Поделка из пластилина для детей 3-4 лет. аквариум

Виды пластилина

В магазинах можно приобрести разные виды пластилина:


  • Классический. Может быть мягким и твердым. При работе на бумаге могут оставаться жирные следы.
  • Шариковый. Может быть высыхающим, то есть спустя некоторое время он твердеет на воздухе, и не высыхающим (многоразовым).
  • Безопасный. Сделан из растительного сырья. Если маленький ребенок сунет пластилин в рот, он будет для него безвредным. Единственное – он невкусный. Поэтому ребенок вряд ли захочет снова взять его в рот.
  • Восковой. Очень мягкий, не липкий. Враг такого пластилина – повышенная температура. В этом случае он тает и становится непригодным для пользования.

  • Плавающий. Очень легкий, поэтому легко плавает на поверхности воды. Ребенку будет приятно играть с ним, купаясь.
  • Флуоресцентный. Светящаяся краска данного вида не оставит равнодушным ни одного ребенка.
  • Перламутровый. Шикарный перламутровый блеск подойдет для лепки сказочных изделий.

Вариации темы: индивидуальные и коллективные композиции

Традиционно лепка рыбки в средней группе проводится в первом полугодии (ноябрь), впоследствии ребята рисуют аквариумную композицию. В целом задачей такого занятия («Разные рыбки») является научить дошкольников лепить рыбок одинаковой формы, но различающихся между собой по пропорциям. В ходе такой деятельности дети закрепляются приемы лепки, которые они усвоили ранее.

Однако возможны и различные интерпретации данного занятия. Можно обозначить его тему, как «Золотая рыбка», предварительно рассказав детям, например, известную сказку А.С. Пушкина. Такая поделка будет немного отличаться от традиционной рыбы: во-первых, своей необычной цветовой гаммой, а во-вторых, сказочными волшебными деталями (короной на голове, волшебной палочкой и пр.).

Ребята среднего школьного возраста уже способны понимать взаимосвязь между объектами и предметами, вполне можно вводить сюжетную лепку. Например, предложить коллективную композицию «Аквариум». Такое занятие, конечно потребует предварительной подготовки. Педагог заранее заготавливает основу — это может быть настоящий пустой аквариум либо какая-то другая стеклянная или пластиковая емкость необходимых размеров. Можно предложить 2–3 небольших аквариума, разбив детей на подгруппы.

Возможен такой вариант занятия по лепке, как «Домик для рыбки», на котором каждый ребенок мастерит свой аквариум. На таком занятии, кроме пластилина, детям можно предложить картон (нарезанный воспитателем на квадраты или прямоугольники нужного размера — стенки аквариума), который дети будут скреплять пластилином. Одну сторону такого домика следует сделать прозрачной, предложив дошкольникам кусочки пластика. Впоследствии такой аквариум ребята «заселяют» пластилиновыми рыбками.

Уместность использования дополнительных материалов

Лепка рыбки открывает большие возможности для использования дополнительного, природного или бросового, материала. Для эффектного обозначения чешуек можно использовать крупу (рис, гречка, перловка) или семечки. Если же ребята создают сказочную рыбу, для украшения ее тела пригодится фольга или мелко нарезанные яркие фантики от конфет.

Кроме того, лепку на занятии можно успешно комбинировать с аппликацией: у пластилиновой рыбки может быть хвостик или плавники из цветного картона.

Реализация индивидуального подход в рамках темы

В средней группе многие дети проявляют повышенный интерес к лепке. Конечно же, таких воспитанников нужно поощрять, предлагая им усложненные индивидуальные задания. Например, если ребенок быстро и качественно выполнил задание, педагог может предложить ему вылепить еще одну рыбку, но только другой формы, цвета и размера. Другой вариант — украсить свою рыбку, например, с помощью колпачка от фломастера сделать красивый рисунок чешуи или сделать ее более яркой с помощью бросового материала.

Как сделать объемную рыбку из бумаги?

