7 интересных фактов о храме василия блаженного

Храм Василия Блаженного — архитектура

Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.


Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.

Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.

Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.

В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.

Храм Василия Блаженного фото 2014-2016 года

Мастер-класс по рисованию для детей дошкольников «Церковь. Рисование с помощью копировальной бумаги»

Средина Ольга Станиславовна — воспитатель, ЦРР МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл. Цель: Задачи:

Материалы:

Предварительная работа:

Знакомство с понятием симметрии в архитектуре

Знакомство с древнерусской архитектурой

А это – калейдоскоп новых и старых церквей.

Рассмотрим устройство храма (это только для ознакомления или для педагога. Запоминать термины не обязательно)

Ход работы:

Накладываем копирку на белую бумагу. Складываем обе пополам. В зависимости от задачи горизонтально или вертикально.

1 вариант

Свернув листы пополам (короткими сторонами друг к другу), кладем их сгибом слева. Рисуем от руки горизонтальную линию земли. Строим на ней прямоугольник церковного здания, крышу и меньший прямоугольник барабана с половинкой купола.

2 вариант

Складываем два листа вместе длинными сторонами. Получается очень вытянутый формат. Его хорошо использовать для высоких и стройных зданий.

3 вариант — в цвете

Складываем оба листа длинными сторонами друг к другу. Разную толщину линий могут дать тонкий и толстый карандаши.

4 вариант — с усложнением

Детские работы:

Детские работы в цвете:

К СВЕДЕНИЮ (цитата из интернета)

Многообразие форм в русском храмовом зодчестве отражается на количестве куполов, венчающих храмы. Это количество куполов — символично. Одна глава символизирует Единого Бога, три купола — Святую Троицу, пять куполов — Христос и четыре евангелиста, семь глав — семь таинств Церкви, девять куполов — по числу ангельских чинов, тринадцать — Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех — по числу лет земной жизни Спасителя. Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы — свет миру». Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима. Цвет купола также важен в символике храма. Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади в Москве более известен как собор Василия Блаженного. Прекрасный собор — один из самых узнаваемых символов Москвы и России.

Столько лет прожила в Москве, так ни разу и не была в этом храме. Но, увлекшись фотографией, теперь каждый раз, бывая рядом, делаю снимки собора.

Покровский собор построен в 1555-1561 годах по указу Ивана Грозного. Таким образом была увековечена победа над Казанским ханством. Ранее на этом месте существовал деревянный храм Святой Троицы.

Храм состоит из 9 церквей, расположенных на одном основании. Престолы церквей были освящены в честь праздников, даты которых пришлись на дни боев за Казань.

Имя создателя собора доподлинно неизвестно, ни одна из имеющихся версий не находит точного подтверждения.

Разнофигурные и многоцветные главы церквей собора не имеют аналогов в мировой архитектуре.

На первом этаже собора расположена церковь Св. Василия Блаженного и подклет. В подклете хранится икона Св. Василия Блаженного конца XVI в.


В 1818 году перед собором был установлен бронзовый памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Вид Покровского собора с памятником украшает все туристические буклеты о России.

Сейчас собор является одновременно действующим храмом и филиалом Исторического музея и находится под защитой ЮНЕСКО.

Интересный факт, о котором мало кому известно: колокольня собора Василия Блаженного в Москве является наклонной башней. Наклон колокольни от вертикальной оси составляет чуть более 2 градусов в сторону Юго-Востока.

Красная Площадь в цвете

Москвичи и сами признаются в том, что если дадут задание, мол, «а нарисуй свой любимый уголок Москвы», то выбор падет на Москву реку, а рядом с ней будут красоваться прекрасные башни площади и обязательно мчащийся мимо корабль по водной глади, а чуть дальше будут изображены прекрасные постройки.

Прежде чем приступать к рисованию, многим может показаться сложным и даже немного приблизиться в исполнении подлинника на листе, но не стоит отчаиваться. Рисуем очертания корабля и затем берега в виде трех неровных линий.

За чертой берега изображаем кроны деревьев. Можно быть чуть небрежным: ведь так будет выглядеть даже естественнее. Не забываем рисовать редкие стволы

Изобразим архитектурное здание правее, обращая внимание на детали

Рисуем прекрасные архитектурные здания второго плана, которые как бы за первым зданием, чуть-чуть поодаль — должно быть дальше соседнего. Мысленно делим здания на геометрические фигуры, рисуем, затем добавляем детали.

И самое главное во всем процессе — это не усложнять сам процесс и позволять себе произвол в рисовке больших фигур, однако при этом делать акцент на маленьких деталях этих фигур, дополнять их. А в конце делаем картинку цветной.

https://youtube.com/watch?v=LYZqYo8dCsc

Спасская башня рисунок в цвете

Рассматривая вопрос, как нарисовать город Москва, лучше сразу же определится с местностью, которой скорее всего будет Красная Площадь, где полно знаменитых достопримечательностей. Знаменитая из-за речи президента в Новый Год Спасская башня хорошо подойдет для частичного описания Москвы.

