Игрушка мастер-класс моделирование конструирование птичка-марионетка мастер-класс картон материал бросовый шпагат

Как сделать куклу марионетку, описание, мастер класс


Игрушка-марионетка – это кукла, которой можно управлять при помощи ниток, резинок или проволок. Первая такая игрушка была изобретена в XVI веке итальянским мастером Мариони. С тех пор эти куклы прочно вошли в мир театрального искусства и восхищают зрителей своей оригинальностью.

Создание куклы-марионетки своими руками не требует особых усилий, а если вы привлечете к этому процессу своего ребенка, то сможете хорошо провести с ним время, получив в результате совместного творчества в домашних условиях забавную куклу, которая приведет в восторг как взрослого, так и ребенка.

Кукла-марионетка в домашних условиях может быть сделана из разных материалов, а именно: бумаги, пластилина, дерева, ниток и множества других предметов.

Как сделать марионетку в домашних условиях, вам подскажет этот мастер-класс, результатом которого будет созданная своими руками оригинальная кукла, а именно страус из помпонов. Управлять таким страусом можно с помощью четырех лесок, веревок или резинок, которые соединяются с головой, хвостом и лапками игрушки.

Итак, в процессе мастер-класса нам понадобится:

  • плотная бумага (картон);
  • нитки (акрил или шерсть);
  • пластилин (для глазок);
  • ножницы;
  • леска или резинки;
  • катушечные нитки;
  • швейная иголка;
  • клей ПВА.

Этапы выполнения работы:

Для начала нужно сделать 4 помпона: два больших, из которых будут сделаны голова и туловище страуса, и два маленьких (две лапки). Для этого из бумаги (плотного картона) вырезаем два круга, которые имеют посередине круглое отверстие. Соединяем их и наматываем равномерно на них нитки так, чтобы они проходили через центральное отверстие (чем больше ниток мы намотаем на круг, тем пышнее будет помпон). Разрезаем ножницами намотанные нитки между заготовками из бумаги. После этого берем катушечную нитку и крепко связываем разрезанные нити посередине между заготовками из бумаги. Затем убираем картон и придаем помпону форму шара. Оставшиеся три помпона делаем аналогично.

Для ножек и шеи страуса из ниток (желательно ириса) сплетаем косички в количестве три штуки длиной 15-20 сантиметров.

Приступаем к сборке страуса: для этого к маленьким помпонам пришиваем один конец веревочек (это будут лапки). Второй конец веревочек пришиваем к туловищу страуса. Низ игрушки можно утяжелить при помощи пластилина, прикрепив его к низу лапок. С помощью оставшейся веревочки соединяем голову и туловище.

Из плотной цветной бумаги вырезаем крылья, хвост и клюв для страуса. Затем приклеиваем вырезанные детали крыльев и хвоста к туловищу, а клюв к его голове. Из пластилина делаем глаза кукле, для чего придаем необходимую форму пластилину, покрываем его обычным лаком для ногтей и закрепляем с помощью клея на голове страуса.

Заключительным этапом является крепление всех частей туловища к леске или резинкам, закрепленным на крестовине из дерева. При этом ноги куклы, а также туловище и голова соединяются с противоположными концами крестовины.

Мастер-класс завершен, и забавная кукла-марионетка страуса готова! Чтобы сделать такую игрушку своими руками в домашних условиях, нам понадобился материал и инвентарь, который найдется в каждом доме.

Существует еще много способов сделать куклу-марионетку страуса своими руками с помощью подручных материалов. Например, такую игрушку можно пошить из любой ткани, использовав синтепон или вату для ее наполнения и декоративные перья для крыльев и хвоста. Крепления к крестовине можно сделать из лески, веревок или резинок.

Такую куклу своими руками можно сделать из пластилина, сформировав из этого материала как отдельные детали игрушки (например, лапы), так и полностью всю фигуру (голову, туловище и лапы).

Также в качестве головы и туловища страуса можно использовать пенопластовые шарики (по одному для головы и туловища, три – для шеи, и один разрезанный напополам – для лап). Эти детали необходимо соединить между собой при помощи резинок или крепких нитей. При этом хвост и крылья можно сделать из пластилина.

