Монотипия в детском саду

Содержание

Порядок выполнения рисунков в технике монотипия

Чтобы дети не потеряли интерес, совершенствовали навыки рисования и развивали воображение рисование в технике монотипии проводят от простого к сложному. Дети 2–4 лет создают образы симметричных объектов, затем — композиции. В старшем дошкольном возрасте осваиваются пейзажи.


Поэтапное рисование бабочки

  1. Первоначально дети учатся подготавливать лист бумаги. Квадрат или прямоугольник складывается пополам, обозначается середина изображения. Воспитатель помогает.

  2. На одной половине листа рисуется часть изображения: верхнее и нижнее крылья бабочки. Могут быть обозначены туловище, голова и усик (по возможностям детей). Непринципиально, на какой половине листа будет рисунок. Как правило, правши рисуют основу для монотипии справа, левши — на левой стороне листа.

  3. Пока краски не высохли, бумажный лист складывается по линии. Сверху нужно хорошенько надавить ладонью и пригладить лист. Раскрываем — получилась бабочка!

  4. Детям 3–4 лет предлагается дополнить рисунок бабочки: нарисовать глазки, узор на крыльях, попробовать сделать обводку.

Поэтапное рисование дерева

  1. Необходимо показать детям, что монотипию можно создавать на листе разной формы (прямоугольной, квадратной) и с разной ориентацией (горизонтальной, вертикальной). Для рисования вытянутых в вышину предметов лист кладётся вертикально.

  2. По мокрой краске рисуются дополнения более тёмного оттенка.

  3. Благодаря использованию нескольких оттенков зелёного получается реалистичный цвет кроны и травы.

Поэтапное рисование цветов

  1. Для рисования цветочной композиции в технике монотипия на одной стороне листа изображается несколько растений и половина предмета, если есть (ваза, горшок).

  2. Зеркально отпечатывается изображение и получается пышная композиция (по замыслу) — цветочный куст или букет.

  3. Остаётся прорисовать детали: серединки цветов, прожилки листьев, обозначить лепестки. Горшок или вазу следует обвести.

Поэтапное рисование платья

  1. К листу с обозначенной границей прикладывается трафарет «Платье». Воспитатель проверяет, чтобы середина шаблона совпадала с серединой листа. Дети обводят карандашом трафарет.

  2. Одна часть платья заливается основным цветом.

  3. Сверху невысохшей краски наносится простой узор: тычки, мазки.

  4. Рисунок отпечатывается — платье равномерно окрашено с интересными разводами и узорами.

  5. Когда рисунок высох, дети вырезают платье по контуру.

Поэтапное рисование зимнего пейзажа

  1. Первым рисуется фон: небо и вода.

  2. Отпечатываем и раскрываем лист. Рисуем зимний лес: подойдёт синяя, голубая, сиреневая или серая краска.

  3. Пейзажная монотипия строится на зеркальном принципе: предметы (деревья, домики, корабли) отражаются в воде.

Поэтапное рисование зимнего дерева (на плёнке)

  1. Особый вид монотипии — отпечатывание рисунков со стекла, пластики или плёнки. Изначально изображение создаётся на гладкой поверхности, и оно может быть любым (несимметричным). Рекомендуется рисовать гуашью, акварель будет собираться на плёнке капельками.

  2. Если гуашь подсохла, пока создавалось изображение, сверху чистой кистью следует нанести немного воды.

  3. На плёнку или стекло кладём лист бумаги, прижимаем и проглаживаем. Зимнее дерево получилось!

Фотогалерея: примеры готовых работ

Монотипия — простая техника рисования. Но при помощи отпечатывания рождаются удивительные и яркие образы. Детям открывается волшебные мир цветов, оттенков и всевозможных форм!

Примеры выполнения работ в технике монотипии в детском саду

Ниже приводятся несколько инструкций работ в технике монотипии.

«Бабочка»

Дети наносят краску так, чтобы получился контур крыла бабочки

Инструкция:

  1. Ребята, согните лист пополам, расположив его горизонтально.
  2. Мы будем рисовать на левой половинке листа. Итак, ближе к середине делаем толстую линию голубой краской.
  3. От этой линии располагаем пятна красного, оранжевого, жёлтого тонов, делая их как бы в форме крыла бабочки.
  4. Складываем лист по сгибу и проглаживаем рукой.
  5. Разворачиваем рисунок, дорисовываем усики.

