Национальный казахский узор

Ритуальное значение

Вот что пишет, к примеру, А.П.Таженова в своей статье «Истоки казахского народного орнамента» (Казахстанско-Российский университет, Астана):


«Орнамент в древности имел ритуальное значение. Например, у казахов были бронзовые и серебряные талисманы с солярными кругами символами солнца, луны, неба, которым они поклонялись. Орнаментированный талисман был знаком магии, символом счастья и благополучия, окружением религиозных представлений. Практически все орнаментальные узоры «читались» в свое время совершенно определенным образом. В вышивке мастерицы выкладывали какой-то определенный смысл. Например, у казахов существовал такой обычай: девушка, вышедшая замуж, через некоторое время после свадьбы присылала своим родственникам подарки. И это был не просто подарок, а «весточка» о том, как живет молодая невеста. Если вышит был высокий и худой человек, а рядом с ним полный и маленький, то это означало, что живет девушка плохо. Если же на подарке изображался клюв птицы, то родители знали, что девушка живет в чужом доме как вольная птица. И после этого радостного известия родители невесты устраивали той.

Кадр из документального фильма «Декоративно-Прикладное Искусство Казахов – вышивка и орнамент» 

Если одежда украшалась орнаментом «туетабан» (верблюжий след), то это означало, что одежда сшита для дальней дороги; если человек желал кому-то счастья, свободы и незави­симости, то дарил вещь со знаками «кусмурын» (птичий клюв), «кусканат» (птичье крыло). Девушки и теперь носят «кусмурын жузик» или «шынжырлы блезик» – брасле­ты на цепочке, где одно кольцо – это «птичий клюв», другое – «птичье крыло». Древние считали одежду индивидуальным домом для тела, которая могла защитить их от воздействия таинственного и опасного мира. Орнаментами в защитных целях украшались самые «уязвимые» участки одежды – отверстия, т.е. горловина, низ изделия и низ рукавов, а также места соединения отдельных полотнищ тканей, швы особенно тщательно и богато украшались».

«Орнамент, расположенный над пологом двери юрты, благословлял: «Пусть никогда не угаснет огонь в этом доме!». Детали убранства лошади украшались орнаментами, которые, как считалось у степного народа, принесут удачи всаднику, быстроту и неутомимость коню. Имели смысловое значение и материалы, используемые для орнаментальных украшений: для выражения богатства и святости применяли золото или янтарь; красный коралл олицетворял радость, жемчуг или серебро — честность и правдивость, бирюза — верность и вечность, прозрачный топаз — чистоту» (Джанибеков У., «Эхо веков», – Алматы: Өнер, 1991г.).

Линии и формы

Очень интересные значения имеют символы в виде геометрических фигур. Среди них могут встречаться квадраты и ромбы, многоугольники, зигзаги. Геометрические узоры казахского народа являются оберегами от враждебности и злых духов.

  • Символом небесного начала были круги. В древности люди интуитивно понимали, что у каждого природного образования есть центр, на равном расстоянии от которого находятся все остальные элементы.
  • Вертикальные линии считались символом лучей света, падающих на землю. То есть этот узор буквально соединял землю и небо. Кроме того, можно назвать вертикаль и обозначением развития, роста, стремления к вершинам.
  • Казахский узор, на котором присутствует горизонтальная линия, – признак пассивного принципа энергии. Это образ водной глади, условная граница между двумя мирами.

  • Символ материального мира – квадрат. Это фигура, образованная из вертикальных и горизонтальных линий. Она фигура представляет стихию земли, выражающую устойчивость и порядок.
  • Встречаются среди казахских узоров и треугольники. Все они имеют разное значение. Например, фигура, направленная остриём вверх, означает восхождение духа из материи. А треугольник, остриё которого направлено вниз, говорит о духе, который нисходит в материю.
  • Ещё один сакральный символ, присущий казахам, – спираль. Она является символом развития, движения по нарастающей. Большое значение имеет направление спирали: левая – это получение информации и знаний, а правая – сила и движение. Сочетание в таком графическом элементе, как бараний рог, сразу двух видов спиралей делает казахский национальный узор очень сильным оберегом.

