Конспект занятия для детей 10 лет «фольклор, искусство в народном быту»

Музыка 8 класс

«Влияние музыки на организм» — Методы исследования. Духовное развитие личности через музыкальную культуру. Музыкальные произведения для гармонизации различных состояний человека. Из истории применения целебных свойств музыки. Видовое и стилистическое разнообразие музыки


Музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Несколько гипотез о происхождении музыки

Апполон –покровитель музыки. 4 основных направления лечебного действия музыкотерапии.

«П.И.Чайковский» — Чайковский родился в семье горного инженера. Памятник Петру Чайковскому. Камско-Воткинский завод. Личная жизнь композитора. Семья Чайковских. Надгробие композитора. Чайковский уходит из консерватории. Петр Ильич Чайковский. Смерть. Должность профессора.

«Музыка русских народных песен» — О русской песне. Русский композитор М.И.Глинка. Русские песни. Проблема. Инструментальная народная музыка. Музыка моего народа. Русское народное творчество в современном мире. Современные исполнители народных песен. Академический Русский Народный Оркестр. Обрядовые песни. Наличие фольклорных корней. Место русской народной музыке. Фольклор и молодежь.

«Краткая биография Чайковского» — «Спящая красавица». «Иоланта». Оперы Чайковского. Пётр Ильич Чайковский. Балеты Чайковского. «Щелкунчик». «Лебединое озеро». Вокруг звучали крестьянские песни. Жизненный путь. Там отец композитора служил директором Горного завода. В 1866 году Чайковский переехал в Москву. «Евгений Онегин». Путь к мастерству.

«Жизнь Бетховена» — Родственница Брунсвиков. Бетховен. Детство. Внешний облик. Финал. Исполинское величие. Великое событие. Нежность. Отец Бетховена. Влияние. Композитор и пианист. Произведения Бетховена. Последние годы жизни. Переезд в Вену. Глубина и значительность. Последние годы жизни и творчества. Людвиг ван Бетховен. Мать Бетховена. Лунная соната.

«Исторические народные песни» — 6.За что, с народной точки зрения, достались Емельяну Пугачёву кандалы? 4. Как предлагает ПётрI встретить шведского короля? 2.Какое историческое событие не освещается в прочитанных исторических песнях? 3.Почему Ермак с казаками решили идти на Сибирь? 1.Какая историческая личность не является героем прочитанных исторических песен? 5.С чем народ сравнивает Полтавскую битву? 7.С чем сопоставляются в лирических песнях душевные переживания героев?

«Музыка 8 класс»

Что такое творчество

Творчество человека – тот вечный двигатель, который позволяет культуре, науке достигать новых высот. Любая деятельность людей, которая служит преобразованию мира, рождает нечто уникальное, заслуживающее интерес, восхищение, приносящее пользу другим – это творчество. Речь не только о художественных ценностях, технических изобретениях. Мыслительная деятельность людей, рождающая духовные ценности, также представляет собой отдельный вид творчества и одновременно является инструментом гениальности, создающим все уникальные продукты в процессе любой творческой деятельности.

Благодаря воображению, рождаются новые идеи литературных произведений, научные изобретения, партитуры музыкальных шедевров, сюжеты гениальных полотен. Любая философская гипотеза, техническая новинка, художественное произведение – это всегда продукт активного познания и творчества. Самозабвенная работа пекаря или повара, цветовода – все это может быть проявлением творчества человека.

Искусство, творчество хобби

Искусством занимается элитарная, профессиональная культура, где требуется талант незаурядный, а произведения — показатель уровня эстетического развития человечества. К народному творчеству оно отношения имеет довольно мало, если не считать вдохновения: все композиторы, например, писали симфонии, используя мелодии народных песен. Но это отнюдь уже не она, не народная песня. Достояние традиционной культуры — творчество как показатель развития коллектива или отдельного человека. Такая культура может развиваться успешно и многосторонне. А результат массовой культуры, как лекало мастера, подаренное народу для посильного повторения, — это хобби, эстетика такого рода, которая призвана снимать напряжение от механичности современной жизни.

