Итальянская майолика как одно из направлений в искусстве итальянского возрождения

Русская майолика

Стараниями князя Меньшикова в Стрельне, в 18 веке была основана керамическая фабрика. В основном продукцию использовали для декорирования храмов и светских зданий: подобный декор считался признаком роскоши, богатства. Большим спросом пользовалась сделанная способом майолики посуда.


Изразцы (русская майолика предполагает и их тоже), а также мелкая пластика и посуда прославили московскую фабрику Гребенщикова. В мастерских Гжели делали керамические изделия, способные конкурировать с московской продукцией. О том, что такое представляла майолика в то время, ярко говорит тот факт, что Васнецов, Врубель и Головин и другие известнейшие живописцы эпохи, выполняли изображения для русской керамики 19-20 веков.

Примеры русской майолики смотрите в этом видео:

У истоков русской майолики

Историю русской майолики принято начинать с рассказа о керамической фабрике, открытой в Стрельне князем Меньшиковым, и заводе Гребенщикова в Москве. Первая была построена по образцу голландских мануфактур и развернула выпуск богатых изразцов с шикарным декором, которые, в основном, предназначались для оформления дворцов и храмов.

Что касается московского завода Гребенщикова, здесь с 1724 года было налажено производство крупной массивной плитки с монохромной росписью. Глиняная основа ее имела желтовато-розовый цвет, а эмаль – синевато-белую окраску. Кроме того, завод освоил выпуск майоликовой посуды и мелкой пластики.

Далее производство майолики было налажено в подмосковном поселке Гжель, где на первых порах выпускалась разноцветная майолика. Параллельно выпуск красивых поливых изразцов начинается и в Ярославле.

Первоначально русские мастера керамической росписи опирались на опыт западноевропейских и китайских художников, однако с течением времени декор плитки и посуды приобретает национальные черты. Эти художественные особенности стали главным свидетельством рождения уникального стиля под названием «русская майолика».

Второе рождение майолики

В XI-XII веках испанские путешественники, возвращаясь из Азии, привозили чудесную керамику, не похожую на ту, что производили дома. Яркие краски, глянцевая поверхность притягивали взгляд. Однако свой расцвет майолика получила только в руках итальянских мастеров, к которым попала в XI веке.

Итальянцы назвали этот вид керамики в честь испано-мавританского острова Мальорка, с которым торговали и воевали генуэзцы.

Испано-мавританская керамика совсем не походила на ту майолику, которую мы знаем сегодня. Она была грубовата, выполнена из плотной глины, расписана небрежными мазками щелочной глазурью низкого качества. Именно Италия стала настоящей родиной изысканных майоликовых изделий.

Итальянская майолика

Даже ребенок знает, что такое Эпоха Возрождения, и что ее ассоциируют с великим искусством Италии. Без майолики невозможно представить итальянское Возрождение. Изделия из белой или серой глины, покрытые сразу двумя слоями глазури (белой и прозрачной) стали одним из художественных символом славной эпохи.

Помимо классического вида Италия породила меццо-майолику и полуфаянс (фаянс – это слово, возникшее вследствие географической привязки, крупного центра производства керамики Фаэнца).

В 16 столетии расписная керамика стала художественным новаторством в Италии: утилитарный смысл плавно перетек в декоративный. Роспись усложнялась, стала называться «прекрасным стилем», в каждом регионе Италии образовывалась своя школа. Популярной была роспись тарелок в рафаэлевском стиле. И хоть сам классик этим видом творчества не занимался, итальянскую майолику долго еще так и называли – рафаэлевской.

Майолика – краткая история “взлета и падения”

Первые майоликовые плитки были изготовлены еще несколько тысячелетий назад, свидетельством тому являются огромные панно с изображениями фараонов. Так что они радовали глаз и в Древнем Египте, и в Вавилоне, да и прочие развитые древние цивилизации от них не отставали. Такие изделия прекрасно выдерживают высокие температуры, поэтому пользовались большой популярностью в жарких странах. А вот позже техника подглазурной росписи появилась вместе с арабами (маврами) на Иберийском полуострове. Нужно сказать, что название «майолика» произошло от «Майорка», откуда итальянцы и начали в Средние Века привозить искусно расписанные мавританские сосуды. А вот в Португалии такие плитки называют «азулежуш», а в Испании – «асулехос».

