Как рисовать углем и что для этого нужно?

Способы рисования углём

При работе углем используют два способа.


Первый способ – рисование в основном линией, штрихом. Этот способ близок к работе карандашом. Уголь дает возможность получать линии различного цвета и толщины. Чтобы проводить достаточно тонкие линии, уголь затачивают косо на край при помощи наждачной бумаги. Заточить его как карандаш невозможно: средняя часть прутиков очень рыхлая и легко ломается.

Второй способ заключается в большом применении тона, широком прокладывании теней и фона. Для этого уголь кладут плашмя на бумагу, что дает возможность легко прокрывать большие поверхности. Или же, прорисовав рисунок довольно детально, растирают его ребром ладони. Затем рисуют снова, высветляя наиболее освещенные места.

Шишкин И.И. У ручья.

При рисовании углем применяют различные растушки, изготавливая их из замши, бумаги, тонкой кожи. Растушки – это тугие валики с заостренными кончиками, что дает возможность высветлять очень маленькие поверхности. В качестве растушки можно применять и жесткую резинку с заостренным концом. Если нужно растушевать достаточно большую поверхность, можно применять ватные диски. Полезный эффект дает применение формопласта: мягкой массы, которая позволяет уменьшить тональность рисунка.

Сочетание линии и тона дает возможность передавать округлые и плавные формы. Такой способ художники нередко применяют для изображения женской фигуры.

Уголь — прекрасный материал для рисунка, также незаменим для рисунка на холсте под живопись. Он прекрасно помогает передать объем, дает возможность получать плавные переходы от одной тональности к другой, от самого черного цвета до самого светлого нежно серого. Уголь хорошо сочетается с другими материалами – мелом и пастелью, сангиной, цветными карандашами и пастелью, специальным угольным карандашом “Ретушь”. Превосходные портреты получаются на тонированной бумаге, выполненные углем, сангиной и мелом.

Как рисовать зентангл

Чтобы научиться рисовать зентангл, вам нужно выучить и проработать разнообразные зентангл-узоры. На данный момент их существует уже очень много: часть из них – запатентованные узоры, созданные Марией Томас, а другая часть придумана другими художниками и ее последователями.

Со временем вы и сами вполне сможете придумать подходящий для зентанглинга оригинальный орнамент. Но до тех пор вам предстоит приобрести книжки с официальными узорами либо найти зентангл-узоры бесплатно в Интернете, в частности, в блоге Марии или на ресурсах Pinterest и Tumblr.

Для примера мы рассмотрим несколько узоров, которые вы сможете потренировать и использовать в дальнейшем, чтобы нарисовать зентангл.

  • Возьмите карточку или начертите ровный квадрат размерами 9×9 см в тренировочном альбоме.
  • В пределах квадрата обозначьте четырьмя точками еще один квадрат. Эта рамка не обязательно должна быть строго прямой квадратной формы, какие-то из сторон могут немного изгибаться.
  • Принцип любого узора заключается в том, что вы делите рамку различными кривыми, а затем начинаете заполнять узором каждую из образовавшихся частей. В данном случае в пределах рамки нарисуйте несколько горизонтальных волнистых линий, с двумя подъемами, напоминающими верблюжий горб (смотрите на рисунке ниже). Первую линию нарисуйте «горбами» вверх, линию ниже — «горбами» вниз, и чередуйте их таким образом.
  • Начинайте заполнять самый нижний сегмент вертикальными дужками, которые будут его словно опоясывать. У вас получится нечто, похожее на кокон. То же самое проделайте с остальными сегментами. Границы между ними наведите черным пожирнее.
  • В качестве последнего штриха каждый из сегментов затените в нижней части с помощью легкой растушевки. Как делать растушевку, можно узнать из уроков рисования карандашом.

Прорабатывать каждый узор необходимо, держа перед глазами наглядную пошаговую схему. Без наглядности разобраться в том, как создается тот или иной узор, будет сложнее. Еще схемы нескольких других узоров и готовые зентанглы с их использованием смотрите ниже.