Наверняка Спасская площадь — это одно из простейших для рисования зданий всей площади. Чтобы изобразить ее, на треугольник башни дорисовываем прямоугольник с тремя палками (как забор), внутри часы, а сверху знаменитую звезду.

Кстати рисунок не получится правильным, если не соблюдать границы и не рассчитывать место. Верхушка должна быть примерно посередине А4 или чуть выше. Занимаемся прорисовкой низа и входа башни, а также выступов по бокам.

Процесс закончен, осталось добавить цвета в унылую зарисовку карандашом. Четко соблюдая контрастные места (шапочки по бокам серые, выше входа в башню обозначить ломанную линию вдоль) с помощью разных цветов, заканчиваем рисовать.

Поделись хорошей статьей 🙂  

Как нарисовать шахматы

Как нарисовать яичницу

Как нарисовать пирог

Как нарисовать джунгли

Как нарисовать степь

Как нарисовать пустыню

Как нарисовать Колизей

Как нарисовать пизанскую башню

Храм Василия Блаженного


Чтобы нарисовать Москву поэтапно, в любом случае не обойтись без прорисовки такого значимого здания Москвы, как храм Василия Блаженного, расположенного на знаменитой во всей России Красной Площади. Процесс увлекательный и интересный, в особенности, прорисовка храма, так что скорее начнем.

Уделяя внимание только отрывку местности, делаем заготовку в виде самого крайнего левого купола и его основания, начиная рисунок сверху, сразу же определяя сколько места на листе понадобится для полного изображения. Определив деревом границу изображения слева, а последним основанием и куполом от храма с правой стороны, стараемся расположить все оставшиеся здания так, чтобы смотрелось гармонично, а также соблюдая их высоту, добавляем множественные детали

Определив деревом границу изображения слева, а последним основанием и куполом от храма с правой стороны, стараемся расположить все оставшиеся здания так, чтобы смотрелось гармонично, а также соблюдая их высоту, добавляем множественные детали.

В конечном итоге должна получиться довольно интересная картинка, которая опишет полностью знаменитую достопримечательность, но которой явно не будет хватать чего-то, если не закрасить рисунок соответствующими цветами.

Как создавался храм

Строительство собора было начато в 1555 году и длилось до 1561 года. Во время проведения реставрационных работ в 20 веке была установлена точная дата открытия собора – 12 июля 1561 года, день Святых Петра и Павла.

 Доподлинно неизвестно, кто построил Собор Василия Блаженного. Существует несколько версий, в которых исторические факты прочно переплелись с легендами.

По первой из них строительством руководили зодчий Постник Яковлев из Пскова и мастер Иван Барма (многие утверждают, что это был один человек). Согласно городским преданиям, по окончанию строительства они были ослеплены для того, чтобы лишить мастеров возможности повторить подобный шедевр.

Однако, историки уже доказали, что эта версия не более чем легенда, поскольку точно установлено, что Постник в дальнейшем принимал участие в возведении Кремля в Казани. Существует также версия, что собор был построен без единого чертежа, а ориентиром служила схема, нарисованная прямо на строительной площадке.

Согласно второй версии, в возведении храма принимал участие еще один архитектор, имя которого осталось неизвестным. Предположительно, он был из Италии, поэтому в архитектурном стиле храма заметны характерные элементы европейского Возрождения. Но каких-либо официальных документов, подтверждающих эту версию, также не сохранилось.

Василий Блаженный храм в цвете

Нарисовать Москву карандашом кажется сложной и трудно достижимой для новичка задачей. Но есть некоторые уловки, к примеру, можно изобразить самые популярные и значимые места города, которые знают все. Которые, к тому же, будет легко нарисовать каждому желающему даже без задатков художника.

Выбирая в качестве рисунка Москвы изображение храма Василия Блаженного, в первую очередь в глаза бросаются множественные купола. Постараемся изобразить их, начиная с главного купола и который возле него, т. е. с их верхушек.

Отталкиваясь от самого высокого купола, переходим к прорисовке второго, который поменьше, а затем от него левее рисуем более широкий и немного выше купол, а также совсем маленький чуть ниже. Их основания рисуем после купола.

Рисовать основания сразу после купола необходимо для того, чтобы выделить место основаниям остальных куполов и не прогадать с расположением возле друг дружки. Точно также теперь располагаем два оставшихся с правой стороны.

