История полхов-майданской росписи. технология создания и виды изображений. фото изделий

Полхов-майданская матрешка

Особое место среди поделок занимает традиционный русский сувенир, в оформлении которого также сложились определенные традиции. Полхов-майданская народная кукла во многом не похожа на всем привычную матрешку из других областей России. Вместо сарафана на ней овальный передник, украшенный зеленой веткой с крупными яркими цветами. На голове не платок, завязанный под подбородком, а скорее, оригинальная, мягко спадающая на плечи накидка, из-под которой обычно выбиваются завитые кудри. Это характерная деталь убора местных женщин. Помимо особенностей в раскраске, такие матрешки имеют по сравнению с другими более вытянутую форму. Они больше напоминают веселых русских девушек.


Объединение «Полх-Майданская роспись»

В 1972 году в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создаётся производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приёмов декорировки изделий. С начала 1980-х годов начинает широко применяться цветочная роспись по обожжённому паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

История возникновения ремесла

Еще с конца XVIII-го или с середины XIX века (эти данные разнятся) в небольшом селе Полховский Майдан, расположенном на берегу речушки в Нижегородской области, зародилось удивительное искусство вытачивания посуды и фигурок из мягкой древесины липы и осины (благо, их много росло в окрестных местах). Они продавались на ярмарках и служили дополнительным средством дохода для крестьян. Намного позже, в 20-е годы XX века, кто-то решил украсить поделки: сначала выжженным рисунком, затем яркой росписью. В долгие зимние вечера вся семья собиралась вместе и коротала время за изготовлением уникальных предметов: мужчины обрабатывали дерево, а женщины и детишки «оживляли» появившиеся игрушки с помощью красок. На посуде же под кистью каждого умельца расцветали пышные букеты цветов.

Объединение «Полх-Майданская роспись»

В 1972 году в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создаётся производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приёмов декорировки изделий. С начала 1980 гг. начинает широко применяться цветочная роспись по обожжённому паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

Особенности росписи матрешки

Татьяна Семенова, Сергей и Наталья Квач – этим людям мы обязаны той широкой информацией, которая хранит историю полхово-майданской росписи. Этнографы изучали путь народного искусства. Они установили, что в 20-х годах прошлого столетия матрешка, приобретенная на ярмарке в Сергиевом Посаде, попала в Мериново. Это нижегородское село. А мериновская продукция была очень известной, и уже она попадала на ярмарки, где бывали и полхово-майдановские мастера.

И вот строгать и красить матрешек начали мериновцы, потом подхватили традицию мастера Семенова, и дошла она, наконец, до Полховского Майдана. И, безусловно, местные творцы решили отличиться. Работали правила торговли уже тогда: продукцию нужно было сделать заметной, отличающейся от конкурентов, как следствие, более покупаемой.

Догм и правил местные мастера не устанавливали. Полховский Майдан роспись придумал интуитивно, ориентируясь на желание сделать красиво и чуть иначе, чем у других. Революционным моментом можно считать выжигательный аппарат, узнав о существовании которого, мастера решили сделать контур рисунка. А вскоре этот контур они начали заполнять краской – такая техника прижилась.

Потом художники решили, что выжигать – дело хлопотное, и обводка стала выполняться пером и черной тушью. И такой способ стал традиционным. Сегодня отдельные художники и вовсе используют специальный маркер. Развитие промысла стало возможным и благодаря появлению анилиновых красителей. Эти химические краски отличала особая яркость. Так, яркая картинка с тонкой черной обводкой и стала визитной карточкой росписи Полховского Майдана.

Классическое изображение полховской матрешки

Описание матрешки:

  • стройная, вытянутая по форме;
  • плоская голова с резким расширением шеи при переходе в тулово;
  • яркие цветы на сарафане;
  • на макушке крупный цвет с тремя лепестками;
  • большие темные глаза, длинные ресницы, пробор на бок.

Такая матрешка быстро полюбилась покупателям.

Мотивы и орнаменты

Основные мотивы росписи – птицы, животные, цветы (мак, роза, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись тоже встречается, в основном мастера изображают сельский пейзаж: река, домики, мельница на берегу и церквушка. И обязательно венчает и умиротворяет этот пейзаж красная заря.

