Урок изо «голубая гжель» 5 класс презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Содержание

Слайд 1 г ж е л ь с к а я р о с п и с ь Выполнила ученица 6 класса Курцева Елена Слайд 2 В наше время под гжелью обычно понимают вид русского народного искусства – расписанные в особом стиле керамические изделия. Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок. Гжельская посуда и другие изделия хорошо известны не только в России, но и во всём мире. Слайд 3 Одной из причин развития именно этого промысла послужила качественная гжельская глина. Ведь, как известно, изначально определённый вид деятельности появляется именно там, где есть материал. Развитие гончарного дела в гжельской местности началось ещё в IVвеке до нашей эры. В XIV же веке гжельская земля стала центром керамического производства Руси. Именно там делали керамические изделия для самого Великого князя Ивана Калиты. Слайд 4 Производство расширялось, появлялись новые технологии, также росло и мастерство гончаров. В начале XVIII века был освоен выпуск фарфоровых изделий, а также был получен так называемый «полуфаянс». Именно его мастера расписывали синей краской, которая в последствии стала символом гжельских изделий. Изначально в окраске фарфоровых изделий преобладали модные во все времена золотистые тона. Слайд 5 Процесс производства гжельских изделий таков. Сначала мастера вытачивают на специальных станках гипсовые модели по эскизам художников. Станок напоминает гончарный круг, но заготовки обрабатываются не руками, а при помощи специальных резцов. Слайд 6 Сейчас Гжель объединяет несколько десятков сёл и деревень бывшей Гжельской волости. Это один из крупнейших гончарных центров не только в московской области, но и во всей России. Секретом популярности Гжели является не только необычный, простой, но в тоже время оригинальный и легко узнаваемый стиль, но и разнообразие форм, рисунков, и самой продукции, которые предлагают нам гжельские мастера. Гжель является символом гончарного искусства России, в том числе и за рубежом. Слайд 7 Ассортимент изделий, представленных объединением «Гжель», необычайно велик. Основной ассортимент, конечно же, составляют чайные и кофейные сервизы и вазы, но это далеко не всё чем могут порадовать россиян и гостей нашей страны гжельские мастера. Они выполняют по индивидуальным заказам разнообразные скульптуры, подсвечники, люстры, чаши и даже камины. И это далеко не весь перечень продукции, которая выпускается «Гжелью». Слайд 8 Можно сказать, что ассортимент продукции ограничивается лишь фантазией художника и заказчика

А современные технологии и мастерство художников позволяют сделать изделие практически любой формы и размера. Слайд 9 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотреть все слайды

Слайды презентации


Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Елховка

Урок изобразительного искусства «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель.» 5 класс Учитель : Зубкова Ирина Александрона

Слайд 2

Цель урока: Познакомить учащихся с народным промыслом – Гжельской керамикой, его истоками и современным развитием.

Задачи урока:

Познавательные: познакомить учащихся с Гжельской Керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи; формировать умения делать зарисовки элементарного узора по мотивам Гжельской росписи, в основе которого лежит гжельская роза

Развивающие: развивать творческую активность, усидчивость, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель), аккуратность при работе с красками. Воспитательные: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре;

Слайд 3

Народные промыслы

Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из нее делай! И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим. В нем варили еду, хранили воду и съестные припасы. Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы… Маленькие, большие, подчас такие большие, что в них мог поместиться человек. Форма была то простая, то замысловатая.

Слайд 4

Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина. Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, — майолика. Фаянсовая посуда – из белой глины. А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины. Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.

Слайд 5

Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых, Кувшины и кружки – Быль или небыль? Изделия рук золотых. Синяя сказка – Глазам загляденье, Словно весною капель, Ласка, забота, тепло и творенье – Русская звонкая гжель.

Слайд 6

Гжель (Гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенных синей росписью

Слайд 8

И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. За что гжель нравится всем? Чем она отличается? Да, прежде всего – своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий.

Слайд 9

Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись!

Слайд 10

Самый излюбленный узор – гжельская роза Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки.


Слайд 11

А еще украшают изделия диковинными птицами и сценами из жизни людей

Слайд 12

Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Сколько художников, столько и разных форм . И всегда они необычные – веселые, красивые.

Слайд 13

Посмотрите, как можно рисовать гжельскую розу. Необходимо положить на палитру синюю краску (ведь мастера гжели выполняют свои росписи кобальтовой краской); смочить кисть и поставить её ворсом на палитре так, чтобы она расплющилась. Затем плавно подвести кисть к комочку краски одной стороной и набрать на кисть синюю краску. Когда мы делаем мазок на бумаге (показываю), то видим мягкий переход от насыщенного глубокого синего цвета к более бледному.

