Раскраска жостовская роспись

Особенности росписи

Жостовская роспись выполняется на подносах. Обычно используют простые жестяные изделия. Такая утварь может быть использована в обиходе по основному назначению или в виде подставки под посуду. Жостовский поднос применяют также в качестве украшения интерьера. Такой предмет гармонично впишется в дизайн, стилизованный под старину.


Классический вариант техники – выполнение рисунка из цветов на черном фоне. Однако в последнее время цветовая гамма старая более разнообразной. Теперь в качестве фона используют темно-синие, серебряные, красные или зеленые тона. Все зависит от фантазии художника и назначения подноса. На заказ мастер может выполнить роспись на любом фоне.

Центр композиции составляет букет. В данном случае принято рисовать цветы маленьких и больших размеров. В этом заключается особенность жостовских подносов. Композицию дополняют стебли, листья и бутоны. Чаще всего жостовские подносы украшают такими цветами:

  • розы;
  • астры;
  • маки;
  • георгины.

На подносе рисуют букет этих цветов, который дополняют полевыми цветами. Это могут быть ромашки, незабудки, васильки и другие растения.

Выделяют несколько вариантов расположения букета:

В центре. Это техника называется собранным букетом.

По краям. Такой вариант называют венком. В этом случае центр подноса могут украшать другие рисунки. Обычно выполняют храмы, или другие архитектурные сооружения, а также птицы и животные.

Расписать жостовский поднос может не только мастер, но и любой желающий. Перед такой работой лучше всего сначала освоить технику росписи. Для этого выполняют рисунки на бумаги, о чем будет рассказано далее.

Элементы и узоры жостовской росписи

Наиболее часто художники Жостово выполняют простые цветочные композиции в виде букетов. Рисунок формируется из гармонично соединённых мелких цветков и крупных эффектных соцветий, нераспустившихся бутонов и зеленой листвы.

Популярные цветы: роза, астра, пион, тюльпаны, георгины, дополненные тонкими листиками, бутонами и стебельками с мелкими веточками. Кроме садовых композиций, художники часто изображают скромные фиалки, милые ландыши, трогательные анютины глазки или вьюнки.

Рядом с традиционными лилиями, бессмертниками, чабрецом и ромашками, художники любили изображать и совершенно невиданные диковинные цветы, не существующие в природе. Особо богатые букеты дополняют фруктами и ягодами. Иногда в центре или на заднем плане могут изображать бабочек и птиц.

(Жостовская роспись с сюжетной картиной)

Кроме цветочных композиций жостовские мастера иногда рисовали и сюжетные картины. Это сценки из жизни обычных людей, различные пейзажи, роскошные ландшафтные композиции. Популярный мотив – тройка лошадей в окружении цветов.

Главная особенность росписи – импровизационный подход к любым рисункам. Художники вовсе не обязаны творить по строгим шаблонам и образам, следовать особым схемам или натуре. Учитывая удивительное разнообразие художественных приемов, импровизационную базу и креативный подход, каждый рисунок является поистине уникальным и неповторимым.

Разновидности мастерства

Виды росписи зависят от местности происхождения. В каждом городе и в каждой губернии мастера и ремесленники расписывали посуду и другую утварь по-своему, вырабатывая постепенно свой собственный стиль письма. Отмечая особенности в цветах и формах, можно повторить за мастерами традиционную роспись.

Если говорить о подносах, то, пожалуй, первой приходит на ум жостовская роспись из села Жостова, расположенном в Московской области. Известность жостовские подносы получили в XIX веке, когда и купцы, и знать, и интеллигенция России стали пить чай. Подносы с пышными лепестками и листьями на черном фоне стали украшением многих знатных домов, в которых устраивались чаепития. Традиционно роспись наносится масляными красками на подносы из жести.


