Живут и дышат

Мезенская роспись

Хохлома, гжель и другие известные росписи появились позже мезенской, именно ее искусствоведы  считают самым первым известным видом народного прикладного творчества. Иногда называется палащельской. Родиной этой школы принято считать деревню Палащелье, рядом с рекой Мезень. Росписью в этом регионе занимались мужчины и передавали свои секреты от отца к сыну.


Основой росписи являются два цвета – кирпично-красный и черный. Из черточек, линий, ромбиков и других простых фигур складывали удивительной красоты орнаменты, но в старину все они имели тайный смысл. Раньше люди верили в магическую силу этих узоров.

Теперь вы знаете, какие были виды народного творчества на Руси и всегда сможете отличить хохломскую от жостовской росписи!

Элементы русской народной росписи

Красный, черный и золотой — три основные цвета, а желтый и зеленый цвета использовались в качестве дополнительных и в небольшом количестве. Кисти делаются из беличьих хвостов. Именно этот материал дает возможность провести тонкую линию.

Расписывать изделия могут двумя способами. Первый способ — сначала полностью черной краской закрашивается фон, а сверху наносится рисунок. Второй способ — сначала наносится контур орнамента, только после этого закрашивается фон.

Если внимательно посмотреть различные работы, выполненные в стиле хохлома, то можно выделить несколько основных узоров:

  • Осочки. Для этого узора нужно легко провести кончиком кисти сверху вниз.
  • Травинки. Элемент выглядит как небольшой мазок кистью с плавным утолщением.
  • Капельки.
  • Усики.
  • Завитки.
  • Кустик. Рисовался путем комбинаций осочек, травинок, капелек, усиков и завитков. Причем элементы всегда располагались симметрично друг другу.
  • Ягодки. В основном рисовали бруснику, смородину, рябину, клубнику или крыжовник.

Технология полховско–майданского стиля росписи

Вначале поверхность деревянного изделия подвергалась шлифовке и грунтовке крахмальным клейстером. Затем наносился контур рисунка тушью, после чего производилась роспись. Для этого использовались краски четырех цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Затем осуществлялась «наводка», характерный художественнй этап полховско–майданского стиля, заключавшийся в обводке контура рисунка черным цветом. Добавим, что этот вид росписи предполагает такой прием, как наложение цветов.

Данный вид искусства также использует особую технику бесконтурной росписи.

Мы упомянули данный вид росписи не случайно. Он процветал в СССР до 90-х годов включительно. На Вознесенской фабрике трудились полтысячи человек. Из них 40% — художники, осуществляющие роспись, остальные — токари. К работе относились творчески, на фабрике работала творческая лаборатория. Продукция экспортировалась в США и страны Европы. Сегодня заложенные фабрикой традиции развивают предприниматели.

Каргопольская роспись

Этот национальный промысел родился в Архангельской области. Его истоки уходят в 13 век, найденные гончарные изделия археологи датировали именно этим столетием. Изначально люди лепили посуду, востребованные гончарные изделия, а в свободное время, на потеху детишкам, делали игрушки. Спросом они не пользовались, потому на продажу их фактически не выставляли.

Но сложилось так, что в историю вошла именно каргопольская игрушка. Сделана она преимущественно в деревенской тематике: крестьяне, вылепленные народными умельцами, трудолюбивы и веселы. Они или кормят скот, или работают на поле, или суетятся по дому. Немало и праздничных фигурок, лихих танцоров и музыкантов с гармошками.

Животных каргопольцы тоже лепили: и настоящих, и мифических. Например, Полкан – полуконь-получеловек изображался с орденами и в форме. Деталь игрушек не прорабатывали, многие элементы одежды были схематичны. Но при этом все наряды яркие, заметные. И каргопольская роспись также сакрализировала своих персонажей: женщина – это земля-кормилица, медведь – уважаемый хозяин леса, рогатые животные – слияние неба и солнца.

Узоры на игрушках простые, даже примитивные – волнистые линии, треугольники, круги, цветы, стихийные знаки. Но и в них сама жизнь с народа с ее представлениями о мироздании, о красивом, вечном, правильном.

История промысла

Родина городецкой росписи – Поволжье. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино и некоторых других поселков украшали прялки резьбой, а затем подкрашивали орнамент, чтобы потом продать изделия на нижегородской ярмарке. Со временем колоритные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью.

Термин «городецкий узор» появился только в 1930-х гг, когда общественности стали известны работы одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко. Городец – главный рынок сбыта расписной утвари. Мастера учитывали этот факт, и на узорах отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком. Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.


