Мачта корабля: фото, название, размеры

Виды парусных кораблей

Парусники очень разнообразны. Их выделяют по количеству мачт, особенностям парусов, назначению. Определить тип корабля поможет таблица.


Название судна Назначение корабля Количество мачт Паруса на мачтах Дополнительные характеристики судна
Аак Грузовой, транспортный 1 2-3 прямых паруса Речное голландское судно; известно с 16 века; имеет плоское дно.
Барк Транспортный 3, 4, 5 Прямые; на бизань-мачте — косые Первоначально небольшой, затем крупный морской корабль (водоизмещение 5-10 тонн); строили до первой четверти 20 века. Выглядит очень эффектно.
Баркентина Грузовой 3, 4, 5, реже 6 Прямые только на передней фок-мачте; остальные – косые; нет гафеля на фок-мачте. Появление – 50-е годы 19 века.
Бомбарда или бомбардирский корабль Военный (обстрел крепостей, других укреплений на побережье) 2, 3 Прямые и косые на всех мачтах. 17 век – 19 век; комплектация – от 6-12 крупнокалиберных пушек; мортиры. Мелкосидящее, чтобы подходить как можно ближе к берегу.
Бриг Конвойный 2 Прямые на передней фон-мачте, прямые и косые – на второй (грот-мачте). Имел 10-20 пушек; мог ходить на веслах.
Бригантина Использовался для пиратских набегов; 18 век – посыльные, разведывательные военные суда. 2-3 Первоначально — латинские косые паруса; с 19 века – прямые на фок-мачте, косые – на грот-мачте. Легкое судно – малый бриг; могло ходить на веслах (паруса снимались).
Буер Грузовой для прибрежного плавания; в России – как императорское прогулочное судно. 01.02.18 Косые Появились в 18-19 веке. Российские рыбаки с севера использовали буера, установленные на коньки (двигались по льду). Позже стали применять как парус на колесах для движения по плотному песку.
Галеон Боевой, торговый корабль, характерный для 16-18 века. 2-4 Прямые; на бизань-мачте – косые. Крупное морское судно с четырех-семипалубной надстройкой на корме. До 80 пушек на двух палубах. Для своего времени обладало наиболее совершенной конструкцией.
Джонка Военное, потом грузовое судно. 2-4 Сделаны из циновок в виде четырехугольников, реи – из бамбука. Распространены на юго-востоке Азии. Использовались на реках и для прибрежно-морского плавания. Масса груза – до 600 тонн.
Иол (или йол) Военный, рыболовный 2 Косые Появились в Швеции в самом конце 18 века, затем в России. Были снабжены пушкой и фальконетами. Рулевая ось находится перед задней мачтой.
Каравелла Рыболовный, торговый корабль 13-17 веков. 3-4 Прямые (первые две мачты), косые. Входили в Испанский и Португальский флот, на них плавал Колумб. Особенности: высокая грузоподъемность, мореходность, надстроенные корма и нос; могли идти против ветра.
Каракка Военный, торговый (16-17 век). 3 Прямые (фок-, грот-мачты), косые (бизань-мачта). Крупное судно с тремя палубами, водоизмещением 1-2 тыс. тонн. Оснащалось пушками (30-40), могло взять на борт более тысячи человек. Каракка входила в экспедицию Магеллана. Изобретена в Генуе.
Карбас Промысловое, грузовое, транспортное. 1-2 По 2 прямых паруса на мачте. Место использования — русский север (поморы Белого моря и другие).
Кеч (кэч) Рыболовные, спортивные. 2 – (только грот- и бизань-мачта) Косые Отличается тем, что кормовая мачта расположена перед рулевой осью.
Клипер Военный (дозор, разведка). 3-4 Прямые Быстроходное судно 19 века. Высокую скорость развивал за счет узкого корпуса, высоких мачт и наличия на корпусе острых обводов. Водоизмещение – до 1.5 тонн.
Люггер Военное (разведывательное, посыльное). 2-3 Прямые Создан во Франции в конце 18 – середине 19 в. Ценились за быстроходность. Оснащение – до 16 пушек.
Тендер Военно-вспомогательное 1 мачта Косые Использовался в 19-м – начале 20 в. Был выдвигаемый бушприт, до 12 пушек.
Флейт Военные (транспортировка) 3 Прямые, на бизань мачте — косые. Максимальная популярность – 16-18 вв. Высокие мачты, укороченные реи, до 20 пушек.
Фрегат Боевой 3 Прямые, на бизань мачте — косые. Были популярны в 17-18 вв. Размер средний. Классические суда созданы во Франции. Востребован был линейный фрегат.
Шлюп Военный, экспедиционный 3 Прямые Использовали в 18-19 веке. Установлена открытая батарея с 25 пушками.
Шхуна Торгово-грузовые 2-3 Косые Родина — Англия и Голландия (17 век), но более широко использовали США.
Яхта Спортивное, туристское, может быть личным От 1 до нескольких мачт Прямые, косые Быстрое, легкое судно.

