Промысел — это… виды и история

Хохлома

На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.  


Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия  серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности.

Хохломская роспись на разделочной доске

Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.

Мини-сочинение на тему «Народные промыслы»

Берущие свои истоки с самых незапамятных времен, народные ремесла и промыслы чрезвычайно популярны и сегодня, ведь это не просто история, это опыт сотен поколений, переплетающийся с национальными мотивами и уникальными умениями.

Каждое произведение народного творчества, будь то художественная роспись, гончарное искусство, деревянные изделия и прочее, в своем роде совершенно уникально. Оно согрето теплом рук настоящего мастера и пропитано его душевными порывами. Ведь только истинное вдохновение может подарить человеку фантазию и полет авторской мысли. И если само изготовление чудесных примеров народного промысла совершается с любовью и сердечной теплотой, то и результат становится поистине поразительным проявлением таланта и вкуса.

Будучи, по своей сути, произведениями народного искусства, все эти предметы, будь то кухонная утварь или интерьерный декор, являются и чрезвычайно полезными в обычном хозяйстве вещами. Они придают каждому дому неповторимый уют и стиль, они верно служат по своему назначению, оказывая своим обладателям практическую пользу. Надо сказать, что применение столь оригинальных и уникальных вещей в обыденной жизни чрезвычайно приятно, и ощущение их тепла и особенной энергетики мастера-умельца поселяется в этом доме.

Необычайно интересным и увлекательным становится изучение промыслов, как одной из важных и неотъемлемых частей истории жизни целого народа. Ведь каждый завиток национальной росписи, каждый изгиб формы несет в себе особенный смысл, вложенный в это искусство многими поколениями.

Народные промыслы – это прекрасная возможность ощутить себя частью целой нации, попробовать своими руками и освоить старинное ремесло своих предков, окунуться в древнюю историю и привнести ее частичку в наши дни.

Вариант 2

Народные промыслы живут и развиваются. В нашей области есть фабрика Хохломской росписи. В Ельце — Елецкие кружева, знаменитые во все времена. Ни одна модница не откажется их иметь в своём гардеробе. А уж расписные самовары, ложки, подносы стали украшением не только музеев, их можно найти в каждом доме.

Безупречная форма, изящество рисунка в сочетании золотого покрытия, простота и лаконичность, строгий силуэт и филигранность отделки — всё это характерно для деревянных изделий с хохломской росписью. На каждом предмете, будь то посуда или украшение, будь это узоры, заимствованные из древне — русской графики, народные мотивы, былинно сказочный орнамент. Кто хоть раз видел изделия с такой росписью, всегда захочет их иметь у себя.

Это достойный подарок на все времена. Настоящее искусство не умирает, настоящее мастерство передается из рук в руки. Необходимо иметь и развивать народные промыслы.


Вариант 3

Я хочу вам рассказать о Дымковском промысле. Этот народный промысел – уникальное явление русского народного искусства, пришедший к нам из глубины веков. Считается, что он возник в 15 – 16 веках в слободе Дымково. Традиция изготовления глиняной игрушки передавалась по женской линии от матери к дочери. Особенность этого промысла в том, что эти игрушки изготовляли с осени до весны, а в четвертую субботу после праздника Пасхи, игрушки белили мелом и украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках отвозили в город Вятку на праздник . Известный исследователь русской глиняной игрушки Л. А Динцес считал, что в глубокой древности она была не только забавой, но и воплощала образы языческих верований.

Женская фигура олицетворяла Мать – сыру Землю, Великую богиню природы; кони и олени — великое Светило, дарующее земле свет, тепло, плодородие; птицы — стихию воздуха, связывающую небо и землю.

Я восхищаюсь народным искусством. Особенно мне нравятся глиняные игрушки. Каждая из них уникальна и неповторима. Яркие игрушки дарят радость, хорошее настроение.

Палехская миниатюра

В нашей стране и далеко за рубежом широко известна палехская миниатюра. Это тот редкий случай, когда народный промысел сформировался не в старину, а уже в советское время, вскоре после революции. Это необычное ремесло стало известно благодаря мастерам поселка Палех Ивановской области. В прошлом это село находилось на территории Вязниковского уезда Владимирской губернии, известного иконописными мастерскими и старообрядческими скитами. (Примечательно, что в этих краях проживал известный старообрядческий отшельник Вавила. Родом из Франции, он пришел на владимирскую землю, чтобы принять Старую Веру и вести уединенный образ жизни. Подробнее о Вязниковском уезде читайте в статье «Приключения француза в старообрядческой России»).

