Проект «математические сказки». «спор геометрических фигур»

Интересная история

Предлагаем еще один проект по математике. Математические сказки можно сочинять, пользуясь произведениями известных писателей. Предлагаем одну историю, напоминающую сказку Андерсена.


Жили-были Единичка и ее подружка – Мнимая Единичка. Они были неразлучны, но Мнимой Единичке всегда хотелось занять место своей подружки. В стране Математике король Цифра решил женить своего сына Нолика.

Позвал он принца к себе и сказал ему:

— Сынок, я уже стар и слаб, и мне сложно управлять страной, пришло время тебе жениться, — начал он свой разговор с сыном.

Невесты королевства услышали эту новость, поспешили во дворец на смотрины.

— Я самая красивая и умная, — сказала Пятерка. – Только я могу быть супругой нового короля!

— Нет, нет, — я умнее и мудрее тебя, — ответила ей Семерка.

Нолик, глядя на девушек, мечтал увидеть среди них ту, единственную Единицу, в которую он давно был безответно влюблен.

Единичке тоже нравился принц, но она была очень стеснительной. Ее опередила подружка — Мнимая Единичка, но принц понял, что это не его возлюбленная, и отверг нахалку. Король, который познакомился с настоящей Единичкой, одобрил выбор сына, и вскоре сыграли свадьбу на всю десятку!

Действие 1

(Во владениях принцессы Арифметики.)

(На середину сцены выходит принцесса Арифметика в пышном платье, по которому разбросаны различные числа. На голове корона.)

(Появляется Миллион. Он в цилиндре, с тросточкой. На груди большими цифрами написано — 1 000 000.)

Я — одно из самых больших чисел! Меня должны уважать все меньшие числа, а особенно маленький Нолик, который вообще ничего не значит. Тьфу! Пустое место.

(Появляются Нолики. Они в крылатках, по которым разбросаны нули. На груди у каждого Нолика — большая цифра 0.)

(Появляются слуги принцессы Арифметики — математические знаки. Они в пышных платьях, по которым разбросаны соответствующие математические знаки.)

Исполнители выстраиваются, образуя запись:

1 000 000 х 0 = 0.

(Миллион хватается за голову и убегает.)

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль,

Когда-то многие считали,

Что ноль не значит ничего

И, как ни странно, полагали,

Что он совсем не есть число.

Но о его особых свойствах

Мы поведем теперь рассказ.

Коль ноль к числу ты прибавляешь,

Иль отнимаешь от него,

В ответе тотчас получаешь

Опять то самое число.

Исполнители поднимают плакат, на котором написано:

а + 0 = а;          а — 0 = а.

Попав как множитель средь чисел,

Он мигом сводит все на нет.

И потому в произведении

Один за всех несет ответ.

a x 0 = 0;                     a x b x c = 0.

А относительно деленья

Нам твёрдо помнить нужно то,

Что уж давно в научном мире

Делить на ноль запрещено.

И впрямь, какое из известных

Число за частное нам взять,

Когда с нолем в произведении

Все числа ноль лишь могут дать?

(В процессе исполнения стихотворений про ноль царица Математика указывает указкой на соответствующие математические равенства.

Все отходят вглубь сцены, кроме профессора и царицы Математики.)

Действие 2

(Во владениях принцессы Геометрии.)

(На середину сцены выходит принцесса Геометрия и делает реверанс перед царицей. Она в пышном платье, по которому разбросаны различные геометрические фигуры. На голове у нее такая же корона, как у принцессы Арифметики.)

Принцесса Геометрия. Геометрические фигуры моих владений, ваше величество, исправно трудятся. Только треугольник все время завидует своему брату Квадрату.

Жили-были два брата:

(Появляются Треугольник и Квадрат.)

Старший — квадратный,

Добродушный, приятный.

https://youtube.com/watch?v=RDPCOyolJJU

Младший — треугольный.

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат…

Принцесса Геометрия. Тот кричит ему…

Смотри: ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре!


Принцесса Геометрия.

Но Квадрат ответил…

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал…

Приятных я тебе желаю снов!