Таблица с видами парусников показала, как менялся облик кораблей, отношение к длине и количеству мачт, парусному сооружению.

Составные части мачт

Мачты’различных типов и назначения состоят из разных деталей и подкреплений.

Нижние мачты. Нижний конец нижней мачты — шпор — оканчивается цапфой квадратного сечения, которая вставляется в степс~ гнездо в середине кильсона. Часть мачты, находящаяся под палубой, иногда имела призмообразное сечение, часть, возвышающаяся над ней, — круглое. В верхней части мачты имеется четырехгранный пояс — ахтканты. Выше него шел невы-Сокий круглий поясок небольшого диаметра, на который укладывали ОГОНЫ:нижних вант, выше переходящий в квадратную форму с закругленными краями. Верхняя часть мачты над ахткантами называется топом. На его вершине находится цапфа квадратного сечения, на которую надевают эзельгофт (рис. 268, а). С двух сторон мачты на ахтканты крепили консолеобразные наделки — чиксы,. у которых по краям иногда делали канавки — кипы. На чиксы укладывали продольные брусья — лонга-салинги — и прикрепляли их к мачте болтами; на лонга-салинги ставили поперечные брусья — краспицы.

Назначение лонга-салингов и краспиц — поддерживать стеньгу и марс. Чтобы предохранить огоны вант от перетирания острыми краями лонга-салингов, на них устанавливали бруски дерева, имеющие форму четверти круга. Эти бруски называли мачтовыми подушками, или калвами (рис. 269).

Стеньги. Часть стеньги между лонга-салингами и эзельгофтом называется шпором. На нижнем конце шпора имеется цапфа квадратного сечения, которая находится между лонга-салии-гами. В шпоре прорезано квадратное отверстие — шлагтовная дыра — для специальной чеки — шлагтова, выступавшие части которого лежали на лонга-салингах и поддерживали стеньгу. Кроме этого, в шпоре стеньги обычно вырезают наклонное прямоугольное отверстие — шкив-гат, где помещается шкив. Через него проходит степь-вынтреп, предназначенный для подъема и спуска стеньги. В ее верхней части имеются ахтканты, на верхнюю часть которых опирается салинг стеньги, также состоящий из лонга-салингов и краспиц. В ахткантах стеньги есть шкив-гат со шкивом для прохода фала верхнего марса-рея. Выше ахткант

Рис. 268. Основные части иачты: а — нижняя мачта, ствол.

1 — цапфа шпора; 2 — часть мачты под палубой; 3 — часть мачты над палубой; 4 — ахт-канты; 5 — топ; 6 — цапфа для эзельгофта;

Ь — стеньга.

1 — цапфа шпора; 2 — шлаг» товная дыра; 3 — шкив-гат со шкивом для стень-вывтрепа; 4 — шпор; 5 — ахтканты; 6 — топ;

7 — цапфа для эзельгофта;

8 — шкив-гат со шкивом для марса-фала;

С — брам-стеньга.

