Конкурсные мастер-классы педагогов

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
   => array(6) {
     => string(225) "Презентация для педагогов ДОУМетодическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС ДО"
     => string(132) "priezientatsiiadliapiedaghoghovdoumietodichieskoiesoprovozhdieniiepiedaghoghovpopovyshieniiuurovniakompietientnostivusloviiakhfgosdo"
     => string(6) "292840"
     => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
     => string(11) "presentacii"
     => string(10) "1455360710"
  }
}

Презентация для педагогов «Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС ДО»

object(ArrayObject)#886 (1) {
   => array(6) {
     => string(221) "Презентация для педагогов "Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС ДО""
     => string(129) "priezientatsiiadliapiedaghoghovmietodichieskoiesoprovozhdieniiepiedaghoghovpopovyshieniiuurovniakompietientnostivusloviiakhfgosdo"
     => string(6) "292845"
     => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
     => string(11) "presentacii"
     => string(10) "1455361264"
  }
}

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

object(ArrayObject)#864 (1) {
   => array(6) {
     => string(219) "ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ  АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ "
     => string(128) "vospitaniie-sotsializirovannoi-lichnosti-chieriez-formirovaniie-aktivnoi-grazhdanskoi-pozitsii-i-razvitiie-lidierskikh-kachiestv"
     => string(6) "130984"
     => string(7) "zavuchu"
     => string(7) "prochee"
     => string(10) "1416051402"
  }
}

Портфолио учителя как инструмент профессиональной рефлексии

object(ArrayObject)#886 (1) {
   => array(6) {
     => string(113) "Портфолио учителя как инструмент профессиональной рефлексии"
     => string(60) "portfoliouchitieliakakinstrumientprofiessionalnoirieflieksii"
     => string(6) "271676"
     => string(16) "nachalniyeKlassi"
     => string(12) "meropriyatia"
     => string(10) "1451732969"
  }
}

Открытие XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи

object(ArrayObject)#864 (1) {
   => array(6) {
     => string(77) "Открытие XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи "
     => string(48) "otkrytiie-xxii-zimnikh-olimpiiskikh-ighr-v-sochi"
     => string(6) "125525"
     => string(10) "vneurochka"
     => string(12) "meropriyatia"
     => string(10) "1415007590"
  }
}

Изобрази без предмета.

Предложить детям, проявив воображение, проделать следующее (напоминаю, без предмета):

вдеть нитку в иголку; пришить пуговицу;


подбросить и поймать мяч; заточить карандаш;

брать поочерёдно в руки холодный, тёплый, горячий предметы и т. д.

Расскажи жестами.

Двум (трём) группам даются небольшие сюжетные рассказы (сказки), необходимо прочесть их жестами, мимикой.

Соперникам надо быстро догадаться, о чём идёт речь, перевести жесты на язык слов.

Физиологи специальными экспериментами подтвердили роль пальцев ребёнка как речедвигательного органа и объяснили причину этого явления. В основу экспериментов была положена мысль о том, что в головном мозге двигательная речевая область является частью общей двигательной области; большой участок двигательной области “заведует” движениями кистей рук, и

находится он рядом с участком “заведующим” движениями органов речи.

Поэтому не последнее место нужно отводитьпальчиковым

играм, куда входит работа с пластилином, бумагой, крупой, природными материалами, нитками и т. п. Для поддержания интереса вводить описание в стихотворной форме. Данного вида

задания разнообразны по форме и содержанию, что помогает детям при подготовке к школе.


Выкладывание буквиз различных материалов – серьёзное

занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия по образцу. Данного вида игру

разбиваю на несколько этапов. Сначала выкладываю или рисую на бумаге букву-образец. Затем предлагаю ребёнку скопировать её из предложенного материала. Следующий этап когда дошкольник с

моей помощью выкладывает слова, учится их читать. Для таких игр использую мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки

бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки.