Прежде любой элемент узора имел одно чётко определённое значение. Орнамент был практически поэзией. Расшифровав его, можно было понять, что именно хотел сказать мастер, нанёсший узор на изделие. К сожалению, в наши дни смысл множества мотивов безвозвратно утерян.

Похожие лицензионные векторы:

Шелковый шарф с пейсли. Индиго традиционный пейсли-узор. Турецкий мотив. Круглый красочный цветочный орнамент в традиционном восточном стиле .

Коран покрывает исламский цветочный стиль фиолетовым цветом

Печать Пейсли Бандана

Печать Пейсли Бандана

Красочный абстрактный калейдоскоп или бесконечный узор

Красочный абстрактный калейдоскоп или бесконечный узор

Бесшовные этнические цветочные геометрические границы. Традиционный восточный орнамент. Индиго бесшовный этнический цветочный узор. Декоративный орнамент для ткани, текстиля, оберточной бумаги .

Традиционный восточный узор. Цветочные обои .


Бандана

Самые знаковые символы и орнаменты казахов

В казахской традиционной культуре, по словам ее авторитетного знатока Узбекали Джанибековича Джанибекова, родоначальником орнаментального искусства принято считать широко распространенный в народном быту рогообразный орнамент зооморфного мотива. Самый распространённый его элемент это – қошқар мүйіз – бараньи рога, символизирующий кут* – жизненную силу,  благодать, достаток и благополучие. Далее идут его производные и модификацииқос мүйіз – парные рога, сыңар мүйіз – один рог. Или же такие мотивы, как қарға тұяқ – воронья лапка, аша тұяқ – раздвоенное копыто, құсмұрын – птичий клюв, құсқанат – птичье крыло, уходят в глубины сакского времени, базируясь на многочисленных сюжетах яркого искусства «звериного» стиля».

То есть, по сути, из одного спиралеобразного элемента муйз-завитка возникал целый космос орнаментов в самых разных его вариациях – это просто фантастика!

Жержастык (палас) 46х90. Орнамент «Кошкар Муйиз» нанесен шнуровыми нитями по войлочной основе. ГМИК

«Самые древние изображения бараньих рогов сохранилось на керамике андроновской (II тыс до н.э.) и бегазы-дандыбаевской (I тыс. до н.э.) культур скифо-сакского времени VII-III в.в. до н.э.) племенных союзов (Вишневская О.А., Итира М.И. Ранние саки Приаралья. «Проблемы скифской археологии» М.1071, с.104). К.А. Акишев, описывая комплекс Бугулы II, констатирует: «Один из найденных горшков по всему тулову был орнаментирован роговидным штампом, напоминающим элементы казахского «рогового орнамента» «кошкар мюиз». Археологические находки на территории Казахстана, Южной Сибири, Приуралья, говорят о сходности элементов культуры, в том числе и орнамента у древних племен, населявших эти районы во II и I тысячелетиях до н.э.” «Таким образом, ― как заключает С.П.Толстов и М.И.Итина, ― единый облик культуры, населявших степи Казахстана (включая Восточное Приаралье), Алтай и Южное Приуралье  может быть  связан со сходной для всех них основой― андроновской культурой» (С.П.Толстов, М.И.Итина. Саки низовьев Сырдарьи.)» (3)

Но не все наши археологи придерживаются этой точки зрения, которая прибавляет «заказной» древности казахской культуре, сложившейся как единая нация гораздо позднее.

*Кут  — душа-«двойник» человека по представлениям тюркских народов, «жизненный эмбрион», даруемый свыше Богом, сгусток энергии, некое семя жизни, счастье, благодать, харизма. (Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии).

