Как научиться красиво рисовать человека карандашом: поэтапные инструкции

Как нарисовать бегущего человека

Как нарисовать бегущего человека: Перед Вами лист бумаги, а в руке – простой карандаш. Предположим, что Вы совсем не  профессиональный художник… но в душе – конечно же, Художник с большой буквы «Х». Ну, в том смысле, что есть желание что-то эдакое изобразить. Или кого-то, а кого ? Стремительно бегущего человека, например – Фореста Гампа. Или, может быть, не Гампа вовсе, а Человека, бегущего по лезвию бритвы. Короче говоря, попробуем родить на бумаге Бегущего (бритву для полноты сюжета дорисуем потом).


А у нас получится ? Сейчас попробуем. Весь процесс рисования мы разобьём на простейшие этапы, а начнём с элементарных линий. Подобная тактика в принципе отлично подходит для того, чтобы нарисовать любой другой объект… но вернёмся к нашему Бегуну.

Шаг 1 – Рисуем линию тела, от головы до пят.

Эта линия устанавливает длину рисуемого тела. Это поможет нам с самого начала визуально представлять фигуру, чтобы согласовывать её с обычными человеческими пропорциями. Так как наша фигура бежит, находится в движении, линия должна быть слегка изогнута. Вот так.

Шаг 2 – Определение положения плеч и талии

На оси фигуры нанесём линии плеч и талии. Именно их положение будет определять габариты остальных частей фигуры. Линии плеч и талии тоже имеют кривизну, по той же причине – тело находится в движении. А так как мы видим человека сбоку, линии плеч и талии будут короче, чем если бы мы смотрели бегуну в лицо.

Шаг 3 — Рисуем «скелет»

Ориентируясь на линии талии и плеч, прокладываем руки, ноги, схематично наносим контур головы.

Шаг 4 – Придаём толщину частям тела

Теперь, когда структура рисунка определилась, предадим отдельным частям тела естественную толщину. Это несложно.

Шаг 5 – Завершение рисунка

Теперь на бумаге уже достаточно базовой информации, чтобы приступить к финальной стадии. Все, что осталось сделать — это включить фантазию и добавить детали: волосы, черты лица, одежду, обувь и т.д.

На этом же завершающем этапе не повредит добавить штриховку на тех частях тела (или одежды), которые должны быть в тени, это придаст изображению эффект трёхмерности. И вот, каким может быть результат.

Как нарисовать человека в движении

Школьники среднего звена обучения много знают о правилах расположения предмета в пространстве с учетом перспективы. Для учащихся 5–7-х классов урок по рисованию желательно начать с анализа строения фигуры человека. Это нужно для того, чтобы правильно передать пропорции в рисунке, профессионально изобразить части тела, иначе реальный человек на картине будет напоминать манекен. Несмотря на то, что анатомию изучают позже, в этом возрасте дети уже имеют представление о скелете, мышцах и суставах.

Первый шаг в поэтапном построении наброска — определение пропорций. У взрослых длина туловища от макушки до бедер обычно равна длине ног. Высота головы укладывается в расстояние от подбородка до начала бедра примерно 3 раза. У детей и подростков этот показатель меньше. Длина ног у гармонично сложенного человека равна высоте головы, умноженной на 3,5–4.

Изобразить человека можно в зависимости от ракурса или точки расположения объекта и художника. Основные положения — в анфас, когда натурщик располагается лицом к смотрящему, в профиль — когда изображаемый расположен сбоку, вполоборота или полуанфас, при котором лицо видно не полностью.

Шаг 1

Карандашный рисунок начинается с наброска головы и туловища на переднем плане. Позвоночник — основа всей фигуры, его можно наметить изогнутой линией. Крупные суставы плеч и таза схематично изображаются кружочками. Линии эскиза проводятся легко, без нажима.