После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично.

Палехская лаковая миниатюра

Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.

В словаре Ожегова

ПРОМЫСЕЛ, -ела, мн. -ы, -ов и (спец.) -а, -ов, м. 1. (-ы, -ов), кого-чего. Добывание чего-н., добыча, охота. П. жемчуга. П. тюленя. 2. (-ы, -ов). Занятие охотой, добычей зверя, птицы, рыбы. Охотничий п. Пушной п. 3. (-ы, -ов). Мелкое ремесленное производство, обычно как подсобное занятие при основном, сельскохозяйственном. Местные промыслы. 4. мн. Промышленное предприятие добывающего типа. Горные промыслы. Нефтяные промыслы. 5. (-ы, -ов). То же, что отхожий промысел (устар.).йзеоуш-чий п. (по извозу). 4- Кустарный промысел — производство бытовых изделий ручным способом. Народные кустарные промыслы. Художественный промысел — изготовление народных художественных изделий. Народные художественные промыслы. Косторезный художественный промысел. || прил. промысловый, -ая, -ое. Промысловая рыба (являющаяся предметом промысла). Промысловая кооперация. Промысловое судно (для добычи -я обработки рыбы, морского зверя).

Мезенская роспись

Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) — это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. по февраль 1666 г. в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом.

Мезенская роспись на подносе

Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

Мезенская роспись на разделочной доске

В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. мезенскую роспись возродили потомки старых палащельских мастеров: Ф.М. Федотов в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Москве.

Приглашаем Вас к сотрудничеству с Ассоциацией «Народные художественные промыслы России»

Народные художественные промыслы являются неотъемлемой частью отечественной культуры. Россия — одна из немногих стран, сумевших достаточно полно сохранить исторические традиции и стилевые особенности развития народных художественных промыслов. В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, защиты и представительства их интересов в федеральных и региональных органах исполнительной власти в 1990 году по инициативе предприятий была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России» — негосударственная некоммерческая организация.


В настоящее время Ассоциация объединяет около 250 организаций промыслов, расположенных в 48 регионах Российской Федерации. Среди них всемирно известные центры народного искусства, выпускающие изделия с хохломской и городецкой росписью по дереву, гжельский фарфор, ростовскую финифть, вологодское и елецкое кружево, богородскую и беломорскую резьбу по дереву, кубачинские ювелирные украшения, холмогорскую и тобольскую резную кость, жостовские и нижнетагильские расписные подносы, скопинскую и псковскую керамику, торжокское золотное шитье, кисловодский фарфор, оружие златоустовских и тульских мастеров, художественное ткачество и вышивку различных регионов России.

Основные направления деятельности:

  • Защита и представительство интересов организаций промыслов в федеральных и региональных органах исполнительной власти.
  • Разработка нормативно-правовых актов и подзаконных документов, регламентирующих деятельность предприятий и организаций народных художественных промыслов.
  • Организация и проведение выставочных (проект «Молодые дарования» и др.), выставочно-ярмарочных мероприятий (проекты «ЛАДЬЯ» и «ЖАР-ПТИЦА»)
  • Пропаганда искусства народных художественных промыслов в средствах массовой информации.
  • Организация и проведение мастер-классов, семинаров ведущих художников и мастеров промыслов.
  • Проведение углубленного анализа экономических показателей по организациям, подтвердившим свое отнесение в соответствии с законодательством к организациям народных художественных промыслов.