Узнают полхово-майдановскую роспись по красным цветкам, крупным, ярким, еще не распустившимся. Это не единственный сюжет, но он в большей степени ассоциируется с промыслом.

Полхов Майдан – роспись и ее уникальные черты:

  • в выборе цветов доминирует следующее сочетание – желтый плюс темно-синий, зеленый и холодный красный;
  • самый распространенный цветок росписи – роза, она предстает на изделиях в разных вариациях;
  • приоритетный фон для орнамента – желтый, рисунок имеет черный, четко очерченный контур.

Узнаваемая продукция полхово-майданского творчества – игрушки-тарарушки: матрешки, свистульки в виде пташек, лошадки, грибы-копилки, коробочки-яблочки и балалайки. «Взрослый» ассортимент представляет традиционная русская посуда – чаши, солонки, сахарницы. Занимаются местные мастера и расписными пасхальными яйцами. Таким образом, полховские узоры активно появляются в быту и украшают его.

Объединение «Полх-Майданская роспись»

В 1972 году в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создаётся производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приёмов декорировки изделий. С начала 1980 гг. начинает широко применяться цветочная роспись по обожжённому паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕСОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ПОЛХОВСКО-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ»По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС5210003254

О компании: ООО «ПОЛХОВСКО-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ» ИНН 5210003254, ОГРН 1025202199846 зарегистрировано 24.10.2002 в регионе Нижегородская Область по адресу: 607340, Нижегородская обл, рабочий поселок Вознесенское, район Вознесенский, улица Восточная, 4 -, -. Статус: Ликвидировано. Размер Уставного Капитала 100 000,00 руб.

Руководителем организации является: Генеральный Директор — Шеваренков Анатолий Иванович, ИНН . У организации 4 Учредителя. Основным направлением деятельности является «информация отсутствует».

Статус: ? Ликвидировано

Дата регистрации: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 24.10.2002

Дата ликвидации: 16.08.2017

ОГРН  ?   1025202199846    присвоен: 24.10.2002
ИНН  ?   5210003254
КПП  ?   521001001

Юридический адрес: ? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 607340, Нижегородская обл, рабочий поселок Вознесенское, район Вознесенский, улица Восточная, 4 -, — получен 03.03.2016 зарегистрировано по данному адресу: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС Руководитель Юридического Лица ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС Генеральный ДиректорПо данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Шеваренков Анатолий Иванович

ИНН ?

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

действует с По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 18.03.2005

Учредители ? () Уставный капитал: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 100 000,00 руб.

Хохлова Лидия Юрьевна По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 70 000,00руб., 24.10.2002 , ИНН

Майоров Александр Михайлович По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 10 000,00руб., 24.10.2002 , ИНН

Шеваренков Анатолий Иванович По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 10 000,00руб., 24.10.2002 , ИНН

Михайлин Олег Вячеславович По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 10 000,00руб., 24.10.2002 , ИНН

Единый Реестр Проверок (Ген. Прокуратуры РФ) ?

Реестр недобросовестных поставщиков: ? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

не числится.

Налоговый орган ? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы № 3 По Нижегородской Области Дата постановки на учет: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 29.10.2002

Регистрация во внебюджетных фондах

Фонд Рег. номер Дата регистрации
ПФР  ?   062010003266 По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 26.09.2003
ФСС  ?   523300016652211 По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 06.12.2002

Уплаченные страховые взносы за 2018 год (По данным ФНС):

— на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации: 0,00 руб. ↓ -0 млн. (0,00 руб. за 2017 г.)

Финансовая отчетность ООО «ПОЛХОВСКО-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ» ?

Основные показатели отчетности за 2019 год (по данным ФНС):Уплаченные налоги за 2018 г.:По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС — налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 0,00 руб.По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС — задолженность и перерасчеты по отмененным налогам и сборам и иным обязательным платежам (кроме есн, страх. взносов): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 0,00 руб.По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС — налог на добавленную стоимость: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 0,00 руб.По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС — неналоговые доходы, администрируемые налоговыми органами: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 0,00 руб.

В качестве Поставщика:

,

на сумму

В качестве Заказчика:

,

на сумму

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Судебные дела ООО «ПОЛХОВСКО-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ» ?

найдено по ИНН: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

найдено по наименованию (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Исполнительные производства ООО «ПОЛХОВСКО-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ» ?