Надеемся, этот мастер-класс поможет вам создать оригинальную игрушку. Созданная своими руками кукла-марионетка принесет только положительные эмоции вам и вашему ребенку!

Особенности куклы

Куколка marionette имеет одну очень важную особенность, которая отличает ее от других игрушек. Марионетка – это именно театральная игрушка, которая несколько тысячелетий прожила на сцене. Самые искусные мастера по изготовлению марионеток были в Италии, поэтому именно эта страна является родоначальником данных кукол. Здесь же появилось и само название «марионетка». В Венеции существовал обычай, когда одновременно нескольких девушек выдавали замуж. 12 девушек выходили из своих домов в белых платьях и шли к церкви, там их уже ждали женихи.

Важно! Такое мероприятие имело общегородское значение, оно было публичным. Так семья каждой девушки пыталась похвастаться своим достатком, украшая свою невесту золотыми украшениями

В 944 году, когда был праздник, прелестных невест похитили высадившиеся на берег пираты, а потом увезли их на своих кораблях. Женихи погнались за ними, догнали врагов, отомстили за грабеж и поруганную честь девушек. После этого случая в Венеции возник праздник Марии (вполне возможно именно так звали одну из девушек). Со временем проведение этого праздника стало убыточным для властей города. Тогда было решено изготовить 12 больших кукол.

Устоявшийся ритуал был соблюден. Городская казна не страдала – праздничные наряды кукол не менялись за долгие годы. Куклы-невесты были немного больше роста человека, их стали называть большими Мариями или Марионами. Расчетливые ремесленники для жителей города изготавливали мини-копии невест. Поэтому маленькие Марии стали называться Марионетками. Название это распространилось на весь мир.

Обратите внимание! Игра с марионетками способствует развитию у детей речи, мышления, понимания окружающего мира, любознательности. Арт-игрушка учит самостоятельности в принятии решений, умению общаться, находить компромисс и оценивать свои и чужие поступки

Популярность марионеток возрастала. Уже в Древнем Риме в каждом знатном доме была коллекция своих, домашних кукол. Их одевали в модные наряды, расставляли в разных позах, имитируя фрагменты современных театральных постановок. Чаще всего в богатых домах такой кукольный театр располагался в фойе для того, чтобы все гости могли видеть достаток хозяев, их основные предпочтения.

Начался бум бродячих артистов с марионетками Буратино, которые на улицах показывали представления с участием одной или двух кукол. Во время таких выступлений артисты играли на музыкальных инструментах. Куклы при помощи хитроумных приспособлений подтанцовывали в такт музыке, потом кланялись и обращались к публике за вознаграждением. Как правило, это были безобидные развлечения, которые воспринимались весьма благосклонно всеми социальными слоями населения.

Наиболее успешные бродячие артисты увеличивали свой театральный арсенал. Игрушек марионеток на тонких веревочках становилось больше.Они усложнялись, приходилось нанимать других артистов для управления ими. Так появились первые кукольные театры с марионетками, которые определили основное назначение куклы с подвижными частями тела, сделав сцену ее призванием.

Инструменты и материалы для работы

Театральные куклы пальчиковые из бумаги и картона в детский сад, школу: шаблоны зверей, мастер-класс, рекомендации

Театральные куклы пальчикового типа принадлежат к наиболее простым. Их вполне можно смастерить даже с малышами! Такие поделки крохи вполне могут взять с собой в детский сад или школу, чтобы устроить в свободную от занятий минуту спектакли с друзьями.

Схема изготовления необычайно проста и позволяет сэкономить массу времени:

  • Для начала находятся или рисуются от руки шаблоны. Мы предлагаем читателям воспользоваться вариантами, приведенными ниже. Можно выбрать как уже готовую цветную модель, так и бесцветную. В последнем случае ребенок увлеченно внесет необходимые на его взгляд штрихи.
  • Шаблоны необходимо вырезать с максимальной аккуратностью.
  • Далее склеиваются между собой части мордочек будущих кукол-зверей.

Мордочки театральных кукол-зверей склеиваются примерно так

  • Точно так же скрепляются части туловища.
  • Из бумаги вырезаются небольшие прямоугольники. Их необходимо прикрепить к куклам так, чтобы со стороны они не были заметны. Идеально подходит обратная сторона головы куклы.