Видео: бабочки в технике монотипии

«Зима»

Для этого рисунка потребуется лист-основа (или плитка) и ватная палочка.

Чем ярче оттенок синего, тем отчётливее будут видны узоры

Инструкция:

  1. Разводим синюю гуашь водой, обмакиваем кисть.
  2. На плитку наносим мазки краской, стараясь делать их как можно гуще.
  3. Ватной палочкой делаем хаотичные линии, вытирая краску.
  4. Прикладываем лист бумаги и прижимаем его к основе.
  5. Аккуратно снимаем лист. Рисунок готов.

«Летний день» (пейзажная монотипия)

Этот пример монотипии показывает, как создать отражение в воде.

Пейзажи в технике монотипии получаются очень живыми и яркими

Инструкция:

  1. Складываем лист пополам по вертикали.
  2. Рисуем в верхней части. Слева обозначаем ствол дерева, дорисовываем листочки.
  3. На заднем плане делаем штрихи зелёной краской — лес.
  4. Справа вверху рисуем горизонтальные штрихи-облака.
  5. Складываем лист по сгибу, прижимаем.
  6. Медленно снимаем верхний край. Картинка готова.

Монотипия — это быстрый способ получить красивый и необычный рисунок. С помощью этой техники рисования даже те дети, чьи изобразительные способности далеки от оценки «хорошо», смогут проявить свои таланты в создании художественных шедевров. Двух одинаковых рисунков, какой бы способ монотипии вы ни выбрали, быть не может, так что малыши учатся создавать уникальные арт-объекты. К тому же занятия в этой технике успокаивают, настраивают на позитивный лад.

Рисование по монотипной методике в детском саду

Важно! При использовании монотипического рисования у детей получаются рисунки, каждый из которых является уникальным. Эти уроки могут быть включены в план образовательной деятельности или организуются в качестве кружка

Эти уроки могут быть включены в план образовательной деятельности или организуются в качестве кружка.

Начинать занятия в детском саду техникой рисования монотипия можно уже со второй младшей группы. В таком возрасте малышам предлагают изображать простые и хорошо известные им предметы. Вот несколько таких примеров:

  • воздушные шарики;
  • кубики;
  • рыбки;
  • флажки.

Обычно малышам предлагают использовать сложенный вдвое лист бумаги. Сначала выполняют рисунок на одной стороне, затем складывают вдвое. Нарисованное изображение отпечатывается на другой стороне.


На заметку! Иногда рисунок наносят таким образом, чтобы он касался линии сгиба. После складывания страницы получается симметричное изображение.

Если ребенку трудно сделать рисунок, ему можно приготовить шаблон для этого.

Букет цветов

В старшем возрасте малышам предлагают нарисовать более сложные рисунки. Для творчества используются акварельные краски или гуашь. Первые из них нельзя разводить слишком сильно. В некоторых ДОУ занятия по рисованию проводятся с использованием акриловых красок. Однако в этом случае нужно учитывать, что они быстро высыхают и их невозможно смыть, если есть желание откорректировать рисунок.

Для проведения занятий в садике по созданию изображений можно использовать следующие материалы:

  • листы плотной бумаги или толстая глянцевая бумага;
  • при занятиях с детьми дошкольного возраста можно использовать пленку;
  • для рисования подходит пластмассовая доска;
  • стекло;
  • можно использовать кафельную плитку.

Возможны также другие варианты выполнения работы.

Интересные факты

Художники из-за океана отличились своей практичностью. Американские мастера превратили монотипию в безотходное искусство. Краска, которая осталась на стекле, образует оригинальную картину. Ее оформляют в рамку и продают как произведение искусства. Монотипию в чистом виде используют довольно редко. Зачастую ее применяют в смешанной технике: на отпечатанной картине сочетают различные формы и текстуры, художники угадывают нужные формы и дорисовывают их с помощью кисти.

На сегодняшний день монотипия – это не только вид творчества, но и особый инструмент, который используют в психологии и педагогике. Подобные занятия положительно влияют на развитие фантазии и пространственного мышления. Данная техника сможет благоприятно воздействовать на всех членов семьи. Детям будет интересно работать с разнообразными цветами и угадывать итоговый результат, а взрослые смогут заглянуть вглубь своей души и узнать себя лучше.

