Карнавальный костюм: клеопатра

Содержание

Линда Кристал, «Легионы Клеопатры» 1959, режиссер Витторио Коттафави, художник по костюмам Витторио Росси, пошив — Casa D’Arte Peruzzi.


Франко-итальянский фильм в так называемом жанре «меч и сандалии» (sword and sandals или пеплум). Итальянские исторические картины на библейскую или античную тему, массово выпускающиеся с 1958 по 1965, должны были противостоять голливудскому доминированию в этом жанре, а также повысить итальянский дух (ох, уж эти скрепы, в каждой стране свои). Витторио Коттафави гордо называл их нео-мифология. Фильм был выкуплен студией «20 century Fox» за 1 млн долларов, чтобы не быть выпущенным в прокат и не стать невольным соперником «Клеопатре», которая была задумана еще в 1958 году и вышла только в 1963-м с Тейлор в главной роли. Не представляем, в какой из множества вселенных этот фильм мог бы конкурировать с «Клеопатрой».

В основу картины, видимо, легла легенда о том, что Клеопатра и Марк Антоний переодевались и гуляли по Александрии неузнанными. И вот, в угоду Коттафави, царице пришлось выступать с танцами живота перед трактирной публикой самого низкого пошиба и влюбиться в Карридио, настоящего мачо, но, к сожалению, наймита Октавиана (Этторе Манни). Франко-итальянка из Аргентины Линда Кристал, безусловно, очень красива, но в фильме во многом из-за этого дешевого восточного костюма выглядит скорее как королева цыган, а ее драматическая игра сводится к открытому рту и особому стеклянному выражению глаз. В образе Беренис она носит двухчастные костюмы для танца живота: слегка декорированный современный бюстгалтер и «юбка» с золотой набедренной повязкой с монетками (под которым видны вполне современные трусы). Ей богу, сейчас на любом туристическом рынке в Турции можно купить лучше.

В одном из последних эпизодов на царице темно-розовое облегающее платья чуть ниже колен, с затянутым корсетом талией и высокая укладка в стиле 1950-х. Если бы не нелепые свисающие с головы жемчужные нити, можно было бы подумать, что Линда Кристал сбежала со съемок какого-нибудь аргентинского сериала, чтобы отхалтурить пару сцен для «Легионов». Один из церемониальных нарядов Клеопатры-Линды с лифом в виде двух крыльев почти повторяет платье Клеопатры-Ронды. Зато короны и парики на общем убогом фоне смотрятся неплохо.

Волосы

Женский парик (1479—1425 до н. э.) из гробницы Менхет, Менуи и Мерти, Музей Метрополитен

Характерной чертой всех древнеегипетских причёсок была строгость и чёткость линий, за что они получили название «геометрических». Большинство египтян из-за жаркого климата носило простые причёски из коротко остриженных волос.

Нередко египтяне сбривали волосы с тела из гигиенических соображений. Особенно это касалось жрецов, чей статус предполагал постоянное соблюдение чистоты. Согласно Геродоту, «в других странах жрецы богов носят длинные волосы, а в Египте они стригутся… каждые три дня жрецы сбривают волосы на своём теле, чтобы при богослужении у них не появилось вшей или других паразитов».

Всё свободное население Египта носило парики. Их форма, размеры и материал указывали на социальное положение владельцев. Парики изготовлялись из натуральных волос, шерсти животных, растительных волокон и даже верёвок. Их окрашивали в тёмные тона, причём самыми модными считались тёмно-коричневый и чёрный цвета.

Рыжие волосы мумии Рамсеса II окрашены хной.

Судя по сохранившимся изображениям, известно было множество фасонов париков. Чаще всего они доходили до плеч, но в торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Причёски обильно пропитывались душистыми маслами, эссенциями, клейкими составами.