Комплекс игр с бумагой помогает воспитанникам узнать, как обычная бумага превращается в объёмные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из

бумажных полос, складывание корабликов, самолётиков и других фигурок. Бумага (особенно цветная) становится основой полезных и интересных игр. Например, вырезание различных фигур учит

ребёнка уверенно пользоваться ножницами и знакомит с понятием о симметрии.

Детям с нарушением мелкой моторики предлагаю регулярно заниматься с крупой: сортировать её, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Практика показала, что все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоровляющее действие.

А вот развиватьтворческое воображение, зрительную память и цветоощущение у детей помогаютигры-занятия по


рисованию. Доказано на практике, что чем чаще ребёнок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет выводить свои первые буквы и слова. Нужно предлагать детям рисовать как на

бумаге, так и на картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и

асфальте, давать задания штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половинку

изображения.

В играх со счетными палочкамипомощниками становятся

обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки (если игру проводить на улицу). Нехитрые задания помогают детям

развивать внимание, воображение, закреплять названия геометрических фигур. В давнюю русскую игровую традицию уходит корнямиигра в

В давнюю русскую игровую традицию уходит корнямиигра в

бирюльки. Бирюльками назывались мелкие предметы, которые высыпались горкой на стол. Задача игроков по очереди вытаскивать по одной бирюльке, стараясь не потревожить соседние.

Выигрывает тот, кто к концу игры вытащит больше предметов. В этом соревновании ребёнок развивает терпение и выдержку, приобретает необходимую ловкость пальцев.

Большой популярностью у детей пользуетсяигра с мукой и

тестом. Это занятие направлено на высвобождение творческой энергии. Художественных задач перед детьми не стоит ставить, главное – доставить им удовольствие от работы: они


самостоятельно высыпают муку из пакетиков в ванночки,

закапывают в ней руки, прячут сокровища (ракушки, монетки,

маленькие игрушки) и ищут их. Затем добавляют в муку соль, воду

– месят тесто, лепят из солёного теста всё, что им захочется.

Игровая терапия представляет собой разноцветные мгновения счастливой жизни ребят, где в игре приобретается тот опыт,

который потом обязательно пригодится в жизни.

Мастер-класс в педагогике

Мастер-класс в педагогике близок к открытому уроку, он подразумевает активное участие в той или иной форме присутствующей на нём взрослой аудитории. Выделяется три основные типа педагогических мастер-классов:

  • Презентация педагогического опыта: кратко характеризуется основные идеи презентуемой воспитательной или образовательной технологии, демонстрируется наглядный пример работы (в виде урока или внеклассного мероприятия); обсуждаются с аудиторией проблемы и перспективы в работе педагога (фактически такой мастер-класс является открытым уроком без ограничения по времени его проведения и проводимый в свободной форме).
  • Имитационная игра: педагог проводит учебное занятие со слушателями, которые занимают место учащихся; в этом случае слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом учебном занятии.
  • Моделирование: участники-учителя выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии урока, предложенной специалистом; специалист, проводящий мастер-класс, выполняет роль консультанта, он только организует самостоятельную деятельность аудитории, а затем участвует в обсуждении авторских моделей, созданных в ходе занятия (этот вариант наиболее близок к классическому мастер-классу).

Выделяются также предметный и межпредметный мастер-классы.

Применяется мастер-класс обычно в обучении студентов и повышении квалификации учителей. К его достоинствам относят:

  • высокую мотивацию участников, находящихся под обаянием личности специалиста;
  • практическую отработку умений по планированию, организации и контролю деятельности;
  • возможность индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса.

Что такое мастер-класс?

Мастер-класс – интерактивное занятие, во время которого все процессы осуществляются на практике и с участием слушателей в контексте обмена опытом между руководителем и слушателями. Термин происходит от английских слов «master» (специалист высокой квалификации) и «class» (занятие).

В системе дополнительного образования мастер-классы проводятся в рамках повышения квалификации, переподготовки специалистов или как самостоятельный вид обучающих курсов. Занятие может быть посвящено обзору актуальных проблем, технологий, аспектам и приемам их использования, а также авторским методам применения технологий на практике. Во время мастер-класса участники не являются пассивными слушателями, они участвуют в обсуждениях, получают консультации, предлагают свои темы для анализа и варианты решения поставленной проблемы.

