Учебный проект по технологии «художественная обработка изделий из древесины»

Оборудование и инструменты для резьбы по дереву

Каким образом должно быть оборудовано рабочее место резчика по дереву и какие инструменты необходимы для этой работы? В школьной учебной мастерской для этой цели применяют столярный верстак. Он позволяет надёжно закрепить заготовки во время работы. При резьбе по дереву, чтобы исключить порчу стола режущими инструментами, используют подкладные доски.


Инструменты для резьбы по дереву делятся на основные (резаки, стамески) и вспомогательные (пилы, дрели, киянки, молотки, рубанки, рашпили, напильники, разметочные и измерительные инструменты). Резаки (рис. 38) применяют для выполнения прямых и закруглённых линий вырезаемого рисунка. Их изготовляют из качественной стали. Режущие кромки резаков должны быть остро заточены и хорошо отполированы.

Рис. 38. Резаки: а, б, в — ножи-резаки; г — нож-косяк

Стамески различают по ширине полотна и профилю.

Прямые стамески (рис. 39, а) применяют для прорубания контура рисунка, зачистки фона и др. Отлогие и полукруглые стамески (рис. 39, б, в, г) используют в геометрической и контурной резьбе.

Рис. 39. Стамески для резьбы по дереву: а — прямая; б, в — отлогие; г — полукруглая; д — клюкарза; е — уголок; ж — царазик; з — косая

Клюкарзы (рис. 39, д) служат для обработки фона в труднодоступных местах. Стамесками-уголками (рис. 39, е) прорезают узкие жилки и желобки. Стамески-царазики (рис. 39, ж) позволяют прорезать узкие и глубокие канавки. Косые стамески (рис. 39, з) применяют в основном для геометрической резьбы.

Если лезвие стамески хорошо заточено и отполировано, то оно легко режет древесину, что позволяет получить на изделии гладкую, качественную поверхность.

Правила безопасной работы

  1. Надёжно закреплять заготовку на верстаке.

  2. Работать стамесками только с прочно насаженными ручками.

  3. Передавать стамеску только ручкой от себя.
  4. Не прилагать больших усилий при резании стамеской.

  5. Не держать левую руку вблизи режущего инструмента.

Найдите в Интернете или других источниках информации изображения изделий, украшенных резьбой по дереву. Сохраните их, чтобы коллективно оценить возможность изготовления таких изделий.

Проверяем свои знания

  1. Какие виды декоративно-прикладного творчества (ремёсла) распространены в регионе вашего проживания?

  2. Какими видами стамесок вам уже приходилось работать и для чего?

Материал для резьбы

Используемая для процесса резьбы древесина обязана обладать гладкой ровной поверхностью без сучков и других изъянов. Если же вы намеренно берете дерево с сучками, то в процессе работы их можно обыграть в художественном плане и составить на их основе декоративную композицию.

Отличным материалом для создания деревянных композиций (особенно в стиле «Татьянка») является липа. Эту породу древесины легко резать в любом из направлений, из-за чего она идеально подходит резчикам-новичкам

Выбирая доску, обратите внимание на ее торец. По нему можно выбрать образец плотной, однородной и не рыхлой древесины

Лучше всего выбирать доску, выпиленную с края бревна, близко от коры. В этом случае слои размещаются полого по отношению к ее поверхности. Такую доску легко разрезать. В случае необходимости перерыва между этапами работы увлажнять учебную доску путем укутывания в мокрую ткань либо помещения во влажной пакет не стоит, так как возможно появление и размножение самых разных бактерий с последующим потемнением доски и образованием плесени.

Лучше всего хранить такие доски в помещениях, где отопление отсутствует, например, в сараях, сенях, банях, на балконах и лоджиях. Не рекомендуется хранить учебный материал в ванной, подвале, в холодильнике или на солнце.

Как происходит процесс

Начинают резьбу по дереву с разметки выбранного рисунка. Для этого используют линейку, угольник, транспортир, циркуль, трафареты, а также шариковые ручки или карандаши. Рисунок для геометрической резьбы представляет собой набор квадратов, прямоугольников и треугольников.

Каждое из углублений (выемок) вырезают при помощи косячка поперек волокон, а затем вдоль них. При этом косячок держат в правой руке и ставят носком лезвия с легким наклоном на размеченную черту. Лезвие врезают в древесину и проделывают линию движением на себя.