После итальянцы научились самостоятельно изготавливать майолику и даже значительно ее усовершенствовали. В Италии она была популярна в XIV-XVII вв., наиболее известным итальянским специалистом в этой области был Лука дела Роббиа, живший в эпоху Ренессанса. Он придумал способ наносить белю и цветную глазурь на плитку так,  чтобы она крепко держалась и не теряла яркость красок. Майолика из Италии начала свое шествие по Европе как украшение интерьера и экстерьера богатых домов. Подобные керамические изделия вошли в моду во Франции, Нидерландах, Германии, России, Швейцарии и Австрии. Однако в начале XVIII в. началась эпоха фарфора и фаянса, явных конкурентов изделий в технике подглазурной росписи.

Майоликовые плитки часто можно было встретить в XVIII в., в богатых домах российского дворянства. Были мастерские и заводы близ Москвы, выпускавшие изделия в монохромной (завод Гребенщикова в Москве) и полихромной (Гжель) росписи. А вот в Ярославле тоже производили подобную плитку, но уже поливную, а не подглазурную. До сих пор одним из основных признаков интерьера в стиле русской усадьбы XIX в. является печь с изразцами.

Майолика в интерьере легко превращалась из отделочного материала в настоящий шедевр изобразительного искусства, особенно когда росписью занимались такие известные художники, как Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Пабло Пикассо или Мауриц Эшер. Даже поклонники хай-тека не отказались бы от такого драгоценного украшения интерьера. Хотя майолика лучше всего подходит для средиземноморского, мавританского и русского стилей, но в качестве панно она вписывается даже в современные стили. Причем контраст старинной техники рядом с новейшими отделочными материалами и бытовой техникой выглядит просто потрясающе.


Итальянские изделия

Итальянцы не сразу поняли, что это такое — майолика.

Сначала они делали так:

  • обливали глиняное изделие целиком жидкой белой глиной, добавляя в нее оксид олова;
  • обжигали;
  • покрывали красочным узором, используя простые орнаменты из крестов или звезд.

Такую технологию впоследствии назовут полумайоликой. Краска на выполненных таким методом изделиях была непрочной, да и сама керамика выглядела грубовато.

Но уже в XIII-XIV веках итальянская майолика становится утонченной и изящной, достигнув расцвета в XVII веке и распространившись с Апеннинского полуострова на всю Европу. В Италии керамику такого типа производили в более чем ста городах, в том числе в Деруте, Сиене, Кальтаджире, Урбино, Фаэнце, Кафаджоло, Кастельдуранте. Кстати, именно Фаэнца подарил новое слово – фаянс.

Майолика – что это такое в Италии эпохи Возрождения? Изделия славились изяществом и тонкостью работы.

Для керамики использовали только мягкую цветную глину. Готовое изделие покрывали непрозрачной белой глазурью, в состав которой входило олово.

Узор наносили синим кобальтом, поэтому майолика эпохи Возрождения выдержана в сине-зеленой гамме.

Все мастера старались найти свой стиль, придумывали свои технологии нанесения изображения. В рисунках использовали орнаменты из геральдических символов, рисовали портреты и фигурки зверей, часто воссоздавали восточные орнаменты.

Готовое керамическое изделие покрывали бесцветной прозрачной глазурью, содержащей щелочь, и обжигали. Благодаря этому краски становились мягче, теплее, а само изделие более прочным.

Что такое майолика?

Это технология (или способ) изготовления керамики. Изначально под этим словом подразумевались любые глиняные изделия с обжигом, которые покрывались красками и глазурью. Сегодня активен спрос на плитку, изготовленную в технике maiolika (встречаются и такие варианты названий как mayolica, majolica). Ее уникальность в рельефной поверхности и особенных цветовых переходах.

Основной общий признак технологии – высокая молекулярная пористость, это значит, что материал достаточно гигроскопичен. Майоликовый продукт покрывается белой эмалью. Практически вся керамика, которую глазурируют (кроме «фаянса» и «каменной» керамики) – майолика.

Черепки могут быть сделаны из фаянсовой и полуфаянсовой, из терракотовой глины. Нередко майолику путают с изразцом. Последним называют плитку с румпой, объемным элементом с обратной стороны. Эта плитка может быть изготовлена способом майолики, но не обязательно им. Майолика – понятие более объемное. У нее много применений в художественном мире! Изразец – только один из видов архитектурной керамики.

Предлагаем вам посмотреть выпуск передачи «Галилео» о майолике:

Секрет национальной самобытности

Визитная карточка отечественных керамических изделий – колоритная роспись. Характерные сюжеты в сочетании с самобытной художественной техникой позволяют без труда узнать среди прочих керамических изделий яркие плоды русского майоликового производства.