Понадобится небольшой квадрат из бумаги. Его размер зависит от величины аквариума. Положите свой квадратик в созданный аквариум, нормально ли он смотрится, не занимает всю площадь аквариума, поместятся туда еще две рыбки, или хотя бы еще одна? Если ответ положительный, продолжаем делать рыбку.

Сложите квадрат вдвое, уголок к уголку, чтобы получился треугольник.

И далее отрежьте сначала полукруглую, а затем прямую линию, только не со стороны сгиба. Можно даже сделать эту фигуру еще более тонкой, так рыбка будет еще лучше, с более длинным хвостом и тоньше.

Раскройте сдвоенную бумагу.

Там, где более острый угол, сделайте разрезы, не доходя до края где-то на треть. Должно получиться 6 тонких полосок.

Вооружитесь клеем-карандашом и начинайте складывать полоски одна на другую, закрепляя их клеем. Сначала две полоски соедините, и склейте в месте пересечения, затем еще две, ну и сверху должны сойтись последние две. В процессе работы старайтесь не упускать из виду хвост, при правильном перекрестном направлении он должен быть пушистым пучком, а не просто наслоением.

На последнем этапе создания объемной рыбки, нарисуйте фломастером ей один глаз, добавьте штрихи на хвост.

Зеленая рыбка была в качестве примера, а для аквариума я сделала три ярких рыбки – розовую, желтую и красную.

Пора поселить рыбок в аквариум, путем приклеивания их в районе хвоста. Вот такой получилась симпатичная аппликация рыбки в аквариуме.

По желанию, сзади можно приклеить полосу белого картона, чтобы аквариум был, как ему и полагается, в вертикальном положении.

Конспект занятия «Рыбки» в средней группе

Подготовка к занятию начинается с составления конспекта. Выбор обучающих форм зависит от задач, прогнозируемых к реализации воспитателем.

Варианты задач для занятия «Рыбки»

  • Развивать умение лепить пластичным/конструктивным способом,
  • совершенствовать умение передавать пропорции в лепке,
  • научить прорисовке деталей с помощью стеки,
  • учить составлению предметной композиции на плоскости.

Передавать в лепке форму и пропорции рыбки — основная задача занятия в средней группе

Начало занятия посвящается с погружения детей в тему. Заинтересованность и позитивные эмоции — условия для плодотворной работы.

Таблица: вводная часть занятия

Форма мотивирующей части Что мотивирует детей
Изучение наглядного материала Лучший материал для рассматривания — аквариум с рыбками. Если в живом уголке его нет, то изучить можно иллюстрированную детскую энциклопедию «Рыбы», фотографии, короткое видео или выставку фигурок. Воспитатель с детьми повторяет, какие есть у рыб характерные особенности.
Познавательная беседа В средней группе беседу сопровождает просмотр фотографий или фигурок, это подсказки для детей.Вопросы для беседы:
  • Из каких частей состоит рыбка?
  • Какой формы туловище рыбки?
  • Что есть на туловище?
  • Какого цвета бывают плавники, чешуя?
  • Что больше — хвостик или туловище?
Игровая проблемная ситуация К ребятам с проблемой обращается Рыбка (воспитанник старшей группы в костюме, видеозапись или озвучивание игрушки). Её купили в зоомагазине и принесли в пластиковой банке домой. Рыбке грустно и скучно, она плохо себя чувствует. Ребята предлагают варианты, как помочь Рыбке. Приходят к выводу, что нужно сделать для неё аквариум с водорослями, камушками и друзьями-рыбками.

На занятии «Рыбки» в средней группе обязателен наглядный материал

Таблица: конспект занятия по лепке «Рыбка» в средней группе (фрагменты)

Автор Гришина М. А., д/с №4 г. о. Щёлково Задачи

Изобразительные задачи: продолжать учить детей лепить предметы из одного кусочка пластилина; продолжать совершенствовать приёмы лепки; учить детей соблюдать пропорции.

Технические задачи: совершенствовать умение детей скатывать пластилин круговыми и прямыми движениями; учить работать со стекой.