Срисовывание чужих готовых зентанглов противоречит принципу медитативного рисунка, когда каждый сегмент и каждый штрих вы продумываете сами, взяв за основу лишь готовые зентангл-узоры. Однако вы можете посмотреть, например, следующее видео, где рисуют зентангл для начинающих, чтобы поначалу попытаться повторить такой же рисунок:

Виды угля

Как рисовать углем? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться с тем, каким углем можно создавать художественные образы. Этот материал в качестве графического инструмента представляет собой обожженную палочку либо угольный карандаш. Палочка изготавливается путем герметичного обжига виноградных, ивовых или буковых веточек в специальной печи. Этот инструмент подобен обычному карандашу, но внутри у него угольный грифель, который имеет разные степени твердости (от твердого к мягкому).

Существует также прессованный уголь. Он производится из остатков после процесса переработки каменного угля. Получаемая при этом угольная крошка подвергается прессованию и смешивается с клеем, имеющим растительную основу. Создаваемые таким способом угольные палочки отличаются от тех, которые делают путем обжига тем, что они более плотные. Рисунок таким инструментом получается более точным, меньше подвержен осыпанию. Основой для рисования всеми видами угля служит специальная бумага, которая имеет шероховатую поверхность. Можно также использовать акварельные листы, даже простую упаковочную бумагу. Гладкая бумага не подходит, так как угольная крошка будет активно осыпаться. В результате рисунок станет блеклым и невыразительным.

Бумага для рисования углём

При работе с углем нужно использовать шероховатую бумагу, с идеально гладкой поверхности он осыпается. Можно использовать бумагу для пастели или специальную для угля. Интересный живописный эффект можно получить, используя бумагу для акварели – яичную скорлупу, холст, лен. Можно использовать и плотную чертежную, предварительно потерев ее мелким наждаком или жесткой резинкой. Интересные работы также можно сделать используя тонированную бумагу, для создания бликов на ней можно использовать белый мел или пастель.

Для работы бумагу закрепляют на планшете, предварительно смочив ее водой. После высыхания бумага равномерно натянется, и на ней удобно будет работать.

2. Уголь

Уголь грязный. Он попадает всюду, особенно на руки, лицо, рабочую поверхность, одежду и пол. Но им очень интересно рисовать, и получаются такие эффекты, которые очень отличаются от эффектов от других материалов.

Основы

Есть три типа угля:

  • Древесный уголь, который обычно шириной с карандаш — то, что остаётся от горящих веток.
  • Прессованный уголь в форме палочек разной длины и толщины.
  • Угольный карандаш — деревянный карандаш с углём вместо стержня.

Как видите на рисунке глаза, можно получить большую детальность от древесного угля и угольных карандашей, т.к. их можно использовать как нормальные карандаши. Спрессованный уголь отлично подходит для смазывания и работы на больших поверхностях.

На верхнем рисунке я использовала прессованный уголь для заполнения всего пространства, растерев немного пальцем или оставив угольные линии. Затем я взяла пластичный ластик (больше деталей в разделе 4), чтобы разбавить уголь, удалив чёрную пыль для создания куба. Вы можете царапать уголь ногтями и добавлять больше деталей угольными древками, карандашами или даже маленьким ножом. И если вы боитесь размазать законченный рисунок, немного лака для волос удержит его на месте.

Что нужно купить?

Если хотите поэкспериментировать с углём, я бы начала с двух видов.

  1. Ивовый уголь разной толщины позволит вам достичь красивых линий. Он контролируется как карандаш.
  2. Прессованный уголь позволит вам быстро покрыть большие области, и он темнее ивового.

12. Работаем над глазами

Шаг 1

Одной из главных центральных частей изображения являются глаза

Это основная черта, которая делает щенка таким хорошеньким, поэтому стоит уделить им особое внимание

Начните с наложения слоя графита при помощи ватной палочки в светлых участках глаза, но делайте это легко, т.к. позже нам может понадобиться удалить эти области по мере продвижения.

После этого возьмите одну из спрессованных угольных палочек и умеренным нажатием начните обрабатывать чёрные зоны, такие как зрачки и тень вокруг глаза. Сейчас избегайте заполнения краёв возле светлых участков.

Шаг 2

Возьмите чистую ватную палочку и, сверяясь с образцом, начните растушёвывать края чёрных областей, чтобы создать впечатление теней в глазах.

Как и прежде, вы можете заметить, что растушёвка удаляет уголь, придавая «серый» вид вместо чисто чёрного. Для закрепления стоит взять угольный карандаш и пройтись по зрачкам и другим чёрным зонам, требующим детальной обработки.