На данный момент существуют такие виды мастер-классов:

  • производственные (их проводят на предприятиях с целью обмена передовым опытом, демонстрации новых технологий);
  • учебно-образовательные (цель: повышение профессионального уровня, формирование умений и навыков, развитие творческих способностей);
  • учебно-профессиональные (проводят студенты с целью обмена опытом и повышения образовательного уровня).

Основные задачи мастер-класса:

  • профессиональное общение, усовершенствование навыков;
  • повышение квалификации участников;
  • самореализация;
  • стимулирование роста творческого потенциала;
  • передача опыта;
  • популяризация новых технологий обучения.

Мастер-класс в педагогике

Мастер-класс в педагогике близок к открытому уроку, он подразумевает активное участие в той или иной форме присутствующей на нём взрослой аудитории. Выделяется три основные типа педагогических мастер-классов:

  • Презентация педагогического опыта: кратко характеризуется основные идеи презентуемой воспитательной или образовательной технологии, демонстрируется наглядный пример работы (в виде урока или внеклассного мероприятия); обсуждаются с аудиторией проблемы и перспективы в работе педагога (фактически такой мастер-класс является открытым уроком без ограничения по времени его проведения и проводимый в свободной форме).
  • Имитационная игра: педагог проводит учебное занятие со слушателями, которые занимают место учащихся; в этом случае слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом учебном занятии.
  • Моделирование: участники-учителя выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии урока, предложенной специалистом; специалист, проводящий мастер-класс, выполняет роль консультанта, он только организует самостоятельную деятельность аудитории, а затем участвует в обсуждении авторских моделей, созданных в ходе занятия (этот вариант наиболее близок к классическому мастер-классу).

Выделяются также предметный и межпредметный мастер-классы.

Применяется мастер-класс обычно в обучении студентов и повышении квалификации учителей. К его достоинствам относят:

  • высокую мотивацию участников, находящихся под обаянием личности специалиста;
  • практическую отработку умений по планированию, организации и контролю деятельности;
  • возможность индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса.

Структура и специфика мастер-класса

Классический мастер-класс включает:

  • Демонстрацию специалистом своего мастерства или своего понимания проблемы в практической форме. Роль мастера — консультант, помогающий организовать учебную работу, осмыслить на новом более высоком уровне творческую деятельность. В отличие от тренинга и семинара мастер-класс обычно проводится для тех, кто уже состоялся как профессионал, но не удовлетворён уровнем, которого уже достиг. В отличие от конференции в мастер-классе отсутствует равенство сторон процесса обучения.
  • Вовлечение ученика в активную деятельность по освоению мастерства под контролем специалиста.
  • Публичность. Наличие широкой аудитории, воспринимающей процесс общения мастера и его учеников, которая может вмешиваться в этот процесс, задавая вопросы и требуя пояснений.

Так участник мастер-класса Мстислава Ростроповича описывает происходившее на занятии:

Кэйко Абэ на мастер-классе для студентов Санкт-Петербургской консерватории. 8.06.2016.

Также мастер-класс может дополняться теоретическим обзором актуальных проблем и технологий, однако главная задача — передать способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология, а не сообщить или освоить информацию. Часто мастер-класс завершается дискуссией по результатам совместной деятельности мастера и аудитории.

Проведение мастер-класса не имеет строгих единых норм. Данная форма занятия не регламентируется и по времени, мастер-класс может продолжаться от одного часа до целого рабочего дня. Количество непосредственных участников может охватывать от двух до тридцати человек. Обычно проведение мастер-класса основывается на интуиции специалиста, на практических потребностях ученика. В ходе мастер-класса ученик осуществляет некую творческую деятельность, а мастер объясняет ему, как именно необходимо её осуществлять, комментирует свою точку зрения и демонстрирует сам отдельные элементы деятельности, объясняет наиболее типичные ошибки. После этого ученик повторно осуществляет деятельность с учётом объяснений мастера. Достоинства данного метода обучения: непрерывный контакт специалиста и ученика, практический характер и индивидуальный подход к ученику.