найдено по наименованию и адресу (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Лента изменений ООО «ПОЛХОВСКО-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ» ?

Не является участником проекта ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС ?

Технология росписи

На раскраску матрешки мастерицы тратят больше времени, нежели мужчины, заготавливающие «белье». Мастерица выбирает заготовку, на которую будут наноситься краски.

Роспись матрешки поэтапно:

  1. Если заготовка не отшлифована и не зачищена, сначала нужно выполнить эти процедуры.
  2. Далее заготовку следует покрыть слоем крахмалистого клея, ведь он, как известно, отлично удерживает гуашь.
  3. Затем мастерица наносит на матрешку контуры будущего рисунка. Как правило, первым расписывают личико игрушки. Над ним работают долго, ведь туловище расписывается быстро, как по накатанной.
  4. Фон головы и туловища отличается, но вместе цвета должны гармонировать.
  5. На переднике мастерица обычно выделяет крупные ягоды или цветы.
  6. На платке куколки появляются горошины или завитушки, а на макушке – цветок.
  7. Традиционная матрешка имела темные завитки кудрявых волос, сейчас такой элемент считается необязательным.
  8. После того, как в цвете матрешка выполнена, ее ожидает этап лакировки.

В полхов-майданской росписи матрешка привычный, но не единственный популярный сувенир. Доски, шкатулки и игрушки-тарарушки по-прежнему пользуются спросом. У тех художников, династий, которые занимаются промыслом, поэтапный план росписи изделий может немного отличаться от фабричного.

Полхов-майданская роспись, элементы которой навеяны другими русскими промыслами, не так известна, как, например, гжель и хохлома. Но любители народного творчества, этнографы любят ее не меньше. А потому промысел все еще живет, и из-под кисти мастеров 21 века выходят яркие, красочные, волшебного настроения деревянные изделия. Они украсят ваш интерьер, сделают его уютнее и прибавят ему аутентики.

Удачи в творчестве!

История появления и развитие полхово-майданской росписи

Село Полховский Майдан находится на Нижегородчине. В лесной, удаленной от железнодорожного сообщения местности в середине 19 местное население стало производить токарную некрашеную деревянную посуду. Интересное наблюдение сделали эксперты: ремесла, по их мнению, активно развиваются близ монастырей. А Полховский Майдан находится недалеко от знаменитого Дивеева монастыря.

Надо сказать, что раньше монастыри не были центрами сугубо духовной жизни. Крепостные сбегали от хозяев, оседали у монастырей и получали там заказы на деревянную посуду. Можно сказать, они и работу себе находили (монастырь выступал заказчиком), и защиту в лице настоятелей.

Но история возникновения именно полхово-майданской росписи по-настоящему начинается лишь в 20 столетии. В 20-е годы промысел поджидал кризис. Власть перешла к Советам, мастеров-токарей отправляли на работу в колхозы, давали огромные участки под огороды, устраивали настоящие кордоны и, что еще хуже, не принимали их ремесленную продукцию на реализацию.

В это время образуются основные приемы росписи. Получается, что развитию полховской росписи поспособствовал кризис. В 60-е годы прошлого века артель стала Полхов-Майданской фабрикой игрушек. Еще через десятилетие в райцентре Вознесенское появляется производственно-художественное объединение «Полхов-Майданская роспись».

Сегодня промысел живет, в основном, за счет семейной организации производственного процесса. Мужчины изготавливают токарное «белье», а женщины расписывают заготовки. И такие работы могут быть более востребованы, так как однообразие и шаблонность творчеству мастеров-кустарей присуща гораздо меньше, нежели фабричной продукции.

Из данного видео-ролика вы узнаете, чем живет Полховский Майдан сегодня.

Объединение «Полх-Майданская роспись»

В 1972 году в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создаётся производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приёмов декорировки изделий. С начала 1980 гг. начинает широко применяться цветочная роспись по обожжённому паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

Создание поделок

Процесс изготовления сувениров включает в себя несколько этапов. Выточенные из дерева фигурки хорошо шлифуют. Затем поверхность 2-3 раза пропитывают раствором картофельного крахмала – это своего рода грунтовка. Обработанную заготовку хорошо просушивают, после чего начинают готовить к росписи.

