Бисероплетение — история и современность. объемное бисероплетение

Технология использования в наше время

Производство бисера за последние годы не слишком изменилось, хотя и появились новые модели, исполненные в виде сердечек, овалов, звездочек и даже квадратов. Такой материал чаще используется во время плетения браслетов, колье или обшивки платьев и прочих вещей. Дизайнеры все чаще включают бисер в свои идеи, а кроме того, демонстрируют вещи, усыпанные бусинами, на показах моды. Сейчас в моде разнообразные браслеты, сумки, пояса и сережки, исполненные из бисера самых различных форм и оттенков. В основном история вышивки бисером простирается на много веков назад, но даже сейчас она не слишком изменилась, и современные женщины по-прежнему творят чудеса с помощью куска полотна или канвы и маленького стекляруса.


Материалы и инструменты для вышивки бисером

Для того чтобы вышивать бисером, необходимо иметь следующий набор инструментов и материалов:

  • Бисер разных цветов. Несколько десятилетий назад Чехия была монополистом по изготовлению бисера. Чешский бисер считался самым лучшим по качеству и цветовой гамме. Но его затмили бусины японского производства.

    Японский бисер отличается огромной цветовой гаммой и однородностью форм и размеров. К тому же у него большие отверстия, что облегчает работу. В зависимости от размера бисер маркируется следующими номерами: №15 — диаметр отверстия 1,5 мм, №11 — 2,2 мм, №6 — 3 мм, №8 — 4 мм. По форме различается на круглый, граненый, стеклярус, «рубку» (с обрезанными краями).

  • Нитки. Для вышивания подойдут любые прочные нити, которые не распадаются на волокна и не вьются в процессе работы: натуральные (хлопчатобумажные), синтетические, армированные. Чаще используются капроновые, шелковые, или хлопковые.
  • Иглы. Для вышивания подойдет №10-16. Также иглы различаются по длине. Короткие удобно использовать для вышивания небольших композиций, а длинные — для нанизывания большого количества бисерин. Бисерные иглы очень тонкие и ломкие, поэтому рекомендуется приобретать несколько наборов, чтобы было, чем заменить сломанный инструмент.
  • Канва. Бывает тканая, пластиковая и водорастворимая флизелиновая. В некоторых случаях на материал уже нанесена схема в виде небольших квадратиков, где каждый квадратик соответствует одной бисерине. Иногда канва чистая. В этом случае рукодельнице необходимо самой разметить рисунок. Для вышивания, помимо канвы, можно использовать любую ткань, которая не осыпается и не деформируется при растягивании.
  • Схема. Схема может быть напечатана на канве либо представлять собой лист бумаги с картинкой в виде маленьких квадратиков.
  • Пяльцы или гобеленовые рамки. Используются, чтобы тканевая основа не провисала в процессе вышивания.
  • Ножницы.
  • Дополнительные материалы: клей ПВА (может потребоваться для обработки краев тканевого отреза, чтобы они не осыпались), пчелиный воск в твердых кусочках (используется, если необходимо навощить нить, чтобы она не разлохмачивалась в процессе нанизывания бусин), небольшие контейнеры или ячейки (в них удобно раскладывать бисер, чтобы цвета не путались).

Достоинства и недостатки плетения мозаикой

Мозаичное бисероплетение от других видов отличается тем, что бисеринки выстраиваются мастером в шахматном порядке. На выходе вы получаете изделие, где бисерины стоят плотным полотном, четким рисунком. Многие новички путают мозаику с кирпичным плетением, но такое сходство очевидно лишь на первый взгляд.

В чем плюсы мозаики:

  • простота работы – если вы начинающий мастер, этот вид плетения освоите точно;
  • скорость нанизывания ряда большая, а значит, результат не заставит себя ждать;
  • качество бисера на ровность итоговой работы не влияет, потому даже с дешевым китайским товаром вы можете рассчитывать на отличный результат;
  • материала эта техника требует не очень много, это экономит ваше время и материальные затраты;
  • вы можете поменять форму уже готового изделия – отличный бонус;
  • даже изнаночная сторона с мозаикой выглядит прекрасно (а согласно одному крылатому высказыванию, роскошь – это когда изнанка не менее прекрасна, чем лицевая сторона);
  • поврежденные бисеринки несложно заменить.