Шаг 2

На следующем этапе рисуют верхние и нижние конечности. Локти располагаются на уровне талии, длина плечевой кости равна длине локтевой кости, колени находятся посередине ноги. Чем точнее будет эскиз, тем лучше удастся передать движение.

Шаг 3

Теперь нужно нарастить мышцы. Самая объемная часть предплечья, бедра и голени располагается в верхней трети, ближе к суставу конечности постепенно сужаются. Туловище проще изобразить в виде двух овалов.

Шаг 4

Особое внимание уделяется кистям и ступням. Их тоже изображают схематично, имитируя скелет конечностей

Ступня должна быть длиннее кисти.

Шаг 5


После прорисовки всех частей фигуры лишние линии стираются. Силуэту придаются необходимые очертания: сглаживаются острые углы, бока становятся покатыми, части тела соединяются изогнутыми линиями.

Шаг 6

Изображая лицо, тоже нужно соблюдать пропорции. Высота лба равна расстоянию от линии бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка. Расстояние между глазами равно длине глаза. Ухо изображается чуть ниже линии бровей. Чтобы девушка получилась улыбающейся, уголки губ нужно немного приподнять. На этом этапе можно выполнить набросок прически.

Шаг 7

Чем больше в рисунке деталей, тем реалистичнее он будет. Нужно нарисовать одежду, обувь, аксессуары и прочие элементы, создающие яркий образ. Пряди волос можно выделить отдельными линиями.

Порядок проведения диагностики «Рисунок человека»

Рисунок выполняется испытуемым простым карандашом на обычном листе формата А4 вертикального расположения (допустимо использовать бумагу меньшего формата). Ребёнок может перевернуть лист и разместить его горизонтально, исследователь должен это подметить, но не поправлять действия тестируемого. Карандаш нужно предложить не очень жёсткий, оптимальная твёрдость — М и 2М.

Приготовив необходимые материалы и инструменты, ребёнку дают точную инструкцию: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». Когда возникают вопросы-уточнения, то не следует их игнорировать, но и разъяснять подробным образом нежелательно. Лучше всего уклониться от прямого ответа, дав установку: «Рисуй любого». Если испытуемый совсем маленький, то можно немного «разжевать» инструкцию: «Нарисуй дяденьку как можно лучше». В случае нежелания ребёнка включаться в процесс необходимо мягко посоветовать ему хотя бы начать, убедить, что это интересно и увлекательно. Для сомневающихся в своих способностях детей подойдёт такая словесная конструкция: «Начинай рисование, и мы посмотрим, что у тебя получится. Мне интересны любые рисунки».

Подходящий вариант для анализа — изображение человека в полный рост, а не его портрет или бюстовый вариант. В ситуации с рисованием «неростового» персонажа нужно дать ребёнку ещё один шанс, предложив чистый лист бумаги и обозначив, что фигура должна быть представлена целиком.

После того как ребёнок справится с заданием, необходимо обсудить с ним изображение для получения дополнительной информации об объекте. Можно спросить у тестируемого:

  1. Какого человека он нарисовал (доброго, злого, смешного и так далее)?
  2. Что любит/не любит изображённый персонаж?
  3. Чем занимается и о чём мечтает?
  4. Какая профессия у человека?

Также можно побеседовать на следующие темы (применительно к изображённому персонажу):

  • место проживания;
  • наличие друзей;
  • характер;
  • возраст;
  • здоровье.

Обсуждение получившегося рисунка — обязательный этап тестирования

Рисуем женщину

Теперь, когда вы знаете основные пропорции человека и научились работать с мужским силуэтом, можно изучить, как рисовать женское тело:

  1. Начните с самого главного – нарисуйте вертикальную линию. Для обозначения торса поместите перевернутый треугольник в верхнюю ее часть.
  2. Внутри получившегося треугольника нарисуйте еще один, смотрящий вверх. На углах внутренней фигуры очертите два круга, обозначая груди. Если вы все сделали правильно, первый из них должен оказаться справа, а другой слева от проведенной ранее линии.
  3. Чуть ниже основного треугольника нарисуйте равнозначный по размерам круг. Его верхняя часть должна немного заходить за треугольник. Это будет таз.
  4. Для прорисовки бедер и ног проведите две изогнутые линии из вершины круга. А ниже – еще две, но уже короче. Одни должны выглядеть, как скобки.
  5. Добавьте линии и детали, оденьте девушку.