1 — цапфа шпора; 2 — шлагтов-ная дыра; 3 — шпор; 4 — шкив-гат со шкивом для брам-стень-Еынтрепа; 5 — шкнв-гат со шкивом для брзм-фала; 6 — ахтканты; 7 — шкнв-гат со шкивом для бом-брам-фала; 8 — шкив-гат со шкивом для трюм-фала; 9 — брам-стеньга; 10 — бом-брам-стеньга; 11 — трюм-стеньга; 12 — флагшток; 13 — клотик.

Рис. 269. Соединение нижней мачты со стеньгой.

1 — нижняя мачта; 2 — стеньга; 3 — топ мачты; 4 — шпор стеньги; 5 — ахтканты; 6 — чиксы; 7 — болты чиксов; 8 — лонга-салингн; 9 — краспицы; 10 — нижний рей; 11 — бейфут рея; 12 — обойма бейфута; 13 — кал-вы; 14 — нижний марсз-рей;


15 — бейфут нижнего марса-рея;

16 — эзельгофт; 17 — опорная штанга; 18 — шлагтов; 19 — марсвозвышается топ стеньги, заканчивающийся цапфой, на которую надевают эзельгофт (см. рис. 268, Ь).

Брам-стеньги. Детали брам-стеньг не отличаются от соответствующих деталей стеньг. Имеется шпор; поперечное сечение его нижнего конца — квадратное. Если брам-стеньга сделана из одной штуки дерева, то ее завершают ахтканты с круглым пояском сверху для наложения вант и фордунов.

Бом-брам- и трюм-стеньги устроены аналогично. При отсутствии последних верхний конец брам-стеньги оканчивается флагштоком, на котором крепят клотик (см. рис. 268, с).

Рис. 270. Части бушприта и утлегаря: а — бушприт,

і — цапфа шпора; 2 — часть бушприта, находящаяся внутри корпуса; 3 — часть, прс ходящая между недгедсами; 4 — внешняя часть; 5 — цапфа для эзельгофта;

Ь — утлегарь.

1 — утлегарь; 2 ~ бом-утлегарь; 3 —обоймы

Бушприт. Оконечности бушприта заканчиваются цапфами: нижняя входит в степс под палубой бака, а на верхнюю надевают эзельгофт. Часть бушприта, вынесенная за нос, круглая, средняя часть — квадратная, а внутренняя, под палубой, — квадратная с закругленными краями.

Детали утлегаря и бом-утлегаря такие же, как у брам-стеньг (рис. 270).

Бушприт на железных судах представляет собой единое целое.

⇐Предыдущая глава Оглавление Следующая глава⇒

Курс относительно ветра[править]

Угол между направлением ветра и направлением судна называется курсовым углом. Сторона, с которой дует ветер, называется наветренной. Сторона, в которую дует ветер, называется подветренной. Отсюда идут термины вроде «наветренный борт» или «подветренный нок».

Галс — направление судна относительно ветра. Если ветер дует в правый борт, значит этот борт будет наветренным, а судно идёт правым галсом. Расстояние, пройденное судном без поворотов, тоже называется галсом

Важно не путать галс с тросом, держащим наветренный угол паруса, который тоже называется галсом.

Если ветер дует прямо в нос судна — это противный ветер. Против ветра судно на парусах идти не может, и положение судна против ветра называется левентик. Курс левентик — оксюморон для парусника, против ветра поможет только двигатель. Или вёсла.

Попутный ветер дует прямо в корму, и судно идёт курсом фордевинд. Вопреки распространённому мнению, фордевинд далеко не самый лучший курс, особенно для косых парусов. На прямых парусах попутный ветер дует только в задние паруса, впереди стоящие будут в ветровой тени, лишаясь смысла жизни.

Галфвинд означает, что судно движется поперёк ветра. Само направление поперёк судна называется траверс. Если ветер дует на правом траверсе — то судно идёт курсом галфвинд правого галса.

Курс между левентиком и галфвиндом зовётся бейдевинд. Ближе к левентику — крутой бейдевинд, ближе к галфвинду — полный бейдевинд. Идти этим курсом можно только на косых парусах.

