Паперкрафт для начинающих, бумажное моделирование, объемные скульптуры и простые фигуры из бумаги для детей

Содержание

Этапы становления

Художественное конструирование изделий берет свое начало в середине 19-го в. Подготовительным этапом для его формирования явился период, начавшийся от самого зарождения человеческого общества, когда существовало кустарное производство ремесленников. Это был ручной труд с примитивными технологиями. Производство при этом велось простейшими орудиями труда и было малосерийным. Однако каждая выпущенная мастером вещь являлась полезной для человека и учитывала все его потребности. При этом все работы кустаря были эстетичными и эксклюзивными.


Приход индустриального производства охарактеризовался выпуском «нечеловечных и холодных вещей». На этом этапе появился примитивный дизайн, когда специалистом создавались прототипы изделий, производимых рабочими при помощи машин. При этом экономичностью и функциональностью товаров занимался инженерный состав. Дизайнеры же отвечали только за эстетичный вид изделия. Однако это не устраивало покупателей. Выяснилось, что дизайнерам, прежде чем создавать прототипы товаров, необходимо изучить технологию производства и свойства используемых материалов. Это было связано с тем, что простоте обращения с изделиями придавалось столь же большое значение, как и их внешним формам. Именно поэтому в компании, производящие художественное конструирование промышленных товаров, стали приходить инженеры и проектировщики, модельщики и чертежники, а также специалисты, изучающие рынок.

Далее последовал дизайнерский этап, соединивший в себе новшества двух предыдущих. Специалисты стали работать на промышленных производствах, используя при этом разнообразные технологии и материалы. Дизайнер перестал быть оформителем и бутафором для своих вещей. Он научился мыслить масштабно, представляя себе будущее творение. При этом он наперед продумывал, как его изделие повлияет на среду обитания и как оно уживется в ней.

Основная задача художественного конструктора заключалась в сохранении чистоты идеи, а также создании симпатичной человеку вещи, функционально обоснованной формы. Для этого дизайнеру понадобились знания по демографической ситуации, социологии быта, физиологии, психологии, эргономике, медицине и т. д.

Практические аспекты

Занятия по бумагопластике организуются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС), Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и СанПиН 2.4.1.3049-13. Воспитатели составляют план работы и технологические карты на каждое занятие.

Технологические карты и схемы

В технологической карте должны быть отражены следующие пункты:

  • тема занятия;
  • цель деятельности и ее задачи;
  • предварительная работа;
  • дидактические материалы и оборудование;
  • описание этапов занятия (организационного момента, основной и заключительной частей) с указанием их продолжительности, слов педагога, предполагаемых ответов и действий детей.

Длительность занятия

В подготовительной группе проводят занятия по конструированию длительностью 15-25 минут.

В них включаются следующие этапы:

  • организационный момент — 1-3 минуты;
  • показ и объяснение приемов работы — 3-5 минут;
  • самостоятельная деятельность воспитанников — 5-10 минут;
  • обсуждение поделок — 2 минуты;
  • заключительная часть — 1 минута.

Вводные материалы

Для ознакомления детей с темой занятия и создания мотивации используют игровые приемы.

Их выбор зависит от фантазии педагога:

  • загадки (для представления героя);
  • игра «Прятки» (дети находят игрушку с помощью предложений, например «Кукла за шкафом»);
  • упражнение «Угадай-ка» (воспитатель показывает 4 картинки и предлагает узнать гостя, называя его признаки);
  • игровой прием «Письмо» (волшебник присылает письмо, в котором просит детей помочь ему сделать что-то);
  • «Четвертый лишний» (из 4 игрушек воспитанники должны выбрать ту, которая отличается от остальных — она и будет героиней занятия).

Программа кружка по конструированию в детском саду

Программа кружка по конструированию в детском саду представляет собой документ, как правило, включающий следующие разделы:

  1. Цель рабочей программы кружка по конструированию.
  2. Задачи рабочей программы.
  3. Описание категорий слушателей кружка.
  4. Описание основных блоков работы (работа с детьми, педагогами, родителями).
  5. Тематический план (наименование тем, содержание работ, количество занятий).
  6. Условия реализации программы (включая требуемое материально-техническое оснащение).
  7. Методическое обеспечение программы кружка (включая используемые методические приёмы и список литературы).
  8. Планируемые результаты работы.