Шаг 3

Теперь двигаемся к отражениям в глазах, и, если вы тщательно проработали первые шаги, это будет предельно просто

Важно помнить, что в глазах нет чисто белых оттенков, и даже так называемые белки имеют лёгкий тон. Единственный чисто белый цвет присутствует в блике

Поэтому на этом этапе возьмите карандаш НВ или В и при помощи лёгкой перекрёстной штриховки растушуйте более светлые тона в зрачке, затем возьмите маленький растушёвывающий комок, чтобы соединить их вместе. Любые мелкие детали в зрачке можно нарисовать механическим карандашом НВ или .

Наконец, для создания блика возьмите круглый ластик Tombow и удалите все слои графита в этой области. Теперь у вас есть глаз, который поразит любого, кто посмотрит на вашу работу.

Что такое зентангл и дудлинг?

Технику зентангл уже давно взяли на вооружение люди творческих профессий для создания удивительных и завораживающих рисунков, заполнения страниц блокнотов, скетчбуков.

Использование узоров зентангл Открытки в технике зентангл Дудл-писанки Дудл-коврик


Плюсы от рисования в техниках зентангл и дудлинг:

рисование рассматривают как способ помедитировать можно на некоторое время отвлечься от насущных проблем можно увидеть привычные вещи свежим взглядом возможность перенастроиться и вдохновиться на новые проекты является прекрасным средством от бессонницы способ повысить самооценку рисование незамысловатых узоров успокаивает, снимает стресс способ развить твердость руки, глазомер, улучшить почерк повышается внимание и разрабатывается мелкая моторика

На фото ниже представлены эффектные черно-белые и цветные узоры, нарисованные в технике зентангл.

Воздушный узор

Разнообразие узоров

Итак, что же представляют из себя красивые произведения искусства в миниатюре?

Zentangle (зентангле) — это те рисунки, которые создаются неосознанно во время ожидания, или просто для того, чтобы расслабиться, успокоиться.

Для рисунков в технике зентангл свойственны повторяющиеся мотивы. Техника зентангл получила свое название в 2006 году в США от двух слов:

  • «зен» — это одна из буддистских сект
  • «тангл» — означает путаницу, переплетение

Дудлинг — это те самые каракули, которые так хорошо получаются у людей разного возраста: от мала до велика. Рисунок в технике дудлинг состоит из простых форм и изогнутых линий.

В этой технике можно начинать рисовать без каких-либо знаний, умений. Ведь главное, что помогает создавать интересный узор, — это возможность действовать интуитивно.

Дудлинг-узоры

Рисунок в технике зентангл отличается тем, что на его выполнение необходима значительная концентрация внимания. Рисуют узоры на квадратных карточках, размер которых 9х9 см.

Можно расчертить обычный лист бумаги на квадраты. Каждый квадрат заключает в себе отдельную композицию. Есть и другой вариант выполнения рисунков: в большом квадрате чертится несколько маленьких.

Примеры узоров:

Узоры от самых известных авторов зентангл

5. Воспроизведение фотографии

Шаг 1

Теперь, когда у нас есть контуры, можем приступить к оформлению деталей и созданию эффекта шерсти. Мы будем работать слева направо во избежание смазывания графита и угла, но если вы левша, можете сделать наоборот.

Мой совет на этом этапе — работать только над одной областью одновременно во избежание обработки слишком большой области рисунка. Если вы работаете сразу над несколькими областями, есть опасность размазывания при рисовании деталей. 

Мы используем три способа нанесения графита на бумагу при помощи карандашей и графитного порошка: 

  • круговые движения
  • перекрёстная штриховка
  • наслоение

Круговая штриховка заключается во вращении карандаша с умеренным давлением в круговом направлении, перемещая его по странице, как показано ниже. Как и линейную штриховку, этот метод можно использовать для создания тона в зависимости от давления на карандаш и частоты повтора движений. Я использую круговую штриховку для более тёмных оттенков, и это особенно полезно для тёмных областей, т.к. создаёт хорошее покрытие на бумаге.

Перекрёстная штриховка выполняется сериями диагональных линий, идущих в одном направлении, а затем повторяющихся в противоположном направлении. Уровни тона могут быть достигнуты в этом методе путём проведения штриховых линий ближе друг к другу или путём повторения движений снова и снова. Вы также можете растушевать заштрихованную область ватной палочкой или пигментной бумагой, если хотите.

