Как оформить портфолио для начальных классов

Портфолио – продукт творческий

Решив приступить к оформлению портфолио школьника 1 класса, необходимо для начала продумать его составные части, решить, какие разделы или главы в него войдут, как они будут называться. Очень часто учителя начальных классов предпочитают однородную структуру для всех учеников, а потому, сообщая вам о том, что нужно оформить портфолио, заодно предложат и его примерный план. В этом случае родителям не придётся ломать голову над составляющими самостоятельно. По большому счёту, портфолио школьника – творческий документ, и ни в одном нормативном акте нет чётких, прописанных государством требований к нему.


Каждый родитель понимает, что первый класс – это важный период в жизни ребенка: знакомство с учителями и одноклассниками, постепенное взросление и повышение самостоятельности. Переходя из условий детского сада в школу, где всё ново и непривычно, ребёнок испытывает небольшой стресс, быстрее освоиться на новом месте помогает портфолио школьника. Образец его составления может варьироваться в зависимости от класса и школы, но в нём обязательно должна находиться информация о ребенке и его родителях (законных представителях), о его увлечениях и хобби. Все эти данные помогут детям быстро найти себе новых друзей и общие интересы с одноклассниками, а учителю — легче организовать учебный процесс и беседы с детьми.

Как оформить портфолио первоклассника

Заполнение портфолио ученика 1 класса – кропотливая работа, но ее можно превратить в увлекательный процесс совместной деятельности родителей и ребенка.

Первое, что вы должны сделать – это посетить вместе с ребенком магазин канцелярских товаров. Пусть малыш поможет вам выбрать самую красивую папку с файлами. Учитывайте, что эта папка будет служить вам долгие годы, поэтому она должна быть прочной и содержать большое количество пустых файлов (не меньше 90).

Портфолио для 1 класса должно быть ярким и красочным, чтобы привлекать внимание ребенка, поэтому для его оформления вам также понадобятся цветные карандаши и ручки, фломастеры, линейка, трафареты, детские наклейки с различными изображениями

Учебные достижения обучающихся

Учебных достижений обучающихся за 5 лет

Для анализа мною взяты результаты за 2008-2009, 2009-2010, 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013 учебные годы.

Несмотря на то, что в течение пяти лет менялся состав классов, появлялись новые классы, результаты мониторинга позволяют говорить о правильности выбора методов работы.

Учебный год

Количество учащихся

Успеваемость

Качество знаний

Средний балл

Степень обученности

Кол-во

%

Кол-во

%

2008-2009

249

249

100

212

85

4,4

7,4

2009-2010

228

228

100

194

85

4,5

7,6

2010-2011

262

262

100

228

87

4,6

7,7

2011-2012

270

270

100

243

90

4,6

7,9

2012-2013

270

270

100

248

92

4,7

8,1

Успеваемость обучающихся составляет 100%, качество обученности (средний показатель)  составляет от 85 % до 92%.

   Средний балл эти три года был от 4,4 до 4,7.

Результаты итоговой аттестации обучающихся

Обучающиеся 11 классов в качестве экзамена по выбору выбирают информатику в форме ЕГЭ. Диагностика успеваемости и качества знаний учащихся МБОУ «ТСОШ №3» по информатике показывает стабильный результат, что подтверждается результатами ГИА и ЕГЭ за курс основной и средней школы.

Результаты ЕГЭ подтверждают, что выпускники основную общеобразовательную программу по информатике освоили.

Учебные годы

количество

сдававших

ЕГЭ по информатике

средний балл

Средний балл

ЕГЭ 2010-2011

3

56

4,3

ЕГЭ 2011-2012

3

46

4,4

ЕГЭ 2012-2013

4

64

4,4

Выпускники

5 выпускников 2011/2012 и 2012/2013 учебных годов успешно обучаются в высших учебных заведениях, на факультетах, профилирующим предметом которых является информатика.

Результаты государственной (итоговой) аттестации

выпускников 9-х классов в новой форме

Учебные годы

Кол-во учащихся

Успеваемость (%)

Качество знаний (%)

Средний балл

2010 -2011

5

100

73,4 %

4,3

2011-2012

3

100

75 %

4,4

2012-2013

4

100

75,5

4,5

Диагностка результатов итоговой аттестации за курс основной школы в формате ГИА за последние три года показывает высокий уровень успеваемости (100%), средний балл 4,4.