Местные умельцы искусно управлялись в резьбе по дереву. Лесные просторы позволяли мастерам использовать дешевый и доступный материал для создания своих шедевров. Расцвет промысла связан с деятельностью Петра Первого, который требовал, чтобы его военные корабли украшали резьбой и росписью. Со временем корабли передислоцировались ближе к новым завоеванным землям, а народные умельцы стали искать другие направления для применения накопленного опыта.

Расцвет городецкого промысла начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его цель заключалась в обновлении полотен живописи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживку» белками, использование сразу нескольких шаров краски, другие приемы.

Разновидности росписи Северной Двины

Промысел под этим названием принято разделять на три равноценные группы – пермогорская, борецкая, ракульская росписи. Названия направлений связаны с местностью, поселениями, где они зародились

Это важно: несмотря на общие черты росписи Северной Двины, каждое художественное течение имеет существенные отличия

Общие корни, базирование на древнерусском искусстве, ориентация на книжную миниатюру стали главной характеристикой северных промыслов. Техника исполнения работ напоминает книжное иллюстрирование того времени. Но каждый вид северной росписи опирается на собственную колористику, своеобразие передачи сюжетов и мотивов, акцент на доминирующих элементах и приемах оформления.

Северная роспись – отличия от других

Несправедливы аргументы тех, кто считает роспись прибрежья Северной Двины менее яркой и талантливой, чем знаменитую хохлому, городецкую или петриковскую росписи. В сравнении невозможно идти путем выстраивания иерархии: можно только отметить характерные черты, отображавшие уклад и традиции местного населения, выбор цвета (немало зависящий от климатических особенностей региона), корни техники.

Пермогорская роспись

Колористика промысла – это белофонное искусство с доминированием красного цвета. Желтый и зеленый цвета сопутствуют активному красному, не заслоняют его, а только подыгрывают. Важный отличительный элемент – тонкий черный контур, традиционно наносимый гусиным пером.

Присутствуют в работах графические остатки геометрической резьбы – белые и черные зубчики. Мастера пермогорского направления активно заполняли плоскость, где не находилось места для сюжета. Основные мотивы данного вида северодвинского искусства – птица Сирин и катанье на лошадях. Другие темы также встречаются, но не столь часто. При этом заметно: у художника все же была свобода изображения, бытовые темы они легко связывали с событиями личной жизни.

Ракульская роспись

В деревнях по реке Ракулке, что впадает в Северную Двину, зародилась особая техника. Ее основой был растительный орнамент, представленный декоративными листочками. Птицы, окаймленные черным контуром, доминирующие золотистая охра и черный цвет, различные усики, завитки, прожилки – все это приметы ракульской росписи.

Запоминается и базовый орнамент направления – изогнутый стебель с идущими в сторону разноцветными каплями. С цветом мастера работали смело, фоны расписных прялок часто желтые, но локальные цвета (белый, красный, зеленый) создавали общее яркое впечатление.

Борецкая роспись

Знаменитые борецкие прялки часто сравнивают с иконостасом, но от искусства иконописи мастера из Борка брали только внешние черты, эстетику. Постепенно из художественных заимствований сформировался свой стиль, неповторимый и изящный.

Борецкая техника – это нарядная белизна фона, узор на ножке, продуманные до мелочей растительные мотивы.

Круг сюжетов направления широк: труд и быт, обряды, праздники. И, конечной, северный промысел делал акцент на сакральности изображения, смысловом богатстве работы.

Пичужская роспись

Близка по эстетике своим «собратьям»: тот же белый фон и красная краска в основе

Отличительными чертами можно назвать особое внимание к ярко-зеленым листочкам и белым точкам-капелькам в выборе элементов. Отдельные изделия выделяются синим цветом, активным, композиционно важным

Борецкая техника – это нарядная белизна фона, узор на ножке, продуманные до мелочей растительные мотивы.

На борецких росписях возница одет нарядно, на пичужских – по-крестьянски. Знаменитый трилистник, яркий элемент славянского искусства, в пичужском варианте имеет тонкую нижнюю часть листа, верхняя же переходит в ягоду.

Борецкая техника – это нарядная белизна фона, узор на ножке, продуманные до мелочей растительные мотивы.

Уфтюжская роспись


Промысел, зародившийся в Верхней Уфтюге, прославился сказочностью, виртуозностью растительного орнамента. Фоновые решения могли быть разными: от ярких оранжевых, красных до зеленых и даже редких синих. Фон подкрашивали тонким слоем, дабы сама структура бересты отдавала теплом.