Члены Ассоциации имеют ряд преференций:

  • Защиту и представительство своих интересов в федеральных и региональных органах исполнительной власти;
  • Бесплатное консультирование по правовым вопросам, финансово-экономической деятельности, художественно-творческой работе, оформлению документации по регистрации изделий признанного художественного достоинства, по возмещению затрат на электроэнергию и природный газ за счет средств федерального бюджета, другим вопросам жизнедеятельности промыслов;
  • Неограниченное участие во всех мероприятиях, проводимых Ассоциацией;
  • Бесплатное консультирование и помощь в оформлении документов по награждению Ваших сотрудников государственными наградами.
  • Бесплатное участие в выставочных мероприятиях Ассоциации;
  • Льготное участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях Ассоциации;
  • Льготное участие в деловых миссиях Ассоциации в регионах России и за рубежом;
  • Широкий доступ к членской базе Ассоциации;
  • Бесплатное распространение информации о Вашем предприятии среди членов Ассоциации;
  • Рассылка (один раз в месяц) информационного пакета документов.

Душа мертва без любви и веры

Но не все так плохо! Жива душа русского народа! Неистребимы ее духовные ценности и генетически заложенное в нас стремление жить по совести. И в аппарате Президента, и в Госдуме, и в армии, и в обществе есть настоящие, живые люди! Их душа глубоко скорбит, наполнена горечью боли и негодования оттого, что ее ценности попраны и забыты. Эта боль безутешна и никогда не пройдет! Боль души — это наше главное оружие в борьбе за моральные ценности, победу справедливости и совести. С ее помощью можно объединить всех здравомыслящих сынов Отечества, которые дадут справедливый отпор «рыночной идеологии». И это непременно произойдет — это не более чем вопрос времени. Ведь наша национальная идеология сообразна душевным устремлениям каждого русского человека — жить в мире, творить добро, почитать предков, преданно любить… Поэтому душа русского народа рано или поздно, но воскреснет! Тогда и воссияет во всей своей силе и красоте солнце русской Правды.

Во времена Ноя «на всей земле был один язык и одно наречие» (Быт. II, I). Сегодня доподлинно неизвестно, как именно он звучал. Но мы знаем, что это был понятный абсолютно каждому человеку язык — божественный язык, язык добра, любви и совести. Его можно слышать и по сей день — во время пения православных молитв, в грузинском многоголосном пении, в молдавской, украинской или русской народной песне. Он понятен без слов, а его звучание заставляет сердце каждого из нас учащенно биться. Благодаря ему мы и сегодня способны понимать и любить друг друга, без лишних слов и обещаний. Ибо это божественный язык, а значит, это душа народа. Но проблема в том, что духовные ценности души русского народа отличаются от западной идеологии. Пропагандирующие простую, можно сказать, бездушную формулу жизни — «мыслю — значит, существую», западные принципы формирования общества бесконечно далеки от русской души и ее ценностей. Им никогда не понять и не смириться с нашей формулой бытия — «душа мертва без любви и веры».

Русский народ рожден на бескрайних просторах, поэтому ему свойственно созерцать, спорить, сомневаться, безгранично любить и верить. Природа русского человека подобна океану — спокойная, буйная, могучая и бушующая одновременно. Под стать ей и русский язык — «великий и могучий». И душа русского народа, по большому счету, не имеет национальности. Зато она может быть мелкой или широкой, глухой или отзывчивой, способна ненавидеть и преданно любить. Поэтому, когда мы говорим о русской душе, мы имеем в виду уникальный, врожденный дар каждого русского человека — способность любить, верить и поступать по совести. 

Русский народ отличается богатой культурой и множественными обычаями. Как прекрасно вспомнить, как наши предки проводили праздники, какие изготавливали игрушки, какой в действительности является русская национальная кухня, не говоря уже о народных костюмах и религиозных обрядах. Национальная культура, как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку. Русские традиции всегда отличались своей красотой, пышностью и глубоким внутренним содержанием. Быт и культура нашего народа неразрывно связаны с его историей и христианской верой. В этом разделе мы детально исследуем наши прекрасные обычаи и прикоснёмся к старине, которая возрождается и в наши дни.

Наша любимая Родина, Россия — это великая Держава и великий народ с богатейшей, уникальной культурой и традициями, ценнее и лучше которых нет ни в одной другой стране мира. С нами считаются, нас критикуют, нас не понимают, нас любят, нас боятся! Великий народ и великая культура! Но хорошо ли мы сами себя знаем?