Работа с учащимися осуществлялась с использованием современных интернет – технологий, учитывая возрастные особенности. Результативность работы — участие в проведении школьных, районных, всероссийских олимпиад, конкурсов и научно – практических конференций.

Результаты независимых обследований учащихся

Учебные годы

Класс

Количество

%успеваемо

%качества

Уровень

сти

знаний

2012/2013 (5.02.2013)

9-А

15

95

56,5

муниципальный

2012/2013 (5.02.2013)

9-Б

20

93

52

муниципальный

педагогического опыта

  Выступления, проведение мастер-классов и открытых уроков 

Форма

представления опыта

 Тема

Уровень 

 Сроки


Пресс-конференция

«Сохранение и укрепление здоровья учащихся» 10-11 классы

школьный

16.02.2010

Районный семинар

«Проведение ЕГЭ по информатики в электронной форме»

районный

20.11.2012

Методдень Открытый урок

«Зоздание визиток» 10 класс

 школьный

 2012г.

Пед.совет

Элективный курс – элемент учебного плана, направленный на профилизацию учащихся старших классов (из опыта работы).

 школьный

2012

Метод.день. Открытый урок

«Создание движущихся изображений в программе Power Point и Paint» 8 класс

 школьный

2012

Пед.совет

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива

 школьный

2013

Пед.совет

ЕГЭ –одна из составляющих модернизации образования

 школьный

2013

Пед.совет

Нестандартные формы работы с учащимися

 школьный

2013

Метод.день. Открытый урок

«Устройство компьютера» 5 класс

школьный

2013

Описать свой мир непросто

Первая часть может иметь свои подразделы. Возможно, они войдут в готовое портфолио школьника, которое вы создадите самостоятельно, учитывая индивидуальность ребёнка. Если ребёнок увлечён чтением, создайте раздел «Мои любимые книги». Увлечение природой можно отразить в части «Мои домашние животные».

Портфолио заполняется не навсегда, оно будет с течением времени пополняться, меняться. Если ребёнок напишет ответы на вопрос «Что я умею и люблю делать», то к четвёртому классу информация, занесённая первоклассником, точно потеряет свою актуальность. Поэтому больше пользы принесёт регулярная работа по заполнению хотя бы несколько раз в год.

Что входит в портфолио ученика начальных классов?

Обязательным является титульный лист, на который приклеивается фотография ребенка. Пусть малыш сам выберет свою любимую фотографию, ведь это, по сути, его первый школьный документ. Здесь же интересно будет увидеть историю происхождения его имени и фамилии, знак зодиака. Также в личные данные можно написать и поместить рассказ о своей семье. Можно дополнить раздел небольшой информацией о школе

Важно, чтобы сами дети проявляли инициативу и желание, это поспособствует формированию их активной жизненной позиции. В разделе достижений следует поместить копии грамот, дипломов, сертификатов за участие и победы в учебных, спортивных, творческих конкурсах. Обязательно нужно приложить фотографии лучших работ, например, поделок, участия в соревнованиях и т.д

Сюда же нужно поместить, выбранные вместе с учителем исследовательские проекты, сочинения, тестирования, признанные наиболее результативными. Наградной материал лучше располагать в соответствии с хронологией, так как для учеников начальных классов все успехи важны. Отдельный раздел портфолио ученика начальной школы составляют материалы по дополнительному образованию (посещение клубов, кружков, секций по интересам). Также результаты диктантов, проверочных и контрольных работ, экзаменов, индивидуальные занятия, рисунки; общественно-полезная деятельность (участие в благотворительных концертах, акциях, субботниках, трудовых десантах и т.д.). К портфолио прикладывается список прочтенной литературы, расписание уроков на каждый год, диски с видеозаписями, демонстрирующие перспективу развития ребенка в определенной сфере. Разрешается дополнять накопительную папку стихами, сказками, сочиненными учеником, чтобы стимулировать его творческое развитие. В последнем разделе отзывов и пожеланий ежегодно учитель составляет на ребенка характеристику, которая потом сюда прилагается. Со стороны ребенка также пишутся отзывы и пожелания о педагогах, школе, своем классе, представления о том, каким видит он себя в будущем, что хотел бы изменить в окружающем его мире. Данный раздел рассчитан на повышение самооценки у ученика, так как дети, которых хвалят за что-то определенное, чаще достигают успехов в школьной жизни. Для родителей педагоги пишут свои рекомендации по обучению и воспитанию ребенка. Сюда же помещаются в письменном виде цели и задачи на новый учебный год.