Так к театральным куклам крепится петля из бумаги

Игрушка готова! В нее продевается палец, который крепится в петле – и можно играть! Петля помогает управлять головой куклы.

Цветные шаблоны животных для пальчиковых театральных кукол Еще одни образцы цветных шаблонов для пальчиковых театральных кукол Получаются такие милые театральные пальчиковые куклы

Можно выбрать еще более простой вариант пальчиковых кукол. Шаблоны с ними нужно вырезать вместе с отверстиями для пальцев. Пальцы будут символизировать ноги-лапы игрушки.

Еще немного шаблонов для пальчиковых театральных кукол Вот так в подобные театральные куклы продеваются пальцы

История возникновения марионеток

Первая фигура с подвижными частями тела появилась в обозримом прошлом в роли участника религиозных действий. Это были статуи богов, в честь которых совершались ритуальные действия. Вначале у этих фигур или статуй поворачивалась только голова – земное воплощение бога как бы обозревало собравшуюся паству и оценивало степень раболепия и подобострастия. Чтобы у людей при этом возникали разные чувства, выражение лиц у таких статуй также менялось — от улыбающихся до разгневанных.


Подобное происходило в Древнем Египте во время ежегодного празднования в честь Озириса. Жрецы носили с собой во время религиозных шествий статуи с вращающимися головами. Все они изображали бога, которому было посвящено это действие. У стен храма древнейшего Иераполиса устанавливали статуи, у которых также поворачивалась голова, внимательно осматривающая входящих людей. Это делали для создания соответствующей атмосферы, а также поддержания непререкаемого авторитета религиозных деятелей.

Обратите внимание! В Древнем Риме фигура Юпитера головой указывала направление, куда ее нужно было нести, а кивком обозначала место остановки, где и осуществлялось предсказание божества. Нужно уточнить, что такие фигуры и статуи назывались совсем не марионетками

Да и куклами их тоже назвать можно было с большой натяжкой. Скорее, они послужили прообразом для марионеток и примерами для их создания. А произошло это тогда, когда ремесленники стали изготавливать уменьшенные копии божественных статуй и других фигур, способных имитировать человеческие движения

Нужно уточнить, что такие фигуры и статуи назывались совсем не марионетками. Да и куклами их тоже назвать можно было с большой натяжкой. Скорее, они послужили прообразом для марионеток и примерами для их создания. А произошло это тогда, когда ремесленники стали изготавливать уменьшенные копии божественных статуй и других фигур, способных имитировать человеческие движения.

Маленькие фигурки мастера награждали большими возможностями – у них двигалась не только голова, но и руки, ноги, даже глаза с нижней челюстью были подвижными. Придумывались все более сложные механизмы управления куклами, схемы соединения подвижных частей. В результате марионетки могли садиться, вставать, ходить, танцевать, совершать сложные движения, выполнять всем понятные жесты. Такие куклы стали постоянными участниками на всех праздниках, пирах, застольях. Их вешали на елку.

Особенность марионетки

Технология изготовления марионетки для кукольного театра⋆Детский мир

Особенность марионетки в том, что она повторяет анатомию человека и приводится в движение при помощи нитей, подвязанных к её сочленениям. Существует два типа марионетки: марионетка с деревянным каркасом и марионетка на металлическом пруте. Рассмотрим сначала изготовление марионетки с каркасом из дерева.

Марионетки с деревянным каркасом

Величина куклы может колебаться от 30 см до 1/3 человеческого роста. Поэтому размеры деталей подбираются в зависимости от задуманного.

Каркас состоит из деревянных брусков, соединённых между собой подвижно. Размеры членений повторят пропорции человеческого тела.

Голова и плечевая планка могут крепиться подвижно или неподвижно. Также могут крепиться и кисти рук и стопы, в зависимости от сложности движений, которые должна выполнять кукла.

Подвижными должны быть сочленения в плечах, локтях, коленях, тазобедренном суставе. Они выполняются с помощью узла (смотри статью по изготовлению тростевых кукол), чтобы руки и ноги не могли вывернуться (рис. 37).

Когда каркас готов, его обтягивают поролоном, тем самым придавая кукле человеческие формы, и одевают.

Вождение куклы производится с помощью ваги. Вага состоит из крестовин и двух поперечных съёмных планок. Размеры ваги зависят от размеров куклы (рис. 38).

