Обзор саржевых тканей: виды, особенности, применение

Характеристика атласного переплетения, отличие от сатинового

Для особой гладкости материалов ткачи изобрели способ переплетения, при котором основная нить перекрывает сразу несколько уточных, обычно от пяти и более. Так лицевая сторона получается гладкой, а изнанка — шероховатой.


Материи атласного переплетения пригодны для пошива разнообразных изделий, ещё ткани используются в качестве основы под рисунок. Он либо вышивается из цветных нитей жаккардовым методом, либо печатается краской.

Атлас-стрейч «Розовый»

Иногда атласный способ объединяют в одну группу с сатиновым. Эти переплетения схожи, но в сатиновом методе уточные нити накрывают основу, а в атласном — наоборот. Различить блестящие материалы можно по структуре: у атласных линии вертикальные, у сатиновых — горизонтальные.

Чаще всего для создания атласа берётся натуральное шёлковое волокно. Материя может состоять и из других натуральных и искусственных нитей — хлопка, вискозы, а также содержать синтетические компоненты. Нейлоновые и полиэстерные волокна повышают эксплуатационные качества атласа и снижают его стоимость.

Небесно-голубая атласная ткань

Это интересно: Обработка текстильных материалов — огнезащитная, ламинирование, грязеотталкивающая

Ручные поделки, вдохновленные саржей

Привлекательная фактура и относительная простота переплетения повторяется в ручном плетении из лозы, бумаги. Корзины, короба, шкатулки выглядят прекрасно, годами служат в хозяйстве, украшают туалетные столики модниц.

Саржевое плетение сделать из бумаги несложно, однако требует аккуратности и терпения. Бумага подходит любая, но лучше выбирать помягче, например, газетную, порезав ее на ленты для скручивания. Еще удобнее лента от кассового аппарата – ее можно оставлять белой, красить, она податлива, хорошо скручивается. Плотная бумага не требует скручивания, но из трубочек изделия получаются интереснее. Трубочки делают, плотно наматывая бумагу на обычную вязальную спицу.

Наиболее впечатляющи поделки в технике саржевого плетения, когда трубочки перемежают друг с другом не через одну, а через две-три. Для начала полезно разобрать создание раппорта, то есть повторяющегося участка узора. Если простое переплетение в шахматном порядке достаточно простое и не требует особенной подготовки, то саржевое сложнее.

В раппорте будет не более трех переплетений со сдвижкой на одну трубочку. Разложив трубочки рядышком на столе, переплетать каждые три горизонтальной трубочкой. Во втором ряду начинать со второй, то есть, сдвинуть рисунок на 1. В третьем – с третьей, захватывая всякий раз по три вертикальных трубочки. Это и будет раппорт, повторение которого в результате даст четкую диагональную полоску.

Таким рисунком можно плести практически любую вещицу вплоть до предметов мебели.

https://youtube.com/watch?v=bmrl7QKNvI4

Originally posted 2018-01-28 09:24:36.

Ткани 3. Основные виды тканевого плетения

color_harmonybeshbelОригинал у beshbel тут.

Здравствуйте дорогие друзья. В постах про джинсовую ткань и твид мелькали термины «саржевое плетение» и «ломанная саржа». Я решила отдельный пост посвятить видам переплетения нитей в полотне.

Здесь мы рассметрим основные виды плетений, на основе которых ткутся самые разнообразные варианты.

Основные переплетения тканей: а — полотняное, б — саржевое, в — атласное, г — сатиновое

Итак, термины:

Нить основы и утка. Основа это нить, которая натягивается стройными рядами на станок (1), а нить утка — это нить, которая крепится к челноку и челнок туда-сюда ходит между нитями основы, создавая переплетение (2).

Место пересечения нитей называется перекрытие.

Рисунок ткани через некоторое кремя повторяется, образуя орнамент, так вот самый маленький кусочек этого орнамента называется раппорт. На картинке показано самое простое, полотняное плетение, нитки пересекаются через одну.