Жостовские мастера многим обязаны уральским ремесленникам, которые начали  расписывать металлические подносы еще в XVIII веке. Нижнетагильская роспись известна далеко за пределами России и считается предшественницей жостовской. Уральские мастера не только расписывали подносы, но и выковывали их, придавая различные формы. Как правило, на подносах красочно изображали растительность (цветы, ягоды, листья) и бытовые сцены, а также иллюстрации к былинам и сказкам.

Московская роспись появилась в начале XIX века. Она существенно отличается от привычных, традиционных стилей росписи. Для нее характерна большая палитра красок, создающая различные нежные оттенки, переходы и затемнения. Мастера изображают цветы, листья, птиц и целые пейзажи.

Яркая и нарядная роспись, которую узнают даже дети, называется хохломской. Когда и где точно зародилась эта роспись «под позолоту» историки не могут назвать до сих пор. Предполагается, что ее родина – Нижегородская область, а именно город Семенов, который в XVII веке был поселением старообрядцев. Возможно, именно выходцы из этого селения стали первыми хохломскими мастерами.

Хохлома привлекает своей яркостью и пышностью. Для росписи используются краски золотого, черного, красного и желтого цветов, любой из которых может стать основным, фоновым. Также иногда используется зеленая краска для изображения листьев.

Поэтапная роспись жостовского подноса

Вот как все происходит:

  1. На этапе грунтовки выбирается и наносится фон — цвет подноса. Обычно он бывает черным, но встречаются изделия и с синим, красным, зеленым фоном. Для создания черного фона традиционно используется масляный лак. Секрет лака утерян, но известна его основа — пальмовая смола из Африки под названием копал. Благодаря особому лаковому составу подносы были необычайно прочными. По словам старых мастеров жостовской росписи, их изделия не боятся ни мороза, ни жары и сравниться могут только с китайскими. По тем временам это сравнение предполагало наивысшее качество товара.
  2. На втором этапе жостовской росписи создается замалевок — общие силуэты рисунка делаются разбавленной краской и несколько часов обжигаются в специальной печи. Для росписи и фона мастера используют обычную масляную краску, разбавленную льняным маслом или скипидаром, и широкую кисть. Когда мастер выписывает свой букет, он обычно вращает поднос, подставляя кисть под нужный участок.
  3. Тенежка — это этап, на котором также разбавленной краской на силуэты наносятся тени для создания первичного объема.
  4. Этап прокладки — самый важный в нанесении росписи. Именно здесь рисунку придается объем, способом пробеловки наносятся акценты и блики. Уточняются детали.
  5. На этапе бликовки наносятся световые блики, изображение кажется освещенным с разных сторон несколькими световыми источниками.
  6. На этапе чертежки очень тонкой кисточкой при помощи черной краски выполняются важные мелкие элементы рисунка: зубчики по краям листика, его прожилки, семена в центре цветка.
  7. Этап привязки необходим для прикрепления рисунка к основе, фону. Делается это путем пририсовки соединительных элементов: усиков, веточек и т. д.
  8. Последний этап — уборка — предназначен для оформления бортиков подноса. Орнамент наносится золотым порошком, разведенным в прозрачном лаке или скипидаре. Такой порошок называется «твореным» золотом. Или рисуется белой краской, смешанной с лаком — гульфаброй. Сверху гульфабру присыпают порошком алюминия. Иногда борта расписываются так называемым венком — орнаментом с включением цветов.

Сложность жостовской росписи заключается в том, что нанесенный рисунок не допускает никаких исправлений и делается сразу и с особой точностью. Каждый мастер использует в создании изделия свои особые приемы. Пишет не с натуры, не по заранее проработанным образцам, а по наитию. Фантазия и воображение делают каждое изделие неповторимым и уникальным. Как правило, мастер создает одновременно сразу несколько изделий.