Наслоение — это покрытие слоем от светлого до среднего базового тона путём круговой штриховки и затем поверх неё карандашом 2В или темнее средним нажимом повторяющимися линиями поперёк бумаги для достижения эффекта шерсти. Перед началом проверьте, в каком направлении идёт шерсть. Возьмите карандаш потемнее и продолжите движения для наложения тона.

Шаг 2

Начните с использования небольшого количества графитного порошка мягкой малярной кистью для создания лёгкого базового тона на бумаге. Наносите круговыми движениями, описанными выше.  Продолжайте обмакивать кисть в порошок и вдавливать в бумагу. Помните, что на этой стадии нужно покрыть только некоторую часть щенка.

Шаг 3

Как только первый слой наложен на бумагу, возьмите ватную палочку и обработайте верх этого слоя круговыми движениями, потом снова графитовым порошком, выделяя тёмные тона. Убедитесь в том, что следуете образцу. 

Продолжите нанесение графитового порошка и при необходимости усильте тон. На этом этапе сверьтесь с образцом, и если ваш рисунок не очень совпадает с ним, может потребоваться добавление ещё одного тона. Для этого я бы использовал мягкий графит (или ) и технику узкой перекрёстной штриховки.  Может понадобиться дополнительная растушёвка пигментной бумагой.

Шаг 4

Теперь переходим к более сложному этапу воспроизведения шерсти — работе с углём. Это довольно грязная работа (особенно мягкой угольной палочкой), но если вы будете осторожны, всё получится. Как и в предыдущих шагах, используйте палочку там, где должны быть чёрные тона.

Шаг 5

Теперь разотрите уголь другой ватной палочкой. На этом этапе не беспокойтесь о мелких деталях — просто сконцентрируйтесь на правильной передаче тонов. После завершения смешивания первого круга тонов, может понадобиться снова пройтись по этому слою, т.к. тона могут выглядеть больше серыми, нежели чёрными.

Шаг 6


Теперь переходим от обработки чёрных тонов к рисованию белых. Возьмите край одного из ластиков Tombow и при помощи техники наложения сотрите части угля, создавая эффект более светлых волос в ушах щенка.

Шаг 7

У вас должны получиться более светлые тона. Можем снова продолжить с угольным и чёрным карандашами и нарисовать отдельные волоски внутри уха и по краям.

Как и в предыдущем шаге, очень полезно потратить время на это, т.к. концентрация на таких деталях как мелкие волоски сыграет огромную роль в конечном эффекте от рисунка. Для очень мелких волос лучше использовать заострённый чёрный карандаш и постоянно поддерживать его остроту.

Угольная графика: мастер-класс

А сейчас мы рассмотрим, как рисовать углем вот такой интересный рисунок – реалистичную имитацию блокнотного листа, приклеенного к стволу дерева. Выполняется он не слишком быстро, но увлекательно, и позволяет проработать основные детали данной техники.

Вам понадобятся следующие инструменты:

  • бумага для угля (или акварельная, пастельная);
  • самоклеящаяся бумага;
  • перфорированный лист бумаги;
  • твердый прессованный уголь;
  • древесный уголь;
  • ластик-клячка;
  • ватные диски и палочки;
  • остро заточенный карандаш;
  • фиксатив для угля.

Как рисовать углем: начало работы

Возьмите лист бумаги и закрепите его на какой-либо твердой поверхности, чтобы он не смещался при рисовании.

Вырежьте из бумаги-самоклейки кусочки размером с будущий лист, приклеенный к дереву, и скотча, на котором он держится. Отделите самоклейку от защитной основы и наклейте на бумагу в нужном месте.

Теперь возьмите древесный уголь и полностью заштрихуйте лист, после чего растушуйте получившийся объем с помощью ватного диска, чтобы добиться мягкого и однородного фона.

Дабы ничего не размазать и не сдуть с листа, закрепите получившийся результат. Обычно это делается с помощью специального фиксатива, но в случае его отсутствия попробуйте в несколько слоев использовать обыкновенный лак для волос – хотя такой способ может сделать ваш рисунок темнее.

Далее следует передать на бумаге фактуру и текстуру деревянной поверхности. Нужно рисовать углем по растушеванной поверхности, только на этот раз не заполняя весь участок, а создавая вертикальные линии боковыми штрихами.