Изображение Аменмоса и его жены Депет, Саккара, XVIII династия. Лувр, 26 зал

Женские причёски во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые. Древнеегипетские аристократки, как и их мужья, нередко брили голову и надевали парики. Самыми типичными причёсками на париках были две: первая — все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах; верх парика был плоским. Вторая причёска имела форму шара. Со временем получил распространение большой завитой парик, три пряди которого спускались на грудь и спину. Причёски делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине и украшая концы кисточками или шариками из ароматических смол. Широко применялась завивка, которая делалась при помощи холодной укладки (для этого пряди волос наматывали на деревянные палочки и обмазывали илом, а когда он высыхал, его стряхивали, а волосы расчёсывали). Часто волосы завивали кудрями — такая завивка получалась после расчёсывания мелких тонких косичек.

Дворецкий Кети с усами (IV династия), Лувр

В медицинских папирусах сохранились рецепты от морщин и облысения (Папирус Эберса, Папирус Эдвина Смита).

Детям — мальчикам и девочкам — сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей (девочкам — на темени, мальчикам — по бокам головы). Эти пряди закручивали в локон (такая причёска называлась «локон юности») или заплетали в косу на левом виске.

Усы

Мода на усы и бороду менялась из века в век, уступая в целом по популярности гладко выбритым лицам. Судить о такой моде можно по сохранившимся скульптурным портретам (например, Рахотепа и фараона Микерина) и погребальным маскам. При этом, в период траура бриться запрещалось.

Накладная цилиндрическая бородка фараона была одной из царских регалий, символизировала мужественность и силу. Её, как и парик, делали из шерсти или из срезанных волос, перевитых золотыми нитями, и подвязывали к подбородку шнурком. Этой церемониальной бороде могли придавать разные формы, но самой распространённой была загнутая на конце косичка, похожая на кошачий хвост.

Одежда фараонов в древнем Египте

В древнем египетском царстве одежда фараонов была такой же, как и у простых египтян, она состояла из набедренной повязки схенти. Отличительными знаками фараона были головные уборы (корона или платок, одетый особенным образом) и золотой обруч посреди которого поднималась змея. Эти предметы были символом царской власти фараона.

Отличалось и ожерелье фараона – ускх, его носили и другие египтяне, но ускх фараона был другого цвета, в нем чередовались голубой цвет с узкими желтыми полосами, все это символизировало Небо и Солнце. Да и сам фараон считался сыном бога Солнца. Излишне говорить, что одежда фараонов делалась из материалов высшего качества и сама она была богато украшена различными символическими орнаментами, имеющими сакральный смысл.

В эпоху нового царства египетские фараоны начинают носить так званный нарамник, представляющий собой кусок материи, который продевается через голову и фиксируется поясом. Его делали из легкой дымчатой ткани, она позволяла видеть нарядный схенти под нарамником.

Как сделать костюм пирата своими руками: как сшить простой и красивый костюм самостоятельно (95 фото и видео)

Если малыш ходит в детский сад, то он обязательно принимает участие в праздничных мероприятиях. Ни один утренник не обходится без карнавальных костюмов.

Если сын решил быть пиратом в такой день, можно пошить ему красивый наряд морского разбойника. Почерпнуть готовые идеи удастся, рассмотрев фото костюмов пирата, сделанных своими руками.

Можно адаптировать понравившийся вариант, дополнить его другими деталями.

Штаны

Для создания идеального образа используют элемент одежды в полоску. Можно просто подобрать однотонные джинсы. Костюм пирата для мальчика, сделанный своими руками, вызовет восторженные взгляды.


Если в гардеробе ребенка есть удобные штаны, то их берут за основу. Из ткани в полоску выкраивают детали, сшивают швы. В пояс вставляется резинка.

Тельняшка

Майка с горизонтальными полосками станет идеальным вариантом. Если ее нет, то тельняшку делают из белой кофты. Полосы рисуются самостоятельно.

Необходимо придать предмету гардероба потрепанный вид. Для этого на нем должны появиться дыры, можно неаккуратно срезать рукава, растянуть горловину.

Отличным решением станет белая рубашка с рюшами. Лучше выбирать одежду свободного покроя.

Пираты ценят свободу, они выглядят неряшливо, поэтому наряд должен иметь соответствующий вид.

