Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Самшура, моршень и шишак

Самый распространенный на Руси вариант кокошника XVIII–XIX веков также нередко назывался «шамшурой» (от старославянского «шамшить» — «жать, мять», а также «невнятно говорить»). Чаще всего его носили жёны в Вологодской и Архангельской губерниях. Оттуда моду на него привезли и в Центральную Россию.


Основой самшуры была «сморщенная», в сборку шапочка. По праздникам его делали более высоким, покрывали лентой, расшитой камнями, а в обычные дни поверх шапочки надевали платок.

Княгиня Орлова-Давыдова. 1903 год

Интересная вариация кокошника была в ходу у псковских женщин — так называемый шишак, традиционный свадебный головной убор. Шишечки, которые его украшали, обозначали плодородие, и считалось, что сколько их на шишаке, столько детишек женщина и родит. Нашивались шишечки-«детишки» спереди и украшались жемчугом. По нижней кромке шла также жемчужная, тонкой работы сеточка — «поднизь». Сверху шишак покрывался на свадьбу белым, расшитым золотом платком, и передавался как семейная реликвия из поколения в поколение. Продать такой кокошник можно было за весьма крупную сумму, иногда до семи тысяч рублей серебром.

Одна из самых необычных разновидностей кокошника — «каблучок», распространенный в Тверской губернии. Это исключительно праздничный головной убор, поэтому он обязательно расшивался драгоценными камнями, золотыми нитями и сам был из шёлка и бархата. Цилиндрической формы «каблучок» надевался на широкую поднизь, вышитую жемчугом. В таком кокошнике часто писали портреты русских женщин художники.

Кокошники стали выходить из моды только в конце XIX века. Постепенно их сменили убрусы — шали и платки.

Что это за головной убор?

главной отличительной чертой его является наличие оригинального элемента – гребня, вокруг которого и строится вся композиция.

Кокошник представлял собой лёгкую конструкцию в виде веера или опахала, волосник или шапочка пришивались к нему, затейливо украшенные. Плотный охват головы гарантировал надёжную посадку и скрывание заплетённых или уложенных волос.

В каждом регионе кокошник имел свою форму. Одни губернии славились однорогими кокошниками, другие носили двурогие. Деревни, расположенные на незначительном расстоянии друг от друга, могли носить шапочки или полумесяцы.

Историческая справка

Историки допускают версию создания подобного сложной конструкции как заимствование от византийских матрон, которые украшали себя диадемами, крепившимися к волосам с помощью ленточек

Пётр 1 запретил для знати ношение русских платьев, но крестьянство поддерживало многовековые традиции и продолжало носить сарафаны и кокошники. Их реабилитация произошла при Екатерине Великой, которая ввела в моду многое из русской жизни, в том числе и головные уборы. Отечественная война 1812 года моду закрепила, да так, что кроме кокошников с фатой знатные женщины стали носить платья, напоминавшие русские сарафаны высоким кроем стиля ампир.

Посетители картинных галерей, к примеру, Русского музея в Санкт-Петербурге, могут воочию убедиться в популярности русского костюма среди российской аристократии. Практически все женские портреты XVIII—XIX веков демонстрируют красавиц в нарядных светских туалетах с кокошником и фатой на голове.

Женщины из царских фамилий тоже одевались согласно моде тех лет. Их головные уборы украшались не только жемчугами, но и драгоценностями значительной величины, а фата выполнялась из тончайших, эфирных тканей и спускалась зачастую до самого пола.

Открывшие дома мод в начале прошлого века русские эмигранты в Париже стали вводить в быт европейцев славянские традиции. Например, в это время их стараниями стал популярен свадебный венец, созданный по российским мотивам в форме кокошника-полумесяца.

Очень многие невесты вышли замуж в тиарах, по сути являвшимися русским головным убором. А голливудские актрисы в 20–30-х годах прошлого века обожали показываться в обществе в богато украшенных кокошниках. И даже королева Англии Мария, которая доводится Елизавете Второй бабушкой, шла к венцу с тиарой (полумесяцем) на голове.