Но и без недостатков «шахматное» плетение не обходится. Увы, но такое изделие отличается чуть меньшей прочностью (если сравнивать с ручным и станочным бисерным ткачеством). Построение рисунка требует учета смещения: для новичков на старте работы это может быть затруднительно. И еще один минус – такая техника не позволит выполнить прямоугольное отверстие с идеально ровными краешками. Шахматный рисунок изделия не оставляет такой возможности.

В остальном классик-мозаика действительно понятна. Главное – пробовать и снова пробовать, не отчаиваться, если что-то пошло не так.

С процессом выполнения мозаичного плетения вы можете познакомиться в представленном видео.

https://youtube.com/watch?v=73tjCpcYmsQ

Подготовка рабочего места

Первое и главное – хорошее освещение. Оно сказывается и на качестве работы, и на вашем здоровье. Дневной свет будет оптимальным освещением для рукодельницы, ведь электрическое дает много бликов. Но когда вариантов нет, найдите хорошую настольную лампу.

Другие советы:

  • Застелите рабочее место однотонной тканью (лучше – ворсистой и светлой), на нее насыпьте бисер кучками по цветам.
  • Рядом со столом поставьте мусорную корзину. Или на столе оставьте места для коробки, куда отправится бракованный бисер, ниточные обрезки и т.д.
  • Купите дешевые органайзеры, которые продаются в магазинах одной цены – с их помощью наладить систему хранения бисера очень просто.

Перед тем как начать плести, перечитайте мастер-класс, убедитесь, что все понятно и вы готовы приступать к бисероплетению для начинающих пошагово.

Основы

Простейшие уроки бисероплетения – с этого следует начинать обучение искусству создания авторских украшений и сувениров. Рукодельницы использует различные техники. Обычное нанизывание бисера на нить – самый простой прием. Заключается он в чередовании бисера в определенном порядке. Совершая незамысловатые действия, можно добиться оригинального узора.

Опытные мастерицы рекомендуют в начале своего творческого пути освоить технику «крестик», известную также под термином «монастырское плетение». Несложно сплести также цепочку «зигзаг». А вот объемное бисероплетение требует особой подготовки. Кроме того, эта технология представляет собой восточный вид рукоделия, и найти инструкцию еще несколько лет назад на русском языке было не так просто.

Простейший прием бисероплетения – низание. В чем он заключается, несложно догадаться. Бусины нанизываются на нить поочередно, никаких сложных манипуляций не производится. Такой способ используют дети при изготовлении незамысловатых браслетов. Другие приемы: продольное, поперечное, угловое, круговое низание.

Расшифровка схем

На просторах интернета можно встретить великое множество интересных схем. Чтобы досконально разобраться в каждой схеме, потребуется усидчивость, терпение и выполнение четко определенной последовательности действий.

К сожалению, не все схемы легки для прочтения. Чаще всего встречаются такие проблемы:

  • Нет обозначений начала и конца схемы.
  • Нет нумерации рядов.
  • Сложно определить, в каком направлении нить идет при плетении.
  • Некачественное изображение.

Основным решением данных проблем станет постепенное изучение техник плетения от простого к сложному. При совершенствовании навыков человек будет интуитивно понимать, как движется нить, и как располагать ряды. Более того, при создании новых поделок будет включаться мышечная память, и руки сами будут идти в нужном направлении.

Зеленый бонсай из бисера

Для того, что создать дерево бонсай из бисера, необходимо приготовить следующие материалы и инструменты:

  • бисер зеленого оттенка – около восьмидесяти грамм (можно воспользоваться несколькими тонами и смешать их между собой);
  • проволока для бисероплетения диаметрами – 0,35, 1 и 3 милиметра;
  • нити для обмотки ствола;
  • клей;
  • гипс либо алебастр;
  • разнообразные элементы декора, чтобы украсить основание дерева (камни, мох, и т.п.).

