Лэпбук своими руками

Как сделать своими руками

Создание интерактивной книжки для малыша происходит в несколько этапов:


  1. Выбор темы. Направление может быть с учётом знаний и пожеланий ребенка.
  2. Когда с темой определились, напишите подробный план. Он необходим для четкого понимания структуры учебного пособия. Каждый элемент должен раскрывать свою под тему. Если приспособление изготавливаете вместе с крохой можно задать ему 3 вопроса, определяющих наполнение:
  • Что ты знаешь об этом?
  • Какую информацию хотел бы еще узнать?
  • Что нужно сделать для получения знаний?

3. Делайте макет. Материалы для создания, которые могут пригодиться:

Готовые шаблоны или сделанные собственноручно. Чтобы изготовить самостоятельно, воспользуйтесь принтером и программами на компьютере. Лучше применять цветную распечатку, чтобы лэпбук был красочным.

  • Плотная бумага (формат А3). Лист загибают, делая две открывающиеся створки.
  • Ножницы.
  • Клей-карандаш.
  • Цветные фломастеры и карандаши.
  • Картинки для декора.
  • Цветная бумага.

После думаем, как расположить интерактивные задачки на основе. Для этого на простом листе рисуем примерный макет.

4. Формы на макете могут быть различными (картинки, фото, тексты, загадки, стишки, игры). Фантазируйте вместе с малышом.

5. Делайте кармашки. Они могут быть в виде:

  • Конвертов.
  • Мини книжек.
  • Гармошек.
  • Вращающихся кружков.
  • Карточек.

После размещайте изготовленные элементы на основу и занимайтесь с малышом, решая интересные задачи.

Мастер-класс «Овощи и фрукты»

Наиболее подходящий вариант Лэпбука для детей дошкольного возраста и практически бесплатный, если имеется цветной принтер.

Что нужно:

  • Чертежная бумага А3.
  • Клей-карандаш.
  • Цветная или декоративная бумага (не плотная).
  • Ножницы.
  • Фломастеры.
  • Скотч.

Изготовление:

  1. Подбираем необходимые картинки с овощами и фруктами в интернете.
  2. В данном лэпбуке представлено 5 интерактивных задач:
  • Сопоставление. Ребенку нужно отыскать и приложить карточку к определенному овощу или фрукту.
  • Поиск. Предлагают найти подходящую тень для каждого овоща.
  • Развитие памяти. Малыша просят вспомнить, какие продукты обычно кладут в суп, а какие не подходят для его приготовления.
  • Образное мышление. Крохе необходимо подумать, какой фрукт соответствует соку в стакане.
  • Закрепление. В качестве повторения пройденного ребенку читают (если он еще не умеет) стихотворения о выученном фрукте или овоще.

Кармашки для лэпбука

3. Создаем кармашки. Можно купить готовые конвертики и прикрепить их на основу или изготовить из цветной бумаги:

4. Распечатанный материал вырезайте и клейте на картонную бумагу. Карточки для манипуляций можно обклеить скотчем или заламинировать. Они так прослужат дольше. 

Необязательно выполнять сразу все имеющиеся задания в наколенной книге. Переходите к выполнению постепенно, усваивая материал. Перед следующим заданием повторяйте пройденные этапы.

Информационное наполнение лэпбука по сказкам

Вообще, лэпбук на сказочную тему можно сделать различных видов:

  1. Лэпбук по конкретной сказке («Колобок», «Теремок»). В основном, это варианты для малышей.
  2. Пособие по нескольким сказкам («Русские народные сказки», «Сказки А. С. Пушкина», «Сказки К. И. Чуковского»). При этом каждой сказке посвящается отдельная страница рукотворной книги.
  3. Лэпбук по нескольким сказкам, но в материале сюжеты и герои сказок смешиваются.

Лэпбук может быть посвящён как одной сказке, так и нескольким

В целом же, в материал лэпбука можно включать следующие блоки:

  1. Изображение сказочных персонажей (по одной сказке или сразу нескольким).

  2. Картинки для составления пересказа, мнемотаблицы (начиная со средней группы).

  3. Предметы из сказок, атрибуты сказочных персонажей (начиная со средней группы).
  4. Картинки для раскрашивания.