Жилет

Чтобы выдержать стиль поверх тельняшки или рубашки следует надеть жилет. Делают его из старой куртки, просто отрезав рукава. Можно использовать для пошива любую плотную ткань темного цвета.

Многие мамы ищут ответ на вопрос, как сделать костюм пирата для мальчика. Для этого не нужно ездить по магазинам. Достаточно заглянуть в шкаф, чтобы найти подходящие предметы одежды.

Старая рубашка, безрукавка станут великолепным дополнением к образу морского разбойника. Жилет лучше украсить соответствующими нашивками.

Шляпа

Необходимо снять мерки, чтобы удалось получить головной убор подходящего размера. Контур шляпы рисуется на бумаге, а затем переносится на картон.

Необходимо вырезать две детали, а затем склеить их. После шляпу покрывают черной краской. Белым цветом на головном уборе рисуют череп и кости.

Лучше прикрепить готовую эмблему. Часто на пиратах можно увидеть бандану, которую несложно сделать из однотонного платка.

Повязка на глаз

Если ребенок играет роль морского разбойника, то стоит узнать, как сделать костюм пирата в домашних условиях. Еще одним атрибутом грозного разбойника является черная повязка.

Готовый вариант можно купить в магазине. Сделать его несложно самостоятельно. Для этого рисуется круг на черном картоне, потом он вырезается. По бокам делаются небольшие отверстия, в которые нужно продеть тонкую резинку.

Пиратский крюк

Эта деталь выполняется из пищевой фольги, можно также использовать черный картон.

В пластиковом одноразовом стаканчике делают отверстие, в которое вставляется крюк. Его необходимо хорошо закрепить. Так удастся сделать костюм пирата самостоятельно, добавив интересные детали.

Обувь

Старые туфли или сапоги идеально подойдут для наряда пирата. Можно подобрать дырявую обувь, чтобы более реалистично передать образ. На ботинки добавляют пряжки, особенно если малыш играет роль капитана корабля.

Платок на шею

Однотонный лоскут ткани станет отличным украшением. Ткань нужно повязать вокруг шеи, лучше использовать платок красного цвета. Концы материала необходимо завязать сзади.

Ремень

Пояс затягивают поверх рубашки или тельняшки. Этот элемент дополнит образ разбойника, который ищет добычу на бескрайних просторах морей и океанов.


Лучше использовать широкий ремень. Его покупают или делают из ткани, картона. В качестве пояса можно использовать яркий шарф.

Оружие

У пирата в руках должна быть сабля. Эту деталь легко сделать из картона, раскрасив его подходящими красками. Ее можно носить за поясом, чтобы руки оставались свободными.

В качестве оружия пират может использовать пистолеты, приобретенные в магазине игрушек.

Заключение

Дети любят вечеринки и яркие праздники. Забавный наряд пригодится для утренника в детском саду или школе.

Родители часто сталкиваются с проблемой, как сделать ребенку костюм пирата. Для этого не требуется тратить много времени. Для создания образа понадобится минимум ресурсов.

Не нужно бояться фантазировать и экспериментировать. Оригинальный наряд понравится ребенку, а веселый праздник запомнится надолго.

Аксессуары

Костюм древних египтян состоял из небольшого числа элементов, благодаря чему особое значение приобретали аксессуары. Именно они, наряду с украшениями, служили основными носителями информации о социальном статусе своего владельца.

Самым распространённым из аксессуаров был пояс. Простолюдины подпоясывались узкими кожаными ремешками; состоятельные люди, напротив, носили длинные тканые пояса-ленты (чаще всего — красные или синие, иногда — узорчатые). Царь в торжественных случаях надевал поверх матерчатого пояса ещё один — золотой. Спереди к нему крепился церемониальный передник из золотых пластинок, соединённых полосками из бус и украшенных цветным стеклом; снизу он был оторочен бахромой из маленьких золотых уреев. Сзади к царскому поясу с помощью специального полого цилиндрика подвешивался хвост. Первоначально это был самый натуральный бычий хвост, что соответствовало одному из титулов фараона — «Могучий Бык Двух Земель»; со временем настоящий хвост заменили связкой бус (два таких ритуальных хвоста были найдены в гробнице Тутанхамона).

