Русские ремесла и старинные народные промыслы россии

Металлургия

Добыча и обработка металлов началась на Руси уже в начале XI века и считалась одной из наиболее важных отраслей. Кузнецы всегда были в почете, поскольку они изготавливали не только железные орудия труда, но и оружие, металлические доспехи и сбрую. Кузнеческое дело упоминается и восхваляется во многих произведениях народного эпоса того времени, а сами кузнецы олицетворяют собой образ мужества, силы и доброты. Изделия из железа того времени изготавливались из руды, которую добывали рудокопы на болотах. Переплавкой руды занимались кузнецы в своих мастерских в специальных печах, оснащенных горнами для раздувки и создания жара.


Кузнецы по праву считались самыми важными и значимыми мастерами, поскольку они дали начало новой эпохе развития страны и торговых отношений. Кузнецы производили огромное количество товаров, необходимых во всех сферах жизнедеятельности людей того времени. Повелители наковальни и молота производили орудия труда, оружие и многое другое. Оружие было высококачественным и славилось далеко за пределами Руси. Суммарное количество разновидностей кованных изделий, производимых кузнецами в XI веке, насчитывает около 150 единиц.

Женское ремесло на Руси

  1. Шитье и вышивка. Изначально шитье имело практичный характер, служило оно для обновления старой одежды или создания бытового текстиля. Из оставшихся лоскутков ткани, женщины мастерили различные покрывала, одеяла и коврики. Вся одежда была натуральной и служила не одному поколению. С течение времени одежда стала приобретать декоративные элементы, она украшалась разного рода вышивкой, камнями или жемчугом. С семи лет девочки учились шить и вышивать. Как только она оттачивала свое мастерство, то начинала готовить себе приданое, которое дарилось родне жениха в день свадьбы. Все фигуры изображались в геометрическом виде. На одежде вышивали защитные знаки и символы, чтобы предать ей обережную силу. Праздничные наряды обшивали натуральными камнями, жемчугом, вышивали узоры золотой нитью. Узоры и отделки указывали на статус человека. Больше всего в одежде преобладал красный цвет, из-за приписываемых ему магических свойств. В узорах использовали различные геометрические фигуры, завитки, птиц, животных и деревья. Работали женщины на пяльцах, это два деревянных кольца разного размера. На меньшее кольцо натягивали ткань, сверху надевали кольцо большего размера и, используя иголку, наносили рисунок. Технологий вышивки имелось много разных видов ,например, крест, полукрест, гладь и другие.
  2. Ткацкое дело. Прядение и ткачество, означает создание ткани. Ткань изготавливали из льна и конопли. Позже появилась шерстяная ткань. Для создания ткани служил ткацкий станок. Первые ткацкие станки были весьма примитивны, изготавливались они из дерева. Техникой для создания нити из волокон растений или комков шерсти служила прялка. Волокно льна, конопли или состриженная шерсть называлось кудель. Первые прялки мастерились из дерева и были ручными. Они имели колесо, на которое наматывалась готовая нить, потом нити снимались и скатывались в клубок.

  3. Плетение. Первая обувь, которая появилась на Руси, была из древесного лыка. Это всем известные лапти. Лапти широко использовались населением до 1930 года. Изготавливались они по технологии плетения. Так же с помощью плетения из соломы создавались различные предметы быта и украшения. Женщины изготавливали корзинки, соломенные игрушки, обереги для дома и многое другое.
  4. Роспись. Роспись достаточно поздний народный промысел, который появился ближе к 17 веку, это нанесение рисунка на различные предметы, чаще всего на посуду. Существовало несколько видов росписи, например, гжель. Гжелью назвали роспись по месту изготовления фарфоровой посуды, эта территория находилась около реки Агжелка. Там расписывали посуду в сине-белом цвете, такой рисунок на другой территории назывался роспись под гжель. Другой вид росписи – жостовская роспись, это художественная роспись металлических подносов. Еще один, сохранивший свою популярность по сей день, вид росписи – хохлома. Это декоративная роспись деревянной посуды, выполненная красными, зелеными и черными красками по золотому фону. Сначала на посуду наносился оловянный порошок, а он серебряного цвета, затем изделие покрывали специальным раствором и обжигали в печи, благодаря чему достигался золой цвет. В рисунках преобладали цветы, птицы и ягоды. Самый большой цветок располагался посередине, вокруг него цветы поменьше, а сверху наносили птиц.

Перки навыка

Ювелирное ремесло имеет связанную линию навыков, которая открывается с помощью профессии ювелирного ремесла. Известные способности перечислены ниже.

