Виды росписи посуды: гжельская, городецкая, жостовская, хохломская. художественная роспись

Гуслицкая роспись

Гуслицы – регион, который находится на юго-востоке Московской области. Когда-то это был большой старообрядческий край, староверы массово селились там после церковного раскола. Гуслицкая роспись и является наследием старообрядцев, грамотных, образованных людей, переписчиков книг. Хотя, стоит отметить, что истоки росписи культурологи видят все же византийском искусстве.


Оформление книги гуслицкой росписью

Гуслицкая роспись является особым видом орнамента, украшавшим тексты старообрядческих певческих книг. Каждый художник придерживался своей цветовой палитры. Для гуслицы использовались краски на водной основе, предельно близкие к акварели. Этим объясняется плавность цветовых переходов.

В Гуслицкой волости сложился уникальный книжный промысел

Он случился, благодаря традициям – старообрядцам было важно сохранить свою культуру. И книги они переписывали вручную практически до 20 века

Особенно много на страницах переписанных книг птиц, считалось, что эти существа символизируют добро. У них всегда привлекательная, фантастическая раскраска.

Больше информации об истории и технике выполнения изображений гуслицкой росписью, вы узнаете из представленного видео.

Павловопосадские платки

В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить шерстяные платки с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань при помощи форм с рельефным узором. Павлопосадские платки — это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным цветочным узором.

В 70-х гг. XIX века формируется привычная нам палитра платков, расширяется ассортимент платков с натуралистическими цветочными мотивами. Мастерицы отдают предпочтение изображениям садовых цветов, прежде всего розам и георгинам.

До 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками-«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений. С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.

Продукты

Гастрономические сувениры — один из самых приятных видов подарков из отпуска. Такие пляжные вкусности, как горячая кукуруза, невозможно привезти домой в качестве напоминания об отпуске. Но есть много других колоритных и вкусных вариантов.

Что привезти из Крыма из еды

  • Фермерские сыры. Местные фермеры на небольших сыроварнях изготавливают качественные аналоги французских сыров. Интересно попробовать и привезти в качестве подарка сыры в золе (валансе и сент морт) или твердые сыры с пажитником, мятой, тмином и активированным углем.
  • Локальные сладости. Самый популярный ответ на вопрос «Что вкусного привезти из Крыма?» — «Восточные сладости». Здесь производят вкусные аналоги рахат-лукума и пахлавы. В небольших лавочках можно приобрести эко-десерты, похожие по вкусу на рахат-лукум. Но эко-десерты производятся исключительно из натуральных компонентов, во многих вместо сахара используется мед и растительные заменители. Также оригинальным вариантом будет крымско-татарская сладость парварда — разновидность восточной карамели, которую часто подают к чаю или кофе вместо сахара.
  • Варенье, мед и сухофрукты. Необычным подарком будет варенье из экзотичных южных ягод и фруктов. Привезите в качестве сувенира варенье из шелковицы, инжира, лепестков розы, кизила и можжевельника. Местные сухофрукты отличаются насыщенным вкусом. Из Крыма везут как привычные курагу и чернослив, так и сушеный кизил, алычу и инжир. Мед можно приобрести на небольших хозяйствах, напрямую у производителя. Стоит попробовать необычные сорта: лавандовый и шалфеевый.
  • Специи. Наборы специй или отдельные виды пряностей продаются на базарах. Есть сувенирные наборы в подарочной упаковке. Из Крыма везут ароматный дикий чеснок джусай, сушеные ягоды можжевельника, а также более привычные нам специи: палочки корицы, зиру, кориандр, звездочки бадьяна.
  • Ялтинский лук. Местный лук фиолетового цвета считается образцовым. Его можно добавлять в салаты или использовать как закуску. Также из ялтинского лука делают интересную сладость — косичку. Десерт фиолетового цвета имеет сахарный сладкий вкус.

Крымские сладостиФото: Lyudmila_Klyopova

Отдыхая в летние месяцы, привезите в подарок из Крыма местные фрукты. Особенно такой вариант актуален для туристов, прибывающих на полуостров на автомобиле. Какие фрукты привезти из Крыма? Ориентируйтесь на сезонность — с мая до глубокой осени в Крыму поспевают разные фрукты и ягоды.

Фрукты: что привезти из Крыма по месяцам

  • Май. В последний весенний месяц в Крыму начинает поспевать клубника. Покупая тепличные ягоды, попросите одну штуку на пробу — часто они бывают несладкими.
  • Июнь. В начале туристического сезона прилавки заполняются первыми ягодами черешни, абрикосами и земляникой. В это время поспевает нетепличная клубника — она очень сладкая и крупная.
  • Июль. Что привезти из Крыма в июле? Это один из самых «фруктовых» месяцев. В июле поспевают персики, кизил, инжир, продолжается сезон черешни и абрикосов. Ближе к концу июля можно купить сладкие дыни и первый виноград.
  • Август. Персики, груши, виноград — вот ответ на вопрос, что привезти из Крыма в августе. Также август — сезон арбузов, но они сложны для транспортировки. В августе рекомендуется приобретать ягоды (малину, ежевику). В этом месяце они наиболее сладкие.
  • Сентябрь. В сентябре поспевают яблоки и айва, продолжается сезон винограда.
  • Октябрь. Во второй осенний месяц поспевают мушмула и гранаты, вновь возвращается на прилавки малина. Также в октябре продолжают плодоносить айва и виноградники.