А если мы хотим сделать другой вид плетения, например две через две, или одну через две, то вот это количество нитей, на которое смещается пересечеие основы и утка, называется сдвиг.

Вот и все, в принципе по-русски вполне названно )))

В зависимости от схемы пересечения нитей основы и утка выделяют следующие виды плетения:

1. Полотняное плетение.

Самое простое переплетение, одна нить через одну.

  • Ассортимент тканей:
  • Хлопчатобумажные: бязь, ситец, батист, миткаль, фланель, маркизет, поплин, тафта, зефир.
  • Льняные: бортовка, парусина, полотно.
  • Шёлковые: различные крепы (крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-марокен)
  • Шерстяные: сукно, некоторые костюмные и плательные ткани.

Другие: домотканное полотно.Как вы наверное догадались, ткани с такми переплетением появились на этом свете самые первые, как правило сейчас их используют для домашнего текстиля. Это очень фактуристые ткани (даже шелковые), матовые, домашние и выглядящие не дорогими. Даже из шерсти такие ткани тонкие и легкие.

Могут быть поплотнее (фланель) и менее плотные (тафта).

КрепдешинСукноБлузочный батист2. Саржевое плетениеСаржевое переплетение образует на поверхности ткани видимый диагональный рубчик, потому что пересечение нитей происходит с ассиметричным сдвигом 1 через 2, или 1 чезез 3. Здесь я покажу самые просты саржевые плетения, а вообще на основе этого плетения есть множество разнообразных вариантов. Ассортимент тканей: саржа, полушёлковые подкладочные ткани, полушерстяные ткани на хлопчатобумажной основе. Основным саржевым переплетением вырабатывают полушёлковые ткани с шёлковой основой и хлопчатобумажным утком, уточным саржевым переплетением — полушерстяные ткани с хлопчатобумажной основой и шерстяным утком.

Саржевое плетение само по себе очень плотное, и поэтому часто используется в технических тканях, в рабочей, верхней и военной. Наши любимые твид и деним (произошедшие как раз из верхней и рабочей одежды) как раз ткутся разнообразными видами саржевых плетений.

Карбон (углеткань) — как раз промышленная ткань

Историческая военнаяКакая-то неизвестная саржевая тканьТвитДенимГабардин. Шерстяная ткань, вырабатываемая из мериносовой пряжи, очень тонкой, кручёной в два конца для основы, и менее тонкой, одинарной — для утка.

Благодаря применению особого вида переплетения — сложной саржи, на лицевой поверхности образуется резко выраженный мелкий рубчик, идущий наклонно под углом 60-70°. Из габардина шьют весенне-летние мужские и женские пальто, а также костюмы и некоторые виды офицерского обмундирования.

3.

Атласное плетение.

Атлас — (араб., буквально — гладкий) — плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. При атласном переплетении уток выходит на лицевую поверхность через пять и более нитей основы. Этим достигается особая гладкость ткани. Атласы могут быть как гладкими, так и узорчатыми.

Атлас применяется для пошива одежды (например, смокингов) и обуви (в том числе пуантов), отделки праздничных церковных облачений, изготовления драпировок, обивки мебели, изготовления флагов и другого.Известна в русском быту со времён контактов Древней Руси с Византией. Визуально, это самая дорогая ткань.

4. Сатиновое плетение.

Бельё из сатина долговечно и выдерживает большое число стирок — 200—300, и лишь спустя довольно долгое время материал начинает немного тускнеть. Он дешевле, чем шёлк, но дороже, чем другие хлопковые ткани. Из него делают бельё различного дизайна для повседневного применения.

Сатин люкс жаккард

Вот основные виды тканевых плетений. Все остальное — разновидности и компиляции этих видов.

Базовые термины

В ткачестве используется два типа нитей:

  1. Одни из них направлены вдоль полотна, являются опорными и называются основой. Эти нити претерпевают большое растяжение, многократно изгибаются, на них оказывают заметное давление рабочие детали станка. Поэтому в основе всегда применяют особо прочные нити из лучших волокон, подвергшихся скручиванию. Очень часто нити, которые закладывают в основу, дополнительно укрепляют шлихтой (растворами клеящего характера).
  2. Перпендикулярно основе сориентированы нити утка. На них ложится меньшая нагрузка. Следовательно, к уточным нитям предъявляются меньшие требования.