Примечание:
  • Числа, показанные здесь являются базовыми значениями для навыков.
  • Стоимость Магии и Выносливости основываются на персонаже 50-го уровня (160).
  • Значения урона основаны для Макс.Магии/Выносливости — 7958 ед., Макс.Здоровье — 8744 ед. и Урона Оружие/Заклинаний — 1037 ед.

Фактические цифры, которые вы видите в игре могут зависеть от целого ряда факторов, в том числе уровня персонажа игрока, уровня навыка, экипировки, оружия и т.д. Таким образом, они должны использоваться только в качестве сравнительного значения.

Пассивные способности

Пассивные способности активны с момента их изучения, и всегда оказывают влияние на все что связанно с Ювелирным делом.

Название Уровень навыка Ранг Способности Описание
Гравер(ориг.Engraver) 1 Позволяет использовать оловянные унции.
14 Позволяет использовать медные унции.
27 Позволяет использовать серебряные унции.
40 Позволяет использовать электрумные унции.
50 Позволяет использовать платиновые унции.
Зоркий глаз: драгоценности(ориг.Keen Eye: Jewelry) 2 Облегчает поиск пластов для ювелирного дела на расстоянии 20 метров или ближе.
9 Облегчает поиск пластов для ювелирного дела на расстоянии 30 метров или ближе.
30 Облегчает поиск пластов для ювелирного дела на расстоянии 40 метров или ближе.
Извлечение камней (ориг.Jewelry Extraction) 4 Увеличивает шанс извлечения ингредиентов для ювелирного дела и позволяет получить более мощные покрытия при переработке сырья.
22 Значительно увеличивает шанс извлечения ингредиентов для ювелирного дела и позволяет получить более мощные покрытия при переработке сырья.
32 Увеличивает до максимума шанс извлечения ингредиентов для ювелирного дела и позволяет получить более мощные покрытия при переработке сырья.
Изучение минералов (ориг.Lapidary Research) 8 Уменьшает время исследования на 5%.
18 Уменьшает время исследования на 10%.
28 Уменьшает время исследования на 20%.
45 Снижает время исследований на 25%, а также уменьшает ограничения на исследования до 30 дней.
Эксперт в золочении (ориг.Platings Expertise) 10 Увеличивает шанс улучшения предмета при помощи покрытий.
25 Значительно увеличивает шанс улучшения вещи с помощью покрытий.
40 Более чем в два раза увеличивает шанс улучшения предмета при помощи покрытий.

Общая характеристика

В Древней Руси в X веке существовало ремесло с довольно высокой технологией производства и значительной дифференциацией по отраслям. Была развита чёрная металлургия на основе сыродутного процесса производства железа из болотных руд. Жившие в сельских местностях металлурги поставляли в города значительное количество качественного железа. Городские кузнецы переделывали часть его в высококачественную углеродистую сталь. Были развиты кожевенное и скорняжное производства и изготовление кожаной обуви. Известно несколько видов сортовой кожи. Был широк ассортимент шерстяных тканей. Также были развиты обработка дерева и кости. Выделялась обработка цветных металлов. Техника ювелирного ремесла находилась на высоком технологическом и художественном уровне.

Копия шлема Ярослава Всеволодовича (ГИМ, оригинал в Оружейной палате) Лапоть, CC BY-SA 3.0

Первый этап развития древнерусских ремесел длился более двух веков — до 20—30-х годов XII века. Он характеризуется совершенной и высокой техникой ремесленного производства. Количество изделий было ограниченным, сами они были достаточно дорогими. В этот период была распространена работа на заказ, так как рынок свободного сбыта был ещё ограничен. В это время были созданы основные виды ремесленного инвентаря и заложены новые технологические основы древнерусского производства. Археологические раскопки позволяют сделать вывод, что ремесленное производство Древней Руси находилось на одном уровне с ремесленниками Западной Европы и Востока.

На втором этапе развития, который начался в конце первой трети XII века, произошло резкое расширение ассортимента продукции и значительная рационализация производства в виде упрощения технологических операций. В текстильном производстве в конце XII века появляется горизонтальный ткацкий станок. Возрастает производительность, упрощается система переплетений, сокращаются сортовые виды тканей. В металлообработке вместо качественных многослойных стальных лезвий появляются упрощённые и менее качественные лезвия с наварным острием. В это время проявляется и серийность производства. Создаются стандарты изделий, особенно в металлообрабатывающем, текстильном, деревообрабатывающем, сапожном, ювелирном ремёслах. В этот период наступила широкая специализация ремесла внутри отдельных отраслей производства. Количество специальностей в конце XII века в некоторых древнерусских городах превышало 100. Тогда же произошло резкое развитие мелкотоварного производства, продукция которого была рассчитана на сбыт не только в городе, но и в деревнях.


