Украинская роспись

Орнамент

Маленькие ракульские птички с крохотной головкой, грузным тельцем, легким хвостиком стали лицом промысла. Над спинкой у этих пташек поднято одно крылышко, изображенное легкой изогнутой линией с небольшими штришками перьев. Но у этой традиционной пташки есть и «родственники», чуть реже встречающиеся на ракульских расписных изделиях.


Другие варианты птичек:

  • Легкий черный контур, изображение без мелкой штриховки по бокам. В рисунке прослеживается графичность. Это сороки, особые птицы в народном искусстве. Впрочем, как хорошее, так и негативное значение закрепилось за этой птицей. Из-за возможности двойственной трактовки, может быть, и использовалась сорока в ракульских узорах не очень часто.
  • Курицы. Они похожи на основную птицу, но все же выделяются более крупным силуэтом. Выполняются в цвете, яркие и выразительные.

Ракульская птичка рисуется в определенной последовательности. Грудка и клюв у нее прорисованы на одной линии. Голова маленькая, плавно переходит в грузное тело. Художник деликатно намечает крылышко, прорисовывает птичью головку. Только после этого туловище заливается цветом. Выполняется хохолок птички, лапки – в виде трех лучиков из одной точки, прорисовывается хвостик.

Ракульская роспись – элементы кустик и растительный:

  1. Форма листьев кустика имеет фантастичную природу, некоторые напоминают крупную каплю или даже цветки тюльпана. Из цветов в основном используется охра, коричневый, оранжевый, красный, синий, изумрудная зелень, синий. Выполняет мастер роспись на золотистом фоне, потому цвета могут быть приглушенными.
  2. Растительный. Часто в ракульской росписи встречается S-образная ветка. На этой ветке сначала прорисовываются листья, они должны быть разведены в разные стороны. Далее следует наращивание капелек и листочков. Так как ракульский промысел относится к графическим разновидностям, листочки и капельки по контуру обводят тонкой черной линией. Сами же листочки окрашиваются в 2-3 цвета. Оживляют картинку белые полукружки, распределенные по листве.

Растительная тема преобладает в ракульских работах. Даже там, где в «центре внимания» птицы, декоративные листочки оформляют главного героя. Фантастичность изображения растений – не эксклюзивна в ракульской росписи. И это относится к символике промыслов русского Севера. Такие растения ассоциировались с радостью в доме, неиссякаемым богатством, хорошим урожаем. Все рисунки – дань уважения к природе-кормилице, у которой народ в лице художника просит плодовитости, милости, щедрости.

Возникновение ракульского промысла до сих пор досконально неизвестно, в справочниках и художественных пособиях информация о росписи дается кратко, сдержанно. Но ничто не мешает любителям народных промыслов почувствовать себя этнографами, попытаться узнать о самобытном и немного загадочном направлении больше. В век интернета это сделать легче.

Рекомендуем также познакомиться с еще одной росписью Севера, которая не относится к известным, но обладает своей харизмой: «Кто «придумал» пижемскую роспись и какие послания оставляли художники на деревянных изделиях».

Ученые мира давно пытаются максимально точно ответить на вопрос – зачем человеку искусство. И пока они сошлись в наиболее убедительной версии: человек рисует, лепит, красит, вырезает и вышивает не только для души, для удовольствия и желания сделать мир красивым. Оказывается, это способствует эволюции человека.

Занимайтесь творчеством, даже ученые уверяют – это очень полезно!

Основные элементы

Изучение многочисленных орнаментов и узоров петриковских мастеров сразу выявляет ряд характерных черт для всех творений этого направления. Все орнаменты в основном построены про одному принципу: волнистая линия, вдоль которой расположены другие элементы. Растительные орнаменты преобладают в петриковской росписи, но петух и человек тоже представлены в работах многих мастеров.

Однако есть классические элементы, на которых строится вся композиция и почти все элементы и рисунки. Вот их список:

  • Зёрнышко — самый простой и, по сути, основной элемент;
  • Скошенное зёрнышко — усложнённый вариант предыдущего элемента;
  • Ягодка — ещё один очень простой элемент, который используется почти во всех композициях;
  • Звоночек — цветок колокольчика, обычно с тремя лепестками, но может быть их и больше;
  • Бутон — разные формы бутонов цветов, один из самых востребованных элементов;
  • Клубничка — название говорит само за себя, элементу придаётся форма ягоды клубники;
  • Листок — тоже очень популярный узор в виде листочка с многочисленными треугольными краями. Могут быть самой замысловатой формы и размера;
  • Листок клубники — опять же название говорит само за себя;
  • Подсолнух, цветок вишни и василёк — элементы похожие на цветы, названия которых они носят;
  • Луковка — без этого нехитрого узора немыслима петриковская роспись, присутствует почти во всех композициях.