Спать ложился — был квадратным,

А проснешься без углов!

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он — нет квадрата.

Онемел… Стоял без слов…

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

(Все отходят в глубину сцены, кроме Профессора и царицы Математики.)

Алгебра — это раздел математики, в котором изучаются различные виды уравнений и способы их решения.

Действие 3

(Во владениях принцессы Алгебры.)

(На середину сцены выходит принцесса Алгебра и делает реверанс перед царицей Математикой, сидящей на пышном троне. Алгебра — в нарядном платье, по которому разбросаны различные уравнения. На голове — корона.)

Подходит к плакату. Показывает указкой на Х и просит прибавить к этому числу 2. Результат умножить на 2.

К полученному результату прибавьте число 3.

Затем отнимите задуманное число.

К результату прибавьте число 5.

От полученного результата отнимите задуманное число.

У каждого из вас должен получиться один и тот же ответ: число 12. Если у кого-нибудь из вас другой ответ, значит, вы допустили ошибку в вычислениях.

(Принцесса Алгебра отходит в глубину сцены.)

(Все исполнители выстраиваются на сцене, как в начале спектакля.)

Чтоб водить корабли.

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать, надо много уметь.

И при этом, и при этом, вы заметьте-ка.

Очень важная наука А-риф-ме-ти-ка!

Почему корабли не садятся на мель,

А по курсу идут сквозь туман и метель?

Потому что, потому что, вы заметьте-ка,

Капитанам помогает А-риф-ме-ти-ка!

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо, прежде всего, арифметику знать.

И на свете нет профессии, вы заметьте-ка,

Где бы вам не пригодилась А-риф-ме-ти-ка!

(Под музыку песни «Дважды два — четыре» исполнители уходят со сцены.)

«Сказка ложь, да в ней намек…»

Детство любого ребенка сложно представить без сказки. Мир воображения безграничен, поэтому сказка – уникальный инструмент не только для постижения жизненных законов, но и для обучения наукам. Вымышленные истории с математическим содержанием позволяют детям усваивать материал с практической стороны, не зацикливаясь на теоретической части правил.

Для сказки не существует возрастных рамок, ведь по мере развития ребенка истории наполняются новым смыслом, адекватным его возрасту. Вот почему сказки успешно применяются педагогами и родителями в дошкольной подготовке малышей и обучении математике младших и даже старших школьников.

Сказки для начальной школы

В начальной школе творческие способности детей лучше всего проявляются в групповых или самостоятельных проектах. Одно из таких заданий в 3 классе – математическая сказка. Можно сочинить свою собственную историю о цифрах, геометрических фигурах или использовать готовую, оформив ее иллюстрациями от руки, сделать вместе с родителями презентацию на компьютере из слайдов или придумать другой вариант. Сказка может быть написана в прозе или в стихах. Вот лишь несколько примеров математических сказок для 3 – 4 кл.

Сказка о ленивом нуле

В маленькой стране Цифрии жили цифры. Все были трудяги, только Ноль был пузатый и ленивый.

Как-то узнали товарищи, что в соседнюю страну Арифметию на службу требуются цифры, чтобы составлять уравнения и задачи для учеников. Цифры обрадовались, что теперь могут работать на благо детей, и отправились в путь. Только дорога был нелегкая. Путь пролегал под палящим солнцем, а впереди было 4 реки, которые нужно было перейти, а заодно потренироваться в арифметике.

Вот дошли они до первой реки под названием Сложение. Подбежали циферки к реке попить, а та сказала: «Я дам вам воды, но сначала вы встанете по парам и сложитесь, чтобы получилось новое число». Все цифры быстренько встали по парам, выполнили задание, а одна цифра зазевалась, ей достался Ноль. Как ни складывалась цифра с нулем, сумма не изменилась, пришлось уйти, не попив воды.