Курс между фордевиндом и галфвиндом называется бакштаг

Важно не путать его со снастью, держащей мачту сзади, которая тоже бакштаг. Ближе к фордевинду — полный бакштаг, ближе к галфвинду — крутой бакштаг.

Повернуть судно на другой галс можно через фордевинд или левентик. Через фордевинд легче повернуть на прямых парусах. Поворот через левентик называется поворот оверштаг, так поворачивают суда на косых парусах.

Что делать, если нужно плыть против ветра, но паровой двигатель ещё не придумали, а вёсла с собой не взяли? Вздёрнуть глупого штурмана на рее! Судну придётся идти «змейкой», лавируя от галса к галсу в бейдевинд на косых парусах. Лавировку можно осуществлять и по ветру на бакштаг — курс фордевинд не всегда самый быстрый.

Важно уточнить, что поворотом называется именно смена галса. Если судно меняет курс, не меняя галса, оно либо спускается под ветер (в сторону фордевинда), либо берёт круче к ветру (в сторону левентика), но не поворачивает.

Примечания

  1. Станюкович К. М. Словарь морских терминов, встречающихся в рассказах.
  2. Steel D. = Elements of Mastmaking, Sallmaing and Rigging (from the 1794 Edition). — New-York, 1932.
  3. Falconer W. = An Universal Dictonary of the Marine. — London 1769, Neudruck, 1970.
  4. Falconer W. = A New Universal Dictonary of the Marine. — Enlarged by William Burney London 1815, Neudruck, 1974.
  5. Duhamel du Monceau H. = Anfangsgründe der Schiffbaukunst, oder praktische Abhandlung über den Schiffbau. — Deutsch von Müller C.G.D. Berlin 1791, Neudruck Kassel, 1973.
  6. Rees A. = Naval Architecture. — London 1819-20, Neudruck 1970.
  7. Röding J. H. = Allgemeines Wörterduch der Marine. — Hamburh: Bildband, 1798.

Строение парусного корабля

Парусный корабль представляет собой конструкцию, состоящую из корпуса (или нескольких корпусов), где размещают снаряжение, запасы, команду.


Горизонтальная площадка называется палубой. Передняя часть корпуса – нос, задняя – корма, боковые ограничения – левый и правый борт, нижняя подводная часть – киль.

Также основными элементами являются:

  • рангоут (мачты с реями, гафелями, стеньгами, гиком, бушпритом);
  • такелаж – стоячий, бегучий (различные веревочные, стальные канаты, цепи);
  • паруса (косые, прямые).

Гафель – это наклонная под углом к мачте рея, к нему крепится косой парус в виде трапеции; а гик – горизонтальная нижняя рея. Стеньга крепится на мачту, являясь ее продолжением.

Бушпритом моряки называют деревянный брус, который является продолжением носа и располагается под небольшим углом к морской поверхности; на него крепят косые паруса.

Стоячий такелаж, как можно сделать вывод из его названия, неподвижен. Такие такелажные снасти прочно крепят мачты и стеньги, их делят на:

  • ванты и фордуны, расположенные по бокам (похожи на веревочные лестницы);
  • штаги, которые крепят мачты спереди;
  • бакштаги, закрепляющие бушприт.

Бегущий такелаж в закрепленном состоянии неподвижен, но когда надо выполнить работу по управлению судном, он может перемещать снасти в пространстве.

Выделяют такие виды такелажа:

  • галс (крепит угол паруса к палубе, бушприту, гику);
  • шкот (управляет парусным снаряжением);
  • фал (поднимает парус);
  • брас (предназначен для того, чтобы повернуть рею в плоскости, параллельной палубе).

Классификация парусов основывается на нескольких критериях. По форме существуют прямоугольные, треугольные, трапециевидные.

По расположению – поперек корпуса или вдоль – прямые (грот, марсель, брамсель) и косые (стаксель, кливер – тот и другой добавочный), нижний парус и верхний (нижний фор-марсель, верхний фор-марсель).