Мистическое и социальное значение


Что такое головной убор кокошник для древнерусского населения того времени? Прежде всего, это выражение социального статуса. По внешнему виду короны судили о возрасте владелицы, происхождении, семейном положении, принадлежности к сословию.

Суеверный русский народ этому аксессуару приписывал также мистическое значение. Предки считали, что волосы замужней женщины, особенно распущенные, опасны — могут привлечь нечистые силы. Поэтому их не просто заплетали в тугие косы, но и прятали под головные уборы, закрывавшие лоб, затылок, уши. Традиция ходить в храм с покрытой головой до сих пор соблюдается.

Демонстрировать красоту шевелюры разрешалось только будущим невестам для привлечения женихов. Сразу как венчание случалось, косу девушке во время специального обряда переплетали и прятали под кисейным кокошником или в платок, завязанный под подбородком. Так она ритуально «прощалась со своей девичьей красотой». Больше девушке незачем было красоваться.

Влияние на мировую моду

Княжна императорской крови Мария Кирилловна в подвенечном уборе, 1925 год

Невеста 1920-х годов

Историк моды Александр Васильев указывает, что в «русском» течении мировой моды между двумя Мировыми войнами самым популярным элементом народного костюма оказался именно кокошник, который «в 1919-29 годах входил в арсенал модниц всего мира». Многие участницы Костюмированного бала 1903 года оказались в эмиграции и, чтобы найти средства для пропитания, основывали дома моды, где использовали опыт русского костюма. В этот период на Западе утверждается форма кокошника-венца как свадебного убора — в подобном венце выходила замуж даже будущая английская королева Мария Текская. Вольно переосмысленный кокошник становится элементом повседневной одежды. Жанна Ланвен делает коллекцию «русских» шляп, парижский дом «Огюст Боназ» в начале 1920-х выпускает пластмассовые кокошники.

Карл Лагерфельд в своей коллекции Paris-Moscou (2008/9) создал исключительно фантазийные образцы кокошников.

Примечания

  1. Кокошник — статья из Большой советской энциклопедии. 
  2. Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка., т. I, ч. 2., М., 1989, ст. 1248.
  3. Кокошник // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  4. ↑ Р. М. Кирсанова. Костюм в русской художественной культуре. М., 1995. С.143-135
  5. ↑ Кокошник // Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  6. Волосник, головной убор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. ↑ Т. А. Терешкович. Мода в одежде и аксессуарах. Словарь-справочник. Ростов-на-Дону, 2008, с. 125—126
  8. Молотова Л. Н., Соснина Н. Н. Русский народный костюм из собрания Государственного музея этнографии народов СССР, Л., 1984, с. 29-30
  9. (Зеленин, Опис. рукоп. 4; срв. П. Ефименко, Материалы по этногр. Арх. губ. I, 145)
  10. ↑ А. Васильев. Красота в изгнании. М., 2000. 181—195

Рогатая и копытообразная кики

Само слово «кика» на старославянском значит «волосы», а головной убор такой формы носился ещё в дохристианской, языческой Руси, когда символом плодородия считались рога. Поэтому рогатую кику могла носить только «мужатая баба», родившая хотя бы одного ребёнка. Такой убор мог быть довольно массивным и высоким — до 20–30 см в высоту, и чтобы его достойно держать на голове, женщина держала ровной шею и чуть задирала подбородок. Отсюда и пошло слово «кичиться». Кстати, в церковь как раз-таки из-за проязыческих корней ходить в кике запрещалось.

У традиционной рогатой кики со временем появились и аналоги — в виде подковы, лопатки и валика. Надевался такой кокошник следующим образом: поверх основной шапочки-волосника закреплялось твердое очелье (то, что закрывало лоб), а затем обтягивалось красивой расшитой материей, а также шнуром и лентами вокруг самой головы. Подкова защищала женщину от дурного глаза и чаще всего её носили по праздникам. Кики в виде подков и копытца можно было встретить в воронежских деревнях вплоть до середины XX века.

