Как нарисовать красками натюрморт из светлых предметов

Ставим свет

Правильно поставленный или выбранный свет в натюрморте имеет не менее важное значение, чем собственно его композиция. Если вы работаете над натюрмортом в домашних условиях, не в специальной студии, а в своей квартире, то лучше всего начать снимать при естественном, дневном освещении

В этом случае предметный столик рекомендуем расположить невдалеке от окна или напротив него. Мягкий, рассеянный, и в то же время направленный свет, падающий из окна на вашу предметную композицию, создаст красивые, длинные,  негрубые тени от предметов, и в то же время выгодно подчеркнет и выявит фактуру этих предметов, придаст им объем


Если вы работаете над натюрмортом в домашних условиях, не в специальной студии, а в своей квартире, то лучше всего начать снимать при естественном, дневном освещении. В этом случае предметный столик рекомендуем расположить невдалеке от окна или напротив него. Мягкий, рассеянный, и в то же время направленный свет, падающий из окна на вашу предметную композицию, создаст красивые, длинные,  негрубые тени от предметов, и в то же время выгодно подчеркнет и выявит фактуру этих предметов, придаст им объем.

Как бы вам это не показалось странным, контролировать и регулировать естественный солнечный свет из окна достаточно легко. Это несложно производить путем манипуляций с различными отражателями и заслонками, сделанными, например, из картона,  фанеры или других материалов, оказавшихся под рукой. Отражателем, скажем, может служить обыкновенный лист бумаги формата А4, прислоненный к чему-нибудь на вашем предметном столе. Да даже сложенная «шалашиком» и поставленная рядом газета сможет сработать как отражатель!. А притенять свет из окна можно при помощи оконных штор или жалюзи.

Если вы работаете над своим  натюрмортом  вечером, и дневной свет вам попросту недоступен, работать приходится со светом искусственным. В качестве источника такого света хорошо подойдет самая обыкновенная фотовспышка. Только надо надеть на нее рассеиватель. Если этого не сделать и снимать без рассеивателя, на фоне могут образоваться резкие, грубые  и некрасивые тени. Если у вас в распоряжении есть хороший источник постоянного искусственного света, то лучше использовать его совместно с софтбоксом.

Как дополнительный источник света можно использовать настольную лампу. Пучок света от нее, например, можно направить на фон. Но в этом случае ее нужно ставить подальше от фона, на расстоянии примерно около одного метра. В противном случае световое пятно на фоне будет очень резким, грубым и некрасивым.  Настольную лампу можно установить и сзади выстроенной вами композиции из предметов и использовать ее как источнике контрового света.

Ну вот. Композиция выстроена. Свет поставлен. Всё готово. Начинаем снимать. Натюрморты лучше всего снимать со штатива. Почему? Потому что вам, возможно, для достижения тех или иных целей  потребуется работать на достаточно длинных выдержках. А без штатива такая съемка попросту невозможна. Фотоаппарат должен стоять устойчиво. В качестве примера тут можно  привести натюрморты классика чехословацкой фотографии середины прошлого века Вацлава Йиру, которые он создавал в своей студии или вне ее ночью, исключительно  при лунном свете, не используя при этом  никакие дополнительные источники света.  Ну, а уж если вы не ставите перед собой такие высокие цели, то, снимая с рук, старайтесь держать камеру так, чтобы она не дрожала. Смазка, нерезкость в натюрморте исключены. Такой уж это жанр в искусстве – все должно быть четко.

В процессе съемки натюрморта рекомендуем переставлять предметы с места на место, смело меняйте свет, двигайте его источники в разных направлениях. Снимайте с разными выдержками и различными диафрагмами. Меняйте другие настройки своей  фотокамеры. Снимайте под разными ракурсами, с разных точек съемки. Снимайте разными объективами. Импровизируйте на ходу! Ищите различные варианты! Именно в процессе съемки натюрморта и возникает некий азарт, своего рода кураж. Вам будет хотеться строить все новые и новые варианты композиции натюрморта, все новые и новые схемы освещения. Не сковывайте полет своей творческой фантазии! Возможно, именно сегодня вы и создадите свой лучший кадр, который потом прославит вас!