Основные виды парусного вооружения изображены на фото.

Еще выделяют латинские паруса – треугольной формы, которые крепятся длинной стороной к рею, наклоненному относительно мачты под углом примерно 45-55 градусов.

Каждая снасть кроме общего, группового названия имеет еще дополнительное, которое указывает, к какому элементу рангоута или паруса она относится. Так, стеньга первой мачты – это фок-стеньга; шкот на парусе стаксель – это стаксель-шкот.

Сонник — Корабль, кораблекрушение

Корабли снятся к почету и неожиданному повышению по службе. Как говорится, большому кораблю – большое плавание.Кораблекрушение сулит гибельный поворот в делах. Вероятно, ваши недруги обманут вас.Корабль, плывущий по штормовому морю, означает ваш проигрыш деловому партнеру.Военный корабль снится к долгой разлуке с друзьями и с родиной.Подбитый корабль сулит политические интриги.По Нострадамусу, корабль – символ новой и счастливой эры жизни. Вот как он трактовал сны о корабле.Видеть корабль с золотыми парусами или другими украшениями – к счастью для страны, в которой вы живете.Если снится корабль в красном цвете, то впереди кровавые столкновения и распри ради установления счастья и достижения благополучия.Старый, разрушенный корабль во сне означает, что надежды на счастье напрасны.Сон о горящем корабле символизирует внезапное крушение благополучия, объявление войны или мощное стихийное бедствие.Взрыв корабля – это символ катастрофы.В соннике Д. Лоффа написано: «Лодки могут символизировать совершенно разные вещи: богатство, путешествия, изоляцию, опасность, романтизм и даже полное разочарование и крушение надежд. Лодки и каноэ, как правило, качаются только на спокойных водах озер и рек. Поэтому если во сне вам снится лодка, находящаяся далеко в открытом море, то это подразумевает разрыв мирных отношений с кем-либо. Анализ окружающей обстановки поможет получить более детальное толкование.Значение символики судна зависит от его типа. Наиболее вероятные интерпретации – это изоляция, опасность, бегство от чего-либо. Парусные и весельные суда часто встречаются в одинаковой обстановке. Парусники предвещают богатство или разочарование; они могут символизировать благополучие или романтизм, но связанные с определенным риском: ведь далеко не всегда нас балует попутный ветер.Пароход символизирует собой силу, контроль, богатство, состязание или путешествие. Вероятность опасной ситуации сведена к минимуму – помешать может разве что поломка двигателя.Тонущее судно означает страх воды, боязнь утонуть или некомпетентность. Но чаще всего тонущее судно – это иносказательный образ, относящийся к какому-то конкретному аспекту вашей жизни».

Большие суда с прямым парусным вооружением

Корабль


Трёхмачтовый корабль

См. также: Корабль (значения)

Корабль имеет прямое вооружение на всех мачтах (числом три и более). Основной рангоут корабля состоит из трёх или более мачт, реев на всех мачтах, гика и гафеля на бизани и бушприта. Мачты могут надставляться стеньгами, бушприт — утлегарями, реи — лисель-спиртами.

Передняя мачта называется фок-мачтой, задняя — бизань-мачтой, остальные — грот-мачтами (если грот-мачт несколько, именуются с носа в корму: первая, вторая и так далее).

Реи фок-мачты: фока-рей, фор-марса-рей (возможны верхний и нижний), фор-брам-рей (верхний и нижний), фор-бом-брам-рей, фор-трюм-рей.

Реи грот-мачты: грота-рей, грот-марса-рей (верхний и нижний), грот-брам-рей (верхний и нижний), грот-бом-брам-рей, грот-трюм-рей. В случае нескольких грот-мачт, прибавляется номер (например: первый нижний грот-марса рей).

Реи бизань-мачты: бегин-рей, крюйс-марса-рей (верхний и нижний), крюйс-брам-рей (верхний и нижний), крюйс-бом-брам-рей, крюйс-трюм-рей.

