Конспект занятия по рисованию в старшей группе «знакомство с хохломской росписью»

Первый опыт

Типичный элемент росписи — стилизованный цветок. Он встречается почти на каждом рисунке, поэтому с него стоит начать знакомство с этим увлекательным видом творчества. После понимания, как и что рисовать, можно сделать шаблоны для городецкой росписи досок и использовать их как трафареты. Некоторые предпочитают клеить аппликации, хотя узоры, нанесённые кистью и красками, выглядят гораздо интереснее. Для работы понадобятся:


  • кисти разных размеров;
  • плотный лист белой бумаги;
  • вишнёвая гуашь;
  • карандаш;
  • ластик;
  • ёмкость с водой.

Сначала карандашом рисуют 4 кружка. Один из них должен быть немного меньше, чем остальные. На каждом круге рисуют по одному пятнышку, на двух — ближе к середине, на других двух — по краям. Это будут сердцевины цветов. Затем по всей окружности прорисовывают лепестки. Каждый такой элемент представляет собой узкую дугообразную полосу, верхушка которой выступает за край круга, а концы направлены в центр. Дуга расширяется к вершине, а её края заострены.

После этого рисуют ещё одну дугообразную линию, на этот раз не уплощённую, а круглую, края которой упираются в носик цветка. В результате должен получиться розан. Так расписывают три круга, а четвёртый будет представлять собой ромашку. Она рисуется методом примакивания. Кисть прижимают к листу боком, чтобы получился каплевидный отпечаток. Его широкий край выходит за окружность, а узкий немного не достаёт до носика, к которому направлен. Аналогично рисуют другие лепестки.

Ознакомившись с простейшими приёмами, нужно их отработать. Как только начало получаться красиво, пора усложнить задачу. Новичку стоит попробовать расписать какой-нибудь предмет обихода, причём проще всего начать с разделочной доски, потому что у неё ровная и довольно большая поверхность.

Полезный совет: для облегчения работы можно начертить циркулем несколько окружностей и дуг, чтобы использовать их как трафареты. Профессиональному художнику это без надобности, а другим такой подход позволит сберечь нервы на первых порах, когда мастерства ещё недостаточно. Самым маленьким можно предложить бумажные раскраски с узорами, которые легко распечатать, имея один образец.

Фрагменты конспекта открытого занятия по росписи в старшей группе — таблица

Автор и название темы Название части занятия Ход работы
Лапёхина Татьяна,«Городецкая роспись» Организационный момент <…Ребята посмотрите на эти деревянные расписанные изделия. Кто знает, как называется эта роспись? …><…Ребята, а вы знаете, почему она так называется?
Основная часть.Изложение новой темы Воспитатель: На берегу Волги раскинулся древний город Городец — древнейший русский город-крепость. Здесь давным-давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать ее различными узорами. Это могли быть сцены застолья, гуляний, изображались поездки и выезды на охоту. Также рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.Существовали и другие варианты, с мотивами птиц и кошек. Изображались сцены сражения — это были целые картины. Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества. Был промысел прялок. В то же время была фабрика. Фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта: детские стулья, столы, конь-качалка, шкатулки, чашки, разделочные доски, блюда, хлебницы.В настоящее время в качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева.Ребята, скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера?Цвета в узоре немногочисленны, но в очень ярких сочетаниях — красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?Ответы детей (уточнение названий: розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).Это розан, это купавка, это ромашка. Посмотрите внимательно на эти цветы, они могут быть как в голубых и синих тонах, так и розово-красные. Ромашку узнать легко. У неё много тонких лепестков. У купавки центр смещён.Ребята, а хотели бы вы попробовать себя в роли мастеров, научиться выполнять элементы цветочной росписи? Хорошо, давайте займём свои рабочие места.
Практическая работа На доске вы видите образец написания цветка, который называется ромашка, его поэтапное выполнение. 1 этап называется «подмалёвок» (изображение голубого круга в центре листа, 2 этап называется «оттенёвка» (синей краской круг в центре и лепестки ромашки) и 3 этап называется «оживка» (белой и чёрной краской выполнены завитки, точки).У вас на столе лежат листы, заранее покрашенные в жёлтый цвет (можно предложить детям на выбор разные формы посуды: вазы, разделочные доски и т. д.). Давайте приступим к первому этапу выполнения. Берём голубой цвет и рисуем подмалёвок — круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию.Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Синим цветом выполняем оттенёвку: рисуем синий круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки друг напротив друга. Кто мне подскажет, как можно это сделать? (путём примакивания кисти).Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска. Проводим физминутку или гимнастику для глаз.Заключительный этап – «оживка». Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.
Итог Дети раскладывают свои работы на одном столе, выбирают наиболее понравившиеся, делятся впечатлениями и высказывают свои пожелания о том, какой элемент они бы хотели научиться выполнять на следующих занятиях. Читают выученные заранее стихи.Выставка детских работ…>
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-v-starshei-grupe-po-teme-gorodeckaja-rospis.html