Примеры портфолио для школьника начальных классов без труда можно найти на многих сайтах в сети интернет, в том числе и на нашем. Но лучше, конечно, создать свой собственный уникальный экземпляр. Неповторимость портфолио придадут красиво оформленные листы. Вариантов множество: украшение наклейками, красочными рисунками, обязательно сделайте рамки для портфолио школьника начальных классов для каждого листа, что придаст более строгий и упорядоченный вид тексту.

Накопительная папка или комплект собранных документов ученика начальных классов может пополняться и другими разделами – все зависит от учителя.

  • «Класс, в котором я учусь»,
  • «Мой режим дня»,
  • «Мои лучшие друзья»,
  • «Мой город».

В этих разделах ребенок не только опишет свой класс, расскажет об одноклассниках, своих отношениях с ними, но и с удовольствием напишет о достопримечательностях города, любимых его местах. Кроме того, полезным будет нарисовать вместе с родителями безопасный маршрут следования от дома до школы.

Педагогу при проверке портфолио для начальной школы важно помнить следующие правила:

  • во-первых, не сравнивать учеников, опираясь на портфолио,
  • во-вторых, показывать портфолио можно только с разрешения ребенка.

Таким образом, всестороннее развитие учеников – один из важнейших приоритетов современной школы, а портфолио для начальных классов способствует зачатию данного направления, помогая раскрыть таланты детей.

Кто ведёт портфолио?

Ученикам младших классов при оформлении портфолио не обойтись без помощи взрослых

Важно помочь детям, а не сделать всё за них. Это можно осуществить, если поощрять проявление инициативы ребёнка в самостоятельном заполнении данных

Ведь только так школьник сможет оценивать свои возможности и успехи и, кроме того, выражать своё личное отношение к достигнутым результатам. Самостоятельно работая с папкой достижений, ребенок приучается к ответственности. При обращении за помощью к родителям или учителю ребёнок совершенствует свои коммуникативные навыки. Таким образом, решается ещё одна задача — создание условий для тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком.

Учителю также немало приходится работать с портфолио. Нужно объяснять детям и родителям, как заполнять, проводить проверку пополнения разделов, изучать информацию, использовать её в деятельности. Например, на объявленный в школе творческий конкурс послать тех ребят, которые смогут проявить себя.

Ещё один важный момент состоит в том, что портфолио основано не на соревновательности между детьми, а на раскрытии каждого как личности. Все успехи, результаты и достижения приводятся в сравнение не у разных учеников, а у одного и того же школьника в разные периоды развития. Чем раньше с помощью портфолио разглядеть в ребёнке зачатки таланта, не раскрытого ранее, тем успешнее можно способствовать развитию личности.

Предварительный просмотр:

Вторая часть

 РАЗДЕЛ 1. «Мои достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности»

Показатель

Индикатор

Балл

Итоговые отметки  по предметам базисного плана

Средний балл отметок на период оценивания (за   учебный год); или по четвертям с  выведением среднего балла для участия в конкурсе «Ученик года»), умноженный на 10

Контрольные, диагностические, мониторинговые работы

Средний балл итоговых отметок за контрольные, диагностические, мониторинговые работы, умноженный на 10

                         Участие (При наличии документа об участии)

                                 уровень

Предметные олимпиады,    научно-практические конференции, исследовательские проекты, интеллектуально-познавательные конкурсы,   проектная деятельность

школа

район

область

всеросс

международ

Сетификаты участника «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Через тернии к звездам» и подобные

6 баллов

РАЗДЕЛ 2.  «Мои достижения в  общественной, творческой и спортивной деятельности»

Показатель

Индикатор

Балл

Общественная деятельность:


Сведения об участии в самоуправлении класса

Уровень активности и качество выполнения поручений

Высокая активность учащегося  с учетом  качества  выполнения поручений

(согласно отзыву педагога)

Средняя активность  с учетом  качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога)

Низкая активность  с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога)

Уровень активности участия

Высокий

Средний,

низкий

Сведения об участии  в  делах класса и школы(конкурсы, КТД, акции, праздники, социальные акции и т.д.)