Жостовские подносы в современной жизни

В современном мире народные промыслы, в том числе и жостовский, занимают свое особое место. Спектр их сфер использования достаточно широк: от элементов декора интерьеров до элитной сервировки стола. В доме или на обеденном столе жостовский поднос — яркий, нарядный акцент, придающий атмосфере позитив и радостное настроение.

По традиции жостовские подносы можно разбить на две основные группы: для использования в быту (под самовары, фрукты, пищу и т. д.) и для украшения. В будничной жизни людям не хватает красоты и эстетики, экологические проблемы и проблемы дефицита общения с природой поддерживают стремление компенсировать недостачу за счет элементов природы в произведениях, окружающих нас в быту. Особая тяга людей замечается к изделиям, украшенным изображением цветов. Видимо, поэтому и мода на такую посуду остается стабильно высокой. Дизайнеры используют мотивы жостовской росписи в создании мебели, одежды, украшений.

Дальнейшее развитие искусства Жостова


В 1825 году в Жостове была открыта мастерская Осипа Филлиповича Вишнякова. Именно от этого события ведется летоисчисление существования отдельных народных жестовских промыслов. Конечно, эта мастерская была не единственная. Постепенно организовывались и другие артели: Егора Вишнякова в соседнем селе Осташково, А. А. Зайцева в Троицком селе. Популярность их изделий была огромная! Прекрасно продавался жостовский поднос в Москве, Петербурге и других городах.

В 1830 году в Жостове и соседних деревнях открылось сразу несколько мастерских, основателями которых были Е. Ф. Беляев, Т. М. Беляев, Ф. В. Шапкин, В. Л. Леонтьев и И. С. Коломенской. Постепенно производство разрасталось, изделия под роспись стали изготавливаться уже не из папье-маше, а из более прочного и современного материала – железа.

Букетные композиции. Принципы составления

Букеты в русской жостовской росписи украшают средник, или среднюю часть подноса, его дно. Обычно основу букета составляют 3-4 крупных садовых цветка: пион, георгин, роза, тюльпан и др. В канву букета «вкалываются» мелкие полевые и садовые цветы и бутоны: анютины глазки, незабудки и др. Между собой их связывают гибкие стебельки и веточки с листиками — так называемая «травка». В особых случаях в букеты включают фрукты и ягоды, украшают их птицами и бабочками. Как правило, в центре композиции располагается один или несколько больших цветков. По жостовской традиции большие цветы обязательно имеют розовый отсвет.

Мелкие бутоны делаются очень бледными, и на их фоне крупные яркие соцветия рельефно выступают из плоскости блюда. Для прорисовки цветов используют беличьи кисти. Выбирают их очень тщательно, так как подрезать волоски нельзя.

Поля, или борта подноса также расписываются. Но в их оформлении букетные элементы не используются. Традиционно поле украшается растительным орнаментом золотого цвета в виде причудливых переплетений стеблей и листьев — так называемая «травка».

По традиции, пришедшей в жостовское искусство из росписей Федоскино, фон или отдельные элементы могут покрываться перламутром. Такие изделия выглядят очень изысканно. Элементы гжели и хохломы в жостовской росписи также можно встретить, например «травку».

Подготовительные работы

Порядок прост: сначала нужно накапливать визуальный опыт. Просмотрите десятки примеров работ, оцените рисунки с точки зрения последующего воспроизведения. Определите, как художник выстраивает композицию, как раскрывается картинка, что объединяет работы. Чем больше образцов вы внимательно изучите, тем более точным будет представление о предстоящей работе.

Важно не только изучить каждый этап росписи, но и натренировать руку в изображении основных узоров и элементов

Если цель изучить жостовские подносы – поэтапное рисование для детей, нужно показать образцы ребятам, проговорить с ними отличительные черты расписных изделий. Дети, как правило, используют беличьи кисти, гуашь, заготовки в виде подносов из бумаги, которые им и предстоит расписывать. Такие заготовки обычно уже имеют цветной фон.