Нетрадиционные техники рисования для дошкольников

Монотипия. Применение монотипии в работе с детьми дошкольного возраста

Цель: познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – монотипией. Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству.

Монотипия — это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями. Монотипия очень нравится дошкольникам. Она помогает детям развивать фантазию, воображение, пространственно мышление. Это увлекательное и интересное занятие. Для выполнения рисунков в технике монотипия можно использовать гуашевые, акварельные, акриловые, масляные и другие краски. Краска наносится на поверхность так же различными инструментами: кистью, валиком, тампоном…Поверхность на которую наносится краска, что бы сделать потом оттиск может быть: альбомная бумага, картон, пластмассовая доска, стекло, металлическая пластина и т.д..

Я считаю, что дошкольникам можно предложить два возможных варианта выполнения рисунка приемом монотипии:

· Первый приём – складывание листа бумаги пополам. Рисунок (его половина, или часть) рисуется на ½ листе бумаги у линии сгиба. При складывании листа пополам мы получаем почти такой же отпечаток и на другой его части. Делать такие рисунки можно и на тонированной заранее бумаге, и просто на белом листе.

Нарисуем солнечный закат:

Возьмем тонированный заранее лист бумаги:

Рисуем на нем верхнюю половину солнца

Можно добавить в красную краску оранжевый, желтый цвет

Сложить лист пополам

Потом можно аккуратно подправить, дорисовать детали и закат готов!

Вот некоторые варианты:

 «Ваза с цветами». Такая простая и неповторимая бабочка. Монотипия «У реки»

· Второй приём – рисование на пластмассовой доске. Желательно, чтобы размер доски соответствовал размеру листа, на который вы собираетесь отпечатать рисунок. На этой доске рисуем гуашевыми (или любыми другими) красками задуманный сюжет. Можно процарапывать узор, ели вы, например, решили выполнить работу красками темного цвета. Вы можете использовать краску, как одного цвета, так и нескольких цветов; оставлять отпечаток и на белом листе бумаги и на цветном.

Нарисуем «Звездную ночь»

Красками темного (черного, зеленого, синего) цвета закрашиваем всю поверхность доски для лепки

Ватной палочкой процарапываем рисунок

Добавляем краской желтого цвета звезды и луну

Теперь листом бумаги покрываем доску, проглаживаем и аккуратно снимаем

Вот оттиски сделанные таким приемом:

Мнотипия «Ночь»


Монотипия «Натюрморт»

Это техника известна давно, но её результат никогда не может быть предсказуем. Этим и интересна она до сих пор. Удачи вам!

Готовимся рисовать с дошкольниками в технике монотипия

Монотипия — нетрадиционная техника рисования. Художественные образы создаются отпечатыванием части изображения или полноценной композиции. Работы, созданные в технике монотипии, симметричные или имеют в основе зеркальный эффект.

У детей дошкольного возраста формируются пространственные представления. Они пока не владеют умением рисовать с учётом симметрии. Монотипия станет эффективным приёмом по ознакомлению ребят с этим понятием.

Подготовка к знакомству с монотипией начинается с выбора материалов и сюжета для рисования

Монотипия лежит в основе изображений известного психологического теста

Материалы для рисования монотипией

Для занятий по рисованию в технике монотипия подготовьте необходимые материалы.

  • Бумага для рисования. Не рекомендуется использовать офисную бумагу и тетрадные листы — от контакта с водой они промокают и могут порваться.
  • Кисти, спонжи. Кисточки подойдут любые, средней толщины. Для ребят постарше потребуются тонкие кисти. Спонжи заменят кусочки хозяйственной губки.
  • Краски:
    • акварель,
    • гуашь.
  • По задумке могут потребоваться простой карандаш, ножницы, плёнка или пластик.

В домашних условиях или на индивидуальном занятии со старшими дошкольниками можно использовать акриловые краски. Мы с детьми делали открытки с их помощью. Монотипичные работы отличаются чёткостью изображения и яркостью.