Воспитательные задачи: продолжать воспитывать интерес к лепке; развивать творчество, самостоятельность; продолжать развивать интерес не только к процессу, но и к результату.

Оборудование

Пластилин, стека, клеёнка, картон, облепленный синим пластилином, дощечки для лепки, игрушечная рыбка.

Предварительная работа

Лепка предметов круговыми и прямыми движениями, чтение отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».


Ход занятия

Вводная частьПриглашаю детей за столы.— Ребята, вчера мы с вами прочитали отрывок из сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и Золотой Рыбке». Давайте сегодня слепим из пластилина рыбок и пустим их в «синий океан», чтобы там было много красивых рыбок.— Давайте. Основная частьПоказываю детям игрушечную рыбку. Ребята, давайте посмотрим, из каких частей состоит рыбка.— Как называется эта часть тела рыбки?— На какую геометрическую фигуру похоже туловище?— Что есть у рыбки на туловище?— Как вы думаете, за счёт чего рыбка может быстро или медленно плавать?— Скажите хвост этой рыбки больше или меньше туловища.А теперь начнём лепить рыбку.— Из какой геометрической фигуры начнём лепить рыбку?(Говорю детям, чтобы они лепили из шара овальную форму, у воспитателя заранее заготовлен овал).— Теперь смотрите и слушайте меня внимательно я покажу вам, как лепить рыбку. (Все свои слова сопровождаю действиями). Заключительная часть Выполнение работы детьмиПредлагаю детям приступить к работе. Если какому-то ребёнку нужна помощь, то подхожу к нему и разъясняю непонятное; подхожу к детям со своим кусочком пластилина и показываю то, что у ребёнка не получается. Анализ детских работПосмотрим, какие получились у вас рыбки

Обращаю внимание на передачу пропорций. Хвалю детей за проявление творчества, указываю на недостатки работ в мягкой форме.— Теперь давайте пустим ваших рыбок в «синий океан».

Цит

по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2014/09/13/konspekt-zanyatiya-po-izobrazitelnoy-deyatelnosti-lepka-v

Приведённый конспект является классическим образцом занятия «Рыбки» в техническом плане: как подвести детей к лепке, провести беседу, объяснить. Не указаны, к сожалению, другие обязательные формы работы на занятии в средней группе: физкультминутка, малоподвижная или дидактическая игра. Без этих элементов занятие выглядит «сырым и пресным», дети устанут, скорее всего, и потеряют интерес.

Рыбок можно разместить на картоне с рисунком, напоминающим волны

Рыбка из пластилина

Дети очень любят лепить из пластилина, можно выбрать любую рыбу.

Приготовить для работы:

  • пластилин 1 цвета;
  • маленькие ножницы с закругленными концами;
  • пластмассовый нож;
  • прозрачный лак для ногтей.

Можно взять даже 1 цвет пластилина, например, оранжевый. Чтобы получить золотую рыбку, нужно добавить в пластилин чуть-чуть акриловой краски.

Этапы работы:

Берем кусочек пластилина, скатываем «колбаску», пластмассовым ножом отрезаем 1/3. Меньший кусок делим на 2 равные части. Они пойдут на плавнички рыбы, а большой – на туловище. Берем маленький кусочек пластилина, сначала надо скатать «капельку», потом боком ножа расплющить.

Ножницами вырезать красивый изогнутый хвостик рыбы, как показано на рисунке. Для украшения ножом провести длинные расходящиеся линии вдоль хвоста. Из 2-го кусочка нужно сделать плавники: 1 большой и 2 совсем маленьких. Повторяем технику, как на хвостике.

Возвращаемся к большому куску пластилина, скатываем круглый шарик. Затем рисуем на нем ножом чешуйки – маленькие полукруги в шахматном порядке, как на рисунке.

Теперь к основе (шарику) надо присоединить вертикальный задний большой плавник, затем верхний и 2 маленьких плавничка внизу по бокам. Для глазок скатать маленькие шарики по 2 каждого цвета: белые крупнее остальных, чуть меньше зеленые (голубые), еще меньше чёрные.