Начинаем мастер-класс с изготовления веток для бонсай. Схема, следующая: берем отрезок проволоки в сорок пять сантиметров, (0,35 миллиметров в диаметре) и набираем 8 штучек бисера. Делаем их них петельку путем скрутки кончиков друг с другом. На один из кончиков нанизываем следующие восемь бисерин и формируем еще одну петлю. Таким же образом делаем и следующие. Итого на одной веточке мы подготавливаем восемь петелек из бисера.

Далее любой из кончиков проволочки нежно скрутить со вторым, чтобы получить своеобразный бутон. Оставьте на кончиках около десяти сантиметров свободной проволоки, остальное – обрежьте. Используя такой порядок действий приготовьте 150 подобных заготовок. Подобная техника – одна из самых легких, которую использует бисероплетение. Если по фото, вам сложно освоить данный процесс, просмотрите видео, где можно подробно рассмотреть такой процесс.


Теперь берем три небольших бутончика и делаем из них один – большого размера. Всего нужно сделать пятьдесят аналогичных деталей, как на фото.

На следующем этапе, мастер класс переходит к созданию веток.

Для того, чтобы сформировать вершину дерева бонсай своими руками, необходимо взять две веточки. Объединяем друг с другом три из них и начинанием обмотку нитками на пару сантиметров. Данный элемент станет основой веточки будущего бонсай.

Объединяем еще несколько разу пару пучков друг с другом, не забывая производить обмотку проволоки нитями. Данные детали нужно прикрепить к ветке, которая является основанием по боковым сторонам от верхушки на пару миллиметров к низу.

Нам удалось сделать первую веточку. Это будет первый ярус нашего бонсай.

Формируем следующую подобную веточку. Объединяем две детали и крепим к ним толстый отрезок проволоки в двенадцать сантиметров диаметром один миллиметр. Берем нитки, производим обмотку и прикрепляем следующие три веточки, состоящие из двух пучков. Получаем второй ярус из четырех ответвлений для будущего бонсай из бисера.

Делав все заготовки, мастер-класс переходит к этапу, где нужно собрать дерево бонсай своими руками. Следите внимательно за фото с описание процесса и у вас все получится. Видео-уроки с поэтапным созданием бонсай так же содержат в себе демонстрацию данного этапа.

Начинаем соединять друг с другом ветки первого яруса путем прикручивания их к прочной проволоке диаметром три миллиметра. Вслед за ними крепим детали второго и третьего ярусов. Проволоку скрываем за обмоткой нитками.

Внизу проволочку необходимо согнуть.

Чтобы продолжать формировать дерево, необходимо подготовить емкость. Можно подобрать специальные декоративные горшочки, пластиковые формочки или сделать самостоятельно основу для бонсай.

Итак, берем подготовленную емкость, и накрываем ее, используя полиэтилен (это облегчит дальнейший процесс работы).

Следующим шагом, нужно развести гипс или алебастр с водой и залить в емкость. Берем бонсай из бисера и помещаем его в подготовленный раствор. Ждем, когда смесь подсохнет.

Раздвоим елей с алебастром и переносим данный состав на ствол и ветви бонсай. Ждем подсыхания.

При помощи, зубочистки или другого подходящего материала нам нужно сделать борозды по стволу дерева. Вы можете пропустить этот этап, но так ваше дерево обретет более естественный вид. Оставляем сушиться.

Застывшую основу нужно вынуть из емкости, держась за края полиэтилена.

Все стволовое основание основу необходимо покрыть краской. По стволу проходимся коричневой краской. После того, как она высохнет, воспользуйтесь дополнительно краской бронзового оттенка, нанося ее щеткой с жёсткими элементами.

Мастер-класс практически завершен, осталось задекорировать основание и бонсай из бисера готов. Воспользуйтесь для декора различными камушками, бусинами, тем же бисером, декоративным мхом. Проявите собственную фантазию, чтобы получить оригинальное дерево, сделанное своими руками.

Изменив цвет основного материала можно на основании такого мастер-класса сделать цветущий бонсай из бисера. Есть много видео-уроков, которые демонстрируют подобные процессы.

Взяв за основу плетение цветов, вы сможете дополнить бонсай распустившимися цветочными элементами.

Техники бисероплетения

Техники плетения бисером многочисленны, но есть среди них самые востребованные и интересные, позволяющие создавать красивые вещи по грамотным схемам.