Если вы покидаете Крым на самолете и не можете вывезти много фруктов, то стоит в качестве сувенира взять экзотическое варенье или сухофрукты.

Крымские фрукты с ценамиФото: kgk240566

Вятская роспись по дереву


Возникший в Вятской губернии народный промысел, роспись по дереву сундуков, внес очередной вклад в развитие прикладного творчества. Простая и незамысловатая, как будто нарисованная детской рукой, однако за этим скрыт глубокий смысл.

Большинство узоров традиционной вятской росписи имеет символическое для славян значение. Так, круг — знак солнца и жизни, лев – храбрость, птицы – хорошие вести, а изображение Уткоконя (конь главного древнеславянского бога Солнца) наносилось в качестве талисмана.

В процессе росписи мастера использовали заячьи лапки и чеканы (деревянные палочки, на торцах которых были вырезаны разные узоры). Вначале сундук покрывали специальным клеем, который варили из овечьей кожи. Сразу наносили рисунок, а поверх него еще один слой клея.

Вятская роспись наносилась на двери, столбики, перегородки из дерева. Бывало, мастера расписывали сразу несколько сундуков, повторяя каждый раз узор. Они складывались один в один, по принципу русской матрешки.

Варежки на конкурс

— Прошлой зимой, когда музей «Кижи» объявил конкурс «Варежки Карелии», я решила принять участие, — говорит Татьяна Кириллова. — Номинаций было много, я выбрала ту, что называлась «Рукавица — чтоб теплу храниться» (варежки, связанные с использованием традиционных способов и техник).

Татьяна и Марк Кирилловы с четырьмя маленькими детьми с весны до осени живут в деревне Тенгусельга, зимой — в Олонце.

Много детей — это хорошо. Фото: Алексей Фариев

Муж Татьяны Марк с детьми. Фото: Алексей Фариев

Летом в Тенгусельге. Фото: Алексей Фариев

— Работы в деревне очень много, — говорит Татьяна. — И мне жальче всего, что я мало успеваю вязать. Я занимаюсь вязанием орнаментальных рукавиц, из народного костюма. И время есть только ночью, когда все уснут. Когда уже и петли путаются, и цвета меняются — иногда приходится распускать половину.

По узорным карельским варежкам информации оказалось мало, хотя в той же Архангельской области, говорит Татьяна, очень много музейных образцов мезенских и лешуконских рукавичек. А по родному Олонецкому району — почти ничего.

— Тогда я обратилась в группу в «ВКонтакте» «Традиционный костюм Карелии». И мне показали несколько образцов из коллекции Национального музея Финляндии. Узорные, жаккардовые варежки, связанные в районах Калевалы — Кеми. И я решила их повторить. Первые связала совсем традиционные, а вторые — в цветах флага Ухтинской республики. Конкурс, правда, не выиграла, но северные рукавички вязать научилась.

Кстати, в этом году музей-заповедник «Кижи» опять объявил рукавичковый конкурс — «Варежки узорные». Вы как раз успеете поучаствовать.

Виды росписи по дереву


Прежде чем определиться, какой стиль подойдёт для новичка, необходимо ознакомиться с классикой. Существует множество техник и видов росписи по дереву. Этим искусством издревле занимались и взрослые, и дети. Они изображали цветы и сцены из былин на деревянной посуде, предметах интерьера, панно. Орнаменты, рисунки, узоры — в каждом уезде имели особенности и значение. Зачастую название роспись получала от названия города, где зародилась техника.

Главное место в этом виде искусства занимает классическая роспись по дереву.

К ней относятся:

  • мезенская;
  • хохломская;
  • северодвинская;
  • городецкая.

Мезенский декор

Мезенская роспись — один из старейших видов декорирования. Она зародилась ещё до крещения древней Руси. Это отображается в орнаменте, который содержит языческие символы.

Для этого вида характерной чертой является использование в рисунках геометрических фигур — ромбов, крестов, дисков, а также схематических изображений лошадей и оленей. Каждый элемент имеет свое значение. Цветовая гамма — черный и красный.

Особенности хохломы

Зародилась в 17 веке в окрестностях Нижнего Новгорода. Отличается яркостью и насыщенностью цветовой палитры. Для изображения цветов, ягод, веток, реже — зверей и птиц, используют три основных цвета: черный, красный и жёлтый (золотой), один из которых фоновый.