Главные сюжеты, начерчиваемые большей частью

Как правило, попадаются на произведениях:

  • цветы (розан, ромашки, купавки). Визуализируется в виде симметричного букета, гирлянды, полосы, венка или ромба;
  • птицы (лебеди, павлины, петухи, голуби или кукушки в зависимости от цели автора);
  • «дерево жизни» – олицетворение природы. На таких штуках присутствуют сразу предостаточно компонентов (соединения из растений, пернатых). Рисовальщик наносит также коня слева и справа, изредка – львы, барсы и другая экзотика.

Профессионалы занимаются и более продвинутыми типами вроде сюжетной росписи, где могут быть миниатюры, отображающие события в реальном существовании или литературных творениях.

Изображается как интерьер жилого дома, так и улицы населённых пунктов с предельно возможным количеством тонкостей. Нередко на подобных изображениях можно увидеть элементы на манер домашних животных, находящихся у ног хозяина. Другая особенность – это наличие растительности на зимнем пейзаже вне строения.

Аналогичные поделки воплощаются обычно в прямоугольной конфигурации, а края украшает орнамент. Встречаются и круглые вариации, устанавливаемые на полку как декоративные тарелки, узоры на которых расположены на краю.

Шкатулка способна содержать на своей грани немного очертаний с различными ситуациями, центральная из которых размещается на крышке или передней стенке (с той стороны, где конструкция открывается).

Описание быта крестьян максимально содержательно отзеркаливало реальность временного промежутка, в который была произведена работа мастера. Необычные отображения, вписанные в сцену из повседневного бытия, усиливают эффект от увиденного.

Важнейшие действующие устраиваются в центре холста – крупнее остальных. Кадры с чаепитиями, застольями, свадьбами и другими мероприятиями – обязательно со столом, где расставлена посуда или бывают другие второстепенные объекты, раскрывающие суть происходящего.

Не менее популярными и востребованными являются элементы по мотивам народных сказок – фабула и герои узнаются с первого взгляда, а насыщенность зависит лишь от фантазии создателя.

Актуальные приёмы для городецкой росписи

Вначале педагог знакомит детей с основными элементами городецкого узора — это цветы и листья. Первые разнообразны по цвету и форме, главные же типы — это розан, бутон и ромашка.

Рисование цветка всегда начинается с круга, а затем внутри тонкой кистью обозначаются более мелкие элементы. Розан и ромашка имеют ярко выраженный центр (крупное пятно контрастного цвета). Первый окружён скобками — округлыми лепестками, не доходящими до центра, но совпадающие с ним по цвету, у второго цветка лепестки вытянутые и начинаются от центра. У бутона узор начинается от края круга — в виде пятна и расходящихся от него полуокружностей.

У розана и бутона есть ярко выраженный центр, вокруг которого формируются лепестки, бутон же рисуется иначе

Листья в городецком орнаменте также разнообразны по форме, а также размеру. Как правило, они располагаются группами из нескольких штук или же на веточке. Листики направлены в разные стороны, они могут быть округлыми или более вытянутыми. У крупных листьев можно обозначить контур, для мелких это необязательно.