Кроме основных элементов, существует много других, созданных в основном из вышеперечисленных. Например:

  • Колоски разной конфигурации, этот простой узор делается из классических зёрнышек, равномерно расставленных вдоль линии;
  • Ромашка — в этом случае зёрнышки расставляются острой частью к единому центру;
  • Перистый листок — узор получается с помощью скошенных зёрнышек разной величины. Имеет много модификаций и форм.
  • Калина — с помощью ягодок имитируется гроздь калины. Ярко-красные ягодки соединяются линиями того же цвета.

Наиболее популярен у опытных мастеров переходный мазок — это когда на кисть набирается основной цвет, а её кончик макают в другую краску или оттенок. После мазка такой кистью получается удивительно красивый переход от одного цвета к другому. В этой технике можно выполнять любой элемент петриковской росписи. Для начинающих лучше всего начинать обучение с одним цветом, а потом осваивать переходный мазок.

Секреты петриковской росписи

Абсолютный закон петриковского направления – целостность композиции. Применяются и законы типизации и контрастов.

Первый означает, что характерный растительный элемент (например, цветок) по принципу стилизации передает типичное обобщение в рисовании флоры и фауны. Закону контрастов присуще сравнение крупных элементов в центре, мелких – по краям. Работают контрасты объема и плоскости с помощью переходного мазка, просвечивающегося белого цвета основы, созданием объема бликами.

Секретами петриковской росписи считаются:

  • правила передачи ритма, симметрии/асимметрии;
  • четкость выбора направления расположения рисунка – вертикаль, горизонталь, диагональ, восьмерка;
  • традиционность формально-сюжетного решения композиции – это стандартные элементы, такие как букет и ветка, вазон и ковер, пейзаж и т.д.

Сам вид росписи не оставляет сомнений – относительно цвета здесь согласовано все. Это свойство помогает работе восприниматься как реальное целое.

[править] Литература

  • Е. В. Берчепко Тетрадь 1. Днепропетровщина // Настенное рисование украинских домов и хозяйственных построек при них. — Харьков-Киев: Государственное издательство Украины, 1930. — С. 34. — 2000 экз.
  • Глухенькая Н. Петриковские декоративные росписи. Киев: Искусство, 1965. 63 с.
  • Статива А. Надежда Белоконь. Киев: Искусство, 1966.
  • Глухенькая Н. Пата Татьяна: Альбом. Киев: Искусство, 1973. 93 с.
  • Глухенькая Н. Петриковские росписи. Киев: Искусство, 1973.
  • Глухенькая Н. Федор Панко. Киев: Искусство, 1978.
  • Петриковка: Альбом репродукций. Днепропетровск: Днепрокнига, 2001 (переиздание 2004). 216 с.
  • Петриковка: Альбом. Днепропетровск: Днепрокнига, 2011. 232 с.
Навигация по темам
Украина
Украина 
География Административное деление У • Киев • Харьков • Днепр (город) • Донецк • Одесса • Львов • Припять • Чернобыль • Говерла • Умань • Историко-географические области Украины 
История Воссоединение с Россией • УССР • Выход из СНГ • Евромайдан • Изменение границ в XX веке • Политреформа • Передача Крыма Украине • Присоединение Крыма к России (2014) • Украина в составе Речи Посполитой • Протоукры (протоукраинцы) 
Персоналии Д. И. Андриевский • Роман Кумлык • Ани Лорак • Верка Сердючка 
Виктор Янукович Людмила Янукович • Оговорки Виктора Януковича • Судимости Виктора Януковича 
Юлия Тимошенко Уголовное преследование Юлии Тимошенко — Освобождение Юлии Тимошенко (Кабмин — Луценко (освобождение) — декриминализация) • Пластика у Юлии Тимошенко • Недвижимость Юлии Тимошенко • Тигрюля 
Пётр Порошенко Инаугурация Петра Порошенко • Политическая карьера Петра Порошенко • Марина Порошенко 
Прочее Украинский язык • Девальвация гривны • Слухи о заселении евреями • Зелёный Клин • Кампания по приданию Чехову статуса национального украинского поэта • О гарантиях государства относительно выполнения судебных решений • Отмена зимнего времени • Продажа Укртелекома • Спрытко и Гарнюня • Российско-украинские отношения после Евромайдана • Петриковская роспись • Присоединение к России • Суржик • Украина (поезд)