Да, и еще одно замечание. Последняя наша рекомендация на сегодня. Если в вашем натюрморте оказалось достаточно много белого цвета, до того, как вы приступите к фотографированию, настоятельно рекомендуем не забыть правильно выставить баланс белого в настройках фотокамеры. Иначе потом, в процессе постобработки снимка на компьютере, вам придется изрядно повозиться с цветокоррекцией в графическом редакторе. Проще говоря, в фотошопе.

Точка зрения

Работа над композицией натюрморта начинается с определения точки зрения. По существу, определяет выбор живописных средств и композиционную схему натюрморта.

Один и тот же натюрморт воспринимается по-иному, если смотреть на него с разных точек зрения. При нижней точке зрения плоскость подставки сильно сокращается (иногда она совсем может быть не видна), задние предметы уходят в сильный ракурс, передние становятся более значительными, монументальными. Это впечатление усиливается, если фоном постановки является ровная поверхность стены или драпировки, которые подчеркивают силуэты предметов.

Нижняя точка зрения применяется, когда необходимо придать изображению величественный характер.

Характерный пример подобного решения натюрморта работа А. Никича «Натюрморт торжественный».

Совершенно иное впечатление производит натюрморт, написанный с верхней точки зрения. Часто для этой цели ставят постановки на низкой подставке или на полу. Интересными выглядят натюрморты, написанные на пленэре, типа «завтрак на траве».

А. Никич «Натюрморт торжественный»

Характерная особенность натюрморта с высокой точкой зрения — почти полное отсутствие фона. Здесь фоном служит сама плоскость, на которой размещены предметы

Последние предельно приближены к зрителю, что дает возможность сосредоточить внимание на их форме, материале, цвете, не «искаженных» воздушной перспективой. Пространство, в обычном представлении связанное с решением глубины, здесь отсутствует; оно решается не столько перспективой, сколько самими предметами, отсчетом расстояния от одного предмета до другого

Пространство решается в пределах внутреннего расположения предметов, что заставляет предельно точно рассчитывать организацию картинной плоскости. Случайное, не продуманное расположение предметов относительно друг друга и картинной плоскости неизбежно приведет к нарушению равновесия в композиционном строе изображения.

Верхняя точка зрения используется в тех случаях, когда необходимо расширить рассказ об изображаемом, в равной степени показать как переднеплановые объекты, так и второплановые, как бы приближая, их к зрителю.

Боковые точки зрения (по свету и против света) как в построении композиции, так и в самой трактовке формы резко отличаются друг от друга. Контражурное (против света) построение композиции заставляет строить изображение на силуэте; прямое освещение скрадывает тени, уплощает форму. Это уплощение переходит и на передачу пространства, что придает изображению декоративный характер. Этот прием используется художниками, стремящимися к декоративному решению композиции.


Контражурное (против света) построение композиции

Наиболее известные мастера жанра

Прежде всего, следует отметить нидерландских художников, среди которых наибольшую известность обрели работы Амброзиуса Босхарта-старшего и Бальтазара ван дер Аста, выполненные в жанре цветочного натюрморта. Преемником и продолжателем традиций этих мастеров считается Ян Давидс де Хем, получивший признание благодаря своим восхитительным картинам, изображавшим фрукты и цветы.

Декоративное решение натюрморта, известное современникам под названием «ученый натюрморт», зародилось в городе Лейдене. Влияние этого интеллектуального жанра легко прослеживается в работах Давида Байли и Питера Стенвейка.

Флорис ван Дейк, проживающий в Голландии, считается основателем декоративного натюрморта в жанре «банкет». Похожие работы есть у таких мастеров, как Ханс ван Эссен и Клара Петерс.

Хорошо известны работы европейских художников-импрессионистов Анри Матисса, Поля Сезанна и Винсента Ван Гога.

Среди российских мастеров впервые писать изображения цветущих растений и фруктов начал Иван Хруцкий, работы которого имели большой успех в XIX веке. Именно в это время особую популярность на полотнах художников приобретают цветы. Декоративный натюрморт с ярким букетом на сером фоне – излюбленный прием мастеров российской салонной живописи, распространенной во второй половине XIX века.

Расцвет русского натюрморта пришелся на двадцатый век. Неживую природу можно видеть на полотнах Федора Толстого, Исаака Левитана, Ильи Машкова, Игоря Грабаря и Константина Коровина. Среди мастеров советского декоративного натюрморта выделяются работы Кузьмы Петрова-Водкина, Петра Кончаловского и Павла Кузнецова.