Нити утка протягивают через нити основы. В этом состоит суть технологии ткачества.

Типы переплетения нитей ткани

По ширине и длине всего полотна основной узор постоянно повторяется. Единица узора, которая воспроизводится в процессе получения ткани, называется раппортом. Попросту говоря, это прямоугольный или квадратный фрагмент рисунка, созданный из строго определенного количества продольных основных и поперечных нитей, называемых уточными. Раппорт является характеристикой общего рисунка ткани. Количественно он выражается дробью, в верхней части которой указано, сколько подряд нитей основы содержится в раппорте, в нижней части – суммарный показатель соседних нитей утка, размещенных между пересечением нитей.

Обзор плюсов и минусов

Перечень положительных качеств атласного переплетения тканей:

  1. В первую очередь, такие материи очень красивы, их блеск и насыщенность цвета сохраняются после долгой эксплуатации.
  2. Эти полотна мягкие, очень комфортные в носке, имеют охлаждающий эффект.
  3. Атлас остаётся прочным долгое время.
  4. Натуральная материя хорошо пропускает воздух.
  5. Ткань не вызывает аллергических реакций.
  6. Натуральные волокна в материале гарантируют отсутствие электризации.
  7. Материал хорошо драпируется, красиво облегает фигуру.
  8. Даже тонкие полотна непрозрачны, плохо пропускают свет. Это позволяет шить из них плотные и в то же время воздушные платья, шторы и др.

Разноцветные атласные ткани

Из минусов тканей с таким переплетением стоит отметить:

  • возможна усадка после стирки;
  • деликатным шёлковым полотнам требуется бережный уход;
  • объёмные изделия довольно тяжёлые;
  • необработанный край атласа осыпается, ткань скользит — это осложняет раскрой.

Ткань – саржевое переплетение

Сатиновое переплетение. Внизу – поперечный разрез.  

Ткани саржевого переплетения обладают большей мягкостью, тибкостью и эластичностью, чем ткани полотняного переплетения.  

Фильтровальные ткани.  

Ткани саржевого переплетения имеют более высокую пропускную способность, чем ткани полотняного переплетения, но уступают им по тонкости фильтрования и прочности. Такой тип переплетения имеет хлопчатобумажная ткань фильтродиагональ, а также некоторые синтетические ткани.  

Трико-арден – ткань саржевого переплетения, цветная шпг с цветными просновками.  

Полотняное переплетение тканей.| Саржевое переплетение тканей типов 1 / 2 ( а и 3 / 1 ( б.| Сатиновое переплетение тканей типа 5 / 2.  

При одинаковой плотности ткани саржевого переплетения имеют меньшую прочность, чем ткани полотняного переплетения. С саржевым переплетением вырабатывают нанку, кашемир, диагональные и другие ткани.  

Саржевое, или киперное переплетение ( рис. IV-3, б), характеризующееся диагональным распределением перекрытий ни рей. Ткани саржевого переплетения характеризуются повышенной эластичностью и растяжимостью, особенно при действии сил-по диагонали.  

Саржевое, или киперное переплетение ( рис. IV-3, б), характеризующееся диагональным распределением перекрытий нитей. Ткани саржевого переплетения характеризуются повышенной эластичностью и растяжимостью, особенно при действии сил по диагонали.  

Тканевое переплетение.| Ткацкие рисунки переплетений.  

Перекрытия одноименные ( основные или уточные), имеющиеся в раппорте саржевого переплетения, соприкасаются друг с другом лишь в одном, диагональном направ лении. Ткани саржевого переплетения с раппортом 3 и более нитей применяются в производстве резиновых изделий, но в меньшем, по сравнению с тканями гарнитурового переплетения, количестве и ассортименте, в тех именно случаях, когда требуется дать возможно более гибкие конструкции. Примерами таких тканей являются: тифтик для водолазных костюмов, саржа для кардных лент, ткани для мембран.  