Сначала тушью наносят контур желаемого рисунка. Разные размеры пера (используют 11-13 номера) позволяют сделать линии различной ширины. Следующий этап – художественная роспись по дереву красками, чаще анилиновыми. При их подборе предпочтение отдается насыщенным красным, зеленым, синим, желтым оттенкам. Причем при нанесении одного тона краски поверх уже существующего другого (это традиция росписи) рисунок приобретает особую яркость и радужность.

Формирование образа

Особенности образа этих матрешек можно понять, только узнав историю их изменений. Те матрешки, которых мы видим сейчас, в начале XXI века, слишком сильно упростились и изменили свой вид. Связано это с рядом причин, в том числе экономических, но подробнее об этом поговорим в другой статье.

Матрешка ретро, коллекционная, Полхов Майдан

В поисках образа полховцы пробовали разные приёмы. Фантазии им не занимать, особенно если учесть, что расписывают в основном женщины. Мужчины точат формы, заготовки.

Поначалу красили (как выражаются местные), масляными красками. При этом находились в постоянном поиске новых идей и образов.

Однажды майданцы узнали про выжигательный аппарат и стали активно его применять. С тех пор началась «эра обводки». Выжигать контур рисунка научились в каждом доме. Вскоре его начали заполнять краской, что вполне логично.

Прошла пара лет или чуть больше и в Майдане приходят  к выводу, что обводка — это хорошо, но выжигать её долго и переходят на работу с пером и черной тушью. Вот такая, чёрная обводка и осталась в традициях полх-майданской росписи. Правда в наши дни, наверно для скорости и простоты, часто используют черный маркер.

Самое важное событие в формировании образа матрешки в Полховском Майдане, это пожалуй появление анилиновых красителей для ткани. Эти яркие химические краски сразу стали заметны, образ наконец сформировался и стал узнаваем

Мария Аниськина, потомственная красильщица из Майдана

Цвета

Яркие, нарядные, праздничные – так можно назвать цвета на похловских изделиях. Они воспевают жизнь, ее цветение, красоту каждого дня, саму радость жить и все это созерцать. Такая философия традиционна для русского творчества, она же является гимном народу, крестьянам и ремесленникам.


Радости в их реальной жизни было не так много, иногда ее «черпали по дну». Суровый труд, тяготы, лишения мало кого обошли стороной. Но даже в таких условия люди замечали, как блестит на солнце первая ягодка землянички, как красуется в палисаднике нарядный мак, как приносят весну пестрые пташки. Потому появляется и на полховских токарных заготовках насыщенный зеленый, жизнелюбивый желтый, жгучий оранжевый, манящий розовый и фиолетовый цвета.

Традиционно цвет на изделия появлялся только с помощью анилиновых красок. И наносили их на поверхность в определенном порядке: сначала желтую, которую потом перекроют алой – так и выйдет ярко-красный цвет. Или желтую, которую перекрывают синей – и вот листики стали ярко-зелеными. А отличительной чертой, завершением цветового оформления считается черный контур элементов.

О том, какие цвета традиционно используются в городецкой росписи, вы узнаете из статьи: «Что такое городецкая роспись: история, виды, описание, особенности росписи для детей».

Объединение «Полх-Майданская роспись»

В 1972 году в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создаётся производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приёмов декорировки изделий. С начала 1980 гг. начинает широко применяться цветочная роспись по обожжённому паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

Элементы рисунка

Искусствовед Н. В. Тарановская, говоря об особенностях ремесла, отмечает особую декоративность, неповторимость и пышность создаваемых мастерами рисунков.

Чем же так необычна полхов-майданская роспись? Картинки, появляющиеся на изделиях, отличаются многообразием крупных и ярких (чаще красного оттенка) цветков, уже распустившихся или пока еще находящихся в стадии бутона. При этом различают несколько видов нанесения рисунка: цветы с наводкой — черный контур хорошо виден, цветы без наводки, пестрение — краски накладываются легкими мазками. Типичным является изображение фруктов (особенно яблок) и ягод, животных и птиц. Присутствует также городской либо сельский пейзаж, характерной чертой которого стала красная заря.

Начало истории

Любая матрёшка, любая разновидность этой куклы, берет начало от матрешки сергиево-посадской. Точная дата, когда впервые в Полховском Майдане узнали о матрешке и начали делать свои, узнать никак нельзя. Народ жил, творил, но точной истории никто не записывал.