Шли цифры дальше, солнце уже в зените, воды хочется. Дошли до второй реки – Вычитание. Снова все бросились к воде, а женский голос им говорит: «Я дам вам напиться, но сначала встаньте по парам, да вычтите из большего меньшее, чтобы получилось новое число». Все быстро поделились на пары, сделали, что просят, но уже другая цифра в этот раз промедлила, ей достался Ноль. Вычла она ноль, а число не изменилось. Осталась цифра без воды, а Ноль вообще не волновался – ему было лень.

Пошли цифры дальше, дошли до реки Умножение. Снова река попросила выполнить задание – встать по парам, да помножиться друг на друга. Все быстро выполнили просьбу, но снова одной цифре не повезло, она умножилась на ноль и тоже стала нулем. Цифра даже расплакалась, так ей обидно стало, что из-за нуля все страдают.

Наконец, дошла компания до последней реки – Деление. Солнце уже не пекло, но задание все же пришлось выполнить – правила есть правила. Цифрам нужно было поделиться друг на друга так, чтобы получилось число больше единицы. Тут цифрам пришлось подумать, кто на кого должен делиться. К тому же, переругались все – никто не хотел делиться на ноль.

Дошли цифры до страны Арифметии, прибыли на службу, но пожаловались правительнице на ленивца, из-за которого все страдают. Правительница успокоила их и сказала, что всем цифрам найдется работа, даже Ноль пригодится в уравнениях или примерах. А чтобы остальные на него не злились, наделила она Ноль особой способностью: если он встает справа от любой цифры, то увеличивает ее в 10 раз.

Так Ноль перестал лениться и почувствовал себя нужным, а товарищи больше на него не обижались. Но делиться на него до сих пор никто не хочет, чтобы не зазнавался и помнил, как он своей ленью друзей подвел.

Логическая сказка о верблюдах

Однажды к отцу пришли три сына и попросили отпустить их во взрослую жизнь:

— Кланяемся мы тебе, батенька, но просим твоего разрешения пойти жить отдельно – выросли мы уже.

Отец согласился, только назвал одно условие:

— Я вас отпущу, но прежде вы возьмете себе верблюдов из моего стада. Старший сын возьмет половину, средний сын – одну треть, а младший сын – одну девятую. Если поделите семнадцать верблюдов, как я сказал, – идите с миром.

Пытали братья поделить верблюдов так и эдак, да никак не получалось. Расстроились молодцы, видать не хочет отец их отпускать. Пошли братья к мудрому старцу за советом. Старец нашел решение:

— Я отправлю своего верблюда вам на помощь. Это легкая задача, даже верблюд сможет поделить ваше стадо.

Братья послушали мудреца, поставили верблюда в стойло к остальным, как тут же поняли, что теперь-то верблюдов стало восемнадцать! Разделили они верблюдов, как велел отец: старшему сыну половину, среднему – треть, младшему – девятую часть, и вдруг обнаружили, что в стойле остался один верблюд. Думали, что с ним делать, решили отдать его мудрецу в благодарность за то, что помог им решить задачу. Пришли братья к старцу, привели верблюда, а старец говорит:


— Поставьте его в стойло, я ему уже корм приготовил.

Удивились молодцы: как это старец догадался, что они приведут верблюда? А тот засмеялся и ответил:

— Мой верблюд меня предупредил, что вернется домой, как только поможет вам решить задачу.

Вопросы:

  1. Сколько верблюдов забрал каждый сын?
  2. Почему сначала задачу нельзя было решить, а потом получилось?
  3. Почему после деления верблюдов между братьями остался один верблюд?

Загадка

Темы математических сказок могут охватывать все пройденные вопросы. Вот одна хорошая загадка, которая позволит обобщить знания в геометрии.

Собрались как-то раз все четырехугольники вместе и решили, что нужно выбрать среди них самого главного. Но как это сделать? Решили провести испытание. Кто из поляны доберется до царства Математики первым, тот и станет главным. На том и сошлись.

На рассвете вышли все четырехугольники с поляны. Идут, а дорогу им пересекает быстрая река. Она и говорит:

— Не все смогут перейти через меня. На ту сторону переберутся только те из вас, у кого диагонали в точке пересечения делятся пополам.

