Лэпбук «транспорт» для дошкольников: как сделать своими руками

Описание лэпбуков

Содержание наколенных книжек зависит от возраста и уровня подготовки ученика.


Для средних групп 4-5 лет

Задача лэпбука по ПДД для средних групп ДОУ — познакомить дошкольников с правилами дорожного движения для пешеходов и водителей, составными частями дороги, дорожными знаками и указателями для всех участников дорожного движения.

Важно! Пособие призвано вызвать у ребенка интерес к теме, познакомить с важными правилами в привычной для него игровой форме. В процессе работы с лэпбуком ребенок будет тренировать и развивать речь, память, коммуникацию с другими участниками коллектива

В процессе работы с лэпбуком ребенок будет тренировать и развивать речь, память, коммуникацию с другими участниками коллектива.

Папка может содержать следующие разделы:

  • карточки с правилами дорожного движения;
  • виды транспорта в картинках;
  • стихи о ПДД;
  • несложные загадки (тексты + картинки);
  • лабиринты (для построения безопасного пути от дома до ДОУ);
  • карточки-раскраски (дорожный знак, транспортное средство);
  • тематические пазлы из нескольких деталей;
  • игры с элементами физической активности.

Карточки с ПДД лучше расположить в кармашке, в центральной части книжки

Цель раздела — закрепить знания ребенка младшего возраста по ПДД, донести информацию о необходимости проявлять бдительность и осторожность вблизи автомобильного шоссе, не теряться и четко знать, как и где можно пересекать проезжую часть. Цель загадок по теме — развитие сообразительности, способности соотносить текстовое описание и изображение предмета, обогащение речи

Суть игры «лабиринты» — составление безопасного маршрута из точки А в точку Б при помощи фишек или пальчиков с комментариями ребенка. Цель — развитие сообразительности, логики, внимания, мелкой моторики, речи.

Обратите внимание! Для большей эффективности занятия следует менять вид деятельности. Например, можно устроить игру между двумя командами: водителями и пешеходами

Воспитатель или воспитанник берет из конвертика заготовку — сигналы светофора и показывает одно из изображений. В зависимости от цвета участники игры идут либо стоят на месте. Цель — развитие памяти, быстроты реакции, координации движений

Например, можно устроить игру между двумя командами: водителями и пешеходами. Воспитатель или воспитанник берет из конвертика заготовку — сигналы светофора и показывает одно из изображений. В зависимости от цвета участники игры идут либо стоят на месте. Цель — развитие памяти, быстроты реакции, координации движений.

Для старших групп 5-6 лет

Обратите внимание! Цели создания наколенной книжки для детей 5-6 лет — систематизировать знания по теме, донести важность сигналов светофора, научить классифицировать дорожные знаки, развивать внимание, самостоятельность, осторожность. Конвертики с заданиями и играми в соответствии с возрастом воспитанников ДОУ:

Конвертики с заданиями и играми в соответствии с возрастом воспитанников ДОУ:

  • значение сигналов светофора;
  • дорожные знаки и их значение;
  • виды транспорта (классифицировать, найти лишний);
  • загадки;
  • раскраски (закрепление знания по теме, развитие мелкой моторики, аккуратности);
  • стихи на тему ПДД;
  • ребусы и кроссворды;
  • вопросы (определить правильность/неправильность действий на дороге);
  • пазлы;
  • игра «ситуации на дороге» (педагог озвучивает ситуацию, а дети ее разыгрывают на макете автодороги с использованием игрушечных человечков или животных);
  • лево-право (расположить распечатки транспортных средств в соответствии с направлением движения);
  • найди отличия (до 10 позиций);
  • подвижная игра (дети выполняют определенные действия по сигналу светофора);
  • визуальная информация (подборка развивающих видео и мультфильмов по теме ПДД).

Для подготовительных групп 6-7 лет


Воспитанники подготовительных групп могут не только совершенствовать свои знания в области ПДД, но и активно участвовать в сборе и систематизации информации.