Листики располагаются группами (смотрят в разные стороны) или же на веточке

Дошкольники должны узнать об основных приёмах городецкой росписи:

Подмалёвка. Это круговое движение кистью для нанесения одного пятна, например, основы цветка. Выполняется подмалёвка широкой кистью

При этом важно набирать нужное количество краски. Ведь если её будет маловато, рисунок получится бледным и невыразительным, а если много — краска потом станет отслаиваться.

Тенёвка


Использование более тёмных красок (по сравнению с крупным элементом). Например, если цветок розовый, то его центр и лепестки будут бардовыми, если листик светло-зелёный, то его прожилки — чёрными. При этом используется тонкая кисть либо среднего размера. Сам рисунок выполняется аккуратно. Например, чтобы изобразить лепестки-скобки у розана нужно кончиков коснуться бумаги, затем всей кисточкой провести дужку и конец её снова обозначить кончиком.

Оживка. Это белые или чёрные мазки в виде капелек, штрихов, точек, дужек, спиралек. Они словно оживляют узор, делают его изящным, придают своеобразную красоту городецкой росписи. Выполняется оживка кончиком тонкой кисти, очень аккуратно.

Можно попробовать нарисовать с дошкольниками птицу — более сложный элемент росписи

Важная часть обучения воспитанников старшей группы городецкой росписи — продумывание композиции рисунка. Для этого на основе детям разрешается наметить примерное расположение основных элементов простым карандашом. Это можно использовать в рамках индивидуального подхода — для ребят, которым затруднительно сразу определить композицию.

Ещё один момент — напоминать дошкольникам о необходимости смешивания красок. Ведь цветы смотрятся очень красиво в нежном розовом и голубом цвете. Аналогично смешивая зелёную гуашь с белой, можно получать разнообразные оттенки листьев.

Городецкие цветы красиво смотрятся в нежном розовом и голубом цвете

Поэтапное создание композиции «Бутоны с листьями»

Дошкольникам предлагается круглая основа, затонированная под дерево. Чуть ниже центра изображаются круги-подмалёвки: в середине — более крупный розовый, по бокам и чуть выше — голубые меньшего размера (предварительно дети смешивают краски для получения нужных оттенков).

На краю розового круга, частично выходя за его пределы, нужно нарисовать маленький красный кружок. Аналогичная тенёвка выполняется на голубых кругах — синей краской.

Далее центральный бутон дополняется красными лепестками вокруг большого круга, а на боковых просто прорисовываются синие дужки.

Теперь нужно изобразить листья и веточки. Симметричные отпечатки получаются путём примакивания кисточкой.

Заключительный и самый ответственный этап – «оживление» цветочной композиции. С помощью тонкой кисти лёгким касанием наносятся точки, капельки, штрихи, дужки

Здесь важно не слишком увлечься и соблюсти чувство меры.

Схемы работы над городецкими узорами

На занятиях по рисованию для освоения элементов росписи используются простые сюжеты. Но каждую работу нужно выполнять в определённом порядке.

«Бутон»

Работа над этой разновидностью цветов выполняется, в соответствии с инструкцией.

Цвет бутонов можно варьировать, но только в рамках цветовой гаммы городецкой росписи

  1. Начинаем с подмалёвка. Набираем мокрой кисточкой красную краску, удаляем излишек и ещё раз окунаем в воду, чтобы цвет был размыт.
  2. Прорисовываем круг — делаем нажим кистью, затем проводим полукруг и опускаем кисть вниз.
  3. Далее делаем оттенёвку — набираем концентрированный красный и проводим полудуги на бутонах, прорисовываем точки. Не забываем держать кисточку строго вертикально.
  4. Зелёной краской делаем оживку — зелёные листья.

В эту работу можно внести разживку, то есть добавить элементы.