Мозаичная

Так называют самый плотный метод плетения. Бисеринки в нем напоминают кирпичную кладку. Делать такое плетение можно и с одной иголкой, и с двумя. Мозаичное плетение отлично выполняется на круглом бисере, рубке и граненом бисере. Браслеты, колье, пояса, броши получаются идеальными в этой технике.

Мозаичная техника, в свою очередь, подразделяется на плетение полотном, косое плетение и плетение по кругу. Изделия, полученные с помощью этой техники, считаются высокопрочными и среднегибкими.

Монастырская

Данная техника предполагает использование двух иголок. Плести можно и по ширине, и по длине. Начинается оно как цепочка «квадратик», т.е. вертикально, с последующим наращиванием ширины. В этой технике чаще берется именно леска, подойдет даже рыболовная.

Монастырское плетение применяется для работы над воротничками, колье, кулонами, галстуками, сумочками. Выполняют в этой технике рамки для фото, салфетки, шкатулки, вазы, обложки для книг и пр.

Кирпичная

Очень похожа с мозаичной техникой, но кирпичный стежок предполагает расположение бисеринок горизонтальными рядами. Мозаичная же техника – это вертикальные ряды. Такие изделия более гибки, потому кирпичную технику используют и для самостоятельного плетения, в комбинации с той же мозаикой.

Французская


Иначе ее называют плетением дугами на проволоке. Его активно применяют при изготовлении цветов и деревьев, а это популярное направление бисероплетения. Французская техника позволяет ловко и быстро сделать листочки и лепесточки любой формы.

Параллельная

И это плетение обычно выполняется на проволочной основе. Задействуются оба конца проволоки, которые идут в каждом ряду навстречу друг другу. В этой технике мастерице будет комфортно изготавливать листочки и лепестки для цветов и объемных бисерных фигурок.

Сетчатая

Это то же самое, что монастырская техника (или плетение «в крестик»). Базовым элементом данного вида является крестик из четырех бусинок. И в готовом изделии, выполненном в этом технике, можно разглядеть постоянно повторяющиеся крестики. Сетчатым способом очень красиво оплетают сосуды, выполняют декор пасхальных яиц, делают шикарные бисерные воротнички. Плетение предполагает использование одной, главной нити.

Объемная

Напоминает данный способ плоское параллельное плетение, только бисерные ряды располагаются друг над другом, а не на одной плоскости. Для основы годится и проволока, и леска. У этой техники очень широка сфера применения, но чаще используют ее возможности рукодельницы, плетущие объемных животных (для брошей, например).

Петельная

Петельная техника – это ряд последовательных петелек из самого бисера. Листочки, тычинки и лепестки обычно плетут именно этим способом. Обычно мастера делают петельки одного размера, которые располагают в шахматном порядке. На одной веточке можно сделать красивые разветвления. Очевидно, что это популярнейший способ создания ажурных деревьев из бисера.

Игольчатая

Это интересный способ соединения бисеринок друг с другом, который дает возможность мастерице получать остроконечные детальки. Это и лепестки, и бисерные иголочки, и кисточки для штор, например. Но и для изготовления броских сережек игольчатая техника тоже подходит прекрасно.

Научиться такому способу несложно: нужно на небольшой проволочный отрезок взять 6 бисеринок, крайнюю придержав рукой. Кончик же проволоки продевается через 5 бисеринок, затягивается. Стоит пробовать и пробовать, опыт нарабатывается только методом проб и ошибок, руки должны почувствовать материал.

Цветочные композиции можно сделать из бисера, а можно слепить из полимерной глины. О том, как это сделать, читайте в нашей статье: «Как лепить цветы из полимерной глины, мастер-класс, простой цветок, роза, орхидея».

Если вы сомневаетесь в том, что бисероплетение – достойнейшая сфера творчества, знайте, что даже в собрания Государственного Эрмитажа хранятся ценнейшие, уникальные изделия из бисера, датированные 18-19 веком. И это настоящие произведения искусства, то, про что, не задумываясь можно сказать «тонкая работа».

Мастер-классы и уроки: поэтапное обучение

На обучении раскрываются все этапы работы.