Впоследствии эти полосы нужно растушевать, однако не целиком, дабы они хорошо просматривались на бумаге.

Теперь используйте прессованный уголь и проведите штрихи потемнее для более подробной прорисовки коры.

Слегка растушуйте получившиеся штрихи, а затем рисуйте и растушевывайте их снова, до тех пор, пока древесная поверхность не станет выглядеть реалистично. Используйте клячку, чтобы стирать угольные следы и оставлять белые полосы, способствуя созданию объема рисунка.

Первая часть рисунка закончена, теперь вы знаете, как рисовать углем текстуру дерева.

Рисуем углем: тонирование

Будущий листик из блокнота висит на дереве, и поэтому должен создавать падающую на ствол тень. Определитесь с участком, который будет тенью, и обклейте его со всех сторон бумагой. Оставшуюся полоску заштрихуйте прессованным углем и растушуйте.

Снимите самоклеящуюся бумагу с рисунка. Возьмите заточенный карандаш и с помощью линейки обведите им участки, которые будут «скотчем».

Затем следует придать реалистичности нарисованному скотчу. Прикрепите самоклейку на рисунок так, чтобы она изолировала «скотч» от остальных участков рисунка. Закрашивайте «скотч» угольными остатками на ватном диске, который вы использовали ранее, придавая полоске бумаги серый тон.

Переклейте бумагу таким образом, чтобы она закрывала собой тот угол листика, который как бы заклеен «скотчем», а затем снова затонируйте свободный участок.


Сверху полос прорисуйте еще раз очертания древесной коры и растушуйте их. Делается это с целью придания прозрачности «скотчу».

Теперь возьмите перфорированный листочек и приложите его к рисунку – через него нужно закрасить дырочки, как через трафарет. Растушуйте закрашенные отверстия ватной палочкой.

Начертите на листике линеечки. Они должны быть ровными, с одинаковым отступом, поэтому облегчите себе задачу и заклейте поля с двух сторон самоклейкой.

На получившемся листике можно нарисовать какой-нибудь простой эскиз. И не забывайте про итоговое закрепление рисунка лаком.

Как только вы разберетесь, как выполнять такие рисунки углем для начинающих, то сможете рисовать и более сложные картины, например, натюрморты и портреты. Такие работы часто выполняют комбинированно, например, делают набросок портрета карандашом, а затем начинают по нему рисовать углем, как показано в следующем видеоуроке для детей:

https://youtube.com/watch?v=N_zw679a-BQ

От простого — к сложному

Вы должны научиться рисовать геометрические фигуры в двухмерном, а после — в трехмерном пространстве. Это станет очень важным этапом вашей практики, ведь, по сути дела, все предметы и даже мы сами условно состоим из разных геометрических фигур. И когда вы только будете учиться рисовать предметы и людей, и даже набравшись опыта, вы все равно будете набрасывать на бумаге кружки, овалы, квадраты, обозначая пропорции рисуемых объектов.

Рисуйте много несложных предметов, животных в упрощенном виде. Не отмахивайтесь от рисования скучных на первый взгляд объектов вроде чашки, будильника или яблока на столе — даже простой контурный двухмерный рисунок потребует от вас некоторой сноровки. Давайте попробуем немного попрактиковаться прямо сейчас и нарисовать милую мышку.  1. Возьмите мягкий карандаш и нарисуйте рядом друг с другом два овала, с небольшим пересечением. Один из них будет поменьше — это будущая мышкина голова, а второй станет туловищем. 2. Нарисуйте окружности на месте ушей, очертите лапы и наметьте загибающийся хвост. 3. Теперь нарисуем мышке мордочку — глаз в форме перевернутой капельки, нос шариком, улыбку, а также не забываем прорисовать ушки. 4. Сотрите внутренние контуры на мордочке и сделайте более насыщенную обводку. Разукрасьте зрачок и нос черным цветом, с белым бликом посередине. 5. Прорисуйте мышке лапы и придайте форму хвосту, стерев вспомогательные контуры по туловищу. Обведите оставшуюся часть мышки. После двухмерных изображений приступайте к освоению трехмерных, с передачей объема. Изучая светотеневой рисунок, начните с классического задания — нарисуйте шар с падающей тенью. Если у вас дома нет подходящего шарика, используйте в качестве объекта куриное яйцо

Как выполнять такой рисунок, можно увидеть в следующем видео.

