Самоделки для мотоблока своими руками

Виды культиваторов ручного типа

Использование ручного культиватора необходимо, если вам нужно обработать на даче клумбы, теплицы, альпийские горки, участки между кустами и деревьями. По назначению приспособление бывает для огорода и для комнатных растений. В зависимости от конструктивных особенностей выделяют следующие варианты:


  • ротационный;
  • рыхлитель;
  • корнеудалитель;
  • картофелекопатель;
  • плоскорез.

Ручной культиватор в работе

Ручные культиваторы для огорода имеют массу преимуществ. К ним относятся:

  • простота использования;
  • доступная стоимость;
  • малые габариты;
  • небольшой вес;
  • отсутствие необходимости в техобслуживании, т.е. смазке, заправке топливом;
  • аккуратность срезки сорняков;
  • возможность обработки труднодоступных и деликатных мест на даче;
  • широкий перечень выполняемых работ;
  • более высокий уровень безопасности по сравнению с мото- и электроприборами.

Не лишены ручные агрегаты для дачи и недостатков. Их минусами являются:

  • низкая производительность, поэтому они не пригодны для выполнения задач на больших участках;
  • устарелость по сравнению с современными самоходными агрегатами;
  • необходимость замены дисков в ротационных конструкциях;
  • низкая эффективность на твердых грунтах, целине;
  • необходимость применять физическую силу, поэтому для обработки участка может потребоваться большой труд.

Ротационный

Ротационный культиватор

По-другому такой рыхлитель земли называется звездочным. Он работает за счет небольшого вала с дисками-звездочками. Грунт захватывается острыми зубцами режущего механизма, после чего приподнимается и выворачивается. Так одновременно происходит перекопка с прополкой. Дополнительно культиватор снабжается регулируемой ручкой. Звездочная конструкция удобна для обработки в труднодоступных местах. Часто в комплект входит насадка-нож для сорной травы.

Рыхлитель

Культиватор-рыхлитель

Эта версия ручного культиватора лишена каких-либо механизмов. Конец приспособления дополнен 3-5 зубчиками с плоскими пластинами. Они могут врезаться глубоко в почву. Чтобы взрыхлить землю, нужно потянуть культиватор на себя. Если опустить конструкцию с силой, то можно пробить плотную корку, возникающую после обильных осадков или трамбовки. Рыхлитель может быть обычного размера для дачи или миниатюрным с короткой рукояткой для комнатных растений.

Корнеудалитель

Культиватор-конеудалитель

Имеет вид шеста с изогнутыми по спирали и продолговатыми пальцами-зубцами на конце. Таким культиватором можно точечно и быстро удалить корешки сорняков и прочих ненужных на участке растений. Он подходит и для рыхления грунта, выкапывания в нем ямок для рассады. При этом такой тип приспособления не повредит структуре почвы, перемешивая плодородный состав. С его помощью можно придать участку красивый и ухоженный вид.

Картофелекопатель

Картофелекопатель

Традиционно для выкапывания картофеля сельские жители применяют вилы. Небольшая модификация их конструкции превращает такой инструмент в простой, но удобный ручной культиватор. Вилы у него загибаются под углом 30-50 градусов к земле, а вместо черенка используется металлическая труба, имеющая горизонтальную рукоятку. Картофель выкапывается путем втыкания культиватора в почву возле куста, поворота вокруг оси и наклоном рукоятки до извлечения картофеля.

Плоскорез

Плоскорез ручной

С помощью такого культиватора можно срезать корни сорняков и произвести взрыхление. Такое приспособление не переворачивает верхний слой, благодаря чему не нарушается структура почвы, но повышается урожайность. Ручной плоскорез – это несколько заостренных плоских ножей или пик, которые закреплены на вертикальные стержни из арматуры. При движении пики или ножи способны уйти на глубину до 10-20 см, подрезав верхний пласт.

Нева МБ-23-Y (MX300) с редуктором МультиАгро

Нева МБ-23-Y (MX300) с редуктором МультиАгро

Продукт совместного производства России и Японии отличается мощностью. В мотоблоке установлен двигатель Yamaha MХ300  мощностью 12 л.с. Это позволило приблизить по силе бензиновый блок к дизельным. Компания гарантирует 5 000 часов работы без капитального ремонта.