Натюрморт со статуэткой (1895)

Натюрморт построен на контрасте холодного и тёплого. Яркие «горячие» яблоки и бежевый стол контрастируют с голубовато-белесым цветом стены и гипсовой скульптуры. Сезанн использовал для своего натюрморта необычную композицию. Вытянутая скульптура просила вертикальное полотно, но художник вписал её в небольшой прямоугольник, расположенный по горизонтали.

Сезанн мастерски уравновесил композицию створкой буфета и складками измятой драпировки позади скульптуры. Перспектива картины демонстративно нарушена, особенно это заметно в крышке стола. Художник делает этот ход специально, для усиления восприятия картины зрителем. Кажется, что сейчас, вместе с решительным шагом фигурки пухлого ангела, придут в движение и все предметы, лежащие на столе.

11

Описание натюрморта.

Для постановки были подобраны простые по форме предметы, объединенные единой цветовой концепцией. Само задание натюрморт на сближенные цвета подразумевает некое количество предметов, близких по цвету, это не означает, что все элементы сцены должны быть в одной цветовой гамме. Достаточно одной группы предметов, распределенных по плоскости, чтобы реализовать поставленные в задании цели.

Доминантой композиции стал глиняный кувшин, самый массивный по форме и объему. Уравновешивает композицию по вертикали высокая, узкая бутылка, насыщенного зеленого цвета с небольшими ручками у горлышка. Рядом с глиняным кувшином расположен небольшой фарфоровый чайник ровного белого цвета. Между кувшином и бутылкой помещена пиала белого цвета, в которой лежат восковые модели лайма и светло-зеленой груши. Вокруг пиалы лежат восковые модели слева авокадо, справа огурца.

Важной особенностью учебной постановки является роль драпировок в композиции сцены. В этом натюрморте драпировки подобраны и распложены так, чтобы с одной стороны разделить группы предметов контрастными границами, с другой стороны, цвет тканей приводит цветовое соотношение масс к гармонии

На зеленой драпировке расположен всего один зеленый предмет – авокадо, на белой, компенсируя объем зеленой ткани, помещена целая группа зеленых предметов – бутылка, огурец, лайм, груша. На зеленой ткани для уравновешивания белой драпировки расположен белый чайник.

Каждая деталь постановки была обдумана и четко установлена нашими педагогами, чтобы ученики во время работы над заданием ясно представляли себе задачу.

Изображение группы зеленых предметов является ключевым фокусом постановки. Близкие по цвету и тону объекты нужно изобразить так, чтобы они не сливались в единую массу, найти в каждом предмете нюансы оттенков и удаления от переднего плана, передать характер поверхности и степень освещенности зеленого стекла в бутылке, зеленой материи в драпировке, зеленой кожуры лайма, авокадо, груши, огурца.

Задания такого типа содержат в себе важный, вначале не очевидный принцип, касающийся не только живописи, но и рисунка: видеть в модели, натюрморте не только объекты для изображения на листе, а насыщать их концептуальным смыслом, добавлять изобразительный подтекст. Это, в свою очередь, поможет точнее передавать характер модели или образ натурной постановки.

Подробнее о занятиях в нашей художественной студии вы можете узнать по телефонам: 8 903 669-66-79 или 8 903 668-69-36.

С чего натюрморт начинается.

Начинается натюрморт с замысла, то есть, проще говоря, с идеи. Посмотрите вокруг – что из того, что есть в вашем доме, представляет интерес как объект для составления композиции натюрморта? Какие предметы «просятся» в кадр? Очень хорошо смотрятся в натюрморт старые и «фактурные» предметы – различные вазы, часы, старинные книги, фарфоровые статуэтки, настольные лампы, сервизы, подсвечники и свечи, какие-то вещи из ткани грубого и крупного переплетения – салфетки, скатерти… Хорошо смотрятся в натюрмортах фрукты и овощи. Цветы так же являются одним из излюбленных объектов натюрмортистов. Причем, цветы не только живые, но и высушенные. Тут нет предела фантазии. Для натюрморта подходят самые разные предметы. Главное – чтобы все эти предметы гармонировали между собой по форме, цвету, фактуре, смыслу… Ну, например, какой идеей объединить в одном натюрморте, допустим, пассатижи и вазу с яблоками? 