История узоров и орнаментов

Первые письменные упоминания о казахских узорах и орнаментах датируются началом XVI века. Об этом рассказывает доктор исторических наук Шайзада Тохтабаева в уникальной серии книг о казахских украшениях.

Казахские национальные орнаменты и узоры за основу берут наблюдения предков за окружающим миром. Например, в XIX веке в одежде преобладали растительные орнаменты, чаще всего – тюльпаны. Причиной тому было большое количество этих цветов в степях. А когда человек впервые отправился в космос, мастерицы сумели отразить это в орнаментах – они вышивали ракеты и звёзды.

Кстати, специалисты отмечают, что часть орнаментов предназначена исключительно для посуды, часть – только для ковров. Такие узоры нельзя наносить на одежду. Есть рисунки, которые не могут находиться выше головы человека – на национальных головных уборах. Конечно, нынешние умелицы не знают всех правил, но строго соблюдают те тонкости, которые им известны.

Значение цвета в орнаментах и узорах

Хитросплетения узоров и орнаментов в нарядах или на предметах быта, конечно, имеют большое значение. Но очень важны цвета и даже их порядок! Каждый цвет имеет определённый смысл. Голубой цвет – это небо, красный – солнце, чёрный – земля. Зелёный цвет символизирует весну и молодость, а жёлтый – разум и печаль. Поэтому, когда для орнамента выбирается какой-либо цвет, определяется значение узоров. Кроме того, в оттенках отражается эстетический вкус, представление об окружающем мире и национальные особенности. Так, жители Казахстана, перед глазами которых постоянно находятся жёлтые пески пустынь, очень привязаны к узорам голубого цвета.

Современные красители можно разделить на две категории: химические и натуральные. Состав химических интереса не вызывает, а вот изготовление натуральных красок имеет множество секретов. За основу мастера берут охру, глину, минералы и растения, затем дополняют их самыми невероятными добавками. Это глина – красная, чёрная, жёлтая, белая, зелёная, соки различных плодов – прекрасно подходят боярышник, шиповник, белладонна, смородина, земляника. Самые опытные мастера могут даже выпаривать краски из листьев, коры и корней растений!

Получить оранжевый или коричневый цвет, чтобы нанести казахские орнаменты и узоры, можно из коры граната, тальника, абрикоса и винограда. Для этого в начале осени кору снимали с деревьев, мололи её с помощью небольшой ручной мельницы. После кору измельчали до мелкого порошка в ступе. Этот порошок нужно варить, процеживать и снова варить. Закрепляли цвет готового раствора нашатырём, солью или воском. Краски получали их косточек абрикоса, сливы, пшеничных зёрен, скорлупы грецкого ореха.

Та же серия:


Казахский орнамент, свадебная традиция, ювелирные изделия, кристаллы Сваровски, казахские ювелирные изделия, восточные украшения, ковер, казахский узор, восточный фон казахского языка, исламский символ, исламский узор в мечети, украшения для интерьеров, казах

Казахский красивый шарф, восточный текстиль элементы казахского орнамента. Роскошный дизайн интерьера, декоративные элементы стен и потолка. Препараты для декоративной печати. Восточный стиль. Ковер для палатки и дома .

Казахский орнамент, свадебная традиция, ювелирные изделия, кристаллы Сваровски, казахские ювелирные изделия, восточные украшения, ковер, казахский узор, восточный фон казахского языка, исламский символ, исламский узор в мечети, украшения для интерьеров, казах

Казахский красивый шарф, восточный текстиль элементы казахского орнамента. Роскошный дизайн интерьера, декоративные элементы стен и потолка. Препараты для декоративной печати. Восточный стиль. Ковер для палатки и дома .

Казахский красивый шарф, восточный текстиль элементы казахского орнамента. Роскошный дизайн интерьера, декоративные элементы стен и потолка. Препараты для декоративной печати. Восточный стиль. Ковер для палатки и дома .