Для снижения уровня шума установлен глушитель. На блоке установлена усиленная коробка передач с разблокировкой. Это позволяет разворачивать технику на одном месте.

В комплекте предусмотрены насадки для увеличения функционала техники. С его помощью можно:

  • косить траву
  • выкапывать картофель
  • окучивать грядки
  • убирать территорию
  • перевозить грузы

Характеристики:

  • Топливо – бензин
  • вес – 103 кг
  • колеса – пневматика + удлинители осей
  • объем бака – 5,5 л
  • с тележкой грузоподъемность – 500 кг

ПЛЮСЫ:

  • Повышенная мощность
  • высокая проходимость
  • надежность
  • используется как тягач
  • 4 варианта обработки почвы
  • широкий арсенал навесного оборудования для выполнения дополнительных работ
  • компактный, легко транспортировать

МИНУСЫ:

Для работы необходим бензин марки 92

Мобил К МКМ-4 ПРЕМИУМ MBK0018483

Мобил К МКМ-4 ПРЕМИУМ MBK0018483

Российский мотоблок с двигателем компании Honda обрабатывает площадь 20 га. Техника относится к профессиональному уровню, что обеспечивает высокое качество обработки грунта. Как все модели линейки «Премиум», мотоблок имеет шестеренчатый редуктор, создан с использованием комплектующих высокого качества отечественного и зарубежного производства.

В модели предусмотрено подсоединение навесных модулей.Это позволяет выполнять дополнительные операции, связанные с уходом за сельскохозяйственными растениями и уборкой урожая.

Характеристики:

  • Тип – бензиновый
  • вес – 67 кг
  • объем бака – 3,1 л
  • колеса – пневматика

ПЛЮСЫ:

  • Высокая проходимость
  • надежность
  • в комплекте 6 фрез
  • малый расход топлива
  • карбюратор с гальваническим покрытием, что надежно защищает его от негативного воздействия
  • для устойчивости в стоячем положении есть небольшое колесо
  • удобное управление

МИНУСЫ:

Работает на бензине высокого качества

Конструкция базы мотоблока

Изготовить снегоход можно из различной техники, например, мопеда, скутера, триммера и т. д. Однако лучшим выбором можно считать мотоблок. Так как зимой этот агрегат остается невостребованным, то его можно смело взять в качестве основы для создания снегоката. Снегоходная приставка может быть изготовлена на колесах и эта конструкция является более простой. Сложнее всего сделать своими руками снегоход из мотоблока на гусеницах. Однако он имеет более высокую проходимость, что может стать основным критерием при выборе типа конструкции.

Следует помнить, что не каждый мотоблок можно переделать в снегоход. Лучше всего использовать агрегаты, оснащенные:

  • Задним тягово-прицепным устройством.
  • Среднемощной силовой установкой с воздушным охлаждением.

Оптимальным выбором можно считать агрегаты «Нева». Они имеют привлекательную стоимость, а их двигатели собираются в Японии. Конструкцию собранных своими руками мотосаней можно разделить на две основных части — ведущую и ведомую.


К первой категории следует отнести мотор от мотоблока, элементы привода и несущую раму. Ведомую часть составляют:

  • Рулевая колонка.
  • Амортизаторы.
  • Ходовая часть, например, гусеничная.

Изготовление рамы

Предварительно стоит хорошо изучить чертежи. При желании можно изготовить мини-снегокат собственной конструкции, но многие предпочитают готовые решения. Для изготовления рамы стоит использовать железные трубы. Чтобы придать им нужную форму в соответствии с чертежом, потребуется трубогиб. Когда эта работа будет завершена, необходимо соединить все элементы рамы с помощью сварки.

Следующим шагом станет изготовление в передней части основной конструкции подрамника. Именно здесь будет монтироваться силовая установка и коробка передач, например, от Жигулей. Для решения поставленной задачи к раме приваривается подставка с отверстиями под мотор. Цепь привода устанавливается в специальной прорези.