Монголо-татарское нашествие прервало развитие древнерусского ремесла. Это произошло, когда оно находилось в состоянии высокого и постоянного развития. Разгром покоренных русских городов Восточной и Южной Руси и угон в рабство русских ремесленников приостановили развитие ремесла и его техники более чем на столетие. В землях и городах севера и запада Руси (Новгород, Псков, Смоленск, Полоцк, Галич и т. д.), менее пострадавших от опустошения, продолжилось развитие ремесел и культуры, однако оно было отягощено татарской данью.

Это интересно: 1690,Религиозные верования славян: рассказываем по пунктам

Зарождение ремесел

Историки считают ровесниками человека разумного и ремесло. Как только человек начал сознательно практически осваивать окружающий мир, он стал на путь создания ремесел. Начиналось оно с камня, и примерно миллион лет на этом же и ограничивалось. Человек находил и разными способами раскалывал камни, чтобы иметь возможность приспосабливать их в быту. И только через миллион лет к этому делу присоединилась примитивная деревообработка. Она заключалась в отламывании и обработке палок, привязывании их к камням лозой.

Топор древнего человека

Шаг, на первый взгляд, не самый большой, но это ошибочное мнение. Именно так появились первые умельцы, делающие копья и топоры. Эту технологию (как бы громко ни звучало) люди передавали новым поколениям. И порой данные технологические знания терялись на века, а потом снова набирали силу. Только через 300 тысяч лет будет изобретена одежда, и еще 80 тысяч лет человечеству понадобится на открытие земледелия.

Но не стоит критиковать древнего человека. Основная задача заключалась в знании и пребывании окружающей среды: слово «выжить» означало ежедневную, ежечасную опасность. К тому же стоит понимать и средство передачи опыта – его просто демонстрировали и копировали. Обходились без языка, знаков и рисунков. Но постепенно появлялись и они, и это создавало культурные системы, в свою очередь, продвигавшие развитие ремесел.

Первые зачатки культуры у первобытных людей

Знаете ли вы, что означает слово «ремесло»? Это мелкое ручное производство, связанное с ручными орудиями труда, с личным мастерством работника. Естественно, что толчком к мощному развитию ремесел в более привычном для нас виде, стало земледелие и скотоводство. Оно спровоцировало развитие разных ремесел, которые долгие столетия удовлетворяли потребности человеческого общества. Носили ремесла, в основном, семейный характер. И лишь развитие рынка поспособствовало узкой специализации и обособлению ремесел в отдельные профессии.

2.

Садник Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.

Филигрань

Филигрань (или скань) — ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т.д. проволоки. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью — металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.

Шкатулка. Скань


Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое.

Центрами сканного дела сегодня являются:

  • Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла — скань.
  • Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла — скань, эмаль, чеканка и другое.
  • Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России.

Гривна Владимира Мономаха[править]

Основная статья: Владимир Мономах

Некоторые памятники древнерусского ювелирного искусства, появившиеся до татаро-монгольского нашествия, получили огромную известность. Более всего знаменита «Черниговская гривна», или «гривна Владимира Мономаха». Это чеканный золотой медальон XI века, так называемый «змеевик», на одной стороне которого изображена женская голова в клубке из восьми змей, символизирующая дьявола, языческое божество или злое начало вообще. Против болезни направлена молитва на греческом языке. На другой стороне — архангел Михаил, призванный оборонять владельца гривны от дьявольских козней. Надпись, сделанная славянскими буквами, гласит: «Господи, помоги рабу своему Василию». Это был настоящий христианский амулет против нечистой силы. Сюжет и сама техника исполнения гривен-змеевиков заимствованы из Византии; до нашествия татаро-монгол, украшения подобного рода не были редкостью. «Черниговская гривна» выполнена необычайно искусно и должна была принадлежать богатой, знатной персоне скорее всего княжеского происхождения. Стоимость этой драгоценности равняется величине княжеской дани со среднего города. Медальон нашли в 1821 году недалеко от города Чернигова, который в древности был столицей княжества.

Гривна Владимира Мономаха. XII век. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Надпись, указывающая на личность владельца — Василий, — подсказала историкам, что гривна принадлежала Владимиру Мономаху (— ), которому при крещении было дано имя Василий. Этот известнейший древнерусский полководец и политический деятель некоторое время княжил в Чернигове. Он оставил «Поучение» детям, написанное в форме воспоминаний. В этом сочинении князь писал, что одним из любимых его занятий была охота. Выходя на неё, Владимир Мономах не боялся кабаньих клыков и копыт лося. Охотясь невдалеке от Чернигова, он обронил драгоценную гривну, донёсшую до потомков работу искусных киевских мастеров.