Литература

  • Українська радянська енциклопедія: У 12 т. 2-е вид. — К.: Головна редакція Української радянської енциклопедії. Т. 8
  • Історія петриківського декоративного розпису в колекції Дніпропетровського національного історичного музею ім. Д. І. Яворницького
  • История городов и сёл Украинской ССР: В 26 т. Киев / АН УССР. Институт истории; Главная редколлегия: П. Т. Тронько (пред.) и другие — К.: Главная редакция Украинской Советской Энциклопедии АН УССР, 1982.
  • Самокиш Н. С. Мотивы украинского орнамента. — 40 листов цветных иллюстраций
  • Тищенко О. Р. Історія декоративно-прикладного мистецтва України ХІІІ-XVIII ст. — К.,1992
  • Українське народне житло (комплект листівок). Т. В. Косміна, З. О. Васіна. — К.: Мистецтво, 1986

Петриковская роспись в украинском народном промысле

Умельцы декорировали не только стены: причудливыми узорами оформлялись сундуки, сани, сеялки, народные инструменты. Особое развитие получила роспись по дереву, подлаковая и подглазурная роспись фарфора.

В следующем видео можно посмотреть как нарисовать картину цветами из петриковской росписи.

Чрезвычайно одаренные жители Петриковки прославили родину как центр распространения стенописи и не только. Удивительно, что народные мастера были особенно ловки и обладали завидным глазомером: им не требовался предварительный контур на поверхности, измерительные инструменты и даже профессиональные материалы. Работали кисточками из кошачьей шерсти, щепочками, камышовками, да и просто пальцами.

Огромный интерес к искусству, которое могло и растаять в бурном потоке высокоскоростного 20-ого века, возродился в 1936 году. На двух крупных выставках были представлены работы мастериц из Петриковки, и они произвели невероятный эффект. Сначала в селе открылась школа декоративного рисования, потом были и артель, и фабрика, и творческая мастерская. Сегодня существует центр народного творчества, где искусство росписи живет и продолжает развиваться.

Украинская роспись по дереву

В крестьянском быту нашло широкое применение декорирование дверей и ставен, мебели масляными красками. Росписи были орнаментально-декоративными, а узор зачастую красноречиво говорил, в какой местности он создан.

Искусствоведы особо отмечают украинские сундуки – яркую ценность народного творчества. Черные или темно-синие черниговские, с цветами и гроздьями, темнофонные полтавские с четким ритмичным повторением рисунка и яркие, сочные днепропетровские.

расписной посуде

История

Ракульская роспись совсем не схожа с теми промыслами, что процветали в округе (устюжская, борецкая, пермогорская). В период своего расцвета и ракульское направление не уступало более известным «соседям». Его история не такая древняя, как у многих других течений: ранние работы относят к середине 19 века, а затухание промысла связывают с 30-ми годами прошлого столетия.

Ракульская роспись. Начало ХХ в.

Если и выявлять в росписи знакомые, возможно, заимствованные черты, это будет близость к миниатюрам поморских рукописей (созданных в селениях на реке Выг). Но интересна любому исследователю ракульская роспись тем, что точно можно проследить историю ее развития. Сводится она даже не к конкретному поселению, а к семье. В деревне Ульяновская прялки и набирухи (т.е. емкости для сбора ягод) расписывала лишь семья Витязевых. И каждое новое поколение подхватывало традиции родителей, продолжая, тем самым, развитие промысла.

Интересный факт! Так как никто в округе долгое время не занимался тем же, исследователи справедливо полагают, что Витязевы могли быть семьей старообрядцев. Во время гонений они могли сменить место жительства, и там, вместо переписи книг заняться росписью бытовых вещей. На эту версию указывает характер росписи, несомненно, вобравший в себя традиции оформления книг.

[править] Мастера

К началу XX века исторических упоминаний о петриковке нет, поэтому и неизвестны имена мастеров, которые владели этим искусством ранее. В значительной степени благодаря исследованиям этнографа Дмитрия Яворницкого стали широко известны имена петриковских художниц первой половины XX века — Татьяны Пати, Надежды Белоконь, Ирины Пилипенко и Прасковьи Павленко, чьи творческие взносы считаются одними из самых значительных для развития «Петриковки» в этот период.