Цель создания тематической папки — закрепление полученных знаний, осознание важности безопасного поведения на дороге и вблизи нее, готовность к пересечению проезжей части как по регулируемому, так и по нерегулируемому переходу, научить предотвращать опасные ситуации и четко действовать при необходимости. В пособие можно включить все вышеперечисленные элементы, усложнив их и разнообразив содержание

Важно! Благодаря привлекательному внешнему виду и продуманной структуре лэпбука, дети легко и в непринужденной форме пополняют свой багаж знаний

Папка для детей старшего возраста

Важные теоретические вопросы составления лэпбука

Лэпбук — это результат творческого сотрудничества взрослых и детей. Если пособие составляется для работы в группе детского сада, то координатором проекта его создания выступает педагог, родители привлекаются для наполнения формы содержанием, а дети — для выбора и приклеивания картинок. Ребята старшего дошкольного возраста также могут предлагать интересные игры, задания или информационные блоки для лэпбука. Если пособие создаётся для занятий с малышом дома, то обычно взрослый отвечает за информационное наполнение и виды работы, а ребёнок — за оформление картинками.

Дети куда более радостнее работают с пособиями, в создании которых они принимали участие

Несколько тонкостей выбора формы пособия

Выбор формы лэпбука является принципиальным моментом, так как пособие должно привлекать внимание ребёнка. Поэтому для темы по ПДД наиболее подходящими являются:

  • папки с несколькими разворотами (передвижки) – эта форма считается универсальной для любой темы, для малышей достаточно двух разворотов, для ребят постарше — 3–4;
  • папка-брошюра со страницами, посвящёнными конкретному блоку или двум блокам — заданиям на смекалку, тематическим картинкам, раскраскам и т. д.;
  • «гармошка» – эта форма является сходной с передвижкой, но развороты складываются наподобие мехов гармошки (малышам может быть непросто сориентироваться с порядком складывания страниц, поэтому такая форма для них не рекомендуется);
  • папки-силуэты, например, в виде светофора или машинки.

Какой вариант и формат организации материалов выбрать

Наиболее удобным способом упорядочить материалы являются конверты и кармашки. Малышам кармашки подойдут больше, так как открывать-закрывать конверты им может быть затруднительно.

Для организации материалов также используются:

  • книжки-малышки в форме гармошек — так можно оформить загадки, стихотворения, пословицы и поговорки;
  • выдвижные ленты, например, для дорожных знаков — передвигая ленту, в «окошке» появляется знак, который малыши называют и комментируют его назначение;
  • конверты-силуэты в виде светофора, где каждый сигнал — это отдельный конверт с материалами, например, картинками запрещающих, предупреждающих и разрешающих знаков;

  • круги-рулетки, на сегментах которых представлены картинки с кратким описанием правил поведения на дороге.

Для оформления текстовой информации и картинок используются заламинированные или обклеенные скотчем картонные или бумажные карточки.

Формат содержания лэпбука представлен:

  • картинками по теме (дорожные знаки, иллюстрации ситуаций нарушений ПДД и пр.);
  • разрезными картинками-пазлами;
  • карточками с кратким описанием условий игр;
  • стихотворениями и загадками по теме;
  • пословицами и поговорками, частушками по теме (для старших дошкольников);
  • раскрасками, схемами для аппликации;
  • заданиями на развитие смекалки — ребусами, кроссвордами, лабиринтами;
  • CD с тематическими мультфильмами.

Пример составления лэпбука для средней группы

Остановимся на алгоритме составления лэпбука «ПДД» для детей среднего дошкольного возраста.