Паруса фок-мачты: фок, фор-марсель (верхний и нижний), фор-брамсель (верхний и нижний), фор-бом-брамсель, фор-трюмсель. Может иметь косые паруса: фока-трисель и фор-брам трисель

Паруса грот-мачты: грот, грот-марсель (верхний и нижний), грот-брамсель (верхний и нижний), грот-бом-брамсель, грот-трюмсель. Возможны косые паруса: грота-трисель и грот-брам трисель.

Паруса бизань-мачты: бизань (бизань и контр-бизань), крюйс-марсель (реже именуемый крюйсель, верхний и нижний), крюйс-брамсель (верхний и нижний), крюйс-бом-брамсель, крюйс-трюмсель.

Если на первом ярусе бизань-мачты установлен прямой парус, то он называется бизанью, а гафельный парус называется контр-бизанью. Если прямого паруса на первом ярусе нет, то бизанью называется гафельный парус.

Передние паруса: фока-стаксель либо фор-стень-стаксель, кливер, бом-кливер, летучий кливер — косые. Исторически бушприт мог иметь прямые паруса: подвешенный под ним (на блинда-рее) и бом-блинд (на блинд-стеньге).

Стаксели между фок-мачтой и грот-мачтой: грота-стаксель, грот-стень-стаксель, грот-брам-стень-стаксель, грот-бом-брам-стень-стаксель, грот-трюм-стень-стаксель. Если грот-мачт несколько, именуются с прибавлением номера.

Стаксели между грот-мачтой и бизань-мачтой: апсель, крюйс-стень-стаксель, крюйс-брам-стень-стаксель, крюйс-бом-брам-стень-стаксель, крюйс-трюм-стень-стаксель.

Дополнительно может нести лиселя, выставляемые на лисель-спиртах побортно от прямых парусов.

Барк

Трёхмачтовый барк

Барк имеет не менее трёх мачт, несёт косые паруса на бизань-мачте и прямые паруса на остальных мачтах. Передняя мачта называется фок-мачтой, задняя — бизань-мачтой, остальные — грот-мачтами. Паруса бизань-мачты: косая бизань (бизань), гаф-топсель. Вооружение остальных мачт то же, что при вооружении кораблём.

Бриг

Бриг

Бриг всегда имеет две мачты с прямыми парусами. Рангоут брига состоит из двух мачт: фок-мачты и грот-мачты, бушприта и реев и соответствующих стеньг, утлегарей и спиртов. На грот-мачте также имеются гик и гафель для крепления грота-гаф-триселя (иногда ошибочно называемого бизанью, что неверно, т.к. у брига нет бизань-мачты, и, следовательно, её принадлежностей).

Бриги всегда меньше кораблей и барков, и имеют меньше ярусов прямого вооружения. Поэтому, некоторых прямых парусов и соответствующего рангоута нет.

Реи фок-мачты: фока-рей, фор-марса-рей, фор-брам-рей, фор-бом-брам-рей.

Реи грот-мачты: грота-рей, грот-марса-рей, грот-брам-рей, грот-бом-брам-рей.

На грот-мачте также устанавливаются грота-гик и грота-гафель.

Паруса фок-мачты: фок, фор-марсель, фор-брамсель, фор-бом-брамсель.

Паруса грот-мачты: грот, грот-трисель, грот-марсель, грот-брамсель, грот-бом-брамсель.

Передние паруса: фока-стаксель либо фор-стень-стаксель, кливер, бом-кливер, летучий кливер.

Грота-стаксели: грота-стаксель, грот-стень-стаксель, грот-брам-стень-стаксель, грот-бом-брам-стень-стаксель.

Различные классификации мачт

Ранее различали мачты по расположению на судне:

  • Носовая.
  • Средняя.
  • Задняя.

Цель применения мачты лежит в основе её подразделения на:

  • Сигнальную. Это специальная мачта для подъёма сигнальных обозначений, флагов, огней или для установки антенн.
  • Грузовую. Она снабжена специальным механизмом крепления грузовой стрелы. Но при необходимости может выполнять те же функции, что и сигнальная мачта.
  • Специальную. Это мачты, выполненные для какого-либо специфического предназначения.