Ремесла Древнего мира

Посуда Древней Греции

В хозяйстве развитых экономически полисов Греции ремесло играло важнейшую роль. Существовали целые кварталы ремесленников с небольшими мастерскими, которые одновременно были и магазинами по продаже изготавливаемых изделий. Интересно, что в мастерских хозяева работали вместе с рабами. Домашнее производство, рассчитанное на рынок, распространенная для Древней Греции практика – основой этого производства можно считать ткачество и прядение, традиционные ремесла.

Несмотря на аграрный характер развития Древнего Рима, ремесла и торговля не были «заброшены». В исторических источниках указано, что царь Нума учредил 8 союзов ремесленников. Туда входили плотники, красильщики, сапожники, медники, золотых дел мастера, горшочники и флейтисты. Два первых столетия Республики ознаменованы войнами, что влекло запрос на большое количество вооружения. Приобретать его посредством массового импорта было фактически невозможно, потому производили его в местных мастерских. И все же в ту эпоху рабский труд еще не рос так, как это случилось столетиями позднее.

Основными занятиями древних персов были земледелие, садоводство, торговля. Но самым известным ремеслом этой державы было ковроткачество. Для кочевых племен ковры были не просто предметом роскоши и комфорта, хотя их оформление, безусловно, было и эквивалентом богатства. Интересно, что ковроткачество не осталось историческим напоминанием о былой славе – ковры прославили регион много столетий назад, но и сегодня иранские ковры считаются брендом.

Китаю мы все обязаны множество ремесел, которые это государство если не придумало, то развило до высокотехнологичного уровня. Например, китайский фарфор и керамика, бронзовые сосуды и оружие, резьба по дереву, шелковая вышивка – удивительные примеры изящных промыслов Китая.


Неминуемо одни виды ремесел умирали, другие только набирали мощь. Это можно назвать естественным отбором. Основной причиной его является научно-технический прогресс, который просто уничтожал саму нужду в ремесле. Но, в то же время, когда один вид керамики умирает, второй остается на плаву. Нельзя списывать это только на везение. Если ремесло уже более напоминает искусство, и продукт ручного творчества становится эстетическим идеалом, он долгое время может пользоваться спросом

Важно и то, кто будет сохранять ремесло, есть ли мастера, которые продолжат традицию

Основное о ремеслах Древнего мира:

  • постепенно наблюдалась тенденция к переходу от ремесленничества для собственных хозяйственных нужд к ремесленничеству на заказ и на рынок;
  • городские ремесленники стали новым социальным слоем – они были свободными от поземельной зависимости и больше, нежели крестьяне, вовлечены в товарно-денежные отношения;
  • ремесленники становились профессионалами, все большее значение имела узкая специализация;
  • бурно развивалось, в частности, кузнечное и оружейное производство (благодаря общественному запросу);
  • в это же время возникло стекольное производство;
  • в Древнем Египте начали изготовление писчих материалов (папируса).

В то же время определился один из главных ремесленных принципов: если ремесленное производство ориентируется на сбыт в дальние районы, оно будет основываться на более широком разделении труда. Ремесленничество на заказ, в свою очередь, повлекло рост и развитие городов именно как крупных ремесленно-торговых центров.

Подробную информацию о развитии ремесла в Древней Руси, читайте в нашей статье: Художественный обзор ремесел Древней Руси: от ткачества до ювелирного дела

Общая характеристика

В Древней Руси в X веке существовало ремесло с довольно высокой технологией производства и значительной дифференциацией по отраслям. Была развита чёрная металлургия на основе сыродутного процесса производства железа из болотных руд. Жившие в сельских местностях металлурги поставляли в города значительное количество качественного железа. Городские кузнецы переделывали часть его в высококачественную углеродистую сталь. Были развиты кожевенное и скорняжное производства и изготовление кожаной обуви. Известно несколько видов сортовой кожи. Был широк ассортимент шерстяных тканей. Также были развиты обработка дерева и кости. Выделялась обработка цветных металлов. Техника ювелирного ремесла находилась на высоком технологическом и художественном уровне.

Первый этап развития древнерусских ремесел длился более двух веков — до 20—30-х годов XII века. Он характеризуется совершенной и высокой техникой ремесленного производства. Количество изделий было ограниченным, сами они были достаточно дорогими. В этот период была распространена работа на заказ, так как рынок свободного сбыта был ещё ограничен. В это время были созданы основные виды ремесленного инвентаря и заложены новые технологические основы древнерусского производства. Археологические раскопки позволяют сделать вывод, что ремесленное производство Древней Руси находилось на одном уровне с ремесленниками Западной Европы и Востока.