  5. Дидактические игры: «Чей хвост» (например, по сказке «Колобок»), «Узнай героя по его тени», «Найди заплатку к сказке», пазлы, игры-«ходилки». и пр. В каждой возрастной группе предлагаются свои варианты.
  6. Загадки о сказочных персонажах (подборка ниже).
  7. Пословицы о сказках (подборка ниже).
  8. Различные виды театра (в младшем возрасте представления ребятам будет разыгрывать воспитатель, дети постарше могут делать это сами):
    • театр на палочках;

    • театр на фланелеграфе;

    • настольный театр.

Отдельно в рамках статьи стоит рассмотреть материалы (варианты заданий) по сказкам А. С. Пушкина. Конечно же, такой лэпбук предназначен для старших дошкольников:

  1. «Узнай сказку по иллюстрации» (картинки).

  2. «Назови героев стихотворения про лукоморье» (картинки).

  3. Игра «Предметы из сказок». Это бумажный сундучок, наполненный атрибутами сказочных героев.


  4. Загадки по сказкам.

  5. Кроссворд. Например, задания к кроссворду — это пропущенные слова в четверостишиях.

  6. Раскрашивание сюжетных картинок.

  7. Викторина по сказкам Пушкина.

  8. Объяснение старинных слов из сказок (архаизмов).

Богатый материал для лэпбука представляют и стихотворные сказки К. И. Чуковского (также вариант для старшей и подготовительной группы). Наполнение пособия может быть следующим:

  1. Карточки «Отгадай произведение по отрывку» (текст)
  2. «Узнай сказку по иллюстрации» (карточки).
  3. Мини-картинки. Опираясь на них, дети пересказывают сказки.
  4. Раскраски по теме.
  5. Пазлы «Животные жарких стран» (по сказке «Доктор Айболит»).
  6. Домино «Мойдодыр» (предметы личной гигиены).
  7. Литературная викторина по сказкам Чуковского.
  8. Ребусы.

По сказкам Чуковского можно придумать массу увлекательных заданий и наполнить ими лэпбук

Примеры загадок на сказочную тему

  • Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом… Кем же были эти Маленькие дети?
  • Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне.
  • Как у Бабы у Яги Нет совсем одной ноги, Зато есть замечательный Аппарат летательный.
  • Что за сказка: кошка, внучка, Мышь, ещё собака Жучка Деду с бабой помогали, Корнеплоды собирали?
  • Из муки он был печен, На сметане был мешен. На окошке он студился, По дорожке он катился. Был он весел, был он смел И в пути он песню пел. Съесть его хотел зайчишка, Серый волк и бурый мишка. А когда малыш в лесу Встретил рыжую лису, От неё уйти не смог.
  • Возле леса, на опушке, Трое их живёт в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?
  • Стрела молодца угодила в болото, Ну где же невеста? Жениться охота! А вот и невеста, глаза на макушке. Невесту зовут … (лягушка)
  • Отвечайте на вопрос: Кто в корзине Машу нёс, Кто садился на пенёк И хотел съесть пирожок? Сказочку ты знаешь ведь? Кто же это был? … (медведь)
  • Дед и баба вместе жили, Дочку из снежка слепили, Но костра горячий жар Превратил девчурку в пар. Дед и бабушка в печали. Как же их дочурку звали?

Подборка пословиц и поговорок про сказки

  • Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
  • Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.
  • Не красны сказки письмом, а красны смыслом.
  • Красна сказка складом, а песня — ладом.
  • Не дочитав сказки, не кидай указки!
  • Мал бывал — сказки слушал, вырос велик — сам стал сказывать, да не слушают.
  • Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка людям указка.
  • Ни в сказке сказать, ни пером описать.
  • Не складна сказка письмом, складна вымыслом.
  • Сказка — складка, а песня — быль.

Оригинальное оформление лэпбука «Сказки»

Сама тема сказок даёт возможность педагогу (или родителям) проявить всю свою фантазию при оформлении лэпбука. Прежде всего стоит придумать яркое название, если, конечно, лэпбук посвящён не одному, а нескольких произведениям. Варианты могут быть такими:

  • «Мои любимые сказки»;
  • «Волшебный мир сказок»;
  • «В гостях у сказки»;
  • «В мире сказок»;
  • «В стране сказок»;
  • «Теремок сказок».

Самому пособию можно придать общую форму домика (сказочного теремка).

