Русские народные головные уборы

По Сеньке шлык, коли косенько сшит. Каков Пахом, такова и шапка на нем. По Сеньке шапка, по Еремке (по Фоме) и колпак.

В деревне мужчины носили валяные шапки-колпаки (суконные, войлочные). Считается, что этот головной убор близок к древним скифским и сарматским. Валяная шапка (она же валенка, яломок, чепепенник, грешневик или гречушник — потому что были похожи на пирог с гречневой кашей) — из войлока, полусферической, цилиндрической, конусообразной формы, с высоко загнутыми полями носилась во многих областях. Назывались только по-разному. Подобные шапки носились повсеместно — до западных границ и дальше.

Колпак (слово тюркское) — традиционный мужской конусообразный головной убор. Его шили из белого атласа, иногда с околышем, украшенным жемчугом, драгоценными камнями и меховой опушкой. Жемчугом и золотыми пуговицами окаймлялись и продольные разрезы на колпаке.

До нас «дошли» только поварские колпаки, а также «литературные воспоминания» о ночных колпаках и о шутовских колпаках. Слово осталось в поговорках, скороговорках и загадках.

Стоит Ермак, на нем колпак: ни шит, ни бран, ни поярковый (то есть не из шерсти ягненка) — это загадка о снеге на пне.

Шапка по отношению к снегу — не случайное слово. Облака на вершине, снег — это поэтическая шапка:

Снега как шапка на устьсысольце, Леса — тулупы, предлесья — ноги, Где пар медвежий да лосьи логи, По шапке вьются пути-сузёмки, По ним лишь душу нести в котомке От мхов оленьих до кипарисов… (Н. Клюев)

Колпаки были распространены и среди простого люда, и среди знати. Но богатые горожане одевались более затейливо. Дома на голове носили тафью — маленькую круглую шапочку, закрывающую макушку. Тафья — родом от татарских головных уборов, в летописях упоминается с 16 века. На тафью и надевался колпак.

Невысокий колпак с отворотами назывался мурмолка. «Шапки, которые мы называем шлыками, Москва называет мармурками, а так как московские бояре обыкновенно употребляют шапки из черной лисицы, поэтому и наши прозвали черных лисиц мармурками» — писал один из иностранных путешественников, посетивших Москву в самом начале 17 века.

Кабы знала я, кабы ведала, Не смотрела бы из окошечка Я на молодца разудалого, Как он ехал по нашей улице, Набекрень заломивши мурмолку, Как лихого коня буланого, Звонконогого, долгогривого, Супротив окон на дыбы вздымал! (А.К. Толстой)

Как известно, при входе в церковь полагалось шапки снимать, сложив все тафьи и колпаки перед входом. Отсюда дошедшее до нас выражение: успеть к шапочному разбору.

Четырехугольная шапка — распространенный мужской головной убор в допетровское время. Еще одна шапка — горлатная — занимала почетное место в гардеробе князей и бояр. Горлатные шапки — название идет оттого, что их шили из горлышек куницы, черно-бурой лисы или соболя. Шапка эта представляла собой высокий (в локоть), расширяющийся цилиндр, верх был из бархата или парчи. Колпак суживался кверху, горлатная шапка — расширялась. Надевали ее на тафью и колпак. А часто и не надевали, просто держали на сгибе левой руки.

Встречаясь на улице с близкими, люди могли обняться. Встречаясь просто со знакомыми — снимали шапки в знак приветствия. Отсюда, возможно, выражение «шапочное знакомство». Возвращаясь домой, горожане вешали свои шапки на болванец — специальное и нарядно расписанное приспособление. «Болванец шапку бережет» — говаривали.

Простолюдины и крестьяне шили летние шапки и из холста — просто в виде полусферы. Зимой же носили овчинные шапки, малахаи или ушанки. Малахай (родом из калмыцких степей) — шапка на меху с длинными наушниками, закрывал от холода практически всю голову. Упоминается, например, в известной сказке Ершова:

А Иван наш, не снимая Ни лаптей, ни малахая, Отправляется на печь И ведет оттуда речь.

Малахай — это еще и вид одежды. Ушанка — тоже родом из кочевых народов. Впоследствии разошлась по некоторым странам. Ушанка закрепилась прочно до нашего времени и в армии, и в милиции, и даже в представлении иностранцев о русских, гуляющих в обнимку с медведями по Красной площади и изредка улетающих в космос.

Другие названия шапок с наушниками — треух, долгуша, чебец. «Надел треух, так не будь вислоух!» — была такая назидательная пословица.