Но и для взрослых такая подготовительная работа тоже полезна: прорисовать не одну бумажную заготовку, чтобы на бумаге отточить умение. Чтобы роза раскрывалась, ее нужно прорисовать не один раз. Чтобы запомнить все этапы росписи жостовских подносов, каждый из них нужно проработать как тренажер: нарисовать несколько замалевков, поработать с тенежкой и бликовкой.

В данном видео наглядно показано выполнение основных элементов и простых узоров жостовской росписи.

https://youtube.com/watch?v=aBWgk8Hp7A8

Переходим к уроку

Роспись жестяных подносов, как правило, делается маслом или акриловыми красками. Мастера жостовской росписи используют для своей работы масляные краски, разбавленные льняным маслом и скипидаром.

Кроме краски, понадобятся также следующие материалы и инструменты:

  • поднос из металла или дерева;
  • натуральные кисти разного размера (широкие, плоские, тонкие);
  • баночка с золотистой краской (позолотой);
  • лак;
  • кракелюр;
  • жидкость для обезжиривания поверхностей;
  • наждачная бумага и грунтовка для деревянных подносов;
  • тряпки.

Рассмотрим поэтапно, как можно расписать поднос:

  1. Подготовка. Если поднос из жести, его необходимо отмыть от загрязнений и ржавчины, протереть обезжиривающей жидкостью. Если это деревянный поднос, то его необходимо зашкурить, чтобы избавиться от неровностей и шероховатостей, и покрыть грунтовкой.

Бесцветный поднос необходимо покрасить основной краской (например, черного цвета), которая будет играть роль фона. Цвет фона может зависеть от вида росписи, а также от задумок автора.

  1. Нанесение эскиза. Это можно сделать двумя способами: нанести контуры основных деталей рисунка или сделать так называемую замалевку.

Рисунки можно наносить по шаблону или от руки с помощью карандаша. Однако если на деревянном подносе линии будут отчетливо видны, то на жестяном черном подносе будут едва улавливаться. Именно поэтому лучше начинать работу сразу красками. Если нет уверенности в рисовании, то для начала стоит потренироваться на бумаге гуашью.


Техника замалевки применяется для росписи жостовскими мастерами. Она заключается в нанесении краски непосредственно на поднос без предварительного эскиза. По сути, это и есть эскиз: широкой кистью отмечают формы и нахождение всех крупных деталей – цветов и листьев. Замалевка, как правило, делается светлыми красками (добавляются белила), чтобы затем можно было придать деталям необходимый цвет и насыщенность.

Чтобы обозначить переход теней, необходимо наносить краску двух оттенков (светлого и темного) широкими кистями. Таким способом можно расписать поднос цветами в жостовском стиле, например, красивыми пышными маками, как на фотографиях ниже.

  1. Прорисовка мелких деталей и теней или выправка. Для этого лучше использовать неширокие и тонкие кисти. Прорисовка зависит от выбранного стиля и может делаться темными красками или, наоборот, светлыми. Жостовские цветы «светятся», то есть обрабатываются белой краской широкими мазками. В московской росписи накладываются тени и прорисовываются мелкие линии и детали. От степени прорисовки зависят «глубина» и выразительность подноса.

Также при необходимости сделать тонкий орнамент по бортам подноса. Чаще всего он делается золотистой или белой краской.

  1. Сушка росписи. Обычно изделие оставляют в прохладном месте на 24 часа. Лучше сушить естественным способом без применения фена и других средств.
  1. Покрытие лаком. Лакируется поднос в несколько слоев. Во-первых, это поможет выровнять роспись и придать ей блеск, во-вторых, лак защитит краску от старения и механического воздействия.

Роспись на деревянных поверхностях можно покрыть кракелюрным лаком, чтобы придать им эффект старины и уюта, как на фото ниже:

В зависимости от выбранного стиля росписи можно получить очень красивые и оригинальные подносы, которые будут вносить уют в каждое чаепитие.


С этим читают