Как закрепить нитку: мононить, леска

Мононить или леска закрепляется либо при помощи узелка, либо без него:

С узлом:

  1. Завязывается узел с помощью обычной нитки.
  2. Мононить обвивается вокруг иголки, затягивается узел.
  3. Делается самозатягивающаяся петля, в нее с изнанки проводится мононить, и закрепляется бисеринка. Оставшийся хвостик прячется под вышитые стежки.

Без узла мононить закрепляется с помощью наметочного шва.

Способы закрепления бисерной нити:

  1. Узел на изнанке.
  2. Наметочный шов.
  3. На изнанке. Пропустив бисерную нить под основой, 2 раза прошивается первая и последняя бисеринка.

Как пришивать бисер на вышивку своими руками: инструкция

Закрепив нить, первое, что необходимо сделать, это определиться с техникой выполнения.

Создавая элементы одежды, рекомендуется использовать шов «вприкреп» или «иголкой назад», вышивая картины и иконы — «монастырский» шов.

Бисер можно сочетать с мулине или фурнитурой (камни, пайетки), но при работе с бисерными элементами важно учитывать следующие правила:

  • Бусинки всегда пришивают в одном направлении.
  • Для создания объемного изображения используются бусины разной фактуры.
  • Вышивка осуществляется последовательными рядами.
  • Цвет нити должен сочетаться с цветом тканевой основы.
  • Число клеток в принте (схеме, нанесенной на ткань) соответствует числу бусин.
  • Закрепление нити в начале и конце работы производится 3 — 4 маленькими стежками.

Справка. Начинать работу необходимо с подготовки ткани. Если тканевый отрез осыпается по краям, то его обрабатывают. Это можно сделать обметочным швом или с помощью клея ПВА. Когда ткань готова, она заправляется в пяльцы и натягивается.

Завершение

Завершая процесс вышивания, необходимо закрепить нить, как при начале работы, например, сделать несколько маленьких стежков на изнаночной стороне изделия.

История вышивания крестом на Руси

На Руси искусством вышивки крестом владели все женщины. Связано это было не только со стремлением уметь украсить свою одежду, но и со старообрядческими укоренившимися поверьями, которые наделяли вышивку обережными качествами.

У славянских народов особые орнаменты для украшения мужской и женской одежды в подавляющем большинстве случаев связаны с языческими божествами Земли и Солнца, а также образами хозяина леса. Из-за этого основными мотивами являются определенные геометрические орнаменты, а также стилизованные изображения животных и птиц.

Крест воспринимался как особая защита для человека, поэтому в вышитых узорах всегда, в том числе вместе с другими стежками, использовались крестики. Такая вышивка являлась оберегом, отгоняющим злых духов и болезни. Поэтому именно вышивка крестом стала основной для создания народных узоров на одежде и предметах быта.

Обучать девочек мастерству вышивки крестом начинали с возраста 5-6 лет, а к 13-15 годам каждая должна была подготовить свое приданое, которое состояло из вышитых крестом подзоров, полотенец, скатертей и головных уборов. Непосредственно перед свадьбой его публично показывали как свидетельство того, что невеста трудолюбивая и умелая в вышивке.

По мере развития контактов с Византией влияние этой культуры преобразило классические вышивки на Руси. В узорах стали появляться заимствованные в Византии мотивы.

Вышивка каких времен вам нравится больше?

СтариннаяСовременная


В зависимости от района проживания изменялись наиболее распространенные сюжеты вышивки и цветовые предпочтения. В северных регионах Руси чаще всего вышивку делали на белом полотне из льна или хлопка нитками красного цвета. В южных областях преобладали разноцветные вышивки, которые чаще имели тоже белую основу.

По мере развития рукодельного искусства и появления более дорогих материалов вышивка из обережной перешла в разряд декоративной, которая применялась уже только для украшения одежды и предметов интерьера. С этого момента особо умелые мастерицы начали высоко цениться, так как материалы, которыми они пользуются, дорогие и их порча нанесет заказчику значительный урон. Зарождаться такая вышивка начала еще в 13 веке.

Что такое ткачество?

Ручная вышивка — процесс длительный и трудоемкий, а вот ткачество на станке — быстрый и легкий способ создания плотного бисерного полотна.