Затем расплющить белые шарики и прикрепить к нашей рыбе от центра влево, другой вправо. Глаза должны получиться большие, в центре соприкасаются.

Поверх белых кругов крепим расплющенные зеленые кружки от центра в стороны. Затем сверху расплющенные чёрные круги. Получились объёмные глаза из 3 цветов. По бокам чёрных кружков лепим по 2 маленьких белых кружочка с каждой стороны, как показано на рисунке. Ниже глазок делаем полукруг – улыбку.

Можно бесцветным лаком (для ногтей или акриловым) покрасить полностью глаза. Они будут красиво блестеть и станут более прочными. Поделку оставить на 15-20 мин., лак должен высохнуть.

Пластилиновую поделку можно брать в воду играть, она прочная, сохранит первоначальный вид.

Рубрики

  • Игротека (182)
    • Игры в помещении (44)
    • Игры на улице (39)
    • Конкурсы (28)
    • Народные (49)
    • Развивающие игры (26)
  • Мастерилки (594)
    • Аппликация (43)
    • Вышивка (144)
      • Вышивка крестом (95)
      • Вышивка простыми швами (43)
      • Интересные вышивки (12)
    • Лепка из пластилина (55)
    • Одежда для кукол (48)
    • Оригами (64)
      • оригами 4-7 лет (35)
      • Оригами от 12 лет (3)
      • оригами от 8 лет (28)
      • Секреты оригами (3)
    • Плетение из резиночек (15)
    • Поделки для мальчиков (21)
    • Поделки из бумаги (65)
    • Поделки из помпонов (18)
    • Поделки из фетра (47)
    • Разное (29)
    • Рисовалки (28)
    • Текстильная кукла (22)
    • Украшения для девочек (28)
  • Народная кукла (96)
    • Мастер-классы. Народные куклы. (69)
    • Мини музей (22)
    • Статьи. Народные куклы. (11)
  • Сценарии (40)
    • Сценарии праздников (20)
    • Театр дома (20)
      • Куклы для театра (8)
      • Пальчиковый театр (9)

Как слепить рыбку из пластилина

Из всех перечисленных видов пластилина можно слепить оригинальные вещи, зверюшек. Рассмотрим на примере, как получится слепленная рыбка из пластилина.

В зависимости от дальнейшей функции будущей рыбки подбирается подходящий пластилин. Выбор цвета – не очень важная процедура, так как рыбка может быть любая. Желательно надеть фартук, чтобы не испачкаться. Обязательно следует проверить наличие необходимых инструментов: крышечки разного размера, стейк для резки пластилина, специальный ножик. Можно использовать расческу, чтобы сделать плавники и хвост рыбки.

Берется пластилин. Из него раскатывается круг, примерно размером с голову рыбки. Получившийся шар слегка сплющивается. Далее берется другой пластилин, раскатывается, сплющивается и ножиком разрезается на три части, из которых делают плавники и хвост. С помощью расчески они украшаются отпечатками от зубьев. Далее получившиеся детали прикрепляются к голове рыбки. Затем раскатываются маленькие шарики, которые прикрепляются как губы. Крышечками делаются небольшие отпечатки жабр. Последний штрих – нарисовать чешуйки на теле получившегося изделия с помощью корпуса ручки. Вместо глаз прикрепляются бусинки. Рыбка из пластилина готова.

Далее ее можно приклеить к рамке, украсить различными водорослями, сделанными также из пластилина. Полученную картину можно повесить на стену или подарить друзьям. В любом случае она придаст необычный вид комнате.