Другая разновидность саржевого переплетения с раппортом 4 приведена на рис. 167, г. Перекрытия одноименные ( основные или уточные), имеющиеся в раппорте саржевого переплетения, соприкасаются друг с другом лишь в одном, диагональном направлении. Ткани саржевого переплетения с раппортом 3 и более нитей применяются в производстве резиновых изделий, но в меньшем, по сравнению с тканями гарнитурового, переплетения, количестве и ассортименте, в тех именно случаях, когда требуется дать возможно более гибкие конструкции. Примерами таких тканей являются: тифтик для водолазных костюмов, саржа для кордных лент, ткани для мембран. Видоизменения и усложнения переплетений одного класса ( например, по рис. 167, б), представляющего собой производное от гарнитурового, и комбинации переплетений различных классов ведут к мелкоузорчатым, сложным и фасонным переплетениям, определяющим рисунки поверхностей тканей и существенно влияющим на структуру, а следовательно на прочность и на растяжимость ткани.  

Оклеечные покрытия, состоящие из кислотостойкого рулонного материала, пропитанного мастиками и лаками на основе термореактивных смол, надежно защищают поверхность бетонных и железобетонных конструкций от воздействия растворов сильных кислот средних концентраций. В качестве рулонного материала применяют пер-хлорвиниловую ( хлориновую) ткань саржевого переплетения из хлорвиниловых волокон либо стекловоло.  

Эти перекрытия, располагаясь по сдвигам, идут в виде наклонных узких полосок при одинаковой основной и уточной плотности под углом в 45 и образуют на ткани диагональные рубчики. Диагональные полосы эти образуются на одной стороне ткани нитями основы, выступающими на поверхность, а на другой стороне образуются нитями утка. Ткань саржевого переплетения может иметь две различные стороны. На лицевой стороне бывает ясно выявлена лучшая и более ценная пряжа, будь то основа или же уток. Направление диагональных полос может итти снизу слева вверх направо ( фиг. Число основных и уточных нитей в раппорте всегда одинаково.  

Ткани полотняного переплетения используются для нательного и постельного белья. Ткани атласного переплетения выгодны для защиты от дождя, так как капли воды легко скатываются с их гладкой поверхности; кроме того, они пригодны и для защиты от ветра. Ткани саржевого переплетения отличаются высокой степенью прочности и потому пригодны в качестве подкладочного материала. Ткани крепового переплетения наиболее рыхлые, содержат большое количество воздуха и потому лучше защищают от холода.  

Что такое сатиновое плетение

Ткань состоит из двух линий пряжи: основы и утка. От их переплетения зависит внешний вид и свойства ткани. Перекрытием называется место переплетения нитей уточных и основных нитей. В сатиновом переплетении ткани используется удлинённое перекрытие. Из-за этого ткань выглядит гладкой. Если берётся перекрученная пряжа, то готовая материя обретает рельефность и блеск.

Схема сатинового переплетения: уточная нить покрывает четыре или более основных. Сатиновое переплетение схоже с атласным. В последнем случае нити основы являются преобладающими, они перекрывают по четыре уточных нити.

Именно такое переплетение делает материю мягкой и гладкой: нити при таком расположении заламываются меньше.

Атлас-сатин что это за ткань

На просторах интернета нет так много информации о такой ткани, как атлас-сатин. Компания «Соня-Текстиль» решила исправить эту неточность и подготовила статью об атлас-сатине. Давайте сначала разберёмся по отдельности, что такое атлас, что такое сатин.

«Атлас (араб., буквально — гладкий) — плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. При атласном переплетении уток выходит на лицевую поверхность через пять и более нитей основы. Этим достигается особая гладкость ткани. Атласы могут быть как гладкими, так и узорчатыми.»

Изделия из шелковой ткани были и остаются дорогими и красивыми вещами. Теперь необходимо узнать о сатине.