Здесь можно заметить некоторые признаки исконного начала, в художественном народном искусстве черпающее темы и средства выражения. Это довольно распространённые технологические процессы: ткачество, вышивка, резьба, ковка и литьё, декоративная роспись, чеканка и так далее. Истинное народное творчество не знало контрастов перемен в художественных стилях целое тысячелетие. Теперь это значительно обогащено в современном народном творчестве. Степень стилизации меняется так же, как и характер осмысления всех старых взятых напрокат мотивов.

Былина и сказка


Жанр народного творчества оформился значительно ранее девятого века, а термин «былина» появился только в девятнадцатом веке и обозначал героическую песню эпического характера. Мы знаем былины, певшиеся в девятом веке, хотя наверняка они не были первыми, просто до нас не дошли, потерявшись в веках. Каждый ребёнок хорошо знает былинных героев — богатырей, воплотивших идеал народного патриотизма, мужества и силы: купец Садко и Илья Муромец, великан Святогор и Микула Селянинович. Сюжет былины чаще всего наполнен жизненной ситуативностью, но она значительно обогащена и фантастическими вымыслами: у них есть телепорт (мгновенно могут преодолевать расстояния от Мурома до Киева), в одиночку войско победить («как направо махнёт — будет улица, как налево махнёт — переулочек»), и, конечно, чудовища: драконы трёхголовые — Змеи Горынычи. Виды народного творчества России в устных жанрах этим не ограничиваются. Есть ещё и сказки, и легенды.

Былины отличаются от сказок тем, что в последних события полностью вымышлены. Сказки бывают двух видов: бытовые и волшебные. В бытовых изображаются самые разные, но обычные люди — принцы и принцессы, цари и короли, солдаты и работники, крестьяне и попы в самой обычной обстановке. А волшебные сказки обязательно привлекают фантастические силы, добывают артефакты с чудесными свойствами и так далее. Сказка обычно оптимистична, тем и отличается от сюжета других жанровых произведений. В сказках обычно побеждает только добро, злые силы всегда терпят поражение и всячески высмеиваются. Легенда в отличие от сказки — устный рассказ о чуде, фантастическом образе, невероятном событии, которые должны рассказчиком и слушателями восприниматься как достоверность. До нас дошли языческие легенды о сотворении мира, происхождении стран, морей, народов, о подвигах как вымышленных, так и реальных героев.

Презентация на тему: » Фольклор в нашей жизни. Цели проекта 1.Показать необходимость различных жанров фольклора в современности. 2.Развивать интерес к фольклорному наследию.» — Транскрипт:

1 Фольклор в нашей жизни

2 Цели проекта 1.Показать необходимость различных жанров фольклора в современности. 2.Развивать интерес к фольклорному наследию нашей страны.

3 Основополагающий вопрос Жив ли фольклор в современном мире?

4 Гипотеза исследования Хотя термины «фольклор», «устное народное творчество» кажутся относящимися к глубокой древности, на самом деле большинство из нас постоянно, на протяжении всей жизни слышит, исполняет, а иногда и сочиняет фольклорные произведения.

5 Организация работы над проектом: 1.Знакомство с научно-популярными, художественными изданиями, интернет- ресурсами по теме проекта. 2. Сбор необходимых материалов для составления опросного листа. 3. Анкетирование учащихся 1 А,5А, 7А, молодых мам. 4. Определение наиболее актуального для школьников направления. 5. Посещение фольклорного ансамбля «Горница». 6. Наблюдение за тем, какую роль играют пословицы и поговорки в современной жизни. 7. Подведение итогов работы над проектом. 8. Оформление брошюры.

6 Социологический опрос: Что такое устное народное творчество? Какие жанры фольклора Вы знаете? Встречаете ли вы фольклор в повседневной жизни? Может ли быть интересно устное народное творчество Вашим ровесникам? Нужно ли нам изучать фольклор? Исполняют ли фольклорные произведения Ваши родственники, друзья? Возможно ли счастливое детство без народных сказок? Часто ли Вы читаете сказки? Назовите 2-3 сказки. Какие малые жанры фольклора Вам известны? Приведите любой пример колыбельной, считалки и др. жанров. Помните ли Вы колыбельную, которую пела Вам мама? Возможны ли русские праздники без народных песен? Как вы думаете, нужен ли в современной жизни фольклор?