Готово, теперь вы знаете, как рисовать тело девушки.

Пропорции лица

Теперь определите, куда будет наклонена голова, вперед или назад. Помните, что голова на рисунке не плоский круг, шар. У объемных фигур – три измерения, а у плоских – два. Чтобы сделать круг на бумаге объемным, проведите посередине лица линию.

Для наглядности попробуйте обмотать мяч резинкой, или нарисуйте посередине линию вдоль всего воздушного шарика. Когда вы наклоняете шар в направлении от себя, линия изгибается вверх, а когда опрокидываете шар от себя, линия аркой будет смотреть вниз. На вашем рисунке эта прямая посередине овала головы будет обозначать линию глаз. Подбородок будет в нижней части, а нос – посередине между глазами и подбородком.

Работа карандашом для начинающих художников

Начинать рисование человека желательно с кратковременных набросков с натуры. Каждодневная практика поможет быстрее развить глазомер и приобрести необходимые графические навыки.


Обязательно следует изучить пластическую анатомию. Без базовых знаний устройства тела хороших результатов достичь не удастся, рисунок будет сводиться к копированию увиденного. Замечательным учебным пособием могут стать книги Готтфрида Баммеса.

В помощь начинающим художникам существует специальная методика измерения для определения точных пропорций тела:

  1. Перед собой, вытягивается рука, в кисти держится карандаш перпендикулярно руке. Закрыв один глаз, сопоставляется верхняя точка измеряемой части тела (допустим, головы) с верхним концом карандаша. Нижняя точка измерения (подбородок) отмечается на карандаше большим пальцем руки.
  2. Теперь можно измерить, сколько отрезков, равных высоте головы, составляет рост натуры. Верх карандаша совмещается со 2 точкой измерения (с подбородком). Зрительно на натуре отмечается нижняя точка, совпадающая с большим пальцем на карандаше (примерно на уровне грудных мышц).
  3. Третье и последующие измерения будут от грудных мышц до пупка, и далее вниз.

Рисование лица в профиль

При изображении головы в профиль просматривается не только лицевая, но и задняя часть – мозговой отдел черепа. Главная задача состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между двумя этими зонами. В остальном поможет тот же принцип симметрии, что и при изображении лица в анфас.

Схема построения рисунка состоит в следующем:

  1. Рисуют базовый набросок. За основу берут круг – можно нарисовать от руки, или воспользоваться трафаретом, циркулем. С помощью горизонтальной и вертикальной осей его делят на четыре части, а затем проводят диагональ через верхний левый сегмент и нижний правый. Она понадобится для определения нижней границы подбородка. Далее круг преобразуют в форму яйца, вершина которого направлена в левую нижнюю сторону. Для этого от левой и нижней стороны круга проводят линии так, чтобы они пересеклись по линии диагонали.
  2. Далее необходимо найти центр получившегося наброска с учётом новых линий и провести заново главную вертикальную и горизонтальную оси. Затем нижнюю половину делят на две, а верхнюю на три части при помощи дополнительных горизонтальных линий.
  3. Правый верхний сегмент делаем более выпуклым, чтобы он был похож на лоб.
  4. Ниже сразу начинается нос, плавно расширяясь от главной горизонтальной оси до нижней дополнительной. Сначала его изображают как треугольник, затем выступающую его вершину делают более округлой.
  5. Чтобы нарисовать рот, чуть ниже носа рисуют короткую черту, от которой вверх и вниз идут дугообразные линии, напоминающие сердце. Это губы. Они могут быть широкими и узкими, короткими и длинными.
  6. На уровне горизонтальной оси, немного отступив от края лица, рисуют глаз. Его изображают в форме треугольника, или наконечника стрелы, вершина которого направлена влево, а основание – вправо. Сразу над ним проводят параллельную линию – веко. Над ним, на уровне вспомогательной линии – бровь.
  7. Ухо располагается сразу за вертикальной осью. Вершина его идёт на одном уровне с линией глаз, а нижний край – с кончиком носа.
  8. Верхняя дополнительная линия определяет кромку волос, которая плавной линией спускается от лба до верхнего края уха. Меняя направление и размер штрихов можно нарисовать любую прическу, или стрижку.