Слайд 14

Слайд 15

Практическая работа

На белом подмалевке сделайте украшение в стиле гжельской росписи изображение розы и мазков, следите за заполнением всей формы рисунком. Наносите рисунок мазками.

Слайды презентации

Слайд 1

Урок изобразительного искусства по теме: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ

Элементы росписи гжель сказочная

Слайд 2

Цели и задачи урока:

Дать начальные сведения о народном промысле России – гжельская керамика; Понятие о стилизации; Освоить декоративную роспись характерную для гжели, творчески и разнообразно применять приемы кистевой росписи; Закрепить полученные знания; Развивать творческие способности учащихся

Слайд 3

История промысла

Гжель — один из старейших центров русского народного керамического искусства. Гжельский промысел известен с XIV в. Основные черты гжельского гончарного мастерства складываются в XVI—XVII вв. На основе гжельских высококачественных глин здесь родилось производство многокрасочной русской майолики. В XVIII в. керамический промысел Гжели приобретает наибольший расцвет.

Слайд 4

В ассортименте гжельских мастеров

появились квасники, тарелки и игрушки, расписанные керамическими красками. Иногда квасники украшали лепными фигурками, отмеченными богатством фантазии народных художников, и тогда изделия становились подлинными шедеврами.

Слайд 5

В конце XVIII в. развивается в Гжели производство украшенного бесцветной прозрачной глазурью полуфаянса, стилистическая особенность которого формируется в течение всего XIX в.

Слайд 6

Сейчас в Московской области производством художественных в изделий из керамики занимаются


Турыгинский завод художественной керамики в деревне Турыгино и Гжельский гончарный завод в деревне Трошково Раменского района.

Слайд 7

Современные мастера

развивают ценное наследие народного промысла. Они изготавливают разнообразные художественные изделия из фарфора, фаянса, майолики и терракоты. Каждый мастер работает в своей манере, что делает изделия уникальными.

Слайд 8

Для производства изделий используют

привозное сырье — просяновский или глуховецкий каолин, часовъярскую глину, карельский полевой шпат, просяновские кварцевые отходы с добавлением шамота (молотых черепков утильного обжига). Основная техника изготовления изделий — литье в гипсовых формах.

Слайд 9

Пористый гипс впитывает влагу, шликер (жидкая форфоровая масса) постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.

Фарфоровые изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись фарфора — выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива фарфорового изделия.

Слайд 10

Надглазурная роспись выполняется по белому фону или одним золотом по темно-синей глазури.

Слайд 29

Гжельские мотивы лучше всего рисовать на бумаге синей гуашью (лазурь железная).

Узор «Сеточка»

Слайд 30

Каждая кисть используется только для определенного элемента:

№ 1, 2 — усики, завитки.

Слайд 31

Краску для росписи следует разводить на палитре. В учебных целях можно воспользоваться акварелью.

Узор в полосе

Слайд 32

№ 3, 4 — «капельки»

Этот сплошной мазок создается определенным ритмическим движением кисти. Краску набирают равномерно, ставят кисть на кончик и, легко нажимая, чуть протягивают и быстро отрывают кисть от бумаги.


Слайд 33

Узоры из капелек

Простым примакиванием такого эффекта получить невозможно. «Капельку» можно назвать узким мазком.

Слайд 34

№ 4, 5 — декоративные веточки

Красота и выразительность гжельского мазка в постепенном переходе синего цвета от темного к светлому. Секрет такого мазка в том, что краска набирается на одну сторону кисти. Ее прикладывают всем ворсом к поверхности бумаги и быстро поворачивают.

Слайд 35

Этот прием получил название «мазок на одну сторону», «мазок с тенями», живописный, или тональный мазок. Он бывает разной конфигурации.

Орнаментальное богатство гжельской росписи достигается во многом за счет сочетания широких и узких мазков с тонкой линией стебельков и усиков, четкой штриховкой сеток и разнообразными бордюрами.

Слайд 36

Мазковая роспись. Гжельская роза

№ 8, 9 — лепестки розы; № 6, 7 — крупные листья;

Слайд 37

После того как написан главный цветок, приступают к изображению стебля с листочками.

Декоративные веточки выполняются «мазком с тенями», а листочки — широким сплошным мазком. Краска для листочков должна быть немного светлее лепестков цветка.

Слайд 38

Завершающий этап — прописка тонких линий завитков, усиков и прожилок, которые придают росписи изящество и законченность.

Слайд 39

Тематика росписи

— изображение сцен труда и отдыха («Тракторист», «Стрижка овец», «Косарь», «Чаепитие»), изображение диковинных птиц, портреты городских жителей и т. д.

Слайд 40

Последовательность росписи птицы

Слайд 41

«Синяя птица»


С этим читают