10б

 6б

Показатель

Индикатор

Балл

                         Участие (При наличии документа об участии)

                                 уровень

Творческие и спортивные конкурсы, мероприятия, творческие проекты, интернет-проекты

школа

район

область

всеросс

международ

РАЗДЕЛ 3 «Мои грамоты»

Индикатор

Показатели, уровни

Уровень/место

всероссийский

областной

районный

школьный

Олимпиады

Победитель

25

20

15

10

призер

20

15

10

5

Другие направления (творческое, интеллектуальное, спортивное и т.д.), в том числе НПК, Этические чтения

1 место

10

9

8

7

2 место

9

8

7

6

3 место

8

7

6

5

Интернет – проект (личное участие или в составе команды)

1 место

10

9

8

7

2 место

9

8

7

6


3 место        

8

7

6

5

Сетификаты участника «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Человек и природа» и подобные

1 место в школе +5 баллов

2 место в школе+4 балла

3 место в школе+3 балла

Похвальный лист и похвальная грамота

Похвальный лист

 По окончании года

15

Похвальная грамота по окончании года

10

Грамоты, благодарственные письма за особые заслуги, успехи

Грамота или благодарственное письмо  по окончании  года

( активное участие в жизни класса )

10

Грамота или благодарственное письмо  по итогам года

( активное участие в жизни  школы )

15

Благодарственное письмо администрации ОУ за особые успехи в какой-либо деятельности

10

Благодарственное письмо администрации УО, администрации ММР за особые успехи в какой-либо деятельност

15

РАЗДЕЛ  4. «Творческая мастерская»

Показатели

Индикаторы

Разнообразие представленных работ, отражающих различные направления деятельности учащегося (оценивается в целом)

Уровень мастерства, качества выполненных работ (Оценивается в целом)

Представленные работы (или фото c изображением работ)

0-10б

5-10б

Фото, отражающие участие ребенка в различных видах спортивной, творческой, социальной деятельности)

0-6

Раздел 5. Отзывы о моей учебной  и внеурочной деятельности.

Показатели

Индикаторы

 Высокий уровень оценки

Хороший уровень оценки

Средний уровень оценки

Низкий уровень оценки

Отзывы о деятельности ребенка по разным направлениям

8

6

4

2

Рецензии на работы учащихся

5

4

3

2

Вырезки  из СМИ о деятельности учащегося мили его творчестве

5

4

РАЗДЕЛ 6.  «Мир моих увлечений

Показатель

Индикатор

Показатель

Индикатор

Занятость учащегося в свободное время, увлечения, хобби, интересы), которые  направлены на формирование позитивных личностных качеств

Наличие увлечений, их роль в формировании позитивных личностных качеств

Занятость в системе дополнительного образования

Наличие занятости в системе дополнительного образования, результативность (согласно отзывам педагогов дополнительного образования и /или наличие подтверждающих документов)

0-6б

0-10б

Комплекс отличника возвращается?

Российским школьникам грозит возвращение «комплекса отличника» — когда возникает иллюзия, что если годами делать все уроки, всех слушаться, выполнять всё правильно и побеждать во всяких олимпиадах и конкурсах, то это гарантирует стабильное, успешное и безопасное будущее… А всё из-за вполне правильного решения больше не обесценивать многолетний опыт каждого ученика и уважать его заслуги. Есть риск, что ребята начнут выслуживаться, перестанут быть честными с собой: ведь надо же показать портфолио и поступить в вуз!

Существует еще одна проблема. Порой настоящее богатство личности зреет в человеке постепенно, исподволь, он только в зрелом возрасте по-настоящему понимает себя, желает самопрезентации и учится ей. Введение системы портфолио заставит таких людей формировать свой общественный образ задолго до того, как у них сформируется внутреннее представление о себе как о взрослых. Конечно, и маленький ребенок может зарекомендовать себя как настоящего человека. Надежного, верного друга, с развитой эмпатией, ответственного, самостоятельного, по сути — вполне взрослого. Но у слишком многих людей весьма долгая дорога к этому ощущению, и школу они оканчивают раньше.