Кто-то остался, а остальные двинулись дальше. На этот раз на пути встала высокая гора. Она поставила свое условие:

— Покорить мою вершину смогут только те, у кого диагонали равны.

Снова у подножия остались проигравшие четырехугольники, а остальные пошли дальше. Вдруг – обрыв с узеньким мостом, по которому может пройти только один, тот, у кого диагонали пересекаются под прямым углом.

Вот вам вопросы:

— Кто же стал главным четырехугольником?

— Кто был основным конкурентом и дошел до моста?

— Кто первым покинул соревнования?

«Пропавшая цифра»

Предлагаем готовый математический проект. 3 класс – возраст, в котором ребята предпочитают активные игры, необычные истории. Рассказ о «пропавшей пятерке» по праву можно считать настоящим детективом.

Однажды Маша, ученица 3 класса, выполняла домашнее задание по математике. Как только она записала в свою тетрадь уравнение, раздался телефонный звонок. Маша вышла из-за стола, ушла в другую комнату. Если бы девочка увидела, что в этот момент происходило в ее тетрадке, она бы изрядно удивилась. Итак, пока хозяйка записей отсутствовала, произошло преступление. На место прибыл следователь Равно. Он увидел необычную запись: А-4=5.

-Странно, здесь стоит знак «минус», следовательно, произошла кража, — сделал предположение следователь Равно.

И вблизи места происшествия стояла Пятерка, которая громко плакала:

— Караул! Украли! У меня украли Четверку! Я только на минутку отвернулась, а ее уже нет.

— Успокойтесь, не волнуйтесь, пожалуйста, и попробуйте вспомнить, не обнаружили ли вы кого-то странного объекта неподалеку? — поинтересовался Равно.

— Я видела, как какой-то странный А в маске и темном пальто прятался за цветочными кустами.

— Данный мистер А, вероятнее всего, и есть неизвестный похититель. Необходимо его найти! — предположил Равно.

Следователь пришел в детективное бюро и начал просматривать фотографии различных преступников. Он даже вспомнил одно свое дело о том, что число «Одиннадцать» покушалось на здоровье господина Сто Два. В качестве отличительной приметы преступника тогда был именно темный плащ.

Следователь Равно воскликнул:

— Понятно, безусловно, я понял кто преступник! Срочно нужно его допросить!

И тогда Равно отправился в дом к Одиннадцати. Но ему удалось застать только его жену. Оказалось, что Одиннадцать находится в тюрьме за совершенное преступление. Это подтверждает его алиби, он не мог похитить Четыре у госпожи Пятерки.

Равно огорчился: его версия оказалась ошибочной. Он направился к выходу, но тут жена Одиннадцати вспомнила, что на днях к ней заходил господин Девятка, брал на время темный плащ.

— Огромное спасибо за такие важные сведения! — попрощался следователь Равно и отправился на поиски Девятки.

Он оказался дома, и Равно начал свой допрос.

— Ты украл у Пятерки Четверку? – строго спросил Равно.

Девятка ответил:

— Это точно не я! У меня темного плаща нет!

— Скажи, откуда ты знаешь, что на воре был темный плащ? А ну-ка, покажи, что у тебя в шкафу! – потребовал Равно.

Девятка открыл шкаф, и тут Равно увидел, что там висит плащ.

— Мы проведем следственный эксперимент, одевайся, — сказал Равно.

После того, как они оказались на месте преступления, Пятерка ждала их.

— Приступим к следственному эксперименту. Пятерка, возвращайтесь на то место, где у вас пропала Четверка. А ты, Девятка, иди на место А.

После того как Девятка зашла в уравнение, получилось выражение 9-4=5

— Пятерка, узнаете преступника? – спросил следователь Равно.

— Да! Безусловно! — закричала Пятерка.

Пришлось Девятке признаваться:

— Да, это я украл Четверку. Она находится в моем доме. Пожалуйста, простите меня, обещаю, не буду больше так себя вести.

После того. как Четверка была спасена, Пятерка стала самой счастливой цифрой на свете. Следователю Равно удалось раскрыть еще одно совершенное преступление.