«Ромашка и купавка»

Инструкция:

  1. Сначала работаем с ромашками.
  2. Делаем подмалёвок розовой краской (размываем красную краску).
  3. Насыщенным красным создаём оттенёвку — штрихи, расположенные по диаметру ромашки. Не забываем кисть держать перпендикулярно вниз.
  4. Приступаем к оживке. Делаем красную сердцевину цветка.
  5. Для разживки белой краской разбавляем оттенёвку — чередуем чёрные штрихи с белыми, а также делаем точки на серединке.
  6. Создаём подмалёвок купавки — рисуем круг.
  7. Оттенёвка представляет собой прорисовку серединки.
  8. Делаем разживку — рисуем белые прожилки-лепестки в виде двух полудуг с перемычками.

«Розан»

Теперь опишем инструкцию по работе над разновидностью «розан»:

  1. Для подмалёвка делаем красный круг и по два листика слева и справа.
  2. Белой краской рисуем полудуги в верхней трети розана.
  3. Соединяем их штрихами.
  4. Делаем лепестки, исходящие от нижней полудуги.
  5. В каждом лепестке делаем вертикальные штрихи.
  6. На листьях проводим линии-прожилки.

С чего брать старт

Если вы сами решили упражняться или ваш сын, или дочь желает научиться этому, необязательно посещать какие-либо курсы. Достаточно начать с малого – найти уроки онлайн в удобной для вас форме – это может быть текст с иллюстрациями, где передаётся, как рабочее полотно обретает собственные очертания.

Другие видоизменения – видео, раскраски, трафареты, позволяющие наглядно понять всё, и в итоге понять по ходу.

При проделывании трудов нецелесообразно спешить, пытаясь как можно стремительнее нанести оттенки на поверхность – так только можно получить разводы. Воспользуйтесь карандашом для того, чтобы навести контуры, но не надавливайте.

Другая особенность операции – сосредоточение тёмных пятен поверх светлых. Вам остаётся выбрать направление, в котором собираетесь творить, посему и вы освоите городецкую роспись. Живопись для совершенствования своего мастерства можно вначале подбирать в сети, после чего воспроизводить и свои текстуры или лейтмотивы.

Изначально до совершенства далеко, но с постоянным повторением и оттачиванием навыка результат станет качественней, давая право промышлять профессионально и постоянной основе.

Немного истории

История указывает, что развитие этюдов по древесине привело к его применению на самых неожиданных предметах, которые включали в себя:

  • мебель;
  • сундуки;
  • сани;
  • утварь, используемая в помещении.

Чаще всего был символический характер, а фоновыми тонами были: зелёный, синий и иногда чёрный. Особенно популярными были и есть рисунки со специфической тематикой, где показаны люди и звери.

После I мировой войны искусство пришло в упадок, вынуждая специалистов искать другие источники дохода. Возрождение популярности направления связано с именем И.И. Овешкова, который открыл мастерскую для общественности.

В ней была организована подготовка соответствующих кадров, что и дало прирост умеющих обрабатывать исходник. Приобщение нового поколения к воссозданию обликов вырабатывает ощущение принадлежности к культуре своей страны и развивает художественное мышление на несхожих уровнях.

Обучение детей в детсаду и младшей школе

Для детского сада (старшая группа) роспись доски – это один из путей научить ребёнка изобразительному искусству и понимать его на определённом уровне. Начинать практику предпочтительнее на бумаге, так как она может быть использована в качестве эскиза, который можно перенести на более твёрдый материал.

Вам надо всего-навсего подготовить кисточки и несколько разворотов из тетради (для заготовок), чтобы приступить. Учтите аспекты:

  • бумагу надобно брать формата, близкого к A4 (в альбомах или ватман подобающих масштабов), а для детей от пяти лет оптимальным вариантом будет применение ещё и менее плотных листов для набросков, из которых вся задумка будет перенесена окончательно;
  • потребуется три щётки, чтобы получить лучший результат: колонковая, беличья и флейц. Последний – это плоская кисть, используемая для мелких штрихов, которые невозможно содеять более солидными разновидностями;
  • мастера применяют в своей деятельности масляные краски, а на занятиях ИЗО дошкольников (пятый класс шаблоны также может использовать при натаскивании) лучше обучать с гуашью. В стандартный набор входит двенадцать окрасов, из которых надо взять всего восемь: белый, вишнёвый, ярко-голубой, алый, жёлтый, тёмно-зелёный и красный. Крайние 3 надо смешивать, а оставшиеся можно и по отдельности.