Для занятия по монотипии в детском саду не требуются специальные материалы и инструменты

Таблица: приёмы рисования с учётом возраста детей

Приём рисования Применение в технике монотипия Возрастная группа
Рисование пятен и линий
  • Рисование симметричных объектов: бабочка, яблоко, лист, цветок, ёлочка.
  • Создание первых симметричных композиций: ваза с цветами, птички на траве.
Первая и вторая младшие (1,5–4 года)
Тычки
  • Рисование объектов с пятнистым узором: мячик, платье, бабочка.
  • Изображение деталей при помощи тычка: шарики на ёлке, одуванчики на поляне, яблоки на дереве.
Вторая младшая и средняя группы (3–5 лет)
Заливка фона
  • Оформление пространства для будущей монотипии: небо, поляна, фон для открытки.
  • Заливка фона как элемент композиции в технике монотипия: предметы и их отражение в воде (пейзажи).
Старшая и подготовительная группы (5–7 лет)
Обводка Прорисовка контура получившегося изображения: выполняется карандашом, фломастером или тонкой кистью. Начиная со средней группы
Штриховка, детализация Прорисовка деталей на изображении: травинки на поляне, прожилки на листе, узор на крыльях бабочки, ветки деревьев в пейзаже. Подготовительная группа

Учитывайте возраст детей: создать пейзаж в монотипии сумеют старшие дошкольники

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы получить картинку в технике монотипия, нужно подготовить определенный перечень материалов и инструментов:

1. Гладкая и ровная поверхность. Выбрать можно пластик, клеенку, стекло или глянцевую бумагу. Поверхность, на которую будут наносить краску, не должна пропускать воду. Новичкам лучше всего использовать глянцевую бумагу. Очень интересные результаты получаются при использовании фактурных поверхностей, а отпечаток лучше делать на гладкой бумаге.

2. Краски:

  • Гуашь дает красивые разводы и почти не просвечивается. Ее главный минус заключается в том, что при высыхании рисунки становятся блеклыми и непрезентабельными, а все из-за того, что в состав красителя входит мел. Ситуацию исправляют с помощью обычного молока, небольшую часть которого разбавляют с гуашью в отдельной емкости.
  • Акварель прекрасно подходит для занятий творчеством с детьми (ее легко смывать). При наложении краски густым слоем без пробелов могут получиться довольно интересные результаты.
  • Масляные краски – лучший вариант для профессиональных мастеров. Такие красители не подходят для работы с детьми, поскольку предварительно поверхность необходимо смазать машинным маслом. Однако художник за один раз может сделать несколько оттисков.
  • Акрил также подходит лишь для взрослых мастеров. Он быстро сохнет, при этом нужно использовать спецодежду.

3. Бумага, на которую будет перепечатываться изображение (можно использовать фактурную).

4. Кисти. Лучше всего подойдет жесткий ворс, он лучше держит краску и не так сильно скользит. Можно использовать шпателя или валики.

5. Вода.

Способы извлечения монотипии из пространства.

Ну и еще раз хотелось бы сказать — что сама прелесть монотипии в том, что существует в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее из всего действия!

Монотипия навсегда войдет в Вашу творческую жизнь и принесет много приятных творческих мгновений!

Удачи и новых открытий!

Евгений Ковальчук.

Материалы:

  • Стекло или пластик
  • резиновый валик или скалка

  • газеты
  • ватман А3
  • маслянная краска
  • шпатель
  • эскиз рисунка
  • скипидар (разбавитель№4)
  • чистая тряпка.

Что такое монотипия?

Монотипия  (Monotype)— это графическая техника рисования, название которой в переводе означает — «один отпечаток». При работе рисунок наносится на ровную поверхность, а затем отпечатывается на чистом листе. Особенность техники в уникальности получаемых изображений. Сколько бы ни наносилась отпечатков, каждый новый будет неповторимым и уникальным.

После того как отпечаток перенесен на бумагу, его дополняют деталями и украшениями. Полученное пятно может стать чем угодно, и рыбой, и цветком, и облаком, крылом бабочки или пачкой балерины. Все зависит от того какими деталями его дополнить. Художник ограничен только своей фантазией.