На втором этапе развития, который начался в конце первой трети XII века, произошло резкое расширение ассортимента продукции и значительная рационализация производства в виде упрощения технологических операций. В текстильном производстве в конце XII века появляется горизонтальный ткацкий станок. Возрастает производительность, упрощается система переплетений, сокращаются сортовые виды тканей. В металлообработке вместо качественных многослойных стальных лезвий появляются упрощённые и менее качественные лезвия с наварным остриём. В это время проявляется и серийность производства. Создаются стандарты изделий, особенно в металлообрабатывающем, текстильном, деревообрабатывающем, сапожном, ювелирном ремёслах. В этот период наступила широкая специализация ремесла внутри отдельных отраслей производства. Количество специальностей в конце XII века в некоторых древнерусских городах превышало 100. Тогда же произошло резкое развитие мелкотоварного производства, продукция которого была рассчитана на сбыт не только в городе, но и в деревнях.

Монголо-татарское нашествие прервало развитие древнерусского ремесла. Это произошло, когда оно находилось в состоянии высокого и постоянного развития. Разгром покоренных русских городов Восточной и Южной Руси и угон в рабство русских ремесленников приостановили развитие ремесла и его техники более чем на столетие. В землях и городах севера и запада Руси (Новгород, Псков, Смоленск, Полоцк, Галич и т. д.), менее пострадавших от опустошения, продолжилось развитие ремесел и культуры, однако оно было отягощено татарской данью.

Гусевский хрусталь

История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод.

Первые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.

Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.

Имена на металле[править]

Имена авторов большинства памятников ювелирного искусства Древней Руси неизвестно. Археологи, находя остатки мастерских, принадлежавших древнерусским умельцам золотого и серебряного дела, извлекали из-под земли все необходимые для ювелирного ремесла принадлежности. Однако, история не сохранила имён замечательных мастеров, создавших «Черниговскую гривну» или колты из Михайловского клада. Порой лишь сами драгоценности «проговаривались» о своих творцах. Так, кратеры — драгоценные серебряные чаши для святой воды, созданные в средневековом Новгороде XII века, — несут на себе надписи, в которых сообщаются имена мастеров Косты и Братилы.

Знаменитая полоцкая просветительница XII века княжна-игуменья Ефросиния в 1161 году заказала крест для вклада в основанный ею Спасский монастырь. Шестиконечный крест высотой около полуметра был сделан из кипарисового дерева и сверху и снизу закрыт золотыми пластинками, украшенными драгоценными камнями. Уже к 20-м годам XX века почти все камни были потеряны, но известно, что их насчитывалось около двух десятков и среди них были гранаты. Камни крепились в гнёздах на золотых пластинках, а между ними мастер вставил двадцать эмалевых миниатюр с изображением святых. Имя каждого святого прочеканено рядом с изображением. Внутри креста хранились христианские реликвии: кровь Иисуса Христа, частички мощей святых Стефана и Пантелеймона, а также кровь Святого Дмитрия. Святыня была обложена серебряными с позолотой пластинками, а края лицевой стороны обрамлены ниткой жемчуга. В глазах верующих реликвии в большей степени делали крест драгоценностью, чем золото и серебро, использованные ювелиром.

Судьба креста Святой Ефросинии Полоцкой, который поочерёдно побывал в руках православных, католиков, униатов, в казне московских государей и тайнике французов, занявших Полоцк в 1812 году, печальна. Он был утрачен во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, его искали журналисты, писатели, учёные, политические деятели и даже Интерпол (Международная организация по борьбе с преступностью). История этих поисков так же драматична и безрезультатна, как, например, эпопея, связанная со знаменитой Янтарной комнатой (стены и вся обстановка, которые были отделаны янтарём), похищенной нацистами в годы Великой Отечественной войны и с тех пор безуспешно разыскиваемой учёными.

Описания и рисунки, сделанные до пропажи креста Святой Ефросинии, сохранили текст надписи, которую оставил на поверхности креста его создатель — полоцкий мастер Лазарь Богша (Богуслав). Крест Святой Ефросинии — одна из главных духовных святынь Белоруссии и признанный шедевр средневекового ювелирного искусства.

Ныне височные кольца, колты и многие другие произведения средневекового русского ювелирного искусства собраны в музеях. Особенно богатые коллекции принадлежат Государственному Историческому музею, Оружейной палате Московского Кремля и Патриаршей ризнице.


С этим читают