Что можно делать с шапкой? Шапку можно нахлобучить. Этот глагол с высокой степенью вероятности связан с другой шапкой, называемой клобук. Но клобук уже давно — головной убор священнослужителей. Шапку можно и ломать перед кем-то, то есть заискивать, усердно чинопочитать. А можно и не ломать шапку. Можно шапку также — долой, было бы перед кем. Шапку можно надеть набекрень (шапочка в две денежки — и та набекрень), очень симпатично, только желательно, чтобы о том, что в голове (мозги), так не сказали. А то по случаю могут дать по шапке.

Наконец, шапками можно всех врагов закидать. Тут — уж как повезет.

Шьём женский русский народный костюм


Блуза для костюма

Этот вариант подходит для новичков. Рубаха шьётся из таких деталей:

  • передняя и задняя части;
  • рукава (широкие прямоугольники, складываются пополам);
  • 2 ластовицы (вшиваются в область подмышек).

Останется только обработать горловину и присборить рукава.

Второй, более сложный вариант.

Сарафан для женского костюма

Попробуйте пошить косоклинный сарафан, по образу туники. Он является одной из древнейших моделей. Такой сарафан может быть как с рукавами, так и без. По представленной выкройке изготовить его несложно.

Кокошник в русском стиле для женщины

  1. Для основы выберите понравившуюся форму и вырежьте её из картона.
  2. Обтяните любой тканью. Ткань можно приклеить при помощи горячего пистолета или притачать на машинке. На этом же этапе крепится лента из атласа для закрепления кокошника на голове.
  3. Остаётся только украсить и расшить изделие. Здесь можно использовать более крупные и дорогие камни, чтобы подчеркнуть статус своей обладательницы.

Кика копытообразная

По внешнему виду изделие напоминает копыто или подкову. Налобную часть изготавливали из твердого материала и обтягивали богато украшенной тканью. Очелье крепили поверх основной шапочки с помощью лент, завязанных вокруг головы.

Считалось, что головной убор, подобно подкове, защищает от дурного глаза и несчастий. Аксессуар на торжественные мероприятия надевали все замужние дамы.

Сорока тульская

Оправдывая свое название, «птичий» убор делился на боковые части (крылья) и заднюю (хвост). Второй представлял собой многочисленные плиссированные ленточки, нашитые по кругу. В результате деталь изделия напоминала хвост павлина.

С аксессуаром соединяли яркие розетки, которые крепили сзади на поневу. Подобные вариации изделия дамы носили лишь в праздничные дни.

Сборник (самшура, моршень)

Головной убор был частью повседневного костюма. Низкий моршень по внешнему виду напоминал чепец. Высокий вариант аксессуара надевали на торжественные мероприятия, поскольку выглядел он богато и внушительно.

Для изготовления повседневной модели использовали дешевую материю, поверх накидывали платок. Сборник пожилой женщины было сложно отличить от простого чепца из черной ткани. Праздничные модели самшуры декорировали лентами и покрывали драгоценными камнями.

Кокошник псковский (шишак)

Аксессуар был часть свадебного наряда. Имел традиционную форму вытянутого треугольника, для украшения использовали шишки. Собственно, эти видоизмененные побеги, символизирующие плодородие, и дали название изделию.

Шишки нашивали на переднюю часть убора и украшали с помощью жемчуга. Поверх аксессуара накидывали белоснежный платок, вышитый золотыми нитями. По нижней кромке изделия пропускали сеточку из жемчуга.


Стоимость кокошника в те времена могла достигать семи тысяч рублей серебром, поэтому его хранили как семейную реликвию и передавали от матери к дочери.

Тверской «каблучок»

Был в моде на протяжении всего девятнадцатого века. Оригинальная разновидность кокошника. Надевали его исключительно на торжественные мероприятия. Для пошива аксессуара брали дорогие ткани: бархат или шелк. Изделие украшали драгоценными камнями.

Под «каблучок», напоминающий колпак небольшого размера, крепили поднизь из жемчуга. Она полностью покрывала волосы, поскольку сам головной убор «прятал» лишь макушку. Изделие пользовалось большой популярностью в Тверской губернии и стало его визитной карточкой.

Меховые шапки

В холодное время года барышни облачались в бархатные шапки с меховой оторочкой. Верхняя часть была выполнена из тканевой материи или клееной бумаги. Аксессуар шили в форме конуса, цилиндра или круга. Для украшения убора применяли камни, вышивку и речной жемчуг.