7 Глава 1 Детский фольклор Детский фольклор народное творчество для детей разного возрастаот самого их рождения. Человек встречается с устным народным творчеством с первых дней своей жизни. Мама пела нам колыбельные песенки, а этожанр фольклора. Мы подрастали, начинал играть, используя песенки, считалки, загадки… Народные песни, сказки, пословицы, загадки радуют нас красотой слова, заражают своим веселым смехом, волнуют глубиной мысли. У молодых родителей очень много дел. Ежедневно приходится совершать массу процедур, гулять, купать, кормить, развивать малыша. Каждый их день со временем становится похож на расписание. Как разнообразить их жизнь?

8 Пословицы и поговорки на прихватках и варежках

9 . Глава 3 Но фольклор – это не только сказки для детей и взрослых, это и многочисленные песни. В них отразился весь колорит жизни крестьянина. А русские праздники не мыслимы без народных песен. Песни пели и когда работали в поле, и когда собирались на вечерние посиделки, и когда занимались рукоделием.

10 Список используемой литературы: slovari.yandex.ru folklor.igraemsdetmy.rufolklor.igraemsdetmy.ru festival.1september.ru В. И. Даль. О фольклоре. А.Н. Афанасьев и его фольклорные сборники.

Прикладное искусство

С самой седой старины известно народное прикладное творчество России. Это, пожалуй, единственный вид, не претерпевший коренных изменений до сегодняшнего дня. Этими предметами исстари и доныне украшается и усовершенствуется домашний и общественный быт. Сельское ремесло осваивало даже довольно сложные конструкции, вполне пригодные в современной жизни.


Хотя сейчас все эти предметы несут не столько практическую, сколько эстетическую нагрузку. Это и бижутерия, и свистульки-игрушки, и украшения интерьеров. Разные области и регионы имели собственные виды искусства, ремесла и рукоделия. Самыми известными и яркими являются следующие.

Народ и творчество

Что люди подразумевают под словом народ? Население страны, нацию. Но, к примеру, в России проживают десятки самобытных этносов, и народное творчество обладает общими чертами, имеющимися в сумме всех этносов. Чуваши, татары, марийцы, даже и чукчи — разве в современном творчестве музыканты, художники, архитекторы не заимствуют друг от друга? А вот общие их черты осмыслены элитарной культурой. И потому мы, помимо матрёшки, имеем некий экспортный продукт, являющийся нашей совместной визитной карточкой. Минимум противопоставления, максимум общего объединения внутри нации, вот таково направление современного творчества народов России. Сегодня это:

  • этническое (фольклоризированное) творчество,
  • любительское творчество,
  • творчество простонародья,
  • самодеятельное творчество.

Тяга к эстетической деятельности будет жива, покуда жив человек. А потому и сегодня процветает искусство.

Платки и самовары


Оренбургский платок — это и шали, тёплые и тяжёлые, и невесомые шарфы и платки-паутинки. Узоры вязания, пришедшие издалека, уникальны, они отождествляют собой вечные истины в понимании гармонии, красоты, порядка. Козы Оренбуржья тоже особенные, пух дают необычный, его можно прясть тонко и прочно. Под стать вечным вязальщицам Оренбурга и тульские мастера. Они не были первооткрывателями: первый медный самовар был найден в раскопках поволжского города Дубовки, датируется находка началом Средних веков.

В России чай прижился в семнадцатом веке. Но первые самоварные мастерские появились всё-таки в Туле. Этот агрегат до сих пор в чести, и чаепитие из самовара на сосновых шишках — вполне заурядное явление на дачах. Они бывают чрезвычайно разнообразны по форме и отделке — бочонки, вазы, с вязью росписи, чеканками, украшениями ручек и кранов, подлинные произведения искусства, к тому же чрезвычайно удобные в быту. Уже в начале девятнадцатого века в Туле производили самоваров до 1200 в год! Продавались они на вес. Латунные стоили шестьдесят четыре рубля за пуд, а красные медные — по девяносто. Это очень большие деньги.


С этим читают