В младшем возрасте декоративное рисование легче демонстрировать учителям поэтапно (для начинающих взрослых схожий метод работы тоже подходит) в такой последовательности:

  • набросать схему в натуральном размере. Отмечаются мизерные детали, которые перенесутся на финальную версию.
  • Выделение центра мозаики и черт, которые будут применяться в каждой секции;
  • прорисовка каждого фрагмента досконально при помощи указанных инструментов;
  • покрытие доски лаком – эту фазу поручить тем, кто старше.

Воспитателям и преподавателям необходимо контролировать процесс на стадии переноса замышлённого на плоскость, чтобы исключить вытекание краски не туда, куда нужно, и устранить ничтожные ошибки быстрее.

Два основных отрезка процедуры иллюстрирования, подмалёвок и оживки, выполняются разными мазилами (в случае с флористикой между ними происходит ещё и начерчивание теней). Сперва надлежит малевать фон равномерным слоем, после чего приступать к добавлению мелочей.

Готовому изделию стоит просушиться перед лакированием прозрачным средством, защищающим от выцветания, выгорания и сырости.

Таблица: фрагменты конспекта занятия по рисованию в «Городецкая роспись» старшей группе воспитателя О. И. Пономарёвой

Этап занятия
Вводная часть Воспитатель читает стихотворение:Мы пойдём по лугамС яркими цветами.Сказочные те цветы нарисуем сами –Здесь ромашки и купавки,Словно капельки росы,Расцветают здесь розаныУдивительной красы.Воспитатель: О каком декоративно-прикладном искусстве говорится в стихотворении?Ответы детей:Воспитатель: Ребята сегодня почтальон принёс письмо, давайте посмотрим, что же нам прислали! Какие-то картинки? В конверте лежит материал поэтапной росписи доски. Сегодня мы тоже будем городецкими мастерами. Украсим доску “бутонами” и “листьями”.
Основная часть Воспитатель: В настоящее время в качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева. Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера?Ответы детей.Воспитатель: Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях — красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение. Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?Ответы детей. (уточнение названий: розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).Воспитатель: Это розан, это купавка, это ромашка. Посмотрите внимательно на эти цветы, они могут быть как в голубых и синих тонах так и розово-красные. Ромашку узнать легко. У неё много тонких лепестков. У купавки центр смещён.Воспитатель: Ребята, а хотели бы попробовать себя в роли городецких мастеров научиться выполнять элементы цветочной росписи? Хорошо, давайте займём свои рабочие места.
Практическая работа.Воспитатель: У вас на столе лежат листы, заранее покрашенные в жёлтый цвет. Давайте приступим к первому этапу выполнения. Выбираем понравившиеся цвета и рисуем подмалёвок — круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию.Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Другим цветом выполняем оттенёвку: рисуем круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно бы это сделать? (путём примакивания кисти)Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска.
Проводим физминутку:Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)Больше спать не захотел (туловище вперёд, назад)Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться)Взвился вверх и полетел (Руки вверх, вправо, влево)Солнце утром лишь проснётсяБабочка кружит и вьётся (покружиться)
Заключительный этап росписи «оживка». Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.
Заключительная часть Итог.Дети раскладывают свои работы на одном столе, выбирают наиболее понравившиеся, делятся впечатлениями. Воспитатель просит рассказать, чем занимались. Предлагает полюбоваться работами. Подумайте, чья работа вам понравилась и почему? Воспитатель хвалит детей и читает стихотворение.Рисовали мы цветыНебывалой красоты.Красоты той нет концаЭто всё для Городца.
Источник https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2018/01/26/konspekt-zanyatiya-gorodetskaya-rospis

Изобразительное искусство

Городецкая роспись

Искусство городецкой росписи зародилось в заволжском крае близ г. Городца, недалеко от Нижнего Новгорода.