Практически все пункты этого списка уже рассмотрены нами, кроме пункта о работе с педагогами и с родителями. Поясним, что обычно имеется в виду в этом блоке. Работа с педагогами подразумевает достижение интеграции с другими образовательными областями. Педагоги других направлений (например, музыкального) привлекаются для дополнительной координации тем и занятий с детьми. Так, дети могут делать на занятиях кружка конструирования то, что они смогут использовать в процессе занятий с другими педагогами.

Работа с родителями заключается в том, что некоторые занятия дети могут продолжить и дома при непосредственном участии мамы и папы или самостоятельно (но под родительским контролем). В особенности это касается работы с безопасными материалами и готовыми конструкторскими наборами («Лего», оригами).

Картотека тем для кружковой деятельности

Картотека тем для занятий обширна, развивается от простых тем и техник работы к сложным. Обычно картотека тем учитывает важные праздники (23 Февраля, 9 Мая, 8 Марта, Новый год), сезонные изменения (времена года), а также иные важные события местного, федерального или международного масштаба.

В кружковой деятельности по конструированию часто делают поделки, посвящённые важным праздникам

Выглядеть перечень тем может так:

  • Конструирование зверей по рисунку.
  • Конструирование на тему «Любимые сказочные герои».
  • Подарок для папы (23 Февраля).
  • Подарок для мамы (8 Марта).
  • Конструирование одноэтажного дома.
  • Конструирование многоэтажного дома.
  • Конструирование улицы.
  • Конструирование перекрёстка и дорожных знаков.
  • Конструирование «Мой любимый город».
  • Конструирование спортивной машины.
  • Конструирование грузовой машины.

Формы организации обучения

  • Конструирование по образцу. Эта форма обучения состоит в том, что ребенку показывают образцы построек, сделанных из деталей, и учат способам их воспроизведения. Детям передают готовые знания, показывают алгоритм действий, которому они должны подражать. В полном смысле слова такой вид деятельности трудно назвать творческим процессом, но это важный этап в освоении техники.
  • Конструирование по модели. Это более сложная разновидность творчества. В качестве образца детям показывают модель, в которой скрыты составляющие ее детали. Таким образом, перед ребенком стоит задача, а способ ее решения приходится выискивать самостоятельно. Благодаря этому развивается образное мышление.
  • Конструирование по условиям. В этом случае детям не дают ни образца, ни способов возведения постройки, а просто ставят требования, которым должна соответствовать поделка. Данный вид в наибольшей степени способствует развитию аналитических способностей.
  • Конструирование по замыслу. Ребенку дается полная свобода действий: он сам решает, что и каким способом будет создавать. Это очень сложная задача, но она способствует развитию самостоятельности и творческого начала.
  • Конструирование по схемам и чертежам. Дети учатся использовать шаблоны, чтобы потом преобразовать их в объемные геометрические тела. Такой вид деятельности развивает логику и образное мышление.
  • Конструирование по теме. Детям дают тематическое направление («Птицы», «Транспорт»), а что именно они будут делать, из какого материала и каким способом – они решают сами.

При любой форме организации обучения детей нужно стимулировать соблюдать законы архитектуры: полезность, прочность, красота. Конструирование, материалы для которого должны быть тщательно подготовлены воспитателем, является неотъемлемой частью процесса обучения. Его практикуют как в детских садах, так и в школах.

Детское конструирование в последнее время становится все более популярным. В программах по дошкольному воспитанию этот вид деятельности считается одним из основных. В любом виде конструирование – это творческий процесс, способствующий умственному развитию ребенка. Этот вид деятельности создает благоприятные условия для формирования математических знаний о форме, размере, количестве предметов. В ходе создания поделки стимулируется воображение, мышление, память.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Путешествие в бумажную страну»

Конспекты занятий по конструированию «Домики для зверюшек», «Веселая улица», «Построение разных зданий», сюжетно- ролевая игра с элементами конструирования Мы заботливые мамы и папы!»

Конспект занятия по конструированию «Дом, который построю Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)) Для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия и презентация «Бумажная страна»

конспект занятия «Деревья из бумажных лент»

Конспект занятия по конструированию из бумги по типу оригами ««Путешествие в бумажную страну».

Конспект занятия по конструированию в средней группе «Роспись птицы по мотивам дымковской игрушки»

Художественное конструирование в школе

Эстетическое воспитание детей находит свое продолжение в младших классах. Здесь также преподаются основы художественного конструирования. Перед учащимися ставятся технические задачи, решение которых требует умственного напряжения. При этом дети учатся обращаться с инструментами и обрабатывать используемый материал.