Таким образом выполняют все средние линии. Если требуется вырезать наклонную, косяк следует наклонить влево или вправо под углом от 30 до 40 градусов. Линия разметки при этом перерезаться не должна. Процесс резьбы нужно вести плавно и медленно, нажимая на косяк равномерно. Инструмент крепко зажимают в правой руке. Порой требуется его придержать левой, чтобы избежать ухода по направлению волокон. Тем, кто только начал осваивать процесс резьбы, разрешается держать инструмент обеими руками.


Процедура вырезания трехгранных выемок сводится к обработке сторон нарисованных треугольников косячком, который держат в руке вертикально. Прорезка идет от вершины к основанию. Эти приемы очень простые. Освоение их не займет много времени и позволит перейти к вырезанию прочих, гораздо более сложных фигур.

Защита древесины воском (Вощение)

Суть этого способа художественной прозрачной обработки древесины состоит в нанесении на деревянную поверхность восковой мастики, которая изготавливается из натурального пчелиного воска и скипидара. Вместо пчелиного воска может применяться церезин, а в качестве растворителя — бензин. Плавка воска в растворителе проводится на водяной бане.

Технологический процесс выглядит следующим образом:

  • нанесение с помощью щетки на обрабатываемую поверхность предварительно разогретой восковой мастики;
  • просушивание (1,5-2 часа);
  • полировка грубой тканью или волосяной щеткой.

Спустя сутки эти операции повторяются, после чего поверхность покрывается лаками на спиртовой основе. Лакировка необходима, так как защищает восковое покрытие от механического воздействия и воды.

Объектом вощения, как правило, являются стеновые панели и крупная мебель.

Художественная обработка древесины.

Художественная обработка древесины – это индивидуальный творческий подход, когда мастер или резчик-любитель разрабатывает способ изготовления и отделки декоративного изделия из дерева.

Художественная обработка дерева – одно из первых ремесел, которое освоил человек

В России деревянная архитектура, мебель, отделка интерьеров, разнообразные бытовые предметы из дерева относятся к одному из самых главных видов искусства и занимают важное место в нашей народной культуре

Умение русских мастеров художественно обрабатывать древесину – поистине уникальное явление. Это искусство подарило миру замечательные архитектурные памятники зодчества, затейливую резьбу и красивую бытовую утварь. Оно берет свое начало от древних славян.

Их религиозные языческие представления создали почву для широкого использования в декоративно-прикладном искусстве мифологических сюжетов с изображениями фантастических зверей, женских фигур с конями и т.д.

Искусство художественной обработки древесины на Руси развивалось вместе с русским искусством и архитектурой. В Древнем Киеве и Новгороде, как писали иностранцы, обработка древесины была одним из главных ремесел. До наших дней сохранились лишь немногие подлинные древние памятники искусства художественной обработки древесины. Большинство же памятников деревянного зодчества изучается по фольклору, летописям, другим литературным источникам, живописным и миниатюрным изображениям, свидетельствам иностранцев – очевидцев, а также по более поздним памятникам народного искусства, сохранившим в себе более ранние традиционные формы.

Сама по себе древесина – материал качественный и обладает: прекрасной теплоизоляцией, малой плотностью, водонепроницаемостью, удобством обработки, естественным красивым цветом и разнообразием рисунка текстуры. Из древесины строили жилые дома и хозяйственные постройки, городские стены и укрепления, храмы и мосты, корабли и лодки и многое другое. Славились на Руси такие, например, изделия из дерева ручной работы, как расписные ложки. Превосходно зная ценные качества дерева и его частей, народ умело и охотно использовал его в хозяйстве. Берестой, к примеру, часто покрывали крыши домов, потому что она не впитывала влагу. Из берестяных полосок шили чехлы для столярных и плотницких инструментов, предохраняя тем самым их от ржавчины, делали короба и хранили в них продукты питания, и, конечно, писали на бересте новгородские грамоты. Твердый и упругий капо-корень (наплыв на корнях деревьев лиственных пород), обладающий к тому же редким по красоте природным рисунком текстуры, использовали для изготовления тонкостенной посуды. А из ивовых прутьев, которые хорошо гнутся, плели корзины и люльки.