Будет очень уместно придать лэпбуку форму сказочного домика

На обложку стоит поместить красочную картинку, например, коллаж из сказок.

На обложку можно поместить персонажей из разных сказок

Половинки обложки можно красиво связать ленточкой

Замечательная идея — использовать для обложки аппликацию из фетра.

Фетровые аппликации смотрятся очень оригинально и прекрасно украсят обложку лэпбука

В сам лэпбук стоит включать как можно больше необычных элементов. Например, это вращающиеся диски. Например, на верхнем можно сделать окошечко, в котором при поворачивании будут возникать портреты сказочных героев.

Оригинальный элемент оформления — вращающиеся диски

Другой вариант вращающегося диска можно посвятить героям сказок Пушкина. Поворачивая круг, ребёнок должен правильно составить пары героев из одного произведения.


Нужно так повернуть верхний круг, чтобы образовались пары героев из одной сказки

Обязательно нужно размещать в лэпбуке книжки-малышки, к примеру, с загадками.

Дети любят рассматривать книжки-малышки в лэпбуке

Непременный атрибут пособия — различные конверты, в которых размещаются дидактические игры и прочий материал. Сказочная тема располагает сделать их необычными, например, в виде атрибутов персонажей: волшебный сундук, короб Маши, в котором её нёс медведь, самовар Мухи-цокотухи и пр.

Оригинальные конверты в виде сундука, короба Маши, самовара Мухи-Цокотухи удивят детей

Интересная идея — разместить информацию (например, загадки) на одинаковых картонных дисках на ярком цветочном фоне. Их можно расположить друг под другом (приклеить только верхнюю часть).

Загадки напечатаны на ярком цветочном фоне

В состав лэпбука стоит включить ленты-раскладушки.

Увлекательный элемент лэпбука — ленты-раскладушки

Развернув ленту и прочитав её, ребята узнают много нового о К. Чуковском

Лэпбук как оригинальное инновационное пособие, красивое и полезное

Автором пособия считают американку Тэмми Дюби. Она придумала наполнить небольшую папку разнообразными картинками, кармашками, стишками и бумажными поделками для закрепления и сохранения информации, которую освоила со своими детьми. Фото первых лэпбуков попало в интернет и это пособие стало достоянием всех неравнодушных родителей, воспитателей и учителей. Лэпбукинг (изготовление лэпбуков) признан инновационной технологией, имеющей множество достоинств.

Само название пособия переводят с английского то как «наколенная книга», то как «складная книга», причём оба варианта совершенно справедливы. Лэпбуки имеют небольшие размеры (обычно формата А4 в сложенном виде) и ребёнку удобно рассматривать их, держа на коленях. Кроме того, эти чудо-книжки полны загадок и секретов, они раскладываются и имеют множество кармашков, вкладышей, блокнотов, которые в свою очередь раскрываются, что очень по вкусу маленьким исследователям и любителям тайн.

Изучение лэпбука начинается с рассматривания всех спрятанных в нём богатств

Какие игровые элементы включают в макет и почему

Лэпбуки для дошкольников отличаются большим (по сравнению со школьным) наличием игровых элементов. Это вращающиеся круги, открывающиеся окошки, движущиеся детали и фигурки. Первое впечатление от лэпбука обычно и у детей, и у взрослых: это забава, развлечение. Но так и должно быть, ведь дети дошкольного возраста познают мир играя. Первые два-три занятия с лэпбуком обязательно будут посвящены изучению его замечательных свойств и возможностей как игрушки, и лишь после этого малыши будут способны постигать содержащиеся в нём полезные сведения

Торопить детей не стоит, непроизвольная память и внимание у них очень развиты, и незаметно для себя, манипулируя с кармашками, кругами и картинками, они усвоят достаточно обширную долю информации

Именно благодаря таким необычным элементам лэпбуки очень нравятся малышам

Преимущества для дошкольников и педагогов

Следует отметить две существенных особенности лэпбука:

Обычно титульный лист папки уже сообщает о её теме


Цели использования лэпбуков также очень разноплановые. Это и закрепление всего, что дети узнали в ходе осуществления проекта, и обучение сбору и систематизации информации, и развитие творчества и креативности, и воспитание бережного отношения к продукту, изготовленного коллективно, уважения к общему труду. Одной из важнейших задач пособия считают стимуляцию у детей познавательной активности, стремления узнавать и запоминать новое, а в старшем дошкольном возрасте — пробуждения желания учиться.