Классическим рисунком русской майолики являются изящные орнаменты, изображения цветов и предметов быта. Их дополняют оригинальные мифологические сюжеты и жанровые мотивы, удивительно тонко передающие русский народный характер, его доброту и открытость, душевность и тонкий юмор.

Еще одна отличительная черта – цветовая палитра. Прежде всего, это гжельская керамика с характерным сочетанием синей краски с добавлением кобальта на белоснежном фоне.

Однако русская расписная керамика не ограничивается этими двумя цветами. Благодаря добавлению окислов металлов наши мастера научились изготавливать лиловую, желтую, зеленую, коричневую, вишневую, фиолетовую и др. краски и создавать с их помощью настоящие шедевры народного искусства.

Сегодня русская майолика переживает свой ренессанс. Потому встретить самобытную расписную керамику можно и во внутренней и внешней отделке зданий – в виде красивых изразцов, и в интерьере – в качестве оригинальной посуды и забавных фигурок.

Преображая дома и храмы

Основное назначение майоликовой плитки – облицовка внутренних стен жилых помещений. В России широкое распространение приобрела традиция украшать разноцветными изразцами печи, потолки, оконные наличники, а также интерьеры сакральных сооружений: церквей, храмов, соборов. Также в этой технике выполняется объемная керамика для фасада, придающая экстерьерам зданий индивидуальный стиль и величественность.

Еще одна ипостась русской майолики – керамическая посуда. Замысловатые формы с сочной росписью превращают привычные предметы быта – столовые и чайные сервизы, миски, блюда, квасники, кувшины, цветочные горшки и многое другое – в неповторимые явления народного искусства.


Славится отечественная керамика и скульптурой малых форм. Речь идет о расписных фигурках людей, животных, птиц, покупательский интерес к которым, некогда угаснув, сегодня снова возрождается.

Технология, проверенная временем

Что же представляет собой классическая майолика? Это керамическая плитка двойного обжига с пористым основанием и покрытием из цветной глазури. Для ее производства применяются компоненты природного происхождения: глина, кварцевый песок и окись железа.

Смесь ингредиентов раскладывается в подготовленные формы и подвергается обжигу с равномерным нагревом, что обеспечивает ей твердость и прочность. Важным условием такой температурной обработки является хорошая циркуляция теплого воздуха, потому печи для изготовления майолики имеют специфическую конструкцию.

Далее следует нанесение на плитку непрозрачной цветной глазури с высоким содержанием олова и второй обжиг, благодаря чему поверхность изделий получается ровной, гладкой и блестящей. Завершающим этапом может стать повторное покрытие плитки блестящей прозрачной глазурью.

Майолика в интерьере квартиры

На сегодняшний день чаще всего можно приобрести итальянскую майолику зелено-желтого и зелено-синего цветов, потому что эти оттенки лучше всего сохраняются при высокой температуре при стандартном процессе обжига в печи. Более дешевым вариантом является плитка «под майолику», где рисунок просто нанесен на поверхность. Конечно, эксплуатационные свойства такой плитки гораздо ниже, чем у настоящей майолики. Кроме плитки для отделки ванной комнаты или рабочего фартука кухни изготавливаются декоративные панно, посуда и декоративные тарелки, наличники для окон и дверей, изразцы для оформления каминов и печей.

Хотя майолика в интерьере квартиры – дорогое удовольствие, но ее оригинальность и красота полностью компенсируют этот единственный недостаток. Да, майолика просто незаменима при создании запоминающегося, нескучного интерьера!

Что такое майолика?

Расписная или однотонная плитка майолика с рельефной глазурованной поверхностью является дорогим элементом декора. Изначально это название использовалось для любых изделий, изготовленных из обожженной глины.

Для изготовления этого вида керамики применяется красная глина, которая покрывается белой эмалью. Первый слой глазури наносится под рисунок, а вторым покрывается изделие после росписи.

Обжиг изделия проводят 2 раза. Сначала закрепляют форму, а потом рисунок. Краска, которую используют для росписи, изготовляется из глазури с добавлением окиси олова. Блестящая поверхность изделия за счет рельефа создает блики. На изломе плитка имеет красный цвет.

История создания

Mayolica — разновидность керамики, история которой начинается в период неолита. Восточные изразцы с пестрой росписью проникли в Европу через испанский остров Майорка, которому обязана названием майолика.

На остров, игравший важную роль в торговых отношениях с другими странами, арабские купцы привозили блюда, кувшины, вазы, покрытые оловянно-свинцовой глазурью. Дорогостоящие украшения парадных залов и домов, принадлежавшие работе гончаров Египта, Ирана, Азии, высоко ценились и пользовались популярностью.