В окрестных селах этого края (Курцево, Косково и др.) крестьяне издавна украшали удивительной росписью свои дома — ставни, прялки, шкафчики, сани, детские игрушки. Каждый предмет городецкого художественного промысла — настоящее произведение искусства. Рассмотри донца старинных прялок.

На расписных городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сценки украшены диковинными цветами: яркими розанами, купавками, зелеными веточками.

В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана Купалы расцветают, по поверью, особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшены все предметы. Композиции из розанов и купавок могут составлять отдельную композицию или дополнять сюжетное изображение.

А Л. Беспалова. Сундучок-скамеечка. Ф. Касатова. Доска разделочная. Городец. 1980 г.

Посмотри, как изящно решены городецкие травы, веточки и листья, как органично сочетаются крупные формы с мелкими.

Мастер пишет красками сразу по чистой доске или по фону, легко и уверенно нанося мазки без прорисовки контура.

Донце прялки расписное. Фрагмент. 19 в. Л. Мельников. Донце прялки резное с росписью и инкрустацией. Городец. 1866 г.

Коробочка. Городец

Сначала мастер крупной кистью делает замалевок — цветные пятна круглой формы. Из них и составляется композиция росписи. Затем, работая мелкими кистями, он усложняет форму цветка, делает серединку и дужки лепестков. Завершается работа белой оживкой в виде штрихов, дуг, лепестков, точек, которые придают цветам неповторимый вид.

Роспись купавок и розанов

Л. Беслалова. Панно «Цветы». 1980-е гг.

В чем же волшебство Городецких узоров? Красок-то всего: красная, синяя, зеленая, немного желтой, а черная и белая для оживки. Все дело в том, какие краски рядом положить, чтобы получилась гармония цвета.

Детские работы. Гуашь

Задание

Сделай эскиз одного из предметов быта: доски для резки хлеба, коробочки, подставки под чайник, игрушки-каталки. Укрась его по мотивам городецкой росписи, используя гуашь и кисти разных размеров. Вначале загрунтуй бумагу или картон под цвет дерева охрой с белилами. Продумай композицию росписи. Крупной кистью нанеси основные пятна замалевка в форме цветов (красные, розовые, голубые) и птиц (черные). Листочки пиши сразу в один мазок. Теперь пропиши более темной по тону краской лепестки и серединки цветов и сделай белую оживку.

Такой росписью можно украсить фанерную заготовку-доску для резки хлеба. Когда краски на ней просохнут, надо нанести лак. Это хороший подарок маме. И на кухне будет красиво, и польза есть. А может быть, всем вместе украсить школу?

Вопросы

  1. В чем своеобразие городецкой росписи?


  2. Как удается мастеру цветом создать радостное настроение?

  3. Что украшает городецкий цветок или птицу?

  4. Какие предметы делают современные мастера?

План составления конспекта занятия

Работа проходит в рамках стандартного 30-минутного занятия. И за это время дети должны не только познакомиться с теоретическими аспектами (историей традиции), но и на практике попробовать себя в роли городецких мастеров. Прежде чем распределять время, которое будет затрачено на каждый этап занятия, необходимо сформулировать цели и задачи. В качестве целеполагающих аспектов выделяются:

  • знакомство с историей возникновения росписи;
  • обучение писать отдельные элементы городецкой техники (например, розан, листок, купавка и т. д.);
  • закрепление навыка работы с красками и кистью.

К задачам относятся:

  • продолжение работы над развитием умения строить композицию рисунка;
  • обучение работы с элементами техники (точками, оживками, чёрточками и т. д.);
  • воспитание эстетического восприятия народного искусства.

Примерный хронометраж будет таким:

  • вводная часть — 7 минут (рассказ об истории росписи с просмотром презентаций, беседы по поводу увиденного или услышанного, если речь идёт о рассматривании картинок);
  • основная часть — 18 минут (работа над рисунками по инструкциям воспитателя с перерывами на пальчиковую гимнастику, физкультминутку);
  • заключительный этап — 5 минут (составление стихийной выставки работ малышей, выбор наиболее похожей, краткий самоанализ: «Что получилось?», «Что вызвало затруднения?», похвала воспитателя).