Рисунок лица в профиль, как и в анфас не так сложен, поскольку подразумевает вид в двухмерной плоскости. В дальнейшем можно усложнять задачу, изображая лицо в трехмерном пространстве.

1. Анатомия рук аниме

Руки аниме, хотя такие гладкие и простые, разделяют свою основну структуру с реальными руками. Если вы правильно поймете эту структуру, вам все будет легче! Начнем с костей.

Как вы можете видеть, пальцы длиннее, чем они кажутся. Они «похоронены» внутри ладони, что делает эту часть менее гибкой. Именно поэтому по практическим причинам лучше рассматривать пальцы, начиная с конца ладони. Большой палец здесь исключительный — он далеко от других и может двигаться самостоятельно, не ограничиваясь ладонью.

Каждый палец имеет три сустава. Разделы между ними постепенно сокращаются. Большой палец снова является исключением, он только два сустава, а его кости длинные.

Конечно, нам действительно нужно знать кости — нам нужно знать их функцию и как они влияют на внешний вид руки. Упрощенная структура рук состоит из:

  • • головок костей предплечья (в форме широкого браслета)
  • • запястья (в форме эллипсоида)
  • • ладони (в сложной форме, которую мы обсудим через минуту)
  • • основы пальца (в форме эллипсоида)
  • • четыре трех-сегментных пальцев
  • • один двухсекционный палец

Очень важно запомнить этот ритм фан-формы между суставами. Это влияет на внешний вид руки, независимо от позы каждого пальца

Это облегчает представление о положении каждого сочетания относительно других, даже большого пальца.

Но странно, что пальцы на самом деле не очень отличаются длиной. Если вы удалите этот ритм веера и разместите фаланги (кости пальцев) рядом, вы не увидите значительной разницы. Вот почему, вместо того, чтобы экономить длину фаланг каждого пальца, вам просто нужно запомнить соотношение между ними — изменение положения, как определено ритмом веера.

Пропорции рук аниме

Есть определенные пропорции, которые нужно знать, чтобы нарисовать правильную руку. Вам не нужно быть строгими в отношении них, но держите их в памяти и старайтесь их придерживаться.

Во-первых, длина указательного пальца примерно равна всей ладони (вместе с запястным суставом, скрытым в его основе).


Идеальная пропорция суставов на указательном пальце составляет: половину для второго сустава, а затем снова половину от трети. Однако на самом деле второй сустав часто лежит примерно на 40% от длины пальца. Не стесняйтесь выбрать пропорцию, которая вам больше нравится в стилизованных руках аниме, разница не должна быть такой, чтобы ее было видно!

Большой палец или длинный или чуть короче, чем мизинец, но для меня это лучшее измеряется через его отношение к первому пальца — кончик большого пальца не достигает своего второго сустава.

Не рисуйте каждую фигуру с одинаковыми формами

Художники, применяя базовые формы для создания фигуры, часто ошибаются в использовании одних и тех же форм для построения каждой фигуры. 

Подстраивайтесь к вашему собственному предмету

Создавая фигуру, вам необходимо искать и приспосабливать требующийся материал к предмету, который вы создаете. Вы же не собираетесь использовать те же самые формы для изображения культуриста, так как он будет похож на борца сумо или бегуна.