Древним египтянам были известны перчатки и рукавицы. Рукавицы изготовлялись из полотна и применялись для защиты рук от мозолей и травм при стрельбе из лука или управлении колесницей. Перчатки (матерчатые или кожаные) имели, видимо, церемониальное назначение.

Примечания

  1. Чизлохм Д., Миллард Э. Ранние цивилизации = Ancient World (Illustrated World History) / пер. с англ. А. М. Голова. — Росмен, 1994. — С. 37. — 95 с. — 12 000 экз. — ISBN 5-257-00678-2.
  2. Zecchi, Marco. The god Hedjhotep // Chronique d’Égypte. — 2001. — Т. LXXVI, № 5. — С. 19.
  3. Emily Teeter. Religion and Ritual in Ancient Egypt. — Cambridge University Press, 2011. — С. 19—37. — 267 с. — ISBN 9780521848558.
  4. Геродот. Книга вторая // Евтерпа. — История.
  5. Richard H. Wilkinson. The Complete Temples of Ancient Egypt. — Thames & Hudson Publication, 2000. — С. 91-94. — 256 с.
  6. Tierney, Tom. Ancient Egyptian fashions. — Mineola, N.Y.: Dover, 1999. — С. 2. — ISBN 9780486408064.
  7.  (англ.). Hyperallergic (29 February 2016). Дата обращения 13 марта 2019.
  8. UCL.  (англ.). UCL CULTURE (30 August 2016). Дата обращения 13 марта 2019.
  9. Alfred Lucas et al. Ancient Egyptian Materials and Industries. — Dover, 1934. — С. 30—31.
  10. William H. Peck. The Material World of Ancient Egypt. — Cambridge University Press, 2013. — С. 58-61. — 229 с. — ISBN 9780521886161.
  11. Dr Maarten J. van Raven.  (англ.). Archaeological Museum. Leiden: Farlang. Дата обращения 8 декабря 2018.
  12. Donald B. Redford. The Oxford encyclopedia of ancient Egypt. — Oxford University Press, 2001. — С. 136. — 656 с. — ISBN 978-0-19-510234-5.
  13. Геродот. II. Евтерпа // История в девяти книгах / Перевод и примечания Г. А. Стратановского, под общей редакцией С. Л. Утченко. Редактор перевода Н. А. Мещерский. — Л.: Наука, 1972.

Клодетт Кольбер, «Клеопатра» 1934 г., режиссер Сесил Б. ДеМилль, художник по костюмам Трэвис Бантон.

Эстафету Теды Бары приняла через 17 лет еще одна звезда своего времени, также эксплуатирующая образ роковой женщины, — Клодетт Кольбер. Причем звездой она была и вне экрана, сначала два раза заворачивая эскизы костюмов и провоцируя запои дизайнера, а потом и сами платья, недовольная тем, как они на ней сидели. Впрочем, все усилия Бантона были не зря, Клеопатра-Клодетт стала модной иконой для современников.

Однако историчности в ее нарядах искать не следует, разве что аутентичности времени съемок. Струящиеся платья царицы создают модный силуэт 1930-х: стройный, удлиненный за счет плотного облегания и каблуков. Да, актриса в фильме появляется в босоножках на каблуке — такова была причуда ДеМилля, высокие каблуки были его фетишем. Залогом успеха фильма режиссер считал «секс, декорации и костюмы» («Sex, set and costumes»). Сексуальность самой актрисы, казалось, удвоила ее роль, а костюмы Бантона стали ее идеальным воплощением. В основном они были скроены по косой — эту моду ввела Мадлен Вионне — и полностью облегали фигуру. И хотя сами платья вряд ли можно назвать удобными, — с огромными шлейфами и длинными ложными рукавами, они должны сковывать тело, — Кольбер удивительно легко и естественно в них двигается. В одежде и аксессуарах также чувствуется сильное влияние ар деко.