Шанирак, шанурак, шунырак, тундык, символ Казахстана, символизирует золотое солнце, богатство, казахский орнамент, Казахстан, казахский узор, Астана, Алматы, орнамент солнца шанырак казахских орнаментов, фон, обои, казахский, текстиль, текстуру

Tumar, saukele saukele, shanyrak, Kazakh ornaments, Kazakh gold, драгоценные камни, ювелирное искусство, трафаретная пила для рабочего стола, традиция Kazakh eKazakhstan, подарок для невесты, gerbv bride braselet, коронный драгоценный камень, казахи

Красивые цвета на шарфе, текстильные изделия, женские узоры, тюльпаны символизируют молодость, используемые в производстве тканей. Красная роза, розовая роза, роза, бордовые розы, шикарная роза

Казахский красивый шарф, заготовка для Восточного текстиля, элементы казахского орнамента, богатый шикарный узор для производства печатных материалов, полиграфическая ткань, металлическая печать постельных принадлежностей .

Тайные знаки казахских орнаментов*

В казахских орнаментах, как и в народных мифах и сказках, таятся смыслы и знаки, идущие из глубины веков. Некоторые из них были утрачены, а иные, передаваясь от поколения к поколению, народными мастерами и мастерицами, дошли до нас в своем первозданном виде. Их предназначение не только в дословном переводе – «украшать» утварь, одежды и другие предметы народно-прикладного искусства. Изначально, совсем в недалекие времена, когда и наши предки обладали магическими знаниями, и жили в единении с природой, орнаменты служили им оберегами, были способны притягивать удачу и счастье своему хозяину.

Рассматривая сказочные орнаментальные мотивы, вышитые на тускиизах, вытканные на баскурах и клемах (коврах), вытесненные на коже, вырезанные на предметах домашнего обихода и выгравированные на культовых сооружениях и памятниках, мы чувствуем необычайную мощь и силу народного духа,  тепло мозолистых рук народных творцов мастеров-зергеров и вышивальных мастериц, творящих свой знакотканный мир.

*Орнаменты – (ornamentum – в переводе с латинского украшение, убранство, по-казахски – «oю-өрнек» – от слов “ою”  выкройка и “орнек” – узор)

Космогонические орнаменты

Распространены орнаменты и узоры казахского народа, связанные с изображением звёзд и планет. Их ещё называют космогоническими. Специалисты говорят, что их возникновение стало возможным в результате наслоения различных культур. Основные элементы – солярный круг («донгелек»), крестовина («торт кулак»), спираль («шимай»). Эти узоры символизировали четыре стороны света, да и вообще – мировое пространство. Популярны космогонические узоры, именуемые «айшик гуль» (полумесяц), «ай гуль» (лунный цветок), «кун саулеси» (солнечные лучи).

Кстати, с космогоническими узорами неразрывно связаны и орнаменты, символизирующие природу. Двумя главными стихиями, которым поклонялись казахские скотоводы, считаются вода и земля. Воду изображали с помощью зигзагов, называемых «су». Землю можно было показать с помощью «тобе» – холмов. Самый популярный узор, кстати, – «тогыз тобе» – девять холмов.

Всеобщее и уникальное

Орнамент и узор видятся как тождественные понятия; элемент – как простейшая орнаментальная фигура, не подвергаемая дальнейшему расчленению, мотив – устойчивое сочетание нескольких элементов вместе…»  – такое четкое определение дает автор научной работы «Казахский народный орнамент как этнографический источник» Анна Шевцова.

В казахских орнаментах существует универсальный для всех народов мира комплекс архетипических мотивов и символов, обозначающих стихии мироздания в виде круга, спирали и креста, связанных с культом солнца, земли и звезд, по своему переиначенных и адаптированных к своей культуре(1). И  в то же время, есть  неповторимые черты, присущие лишь нашему народу. Так, взаимопроникновение фона и узора, цветовое решение, основанное на принципе контрастов – это особенность казахского орнамента. Чаще всего его можно встретить в орнаментах сырмаков и тускиизов – шерстяных ковров, выполненных методом аппликации.