Шапки были очень высокими, чтобы в них не гулял ветер, внутри делали подкладку из атласа или легкой меховушки. Дамы очень бережно относились к аксессуару. Некоторые историки утверждают, что по завершении зимы дочери царя сдавали шапки на хранение в Мастерскую палату. Их размещали на болванках и накрывали чехлами.

Для изготовления зимнего головного убора брали мех лисицы, бобра или соболя. Молодые барышни предпочитали изделия с оторочкой из зайца или белки.

Треух

Женский головной убор позаимствованный у мужчин. Верх изделия покрывали материей, лобная часть опушалась. Чаще всего для этой цели использовали соболиный мех. В качестве декора применяли кружева или речной жемчуг.

Каптур

Еще один головной убор, предназначенный для холодного времени года. Наибольшей популярностью пользовался у женщин, потерявших мужей. Он прекрасно защищал от лютых морозов. По внешнему виду аксессуар напоминал цилиндр, отороченный мехом. Шапка полностью покрывала голову и лицо с двух сторон.

Для пошива аксессуара брали мех бобра, простолюдинам приходилось довольствоваться изделием из овчины. Сверху обязательно надевали повязку.

Как выглядел головной убор?

Для лучшего понимания того, что это – кичка, стоит рассмотреть ее внешний вид. Она выглядела как открытая корона, украшенная бисером, жемчугом, другими видами драгоценных камней.

Еще кичкой называли не только весь убор полностью, но также и его нижнюю часть, изготавливающуюся из проклеенного холста. Из-за того что данная часть служила для прикрытия волос, ее называли и волосником.

При помощи вставок, состоявших из твердых материалов, одним из которых была береста, убору придавали форму рогов, лопатки или копытца. Сзади надевали подзатыльник из бисера, а сверху накидывали нарядную сороку. Это род кички, который надевался на лоб несколько ниже, а с боков – несколько выше нее. Он был самым богатым из всех уборов.

Традиционный мужской головной убор в разное время с фото

В период 14 столетия на Руси мужской русский головной убор у всех представителей сильного пола был одинакового фасона и вида. Это были шапки из меха, войлока, плетенки, которые по форме напоминали колпак. Знатные мужи носили поярковые шапки из дорогой овчины. В зимнюю пору носили шапки малахаи, то есть ушанки, которые плотно закрывали голову от суровых русских зим.


В 14 столетии впервые среди русских появилась тюбетейка, к ней пришили опушку из соболя, после чего появился новый традиционный русский головной убор для мужчин.

Далее в 15 столетии появились маленькие шапочки, покрывающие только макушку – тюфьи. В это же время пошла мода на состригание волос под горшок, что гармонично смотрелось в тандеме с таким головным убором. На улицу мужчины надевали тюфью, а поверх нее колпак или малахай.

В это же время и ближе к 16 столетию в тандеме с тюфьей популярным оставался колпак, шапка конусообразной формы и широким отворотом из меха. На отворотах крепились пуговицы, которые назывались запонами. Материалы изготовления колпаков – бархат, поярка, войлок.

В период 17 столетия стала популярной мужская русская народная шапка – науруз, которая являлась разновидностью привычного русскому народу колпака. Но это была шапка с аккуратными и небольшими отворотами, украшенными кистями и пуговицами.

Далее в этом же столетии появились шапки мурмолки, у которых была плоская и расширенная тулья, напоминающая усеченный конус. К шапке прилагался меховой отворот, который напоминал лопасть, а придерживали отворот пару пуговиц. Изготавливали такие предметы гардероба из бархата, шелка, парчи.

Спустя какое-то время мужчины стали надевать не только тюфью, колпак, но и поверх него горлатную шапку. Такое название изделие получило в силу того, что изготавливалось из горлышек соболя.

Завершающим этапом развития национальных мужских головных уборов на Руси стал приход к власти Петра I, который “открыл окно в Европу”. По его приказам знать стала носить парики, а также шляпы, завезенные из европейских развитых государств.

Традиционный мужской головной убор


В четырнадцатом веке все представители сильной половины человечества носили одинаковый аксессуар. Это были шапки, пошитые из меха, войлока или плетенки. По внешнему виду они напоминали колпак.

Бояре носили поярковые головные уборы, выполненные из дорогостоящей овчины. В зимнюю пору мужчины отдавали предпочтение шапкам-ушанкам, которые плотно облегали голову и закрывали уши от морозов.

В этом же столетии славяне впервые примерили тюбетейку. К ней пришли меховую опушку и создали новый русский мужской головной убор.

В пятнадцатом веке в обиход вошли шапочки небольшого размера, которые прикрывали только макушку (тюфьи). В это же время в моду вошла стрижка «под горшок», которая гармонично сочеталась с аксессуаром. При выходе из помещения поверх тюфьи надевали колпак.