Нити притягиваются следующим образом:

1 – к коленям;

2 – неподвижно к голове;

3 – к рукам;

4 – тазобедренный сустав.

Перекладины с нитями от коленей и таза – съёмные.

Если нужно, чтобы кукла могла наклонять голову, голову прикрепляют неподвижно к плечам и протягивают дополнительную нитку к спине, закрепив её на основной крестовине ваги. Чем подвижнее должна быть кукла, тем больше нитей и приспособлений окажется на ваге. К этому усложнению и усовершенствованию требуется творческий подход (рис. 39).

Наряду с такими марионетками делают и животных-марионеток. Принцип остаётся тот же. Лишь изменяется длина ваги, в зависимости от того, какие пропорции имеет животное.

Рассмотрим в качества примера куклу-марионетку – кота. В данном случае управление куклой  не очень сложное, хотя тоже требует определённого навыка в вождении (рис. 40).

Кукла выполнена из пенопласта, обточенного в определённой форме, и обтянута искусственным мехом. Лапы кота пришиваются свободно и не управляются нитями.

Вага состоит из палочки, на которой крепится съёмная поперечная планка для вождения головы и неподвижно закрепляются нити, на которых держится туловище. Хвост прикрепляется нитью с петлёй, которую тоже можно снять с ваги.

Возможно жёсткое крепление головы кота на стержне, которое даёт больше вариантов движения (рис. 41).

Технология изготовления паркетных кукол

Изготовление паркетных кукол не отличается особой сложностью. Все зависит от назначения куклы (её рули) и фантазии художника. Паркетные куклы выполняются главным образом из поролона. Т.к. он очень лёгок и пластичен в движении. Как известно, паркетные куклы могут достигать человеческого роста и выше, поэтому поролон – незаменимый материал. В оформлении куклы могут быть использованы различные материалы, имеющиеся под рукой. Планшетные куклы – это те же паркетные, только меньших размеров.

Ранее мы с вами рассматривали, какие бывают ширмы-сцены для кукольных театров, общие сведения по технологии изготовления кукол для школьного кукольного спектакля.

Необходимые для работы материалы

Прежде чем узнать, как правильно сделать куклу на веревочках своими руками, следует запастись следующими материалами:

  • готовым рисунком;
  • маленьким мячиком, изготовленным из стиропора. Его можно приобрести в специализированных магазинах для рукодельниц. Если подобного мячика не будет под рукой, тогда можно воспользоваться резиновым теннисным, пластмассовым или синтепоновым;
  • белым трикотажем размером 16×16 см (для создания головы);
  • тканью для скрутки 30×20 см (для туловища);
  • мотком толстой веревки: 35–40 см (для ног), 20 см (для рук);
  • клеем ПВА;
  • 2 тоненькими узкими рейками-палочками (для «коромысла»);
  • лоскутками материала (можно взять обычную одежду для куклы. Многие мастерицы делают крой наряда по собственному желанию);
  • кусочками разноцветного фетра или цветной бумагой;
  • соломками для плетения (лучшая альтернатива – это мулине);
  • скотчем;
  • карандашом;
  • тонкими нитками;
  • картоном (шаблоном);
  • ножницами;
  • линейкой.

Как создать странного эльфа, или Кукла-марионетка из папье-маше

Хочу сделать куклу-марионетку. Это первый опыт в моей жизни (по марионетке).

Были разные: шарнирные, тедди-долл, будуарные и так далее. В общем, я люблю эксперименты.

Кукла планируется 50-60 см. Делать будем из папье-маше не мятого, а накладывать полосы бумаги на клей.


Для начала нам потребуется много всякого добра.

1. Самое основное — схема нашей куклы на бумаге. Необходимо соблюдать размеры, чтобы руки не вышли короче, или уши велики Можете рисовать сами, можете открыть интернет и поискать там.

2. Далее:

– пластилин;

– проволока в изоляции;

– газеты, туалетная бумага;

– клей ПВА;

– глазки готовые, трессы на парик;

– пластик самозатвердевающий или замазка по дереву.

Это то, что обязательно для начала. Дополнительно в ход пойдет все, что плохо лежит: палочки для суши, зубачистки и скрепки концелярские.