Продумываем мотивацию

Чтобы занятие не показалось дошкольником сложным, важно создать у них мотивацию их к творчеству, заинтриговать. Традиционно многие воспитатели начинают с беседы о городецком промысле, рассказывают о городе на берегу Волги, его мастерах, которые славились ещё в древности

Конечно, это познавательная информация, но важно подать её увлекательно, чтобы ребята не заскучали. Рассказ стоит «оживить» различными любопытными сведениями:

  1. Многие думают, что городецкая роспись только цветочная (растительные мотивы). Однако древние мастера всегда любили рисовать и животных: коней, быков, львов, кошек. При этом будет замечательно показать детям соответствующее изделие или хотя бы его фото.

  2. Особенно ценились сюжетные композиции, например, картина народных гуляний.

  3. Раньше (в XIX веке) для росписи предпочитали использовать не жёлтый и светло-коричневый фон, как сегодня, а яркий — зелёный, синий, красный (редко выбирали чёрный).

  4. В городецкой росписи всё символично. К примеру, цветы обозначают здоровье, процветание, диковинные птицы — счастье, тонконогие вороные кони — богатство.

Занятие можно начать с интриги — внести в группу под русскую народную музыку большую коробку с изделиями городецкого промысла. Воспитатель вместе с ребятами рассматривает расписанную кухонную утварь, восхищается её красотой, а затем предлагает дошкольникам самим превратиться в народных мастеров.

Достаточно будет найти один сервиз с несколькими разными предметами

Как всегда, в работе с дошкольниками будет актуальной игровая мотивация. Например, в группу приходит игрушечная лисичка (белочка, кошечка и пр.) и приносит рисунки с орнаментом. Она говорит, что не знает, что за узор на них изображён. Дети, конечно же, узнают городецкую роспись и рассказывают о ней лисичке. Затем героиня просит, например, расписать для неё тарелочку.

Другой удачный вариант — приходит письмо от поваров с кухни детского сада. Они жалуются, что их разделочные доски пришли в негодность, а те, что остались, какие-то некрасивые, скучные. Шеф-повар просит ребят прислать им расписные доски с цветами и узорами. Конечно же, это вдохновит детей на творчество.

Дошкольников можно познакомить с красивой легендой, объясняющей происхождение различных русских народных промыслов.

Воспитатель вспоминает с детьми, что в Дымково делают игрушки из глины, в Филимоново тоже игрушки, в том числе свистульки, а потом приглашает ребят посетить мини-музей в группе и полюбоваться на изделия городецких мастеров.

Уголок будет вдохновлять детей на творчество

Накануне рисования очень хорошо предложить дошкольникам дидактическую игру «Укрась посуду». Ребёнок выбирает себе основу (картонные доски, тарелки, блюда и пр.) и выкладывает на ней узор их элементов городецкой росписи (цветы, листики, птицы). Такая игра хорошо развивает композиционные умения.

Мотивировать детей к творчеству можно с помощью дидактических игр

Повысить интерес к творчеству помогут динамические паузы, посвящённые теме занятия.

Таблица: пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»

Слова Движения
Городецкие узоры хороши! Дети сжимают пальчики в ладошке
Погляжу я на картинки, Показывают ладошки
Улыбаюсь от души! Самомассаж уголков губ
Розовые, жёлтые, синие, зелёные, Прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке
Распустились розаны Раскрыли ладошки
На доске берёзовой. Сложили ладошки тыльной стороной
А купавки нежные Нажимают поочерёдно на серединку ладошки
Кажется, качаются, Раскачивают ручками
А бутоны толстые распускаются! Показывают раскрывающийся бутон

Таблица: физкультминутка «На лугу цветут цветы»

Слова Движения
На лугу растут цветыНебывалой красоты. Потягивание — руки в стороны
Ветер дует иногда,Только это не беда. машут руками, изображают ветер
Наклоняются цветочкиОпускают лепесточки. Наклоны
А потом опять встаютИ по-прежнему цветут. Потягивание — руки в стороны

С этим читают