По конструкции мачты корабля делят на:

  • Одинарные. Водонепроницаемая мачта, применяется для установки на малых судах, а также парусных и вспомогательных кораблях. Они бывают двух видов, цельные и составные.
  • Треногие. В её составе 3 стальные трубы.
  • Четырехногие. Мачта обшита стальными листами по каркасу.
  • Башенноподобные. Построенные площадки располагаются по ярусам. Предназначены они для наблюдения и размещения постов.

Мачты современных судов

На греческом бункеровщике «Agea Zoni III» установлена труба-мачта. Фото от 27 января 2007 года

Греческий бункеровщик «Agea Zoni III» с трубой мачтой — вид сзади. Фото от 27 января 2007 года

На современных непарусных кораблях и судах мачты утеряли роль основы для установки парусного вооружения, постов наблюдения и служат:

  • для несения опознавательных знаков страны, пароходства, компании, наличия лоцмана на борту и прочее путём поднятия флагов государства, компании, а также вымпелов и сигнальных флагов;
  • для несения опознавательных знаков о состоянии судна днём путём поднятия специальных флагов и фигур — лоцман на борту, карантин, учебная тревога, пожар на борту, прохожу транзитом, мои машины работают на задний ход, я не управляюсь держитесь в стороне от меня и так далее;
  • для несения опознавательных знаков о состоянии судна ночью путём включения набора специальных огней на мачте ночью — набор специальных огней называют термином «ёлка»;
  • для отдачи дани уважения государству, в водах которого судно находится, или личности прибывшей на судно — путём поднятия государственного флага этой страны или флага, вымпела этой личности;
  • для приветствия проходящего мимо судна — путём приспускания флага своего государства и обратного подъёма флага;
  • для визуальной связи путём поднятия флагов, вымпелов, сигнальных фигур;
  • для установки звуковых сигнальных устройств для связи и обозначения состояния судна и его действий;
  • для установки переднего и заднего топовых навигационных огней;
  • для световой связи азбукой морзе или по договорённости используя сигнальную лампу на клотике (верхней точке мачты);
  • для установки прожекторов для палубного освещения (чем выше прожектор, тем большую площадь он освещает);
  • поддержки растянутых между мачтой(-ами) и конструкциями судна радиоантенн большой площади (с появлением спутниковой связи эта функция почти утрачена);
  • установки на мачтах, как наиболее высокого места на судне, антенн различных видов радиосвязи, антенн радиолокаторов и антенн прочих навигационных приборов;
  • для поддержания грузовых устройств (грузовых стрел, в частности), но эта функция сегодня уже мало применяется в связи с большим использованием кранов;
  • для отдания последней дани уважения находящемуся на судне покойнику и обозначения, что на судне покойник — приспускается государственный флаг.

На речных судах мачты выполняют складывающимися для обеспечения прохода под низкими мостами.

Высота мачт корабля, их количество

В зависимости от предназначения корабля мачты бывают различной высоты. Некоторые достигают 60 м при толщине основания 1 м.

А сколько мачт у корабля? Их количество напрямую зависит от величины судна. Длина фок-мачты и бизань-мачты напрямую зависит от того, какая высота у грот-мачты. Так, первая составляет 8\9 её частей, а вторая 6\7. Данные пропорции не являются принципиальными для всех судов. Они зависели от пожеланий конструкторов и строителей.

Когда-то расчёт грот-мачты производился следующим образом. Нужно было сложить длину нижней палубы и ее наибольшую ширину, разделить полученную сумму на два. Данная цифра и есть длина мачты корабля.

В самом начале развития судоходства и кораблестроения в состав входила лишь одна мачта и один парус. Со временем развитие дошло до того, что их на кораблях устанавливают до семи штук.

Самое распространённое явление — это снабжение корабля тремя прямыми и одной наклонной мачтой.


С этим читают