Вы должны посмотреть на предмет и выяснить, какие формы являются подходящими для создания образа. Например, некоторые люди имеют квадратовидную форму головы, которая должна быть построены из кубов, а другие — круговидную форму, получаемую из сфер.

(Эти две фигуры находятся в одной и той же позе, но созданы из разных форм. Фигура справа построена из больших блоков, что делает образ более крепким)

Применяемые цвета

Этот параметр считается главным при анализе изображений, которые рисуют дети. Для взрослых людей характерна манера рисования одним карандашом, но возможно рисование разными цветами. Значение цветов:

  1. Оттенки желтого — говорят о комфорте, спокойствии.
  2. Фиолетовый цвет обозначает развитость воображения, фантазии.
  3. Оттенки красного могут говорить об излишней агрессии, импульсивности. Такие люди постоянно выплескивают накапливающуюся энергию на окружающих.
  4. Серый цвет — рутина однообразия одолевает человека, ему необходимо что-то новое.
  5. Черный говорит о подавленном состоянии, сильных внутренних переживания, которые могут вызвать депрессию. Личности необходимо выявить внутреннюю проблему, справиться с ней.
  6. Синий цвет обозначает погруженность в себя. Индивид пребывает в размышлении над тем, каким образом решить проблему из прошлого, чтобы не волноваться о ней в настоящем-будущем.
  7. Оттенки зеленого свидетельствуют об упрямстве, самодостаточности, независимости, желании самоутвердиться.

Для многих характерно штрихование отдельных элементов картинки. Если штриховка есть — субъект ощущает себя зажатым в рамках, он не чувствует свободы. Если штриховки нет — человек готов развиваться дальше, примет перемены.

Третья фаза (дополнительная): рассмотрим нечеловеческие фигуры и объекты

Обе предыдущие фазы могут быть применены как к человеку, так и к животным, природе и неодушевлённым предметам. Всё имеет энергию, всё несёт какой-то характер. Даже отсутствие характера, это всё равно какой-либо символ. Даже если мы собираемся изучать конкретно анатомию человека, то это не значит, что вы не можете интересоваться чем-либо ещё, что бросается вам в глаза и вызывает интерес у вашей фантазии.

Что нужно учитывать

Сходство и точность

Обратите внимание, как выразительный эскиз (и даже часто должно такое быть) имеет что-то общее и совпадает со своим источником:

Это очень важно. Совпадение и схожесть получается, потому что я рисую эмоцию, которую я получаю от играющего на пианино старика, и я совсем не пытаюсь скопировать, что я вижу механически, что могло бы передать только формы

Ваш скетч того или иного объекта выглядел бы немного иначе, но всё равно был точностью того, что вы рисовали. С этого следует, что точное копирование не является хорошим примером и уроком, поэтому некоторые реалистичные виды искусства, на ряду со своей восхитительностью несут скучность и отсутствие динамичности. Копирование из жизни никогда на самом деле не передаст саму жизнь. Когда мы передаём жизнь линиями на плоскую поверхность, то нам всегда нужно компенсировать её, добавляя что-то своё, некое дополнительное ощущение. Поэтому почти более важно научиться чувствовать и улавливать энергию персонажа или предмета, нежели изучить анатомию до медицинской точности. Живой рисунок всегда притягивает больше внимания, чего нельзя сказать о безжизненном дубликате (конечно, ваше творчество всё равно должно выглядеть достаточно правильно, но это не должно быть превосходной копией).

Мы могли бы назвать это поединком субъективного и объективного рисования. Архитектор или инженер, рисующий схемы и планы, будь то мед-иллюстратор или натуралист – обязан рисовать объективно. Художник же старается передать и нанести всё субъективно, особенно если стоит вопрос о развитии стиля.


С этим читают