Композиция едина – гибкая веточка с тонким цветком, опущенные реснички листьев, несколько ягодок. Особую известность получили устюфские туески, аккуратные, скромные и, на первый взгляд, очень простые. Многие начинающие художники по дереву учатся мастерству именно с устюфской техники.

Производство матрешек. Виды росписи

Всемирная популярность матрешки, ее признание миром относится к 1900 году, когда она «выехала в свет» — на всемирную выставку в Париже.

Могло ли народное творчество пройти мимо матрешки? Уже в 1899 году весь Сергиев Посад производил новых обаятельных кукол: девок и баб, румяных, в кафтанах и передниках или в платках и сарафанах, с корзинками, домашними животными, птицами, цветами

Загорский стиль (как известно, Сергиев Посад был переименован в Загорск) отличался живописностью, вниманием к мелким деталям

С 1922 года матрешек начали также производить в селе Меринове в Нижегородской области. Здешний токарь Майоров А. Ф., купив сергиевскую матрешку, выточил «свою». Расписала же фигурки его дочь. Мериновцы быстро освоили изготовление этих сложных фигурок. Мериновская матрешка – подчеркнуто яркая, хотя с меньшей детализацией, чем загорская.

Третьим «месторождением матрешек» стало село Полховский Майдан, славящееся и токарями, и росписью. Полховская матрешка имеет свои характерные черты:

— мимолетно, мелкими мазками написанное лицо;

— место очертаний платка и линий сарафана (юбки), со спины на 2/3 матрешка выкрашена алым (красным) или зеленым цветом. Цвет платка контрастирует с ним. В области лба матрешки нарисован цветок розы-дикуши. Обозначен фартук – от шеи и до земли. Роспись фартука сгруппирована «по овалу». В середине – ветка с раскрывшейся розой, листьями, ягодами. Композиция дополнена маргаритками и незабудками.

Наиболее сложной в изготовлении считают матрешку из Вятки, которую местные умельцы инкрустируют соломкой.

Гжель. Поиск глины для фарфора

Гжель как искусство художественной росписи родилась на территории современного Раменского района Московской области. Встарь эти места назывались Гжельской волостью, и на этой местности раскинулись села Бохтеево, Володино, Гжель, Кузяево, Новохаритоново, Турыгино.

Вплоть до XVII века местные крестьяне производили из глины сравнительно примитивную поливную посуду. Ситуация изменилась благодаря промышленной разработке местных глин, пригодных для производства фарфора. Точкой отсчета стало распоряжение царя Алексея Михайловича обнаружить «глины, пригодные» для производства аптекарских сосудов — в 1663 году.

Опыт удался, с 1710 г. аптекарский приказ начал пользоваться здешним сырьем. Аптекари нахваливали качество глин, и настал момент, когда ими заинтересовались промышленники. Их интересовало сырье, пригодное для производства фарфора. По указу царя в 1844 г. создали комиссию, в которую вошли собственник фарфорового завода в Москве Афанасий Гребенщиков и инженер Порцелиновой мануфактуры Дмитрий Иванович Виноградов, получивший горноинженерное образование в Марбургском университете. Пять лет искали нужную глину. В 1849 году после восьми месяцев изысканий были добыты глины, из которых произвели первоклассный фарфор. Об их качестве высоко отозвался сам М. В. Ломоносов, соученик Виноградова.

Идеи для росписи: фото интересных вариантов

Насколько красивыми получаются расписные тарелки, деревянные горшочки и другие предметы, которые пришли к нам из далекого прошлого. Несомненно, эти дореволюционные экземпляры ценятся и сейчас. Для оформления дерева стараются внедрять новые идеи. С несколькими из них можно ознакомиться на фото.


Яркий синий мотив с точечной росписью отлично будет смотреться в кухнях с побелкой или в саманных избушкахФОТО: handhobby.ru

Яркие варианты ручной работы часто предлагаются для выставок, конкурсов или на продажуФОТО: madeheart.com

Полукруглые варианты стараются расписывать под различных представителей фауны: рыб, птицФОТО: maxi-land.ru

Кухонные разделочные доски с художеством часто создают как составляющую уже готового комплекта (горшка, черпаков, тарелок) ФОТО: romantik.pro

Оформление росписью подходит даже для использованных разделочных досокФОТО: sam.mirtesen.ru

Уважаемые читатели нашего онлайн-журнала, задавайте вопросы, комментируйте и оценивайте публикацию. Возможно, у вас есть свой опыт в выполнении росписи одной из приведённых техник, мы будем рады узнать о нём.

Экономьте время: отборные статьи каждую неделю по почте


С этим читают