеба, пути развития хлебопечения в Петербурге с момента его основания до настоящего времени. В музее представлены различные образцы выпечки с древних времен до наших дней, инструменты, утварь, формы для выпечки, коллекция самоваров, вывески торговых заведений, живопись, предметы прикладного искусства, документы и собрание книг по кулинарии. В экспозиции воссоздана мелочная лавка с русской печью и всем необходимым оборудованием для выпечки и продажи хлеба. Музей продолжает оставаться единственным в России музеем хлеба.

Разнообразие хлебобулочных изделий

Мы настолько привыкли к разнообразию хлебобулочных изделий, что не замечаем, насколько велик его ассортимент.

Ассортимент хлебобулочных изделий:

  • Бородинский ржаной хлеб
  • Дарницкий ржаной, пшеничный
  • московский, украинский
  • подовый ржаной
  • батон
  • каравай
  • колосок пшеничный
  • белый домашний хлеб
  • пироги
  • формовой хлеб
  • обыкновенный хлеб
  • сдобный

У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.

В Украине очень популярны паляница, арнаут киевский, калач, булочки дарницкие, рогалики закарпатские.

На территории России издавна большим спросом пользуются калачи — уральский, саратовский и другие, хлеб московский, ленинградский, орловский, ставропольский из ржаной, ржано-пшеничной и пшеничной муки.

Белорусские хлебные изделия в своем составе содержат молочные продукты. Широко распространен подовый белорусский хлеб из смеси ржаной

сеяной муки и пшеничной муки второго сорта, минский хлеб, белорусский калач, молочный хлеб, минская витушка и др.

Хорошей плотностью, чудесным сильным хлебным ароматом и ярко выраженным вкусом обладает молдавский серый пшеничный хлеб, выпекаемый из муки простого помола.

Полезный хлеб, в состав которого входят натуральное или сухое молоко, молочная сыворотка, выпекаемый жителями Прибалтики.

У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепешки, чуреки, баурсаки.

В Узбекистане благодаря вкусовым качествам и затейливому узору славятся лепешки гид-жа, пулаты, оби-нон, катыр, сутли-нон, кульча.

В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.

У каждой национальности есть свой хлеб, и ничто не может его заменить в любой стране.

Состав белого мучного изделия

Основная составляющая хлеба – пшеничная мука и чистая вода. Пшеничная мука не настолько полезная, как ржаная, в ней мало витаминов и растительных волокон, зато в ней есть достаточное количество крахмала, углеводов и клейковины.

Второй и достаточно важный ингредиент это дрожжи. Они способствуют поднятию теста, поэтому готовый продукт получается пышным и мягким. Дрожжи обогащают хлебушек аминокислотами биологически-активными полезными веществами.

В хлебопекарнях иногда добавляют в тесто куриные яйца, за их счет готовая выпечка имеет желтоватый оттенок. Плюсом яиц считается содержание в них протеина, минусом – сокращение срока хранения мучного изделия.

Иногда добавляют в тесто такой ингредиент как отруби, они очень полезные и благодаря им увеличивается пищевая ценность продукта (в первую очередь отруби богаты клетчаткой и витаминами). Чтобы разнообразить рецептуру продукта пекари добавляют пряности, сухофрукты, орехи и всевозможные специи.

В состав белого хлеба входят: моносахариды и дисахариды, крахмал, белок, клетчатка, органические кислоты, жиры, витамины (В, Е, Н), микро- и макроэлементы, вода. Калорийность 100 грамм продукта равна 260 килокалориям. Оценить пищевую ценность пшеничного хлеба и других изделий можно с помощью соответствующей таблицы.

Энергетическая ценность некоторых хлебов (на 100 грамм продукта)
Название изделия Белки, г Жиры, г Углеводы, г Калории, ккал
Батон 8 3 50 262
Бородинский 7 1 40 41
Пшеничный 8 1 48 242
Ржаной 8,6 3 59,8 206
Гречнево-ржаной 11 2 58 310
Овсяный с отрубями 7 2 43 225

Белый хлебушек очень питательный, в одном его ломтике приблизительно 106 килокалорий. Поэтому утром люди часто предпочитают подкрепиться бутербродом, чтобы восполнить собственную энергию и быть сытыми.


С этим читают