Давайте начнем ну хотя бы с самой простой композиции: натюрморт, главным «персонажем» которого будет ваза с фруктами. Кто-то скажет, что такой натюрморт —  самый обычный, распространен и далеко не нов. Ну и что! Согласитесь, ну что может быть красивее и интереснее, чем красивые фрукты в красивой вазе? Вот это и будет идеей         нашего натюрморта. Теперь давайте решать, какие предметы из имеющихся у нас можно расположить рядом с такой красотой, какие фактуры и цвета будут гармонировать с цветами и фактурами фруктов и самой вазы.  Учитывая всё это, помните и о смысловом наполнении натюрморта. Ведь натюрморт, как и любая другая картина, должен рассказывать какую-то история. Ну, представьте, например: ваза с яблоками, грушами и вишнями, а рядом несколько полевых цветов и кружка с молоком. Всё это расположено на простом дощатом деревенском столе. Вот вам и рассказ о раннем утре в деревне!

Натюрморт с корзиной яблок (1894–1895)

Этот натюрморт стал настоящим прорывом в живописи конца 19 века. По столу из наклонённой корзины на белую скомканную скатерть рассыпались спелые яблоки. Бутылка вина и тарелка с едой словно ожидают своей очереди для подачи на стол.

Натюрморт смотрится очень цельно, так как Сезанн тщательно подбирал место для каждого предмета. Он любил экспериментировать с формой, цветом и контрастом. Его яблоки, рвущиеся с полотна, хочется попробовать, а белую скомканную скатерть — расправить руками. Крупные, немного грубоватые мазки добавляют предметам фактуру и объём. Необычный цветовой подход и передовые живописные приёмы Сезанна сделали эту картину настоящим живописным шедевром.

На нашем сайте most-beauty вы можете прочитать о выдающихся работах Сандро Боттичелли.

9

Последние статьи

  • +1   Как представители британской королевской семьи отмечают свои дни рождения 21.08.2020, 21:04
  •   Почему папа сбежал от близнецов-пятерняшек и другие нашумевшие истории семей, где родилось 5 детей сразу 21.08.2020, 19:41
  •   Когда мужчина оказался женщиной и наоборот, или Самые громкие гендерные обманы в истории 21.08.2020, 18:35
  •   Неоконченный роман: Почему актриса Галина Польских и через 50 лет винит себя в гибели первого мужа 21.08.2020, 16:45
  •   Как пенсионеры бросили вызов бьюти-экспертам и Почему отказались от «благоразумной старости» 21.08.2020, 14:20
  •   Зкачем камердинер Екатерины II поджег свой дом и Как воспитывал её незаконнорожденного сына 21.08.2020, 11:50
  •   Что запрещали школьникам в СССР, и Как их наказывали за джинсы или за короткие юбки 21.08.2020, 10:13
  •   Как брак с иностранцем разрушил карьеру звезды кино 1950-х: Триумф «Весны на Заречной улице» и годы забвения Риммы Шороховой 21.08.2020, 08:56
  •   8 зарубежных знаменитостей, которых в России любят больше, чем на родине 20.08.2020, 22:33
  •   Какими мужьями и отцами были Лев Толстой, Михаил Булгаков и другие классики 20.08.2020, 19:45

Все статьи

Пирамида из черепов (1900)

Пирамида из черепов в исполнении Поля Сезанна — это настоящий гимн скоротечности жизни и постоянства смерти. Необычный натюрморт выглядит несколько устрашающе, но очень живописно. Верхний череп — самый светлый, на нём видны холодные рефлексы от окружающих его предметов, не видимых для зрителя. Эти крупные голубые мазки создают необычайный накал страстей. Череп выглядит устрашающе и предупреждает о неминуемом конце для каждого человека.

Нам очень сложно выбрать лучшие картины Сезанна среди самых популярных, а рассказывать обо всех довольно долго, поэтому ниже мы разместим ещё несколько картин великого живописца, но без описания.

15

Выполнение натюрморта с белым предметом

Тема  занятий 3.4.2.3: Выполнение натюрморта с белым предметом (акварель, А2) – 12 час.

Тип  занятий  —  комбинированные.

Цель занятий: изучение законов цвета и технологию акварели: влияние хроматических цветов на ахроматические, последовательно выполнять и использовать комбинированные методы работы акварелью.