Фото 1. Процесс ткачества на станке, сделанного своими руками из картона, на нем можно использовать нитки с бисером или без.

Минусы такого вида творчества: при ручной вышивке распределение бисера по квадратикам канвы контролируется рукодельницей, а при ткачестве каждая бусинка оказывается повернутой одним боком и приплюснутой к другой. Таким образом, пропорции рисунка могут нарушаться.

Плюсы: ткачество позволяет создавать плоское и плотное бисерное полотно, когда бусинки располагаются строго одна над другой без смещения, в результате чего появляется возможность вышивать сложные рисунки. Но при условии идеально выполненной работы.

Особенности круговой техники вышивки бисером

Рисунок при круговой вышивке также наносится на ткань, однако его особенность в том, что он заворачивается спиралью от центральной точки к краям. Вышивать начинают от середины.

Такой способ требует больших временных затрат, а изучение техники проходит проще с использованием видеоуроков.

Ещё одна особенность техники заключается в том, что приходится сразу использовать несколько цветов. Вышивать бисером сначала одного оттенка, а потом другого не получится. Вышитая по спирали картина заполняется полностью, вместе с фоном.

Внимание! Самое важное при выполнении круговой техники — понять, под каким наклоном располагать бусины

Инструменты и материалы, необходимые для вышивания

  • Ткань с напечатанным изображением и схемой.
  • Бисер (лучше брать чешский).
  • Игла — подбирается под бисер, чтобы легко могла пройти через отверстие.
  • Нить — должна быть прочной и эластичной, некоторые мастерицы советуют подбирать нить в тон бисеру, кто-то пользуется белой нитью, иногда используют тонкую леску.
  • Пяльцы.

Мастер-класс: основные швы и схема

Полотно для вышивания располагают на пяльцах так, чтобы центр спирали находился посередине инструмента.

Важно! Чтобы картина смотрелась более органично, наклон бисеринок надо просчитать заранее. Для получения лучшего результата мастера рекомендуют вощить нитку — так она хорошо проходит сквозь ткань

Главное здесь, не переборщить с количеством воска

Для получения лучшего результата мастера рекомендуют вощить нитку — так она хорошо проходит сквозь ткань. Главное здесь, не переборщить с количеством воска.

Для спиральной вышивки обычно используют строчный и стебельчатый швы.

Фото 1. Процесс работы над бисерной вышивкой с применением круговой техники.

Первый также знаком мастерицам под названием «назад иголку». На каждый стежок здесь приходится одна бусина. Нитку нужно зафиксировать на ткани и насадить одну бисерину, после чего иголку ввести в материал сразу за бусиной, то есть назад. После этого пропустить место для одной бусины и вывести иголку налицо, нанизать вторую бусину и воткнуть иглу посередине между двумя зафиксированными бисеринками. Получается, что шов снова стремится назад. Продолжать вышивать по описанной схеме.

Второй шов — стебельчатый:

  1. нить закрепляют на полотне, нанизывают бисеринку и вводят иглу в ткань;
  2. после этого выводят иголку налицо позади за пришитой бусиной;
  3. теперь продевают инструмент снова через ту же бусинку и надевают вторую;
  4. иголку выводят на изнаночную сторону, а затем делают прокол между двумя пришитыми элементами;
  5. проходят иглой теперь уже сквозь отверстие второй бусины и продолжают шить по этой схеме дальше.

Внимание! Такой шов получается более жёстким, т. к

расход ниток увеличивается вдвое.

Вышить всю картину полными кругами не получится — рано или поздно они будут прерываться, и останутся только полукруги или части окружностей. Поэтому для углов работы (или в случае, если в изделии несколько центров), когда полные круги заканчиваются, применяют арочный шов.

Особенность арочного шва состоит в том, что захватываются сразу две бисеринки. Делается это так: после того как нить зафиксирована на ткани, на неё насаживается 2 бусины и вводятся наизнанку. Иголка снова должна показаться на лицевой стороне между двумя этими бусинами. А вот продевать её нужно только сквозь второй элемент. Зашивка в этом случае будет менее плотной. Арочный шов подчёркивает мягкость и плавность линий готовой работы.

Фото 2. Схема для вышивания бисером репродукции известной картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» с использованием круговой техники.


С этим читают