Ходовая часть

К рулевой колонке необходимо прикрепить одну или две лыжи с помощью шарнирного соединения. Амортизаторы для передней подвески лучше использовать готовые, например, от мотоцикла. Также следует определиться с вопросом, будут ли для передвижения использоваться гусеницы, или планируется сделать мини-снегоход на камерах. Каждый из этих видов привода имеет не только преимущества, но и недостатки.

Колесный агрегат отличается большей маневренностью, но уступает гусеничному в проходимости. Гусеницы можно самостоятельно изготовить из различных материалов, например, конвейерной ленты.

Класс техники

Под классом мотоблока понимается его ориентированность на тот или иной вид работ, особенности конструкции и эксплуатации.

Сюда входят вес, мощность двигателя, возможность работать с различным навесным оборудованием. Условно все мотоблоки делят на лёгкие, средние и тяжёлые. Чем «тяжелее» техника (часто и в буквальном смысле), тем лучше она приспособлена к большим объёмам сложных работ. Также от класса зависят характеристики насадок и прицепов, например, фрез или плугов для вспашки или прополки.

Сегодня деньги есть у многих, а рынок предлагает множество вариантов. Иногда неопытные владельцы участков вместо того, чтобы взять лёгкий и простой мотоблок на 4 — 5 л. с., которым будет преимущественно культивировать почву на 10 — 20 соток, берут вместо этого устройство в три раза тяжелее и в два раза мощнее — «про запас». При этом нужно помнить, что чем тяжелее мотоблок, тем сложнее с ним работать. Технику стоит брать под реальные, конкретные нужды.

Как поступить с ходоуменьшителем

Ходоуменьшитель. Ваш мотоблок самоделка без него не будет полноценным. Именно благодаря ему вы можете работать на пониженной скорости для окучивания картофеля или нарезания борозд. Если вы забудете об этом моменте при создании машины, может понадобиться переделка мотоблока. В заводских моделях ходоуменьшитель установлен «из коробки» и является частью редуктора. Если же ходоуменьшитель не устанавливать самому, то вы сможете пользоваться мотоблоком, лишь для перевозки грузов или вспашки земли (но не между деревьями и не возле забора).

Редуктор это приспособление, которое следует устанавливать между колесами и двигателем

Не важно, что это, самодельный мотоблок из бензопилы или с мотором от мотоцикла. Но, имейте ввиду, что в момент установки на машину таких устройств, как:

  • гусениц;
  • бура;
  • фрезы;

мощность должна быть передана им.

Лучший средний вариант

Средние мотоблоки предназначены для широкого фронта работ. Вскапывать с их помощью землю фрезой на осях уже не получится — слишком большой вес. Зато и производительность с прицепным оборудованием будет больше, а глубина и ширина обработки вырастет.

CHAMPION BC9713 7 л.с.э

Характеристики:

  • класс: средний;
  • глубина культивирования 30 см;
  • максимальная ширина обработки 80 см;
  • коробка передач: механическая;
  • скорости: 2 вперед, 1 назад;
  • двигатель: Champion G210-1HK;
  • тип редуктора: шестеренчатый;
  • реверс;
  • вал отбора мощности;
  • тип колес: пневматические;
  • вес: 98 кг.

Честный китайский мотоблок, который не прикидывается продвинутым, зато и цена на него вполне умеренная. Комплектуется двигателем собственного изготовления (как известно, бензотехника Champion производится на материнских заводах полного цикла).

Мощности в 7 л. с. вполне хватает для работы на участке средних размеров. Несмотря на довольно солидный вес почти в 100 кг при вспашке мотоблок иногда начинает подпрыгивать, что решается навеской утяжелителей. Пневматические колёса и надёжный шестерёнчатый привод приближают его к профессиональным моделям.

Плюсы Минусы
Хорошая сборка Малая ширина пропашки
Низкая цена
Зубчатая трансмиссия

Отзыв

Михаил Варварин, 46 лет, Воронежская область:
Отличный мотоблок за смешные деньги. Понравился мне больше, чем российские. Российский производитель цены себе не сложит. Видимо, дорого у нас производить. А у китайцев таким объёмы, что они могут держать низкую цену. Всё, что надо есть. Мешок с цементом привязал впереди, «запряг» его в телегу и поехал. Дров на нём перевозил — не счесть, и все надворные постройки по кирпичику.