Если мастер-класс проводится на регулярной основе на протяжении длительного времени и с постоянными участниками, то обычно такую форму занятий называют творческой мастерской.

Обычно мастер-класс сопровождает гастроли выдающегося деятеля искусств. Проводится мастер-класс за день до выступления, либо на следующий день после него.

Одна из целей мастер-класса — интеллектуальное общение специалиста и начинающего, которое должно вести к развитию в ходе мастер-класса способности ученика самостоятельно и нестандартно мыслить. Важную роль играет также обучение профессиональному языку той или иной научной дисциплины (литературоведение, искусствоведение…) аудитории, присутствующей на мастер-классе.

Структура мастер-класса

По своей сути мастер-классы представляют собой интерактивное обучение, структура которого позволяет напрямую передать определенный набор навыков от мастера к ученику. Как правило, структура мастер-класса включает в себя:

  • Вступительную часть (целевые установки от руководителя, краткое описание будущего занятия).
  • Демонстрацию опыта.
  • Комментирование наиболее важных моментов.
  • Заключение.

Таким образом, в рамках мастер-класса ученик сначала получает информацию о том, чем он будет заниматься. Потом педагог демонстрирует ученикам порядок действий определенного содержания (например, если это мастер-класс по гончарному делу, то методы работы с гончарным кругом или современные способы росписи гончарных изделий), и предлагает им самостоятельно повторить весь процесс под его руководством. Одновременно с этим мастер комментирует наиболее значимые моменты и отвечает на вопросы учеников. В заключение педагог может дать полезные рекомендации и советы по практическому применению полученных навыков.

История возникновения мастер-класса

Ференц Лист

Отдалённым предшественником мастер-класса можно считать методику преподавания софистов в Древней Греции. Демонстрация своего мастерства софистом ученикам в присутствии публики сочеталась с детальной проработкой выступлений самих учеников преподавателем.

Отдельные элементы метода можно встретить в практике художников эпохи Возрождения и концертирующих музыкантов эпохи барокко. Магдалена Лаура Сирмен (Ломбардини) получала музыкальное образование в Венеции в Ospedale dei Mendicanti. Она изучала здесь пение, клавесин, скрипку и теорию музыки. В это же время она брала уроки игры на скрипке у Джузеппе Тартини, посещая его в Падуе. Сохранилось письмо Джузеппе Тартини от 5 марта 1760 года, в котором он рассказывает ей о приёмах игры на скрипке. Это письмо было написано до личного знакомства Джузеппе Тартини с Магдаленой. По содержанию этого письма можно предположить, что последовавшие за ним занятия под руководством Тартини должны были проходить в форме, приближенной к мастер-классу.

Родоначальником мастер-класса в его современной форме обычно признаётся Ференц Лист, проведший мастер-класс в Веймаре в 1869 году. В его занятии с музыкантами уже присутствовали основные атрибуты данного метода: демонстрация местными музыкантами своих навыков, отработка под руководством мастера мелких деталей исполнения, оригинальных звуковых эффектов, фразировки и ритма, присутствие аудитории. Обычно мастер-класс Листа был рассчитан на 10—20 участников. Хотя Лист не определял произведения, которые должны были они подготовить, большинство заранее интересовались, какие сочинения они могли бы отрепетировать к следующему мастер-классу. Его продолжительность была различной — от полутора до двух часов; обычно он начинался в 16.30, после обеда и дневного сна. Среди слушателей мастер-классов Листа были: Эмиль фон Зауэр, Мориц Розенталь, Жозе Виана да Мотта, Артур Фридхайм. Прекратил свои мастер-классы пианист только перед самой смертью.

Физик Уильям Томпсон в 1884 году провёл двадцать занятий по молекулярной динамике и волновой теории света в форме мастер-класса.