Инкрустированный сырмак мастерицы Н.Киясовой (Талды-Курганская обл.) 136х233, ГМИК (из книги М.Муканова «Казахская юрта»)

Орнаменты ковров

«Казахские мастерицы издавна знали ткачество. Существует точка зрения, что истоки ворсового ткачества ведут к искусству «аборигенных народов Средней Азии» (парфянских племен, сарматов, аланов и др.). И хотя казахские ковры не стяжали себе такую славу, как, скажем, туркменские, почти каждая хозяйка имела навыки ткачества на горизонтальном ткацком станке ормек, а без различных бытовых предметов, изготовленных на нем, трудно представить себе казахский дом или юрту». Анна Шевцова

Опять же, по словам Узбекали Джанибекова:

«Ковроткачество в степи не было поставлено на производственную основу, работавшую на рынок. Но оно имеет свои давние традиции изготовления ковровых полос – алашы и баскуров, ковровых лент – тангыша, бау, домотканого сукна из верблюжьей шерсти  – шетпена, которые передавались из поколения в поколение».

Эту тему более детально развивает опять же Анна Шевцова:

«Можно выделить две волны, два основных направления заимствования: южно-казахстанское и западноказахстанское, т.е. узбекское и туркменское – соответственно. Об узбекском влиянии здесь говорится в некоторой степени условно, т.к. речь идет, прежде всего, об узбекских туркменах, большую роль в формировании которых сыграли огузы и средневековые туркмены. Казахи Кызылкума Присырдарьинских районов и Южного Казахстана издавна поддерживали тесные экономические и культурные связи с населением Нуратинского района, в том числе с узбеками-туркманами. Почти неотличимы от туркменских ковровых изделий западноказахстанские ковры (племя адай, иначе туркмены-нураты), что вполне объясняется особенностями этнической истории туркменского населения Мангышлака, «оказашенного» в XVIII-XIX вв. Факт заимствования подтверждается еще и тем, что казахские ворсовые ковры не имеют такого композиционного и орнаментального разнообразия, как туркменские. Но меньшая изощренность орнамента, меньшая плотность и тщательность исполнения, некое упрощение форм связаны не с меньшим мастерством, а с подвижным скотоводством как определенным типом хозяйственной деятельности, при котором у мастерицы не было возможности долго оставаться на одном месте (напомним, что самая опытная мастерица, ткавшая весь световой день целый месяц, способна изготовить 1 кв.м ворсового ковра)».

Баскуры (комбинированное кчество) – необычайной красоты и стилизации узорные ленты, стягивающие деревянный каркас юрты по нижнему краю купольных жердей.

Цветовое значение

Структура казахского ковра состояла из несложного обрамления  в виде каймы – корган, коршау (дословно – бордюр) с разделяющими  полосами су (дословно – вода), которые с четырех сторон, обрамляли центральное поле ковра көл (дословно –  озеро).

Это поле состояло из повторяющихся мотивов-розеток геометрического или растительного характера –  кумбез (купол), тобе (окружность), распространенных в присырдарьинских степях, на юге – табак (блюдце) и жулдыз (звезда) и т.д.

Кочевой образ жизни требовал иной подход к созданию ковров. Так появилось безворсовое ткачество. Их шили из отдельных полос – алаша. Ворсовые, наиболее трудоемкие, ковры появлялись на юге Казахстана и в Семиречье, где складывался оседлый и полуоседлый образ жизни. Их развитию способствовал Великий Шелковый Путь и более ранние коммуникации, через который происходили контакты с районами развитого ковроделия – Ирана и Восточного Туркестана. На это указывает наличие у казахов, как и у туркмен, ворсового ковра – калыклема.

Таким вот чудесным образом происходили взаимовлияния соседствующих культур друг на друга, пишет Узбекали Джанибеков.


С этим читают