О кокошнике подробно

В разных губерниях России носили разные по форме, конструкции, деталям, украшениям кокошники. Обычно это связывалось с региональными обычаями выкладывания волос, которые собирались косами либо жгутом. Их закручивали вокруг головы, выкладывали надо лбом, разделяли надвое и прятали в области висков, маскировали их на затылке.

Виды кокошников

Использование разных головных уборов, объединённых общими признаками, объясняется проживанием женщин на разных территориях. В зависимости от этого можно подразделить их на следующие группы:

  • рогатый (однорогий или двурогий) кокошник;
  • седлообразный — представляющий собой особый головной убор, где передний элемент высоким округлым верхом, как седлом приподнимается над задней частью. Он всегда сопровождался налобником в виде расшитой ленты или узенькой тканевой полоски с вышитым орнаментом;
  • круглая форма плоскодонной шапки — всегда очень богато украшена, эту разновидность нельзя было встретить без вышивки золотыми или серебряными нитями, бисера, перламутра или жемчугов. Сверху накидывался сложенный углом платок, края которого фиксировались под подбородком;
  • кокошники, имеющие плоский овальный верх, выступы возле лба и лопасти в зоне ушей — эти головные уборы венчал белый платок, на котором золотом были вышиты орнаменты.

Однорогие кокошники имели деление на три вида:

  1. как равнобедренный треугольник;
  2. как конус с удлинённой передней частью;
  3. как высокая шапочка с плоскоокруглым верхом.

Из чего их делали?

Основой для них служила береста, позже их делали из плотного картона. Обшивали богатыми тканями, использовали бархат, парчу, кумач. Покрывалом для волос служили тонкие, лёгкие материалы. Украшения не мыслили без вышивки, позумента, бисера, жемчуга, бус, в моделях для богатых жён и дев присутствовали драгоценные каменья.

Детали и их значение

Кокошник дополнялся и украшался разными видами лопастей, обнизей, позатыльников и другими деталями, которые в разных регионах могли значительно отличаться друг от друга:

  1. Обнизи (поднизи) скрывали лоб до надбровных дуг или чуть ниже их в виде сеточки из жемчуга или бисера.
  2. Позатыльник прятал уложенные на затылке волосы. Шили его холщовым, но с бархатной настрочкой, сзади него фиксировали тесёмками.
  3. Сбоку кокошник часто украшался ряснами – длинными нитями из жемчуга или бисера.
  4. Лопасти закрывали уложенные волосы в области ушей.

Что означает вышивка?

Необычные узоры с чередующимися элементами размещались на самых видных частях кокошника. Воплощение символов и обрядов в древних народных орнаментах нашло своё отражение в вышивке на гребне и очелье головного убора.

Солнце как символ источника жизни в древних верованиях обладало величайшей силой, которая очищала и защищала человека. Этим символом украшаются подавляющее большинство вышивок, расположившихся на нарядах и предметах быта россиян. Земле предавались человеческие черты. Она представлялась русичам женщиной, которая высоко подняла руки с птицами.

Ещё одним из популярных символов, присутствующих на вышивке, являлась птица. Русский человек всегда считал, что птица может принести ему только одно добро. Конь выступал как символ хранителя домашнего очага и воспринимался самым сильным домашним животным. Дерево, древо жизни — самый древний символ, который воплощает понятия предков об устройстве мира (Вселенной). Их наивные представления о райских садах в небе и о произрастании там чудо-дерева, которое приносит волшебные плоды, нашли отражение в орнаментах вышивки кокошников.