Малышам очень нравится, когда у лэпбука есть персонаж, , например, Незнайка, с которым они изучают материалы пособия

Материалы и инструменты:

  • папка с двойным клапаном справа или 2 папки в твёрдом переплёте;
  • самоклейка (чтобы заклеить места крепления частей основы, если предполагается объединение двух папок в одну);
  • цветная бумага для кармашков и конвертов;
  • ножницы;
  • клей ПВА;
  • скотч;
  • иллюстрации для оформления пособия;
  • надписи для обозначения содержания конвертов и кармашков;
  • тематические материалы для лэпбука (картинки, движущийся двойной круг с вырезанным сегментом на одном из них и пр.)

Инструкция:

  1. Если в качестве основы используется две папки, то скрепляем скотчем их и обклеиваем самоклейкой.
  2. На обложку приклеиваем картинки для оформления пособия.
  3. На левую створку приклеиваем три конверта: для лабиринтов и игр.

  4. На центральную часть приклеиваем три конверта-цветка с пазлами, картинками разных видов транспорта и разными видами дорожных знаков.
  5. На внутреннюю часть правой створки приклеиваем четыре конверта разного формата: для загадок, для стихотворений, для раскрасок и игры.
  6. На внешнюю часть правой створки приклеиваем движущийся двойной круг с вырезанным сегментом на верхней части, на центральной части размещаем дорожные знаки (дети должны располагать знаки на картинках, появляющихся в «окошке», в зависимости от изображённой ситуации).

Несколько важных теоретических аспектов составления лэпбука

Если лэпбук создаётся для работы в детском саду, то роль координатора проекта выполняет педагог. Именно он подбирает материалы или направляет родителей и детей в выборе содержательного компонента, а также придумывает или утверждает/опровергает форму пособия. Если лэпбук составляется для домашнего пользования, то весь творческий процесс ложится на плечи взрослого члена семьи и ребёнка. В детском саду дети уже со второй младшей группы участвуют в оформлении пособия: клеят картинки, складывают конверты. В старшей группе ребята сами выбирают интересные материалы, ищут игры, загадки, стихотворения по теме.


Работа с лэпбуком захватывает ребят

Как выбрать форму лэпбука

Форма пособия диктуется самой темой: для транспорта оригинальной и интересной будет папка-брошюра в форме машинки или вагона поезда. При этом проверенными и не менее актуальными будут:

  • классическая папка-передвижка с двумя створками для малышей и с 3–4 створками для ребят средней и старших групп;
  • папка-гармошка для детей старшей и подготовительной групп (малышам может быть сложно сориентироваться в складывании/раскладывании страниц).

Варианты организации и форматов материалов

Что касается распределения блоков материалов, то самыми удобными для этого оказываются кармашки для малышей и конверты для ребят средней, старших групп.

Конверты с прорезью для «язычка» удобны для хранения пазлов

Кроме того, содержание лэпбука можно организовать в:

  • конверты в форме машинок;
  • мини-книжки;
  • окошки (например, для знакомства малышей с видами транспорта, ленту с картинками можно передвигать в окошке так, чтобы показалась та или иная изучаемая машинка);
  • дверцы (по принципу лэпбука с двумя створками), где обычно размещается тематическое стихотворение или информационный блок;
  • рулетку, где на сегментах круга располагается информация о разных видах транспорта (пассажирском, грузовом, специальном и т. д.).

Все тексты, картинки в лэпбуке оформляются на картонных или заламинированных бумажных карточках разной формы и размера.

Выбирая форматы презентации содержания пособия на транспортную тему, стоит обратить внимание на следующие:

  • картинки для описания машинок, а также для иллюстрации текстового материала;
  • пазлы — игровой приём, который помогает ребятам запомнить внешний облик разных транспортных средств;
  • игры — описание условий даётся на карточках;
  • рифмовки — для малышей это база информационного блока;
  • загадки — начиная со второй младшей группы, когда у ребят уже будет минимальный опыт для ответов на вопросы;
  • пословицы и поговорки – обычно этот блок включается в лэпбук для старших дошколят;
  • шаблоны для раскрашивания;
  • CD с аудиовизуальными материалами — мультфильмами по теме, записями весёлой песенки о транспорте и звуков разных видов средств передвижения.

С этим читают