Данная техника очень нравится маленьким детям, она не требует подготовки, прекрасно развивает фантазию и пространственное мышление. Также широк выбор красок: акварель, гуашь, акриловые, масляные или пальчиковые краски. Кстати, последние — совершенно безвредны, их можно использовать даже детям до двух лет.

Важно! В детском творчестве единственное ограничение – безопасность. Ни в коем случае нельзя использовать малышам токсичные краски и вредные растворители!

Примеры рисунков дошкольников в технике монотипии с комментариями по выполнению работы

Бабочка — один из самых популярных объектов, изображаемых в технике монотипии. Каждая работа неповторима. Пестрый узор отличает бабочку на рисунке «Бабочка-красавица», по контуру силуэт обведен фломастером, что делает рисунок еще более ярким. Нежную таинственную окраску в желто-синих тонах имеет «Мотылек». Композици «Солнечная бабочка» и «Голубая бабочка» украшены дополнительными деталями: солнышко, травка, цветочки. Сами же бабочки здесь имеют интересную форму крыльев. Оригинально и изысканно смотрится бабочка на рисунке «Красивая бабочка»: такой эффект возникает за счет комбинации двух нетрадиционных техник — монотипии и печатания листьями (усики дорисованы акварелью).

Фотогалерея «Бабочки в технике монотипии»

Очаровательные морские обитатели, похожие на волшебных существ, изображены на рисунке «Рыбки». Отметим очень красивый фон композиции, реалистично и в то же время волшебно передано морское дно с водорослями. Угрожающего вида рыба представлена на рисунке «Рыба-пила». Необыченым получился рисунок «Рыбки в аквариуме». Их окраска взаимодополняет друг друга: красная с белыми пятнышками и наоборот белая с красными пятнами.

Фотогалерея «Рыбки»

С помощью техники монотипии получаются очень красивые цветочные букеты. Яркая композиция с желто-красными бутонами представлена на рисунке «Букет для мамы», а «Ваза с цветами», наоборот, выполнена в нежных пастельных тонах. Загадочное и таинственное растение — это работа «Волшебный цветок».

Фотогалерея «Цветы»

Всегда завораживают пейзажные работы, выполненные в технике монотипии. Их можно разглядывать очень долго. Рисунки с горизонтальной симметрией — это, как правило, деревья, отраженные в водоеме (озере или речке). В этом плане интересны композиции «Красивые деревья», «Лес над рекой», «Краски осени». Работы с вертикальной симметрией — это отдельные красивые деревья (рисунки «Развесистое дерево», «Дерево с грушами». Также по-летнему очаровательно выглядит композиция «Яблоневый сад» — поражает многоцветьем красок. Интересны вариации на зимнюю тему — «Новогодняя елочка» и «Зимнее чудо».

Фотогалерея «Пейзажные композиции»

представляют большой интерес детские работы по замыслу. Фантазия ребенка в сочетании с техникой монотипой порой создает самые неожиданные и причудливые образы. Так, таинственно выглядит «Розовый бык», от которого веет добротой. На рисунке «Веселое солнышко» создается антропоморфный образ солнышка с большими глазами и улыбкой. Очаровательна и загадочна «Королева света». А «Зайка-побегайка» отличается от обычного животного своей расплывчатой необычной фигурой. Веселые сестрички-близняшки улыбаются нам с одноименной композиции. А «Веселые утята» почему-то отвернулись друг от друга.

Фотогалерея «Фантазийные мотивы»

В старшем дошкольном звене ребята с удовольствием фантазируют на космическую тему. С помощью монотипии создаются причудливые фантастические образы инопланетян — обитателей Марса, Юпитера, Сатурна. Дети даже придумывают им имена и пишут их на рисунке. Отметим, что все существа, каждое по своему необычное, имеют добродушный вид, ведь, детские работы в большинстве своем всегда позитивны.

Фотогалерея «Космос»

Чем разнообразнее и интереснее техники и приемы изобразительной деятельности при работе с дошкольниками, тем сильнее развиваются художественные способности малышей. В этом плане монотипия — действительно, волшебный способ рисования. В восприятии детей она похожа на сказку или фокус. Оригинальная техника позволяет раскрыться творческой натуре, что приводит к самым неожиданным результатам: ребенок будет любоваться своим рисунком и захочет рисовать снова и снова.