Хохлома использует старинную иконописную технику золочения. Для экономии фон раскрашивается серебром либо оловом, затем наносится основное изображение и покрывается варёным льняным маслом (олифой) несколько раз (каждый слой просушивается отдельно в печи). От высокой температуры образуется золотистая пленка и серебряный фон переливается золотом. Расписываются деревянные изделия от руки без предварительного контурирования.

Северодвинская роспись

Эту роспись по дереву называют международной. Издавна на берегах реки Северная Двина останавливались поляки, старообрядцы, крестьяне-переселенцы — все, кто хотел уединиться и найти спокойное место. Они внесли свой вклад в развитие искусства росписи Севера.

Узнать технику можно по следующим признакам:

  • выполнение работ желтыми, красными и чёрными цветами;
  • использование в изображениях мифических существ (русалки, птицы);
  • присутствие изображений медведя и льва;
  • разделение мира на три части — земной, небесный, подземный.

Городецкие узоры

Городецкая роспись, как и хохлома, появилась в Нижнем Новгороде, только гораздо позже — в 19 веке. Сюжеты из сказок и былин, городские сцены, цветочные композиции — основные изображения этой техники. Художники наносили рисунок без предварительного эскиза, вручную. Расписывали изделия темперными красками по яркому фону.


В первую очередь наносится фон, затем крупными цветовыми пятнами эскиз, рисунок раскрашивается тонкой кистью, и завершается роспись тонкими штрихами и точками белого цвета для детализации и контрастности. Кроме классических техник росписи, существует множество других, не менее ярких: владимирская, петриховская, гжель, волховская и др.

Цвета

В большинстве произведений художник выбирает основными цветами золотисто-охристый и черный, а глубокий зеленый и коричнево-красный можно считать второстепенными. Но такое деление условно. На охристо-черном сочетании еще ярче играют красный и зеленый, потому они могут казаться главными героями расписного арт-объекта.

По цветовой насыщенности ракульская роспись опережает многие другие промыслы

Черный цвет участвует не только в прорисовке контура, им выполняют усики, прожилки, завитки. Не везде, но в некоторых ракульских работах можно увидеть и рассыпанные белые полукружочки – они украшают весь орнамент.

По цветовой насыщенности эта роспись опережает многие другие промыслы. Она яркая, жизнеутверждающая. Видно, что художник не боится колористической выразительности (и это новый довод в пользу того, что зародили промысел люди образованные). Он умело управляется с цветом, пропорционально распределяя его по полотну. Ни один цвет при этом не перекрывает другой.

Шугозерская

Появилась она на территории современного Тихвинского района Ленинградской области. Считается возрожденным художественным промыслом. Рисовали на прялках, не отказывались от использования трафарета, вертикализировали растительный орнамент. На вершине веточки могла сидеть птица с ягодками в клюве.

Интересными находками были красные или синие прялки с геометрическим орнаментом – для крестьян они доступнее в ценовом смысле, но сегодня культурологи и этнографы считают их не менее интересными, чем яркие растительные росписи.

В 2018 году большой коллектив специалистов, преподавателей, музейных работников и инвесторов провел огромную исследовательскую работу. Ее цель – возродить местный промысел. А в апреле 2019 года появилось предприятие ООО «Шугозерская роспись». Сегодня создается творческая мастерская, которая продолжит традиции достойного художественного направления предков.

Очевидно, что интерес к русским росписям растет. Оказывается, что и узоры, и мотивы, и цветовое решение нельзя назвать старым, неактуальным. Оно может стать изящным принтом на модной одежде, украсить сумки и аксессуары для волос, ремни и обувь. Оно может превратиться в узор на салатнице или чайнике, который привнесет приятный национальный колорит в космополитичную белую кухню. Таких решений, осмыслений древних промыслов в сегодняшнем дне очень много. И это не может не радовать.

Шенкурская роспись

Она тоже является северной, но от родственных художественных направлений она прилично отличается. Ей присущ яркий фон, красный или оранжевый, насыщенная цветовая гамма с белым цветом для оживки и черным для орнамента.

Отличительные черты шенкурского промысла это:

  • стилизованные цветочные мотивы, геометризированные формы розеток;
  • узнаваемый узор – три свободных цветка, шесть не вырисованных лепестков (они выполняются легкими мазками), срединный завиток из травки;
  • домовая роспись более четкая и графичная;
  • преимущественно используются образы вечного обновления природы;
  • орнаментальность этих узоров требует от художников даже каллиграфических навыков.

Изучать русские промыслы можно по декорированным деревянным доскам и прялкам, расписным тарелкам и мебели, подносам и сундукам. Что такое роспись, эстетическая потребность человека в декорировании или сакрализация предметов быта? Ответить на этот вопрос может каждый для себя, потому что продуктами русских промыслов можно не только любоваться. Их можно расшифровывать, изучать и делать очень любопытные культурологические открытия.


С этим читают