Продвижение фильма было построено на рекламе Клеопатры как модной иконы, так как основной публикой кинотеатров были женщины. В 1930-е связь кинематографа и модной индустрии была на пике, копии кино-нарядов расходились как горячие пирожки. В витрине универмага Selfridge в Лондоне на Oxford street появилась восковая голова Кольбер в образе Клеопатры с шляпкой, названной в честь египетской царицы, а R.H. Macy & Co в Нью-Йорке сделали витрину с платьями и туфлями героини. Образ кино-Клеопатры использовался в рекламе мыла и сигарет. В прессе писали, что фильм задал новый виток египтомании в моде: клипсы в виде золотых лотосов на платьях, повторяющих наряды Кольбер, круглые ожерелья-воротники, бандо с крылашками, как у Клеопатры-Клодетт.

Фильм в итоге стал вторым по популярности в США в 1934 году и был номинирован на «Оскар».

Хелен Гарднер, «Клеопатра» 1912 г., режиссер Чарльз Л. Гэскилл , костюмы Клеопатры разработаны мисс Гарднер.

Одна из первых полнометражных картин американского кинематографа и при этом сохранившаяся. Гарднер первой среди киноактеров открыла свою кинокомпанию в 1912 году в 28 лет и за два года выпустила 11 картин вместе со своим любовником режиссером и сценаристом Гэскилом. «Клеопатра» была их первой картиной. В свое время она была очень популярна и считалась первой женщиной-вамп на экране.

В этом фильме по пьесе Сарду Гарднер предстает перед нами в достаточно скромных и закрытых нарядах, соответствующих моде 1910-х, за исключением маленького эпизода, где на ней костюм для танца живота. В основном свободные и просторные платья до лодыжек «делают» египетскими пояс с передником — «намек» на шендот фараонов.

Обувь

Тростниковые сандалии из гробницы Юи и Туи (ок. 1390—1352 до н. э.), Музей Метрополитен

Долгое время единственным видом обуви у древних египтян были сандалии. Очень простые по форме, они представляли собой лишь подошву (иногда с загнутым кверху носком), к которой крепились два ремешка: один ремешок начинался у большого пальца и соединялся с другим, охватывавшим подъём ноги, благодаря чему обувь напоминала стремя. Изготовлялись сандалии обычно из кожи или листьев папируса. В царских гробницах археологи неоднократно находили золотые сандалии, однако пока ещё не ясно, употреблялась ли такая обувь при жизни владельцев, или же она являлась только принадлежностью погребального обряда, своего рода древнеегипетским аналогом «белых тапочек».

В период Нового царства появились и другие фасоны обуви. В одном из сундуков, обнаруженных исследователями в гробнице Тутанхамона (KV62), среди прочих вещей оказались шлёпанцы без каблуков, с кожаными носками, расшитые мелкими золотыми блёстками. Также в гробнице обнаружены сандалии Тутанхамона с изображением девяти луков (основных врагов Египта), которых фараон символически «попирает, топчет».

Несмотря на то, что обувь была такой простой, египтяне её очень берегли. Крестьяне, отправляясь в город по делам, часто несли свои сандалии в руках и обувались только на месте. Знатные люди тоже часто ходили босиком, особенно у себя дома.

Пояс царицы

Разумеется, наряд царственной особы нуждается в украшениях. Берем отрез ткани золотистого цвета (или обшиваем его фольгой, если золотой ткани нет), делаем широкий пояс, на который нашиваем зелеными пайетками и стразами подобие египетского узора или просто причудливые завитушки. Тут, в принципе, все зависит от фантазии рукодельницы. Точно такой же узор нужно будет нанести и на остальные части костюма. От пояса посередине платья донизу идет достаточно широкая полоска, тоже покрытая узором. Можно пришить ее до самого подола или же оставить треугольный срез на уровне чуть выше колен.

Теда Бара, «Клеопатра» 1917г. , режиссер Дж. Гордон Эдвардс, художник по костюмам Джордж Джеймс Хопкинс.