Вооружившись нужными карандашами, теперь наступает последний момент прорисовки, который от части самый легкий из всех

Как и прежде, нужно обращать внимание на детали, прорисовывая, соответственно, нужным цветом

Версии возведения собора

История строительства Покровского монастыря загадочна. Она имеет 3 легенды.

Первая легенда

Постройкой храма руководили 2 человека – Постник и Барма. Эти имена легендарны с 1895 г., в непечатном своде XVII в. нашли слова летописца про то, что два умельца по прозванию Постник и Барма были посланы Грозному самим Богом. По окончании постройки князь настолько был восхищен монастырем, что принял решение ослепить архитекторов.

По одной из легенд, Покровский Собор в Москве контролировали два человека – Постник и Барма.

Для того, чтобы в будущем умельцы не построили ничего столь красивого, как монастырь. Но, данная история не подтверждена, имя Постника указывается и другими летописцами в последующих хрониках, а это означает, что мастер имел зрение и мог руководить иными стройками.

Первым об ослеплении заговорил голштинский посол Адам Алеарий, который именовал собор «иерусалимским». В другом варианте этой легенды говорится не об ослеплении, а о заточении под стражу архитектора за хвастовство в пьяном виде, будто он построит храм красивее Покровского.

Вторая легенда

Эта легенда гласит, что храм строил один зодчий – Постник Яковлев. Такое имя ему дали из-за того, что он старательно постился длительное время. Он был одним из искуснейших Псковских мастеров. После завершения собора он отправился в Казань следить за постройкой каменного города. Версия возникла в 1950-х гг.

Существует повествование о сборе монет на постройку церкви: в Москве проживал Василий Блаженный, побирался и все собранные монеты кидал через плечо в одном месте и никто к ним не прикасался. Когда он собрал достаточное количество, то принёс их Иоанну IV на строительство. Факты говорят об обратном, Василий скончался в 1552 г., ещё до решения Ивана Васильевича возвести храм.

Но похоронен он в той местности, где построили собор. Если верить Соловецкому летописцу, 02.08.1588 г. благодаря останкам святого Василия Блаженного случились исцеления. И тогда, 3‐й сын Иоанна Грозного – царь Фёдор — ввёл праздник в честь Василия, в этом же году от его гроба произошло много чудес, об этом говорится в Новом летописце.

Фёдор Иванович велел возвести над захоронением юродивого храм из камня, таким образом, в этом же году вместо Николаевской церкви к собору пристроили девятую по счёту церковь, которую стали называть в его честь.

Третья легенда


По последней легенде возведением храма руководил зодчий, приехавший с Западной Европы, предположительно — итальянец. Свидетельством этого является особенный стиль, в нем объединены узоры западноевропейской и русской архитектуры. Но никаких доказательств правдивости эта теория не имеет.

Существует мнение историков, что якобы вначале храм должен был являть собой аналог Влахернского монастыря с храмом Богородицы. Своим существованием и расположением храм обязан был утвердить госидеологию «Москва – третий Рим».

Покровский собор в Москве по другой информации, был замыслом принадлежавшим митрополиту Макарию. Он задумал отобразить в сердце столицы святой город Иерусалим. Собор включает в себя несколько церквей объединённых одним основанием, именно под такой конструкцией тогда предполагали «град обетованный» — Небесный Иерусалим.

Значение цветов куполов так и остаётся невыясненным. 2 века назад, Николай Чаев (писатель) посчитал, что расцветка связана со сном Андрея Юродивого. Ему приснились сады Иерусалима, с разнообразными, цветущими, либо с жёлтой листвой или плодами, деревьями.

Икона Казанской Божией матери — история

Икона Казанской Божией матери была обретена в Казани 8 июля 1579 года.

Согласной легенде, в 1579 году после пожара, уничтожившего часть города, девятилетняя девочка Матрона несколько раз видела во сне Пресвятую Богородицу, которая велела откопать ее икону на пепелище. Девочка послушалась и действительно нашла икону в указанном месте.

Икона сразу была признана чудотворной — возле неё исцелялись больные и увечные. Впоследствии на месте ее обретения был построен Богородицкий девичий монастырь, а его первой монахиней стала сама Матрона.

С чудотворной иконы было сделано несколько списков, один из которых был отправлен в Москву царю Ивану Грозному, а другой при Петре Первом был доставлен в Санкт-Петербург. Начиная с Ивана Грозного и до Екатерины II, золотой её оклад украшался все новыми драгоценными камнями, а Екатерина Великая собственноручно водрузила на нее бриллиантовую корону.

Ночью 29 июня 1904 года вор по фамилии Стоян, звавшийся Варфоломеем Чайкиным и ограбивший несколько православных храмов, украл из Богородицкого монастыря в Казани две иконы — Спаса Нерукотворного и Казанской Божьей Матери. Сыщики задержали вора по горячим следам, но грабитель успел продать оклады с икон, а святыни порубил топором и сжег.