Особенности выбора агрегата

При оснащении своего садового арсенала дачников всегда интересует вопрос, какой мотокультиватор лучше. Объем работ и их сложность напрямую влияют на выбор наиболее предпочтительного типа оборудования.

Также при выборе нужно учитывать и характеристики почвы. Если почвы тяжелые, то не обойтись без мощных агрегатов, например бензинового типа, а на песчаных грунтах достаточно использование легкого бюджетного варианта мотокультиватора.

Обращайте внимание только на продукцию известных производителей и проверенные марки. В этом отношении вам может помочь наш рейтинг мотокультиваторов

Например, среди легких электрических моделей дачники выделяют такие модели, как Hyundai T 1500E, DDE ET1200-40 и Greenworks G-MAX 40V.

Если у вас участок более обширный или вы хотите быстрее выполнять работу, то вам понадобятся электроагрегаты среднего класса – Daewoo DAT 2500E, Hyundai T 2000E, Elitech КБ 4Е.

Садоводам, которые предпочитают большую мобильность при обработке участка, целесообразно использовать бензиновый инструмент. Список наиболее популярных марок выглядит следующим образом:

  • легкие бензоагрегаты – EchoTC-210, HuterGMC-1.8, Mantis Honda;
  • средние модели – Daewoo DAT 4555, CAIMAN NANO40K, а также MTD T/205;
  • мощные бензиновые инструменты – Husqvarna TF 224, Viking HB 585, Elitech КБ 60Н.

Использование мотокультиваторов на даче помогает качественно рыхлить почву, обеспечивая обильные урожаи в будущем. При этом садовод не перегружает себя физической нагрузкой, обрабатывая участок быстро и эффективно.

Что вообще можно соорудить своими силами?

Рынок мотоблоков заводского производства предлагает покупателям довольно широкий ассортимент продукции на любой вкус. Однако цены на такую сельхозтехнику способны осилить далеко не многие. Поэтому на огородах в сельской местности довольно часто можно встретить самодельный мотоблок, который по эксплуатационным параметрам ни чуть не уступает заводскому аналогу.

Создавая универсальные конструкции, народные умельцы чаще всего используют детали старых мотоциклов и металлолом

Морально устаревшие модели мотоциклов нередко служат основой для изготовления различных самоделок и полезных в хозяйстве средств малой механизации.

Поскольку самодельные мотоблоки нередко создаются из подручных старых материалов, то и в качестве двигателя агрегата довольно часто применяется известный многим мотор пилы «Дружба».

На основе самодельных мотоблоков умельцы создают не менее значимые в сельском хозяйстве инструменты, к примеру: плуги, а также окучники для окучивания кукурузы или картофеля

Один из таких мастеров – изобретатель Валентин Архипов, который является автором изготовления целого ряда полезных устройств и строительства всевозможной приусадебной техники.

Талантливый конструктор создал многофункциональное устройство, с помощью которого можно не только пахать и боронить землю, но и сажать, окучивать клубневые культуры, а также собирать урожай и сгребать ботву

Поэтому продумывая, как сделать мотоблок своими руками, лучше остановить свой выбор на этом проверенном и успешно применяемом варианте. С простым и удобным в работе сельхозагрегатом сможет справиться любой человек.

Мотособака и каракат

Тот, кому довелось кататься на импортном мотобуксировщике, наверняка увидит в его конструкции очень много схожего с обычным мотоблоком. Почти такой же передний тяговый узел с двигателем, аналогичный способ передачи крутящего момента, схожие органы управления на руле. Не хватает только резиновых гусениц, с помощью которых мотособака будет тянуть сани и седока по заснеженному полю.

Реализуя свою мечту о мотобуксировщике, заядлые рыбаки и охотники могут пойти двумя путями: купить готовую снегоходную приставку или сделать ее своими руками.