Собственные изделия у европейцев появились позже. В начале 16 в. всемирную известность приобрела итальянская майолика. Она отличалась чистыми цветами, для достижения которых рисунок наносился красками желтого и коричневого оттенков и цвета морской волны.

В это же время появились мастерские по изготовлению майолики в Испании, Германии, Франции. В Древней Руси технология изготовления применялась уже в 11 в., но расцвет архитектурная майолика получила спустя 6 столетий. Работе русских мастеров того времени принадлежат фризы, порталы, печные изразцы.

Свойства, характеристики, особенности и состав

Среди ценителей керамики, выполненной с использованием техники майолики, пользуется популярностью однотонная плитка. В этом случае глазурью и красками покрывается вся поверхность. При обжиге изделия компоненты сплавляются, создавая рельеф и цветовую гамму.

Преимуществом такого покрытия является оригинальная раскраска каждой плитки. Изделия имеют форму квадрата со стороной размером от 5 до 20 см. Майолика изготовляется из экологически чистого материала, отличается прочностью.

Кафель характеризуется высокой теплопроводностью, хорошо сохраняет тепло, поэтому часто практикуется его применение для печей, облицовки каминов.

Роль в интерьере

Использование изразцов при отделке квартиры является стильным вариантом оформления помещения. Этот вид декоративной керамики применяется в дизайне ванной, прихожей. Цветовая гамма майолики позволяет создать уютную атмосферу в средиземноморском или другом стиле в кухне и столовой комнате.

Отлично сочетается майолика в интерьере с природными материалами, такими как камень, дерево, ткань, необработанная штукатурка. Коллекция керамической плитки Виченца майолика отражает стиль, созданный архитектором Палладио.

Материал позволяет воплотить дизайнерские решения благодаря наличию деталей, необходимых для воссоздания классического интерьера в римском стиле. Декоративное квадратное панно или напольная плитка является отличным решением для осуществления художественных проектов.

Фасадная майолика позволяет украсить дом с наружной стороны. Керамогранит является одним из видов плиток, который производится методом прессования смеси из глины и силикатных материалов (кварц) под высоким давлением. В состав вводятся красящие пигменты.

После обжига образуется монолит, по прочности превышающий природный материал. Керамогранит отличается устойчивостью к износу, воздействию агрессивной среды, характеризуется низким показателем поглощения влаги. Поверхность материала бывает полированной, может иметь рельеф и структуру.


В центре народного гончарства в течение нескольких веков изготовляется гжельская майолика. Технология декора изделий предусматривает роспись по белой эмалированной поверхности.

Изделия из глины, покрытые специальной глазурью, можно встретить среди бижутерии. Бусины, изготовленные по технике майолика, иногда по внешнему виду путают с жемчугом, добытым из морских раковин.

Керамика с далекой Мальорки

Такой вид изделий из глины, как майолика, известен далеко за пределами нашей страны. Европейским первоисточником технологии стал крупный остров Балеарского архипелага Мальорка (итал. Maiolica). Из этой части мавританской Испании секреты изготовления майолики попали в Италию, откуда и распространились в другие страны Западной Европы.

Особую славу снискали в мире голландская и итальянская техники, каждая из которых узнаваема благодаря своим уникальным особенностям. Итальянская майолика – это гармоничное сочетание мягких форм и ярких (преимущественно сине-зеленых и желто-зеленых) красок, а голландская – мягкий контраст белого фона и темно-синих или фиолетовых рисунков в виде геометрических фигур, цветочных орнаментов, изображений животных и людей.

Именно из Голландии технология изготовления майоликовой керамики в начале XVIII века попала в Россию. Фабрика, построенная князем Меньшиковым, Московский завод Гребенщикова в Москве, мастерские в Ярославле и Гжели… Русская земля оказалась благодатной почвой для развития производства изделий из майолики.

Особенности изготовления русской майолики

На отечественных просторах майолика появилась во времена Петра I, когда голландцы и итальянцы привезли образцы поливных керамических изделий.

Переняв иностранное умение, майолику быстро научились делать в Москве, Гжели и Ярославле, этому способствовало наличие в окрестностях города больших залежей красной глины.

Русским мастерам приходилось экспериментировать, добиваясь прочности и красоты керамических образцов. Технологический процесс проходил в 2 этапа:

  1. Из глины лепится изделие, расписывается, покрывается первым слоем глазури с добавлением олова.
  2. Затем изделие обжигается еще раз, перед этим его покрывают глазурью со свинцом, чтобы придать керамике блеск.