На уроках в школе учащиеся усваивают знания о возможности различных комбинаций средств выразительности, применяемых в художественном конструировании.

Это способствует формированию пространственного мышления ребенка, а также правильному цветоощущению. Школьник получает не только конструкторские познания, но и формирует знание композиции. Все это помогает воспринимать красоту окружающего мира.

Занятия по художественному конструированию могут вестись разными методами. Создание новых предметов иногда производится под диктовку учителя. Педагог только показывает детям конструктивные детали и демонстрирует основные приемы их изготовления. После этого ученики копируют действия учителя.

Конструирование может вестись и по аналогам. При этом дети создают предметы под непосредственным руководством учителя. Далее им предлагается самостоятельно изготовить аналогичную конструкцию.

Создать какой-либо предмет можно и по образцу. При этом учащиеся должны проанализировать готовую конструкцию и самостоятельно определить количество и форму нужных деталей, а также последовательность их сборки. Такие занятия позволяют детям приобрести самостоятельность в поисковой деятельности. Художественное конструирование можно изучать, создавая предмет по собственному замыслу, по заданным условиям или коллективом по 2-4 человека.

Теоретические аспекты обучения

Конструирование из бумаги (бумагопластика) — вид деятельности дошкольников, который предполагает:

  • составление плана действий;
  • выбор материала для поделки;
  • выполнение манипуляций в выбранной технике.

В детском саду дети конструируют поделки на занятиях, организованных воспитателем в игровой форме.

Цели занятий

Перед планированием занятия педагог должен поставить цель, которую он хочет достичь. Она реализуется через несколько задач.

Образовательные задачи:

  • знакомить со свойствами различных видов бумаги (классической, бархатной, голографической, крепированной);
  • формировать умение вырезать нужные детали для поделки и называть их (квадрат, круг и т.д.);
  • уточнять представления о цветах и их названиях;
  • учить делать объемные формы из бумажных заготовок путем их сгибания, сминания, скручивания или разрывания;
  • побуждать создавать изделия по замыслу (самостоятельно выбирать тему и материал для поделки);
  • учить объединять элементы в композицию (например, дороги и дома — это улица).

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать мелкую моторику, мышление, внимание и память; совершенствовать зрительное и тактильное восприятие; формировать умение анализировать созданные поделки и на основе этого планировать свои дальнейшие действия; развивать воображение.

Воспитательные задачи:

  • вырабатывать умение поддерживать порядок на рабочем месте и складывать инструменты на свое место после окончания работы;
  • воспитывать доброту, любовь к природе и др. (в зависимости от поделки).

Разновидности конструирования из бумаги

Бумагопластика делится на 2 вида:

  • оригами — складывание фигурок путем сгибания бумаги;
  • объемное бумажно-картонное моделирование, предполагающее использование ножниц и клея.

Формы конструирования

Выделяют 7 форм организации конструктивной деятельности:

  1. Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фреблем. Образцом выступают действия воспитателя. Дети повторяют показанное, усваивая новые техники работы с различными материалами.
  2. Конструирование по модели, предложенное А. Н. Миреновым. Вместо образца на занятиях используется модель — готовая поделка. Способ создания изделия не показывается. Воспитанники должны сами воссоздать модель. Эта форма организации деятельности используется при работе с детьми 5-6 лет и старше. Она помогает активизировать мышление дошкольников, т.к. им надо мысленно разобрать изделие на составляющие и воспроизвести неизвестный им порядок действий.
  3. Конструирование по условиям, разработанное Н. Н. Поддьяковым. Он предложил не давать детям готовых образцов и способов решения задачи. Основные условия должны носить проблемный характер. Например, учащимся предлагается сделать из бумаги предмет, который можно подарить маме на 8 марта. Этот метод позволяет развивать мышление и воображение. Он используется, если дети уже делали заданные объекты или анализировали похожие по структуре изделия.
  4. Конструирование по чертежам и наглядным схемам. Авторы методики — С. Леон Лоренсо и В. В. Холмовская. При работе с дошкольниками используют шаблоны. Дети учатся применять чертежи как способ познания предмета и способов его создания.
  5. Конструирование по замыслу. Для воспитанников детского сада эта деятельность сложна. Чтобы они мыслили творчески, педагог должен сформировать у детей представление о создаваемых предметах, умение повторять за педагогом действия и искать новые способы создания поделок. Только после того как дошкольники усвоят существующие способы моделирования из бумаги, они смогут творчески использовать полученные знания.
  6. Конструирование по теме. Эта форма близка к изготовлению поделок по замыслу. Разница в том, что воспитатель ограничивает замысел темой. Например, педагог предлагает детям создать любую поделку на тему «Осень».
  7. Каркасное конструирование, предложенное Н. Н. Поддьяковым. Этот метод редко используется при работе с дошкольниками. Воспитатель показывает каркас из любого материала, а затем делает то, что изменяет конструкцию. Дети при таком обучении усваивают не только строение каркаса, но и способы его изменения.