В нашей стране проживают десятки народов, которые переплелись между собой настолько крепко, что русские люди начали забывать о своих корнях. Исконно русские традиции превратились в сухие строчки на страницах учебников истории, и молодое поколение не имеет ни малейшего представления о богатом наследии русской национальной культуры. Что является тем источником и корнем, благодаря которому и формируется такая неистребимая, вольная и широкая русская душа? Давайте же вместе узнаем свои родные русские традиции, свою великую русскую культуру, свою святую русскую веру.

Мы обязаны знать о себе больше, потому что мы должны быть сильными, потому что мы хотим жить, потому что мы русские!

Так давайте узнаем о себе больше!

Роль ниток в создании кружевных изделий

Огромную роль в создании кружевного изделия играют нитки. Золотые и серебряные появились намного раньше, чем льняные, канитель, сканье, трунцал, нитки из агавы и алоэ, крапивы и каучука, хлопка, мулине и другие. Часто золото заменялось вызолоченным серебром. Существовало поверье, что от прикосновения женских рук золотая нить тускнеет, поэтому с золотыми нитями когда-то работали только мужчины. Женщинам приходилось работать с нитями из более дешевых и простых материалов. В создании кружева большая роль отводится именно шелковым нитям, но кроме этого существуют нити из пуха камыша и из человеческого волоса. В настоящее время для окрашивания нитей используются химические красители. В старину же красили природными красителями, такими как  березовые листья, еловые шишки, шелуха лука, листья брусники, щавель, корень ольхи, болотная руда и другие.

Каргопольская русская народная игрушка


По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Известно, что жители этого города и его окрестностей издавна занимались гончарным делом, делали традиционную игрушку.

По сравнению с яркими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками, каргопольская игрушка на вид сурова. Для нее характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке, сказочные сюжеты и другое). Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.

Каргопольской игрушке свойственна тема деревни. Герои местных мастеров — простые русские люди, работающие в поле, пахари и сеятели, которые отдыхают в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.

Настоящих животных каргопольские умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц. Женщин изображали в длинных сарафанах, волосы заплетали в косу, на шее рисовали бусы, а в руки помещали сверток с младенцем или блюдо с пищей. Мужчина изображался обязательно с густой бородой, в расписной рубахе, свободных шароварах и высоких сапогах на небольшом каблуке. На голове шапка или шляпа для защиты от солнца.

Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл. Женщина является символом Земли, плодородия, кормилицы. Медведь — символом хозяина леса, олень или баран — символом неба и солнца. Каргопольскую игрушку делали из цельного куска глины, иногда добавляли дополнительные элементы. После обжига фигурку помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревшей муке на поверхности возникали  причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывали красками. Подобная технология придавала фигурке рельефность и объем. При росписи наибольшей популярностью пользовались следующие цвета: красный, зеленый, желтый и синий.

Каргопольская русская народная игрушка

Игрушку всегда украшали узором: на изображениях людей это был орнамент на одежде, а животным украшали рога или конечности. Узор был простым и незамысловатым: волнистые линии, геометрические фигуры и  цветы. Кроме того, в качестве узора служили изображения на игрушке солнца, неба, луны, огня, земли и воды.

В качестве заключения

Список самых популярных народных ремесел, который я представила выше, основной, но не полный. Вы можете далее самостоятельно знакомиться с другими видами народных искусств и ремесел, ведь их большое количество. Это и гончарное дело, и макраме, и народная тряпичная кукла — все сразу и не упомянешь.

Деткам в школьном возрасте можно предложить посещать детские объединения, в которых учат народным промыслам. Благо, сейчас такие центры дополнительного образования есть во всех городах и поселках. Скоро я о них тоже расскажу. Там дети могут заниматься и деревообработкой, и шить, вязать крючком, плести изделия из соломы. Хотя вместе с традиционными народными промыслами сейчас развиваются и новые направления: бисероплетение, вышивка лентами, изготовление поделок из фоамирана. Но об этом читайте немного позже.

Также можно устраивать мини-викторины для школьников, можно поискать специальные сервисы в сети либо подготовить их самостоятельно, если вы любите заниматься с детьми самостоятельно.

В общем, посыл понятен — сегодня есть все возможности для знакомства детей с народным творчеством, главное, не упустить их. Надеюсь, дорогие воспитатели и родители, что статья была для вас полезна. Не забывайте делиться лайками ниже в соцсетях. Вам это не сложно, а мне будет очень приятно.


С этим читают