В то время как Россию мотало от одной революции к другой, в США самым популярным фильмом года стала «Клеопатра» с Тедой Бара, главной женщиной-вамп начала века. Скромной еврейской девушке из Огайо Теодосии Гудман, на студии Fox придумали легенду о ее рождении у арабской принцессы и французского художника, сделав ее на семь лет моложе. А для пущего продвижения фильма Теда Бара говорила, что чувствует себя реинкарнацией Клеопатры, после премьеры один из журналистов спросил ее, где она родилась, и Теда ответила: «В двух кварталах от Сфинкса». Масштабная дорогостоящая постановка, несмотря на полярные отзывы критиков, от восторженных до высмеивающих, полностью окупилась в прокате: производство стоило полмиллиона долларов, а сборы составили около миллиона. Мужчины шли посмотреть на малоприкрытое женское тело (все-таки 1917 год и рядовой американский зритель стриптиз Маты Хари ни по телевизору ни в youtube посмотреть не мог), а женщины — на роковую соблазнительницу с горячим телом и холодным сердцем, такую, какой втайне сами хотели быть.

В «Клеопатре» у Бары было 50 смен костюмов, больше — только у Элизабет Тейлор в «Клеопатре» 1963 года. Сама Теда говорила, что месяцами работала над ролью с куратором египетского направления музея Метрополитен в Нью-Йорке, а The New York Times писал после премьеры, что костюмы настолько тщательно адаптированы к эпохе, что не должны вызвать никаких комментариев. Наивные американские журналисты…

Сохранившиеся детали костюма Теды Бары

На наш взгляд, наряды Клеопатры-Теды подобно костюму Маты Хари или Иды Рубинштейн скорее бурлескная вариация на тему «арабской ночи» с декоративными египетскими элементами. Но если легендарные танцовщицы оголяли точеные фигуры, то 32-летней Баре хвастать было нечем. Многие критики были беспощадны к ее поправившейся фигуре, называя ее Feeda Bara (Откормленная Бара).

Кроме «русских сезонов» Дягилева и Маты Хари очевидно и влияние легендарного французского кутюрье Поля Пуаре. В конце первого десятилетия XX века он ввел в моду новый силуэт с высокой талией и ориентальную тему (павлины, тюрбаны, шаровары и пр).

В соответствие с кодом Хейза (введенным в 1934 году) фильм был исключен из проката из-за чересчур оголяющих тело актрисы костюмов. Сама картина не сохранилась, лишь ее маленький фрагмент. Последним, кто ее видел был, по-видимому, Сесил Б. ДеМилль, режиссер следующей «Клеопатры» с Клодетт Кольбер в главной роли. В июле 1937 года она сгорела во время пожара на складе Fox в Нью-Джерси.


https://youtube.com/watch?v=b9D8p1mI13A

В 1958 году в фотосессии Ричарда Аведона для журнала Life Мэрилин Монро позировала в образе Клеопатры-Теды:

В 1920-ые, после открытия гробницы Тутанхамона в 1922 и представления широкой публике бюста Нефертити в 1923 году египтомания пережила настоящий бум, фирменные египетские принты (лотосы, скарабеи, ибисы, змеи и пр.), став одним из важных элементов ар деко, широко использовались дизайнерами одежды и ювелирных украшений. Самая модная прическа того времени — боб — ассоциировалась с древнеегипетским каре, как и яркий драматический макияж. Но Клеопатре в 1920-ые пришлось подождать следующего десятилетия для новой яркой реинкарнации в кино.

Ткани

Фрагмент древнеегипетского льна 390—343 годов до н. э. (Поздний период) из Саккары

Хотя в долине Нила с давних времён занимались овцеводством, овечья шерсть считалась ритуально нечистой. Для изготовления одежды использовали только льняные ткани. Ткать полотно могли и мужчины, и женщины, но прядением занимались исключительно женщины; судя по сохранившимся изображениям, особо искусные мастерицы могли прясть одновременно двумя веретенами, что, несомненно, требовало особой координации движений.Мастерство древнеегипетских прядильщиц и ткачей поражает до сих пор. Сохранились образцы тканей, в которых на 1 квадратный сантиметр приходится 84 нити основы и 60 нитей утка; 240 метров такой нити весили всего 1 грамм. Легчайшие, почти прозрачные ткани, изготавливаемые египетскими мастерами из таких нитей, сравнивались с «дыханием ребёнка» или «сотканным воздухом» и ценились буквально на вес золота.