Движущиеся элементы и модули

Неподдельный интерес малышей вызывают движущиеся части лэпбука: круги, открывающиеся окошки, стрелки, фигурки животных, сказочных персонажей. Их можно нарисовать или изготовить в технике аппликации вместе с детьми во время занятий или свободной деятельности.

Сделать круг с окошком тоже несложно, для этого необходимо:

  1. Подготовить два одинаковых круга из плотной бумаги или картона.
  2. Верхний разбить на нужное количество секторов и вырезать один сектор, оставив в центре место для крепления.
  3. Нижний круг разделить на такое же количество секторов и разместить в каждом секторе картинку по теме лэпбука.
  4. Скрепить два круга в центре так, чтобы верхний вращался.

При творческом подходе вращающиеся круги можно изготовить не только из бумаги

Для какого возраста подойдёт лэпбук по сказкам

Лэпбук «Сказки» — это замечательное универсальное пособие, которое можно использовать в работе с детьми уже со второй младшей группы. Конечно, содержание лэпбука для малышей будет отличаться от пособия для детей более старшего возраста. Главный акцент в нём нужно делать на наглядность, красочные картинки — именно это увлечёт маленьких дошколят.

В лэпбуке для малышей акцент делается на наглядность, красочные картинки

В старшей же и подготовительной группе наполнение рукотворной книги уже будет более сложным и разноплановым. Пособие пополнится интересными фактами, связанными с фольклором и авторскими сказками, загадками, ребусами, кроссвордами, вопросами для викторины и пр.

Лэпбук по сказкам для старших дошкольников, конечно же, будет более сложным и замысловатым

В целом же основная функция лэпбука «Сказки» в любом возрасте — это активизация знаний детей по данным произведениям, а также социально-коммуникативное развитие. Ведь на материале сказок ребятам можно придумать массу заданий: от пересказов до театральных мини-постановок.

Как использовать пособие в работе с дошкольниками

Воспитателю стоит активно использовать лэпбук на занятиях по развитию речи, чтению художественной литературы. Это пособие идеально подходит для обобщающих занятий по теме сказок.

Другое важное направление — индивидуальная работа с детьми. Для этой цели незаменимы дидактические игры, включённые в лэпбук (в них хорошо играть и дома, ведь лэпбук дошкольнику могут сделать и родители):

  1. «Найди заплатку к сказке» (вариант для младшего возраста). Задача ребёнка — подобрать к каждой картинке недостающий элемент.

  2. «Помоги животным найти их хвостики» (также для малышей).

  3. «Где чья тень» (начиная со средней группы). Задача — соотнести сказочного персонажа с его тенью. Игра развивает восприятие формы, пространственное мышление.

  4. «Четвёртый лишний» (со средней группы). Задача ребёнка — найти картинку, которая не относится к данной сказке.

  5. Пазлы.

  6. Раскрашивание картинок. Особенно полезно детям, у которых не очень развита мелкая моторика (она непосредственно связана с речевыми функциями).

  7. Раскрашивание по цифрам (старшие дошкольники). Такое занятие не только развивает изобразительные навыки, но и позволяет повторить счёт.

  8. Лото «Сказки». Задача ребёнка — собрать эпизоды из каждой конкретной сказки на отдельной карточке.

  9. Игры-ходилки с фишками и кубиком (для старших дошкольников). В игру лучше всего играть 2–4 детям. По мере продвижения фишек ребята незаметно повторят сюжет сказки, вспомнят её персонажей.

  10. Домино «Сказки» (для старшего возраста). Как и пазлы, домино — универсальная игра, которую можно адаптировать под любую тему.

  11. Игры на развитие математических навыков. Например, это «Три медведя» (для младшей группы). Задача ребёнка — расположить фигурки медведей по возрастанию или уменьшению, показать самого большого мишку, маленького, среднего.

Русские народные сказки, равно как и авторские произведения, представляют собой богатейший материал для создания лэпбука. Воспитатель может сделать уникальное пособие как для малышей, так и для старших дошкольников. В первом случае акцент нужно делать на наглядности, во втором — включать больше заданий на логику, смекалку. В любом случае эта рукотворная книга будет незаменима для активизации детских знаний и развития речи.


С этим читают