Математические сказки — Выпуск №3

Жила-была Прямая. Решила она отправиться к своей знакомой Точке. Сидят, разговаривают, чай пьют. Решила Прямая предложить Точке отправиться в путешествие.

Точка согласилась. Собрались они и пошли. Шли они, шли и Точка говорит:

— «Я очень сильно устала»

А Прямая ей отвечает: «Садись на меня, я довезу тебя хотя бы до первого пенька».

Долго, долго шли они и вдруг Точка говорит.

— «Да ты полюбуйся!»

— «На что?»

— «Как на что? На нас! Ведь ты уже не прямая!»

— «Ха-ха-ха, ну а кто же я тогда, как не прямая?»

— «Кто ты? Ты луч»

— «Почему же это я сразу луч?»

— «Ну посмотри, ты Прямая, я — Точка. Ну, и представь себе прямую, а на ней точка, на что похоже?»

— «М-м-м, дай подумать. Да, действительно, луч. Все-таки ты права!»

— «А вот и пенек!»

Шубкина Мария

«Эстафета»

Жили-были Точка и Круг. Они были друзьями, жили в одном доме, учились в одной школе, в одном классе. По всем предметам у них были пятерки, кроме физкультуры. Однажды на этом уроке учитель сказал:

— «Сегодня весь урок будут эстафеты».


В каждой эстафете нужно было преодолевать препятствия, но Точка и Круг, так как оказались в одной команде, проиграли, потому что Точка стояла на месте, а Круг катался вокруг препятствия.

Никитина Саша

«Как появился угол»

Они столкнулись нос к носу и соединились в одну фигуру. Они долго не знали, какая же фигура у них получилась. И однажды, они увидели прямую, у которой не было концов и поэтому она много знала.

И она сказала им: «У вас получился угол». Так появился угол.

Шмыков Александр

«Равнобедренный прямоугольный треугольник»

Жил-был равнобедренный прямоугольный треугольник. Стало ему скучно одному. Пошел он искать себе друга.

Он встретил круг. Не понравился ему круг – слишком круглый. Пошел он дальше. А навстречу ему луч. Не понравился ему луч – слишком узкий. Дальше идет. Увидел точку. А точка слишком маленькая, едва разглядел.

Обрадовались оба треугольника, взялись они острыми углами, как руками, и получился квадрат.

Станко Тимофей

Дело было в городе Математика, на улице рядом с магазином. Встретились Угол с Лучом. Луч говорит: «Надоело мне быть лучом! Никому я не нужен». Угол ему отвечает: «Ты знаешь, я тоже опечален этим. Давай дружить, вместе мы может где-нибудь пригодимся».

Пошли они по дороге и увидели табличку с надписью «Магазин Геометрия». «Идея!» — сказал Угол. «Мы ведь можем быть отличным указателем. Прыгнул Угол с Лучом на табличку и вот что получилось.

Порсов Евгений

Почему именно сказка?

Сказка – уникальное средство для обучения ребенка. Это метафора, поняв которую, малыш сможет применять общее правило в разных ситуациях. Сказка с математическим содержанием – это приключение, героями которого становятся цифры, арифметические знаки, геометрические фигуры или знакомые детям персонажи из народных сказок. Сюжет содержит понятия о времени, количестве, величинах, формах и осложнен математическими проверками и задачами.

Математическая сказка играет важную роль в обучении, например:

  • способствует формированию собственного математического и логического мышления;
  • выполняет познавательную функцию;
  • учит выполнять простейшие арифметические действия;
  • знакомит с цифрами, математическими понятиями, терминами;
  • объясняет взаимосвязь между предметами и явлениями окружающего мира.

Основы науки в сказках объясняются ненавязчиво, легко и доступно для ребенка, поэтому педагоги успешно используют сказки как в подготовке дошкольников, так и в программе по математике для начальной школы.

Ответы@Mail.Ru: как создать математическую сказку для 3 класса

VIT KOT Гуру (2988) 3 года назад

Выпей гр. 200 коньяка!