Поначалу очень важно научиться рисовать с натуры — вы должны развивать чувство формы на реальных объектах, наблюдать за тенями и светом, видеть объем.Главный принцип в рисовании — это движение от простого к сложному, от общего — к деталям.Не спешите и не рассчитывайте, что после пары занятий рисованием вы будете способны создавать гениальные картины. Запаситесь терпением: иногда вам придется научиться рисовать одну и ту же фигуру снова и снова, пока не добьетесь достойного результата и только потом переходить к более сложным задачам, например, к рисованию людей

Познайте ценность контраста

Слово контраст используется повсеместно в искусстве, и, кажется, немного смущает. Контраст – это простой переход от белого к черному (от светлого к темному) по шкале от 1 до 10. 1 – это белый цвет листа, а 10 – черный. Таким образом 5 – это 50% или же «полутон», серый цвет, что-то среднее между белым и черным. Любой рисунок состоит из контрастов (тень и свет), независимо от цвета.

Чтобы помочь вам с этим, я советую работать от середины к краю. Сохраняйте свой самый темный цвет темным (тени), не темнее, чем 6 или 7 по шкале контраста; а самый светлый (свет и все, что в свете) – 3 или 4. Двигайтесь по направлению к темному (акценты) и светлому (блики).

Представьте, что акценты и блики — близнецы, живущие в разных районах. Они не самый важный элемент вашего рисунка. Но они важны в целом.

1. Настройка образца

Шаг 1

С самого начала убедитесь, что у вас есть фотография хорошего качества, т.к. она нам понадобится для работы позже.  Можете найти образец на PhotoDune.

Откройте фотографию подходящего размера в Adobe Photoshop. В этом руководстве я буду работать с образцом формата А4 (11¾ x 8¼ дюймов).

Шаг 3

Для упрощения рисования изображения может потребоваться корректировка, поэтому обратите внимание на параметр Установки в меню Фотошоп и настройте линии сетки под необходимый вам размер. В этом руководстве мы собираемся поделить линию сетки 8 см делениями по 2 см

Шаг 4

Когда вы правильно настроите сетку, нажмите Shift-Command-4, чтобы сделать снимок экрана компьютера и затем вставьте снимок поверх первоначального фото. При помощи команды по изменению размера Command-T, подгоните картинку под размер холста.  Затем обрежьте края при помощи инструмента «Рамка».

Вы можете пометить оси сетки как сверху, так и снизу и сбоку, как показано ниже. Я предпочитаю маркировать свои цифрами 1, 2, 3 по верху и A, B, C по бокам. Таким образом вы будете постоянно следить за сеткой и не потеряетесь в образце. 

Материалы для работы с углем

Есть два вида угля: лоза и прессованный древесный уголь

Важно знать их различия

Лоза 

Лоза — обугленный кусок ивы. Он бывает разной мягкости и оттенка. Несмотря на тональный диапазон, он очень легкий и будет легко двигаться по бумаге. Этот уголь хорошо использовать для рисования жестов или теней. Этот вид угля хорошо подходить для жестов и теней.

Прессованный древесный уголь

Прессованный уголь больше похож на карандаш. Его выпускают в форме карандаша, из-за чего рисунок получается более чистым и аккуратным. Такой уголь упаковывают очень плотно. Его очень сложно стирать. Этот тип угля больше подходит для четких деталей или когда нужно создать глубокую тень.

Существует белый прессованный уголь, который пригодится для основных моментов или акцентов.

В дополнение к этим двум типам угля, в этой статье рассказывается о других важных инструментах, которые вам понадобятся:

Мягкий ластик

Этот ластик похож на Silly Putty-ему можно придать интересную форму руками. Он хорошо подойдет корректировщиком рисунков. Он не такой действенный как простой ластик и не сможет убрать весь уголь с бумаги.

Чтобы почистить его, просто разделите ластик пополам, а потом снова соедините. Чувствуете себя как в детстве?

Многие карандаши из угля шире, чем обычные карандаши, так что покупка точилки с отверстием побольше-это чудо.

Замша 

Этот квадратный кусок мягкой кожи может смягчить зарисованные области и сделать рисунок светлее, если он слишком темный.


С этим читают