Древнеегипетские ткани окрашивались в различные цвета, чаще всего в красный, зелёный и синий; в эпоху Нового царства (1580—1090 гг. до н. э.) появились жёлтые и коричневые красители. В чёрный цвет ткани не окрашивали. Траурным считался голубой цвет одежды. Но самым распространённым и любимым у всех слоёв населения был белый цвет.

Ткани могли быть как однотонными, так и узорчатыми. Излюбленными орнаментальными мотивами были перья (символ богини Исиды) и цветы лотоса. Рисунок наносился на ткань с помощью вышивки или особого способа окраски с применением различных протрав.

Божествами, связанными с ткачеством и одеждой, были Хеджхотеп и Таит.

Украшения

Воротник ок. 664—332 годов до н. э. (XXVI—XXX династии), Художественный музей Фитчберга

Для изготовления ювелирных изделий чаще всего применяли золото, богатые месторождения которого были открыты в Египте ещё в глубокой древности. При этом, больше всего ценили не столько стоимость материала, сколько его живописные свойства. Египетские мастера умели с помощью различных присадок придавать золоту разнообразные оттенки — от белого до зелёного. В украшениях золото всегда сочеталось с цветными эмалями и вставками из самоцветов и смальты. Широко применялся также электр — сплав золота с серебром; из него изготовляли повседневные предметы, а также крепления и связующие элементы в браслетах и ожерельях.

Серебро было редким и экспортировалось из Азии, отчего нередко ценилось дороже золота. В восточной пустыне добывали яркие полудрагоценные камни (сердолик, аметист яшма), на Синае — бирюзу; лазурит насыщенного синего цвета в Египет попадал с территории современного Афганистана. Стекло и фаянс (глазурь на основе камня или песка) нередко заменяли камни, поскольку могли окрашиваться в различные цвета. Тех камней, которые сейчас считаются драгоценными — рубинов, сапфиров, алмазов, изумрудов — древние египтяне не знали[источник не указан 606 дней].

Усех придворного Ваха из его фиванской гробницы (XII династия). Метрополитен-музей

Самыми распространёнными из всех видов украшений были всевозможные ожерелья, особенно т. н. усех — большое ожерелье из нескольких рядов бус, символизирующее солнце. Оно делалось в форме разомкнутого круга, с завязками или застёжками на спине. Бусины самого нижнего ряда чаще всего имели каплевидную форму, остальные — круглую или овальную. Нередко бусины перемежались с золотыми рыбками, раковинками, скарабеями. Зачастую такое ожерелье было настолько широким, что целиком закрывало плечи и верхнюю часть груди, и очень тяжёлым — царское золотое ожерелье могло весить несколько килограммов. Чтобы оно красиво лежало, его обычно закрепляли на подкладке из кожи или полотна, так что оно превращалось в своеобразный воротник. Ожерелья были не только частью наряда — они служили также почётными знаками. Фараоны награждали золотыми ожерельями особо отличившихся военных и чиновников.

Помимо ожерелий, любимыми украшениями и мужчин, и женщин были браслеты, которые носили на руках (на предплечьях и запястьях) и на щиколотках. Браслеты могли быть самыми разнообразными — в виде двух чеканных пластин, соединённых застёжками, в виде массивных золотых колец, нанизанных бусин, золотых шнуров или лент. Носили также кольца со вставками из полудрагоценных камней. В ходу были кольца-печатки с выгравированными на них именами владельцев и изображениями богов. Чрезвычайно популярны были кольцевидные серьги (с подвесками или без них). Они иногда были такими большими и тяжёлыми, что деформировали ухо.