В середине XX века среди наиболее определяющих мастеров в развитии петриковской росписи были Федор Панко, Василий Соколенко, Марфа Тимченко, Анна Самарская, Владимир Глущенко.

Работали или продолжают работать в Петриковке такие значительные мастера как Андрей и Мария Пикуш, Татьяна Гарькавая, Зоя и Тамара Кудиш, Мария Шишацкий, Нина Турчин, Валентина Панко, Надежда и Нина Шулик, Елена и Валерий Зинчук, Тамара (Самарская) и Александр Вакуленки, Валентина Хоменко, Ульяна и Лиана Скляр, Татьяна Пата (Скляр), Валентина (Стативы) и Николай Дека, Мария Яненко (Стативы), Лидия Булавин (Стативы), Наталья Стативы-Жарко, Наталья Калюга, Валентина Миленко, Наталья Рыбак, Валентина Карпец -Ермолаева, Ирина Назаренко, Нина Бородина, Екатерина Тимошенко, Тамара Тесленко, Владимир Падун, Елена Васильева и другие.

Среди наиболее активных современных мастеров петриковской росписи, продуктивно развивают и популяризируют «Петриковку» и имели многочисленные выставки в разных городах — Галина Назаренко, Виктория Тимошенко, Елена Ярмолюк, Наталья Малярчук.

[править] Интересные факты

  • Василий Соколенко — старейший из ныне живущих мастеров петриковской росписи. Он создал в поселке Петриковка уникальный музей в собственной усадьбе, где были представлены произведения этого декоративной росписи. Сейчас большинство экспонатов его коллекции хранится в поселковом музее петриковской росписи.
  • В сентябре 2012 года представители Национального реестра рекордов и Книги рекордов Украины зафиксировали новое достижение. В центре поселка Петриковка создали самую длинную в мире орнаментальную роспись на бетонном заборе ручной работы — длиной в 120 метров и шириной 80 сантиметров.

Работу выполнили 30 профессиональных мастеров и 127 воспитанников Петриковского дома детского творчества, учащихся Петровской художественной школы и студентов специализированного ПТУ № 79. Чтобы разрисовать 120-метровый забор, им понадобилось три дня и тридцать килограммов эмалевой краски десяти цветов. А заканчивали цветочный фриз представители двадцати дипломатических миссий, аккредитованных на Украине.

В Киеве есть церковь, украшенная петриковской росписью. Внутреннюю часть Свято-Юрьевского храма, принадлежащего Киевскому патриархату, за несколько недель расписали художницы из села Петриковка Галина Назаренко и Ирина Кибец. Это первый храм на Украине и мире, расписанный петриковской росписью. Он расположен на Михайловской площади за гостиницей «Интерконтиненталь».


Роспись в храме соответствует православным христианским обычаям, каждый цветок и цвет имеют свое символическое значение. Поскольку храм посвящен святому великомученику Юрию (Георгию) Победоносцу, а цвет мучеников — красный, то в отделке много красных «Юрьевских» крестов.

Петриковская роспись для начинающих: рисунки, цветы

Отрабатывать все элементы и узоры нужно на бумаге. И только отработав навыки росписи на ней, можно переходить к другим декорируемым поверхностям. В следующем видео рассказывается про материалы которые нужно подготовить для начала петриковской розписи.

Прежде чем рисовать, ознакомьтесь с правилами:

1. Чтобы научиться петриковским элементами, возьмите плотную акварельную бумагу (или ватман).

2. Если уверенности в собственном мастерстве мало, нужно сначала поработать карандашом – полностью прорисовывать им элемент не стоит, только контуры.

3. Для рисования понадобится гуашь, которая предварительно разведена с клеем ПВА (1 капля клея на 10 капель краски).

4. Ваш инструмент не только кисть, но и собственный палец. Если не сделаете на ягодке отпечатка, она не будет по-настоящему петриковской. Точечки часто делают ушными палочками.

5

Важно правильно держать кисточки, относительно бумаги угол должен составлять 80 градусов.

6. Каждый элемент росписи нужно проработать как в прописи: целую строчку вырисовываете только один элемент

Когда в одном ряду все зернышки, звоночки, ягодки или ромашки будут одинаково хорошо, можно приступать к основному рисунку.

7. Учитесь размещать все элементы росписи на одном расстоянии.