Широкое распространение получили мастер-классы в педагогической деятельности Густава Леонхардта, Мстислава Ростроповича, Владимира Горовица, Жорди Саваля, Кэйко Абэ и других выдающихся музыкантов XX века.

Некоммерческая общественная организация, зарегистрированная в Бристоле, Великобритания, записывает мастер-классы крупнейших музыкантов современности. Фонд преследует две цели: во-первых, создать архив таких мастер-классов, а во-вторых, сделать их доступными на DVD-дисках и через Интернет для учащихся музыкальных школ и студентов всего мира. Среди деятелей искусства, с которыми сотрудничает Media Foundation Masterclass на постоянной основе: Максим Венгеров, Андраш Шифф, Бернард Хайтинк, Курт Мазур, Эвелин Гленни, Юрий Башмет, Томас Квастхофф.

Примечания

  1. Гомперц Т. Греческие мыслители. Мн.: Харвест. 1999. Т. 1. С. 422—446.
  2. Marshall, Julian. Tartini and Maddalena Syrmen. In: The Queen, the Lady’s Newspapers, 26. März 1892.
  3. Bouvet, Charles. Une leçon de Giuseppe Tartini et une femme violoniste au XVIIIe siècle, Paris: Senart 1915.
  4. Zimdars, Richard. The Piano Master Classes of Franz Liszt: Observations by August Göllerich. Journal of the American Liszt Society XLIV (Fall 1998), 35—46.
  5. Robert Kargon and Peter Achinstein (1987) Kelvin’s Baltimore Lectures and Modern Theoretical Physics: historical and philosophical perspectives, MIT Press ISBN 0-262-11117-9.
  6. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. Сост. А. В. Машуков. Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2007.
  7. Русских Г. А. Мастер-класс — технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности. Методист. 2002, № 1. С. 38.
  8. Шамова, Т. И. Работа с педагогическими кадрами в условиях реализации школьной реформы: методические рекомендации для слушателей ФППК организаторов народного образования. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985.
  9. Amelia Muller Fay. Liszt. As a Teacher. The Etude. Music Magazine. May 1902.
  10. Masterclass (англ.) на сайте Internet Movie Database
  11. Марина Давыдова. Мастер — не класс. Татьяна Васильева в роли Марии Каллас. Независимая газета, 7 декабря 1999 года

Примечания

  1. Гомперц Т. Греческие мыслители. Мн.: Харвест. 1999. Т. 1. С. 422—446.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения 16 июня 2016.
  3. Marshall, Julian. Tartini and Maddalena Syrmen. In: The Queen, the Lady’s Newspapers, 26. März 1892.
  4. Bouvet, Charles. Une leçon de Giuseppe Tartini et une femme violoniste au XVIIIe siècle, Paris: Senart 1915.
  5. Zimdars, Richard. The Piano Master Classes of Franz Liszt: Observations by August Göllerich. Journal of the American Liszt Society XLIV (Fall 1998), 35—46.
  6. Robert Kargon and Peter Achinstein (1987) Kelvin’s Baltimore Lectures and Modern Theoretical Physics: historical and philosophical perspectives, MIT Press ISBN 0-262-11117-9.
  7. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. Сост. А. В. Машуков. Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2007.
  8. Русских Г. А. Мастер-класс — технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности. Методист. 2002, № 1. С. 38.
  9. Шамова, Т. И. Работа с педагогическими кадрами в условиях реализации школьной реформы: методические рекомендации для слушателей ФППК организаторов народного образования. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985.
  10. Amelia Muller Fay. Liszt. As a Teacher. The Etude. Music Magazine. May 1902.
  11. Masterclass (англ.) на сайте Internet Movie Database
  12. Марина Давыдова. Мастер — не класс. Татьяна Васильева в роли Марии Каллас. Независимая газета, 7 декабря 1999 года