Сегодня в промышленных масштабах производятся гусеничные приставки практически ко всем типам мотоблоков (Нева, Салют, Агат, Фаворит, Каскад, Форза и др.) Цена этого узла довольно высока (около 30 тыс. рублей).

Поэтому тот, кто старается сэкономить и при этом хорошо знаком с гусеничной ходовой конструкцией, может изготовить ее и лыжные сани самостоятельно. Для этого нужно сварить прочную раму, на которой разместятся двигатель и руль, ходовая и ведомая звездочки, а также два промежуточных вала с резиновыми катками.

Говоря о том, что можно сделать из мотоблока, стоит упомянуть и о такой интересной самоделке, как каракат. Сила этой машины в ее огромных колесах, представляющих собой обычные автокамеры, стянутые прочными ремнями.

Иногда для изготовления шин сверхнизкого давления используют автопокрышки от грузового транспорта. Их облегчают, аккуратно вырезая часть поверхности электрическим лобзиком, оставляя только часть борта и грунтозацепный протекторный рисунок.

На каракат из мотоблока ставят самодельные колесные диски, дорабатывая и расширяя стандартные автомобильные. На легкий мотоблок также можно поставить весьма оригинальный колесный диск. Для этого по контуру сваривают два алюминиевых тазика, вырезают дно под размер ступицы, снабжают их ребрами жесткости и боковыми ограничителями для фиксации камеры.


При внешней неуклюжести каракат на базе мотоблока на удивление проходим и устойчив. Он не только легко преодолевает заболоченные низменности, но при этом способен перевозить довольно значительный груз (до 100 кг).

Тот, кто планирует собрать квадроцикл, используя в качестве основы мотоблок, должен быть готов к тому, что сверхвысокой скорости на нем он не достигнет. Зато по маневренности и проходимости такой аппарат ничем не уступит более дорогому фирменному «брату».

Посадка в самодельном внедорожнике остается традиционной «мотоблоковской», а не мотоциклетной как в «квадрике». Делать своими руками колесные диски для такого квадроцикла не нужно. Можно использовать стандартные от любого легкового авто,  рассчитанные на установку широкопрофильной «грязевой» резины.

Пошаговое руководство по сборке

Начинать сборку агрегата нужно с обустройства ходового вала. Затем его оснащают корпусом с подшипниками, приваривают звездочку и фиксируют обгонные муфты, которые выполняют роль дифференциала. Затем конструкцию снабжают колесами и рамой с телескопической тягой, плугом и рулем.

Самодельная версия сельскохозяйственного мотоблока имеет в своём распоряжении специальные колеса, которые способны обеспечивать максимальное сцепление с грунтом.

Чтобы соединить раму агрегата с подвеской и рамой мотороллера, следует применить две металлические трубы дугообразного вида. Между ними устанавливают ёмкость для хранения топливной смеси.

При обустройстве силовой установки применяется кронштейн, который оснащён стальной осью длиной 150 мм. Его приваривают консольным образом к П-образной раме. Саму ось оборудуют мотором с подвеской, а собранное изделие соединяют с дугами рамы. Только после этого происходит монтаж вторичного вала, протягивание тросов и натягивание цепи.

Как сделать: инструкция

Вначале варится каркас – рама. Очевидно, что чем больше будет рама, тем тяжелее получится аппарат и тем медленнее он будет двигаться. Оптимальная длина рамы – 2 м плюс/минус.

На раме последовательно фиксируются:

  • ведущий вал с принимающей звездой;
  • силовая установка с передающей звездой и бензобаком;
  • передняя колесная ось (неподвижное крепление к раме сваркой или болтами);
  • задняя колесная ось (крепится фиксировано при помощи подвижного направляющего элемента);
  • передняя подвеска с рулевой конструкцией и направляющей лыжей (лыжами);
  • сидение(я) и кузов.

Гусеницы изготавливаются из приводных клиновых ремней или транспортерной ленты. Оптимальная ширина гусениц – от 40 до 50 см. При меньшей ширине (40) снегоход будет более маневренен и лучше управляем. При большей (50+) – улучшается проходимость аппарата.