Уже в XVIII веке мода на майолику выходит за пределы Ярославля, достигая Петербурга. Майоликовыми изразцами украшают фасады домов, облицовывают печи и дверные проемы. Обливную керамику используют даже при украшении церквей. Практически в каждом доме появляется красивая керамическая посуда, вазы и статуэтки.

В XIX веке стиль модерн немыслим без изысканных оттенков глянцевой майолики. В технике майолики работали такие выдающиеся русские живописцы, как В.М. Васнецов, М.А. Врубель, С.В. Малютин, создавшие уникальные образцы декоративно-прикладного искусства. В Санкт-Петербурге сохранилось немало зданий, орнаментированных изразцами из майолики, в том числе Соборная мечеть.

Майолика в интерьере квартиры, майоликовая посуда

Что такое сегодня майолика – посуда, декор, расписная плитка. Последний вариант самый трендовый.

Используется майолика для:

  • облицовки камина;
  • декорирования стены душевой;
  • фрагментов украшения экстерьера прихожей;
  • оформления откосов и наличников;
  • декорирования ступеней;
  • оформления изразцов для кухни;
  • предметного дизайна – к примеру, декорирования столешницы журнального столика.

Справка. Майолика – это еще и самодостаточный арт-объект. Емкость (не то ваза, не то тарелка), панно в раме и другие декоративные вещи не требуют привязки к помещению и функциональной зоне. Примеры на фото доказывают это!

Меццо-майолика как предшественник итальянской майолики

Первые опыты итальянских мастеров сложно назвать успешными. В примитивном декоре не было ничего, кроме геометрических орнаментов с линейными растительными мотивами. Керамистами по большей части изготавливалась не сама майолика, а так называемая меццо-майолика (полуфаянс) – изделия из красного черепка, покрываемые белым слоем ангоба. Данной технике присущ декор типа сграффито, когда белый верхний слой глины процарапывается до красной основы.

На более ранние изделия данного типа наносился тонкий слой белого ангоба и грубоватый узор (звезды или кресты) и только в конце 12 столетия это покрытие начали смешивать с оксидом олова. Кроме того, мастера взяли пример с керамистов Ближнего Востока и стали покрывать свои работы щелочной глазурью, правда более тонкой и худшего качества. Именно такие грубоватые кувшины и блюда предшествовали знаменитой итальянской майолике.

К 15 столетию оловянная глазурь в качестве покрытия стала использоваться повсеместно, а во второй половине этого же века были окончательно сформированы основные мотивы, которые наносились на керамику. Характерными для итальянской майолики стали такие мотивы, как имитация рыбной чешуи, стилизованные перья павлина и «гранатовый орнамент».

К основным трем цветам добавились более сложные красно-фиолетовые тона, однако использовали их нечасто.

Причины угасания интереса к итальянской майолике

Однако постепенно данное направление искусства начинает угасать, и к 17 столетию характер изделий коренным образом изменился. В некоторых регионах производство останавливается вообще, а в других начинают заниматься изготовлением простой по форме белой поливной посуды.

Несмотря на то, что упадок данного направления декоративно-прикладного искусства связывается со сменой стиля, главной причиной его стало появление и широкое распространение фарфора.

Стоит отметить, что полного исчезновения традиций полихромной майолики не произошло. В центрах вроде Фаэнцы и впоследствии изготавливалась глазурованная керамика, правда объемы производства были уже гораздо скромнее, а сегодня эти изделия носят сувенирный характер.

Расцвет итальянской майолики. Популярные мотивы декора

Своего расцвета данная техника достигла в 16 столетии, когда появилось много новых регионов ее изготовления: Венеция, Губбио, Урбино, Деруга, Кастель-Дуранте. Серьезная конкуренция наблюдалась между мастерами Урбино и Фаэнцы, на которых ориентировались керамисты других городов. Но, несмотря на это, для изделий каждого региона были присущи свои характерные особенности.

Нельзя не отметить, что на роспись керамики огромное влияние оказывали хорошо развитые в ту эпоху графика и живопись. Это способствовало возникновению новой манеры росписи, когда красочные повествовательные картины переносились непосредственно на блюда. Называлась такая техника istoriati. Оформленные таким образом изделия по сравнению с обычной станковой картиной были значительно дешевле, благодаря чему пользовались большим спросом по всей Италии.

Еще один интересный и важный мотив – оформление гротеском, который из монументального и грубоватого превратился в миниатюрные и изящные творения благодаря кисти Рафаэля. Работы автора пользовались таким успехом, что другие керамисты стали создавать своего рода первые репродукции с его изделий, перенося изображения на свою майолику.

В таких композициях декор размещался по одному из двух принципов:


С этим читают