Как составить конспект занятия по рисованию в технике монотипии

Обучение нетрадиционным техникам рисования включается в блок занятий по изобразительной деятельности. Тема указывает на объект, который дети будут рисовать. Структура занятия усложняется от младшей группы к подготовительной, но содержит обязательные элементы:

  • мотивирующее начало,
  • практическая работа,
  • рефлексия (озвучивание эмоций и обсуждение работ).

Показ и обсуждение рисунков — обязательный этап занятия в детском саду

Длительность занятия по рисованию определена нормами СаНПиН для каждой возрастной группы:

  • младшая группа — 15 минут;
  • средняя группа — 20 минут;
  • старшая группа — 25 минут;
  • подготовительная группа — 30 минут.

Краткий план-схема занятия состоит из этапов работы с детьми и примерным указанием длительности.

Грамотно спланированное занятие по рисованию — залог развития творческих навыков и хорошего настроения у детей

Таблица: временной план занятия по монотипии в младшей группе

Этап занятия Мотивирующее начало Физкультминутка или игра малой подвижности Практическая работа Рефлексия
Длительность 2–3 минуты 2 минуты 8–9 минут 1–2 минуты

Таблица: временной план занятия по монотипии в старшей группе

Этап занятия Мотивирующее начало Трудовые поручения (подготовка рабочего места и материалов) Физкультминутка Практическая работа Рефлексия и анализ работ Подведение итогов
Длительность 5–6 минут 1–2 минуты 2–3 минуты 11–13 минут 2 минуты 1 минута

Чем старше дети, тем больше времени им требуется на выполнение творческого замысла

Рисование в технике монотипия даёт детям возможность почувствовать себя маленькими волшебниками

Использование акварели

Мои напечатанные работы такие как Огород Осень (выше) показывает другой подход к монотипии, который меняет весь процесс используемых границ в печати. Первое, что я делаю, я рисую очень размытые цветные участки акварелью на бумаге, позволяя цветам сливаться. Такая техника называется «мокрое по–мокрому».

После сушки я рисую сверху по технике монотипия. Способ избежать высыхание гуаши это печать маленькие участки за один раз, например тачка, затем лейка и так далее. При этом убедившись, что стекло или акриловый лист сухие и чистые перед каждым печатаньем.

Если я чувствую, что мою картину нужно доработать, я прибегаю с нескольким мазкам кисти, листьев и стеблей. Небольшое подрисовывание акварелью создает общую композицию и обеспечивает хороший фон для печати.

Я бы рекомендовала монотипию, если вы застряли в обыденном, чувствуете, что повторяетесь или хотите экспериментировать с техникой. Это создает возможность беседовать с изображением, реагируя на каждом этапе быстрее, чем пытаться навязать ожидаемую идею на бумаге. Ну и конечно техника монотипии отлично подойдет для детей.

Поделиться статьей:

Приемы монотипии

Рисование с использованием рассматриваемого способа имеет длительную историю. За это время возникло несколько различных техник работы.

Монотипия предметная

В качестве наиболее простого приема может быть использован следующий:

  1. Рисунок выполняется на листе бумаги.
  2. Его складывают пополам, образуя линию сгиба.
  3. На одной из половинок рисуют красками половину простого предмета, например, кубика.
  4. Затем бумагу складывают, создавая цельную картинку.

Монотипия пейзажная

Те малыши, которые постарше, могут создавать пейзажи. В этом случае рисуют часть изображения на половинке бумаги, складывают и получают полную картинку. Таким образом, в частности, удобно рисовать лес на берегу озера и его отражение в воде.

Зимний пейзаж

Другие техники монотипии

Для выполнения следующего приема необходимо уже обладать начальными навыками. В этом случае используется пластмассовый лист. На него наносится темная краска. Пока она сохраняет свою влажность, ребенок водит по ней ватной палочкой. Затем прикладывают лист бумаги и получают рисунок, нарисованный светлой краской на темном фоне.

Малыш осваивает новую технику рисования

Может применяться другая техника, когда рисунок выполняют, нанося кисточкой темную краску на светлую поверхность.

На заметку! Может использоваться еще один предметный прием. В этом случае лист бумаги сминают перед тем, как на нем рисовать. В результате в полученный отпечаток будут внесены новые особенности, позволяющие увидеть изображение более фактурным.