Мастер-класс в художественном кинематографе и театре

  • — дебютный фильм голландского актёра и режиссёра , посвящённый памяти его друга режиссёра Тео ван Гога, снят в 2005 году. Шесть студентов из театрального вуза были приглашены на мастер-класс актёра , не зная, что занятие фиксируется на плёнку для игрового фильма. Они выполняли самые нелепые задания. Узнав о цели съёмок, они сами приняли участие в разработке дополнительных сцен фильма.
  • Режиссёр Майк Николс занят съёмками фильма «Мастер-класс», посвящённого оперной певице Марии Каллас, оставившей сцену и пытающейся наладить педагогическую карьеру и личные отношения с греческим миллиардером Аристотелем Онассисом. В главной роли — Мерил Стрип. В основе фильма одноимённая монопьеса драматурга . Мария Каллас даёт мастер-класс, её ученики — вспомогательные фигуры, они мало говорят, но много поют, поэтому обычно на театральной сцене эти роли исполняются не драматическими артистами, а оперными певцами. Певица излагает им свой вариант системы Станиславского, перемежая наставления воспоминаниями о личной жизни и оперной карьере. Пьеса основана на реальных мастер-классах, которые певица проводила в Джульярдской школе (Нью-Йорк) в период с октября 1971 года по март 1972 год.

Мастер-класс в художественном кинематографе и театре

  • — дебютный фильм голландского актёра и режиссёра , посвящённый памяти его друга режиссёра Тео ван Гога, снят в 2005 году. Шесть студентов из театрального вуза были приглашены на мастер-класс актёра , не зная, что занятие фиксируется на плёнку для игрового фильма. Они выполняли самые нелепые задания. Узнав о цели съёмок, они сами приняли участие в разработке дополнительных сцен фильма.
  • Режиссёр Майк Николс занят съёмками фильма «Мастер-класс», посвящённого оперной певице Марии Каллас, оставившей сцену и пытающейся наладить педагогическую карьеру и личные отношения с греческим миллиардером Аристотелем Онассисом. В главной роли — Мерил Стрип. В основе фильма одноимённая монопьеса драматурга . Мария Каллас даёт мастер-класс, её ученики — вспомогательные фигуры, они мало говорят, но много поют, поэтому обычно на театральной сцене эти роли исполняются не драматическими артистами, а оперными певцами. Певица излагает им свой вариант системы Станиславского, перемежая наставления воспоминаниями о личной жизни и оперной карьере. Пьеса основана на реальных мастер-классах, которые певица проводила в Джульярдской школе (Нью-Йорк) в период с октября 1971 года по март 1972 год.

Структура и специфика мастер-класса

Классический мастер-класс включает:

  • Демонстрацию специалистом своего мастерства или своего понимания проблемы в практической форме. Роль мастера — консультант, помогающий организовать учебную работу, осмыслить на новом более высоком уровне творческую деятельность. В отличие от тренинга и семинара мастер-класс обычно проводится для тех, кто уже состоялся как профессионал, но не удовлетворён уровнем, которого уже достиг. В отличие от конференции в мастер-классе отсутствует равенство сторон процесса обучения.
  • Вовлечение ученика в активную деятельность по освоению мастерства под контролем специалиста.
  • Публичность. Наличие широкой аудитории, воспринимающей процесс общения мастера и его учеников, которая может вмешиваться в этот процесс, задавая вопросы и требуя пояснений.

Так участник творческой мастерской Мстислава Ростроповича описывает происходившее на занятии:

Кэйко Абэ на мастер-классе для студентов Санкт-Петербургской консерватории. 8.06.2016.

Также мастер-класс может дополняться теоретическим обзором актуальных проблем и технологий, однако главная задача — передать способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология, а не сообщить или освоить информацию. Часто мастер-класс завершается дискуссией по результатам совместной деятельности мастера и аудитории.