Функцию грунтозацепов выполняют распиленные вдоль пополам пвх-трубы указанного выше диаметра. Они крепятся к резиновой основе при помощи болтов и гаек. Недостаточной ширины клиновые ремни можно скреплять друг с другом металлическими грунтозацепами.

Для того чтобы иметь возможность регулировать натяжение гусеничного полотна, задняя колесная ось крепится при помощи подвижного направляющего элемента, позволяющего фиксировать положение оси в определенном положении.

Дополнительные замечания:

  1. Центр тяжести должен приходиться примерно на центр конструкции. Так как силовая установка крепится впереди, то сидение водителя должно быть смещено к центру над передним мостом или немного смещенным кзади.
  2. Расстояние между ведущим валом и силовой установкой должно быть минимальным, чтобы минимизировать потери передаваемой на вал энергии.
  3. Если вы устанавливаете амортизатор под сидение, то передняя опора сидения крепится на профильной дуге жестко, а сзади сидение опирается на амортизатор.
  4. Если вы делаете снегоход с расчетом на большую загрузку, то для снятия части веса с гусениц целесообразно установить дополнительную лыжу посредине базы (между двумя гусеницами). Эта лыжа, длинной 50-70 см, крепится непосредственно к раме. Однако такая конструкция предполагает более точный предварительный расчет с последующим выравниванием высоты «ножки», что осложняет изготовление снегохода.
  5. В шинах снегохода желательно поддерживать невысокое давление, чтобы избежать быстрого износа деталей и высокого расхода топлива.

Рассмотренный вариант снегохода является наиболее простым по конструкции. При наличии инструментов, сварочного аппарата он может быть собран в гараже без проблем.

Как только в нашей стране начинается зима, учитывая климат, двухколесный транспорт убирается в гараж до весны. Бывает невозможно использовать автомобиль для передвижения из-за обильного снега. И тут на помощь всем автолюбителям, которые хотят передвигаться по заснеженной дороге, приходит снегоход на гусеницах, который можно сделать из мотоблока своими руками.

Возможность купить себе дополнительное транспортное средство есть не у всех, но каждый может самостоятельно сконструировать самодельный гусеничный снегоход из мотоблока.

Область применения

Полноприводный минитрактор, сделанный своими руками, обладает достаточно неплохими характеристиками проходимости, что дает ему возможность выполнять фактически тот же фронт работ, что и магазинные аналоги, такие как Уралец, Кубота, Булат 120, Янмар, Беларусь 132н, Скаут.

Безусловно, мощность самодельного агрегата может быть несколько слабее, но на уровне бытового использования данный факт практически незаметен.

Область применения

Основной областью применения данного агрегата, выполненного своими руками, являются сельскохозяйственные работы. Под этим термином кроется достаточно широкий спектр, включающий в себя множество сопутствующих работ. Иными словами, самодельный минитрактор необходим для следующих целей:

  • вспахивание земельных владений с целью дальнейшего их использования;
  • культивирование почвы, а также избавление от сорняков;
  • боронирование почвы;
  • проведение посевных работ на обработанной почве;
  • посадка и выкопка картофеля.

В принципе, это основное предназначение минитрактора, для чего он и изготавливается. Но, его применение можно существенно расширить, если предусмотреть в его конструкции специальное соединение для дополнительного оборудования, навесного и прицепного типа.

Если все сделать правильно, то ваша самоделка может дополнительно выполнять следующие работы:

  • транспортировка различных грузов (перевозка дров, строительного мусора и т.д.);
  • уборка снега в зимнее время года;
  • стрижка лужаек и газонов, а также заготовка сена для скота.

Как мы видим, минитрактор переломка классика 4х4 своими руками способен существенно облегчить жизнь любого сельского жителя, ведь с помощью данной техники становится возможным выполнение всего вида работ, которые требуется при грамотном ведении подсобного хозяйства.

Незаменимость самодельного агрегата обусловлена еще и тем, что при его изготовлении используется минимум вложений и средств, что очень важно для сельской местности. Более подробно о работе полноприводного минитрактора смотрите на видео:

Более подробно о работе полноприводного минитрактора смотрите на видео:


С этим читают