Есть нестандартный вариант применения этой техники. Здесь презентацию создают в два этапа:

  1. Сначала делают фоновое изображение на листе бумаги.
  2. После того, как краска высохнет, на ней ребенок дорисовывает рисунок.

Выполняется работа таким образом:

  1. Нужно приготовить тазик с водой, льняное масло, масляную краску, растворитель для нее и кисточку, которой будет проводиться размешивание. Необходимы емкости, в которых будет смешиваться краска.
  2. Для каждого нужного цвета эту процедуру проводят отдельно. В баночку наливают немного краски, добавляют растворитель и льняное масло. Затем эту смесь необходимо тщательно размешать.
  3. Из баночек смеси выливают в тазик с водой. Благодаря льняному маслу краски остаются плавать
  4. Кисточкой аккуратно перемешивают жидкость.
  5. Затем лист бумаги помещают под воду и медленно поднимают. С него стекает краска, оставляя красивые и неожиданные фигуры.
  6. Затем нужно подождать, пока бумага просохнет.

На заметку! На листе будут видны разноцветные разводы, которые образуют необычные узоры или фантастические фигуры. Ребенок может доработать рисунок по своему усмотрению.

Особенности подготовительного этапа

От тщательности подготовки занятия воспитателем зависит реализация поставленных задач. Так что этапу планирования нужно уделить достаточно времени и усилий.

Краски и основа

Для монотипии можно использовать гуашь и акварель. Что касается последней, то её не стоит слишком сильно разводить водой, иначе изображение получится нечёткое. Акварель обладает неоспоримым преимуществом — она легко смывается, если, например, отпечаток немного расплылся. А вот из гуаши получаются очень красивые разводы.

Гуашь, разведённая водой, даёт очень яркие и красивые по форме разводы

В некоторых детских садах на занятиях изобразительным искусством используются акриловые краски. Но для монотипии они очень неудобны, так как быстро сохнут и практически не смываются.

В качестве основы для рисунка (то есть самой «печатки») можно использовать:

  • плотные листы бумаги (например, плотности ватмана);
  • толстую глянцевую бумагу;
  • плёнку (ввиду сложности работы с этим видом материала, он используется редко и только на занятиях с детьми постарше);
  • пластмассовую доску;
  • стекло;
  • кафельную плитку.

Приёмы монотипии

Начало знакомства с техникой происходит с обучения создавать предметные изображения. Это значит, что лист бумаги складывается пополам, на одной части рисуем половину изображения и, пока оно не высохло, накрываем второй частью листа. Так получаются симметричные рисунки.

С детьми постарше можно применять пейзажную монотипию: на одной половине листа (или гладкой поверхности) рисуем пейзаж, совмещаем со второй частью и получаем цельный образ. Таким способом удобно рисовать, например, отражение леса в воде.

Следующий вариант создания оттиска на бумаге требует определённых навыков в работе. Нам потребуется пластмассовая доска. На неё наносится тёмная краска, затем ватной палочкой рисуется сюжет и прикладывается лист бумаги — получается отпечаток, похожий на рисунок, выполненный свечой.

Для тёмного фона можно использовать ватную палочку, которая просто вытрет контур, а для прорисовки узора на красках светлых тонов применяется кисточка с тёмной краской

Если для картинки используются светлые тона краски, то на доске рисуется образ красками потемнее, и используется кисточка, а не ватная палочка.

Ещё один необычный способ получить оттиск — смять лист бумаги и развернуть перед тем, как наносить на него краску. Так отпечаток получится более фактурным.

Видео: нетрадиционный вариант монотипии с нанесением красок на воду

Как можно дорисовывать картинку

Дополнить полученную картинку можно двумя способами:

  • поэтапно добавляя элементы и совмещая поверхности для получения оттиска;
  • дорисовывая уже готовую картинку.

Для создания ярких рисунков часто оттиск дорисовывается карандашами, восковыми мелками или даже фломастерами. Это позволяет сделать необходимые акценты в изображении. Кроме дополнения композиции обведением, можно использовать:

  • раскрашивание (заполняя цветом отдельные детали рисунка);
  • дорисовку (на готовый рисунок наносятся какие-то элементы, например, зверушки в лесу).

С этим читают