Задачи занятий:

Обучающие: изучить законы дополнительных цветов, научить выполнять живописную работу акварелью комбинированными методами.

Развивающие: развивать живописно-пластическое видение тонально-цветовых отношений, вырабатывать умения выполнять живописную работу натюрморта акварелью комбинированными методами.

Воспитывающие: воспитывать трудолюбие, терпение, решительность, смелость и аккуратность в обращении с живописным материалом акварель.

Наглядность: https://www.youtube.com/watch?v=sRgB7fM0SG8&list=PLyXeCsIzHegFyUiAtd9YD73XBBjz-UjqQ&index=19 – основы цветоведения.

https://www.youtube.com/watch?v=NH1TLyiJVHU — основы цветоведения.


Презентации: «Натюрморт акварелью с белым предметом», «Основы цветоведения».

Повторение теории цветоведения

Теневые и освещённые части предметов в живописи всегда строятся на контрасте тёплого и холодного. В помещении свет холодный, а тень тёплая. Хроматические цвета дают дополнительный оттенок на ахроматических.

Правила выполнения работы:

1.     Правило — «от светлого к тёмному».

2.     Правило «одновременности».

3.     Правило «от большого к детальному».

4.     Правило «взаимосвязи». Стараться писать, как говорят «в стык». Пока положенный цвет не высох, рядом с ним накладывается другой, иногда частично захватывающий соседний. Начинать нужно с широких заливок, а затем переходить к более мелким формам. Мелкие детали и подчёркивание формы выполняются на завершающем этапе работы.

Предварительно нужно осмотреть натюрморт со всех сторон и определить, с какой точки зрения выгоднее (эффективнее) поместить изображение на плоскости

Следует обратить внимание на пропорции, характер формы, движение, освещение, цвет и тон, отметить характерные особенности, понять общий колорит постановки. .  Натюрморт поставлен с белым предметом, поэтому необходимо учесть это обстоятельство и понять, как влияют хроматические цвета на ахроматические

 Натюрморт поставлен с белым предметом, поэтому необходимо учесть это обстоятельство и понять, как влияют хроматические цвета на ахроматические.

Здесь участвуют дополнительные цвета. Зелёно-жёлтый дополнительный к кармину (красно-фиолетовому), алый дополнительный к голубому, Сине-фиолетовый дополнительный к жёлтому (лимонному). Существует зрительная особенность: хроматические цвета придают ахроматическим цветам дополнительный цвет. Белый кубик на алом фоне будет иметь голубой оттенок. Вся работа выполняется мозаичным методом.

Порядок выполнения работы

  1. Расположить натюрмортную постановку в формате листа, сделать линейный рисунок.
  2. Передать лаконичными средствами натурные впечатления от постановки.
  3. Передать тональные и цветовые отношения, используя все краски.
  4. Передать объём предметов, освещение и цвет учитывая явление дополнительных цветов.

Работа начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Форма прорисовывается очень обобщенно и схематично. Выявляется основной характер большой формы.

Чтобы детали не отвлекали внимание от основного характера формы, предлагается прищуривать глаза так, чтобы, форма смотрелась как силуэт, как общее пятно, а детали исчезали. Когда все детали прописаны, и изображение тщательно промоделировано тоном и цветом, начинается процесс обобщения

Когда все детали прописаны, и изображение тщательно промоделировано тоном и цветом, начинается процесс обобщения.

На последнем и самом ответственном этапе работы над постановкой студент подводит итоги проделанной работы: проверяет общее состояние изображения, подчиняет детали целому, обобщает цветовую гамму. 

Серия Го­ра Сен-Вик­ту­ар

Поль Сезанн обожал вид на гору Сен-Виктуар и рисовал его множество раз с различных ракурсов и в различную погоду. Эту серию объединяет одинаковое цветовое решение: синие, голубые, изумрудные, зелёные мазки, положенные наискосок справа налево изредка перекрываются бежевыми или светло-оранжевыми включениями (крыши и стены домов, акведук, дорога).

В некоторых полотнах на передний план выступают сосны или их серебристо-коричневые стволы с раскидистыми кудрявыми ветками. Причудливый горный массив на каждой картине постоянно подвергается трансформации, как будто художник пытался отыскать геометрическую суть этой горы.

14


С этим читают