«Сатин – плотная, прочная, красивая ткань, которая не теряет свойств после многократной стирки, приятна в пользовании, долговечна. Из нее шьют постельные принадлежности, шторы, покрывала, одежду. Производят сатин на ткацком станке.» Строго говоря, слово «сатин» обозначает процесс изготовления полотна с помощью определенного переплетения нитей.

Сатиновое и атласное переплетение нитей

Теперь очень важно закрепить. В атлас-сатине используется атлас, но создают его с помощью сатинового переплетения, а не атласного

Отсюда название «Атлас-сатин».

Характеристики ткани атлас-сатин


В зависимости от того, какое сырьё было использовано, сатиновое полотно может обладать различными свойствами, но основными характеристиками всех тканей этого вида переплетения являются плотность, гладкость и мягкость на ощупь, устойчивость к истиранию, сохранение цвета, блестящая поверхность.

Преимуществом является то, что таким образом можно получать красивые шелковистые ткани из хлопка или синтетики, которые стоят гораздо дешевле натурального шёлка.

Срок эксплуатации атласных изделий при правильном уходе около 4 лет. Сатиновое переплетение увеличивает срок службы изделия в 2 раза. То есть мы берём все плюсы атласа, добавляем плюсы сатинового переплетения и получим атлас-сатин.  

Постельное бельё из атлас-сатина

Изделия из атлас-сатина получаются очень красивыми, приятными на ощупь и долговечными.

Это интересно: Технический текстиль — виды отделки, защита, характеристики

Как ухаживать за сатином

Уход подбирается в соответствии с составом ткани. В большинстве случаев сатиновые материи устойчивы к частой стирке, не выцветают, не закатываются. Допускается как машинная, так и ручная стирка, применение отбеливателей. Утюжить ткани тоже нужно на специальных режимах. При грамотном уходе по рекомендациям на ярлычке вещь с сатиновым переплетением прослужит очень долго.

Сатиновое плетение входит в группу базовых видов вместе с атласным, саржевым и полотняным. Отличная устойчивость к износу, красивый внешний вид и приятная текстура делают сатиновые материи популярными в разных сферах от постельного белья до модных деталей гардероба.

Выбор и использование

От типа сырья которое применяется зависят важные характеристики ткани и сфера её использования.

Хлопковый хлопковый шелк

Лёгкая мягкая ткань, выполняется исключительно из хлопковых волокон. Может быть разной плотности, гладкокрашеным, с набивным рисунком, с 3Д тиснением. Применяется для изготовления белья для постели .

Обладает гигроскопичностью, прочностью (выдержит постоянные стирки), не теряет окрас продолжительное время. На подобном гладком белье удобно спать — летом оно обладает приятным охлаждающим эффектом.

Есть несколько типов блэк-аута : горючий и негорючий из жаростойких волокон. Негорючий блэк-аут в первую очередь начинает тлеть, не давая пламени разжигаться, потом совсем гаснет. При этом не выделяется никаких ядовитых веществ. Подобный материал используют для отделочных работ гостиниц, ресторанов и остальных помещений, где планируется сильное накопление людей.

Крепкий материал, на основе искусственных или смесовых (хлопок + полиэфир) волокон. Из полностью искусственного полисатина делают привлекательные гардины, скатерти, покрывала, мебельную обивку. Данные изделия легко чистятся, мало мнутся, почти что не выгорают и не снашиваются. Из смеси полиэстера и хлопка шьют бельё для постели и одежду для дома (халаты, пеньюары).

Полисатин не обладает аналогичными хорошими гигиеническими характеристиками как настоящий хлопковый шелк, кожа в нём почти что не «дышит», но стоит он намного дешевле.

Полисатиновые изделия электризуются и как правило вызывают аллергическую реакцию, это нужно брать во внимание при приобретении. Также может образовывать катышки на поверхности

Тонкая мягкая ткань из очень хорошего хлопка с гладкой поверхностью которая блестит и матовой изнанкой, очень плотная.