Дополнения к наряду с кокошником


Верх его часто покрывался убрусом или фатой (дымкой, вуалью). Платок носили, сложив его треульником. Способ соединения концов платка — закалывание в области шеи. Прекрасное тонкое покрывало-фату тоже носили заколотым впереди или же позволяли ему свободно спускаться и закрывать плечи, спину, грудь.

Как из ткани сделать своими руками кокошник для русского народного костюма

Кокошник является обязательным дополнением для народного костюма. Красивый головной убор можно сделать своими руками не только для взрослых, но и для девочек, для этого нужно правильно снять мерки.

Выкройки и шаблоны для изготовления своими руками русского народного кокошника

Для изготовления головного убора из ткани нам дополнительно понадобится плотный картон, а также украшения и несколько резинок для крепления. Материя подойдёт любая, соответствующая общему стилю образа. Можно распечатать шаблон кокошника для вырезания или нарисовать собственный эскиз по индивидуальным замерам.

Выкройка в форме шапочки ФОТО: rukaraoke.ru

Головной убор с высоким гребнем ФОТО: pinterest.ruИдеи формирования гребня с размерами ФОТО: yandex.ru

Как по выкройке сшить своими руками кокошник

Мастер-класс по изготовлению своими руками русского народного кокошника.

  1. Вырезать из бумаги трафарет, затем перенести его на картон.
  2. По картонному шаблону русского народного кокошника вырезать две заготовки из ткани с учётом припусков на швы.
  3. Сшить детали между собой, вывернуть на лицевую сторону, вложить внутрь картон и зафиксировать потайным швом.
  4. Для того, чтобы старинный головной убор держался на голове, дополнительно нужно вырезать плотную полоску из картона – ободок.
  5. Ободок обшить тканью и пришить к гребню. Между деталями следует выдерживать угол 90º.
  6. Пришить две ленточки-завязки или резинку для более надёжной фиксации на голове.
  7. Украсить гребень и ободок лентами, тесьмой и другим подходящим декором.

Теперь вы знаете, как сделать своими руками русский народный кокошник, в такой последовательности шьют убор как для девушки или женщины, так и для девочки, и для куклы.

Пошаговое изготовление символа русского народного костюма ФОТО: 1000sovetov.ruУкрашение бисером, пайетками и жемчугом ФОТО: ar.pinterest.com Кокошник с высоким гребнем ФОТО: millionpodarkov.ru

Необычный кокошник

Естественно, кроме Нового Года есть масса других праздников, на которых может потребоваться такой атрибут для полноты костюма. Но как сделать кокошник своими руками многие не знают, и купить не всегда есть возможность.

К примеру, красивый осенний кокошник, который будет пышной формы, и расшит различными узорами, сделать не так уж и тяжело, если знать правильную последовательность действий и строго ей следовать. Понадобится опять же заготовка из картона или плотной бумаги. На ней вырисовывается форма будущего изделия, а затем вырезается.

Если нужно сделать пышный кокошник, то нужно запастись еще и поролоном, или обычным ненужным ободком, если такой имеется. Далее в обоих случаях необходимо соединить детали с заготовкой.

В случае с поролоном его необходимо разместить на обоих сторонах заготовки, чтобы изделие было пышное со всех сторон. После того как все проклеено, нужно плотно обклеить тканью, чтобы создать эффект натяжения, возможно даже где-то пришить, если будет такая возможность.


Теперь, когда основа готова, можно сверху обклеить красивой тканью, на которую в дальнейшем будут наноситься различные узоры и украшения.

Таким образом, потратив на все манипуляции в худшем случае час-полтора (с учетом высыхания клея), получается отличный элемент костюма, который будет на 100% уникальным и шанс того, что на празднике, вечеринке или каком-нибудь торжестве встретится такой же, стремится к нулю.

Снегурочка из ваты

Мастерицам и мастерам, которые желают знать, как сделать снегурочку из ваты своими руками, пригодится схема, показанная на фотографии.

Для этого нам понадобится:

  • вата;
  • проволока;
  • краски;
  • картофельный клейстер, который остался после накрахмаливания вязанного кокошника.