Мотивация для детей

Чтобы дошкольникам было интересно, можно превратить занятие в игру: принести игрушку (героя) и предложить детям сделать для него дом или подарок.

Интересные идеи и схемы конструирования

Для дошкольников старшей группы наибольшее удовольствие приносят занятия, содержащие в основе игровой элемент. Для поддержания интереса к конструированию из бумаги у воспитанников необходимо подбирать необычные темы для занятий, использовать игровую форму обучения, подбирать для конструирования предметы, которые будут пригодны для игровой деятельности детей.

Фотогалерея: примеры готовых бумажных поделок

Видео: занятие по конструированию из бумаги на тему «Подарок для папы»


Видео: техника оригами

https://youtube.com/watch?v=Ks-Nz5iNJ1g

Конструирование из бумаги в детском саду является наиболее сложной техникой изобразительной деятельности. Создание объёмной поделки из плоского материала требует затраты большого количества сил, напряжения внимания и фантазии. Активизируя механизмы пространственного и образного мышления, памяти и зрительного восприятия, этот вид творчества формирует в ребёнке черты будущего конструктора и, возможно, изобретателя. Занятия конструированием в детском саду готовят ребят к школе, они постигают основы геометрии, учатся зрительному анализу предметов, пробуют самостоятельно планировать действия и будущий результат. Воспитанники старшей группы работают осознанно, учатся управлять своими психическими процессами, что послужит основой к успешному обучению в начальной школе.

Художественное конструирование

Художественное конструирование – это творческий процесс, в котором главную роль играет не структура предмета, а отношение ребенка к нему. Дети создают не практический, а эмоциональный образ. Эта деятельность также делится на три подвида.

Занятие по конструированию из природного материала проводится с детьми младшего возраста. Малыши учатся видеть необычное в обычном, сближаются с природой. В начале обучения в ход идут песок, снег. Позже делаются поделки из веток, шишек, листьев, коры, орехов. Ребята учатся сопоставлять предметы по форме, размеру. Анализируют и принимают решения, какой материал больше подойдет, к примеру, для туловища животного, а какой выбрать для головы. Постепенно поделки становятся все сложнее за счет количества элементов и способов их соединения.

Конструирование из бумаги – более сложный вид творчества. Здесь используются различные техники: оригами, киригами, бумажная скульптура. Особенностью данной деятельности является то, что поделку нельзя переделать. Если малыш что-то неправильно отрезал или склеил, этого уже не исправишь. Это учит его внимательности и ответственности.

Для конструирования из бросового материала используются катушки, пластиковые бутылки, крышки, коробки, пенопласт, проволока и т. п. Такой подход способствует формированию у ребенка нестандартного взгляда на окружающие его предметы, преодолению штампов и стереотипности мышления.

Что является предметом художественного конструирования?

Определение основных задач, методов и сферы деятельности дизайнера дала международная организация этих специалистов ICSID, которая была основана в 1957 г. Согласно утвержденным ею концепциям, художник-конструктор должен воплощать те творческие принципы, которые существуют в технической эстетике. При этом он обязан придерживаться дизайнерской методики. Задача такого специалиста состоит в определении форм услуг и предметов, удовлетворяющих потребности человека и делающих его жизнь плодотворной.

Методика художественного конструирования заключается в разработке первоначальной идеи. При создании будущего изделия дизайнер сотрудничает с другими специалистами, определяя окончательную форму воплощения задуманного.

В сферу деятельности художника-конструктора входят практически все создаваемые человеком предметы. Особенно это касается товаров серийного и массового производства.

Исходя из всего сказанного выше, предмет художественного конструирования – это техническая эстетика. Ее используют и в процессе формирования гармонически развитой личности.

Организация рабочего места, техника безопасности

Перед началом конструирования из бумаги с детьми, стоит убедиться, что рабочее место организованно верно. Проверьте, наличие на детском столе всех нужных инструментов: ножницы, цветная бумага, клей-карандаш, или клей ПВА с кисточкой, карандаш простой, белый лист-основание, или лист плотного картона

Внимание!