Ближе к шестнадцатому столетию набрал популярность колпак. Это головной убор в форме конуса с широким меховым отворотом. На нем крепили пуговицы, именующиеся запоны. Для пошива аксессуара использовали бархат, войлок или поярку.

В семнадцатом веке мужчины присмотрелись к новому изделию – науруз. Это русский народный головной убор, являющийся разновидностью колпака. Шапка имела небольшие отвороты из меха, ее украшали кисточками и пуговицами.

В этом же столетии появилась муромка, характеризующаяся плоской и расклешенной тульей, по внешнему виду напоминающую усеченный конус. Шапка имела меховую оторочку, которую придерживала пара пуговиц. Для пошива аксессуара использовали бархат, шёлк или парчу.

После того как Петр Первый открыл окно в Европу, в гардеробе русских парней появились шляпы и парики.

Повседневные мужские шапки

За исключением вышеперечисленных моделей, которые предпочитали носить знатные особы, крестьяне останавливали свой выбор на следующих изделиях:

  • Барловка. Для пошива использовали барловые шкуры, имела круглую форму и небольшие околыши.
  • Бриль. Соломенная шляпка с полями и плоской тульей. Предназначалась для защиты от солнечных лучей.
  • Бурк. Старинный убор из лисьего меха, без ушей. Плотно прилегал к голове, имелся аккуратный околыш.
  • Ермолка. Шапка из шерсти овцы с конусообразной тульей.
  • Зырянка. Головной убор из сукна с четырехугольным дном.
  • Картуз. Фуражка из простого материала с небольшим козырьком.
  • Краган. Аксессуар в виде капюшона, пошитый из домашнего сукна.
  • Кубашка. Шапка с круглой тульей, изготовленная из серой овчины.
  • Малахай. Имела четыре клапана из меха или овчины и четырехугольный конец.
Головные уборы казаков и военных в расчет не берутся, поскольку это узкопрофильные национальные предметы гардероба.

Раскрой джинсовой кепки бейсболки

Такие головные уборы получили свое название из-за того, что они являются частью спортивной формы, которую носят бейсболисты. Однако постепенно они стали популярными далеко за пределами спортивной сферы. Бейсболки – это стильные и комфортные головные уборы, популярные во всем мире.

Выкройка кепки делается следующим образом:

  1. Нужно измерить обхват головы. Для того, чтобы обеспечить более удобное облегание головы, к полученному значению нужно добавить 2 см.
  2. Выкройка бейсболки в натуральную величину для мужчин подразумевает, что для определения длины основания клиньев нужно полученную ранее величину разделить на 6. Для того, чтобы вычислить высоту клина, рекомендуется обхват головы разделить на 4.
  3. Для того, чтобы построить выкройку клина, сначала рисуют треугольник с заданными основанием и высотой. Теперь надо сделать боковые расширения. Для этого в серединах боковых сторон ставят отметку. Перпендикулярно откладывают 9–13 мм в зависимости от обхвата головы. Полученные точки, вершину и край основания соединяют плавной округлой линией. Вырезав выкройку клина, нужно убедиться в ее симметричности.
  4. Чтобы сшить летнюю кепку своими руками, выкройка должна предусматривать большой козырек. Для его построения надо учитывать, что длина козырька может быть равна или немного больше двух клиньев. Еще один способ определить длину – узнать расстояние от виска до виска. Чтобы сделать выкройку, на бумаге чертят горизонтальную линию. От ее середины рисуют перпендикуляр, ставят метку на расстоянии 3 и 9 сантиметров. Через эти точки и края отрезков проводят плавные округлые линии. Таких деталей должно быть две. При их изготовлении используется основная ткань.

Обратите внимание! Для завершения нужно приготовить полочку для кулиски. Замеры

Замеры

После этого выкройка бейсболки готова.

Заключение

Дизайнеры, создавая коллекции, изучают русские этнические костюмы, используют кики, являющиеся дополнением и завершающим штрихом национального образа. История ношения кички до того вошла в обиход, что сохранилась даже в прическах. Салоны и парикмахерские предлагают услуги по укладке, но большинство девушек делают ее своими руками, не подозревая, что следуют обычаям предков.

Сегодня вряд-ли кто-то осмелится показаться в подобном при людно. Но, с другой стороны, мода, на столько переменчива, что не будет ничего удивительного, если через какое-то время, кика станет обыденным элементом одежды, который можно будет купить в любом магазине.


С этим читают