Виды пластилина

В магазинах можно приобрести разные виды пластилина:

  • Классический. Может быть мягким и твердым. При работе на бумаге могут оставаться жирные следы.
  • Шариковый. Может быть высыхающим, то есть спустя некоторое время он твердеет на воздухе, и не высыхающим (многоразовым).
  • Безопасный. Сделан из растительного сырья. Если маленький ребенок сунет пластилин в рот, он будет для него безвредным. Единственное – он невкусный. Поэтому ребенок вряд ли захочет снова взять его в рот.
  • Восковой. Очень мягкий, не липкий. Враг такого пластилина – повышенная температура. В этом случае он тает и становится непригодным для пользования.

  • Плавающий. Очень легкий, поэтому легко плавает на поверхности воды. Ребенку будет приятно играть с ним, купаясь.
  • Флуоресцентный. Светящаяся краска данного вида не оставит равнодушным ни одного ребенка.
  • Перламутровый. Шикарный перламутровый блеск подойдет для лепки сказочных изделий.

Ход работы

Арсенал инструментов в процессе работы – это ключевое звено. Ведь без подручных инструментов нельзя построить ничего. При грамотном подборе инструментов вам обеспечен положительный результат в конце.

Обычно в домашних условиях изготавливают прямоугольную форму аквариума, а делается это таким образом:

Для примера возьмём изготовление аквариума ёмкостью 20 литров. Первым шагом необходимо замерить стекло для боковых стенок, для дна и двух оставшихся сторон (тыльной и лицевой).

Нужно подготовить план действий так, чтобы стекло для дна оставалась внутри вертикально расположенных стен стекла. Клей соединяет лучше на растяжение.

Все стороны стекла в местах склеивания следует проклеивать и малярной лентой. Это предотвращает загрязнение стекла между друг другом.

Обратите внимание!

Несколько капель силикона следует распределить на донном стекле. Через некоторое время нужно срезать застывший слой силикона.


Соединение лицевой и тыльной части следует проводить на столе, который покрыт заранее полиэтиленовой плёнкой большого размера.

Лишний силикон следует выдавливать между соединёнными стеклами аккуратно и осторожно, чтобы не повредить стекло

После того, как все части приклеены, оставьте их на 2-3 часа в покое. Через 2-3 часа на стыки наносят дополнительный слой силиконового клея, чтобы конструкция представляла собой прочный готовый аквариум. В конце швы очистить от излишков с помощью лезвия бритвы.

Оформить фон в аквариуме можно в различном стиле. Но многие прибегают к идеям морского мотива, к рисункам водорослей, к синим и бирюзовым тонам.

Обратите внимание!

Бывает, что люди нанимают специалистов, чтобы они разработали для их аквариума индивидуальный дизайн.

Идеально, когда задний фон аквариума сочетается с рыбами, которые в аквариуме плавают, а также со стилем выполнения аквариума. Можно декорировать аквариум и внешне, но так, чтобы этот декор не мешал жителям аквариума.

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку :

Плаваю под мостиком,

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю.

Глаза есть – не мигаю.

Крылья есть – не летаю.

Дети : Рыба.

Воспитатель : Правильно, ребята, это рыба. Существует много разновидностей рыб (окунь, щука, карась) .

А где живут рыбы? (Ответы детей) Правильно, рыбы живут в море, в океане, в озере, в реке. Рыбы живут в воде, без нее они не могут существовать, также как мы с вами не можем без воздуха. Есть рыбки , которые живут в аквариуме : золотая рыбка , рыба попугай, скалярия и т. д. Аквариум – это целый подводный мир. На дне есть разноцветные камни, подводные растения – водоросли, ракушки. Некоторые рыбки питаются водорослями, а еще подводные растения насыщают воду кислородом.

Ребята, давайте на коврике встанем врассыпную и немного поиграем.

В синем небе облака (руки вверх,

Под горой бежит реке (присели, руки вытянули вперед) .

Рано утром из реки, тянут сети рыбаки (имитируют движения — как бы перебирая сеть) .

Много рыбы наловили (руки в стороны разводят,

Вкусную уху сварили (Круговые движения руками, как бы помешивая уху) .