Чистое в экологическом плане бельё из мако-сатина аллергии не вызывает, не копит электричество возникающее в результате трения, почти что не мнётся. Выдержит постоянные стирки.

Элитная шёлковая ткань, в основе — шёлк-сырец, в утке — креп-шёлк. Обладает блестящей гладкой лицевой поверхностью, с изнанки — матовый, мелкозернистый.

Из креп-сатина делают блузки для женщины, кружевные платья и театральные костюмы. Для пошива можно применить две стороны полотна или сочетать их в одном костюме.

Плетение из бумаги

Материалом рукодельницам служит не лоза, ввиду труднодоступности, а трубочки из газеты. Изделия, выполненные из такого сырья, внешне практически идентичны привычным нам изделиям из лозы или соломки. После обработки они прочны, практичны и красивы.

Это не только увлекательное, но и полезное в быту занятие, так как изделия могут быть как декоративными, так и используемыми в хозяйстве. Этот вид творчества не требует каких-либо финансовых вложений или специального обучения, а результат зачастую оправдывает затраченное время.

Трубочки для плетения крутят из газет, журналов, бумаги для чеков и т. д. Материал весьма бюджетен, а может быть вообще бесплатным. Например, бесплатные газеты кидают в почтовые ящики, раздают около метро или внутри метрополитена.

https://youtube.com/watch?v=NFK8TyQG81M

Подготовка материала

Газету делят на несколько полос по направлению текста толщиной 7−8 см, разрезают и с помощью тонкой спицы, начиная с уголка, скручивают в трубочку. Спицу берут от 2,5 до 3,5 мм. Это стандартные рекомендации, пробовать можно, конечно, и другие варианты. От угла скрутки зависит толщина и длина трубочки. Чем более пологий угол приложения спицы к уголку бумаги, тем более тонкая и длинная трубочка получается.

В конце кручения ее закрепляют каплей клея ПВА или карандашным клеем. Минус закрепления клеем ПВА в том, что при окраске трубочек место склейки не прокрашивается. Так как этот отрезок находится на краю, некоторые его в процессе работы срезают.

Важный нюанс: если крутить трубочки из газеты, то из крайних полос, где проходит белая канва газеты без текста, получаются чистые белые трубочки без шрифта. Следуют также учесть, что пальцы от газеты быстро пачкаются от типографской краски. Следует периодически протирать их салфеткой, чтобы на белых трубочках не было пятен.

Обработка трубочек

Плести из бумажной лозы можно непосредственно после скрутки или же провести дополнительную обработку, то есть:

  • Покрасить краской. Красят и готовое изделие, но плести из уже окрашенных в нужный цвет трубочек удобнее, и изделия получается более фактурными. Если же красить уже сплетенную корзинку, то можно оставить проплешины или смазать рельефность плетения. Красят трубочки в основном морилкой для получения натурального эффекта и гуашью, акриловой краской для окраски в любые другие цвета. Плюс акриловой краски в том, что она не пачкает руки, не смывается водой, и ею можно закрасить газетный или журнальный шрифт, а также она не смазывается при покрытии лаком, как гуашь, которая может образовывать из-за этого проплешины на изделии.
  • Для большей прочности и эластичности «купают» трубочки в смеси из воды, клея ПВА, акрилового лака. В эту смесь также можно сразу добавить краску.
  • Перед плетением во избежание перегиба и разрыва бумажную лозу сбрызгивают водой из пульверизатора. В воду можно добавить немного бальзама для волос для получения большей мягкости и эффекта бархатистости. Такие трубочки очень приятны в работе.

Виды плетения

Выполняя изделия, бумажную лозу удлиняют с помощью вставки одной трубочки в другую. Дело в том, что в процессе скрутки один конец получается толще, чем противоположный, и соединять их несложно. Можно использовать каплю клея, но многие обходятся без него. Если кончик слишком мягкий, можно слегка подрезать для удобства соединения.