8. Чтобы в обучении отмечался прогресс, рисовать нужно каждый день (хотя бы полчаса).

Рисование бегунца:

Шаг первый. Разведите на палитре зеленую краску, пока она станет по консистенции напоминать сметану. Легким движением проведите на листе тонкую зеленую линию. Простым карандашом обозначь на линии места, где будут прорисовываться ягоды, цветки, листочки.

Шаг второй. Разведите красную краску, опустите в нее палец – отпечаток станет ягодкой

Осторожно прижимайте палец к листу. Если все делать аккуратно, ягоды в грозди будут ровные и красивые

По той же методике на бегунке нужно нарисовать синие ягодки (но уже не в гроздьях, по отдельности).

Шаг третий. Принимайтесь за листочки. Разведите зеленую краску, четко прорисуйте каждый листик с помощью переходных мазков. Это значит, кисточку обмакните в зеленую краску, потом коснитесь кончиком кисти красок иных цветов.

Шаг четвертый. Остались только цветы! Кисточку обмакните в оранжевую краску, потом (чуточку) в красную. И рисуете цветок той формы, какую задумали.

Первые работы петриковской росписи для начинающих просты: рисунки без сложных элементов тонкой работы, узоры примитивны. Но без отработки этих навыков невозможно переходить к серьезным задумкам.

Секреты росписи: основные этапы и способы изображения

Сегодня интересна украинская петриковская роспись и для начинающих художников: благодаря активности аккаунтов мастеров в соцсетях огромное количество людей заинтересовалось старинным промыслом. Тем более, с его помощью можно изящно декорировать свое жилое пространство. Кто-то ограничивается росписью деревянных досок, кто-то расписывает шкатулки, а некоторые мастера с удовольствием берутся за роспись печей. И это не простое рисование по шаблону, а целое направление, которое предусматривает серьезное обучение.

Для начала осваивайте теорию. И только поняв концепцию техники, можно начинать рисовать. Один из законов петриковского рисунка – его целостность, и это восприятие отрабатывается применением определенных правил, средств и приемов. Например, мастер должен каждую композицию уравновешивать по части заполнения листа крупными и мелкими элементами. Целостность наблюдается и в заполнении работы цветовыми пятнами, в петриковке они контрастные. Уравновешивают художники и симметрию, и асимметрию.

Предлагаем вам посмотреть видео урок петриковской росписи, орнамент кистью.


Не менее важны законы типизации и контрастов. Типизация – это способ передачи через стилизацию характерного растительного элемента типичного и общего в изображении растительных и животных мотивов. Закон контрастов можно отследить через контрасты величин: в композиционном центре мастер располагает крупные элементы, а мелким находит место по краям. Соблюдаются и цветовые контрасты – умело сочетаются теплые цвета с холодными, например, красный с зеленым, синий с оранжевым.

Уделяется внимание и контрастам объема и плоскости: в этом мастеру помогает переходный мазок, просвечивание основы белого цвета, а также блики. Все это позволяет отдельным элементам быть объемными, при том, что общее решение композиции – плоскостное

Узнаваемые элементы петриковской росписи:

Правила передачи ритма. Примером тому может быть композиционная схема бегунец (или «фриз»). Это ленточный орнамент, главные элементы которого находят ритмическое повторение. Такая схема лежала в основе настенных росписей. Бегунец украшал печи, потолок, зону возле окон и дверей, междверные простенки.

  • Букет. Эту композиционную схему также активно используют петриковские мастера. Представляет она собой два или три переплетенных стебля, на них расположены бутоны, ягоды, листья, травинки и колоски. Многие любители народного творчества именно по этой схеме и узнают направление: петриковская роспись – букет цветов, где каждая мелкая деталь подыгрывает крупной, а каждая крупная нуждается в этом «аккомпанементе».
  • Вазон. Эту схему все больше использовали мастера старшего поколения. Искусствоведы и культурологи утверждают, что вазон – это космологическая знаковая система мироздания, образ природы, находящей в гармонии с человеком и в подчинении ему же. В изображении вазона угадывается священное дерево, культовый древневосточный символ. На это указывает равновесие и симметричность данной композиционной схемы.

И это только основные элементы, схемы, которыми богата петриковская роспись. Цветы, ягоды, плоды и птицы многие мастера рисовали канонически, но привносили небольшие авторские акценты.