Дети, теперь садимся за столы. (Рассматриваем изображения рыб) . Посмотрите, на картинке изображена рыбка . Что у нее есть? (Ответы детей, обобщаю их ответы) У рыбки есть туловище , плавники, хвост, глаза. Хвост рыбкам служит «рулем» , а плавники нужны для того, чтобы плавать. Тело у рыбки покрыто пластинками , которые называются чешуей. Она защищает тело рыбы от повреждений : от острых камней, других хищников и т. д.

Ребята, у нас сегодня будет необычная лепка . Мы будем рисовать пластилином золотую рыбку . Берем оранжевый пластилин , им мы будем заполнять хвост, голову рыбки , размазывая пластилин тонким слоем . Сначала отщипываем маленький кусочек пластилина , делаем из него шарик, кладем на основу (голова, хвост) и размазываем. Аккуратно делаем, не выходя за контур. Затем желтым пластилином размазываем плавники. Для того чтобы сделать чешуйки у рыбы – отщипываем от оранжевого пластилина маленький кусочек , раскатываем круговыми движениями ладоней шар, сплющиваем его и выкладываем на тело рыбки . Каждую чешуйку выкладываем рядом друг с другом. Затем делаем точно также второй ряд и т. д. Ребята, а что мы еще рыбки нашей не сделали ? (Ответы детей) . Правильно глаза и рот. Для того чтобы сделать глаз берем белый пластилин , отщипываем от него немного и раскатываем маленький шарик, сплющиваем и прикрепляем глаз на голову рыбки . Далее берем черный пластилин (небольшой кусочек, раскатываем шар, сплющиваем и делаем зрачок рыбке , накладывая поверх белого пластилина . Рот рыбки — раскатываем маленькую тоненькую колбаску, сгибаем пополам и приделываем. Вот и наша рыбка золотая готова ! Посмотрите, какие у вас рыбки красивые получились ! Вы наверно очень устали? Давайте отдохнем и поиграем.

Физминутка «Тихо плещется вода»

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся.) .

Молодцы! А теперь возвращаемся в группу !

Трудно переоценить значение лепки в развитии мелкой моторики детей. Это наилучший инструмент для развития пальцев рук, что в свою очередь способствует становлению речи ребенка. Что касается занятий лепкой в средней группе, то по сравнению с более ранним возрастом они уже начинают носить более познавательный характер, тесно связаны с изучением окружающего мира и другими видами художественной деятельности (рисование, аппликация). Кроме того, у детей развивается эстетическое восприятие образа, чувство пропорции и симметрии.

Подготовка к занятию по лепке «Рыбки» в средней группе

Водным животным посвящается несколько занятий в календарно-тематическом планировании. Ребята узнают, что рыбы бывают морские и пресноводные, отдельно воспитатель рассказывает об аквариумных рыбках. Изучение темы «Рыбки» предполагает использование наглядного материала: плакаты, фотографии (распечатанные или в виде презентации), игрушки и фигурки. В дидактических играх дети по внешним особенностям определяют виды рыб.


Характерные признаки рыб ребята вспоминают при создании пластилиновых поделок. Цель занятия «Рыбки» — научить детей лепить фигуры рыб небольшого размера с сохранением формы и пропорций тела.

Дети знакомы с различными видами рыб и могут передать их в художественном образе

Рыба — объёмный объект. Первоначально дети лепят двухмерные изображения, а позже приступают к выполнению трёхмерных моделей рыб на плоскости.

«Рыбки» — лепка объёмных предметов на плоскости (основе или заготовке)

Таблица: способы и приёмы лепки пластилиновых рыбок

Способы лепки Приёмы
Пластический/скульптурный — вылепливание рыбки из одного куска пластилина.
  • Скатывание,
  • раскатывание,
  • сплющивание,
  • оттягивание,
  • прищипывание.
Конструктивный — вылепливание и соединение деталей в единый образ.
  • Приёмы скульптурной лепки для изготовления деталей,
  • примазывание,
  • прилепливание.
Комбинированный — голова и туловище рыбки вылепливаются из одного куска, к которому добавляются детали. Комплекс приёмов (указаны выше).