Существует несколько видов плетения корзин из газетных трубочек, и они аналогичны плетению из натуральной лозы:

  • Простое плетение;
  • Плетение веревочкой;
  • Полотняное плетение;
  • Диагоналевое плетение;
  • Спиральное плетение.

Плетение из лозы рекомендуется начать с самого простого и универсального плетения «веревочкой». Оно более прочное, чем простое плетение, и выглядит красивее. Помимо использования разных техник этого вида рукоделия, можно создавать узоры с помощью пропусков рядов или образования отверстий в работе. Используя разные цвета трубочек и чередуя их, можно создать свои уникальные узоры и комбинации.

Тип плетения из газетной лозы «веревочка»

Техника: вертикали и горизонтали

На ткацком станке тканые полотна, в том числе сатиновые, изготавливаются согласно следующему алгоритму: нити основы (вертикаль) поочередно и волнообразно изгибаются (частично поднимаются, частично опускаются). В образующиеся просветы направляются, словно ныряют уточкой, вертикальные нити (уточные). Перед каждой следующей прокидкой поднимаются разные группы нитей.

Так постепенно рождаются первые сантиметры холста. В промышленных масштабах это такие объемы тканой продукции, что ею, наверное, можно много раз обернуть земной шар. Атласным сатиновое переплетение называют за особенно блестящий и гладкий вид. Однако сатин и атлас все же можно различить. Ниже изображено сатиновое переплетение.

Свойства

В зависимости от того, какое сырьё было использовано, сатиновое полотно может обладать различными свойствами, но основными характеристиками всех тканей этого вида переплетения являются плотность, гладкость и мягкость наощупь, устойчивость к истиранию, сохранение цвета, блестящая поверхность.

Преимуществом является то, что таким образом можно получать красивые шелковистые ткани их хлопка или синтетики, которые стоят гораздо дешевле натурального шёлка.

Недостатком является сыпучесть, поэтому такие ткани требуют особых навыков при раскройке. Также сатин достаточно скользкий, для удобства в готовых изделиях используют подклад, а спать на сатиновых простынях рекомендуется в хлопчатобумажной пижаме не атласного переплетения.

Особенности

Саржевые ткани технически имеют лицевую и обратную сторону, в отличие от полотняного переплетения, чьи две стороны одинаковы. Если рубчик идет вверх вправо, с одной стороны, он будет идти вверх влево на другой стороне. Саржевые ткани не имеют вверха и низа.Для нанесения печатного рисунка используется тонкая саржа.На неровной поверхности саржи грязь менее заметна чем на гладких тканях, таких как полотняное плетение. В связи с этим саржа часто используются для прочной рабочей одежды или мебельной обивки. Яркий пример саржевого плетения — деним .Меньшее количество переплетений позволяют нити двигаться более свободно, и, таким образом, ткань мягче, более податлива, и драпируется лучше, чем простые переплетения текстиля. Саржа также является менее мнущимся материалом, чем простое переплетение.

Сложные

Процесс образования сложных переплетений осуществляется из 3 и более систем нитей. В эту категорию можно отнести:

  • двухлицевые,
  • двухслойные,
  • ворсовые,
  • петельные,
  • перевивочные.

Двухлицевые – это результат образования 3 систем нитей, которые имеют плотное переплетение относительно друг друга. Таким образом, получают сатин, байку и сукно. Двухслойные – это результат соединения 4 или 5 систем, соединенных между собой одной из составляющих 4 системы или вспомогательной 5 системой. В таких полотнах наружная и изнаночная части могут существенно различаться. При этом наружная будет гладкоокрашенная, а вот изнаночная – пестротканая. Пике является сложным переплетением . В отличие от сложного пике имеет вспомогательную систему нитей. Лицевая поверхность пике получается полотняным переплетом, а вот благодаря наличию вспомогательной системы оно стягивается, формируя выпуклый узор.

Полотна ворсовых переплетений на наружной части оснащены разрезным, вертикальным ворсом . Он формируется из 3 систем нитей: основной и 2 коренными. Могут быть полотняного или саржевого.