[править] Техника исполнения и особенности росписи

Файл:Painting by Victoria Tymoshenko.jpg Блюдо с петриковской росписью

Характерной особенностью петриковской росписи является преобладание растительных узоров (в основном цветочных) и создание преимущественно фантастических, небывалых в природе форм цветов, в основе которых лежит внимательное наблюдение местной флоры, например, «лука» или «Кудряшка». Широкое применение в росписи имеют мотивы садовых (георгины, астры, тюльпаны, розы) и луговых (ромашки, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда. Характерным для узоров также изображение акантового письма, называемого «папоротником», бутонов и перистой ажурной листвы.

Не редко цветы и ягоды сочетаются с птицами, иногда используются изображения животных и людей, которые традиционно имеют несколько фантастический вид. Часто в «петриковке» используется образ жар-птицы — мифического существа, приносит счастье, с фантастическими узорами по всему туловищу.

Петриковская роспись традиционно выполняется на белом фоне (побелены стены и белая бумага), однако современные мастера выполняют росписи на фоне различных цветов, в том числе черного, синего, зеленого, красного.

Характерным для петриковской росписи является то, что весь рисунок будто развернутый по плоскости, имеет поверхностный вид. Орнамент выстраивается вокруг одного или нескольких стеблей, к которым присоединены все элементы основной части орнамента. При этом линии стеблей и ветвей не пересекаются между собой, а многие элементы росписи (цветы, листья, ягоды и т. д.) имеют силуэтное изображение. Фигуры птиц, зверей, людей носят в основном контурное изображение. Животных рисуют в профиль, а цветы — анфас.

Профессиональные мастера «петриковки» в основном рисуют без предварительно намеченного контура и не пользуются измерительными инструментами. Будущий произведение заранее вынашивается в воображении и выполняется только после того, как композиция полностью продумана.

Особенностью росписи является тот факт, что элементы рисунка (лепестки, стебли, ягоды и т. д.) выводят одним мазком.

Для изображения ягод и других элементов мастера часто пользуются собственным пальцем (хотя эта техника может быть выполнена также соской или пипеткой). Обмакнув палец в краску, касаются ним к бумаге и оставляют кругленькую пятнышко, немного светлее и выпуклую в центре и будто обведенную темнее контуром вокруг.

Типы мазков

Чтобы создать узор в технике петриковской росписи, необходимо овладеть четырьмя типами мазка, традиционно называемых «расческа», «зернышко», «орешек», «переходный мазок».

  • «Расческа» — мазок, который начинается с утолщения, сделанного натиском кисти, и завершается тонким усиком, который выполняется легким прикосновением кончика кисти. Уложенные вместе несколько таких мазков напоминают гребешок.
  • «Зернышко» — мазок, который наносят, начав с легкого прикосновения, сильным нажимом кистью. Когда мазки «зернышко» положены по бокам стебля, кончиком наружу, изображение напоминает колос. Отсюда и название. Для элементов, связанных с выполнением «зернышки», «изогнутых зернышки», тоненьких веточек, годится обычная акварельная кисть с тонким острым кончиком (когда она увлажнена). Но по традиции для выполнения этих мазков использовался самодельная кисточка из шерсти кота.
  • «Орешек» — состоит из двух гребенчатой ​​мазков, которые согнуты и поставлены друг против друга. Заполнив свободное место мазком «зернышко», получают форму, похожую на лесной орех.
  • «Переходный мазок» — накладывается одним кистью, но двумя красками. При этом сухая кисть обмакивают в одну (например, зеленую), а затем в другую (например, желтую) краску. На бумаге остается след от желтой краски, плавно переходит в зеленый.

Орудия труда

Свои краски петриковцы традиционно добывали из трав, листьев, ягод и цветов, вываривая их особым образом. Красный цвет получали из вишневого сока, зеленый — с пырея и листьев паслена, синий — из цветов подснежника. Различные оттенки желтого давали лепестки подсолнечника, шелухи лука и кора яблоневых побегов. краски разводили на яичном желтке и молоке, а закрепляли вишневым клеем или свекольным сахаром. Значительно позже появились фабричные красители, и только в послевоенное время стали использовать гуашь и акварель.

Инструменты для росписи имели также природное происхождение. Палочки из ростков деревьев, стеблей болотных трав, самодельные кисточки из кошачьей шерсти и пальцы самого мастера — вот небогатый набор художественных орудий, которыми творили народные умельцы большое разнообразие композиций цветочных узоров.


С этим читают