Упражнение в различных приёмах лепки отлично развивает мелкую моторику рук

Детализация на пластилиновой рыбке выполняется при помощи стеки

Алгоритм лепки совместно определяется педагогом и подопечными. Дети 4–5 лет проводят первые связи между действием и результатом, пытаются прогнозировать итог работы. Порядок действий рекомендуется сначала обсудить с ребятами. Они предполагают, что следует слепить сначала и какими приёмами этого достичь, какие этапы будут дальше. Воспитатель поправляет ответы и наводящими вопросами помогает выстраиванию правильной схемы для лепки.

Практическую работу дети выполняют самостоятельно. Объекты для лепки (виды рыб) распределяет воспитатель, дети выбирают цвет пластилина. Известные детям приёмы лепки педагог напоминает устно. Прямой показ сохраняется в средней группе для объяснения новых способов лепки и в качестве индивидуальной подсказки (по необходимости).

Дети лепят рыбок самостоятельно, воспитатель наблюдает и устно подсказывает

Варианты композиций

  1. Отдельные композиции. Даётся задание на группу: слепить рыбку, разместить на основе, украсить композицию. В качестве основы для индивидуальных композиций используются фигурные заготовки из картона (аквариум, пруд), старые CD-диски, пластиковые широкие пластиковые крышки от молочных продуктов.

  2. Коллективная композиция. Каждый воспитанник лепит по рыбке, виды рыб одинаковые для всех или распределены воспитателем. Основа для композиции плотная — лист пластика или картона, крышка от конфетной коробки. Основу можно украсить рисунком или аппликацией. На создание сложного фона — например, в технике пластилинография — выделяется время за несколько дней или накануне занятия «Рыбки».

Для оформления композиции «Рыбки» рекомендуется использовать природный и бросовый материал:

  • ракушки и мелкие камешки,
  • веточки, травинки, листья — имитация водорослей,
  • крупы:
    • манка, пшено — имитация на дне аквариума/водоёма,
    • бобовые — камни.
  • пластиковые колпачки,
  • бисер, стразы, пайетки — имитация чешуи, жемчужин, воздушных пузырьков.

Замечательную композицию «Тропические рыбки» сделали мои воспитанники в детском клубе (возраст 3,5–5 лет). Технически работа была несложная: рыбки и водоросли, вылепленные пластичным способом, фактурный синий картон в качестве основы. Украшали экзотических рыбок необычными материалами: кусочками фольгированной бумаги (чешуя), искусственными разноцветными перьями и бумажным серпантином (хвостики), пайетками (плавники).

Композиция «Аквариумная рыбка» может быть украшена ракушками и пайетками

Материалы для оформления композиции позволяют заинтересовать детей лепкой. Возможность выбора, чем и как украсить поделку, — форма реализации индивидуального-личностного подхода. В рамках темы «Рыбки» раздаются задания с усложнением для творчески одарённых детей. Например, слепить не одну рыбку, а двух — рыбу-маму и малька.

Виды пластилина

В магазинах можно приобрести разные виды пластилина:

  • Классический. Может быть мягким и твердым. При работе на бумаге могут оставаться жирные следы.
  • Шариковый. Может быть высыхающим, то есть спустя некоторое время он твердеет на воздухе, и не высыхающим (многоразовым).
  • Безопасный. Сделан из растительного сырья. Если маленький ребенок сунет пластилин в рот, он будет для него безвредным. Единственное — он невкусный. Поэтому ребенок вряд ли захочет снова взять его в рот.
  • Восковой. Очень мягкий, не липкий. Враг такого пластилина — повышенная температура. В этом случае он тает и становится непригодным для пользования.
  • Плавающий. Очень легкий, поэтому легко плавает на поверхности воды. Ребенку будет приятно играть с ним, купаясь.
  • Флуоресцентный. данного вида не оставит равнодушным ни одного ребенка.
  • Перламутровый. Шикарный перламутровый блеск подойдет для лепки сказочных изделий.

С этим читают