Школьнику, над которым висит необходимость заботиться о портфолио, будет труднее принимать себя, как есть. Зато станет легко изводить себя ежедневным вопросом: «Чего ты достиг сегодня?»

С учителями сегодня происходят похожие вещи. Согласно условиям новой реформы оплаты труда, им оставят небольшой гарантированный оклад, а остальное они смогут заработать, если будут учить свои классы на хорошие и отличные оценки, активно заниматься внешкольной деятельностью и т. д. Всё бы хорошо, но эта вторая часть зарплаты называется… мотивационной частью. Да, реальных результатов работы ожидать действительно стоит. Но внутренне учет заслуг мотивировать попросту не способен! Оценка извне может вызывать максимум чувство благодарности. А может его и не вызывать.

И поэтому стоит помнить, что профессионалы-то делают свои портфолио в первую очередь для себя! А заказчики уже смотрят — и решают, нужно им такое или нет. Ведь иногда и выпускник школы действительно тепло вспоминает какую-то свою победу — и понимает, что неплохо бы показать свидетельство об этом приемной комиссии… Но если там вам говорят: «И что это вы нам тут показываете? Мы это не принимаем», — то становится печально, что с тобой не хотят разделить твою радость.

Так что пусть портфолио будет.

Механизм

Каким будет механизм, призванный собирать «разрозненные» школьные достижения в цельный учебный портрет выпускника? Можно сколько угодно критиковать ЕГЭ, но его баллы, по крайней мере, достаточно удобно воспринимать однозначно. А школьные и внешкольные достижения бывают такими многообразными и пестрыми, что не сразу и поймешь, как их складывать друг с другом и оценивать все вместе.

Пока об учете на порядок менее формальных, чем ЕГЭ, состязаний (вроде полунаучных чтений и прочих конкурсов) в публикациях на эту тему не говорится вовсе

Приправы к результату ЕГЭ добавляются весьма осторожно: ожидаемое «блюдо» нельзя пересолить!

Ректор МГУ В.Садовничий, ректор ВШЭ Я.Кузьминов и министр А.Фурсенко предлагают здесь разные варианты

Можно давать, к примеру, 10 дополнительных баллов ЕГЭ за победу на олимпиадах в течение 10 лет; или, напротив, обращать внимание не на победы, а на участие в олимпиадах; или учитывать среднюю оценку по одному профильному предмету в седьмом классе, а то и по нескольким профильным предметам за последние пять лет учебы; или документированно не забывать о том, как ученик окончил 9 класс

Каждый из этих подходов имеет свои плюсы и минусы. Чем интереснее чиновникам ваши ранние школьные заслуги, тем сильнее обесцениваются результаты, достигнутые теми ребятами, кто определился с направлением ближе к окончанию школы и за короткий срок сумел углубиться в премудрости новых для себя профильных дисциплин. Чем больше обращать внимания, скажем, на 9 класс, тем вероятнее ожидать наплевательского отношения к учебе в восьмом классе. А чем сложнее сама система подсчетов, тем меньше вероятности, что к февралю она будет готова.

И всё же почему оно до сих пор есть не у каждого школьника?

Судите сами: Единый государственный экзамен, по умолчанию представляющий собой более четкую и ясную систему, был придуман как средство против учебной нечестности. Однако это не спасало процедуру от ее несоблюдения — взять хотя бы предварительное выкладывание вариантов в Интернет или летний скандал с «абитуриентами-призраками». Если сосредоточиться именно на недостатках выпускного контроля, то введение портфолио попросту спровоцировало бы еще больший всплеск нарушений.

К тому же неизвестно, уживутся ли вместе призванные уравновесить друг друга портфолио и ЕГЭ — или они поведут себя как два разных антивируса на одном компьютере? Впрочем, в новостях введение портфолио рассматривается в рамках реформы ЕГЭ как ее новое направление. А если кто-то выступает против портфолио, это не значит автоматически, что он за ЕГЭ, равно как и наоборот.


С этим читают