Комментарий удален

Вовка Мыслитель (7533) 3 года назад

Комментарий удален

Трах тебе дух Гуру (2641) 3 года назад

Жил да был Боря Ельцин, и приснилось ему в пьянном бреду, что он будет Президентом.Сколько бутылок (литров) выпил Боря, что не только стал Президентом, но и посадил на это место Володю?

Комментарий удален

Альбина Панкратова Ученик (140) 1 год назадМатематическая сказка «СКАЗКА ПРО ТО, КАК НА НОЛЬ ДЕЛИЛИ, ДА НЕ ПОДЕЛИЛИ».За морями, за лесами, на зеленом лугу раскинулась волшебная страна Математика. Главным городом этой страны был город Цифрус. В нем жили все математические знаки и цифры. Главным правителем был король Ноль, толстый, круглый, вечно недовольный и ворчливый. На носу у Ноля всегда были очки, потому что для него все цифры были одинаковыми и без очков он путал их между собой.Главными министрами в городе Цифрусе были математические знаки Сложение, Вычитание, Умножение и Деление.Однажды в летний погожий денек заскучал король Ноль на своем троне и приказал своей свите придумать развлечение. Решила свита поразвлекать короля Умножением и Делением. Собрались все цифры, живущие в городе, на площади возле дворца короля и начали делить и умножать друг на друга. Король Ноль и свита наблюдали за происходящим с балкона королевского дворца. И вдруг король Ноль встал с трона и промолвил своей свите:- А почему цифрам так весело? Почему они так легко делятся и умножаются? Я тоже хочу поучаствовать!Поправил король Ноль очки у себя на носу и скатился вниз по ступенькам.Сначала позвал к себе Единицу и начал делить Единицу на ноль. Ничего не получалось. Позвал Двойку. И с двойкой тоже ничего не вышло. Дальше все цифры, какую бы ни звали, не могли поделиться на ноль. Тогда министр Деление предложил королю Нолю издать указ о том, что на ноль делить нельзя. Разозлился король Ноль, затопал своими коротенькими ножками, пригрозил цифрам кулаком и пообещал изгнать их из города Цифруса, а министра Деление посадил в тюрьму. Испугались Цифры, приуныли. Тогда министр Умножение предложил издать королевский указ о том, что если найдется такая цифра, которая объяснит королю, почему на ноль делить нельзя, то все цифры-жители останутся в городе, а министра Деление выпустят из тюрьмы.Самой умной цифрой королевства была Единица. Королевские министры привезли Единицу во дворец и начала Единица свое объяснение:- Глубокоуважаемый король Ноль! Всем известно, что в нашей стране основными министрами являются Сложение и Вычитание. А министры Умножение и Деление получаются благодаря министрам Сложению и Вычитанию. Приведу пример, чтобы Вы поняли. Рассмотрим, например, вычитание. Что значит 10-5? Вы, наверное, ответите на этот вопрос так: надо взять десять предметов, убрать пять из них и осмотреть, сколько останется. Но на самом деле все не так просто! Нет никакого вычитания, есть только сложение. И запись 10-5 означает такое число, которое при сложении с числом 5 дает 10. То есть 10-5 – это просто сокращенная запись уравнения Х+5=10. И, как видите, в этом уравнении нет никакого вычитания, есть только задача – найти подходящее число. Точно также обстоит дело с умножением и делением. Запись 6:3 можно понимать как результат распределения шести одинаковых предметов по трем равным кучкам. Но в действительности – это просто сокращенная форма записи уравнения 3хХ=6-Так почему же на меня делить нельзя делить?! -воскликнул Король Ноль.- Никак не пойму! Объясняй скорее!- А вот мы и подошли к самому главному, — промолвила Единица. — Сейчас вы поймете, почему нельзя (а точнее, совсем невозможно) делить на ноль. Запись 7:0 – это сокращение от 0хХ=7. То есть надо найти такое число, которое при умножении на 0 даст 7!!! Но мы-то с вами давно знаем, что при умножении любого числа на 0 всегда получается 0! Значит, такого числа, которое при умножении на 0 даст какое-то число кроме ноля, просто не существует!!! А это означает, что записи 7:0 не соответствует никакого конкретного числа, она просто ничего не обозначает и потому не имеет смысла! Вы меня поняли, ваше королевское величество?