Проведение мастер-класса не имеет строгих единых норм. Данная форма занятия не регламентируется и по времени, мастер-класс может продолжаться от одного часа до целого рабочего дня. Количество непосредственных участников может охватывать от двух до тридцати человек. Обычно проведение мастер-класса основывается на интуиции специалиста, на практических потребностях ученика. В ходе мастер-класса ученик осуществляет некую творческую деятельность, а мастер объясняет ему, как именно необходимо её осуществлять, комментирует свою точку зрения и демонстрирует сам отдельные элементы деятельности, объясняет наиболее типичные ошибки. После этого ученик повторно осуществляет деятельность с учётом объяснений мастера. Достоинства данного метода обучения: непрерывный контакт специалиста и ученика, практический характер и индивидуальный подход к ученику.

Если мастер-класс проводится на регулярной основе на протяжении длительного времени и с постоянными участниками, то обычно такую форму занятий называют творческой мастерской.

Обычно мастер-класс сопровождает гастроли выдающегося деятеля искусств. Проводится мастер-класс за день до выступления, либо на следующий день после него.

Одна из целей мастер-класса — интеллектуальное общение специалиста и начинающего, которое должно вести к развитию в ходе мастер-класса способности ученика самостоятельно и нестандартно мыслить. Важную роль играет также обучение профессиональному языку той или иной научной дисциплины (литературоведение, искусствоведение…) аудитории, присутствующей на мастер-классе.

Примечания

  1. Гомперц Т. Греческие мыслители. Мн.: Харвест. 1999. Т. 1. С. 422—446.
  2. Marshall, Julian. Tartini and Maddalena Syrmen. In: The Queen, the Lady’s Newspapers, 26. März 1892.
  3. Bouvet, Charles. Une leçon de Giuseppe Tartini et une femme violoniste au XVIIIe siècle, Paris: Senart 1915.
  4. Zimdars, Richard. The Piano Master Classes of Franz Liszt: Observations by August Göllerich. Journal of the American Liszt Society XLIV (Fall 1998), 35—46.
  5. Robert Kargon and Peter Achinstein (1987) Kelvin’s Baltimore Lectures and Modern Theoretical Physics: historical and philosophical perspectives, MIT Press ISBN 0-262-11117-9.
  6. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. Сост. А. В. Машуков. Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2007.
  7. Русских Г. А. Мастер-класс — технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности. Методист. 2002, № 1. С. 38.
  8. Шамова, Т. И. Работа с педагогическими кадрами в условиях реализации школьной реформы: методические рекомендации для слушателей ФППК организаторов народного образования. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985.
  9. Amelia Muller Fay. Liszt. As a Teacher. The Etude. Music Magazine. May 1902.
  10. Masterclass (англ.) на сайте Internet Movie Database
  11. Марина Давыдова. Мастер — не класс. Татьяна Васильева в роли Марии Каллас. Независимая газета, 7 декабря 1999 года

Мастер-класс в педагогике

Мастер-класс в педагогике близок к открытому уроку, он подразумевает активное участие в той или иной форме присутствующей на нём взрослой аудитории. Выделяется три основные типа педагогических мастер-классов:

  • Презентация педагогического опыта: кратко характеризуются основные идеи презентуемой воспитательной или образовательной технологии, демонстрируется наглядный пример работы (в виде урока или внеклассного мероприятия); обсуждаются с аудиторией проблемы и перспективы в работе педагога (фактически такой мастер-класс является открытым уроком без ограничения по времени его проведения и проводимый в свободной форме).
  • Имитационная игра: педагог проводит учебное занятие со слушателями, которые занимают место учащихся; в этом случае слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом учебном занятии.
  • Моделирование: участники-учителя выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии урока, предложенной специалистом; специалист, проводящий мастер-класс, выполняет роль консультанта, он только организует самостоятельную деятельность аудитории, а затем участвует в обсуждении авторских моделей, созданных в ходе занятия (этот вариант наиболее близок к классическому мастер-классу).

Выделяются также предметный и межпредметный мастер-классы.

Применяется мастер-класс обычно в обучении студентов и повышении квалификации учителей. К его достоинствам относят:

  • высокую мотивацию участников, находящихся под обаянием личности специалиста;
  • практическую отработку умений по планированию, организации и контролю деятельности;
  • возможность индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса.

С этим читают