Браслет из Фив. XVIII династия. Музей Рёмера и Пелицеуса

Конечно, украшать себя золотом и самоцветами могла только знать. Но и люди скромного достатка любили украшения ничуть не меньше. Их украшения делались, как правило, из сравнительно дешёвых материалов — керамики, стекла, кости и т. п. Но по красоте и изяществу они порой ничуть не уступали ювелирным изделиям. Например, фаянсовым бусинам для ожерелий придавали форму бутонов и лепестков лотоса, васильков, маргариток, виноградных гроздьев, листьев и т. д., и окрашивали их в разные цвета. Чаще всего использовались различные оттенки голубого и зелёного, а также белый цвет. Такие ожерелья, надо полагать, очень красиво смотрелись на смуглой коже.

В качестве украшения древние египтяне охотно применяли живые цветы, из которых делали букеты, венки и гирлянды. Больше всего любили белые, голубые и розовые лотосы. Египетские дамы вставляли цветы лотоса в свои причёски так, чтобы они свисали надо лбом, и вдыхали их аромат.

Древнеегипетские украшения служили одновременно и амулетами, призванными защищать от болезней и дурного глаза, отгонять злых духов и т. п. Самой большой магической силой, как считалось, обладали «око Гора» уаджет (символ солнечного божества), «анх» — крест с петлёй наверху, обозначавший жизнь, а также фигурка жука-скарабея (символ воскрешения, мира и солнца).

Какую ткань выбрать?

Если вы все-таки решили приобрести ткань в магазине текстиля, то вам понадобится универсальная памятка, позволяющая выбрать нужный материал по недорогой цене:

  • Лен. Возможно, самый удачный материал для создания костюма мумии. Во-первых, по внешнему виду ткань напоминает древние бинты, которыми обматывали забальзамированное тело. Во-вторых, натуральный лен имеет серовато-коричневый цвет, отчего нет необходимости окрашивать ткань для костюма;
  • Хлопок. Более плотная ткань по сравнению со льняным трикотажем. Недорогая, долговечная и прочная. Можно приобрести любого цвета, идеально поддается окрашиванию.
  • Бязь. Дальний родственник хлопка. Представляет собой плотную ткань, у которой четко видны переплетения. Недорогая бязь быстро теряет свои качества, особенно после неоднократных стирок. Но именно это нам и нужно, ведь костюм мумии должен выглядеть так, словно ткань пропитана пылью, человеческой кожей и веществами для бальзамирования.

Женская одежда древнего Египта

Традиционная одежда женщин древнего Египта также отличалась своей лаконичностью и простотой. Изначально она представляла собой прямой облегающий сарафан, который держался на одной или двух лямках. Такой сарафан назывался калазирис. Длина его доходила до лодыжек, а вот грудь часто оставалась открытой. В целом женская нагота ничуть не смущала египтян.

Подтверждением этому могут служить многочисленные изображения практически обнаженных девушек, чья одежда состоит из одних лишь украшений и узкого пояса. Особенно такая «одежда» (вернее ее почти полное отсутствие) было характерно для рабынь и простолюдинок, которые занимались физических трудом. Так как одежда сковывала их движения, они обходились без нее.

В эпоху среднего царства женская одежда египтянок подобно мужской одежде также становится более сложной и вычурной. Женские плечи, как и мужские, начинает украшать массивное ожерелье на тканевой основе – ускх. В дополнение к одежде египетские женщины начинают активно использовать украшения и косметику. К слову о женской косметике, она появилась именно в древнем Египте, египтянки были первыми женщинами в истории, которые научились наносить макияж и красить губы. (Как видите, эта женская традиция прошла сквозь века и осталась актуальной в наше время).

Знатные египтянки поверх традиционного калазириса начинают носить красивые накидки из легких и прозрачных тканей. Эти накидки красиво и сложно драпировались, оставляя при этом одно плечо обнаженным. Их главной задачей было подчеркнуть красоту и изящество их прелестной обладательницы. А вот головные уборы египетские женщины практически не носили, за исключением жен фараонов. Те могли носить на голове корону, изображающую ястреба с расправленными крыльями.


С этим читают