Король Ноль снял очки, затем снова надел их. Цифры с замиранием сердца в звенящей тишине смотрели на него. Король Ноль подозвал к себ

Богдан Кудрин Ученик (107) 5 месяцев назад

Привет

Герой планеты Фиалка

В результате исследований было обнаружено, что на планете Фиалка живут разумные существа. Было решено отправить туда экспедицию. В состав команды попал двоечник Коля. Так случилось, что до планеты удалось добраться лишь ему одному. Делать нечего, нужно выполнять ответственное задание с Земли.

Как оказалось, все жители планеты жили в круглых домиках, потому что население не умело вычислять площадь прямоугольников. Земляне решили помочь им, и сделать это должен был Коля.

Но мальчик плохо знал геометрию. Учиться он не хотел, домашнее задание всегда списывал. Делать нечего, нужно придумать, как научить жителей Фиалки находить необходимую площадь. С большим трудом Коля вспомнил, что один квадратик со стороной 1 см имеет площадь 1 кв. см, а квадрат со стороной 1 м – 1 кв. м. и так далее. Рассуждая так, Коля нарисовал прямоугольник и разделил его на квадраты по 1 см. В нем поместилось их 12 шт., 4 с одной стороны и три – с другой.

Затем Коля начертил еще один прямоугольник, но уже с 30 квадратиками. Из них 10 размещались вдоль одной стороны, 3 – вдоль другой.

Помогите Коле вычислить площадь прямоугольников. Запишите формулу.

А вы сможете сочинить свои математические сказки или задачи?

Математические сказки 3 «Б» класса.

В учебниках по русскому языку, чтению, окружающему миру детям предлагаются разные задания творческого характера. Одно из таких заданий было в учебнике математики для 3 класса (авторы: М.И.Моро, М.А.Бантова и др.): составить сборник математических сказок с рисунками и дать почитать друзьям или родителям. Каждый из ребят внёс свою лепту в создание брошюры. Некоторые из этих сказок предлагаем вашему вниманию.

Сказка про ноль и единицу.

В царстве «Волшебная Арифметика» жил король, по имени Ноль. У него был большой и круглый живот. Король мечтал о семье и детях, но никак не мог найти себе невесту. Все принцессы смеялись над ним, потому что считали его не красивым и похожим на большой бублик. Из-за этого он часто грустил и уходил гулять в лес.

Однажды, гуляя по лесу, король встретил девушку. Она сидела на полянке и плакала. Король спросил её о причине слёз. Девушка рассказала королю о том, что все над ней смеются из-за её длинного носа. Король посмотрел на девушку и сказал, что она похожа на стройную и красивую цифру – единицу. Что она одна такая неповторимая на всём белом свете. А девушка улыбнулась и ответила, что он напоминает ей круглое тёплое солнышко. И они оба рассмеялись.

Король Ноль и девушка Единица полюбили друг друга и сыграли пышную свадьбу. У них родились … Как вы думаете, сколько детей? Верно, десять детей. И они стали самой счастливой парой в царстве «Волшебная Арифметика»!

Математическая сказка.

В тридевятом царстве, которое называлось «Арифметика», жили по соседству арифметические действия: Сложение, Вычитание, Деление и Умножение. Жили они дружно. Никогда не ссорились.

Однажды они пошли в лес на прогулку. Дорога была длинная и они очень устали. Решили действия отдохнуть, разлеглись все на зелёной травке. А в траве краснела земляничка. Но ягодок было мало, всего четыре. Деление схватило ягодки, а Сложение и Вычитание с визгом на него набросились. Образовалась драка. Умножение стало растаскивать друзей, приговаривая: «Не надо ссориться, мы всё умножим!» Сложение кричало: «Нет, всё себе сложу!» Вычитание визжало: «Всё отниму!» И вдруг Деление прокричало: «Всё! Хватит ссориться! Давайте жить дружно. Мы все ягодки поделим!» А делилось-то всё хорошо. Земляничка была сладкая и душистая. Всем действиям досталось по ягодке. Все остались довольны и решили больше никогда не ссориться. И счастливые Деление, Сложение, Вычитание и Сложение дружно отправились в обратный путь.