  • ножницы для работы с бумагой должны быть с округлыми концами;
  • для маленьких детей  стоит выбирать небольшие ножницы с удобными ушками под пальцы;
  • если вы планируете работать с клеем ПВА, приготовьте под него небольшую емкость и специальную кисть, так ребенку будет удобней распределять клей по поверхности изделия;
  • не используйте в работе материалы, оставляющие  цветной след на руках, или обладающие специфическим запахом! Не рискуйте здоровьем вашего малыша.

Перед началом занятия убедитесь, что рабочая поверхность достаточно освещена, приготовьте для ребенка фартук и нарукавники. Так вы защитите  одежду от клея или от нечаянного “прорезывания”.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель вспоминает вместе с детьми о том, как они лепили игрушки для магазина. Сообщает: игрушки можно сделать и из бумаги. Тогда товаров в нашем магазине будет еще больше. Показывает образец бумажной игрушки – зайчика. Дети рассматривают, любуются. Воспитатель раскрывает сложенную полосу, показывает, как зайчик сделан. Затем устанавливает поделку на столе – дети убеждаются, что игрушка хорошо стоит, не падает.

Дидактическая игра «Угадалочка». Берет игрушку без ушей нейтрального цвета, представляет круглые уши«Кто это?»(Мишка). Приставляет острые ушки: «А теперь кто? (Котик). Приставляет мохнатые уши из оборванных бумажных кусочков«А теперь?»(Собака).

Показывает детям еще одну готовую игрушку – поросенка. Спрашивает детей о том, хотели бы они научиться мастерить такие игрушки. Показывает и объясняет способ изготовления. Берет полоску бумаги, складывает пополам, комментируя: «складываю аккуратно, чтобы все уголки соединились вместе – это тело игрушки» (устанавливает). Затем берет готовый прямоугольник, отрезает от него такую полоску, чтобы остался квадрат. Объясняет: «получился квадрат. Это будет голова. Только надо срезать с квадрата уголки». Берет оставшуюся полоску: «из этого маленького прямоугольника можно сделать уши. Если разрезать так (вдоль, чьи получатся уши? (заячьи).

А если разрезать на два маленьких квадратика и срезать и них с одной стороны уголки (показывает на другой полоске, получаются уши и для поросенка, и для кото. А если квадратики вот так оборвать, то получатся мохнатые уши для собаки».

Перед началом работы выполнить физминутку.

Вверх рука и вниз рука.


Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

(Дети проходят за столы)

Воспитатель предлагает решить, кто какую зверушку будет делать. Целесообразно поэтапное выполнение задания (действия за воспитателем)

При наклеивании воспитатель обращает внимание детей на то, что следует намазывать деталь (голову или уши) не целиком, а только её края

Когда игрушки будут готовы, воспитатель предлагает нарисовать животным мордочки фломастерами, украсить костюмы – нарисовать карманы, бантики, пояса, узоры и др. воспитатель предупреждает детей о том, что никогда не следует закрашивать игрушку фломастерами, от этого она станет неаккуратная и некрасивая«Вот так испортил игрушку мальчик из другой группы своего зайчика»(показывает).

После рассматривания готовых работ воспитатель хвалит детей

Потрудились от души.

Ах, игрушки хороши!

Будем с ними мы играть –

В магазине продавать.

Воспитатель создает условия для упражнения детей в изготовлении поделок и во время свободной деятельности.

Картотека тематик

При выборе темы воспитатель учитывает время года, государственные праздники и другие важные события в жизни людей.

Картотека тематик может выглядеть так:

  • «Осенний лес»: грибы, деревья, звери и др.;
  • «Любимые герои сказок»: колобок, заяц, поросенок, птица;
  • «Мой город»: дома, ворота вокруг них, улицы, светофоры;
  • «Мой дом»: создание одно- и многоэтажных домов;
  • «Зима»: елочка, снегирь, снежинка, снеговик;
  • «Новый год»: новогодние открытки, палочки Деда Мороза;
  • «14 февраля»: валентинки, бумажные сердца;
  • «23 февраля»: подарки папам;
  • «Транспорт»: машины разных видов;
  • «Мебель»: диван, кровать, кресло и др.;
  • «8 марта»: подарки мамам;
  • «День защиты детей»: игрушки из бумаги.


С этим читают