Ворсовое переплетение может быть двух видов: махровое и первичное. Для махрового характерен ворс в виде петель. Такие материи задействуют при производстве купальных полотенец и определенных декоративных деталей.

Для первичного (ажурное) переплетения характерно наличие прозрачных ячеек. Структура его представлена из 3 систем нитей: 2 основы и один уток. Отличить ажурное можно по наличию большой прозрачности. Используют материю при получении хлопчатобумажных, блузочных, шелковых и платьевых материй.

I. Теория и терминология

Наверняка все более или менее представляют себе процесс ткачества: вертикальные нити (нити основы или оснóвные), между которых прокладываются горизонтальные ряды (утóчные нити или утóк). Собственно, тип плетения как раз и зависит от взаиморасположения этих двух систем.

Место пересечения нитей называется перекрытием (так как одна нить всегда перекрывает другую нитку). Различают основные и уточные перекрытия, в зависимости от того, какая нить идёт сверху, основы или утка. На схемах, соответственно рисуют закрашенную либо пустую клеточку.

Еще одно необходимое нам понятие — раппорт, наименьшее число нитей, после которых рисунок плетения повторяется. Соответственно, нити отсчитываются как по горизонтали, так и по вертикали.

Рассматривать все плетения подряд мы пока не будем. Обратимся лишь к тем, которые нам понадобятся в дальнейшем.

Полотняное переплетение

Самое простое и распространенное плетение. Основная и уточная нити тут чередуются через одну. Схема такого переплетения напоминает шахматную доску. Поверхность ткани получается ровной, одинаковой с лицевой и изнаночной стороны.

Саржевое переплетение

Для такого плетения используется не менее 3 ниток по утку и по основе (в интересующих нас вариантах речь пойдет о 4 нитях, из этого и будем исходить). При создании каждого следующего горизонатльного ряда, рисунок смещается на 1 нить, из-за чего образует характерный рубчик, идущий по диагонали ткани. Лицо и изнанка ткани, созданные таким способом, будут различаться.

Атласное и сатиновое переплетения

Для таких плетений используется не менее 5 нитей по основе и утку, а при создании каждого следующего горионтального ряда происходит сдвиг на 2 и более нитей (а не на одну, как в полотняном или саржевом плетении). Позволяют придать ткани гладкую, блестящую лицевую поверхность.

Атласным плетение называется в том случае, когда на лицевой стороне 1 нить основы (вертикальная) идет над несколькими нитями утка (горизонтальными), то есть длинные перетяжки идут сверху вниз.
В сатиновом же плетении все наоборот — длинные перетяжки образуются уточными нитями (1 горизонтальная нить идет над большим числом вертикальных). И идут справа налево. Как видите — сплошная математика. Ничего сложного.

«Двойное диагональное» переплетение

Так его принято называть в «слингомамской» среде. По типу это одна из разновидностей саржи. При таком плетении получается гладкая ткань, а лицо и изнанка неразличимы.

Жаккардовое переплетение

Используется для создания на ткани крупного рисунка (как правило, для таких рисунков нужен раппорт более 24). Ткут такие полотна на специальных жаккардовых машинах, которые позволяют задать для каждой отдельной нити собственный алгоритм использования. Классический пример жаккардового плетения — любой гобелен. Процесс весьма трудоемкий и требует больших временных затрат, зато и получить можно практически любой рисунок по сложности, размеру, форме, сюжету и цвету. Так что графической схемы «среднестатистического» жаккардового плетения просто не существует. Подробнее о работе жаккардового станка можно почитать тут. Также мы планируем рассказать об этом более доступно в расширенной версии статьи.

Слинг-шарф из жаккардовой ткани (ТМ «Дидимос», расцветка «Листья») вверху: общий вид элементов узора внизу: переплетение нитей

Такие ткани имеют изнанку, однако в зависимости от конкретного рисунка и личных ваших предпочтений полотно может восприниматься как имеющее 2 разных, но одинаково подходящих для показа на людях стороны.


С этим читают