Сказка про ноль.

Мальчик Вася учился в третьем классе. Больше всего он любил математику. Однажды ночью ему приснился удивительный сон – Вася попал в страну чисел.

Цифры в этой стране играли, веселились как обыкновенные дети. Мальчик стал с ними играть. Васе было очень весело, но тут он заметил, что цифра ноль сидит в сторонке и скучает. Мальчик подошёл к нулю и спросил, почему тот не играет с другими цифрами. И ноль рассказал, что ни одна цифра не хочет с ним дружить, и говорят, что он ничего не значит.

Васе стало жаль его. У мальчика в школе были одни пятёрки, и он-то знал, что ноль в математике очень важен. Вася решил подружить всех с цифрой ноль. Он подошёл к девятке и попросил взять ноль в игру, но она только посмеялась в ответ. И так со всеми цифрами. Все отказывались дружить с нулём и считали просьбу Васи странной. Когда мальчик совсем уже отчаялся, то подумал о единице. Она ведь тоже очень маленькое число, а одна тоже почти ничего не стоит. Единица подумала и согласилась.

Когда все остальные цифры увидели единицу и ноль вместе, они удивились, что такие маленькие цифры вместе составили число десять, которое больше каждой из цифр, взятых в отдельности. И теперь все захотели дружить с нулём.

Цифры пообещали Васе, что никогда больше не обидят ноль.

Благодарим за предоставленные работы Максимову Валентину Евгеньевну.

Ссора лучших подружек

Две десятичные дроби: Шесть Сотых и Шесть Тысячных вместе гуляли, играли, но однажды девочки поссорились из-за пустяка.

Шесть Сотых говорит:

– Я намного больше!

Шесть Тысячных ей отвечает:

– Я занимаю больше места на листе.

– Но я больше тебя, – парирует Шесть Сотых.

Не смогли подружки договориться, пошли спрашивать у других цифр. Ноль воскликнул:

– Все хороши! Ты, Шесть Сотых, больше своей подружки. А ты, Шесть Тысячных, занимаешь в школьной тетрадке больше места. И каждая из вас по-своему права.

Девочки внимательно выслушали мудрого Ноля, и решив, что у них нет больше повода для вражды, они помирились.

Забавные математические числа. Сказка про Три и Два

В одном школьном государстве, где все детки любили учиться, жила-была Цифра Пять. И все остальные ей завидовали, особенно Три и Два. И однажды решили две подруги изгнать Пятерку из государства, чтобы ученики полюбили их, а не заветную оценку. Думали-думали, как это сделать, но по законам школьного государства прогнать цифру никто не имеет права, она может уйти только по собственному желанию.

Решили Три и Два сделать хитрый ход. Они поспорили с Цифрой Пять. Если она не выиграет, она должна уйти. Предметом спора выступал ответ мальчика-двоечника на уроке математики. Если он получит отменку «пять», то отважная цифра выиграет, а если нет, то победителями будут считаться Три и Два.

Цифра Пять честно готовилась к уроку. Она весь вечер занималась с мальчиком, учила цифры и составляла равенства. На следующий день ученик получил в школе «пять», наша героиня выиграла, а Тройке и Двойке пришлось сбежать с позором.

В заключение

Для того, чтобы стимулировать самостоятельную деятельность по математике младших школьников, оптимальным вариантом будет вовлечение подрастающего поколения в исследовательскую и проектную деятельность. Ребята, изучая разнообразные математические действия, для каждого придумывают сказочные истории, в которых с цифрами происходят самые невероятные приключения.

Например, после изучения определенной темы, младшие школьники могут представить свои творческие работы другим ребятам.

Самые яркие проекты, касающиеся математических вычислений, вполне могут стать базой для организации интересного внеурочного мероприятия.


С этим читают