И так )

Пластилин в основу. Дальше берем дешевую туалетную бумагу и клей ПВА. Это на голову, так как много мелких деталей.

Тело я обклеила газетой. Ждем, пока высохнет. Разрезаем и вынимаем пластилин. Я использовала La doll, чтобы склеить и укрепить места соединения будущих деталей (голова с телом, плечо с рукой и т.д.), так же загладила чуть-чуть голову. Хочу, чтобы фактура бумаги угадывалась.

Тело уже выпотрошено Пластилин удален, вставлены петли из проволоки. Склеено клеем. Поверх укреплено La doll. Детализировала также им. Можно использовать замазку по дереву. Она более жидкая и хуже шлифуется. Отшлифовано шкурками и напильниками.

Итак, по ходу возникли проблемы с суставами. Я делаю по принцепу “болтушки”, то есть, петли деталей связываем лентами. С бедрами трудность, так как если просто сделать петли и связать, кукла не будет сидеть, если будет сидеть, то длинная лента будет очень некрасиво висеть не в сидячем виде (Я сильно косноязычный человек оказывается)

Решаем первую. Взяли обычную пластиковую куклу у ребенка и нашли решение там, немного усовершенствовав.

Крепление бедер мне нравится!

Внутри в ноге (между попой и бедром) сделана воронкообразная выемка, куда поместятся петля и крепление лентой.

Также кукла сможет сидеть.

Руки и ноги имеют по 3 детали каждая. Опишу на примере ноги.

1. Бедренная должна быть полая, сквозь нее пройдет лента от тела к голени.

2. Голень не полая. Внутри каркас из проволоки. С двух сторон увенчана петлями.

3. Ступня с петлей.

Фото смешное. Это показаны петли. Я их вставила изнутри, когда тело было разрезано.

Укрепила изнутри La doll и клеем “Момент”.


А это моя принцесса получила “мейк”. Пристрастие к клоунам и арлекинам не отпускает меня Голова так же сделана — пластилин — основа (вынут в последствии, т.е. полая),папье-маше — в основе, заглажено La doll. Повторюсь — более бюджетный вариант —это замазка по дереву.

По-моему удалась Какой то кукольник писал: “Если куклу не хочется переделать на третий день, то она получилась”.

Вот я и делаю лицо вначале до конца Ведь лицо — это главное.

La doll я покрыла акриловым грунтом. Мейк сделан акриловыми красками и сухой пастелью.

Это материалы, которые нужны для покрытия папье-маше.

Бумагу я шпаклую и шлифую, далее грунт акриловый в два слоя. Следом идет творческий процесс: воспользуемся пастелью и акриловыми красками, чтобы придать нашей кукле нужный цвет кожи и углубить впадинки

Краску и пастель надо закрепить лаком.

Паричек я делаю из тресса овчины. Клеем на прозрачный клей спиралью, начиная со стороны шеи и заканчивая на макушке. Овчина очень приятна, ее можно красить в любой цвет, стрич и завивать.

Суставы куклы мы препим отласными лентами. Осталось сшить одежду и кукла готова.

Приступим к самому главному и неизведанному  Вага. Рассмотрев все варианты, остановилась на немецкой ваге для марионеток.

Выкройку перенесла на бумагу. По статье написано — использовать фанеру 10 и 5 мм. У меня обнаружились обрезки ламината буду использовать его. Вооружившись лобзиком по дереву, напильниками, макетным ножом и шкурками иду выпиливать.

Для сборки потребовалась еще и дрель, два шурупа и крепкая проволока, а самое главное любящий и терпиливый муж.

И ввууаллля

Для подвески куклы на вагу я взяла леску. Вагу надо закрепить на уровне поясницы (вашей поясницы) на этом уровне будет оптимально управлять ей. Закрепляем леску между петельками в деталях куклы и петельками в ваге. Положение при этом у куклы должно быть самое простое (руки опушены, голова чуть-чуть наклонена) кукла должна стоять.

Моя богиня готова.

Спасибо за внимание. Приношу свои извинения за безграмотность — но ведь вы сюда заглянули не за проверкой орфографии

Приношу свои извинения за безграмотность — но ведь вы сюда заглянули не за проверкой орфографии

Надеюсь, я вам поведала что-то новое.


С этим читают