Порядок выполнения работы

  1. Сделайте скелет куклы из проволоки. Свяжите ниткой место пересечения (на шее).
  2. Отделяйте небольшие полоски ваты от общего куска, смачивайте их в клейстере и наматывайте на скелет.
  3. Определите, какой длины у куклы будет шубка, где начнутся сапожки.
  4. Не забудьте из отдельного куска ваты «сшить» опушку и воротник.
  5. Возьмите три отрезка проволоки, обмотайте их ватой и своими руками сплетите косу. Приклейте ее к голове и спине куклы.
  6. Теперь можно «сшить» шапочку из ваты.
  7. Возьмите обычные акварельные краски, гуашь или анилиновые красители и разукрасьте снегурочку. Шубку и шапку куклы можно сделать синей, сапожки красными, косу желтой.
  8. Не забудьте нарисовать фломастерами снегурочке из ваты глазки, губы и румянец на щеках. Варежки и сапожки тоже можно украсить звездочками.

ПОСМОТРИТЕ: Как сделать слона

Какое место кокошник занимает в современной моде?

Этот головной убор как часть традиционного русского костюма всегда присутствовал на сцене. Артисты певческих и танцевальных коллективов, исполняющие в репертуаре народные песни и танцы, демонстрируют на концертах кокошники невероятной красоты, выполненные в народных и современных техниках:

  1. Как часть карнавального наряда или костюма Снегурочки, оригинальный головной убор популярен уже не одно десятилетие.
  2. Королева Амидала из «Звёздных войн» во втором эпизоде появляется в золотом дорожном костюме с головным убором, в основу которого положен русский кокошник.
  3. Французский модный дом Карла Лагерфельда для представления новой коллекции 2008–2009 годов Paris-Moscou использовал кокошник как отправную точку для создания фантазийных образцов головных уборов моделей на подиуме.
  4. Прошедший в России футбольный чемпионат сделал его трендом, который примеряли на себя и женщины, и мужчины, и дети. Хоть болельщики с самой первой игры появлялись на трибунах в российских головных уборах, взлёт был определён знаменитой «троицей в кокошниках» на матче сборных России и Испании. Продажи национального головного убора взлетели, подогреваемые спросом иностранных болельщиков на русские сувениры. Так кокошник стал эмблемой ЧМ-2018.

Откуда взялся кокошник

Модные течения существовали во все времена. Русская корона, возникновение которой принято относить к 16-17 веку, появилась не сама по себе. В Европе в это время носили конусообразный и рогатый атур (колпак), шляпы с полями, потом береты, в Византии — чепцы, капюшоны, высокие короны. Развитие торговых отношений между государствами, способствовало распространению модных веяний на Руси.

По версии историков, дочери русских князей, смотря на одежду византиек, начинали подражать заграничным дамам. Так появился русский кокошник — это старинная, разукрашенная женская шапка в виде гребешка. Значение слова кокошник — «петушок», «наседка». В толковом словаре Даля отмечены еще 2 названия историзма — «кокуй«, «кокошка» с определением — «народный головной убор русских женщин».

Известно ли вам, что замужние дамы покрывали голову не только для красоты или от плохой погоды, но и по духовным соображениям? Платок олицетворял христианские ценности — смирение, благородство, чистоту.

До кокошника носили:

  • убрус с деревянным обручем и подвесками (платок поверх мягкой шапочки);
  • повой (тканное полотно, обмотанное вокруг головы);
  • сборник (расшитая драгоценностями шапочка, с присборенной частью) кичку (корона с рогами);
  • сороку (похожа на хвост павлина, обильно украшалась бисером, цветами, лентами и т.д.).

В каждой губернии были свои кокошники. В Костромской — высокие, во Владимирской — полукруглые, в Псковской — со вставками из жемчуга. Имели место и двухгребенчатые, цилиндрические короны.


С этим читают