Вместе с тем, в Казанской епархии сохранилась легенда, согласно которой игуменья Казанского Богородицкого монастыря во избежание кражи святыни каждый вечер подменяла под окладом подлинную икону точным ее списком, который и украл Чайкин, а подлинник сохранился и находится в настоящее время в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви ни одна не распространена в таком количестве, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, ей посвящены сотни храмов и монастырей, расположенных по всей России.

К покровительству Казанской иконы Богоматери русские правители обращались во время всех переломных исторических событий:

  • В марте 1612 года с этой иконой II русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского отправилось в освободительный поход на Москву, занятую польскими интервентами. Икону, как знамя, несли войска ополчения, освобождавшие Москву от захватчиков. После длительной осады Китай-города было решено взять его штурмом. Перед Казанской иконой отслужили молебен и 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались
  • Накануне Полтавской битвы Петр Первый молился перед иконой Божией матери
  • В 1812 году, оставляя Москву французам, сам Кутузов просил покровительства Богородицы и вынес икону из храма, завернув в свою шинель.

Во время Великой Отечественной войны весь православный люд молился и просил святыню о спасении России от погибели, от нашествия вражеского.

Церковный праздник, посвященный Казанской иконе Богоматери, отмечают дважды в году — 21 июля и 4 ноября. Первая дата связана с обретением святыни 8 июля 1579 года, а вторая — с освобождением Москвы от польских захватчиков 22 октября 1612 года.

На Руси праздник Казанской иконы Божией Матери считался своего рода границей между осенью и настоящей зимой и с этого дня ждали наступления морозов.

Архитектура и убранство храма

Хотя здание собора состоит из отдельных церквей, оно очень целостно. По сути, у него отсутствует главный фасад: храм воспринимается со всех сторон как нечто единое. Его одиннадцать куполов (над каждым из основных приделов по одному, два над церковью Василия Блаженного и один над колокольней) объединены в общую пирамидальную композицию, центром которой является шатер над Покровским приделом, высотой 65 метров.

Собор выглядит очень нарядно: красный кирпич с белокаменным декором дополнительно оживляется зеленым, синим и красным оформлением главок. Все оттенки выдержаны в одном тоне, что придает фасадам собора гармоничную красоту, которая не переходит в пестроту. Собор очень тектоничен: красный цвет стены доминирует, а белым выделяются лишь декоративные элементы. При этом они намеренно сделаны очень плоскими, чтобы не разрушать монументального массива здания.

Зодчему удалось блестяще справиться со сложной идеологической задачей — отразить в архитектуре все значимые события военной кампании. Вместо того, чтобы создавать единое пространство со множеством приделов, Барма Постник ставит на один подклет девять небольших самостоятельных церквей. В центре расположена главная церковь, посвященная Покрову Богородицы, а остальные восемь размещены вокруг нее. При этом композиция собора не идеально симметрична: форма основания каждой церкви немного варьируется, так как центральный объем имеет большое алтарное пространство на восточной стороне. Данное решение не имело аналогов в русской архитектуре.

В церкви частично сохранена живопись XIX в., а местами восстановлена оригинальная декорация «под кирпич». К западу от центрального храма располагается придел Входа Господня в Иерусалим – тот самый, к которому двигалось «шествие на осляти». Там находится иконостас XVI в., перенесенный из собора Александра Невского (стоял на территории Кремля и был разобран в XVIII в.). Вообще, в Соборе Василия Блаженного хранится множество прекрасных древних икон. В интерьерах храмов они воспринимаются органичнее, чем на стенах музеев. В наши дни в каждой церкви создано удачное освещение, что дает возможность внимательно рассмотреть каждый образ.

Известно, что на месте собора Василия Блаженного раньше находилась церковь св. Троицы, и один из приделов нынешнего храма сохранил такое посвящение. Он примечателен прекрасным иконостасом, составленным из древних образов (в том числе XVI в.). В церкви Трех Патриархов Константинопольских хорошо сохранилось оформление XIX в.: фрески и иконостас. В церкви Николы Великорецкого реставраторами был обнаружен сохранившийся дубовый пол – скорее всего, раньше деревянные полы были во всем соборе.

Узкие галереи между церквями также имеют оформление: в XVII в. они были расписаны растительным орнаментом, а чуть позднее – сюжетными фресками

Особое внимание стоит уделить подклету, который раньше служил сокровищницей. Его пространство перекрывается сложными коробовыми сводами

Кроме того, в подклете экспонируется собрание икон, а также серебряная посуда, образцы оружия и прекрасный покров на раку Василия Блаженного, вышитый в XVI в.


С этим читают