Матрешка без вкладышей, Полх-Майдан

То, что известно, пришло к нам благодаря немногочисленным исследованиям немногих этнографов и искусствоведов. Среди них — Татьяна Семенова, Наталья и Сергей Квач. Эти увлеченные люди в своих книгах смогли раскрыть читателю всю прелесть и чистоту передачи образов в искусстве мастеров Полх-Майдана.

Итак есть предположения, подтверждаемые фактами, что где-то в 1920-х годах матрешка, с ярмарки в Сергиевом Посаде, попала в Мериново, село в Нижегородской области. Продукция мериновцев была известна и продавалась на разных ярмарках, где бывали и мастера из Полх-Майдана.

Эскизы художниц Рожковой Н.Я., Макаровой А.И., Катковой М.Ф «Матрёшки». Полховский Майдан. Середина XX века. Бумага, техника смешанная. ВМДПНИ.

В Мериново стали точить и красить матрешек, вскоре то же стали делать в Семенове, а дальше идею подхватили в более отдаленных деревнях, в частности, в Полховском Майдане.

Конечно мастерам хотелось отличиться, ведь только тогда их продукция стала бы более заметна, а значит и более покупаема. В Полх-Майдане не зацикливались на одном образе, не привязывались к «догмам», не вырабатывали правил. Но всё же, их матрешка вскоре обрела свой, особый и узнаваемый образ.

Матрешка полхов-майданская, СССР

Объединение «Полх-Майданская роспись»

В 1972 году в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создаётся производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приёмов декорировки изделий. С начала 1980-х годов начинает широко применяться цветочная роспись по обожжённому паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

Объединение «Полх-Майданская роспись»

В 1972 году в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создаётся производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приёмов декорировки изделий. С начала 1980 гг. начинает широко применяться цветочная роспись по обожжённому паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

Особенности образа

Описание образа начнём с формы. Она вытянута, стройна. Голова плоская, шея довольно резко расширяется при переходе в тулово. Такой полховская матрешка оставалась довольно долго. Это сейчас токари стали упрощать себе задачу, не придавая особого значения соблюдению традиций и матрёшки получаются округлыми и более приземистыми.

Матрешка 7-ми местная. Автор формы: Масягин И. И., Автор наводки и росписи: Сергейчик М. Ф и майданские игрушки

Типичный образ полховской матрёшки — это яркие цветы красного шиповника или розы, на сарафане. Голова покрыта платком. У более старых матрешек рук не видно, платок не завязан, а спускается по обе стороны как покрывало.

На макушке обязательно крупный цветок из трёх лепестков. В наше время волосы могут быть любого реального цвета, а прежде была традиция рисовать чёрные кудряшки из-под платка. В дополнение узор украшают тычками.

Основные цвета матрёшки, как и других полх-майданских тарарушек — это цвета анилиновых водных краситеолей для ткани: синий, фиолетовый, красный, жёлтый, зелёный. И при этом, ставшая уже неотъемлемой, обводка чёрной тушью с помощью канцелярского пера.

Матрешки полх-майданские, ретро, 1990-е гг

Всегда очень яркие, эти матрёшки быстро стали узнаваемы и любимы. Продавались они на рынках в больших и малых городах, пока не произошли изменения в государстве в 1990-е годы.

Майданцы, которые привыкли жить за счет именно игрушечного промысла, снова стали искать новые образы, подстраиваться под спрос и рынок. А рынок изменился, матрёшек стали покупать иностранцы…

Появились акриловые краски, гуашь. Они проще в применении и матрёшка стала менять свой облик очень сильно. К тому же, появились «перекупщики», которые настаивают, чтобы было «побольше и подешевле» и майданские матрёшки стали просты, утеряли свой особый колорит, а большинство красильщиц забыли, утратили истоки образа.

Но есть и те, кто старается традиции продолжать. В Вознесенском районе работает фабрика, где расписывают матрёшек анилиновыми красками, как прежде. Есть немного частных художников, соблюдающих традиции.

Образцы матрешек 1980-90-х гг. Полховский Майдан.

Стоит только увидеть, почувствовать прелесть той, прежней росписи, узнать и понять, почему она сформировалась именно такой, и обязательно найдутся понимающие художники, вернее красильщики и не дадут утратиться народной красоте.


С этим читают