Известны разные способы художественной обработки древесины. Самым популярным из них была резьба. Резными узорами украшали архитектурные строения, мебель, всякие поделки и изделия из дерева — предметы быта. Резьба по дереву использовалась и в других ремеслах. Например, когда «набивали» ткани, то есть отделывали способом набойки, печатая вручную краской по ткани,  то применяли манеры – специальные узорчатые деревянные доски. Рельефный узор на керамические плитки также наносился при помощи деревянных форм. Печатные доски из дерева использовали и для приготовления знаменитых пряников. В деревнях и в наши дни можно встретить такие изделия из дерева ручной работы, как крестьянские прялки, которые украшались резьбой, либо резьбой с росписью.

Помимо резьбы для художественной отделки применяли и мозаику, и роспись, иногда совмещая их.

У русских мастеров художественной обработки древесины имелась неисчерпаемая фантазия, которую им давало отличное знание материала и чувство прекрасного. Всё это позволяло нашим предкам – умельцам – в каждой работе, будь то изготовление деревянных ложек или возведение величественного храма, создавать подлинные, неповторимые произведения искусства.

Художественные изделия из дерева и сегодня имеют не только выразительные пропорции, формы, цвета, но часто их украшает какой-либо орнамент или выявленная древесная фактура. Сегодня Авторы – художники декоративно-прикладного искусства нередко в поисках средств художественной выразительности, новых форм берут за основу многовековые национальные и мировые традиции этого вида искусства.

На нашем портале вы можете видеть этнические мотивы в художественных работах из древесины и приобрести самые различные изделия из дерева ручной работы, которые могут стать прекрасным оригинальным украшением вашего дома или незабываемым подарком. Наши Авторы изготовят для вас любые изделия из дерева ручной работы и на заказ, по вашему вкусу.

Другие методы работы с древесиной

Напомним еще раз, что каждая техника выполнения резьбы требует соответствующего инструмента. Например, сквозная резьба, результат которой выглядит объемным, требует использования пилы, лобзика либо стамески. Такая ажурная резьба широко используется в украшении домов — рельефная форма придает дополнительный объем.

В технике плоскорельефной резьбы предполагается фон выбранный и подушечный.

В наши дни стало модным создавать деревянные скульптуры при помощи бензопилы. Скульптурная резьба относится к наиболее сложным из всех имеющихся техник художественной обработки древесины. В то же время она весьма интересна. Обработав исходный кусок древесины с соблюдением правильных пропорций, вы можете воплотить свой замысел по превращению его в фигурку животного или человека. Объемные детали делают скульптуру необычайно живой.

Другая разновидность художественной обработки древесины — выжигание по дереву. Это также целый пласт интереснейших навыков и художественных приемов, требующий отдельного рассказа. Путем выжигания возможно получить богатое разнообразие узоров самых разных тематик.

Декоративная обработка деревянных изделий


Когда произведена основная часть работы по созданию поделки, приступают к следующему этапу — декоративной обработке покрытия. Она бывает следующих видов:

  • вощение;
  • обжиг;
  • покраска;
  • отбеливание;
  • морение.

Каждый вид декоративной обработки имеет свои особенности. Например, вощение используют в основном для кухонной утвари. Чаще всего это разделочные доски. Обжиг делают газовой горелкой, непрерывно перемещая огонь. Покраску проводят при комнатной температуре, исключая попадания на изделие прямых солнечных лучей. Красят при помощи специальных растворов. Используются масляные и другие жидкости, которые создают защитную прослойку и улучшают цвет деревянной поделки. Отбеливают при помощи веществ, которые окисляют поверхность. Так получается естественный цвет, устраняются недоработки, сглаживается картина узора, рисунок становится гармоничней и естественней по виду. Процесс отбеливания производится порой за один раз. А иногда необходимо повторить несколько раз. В результате образуется тонкий светлый слой, а под ним — тёмная основа. Морение выполняется погружением изделия в краску на определённое время. Затем изделие необходимо высушить.

Биологический метод

Технология обработки древесины биологическим методом предполагает переработку древесины низкого качества, а также миллионов тон самых разных древесных и сельскохозяйственных отходов в очень ценный продукт – кормовые белковые дрожжи. Кроме этого во время такой обработки производят этиловый спирт, фурфурол и ксилит. Задачей биологического метода обработки лесоматериалов является обеспечение сельскохозяйственного производства необходимым сырьем микробиологического синтеза. Стоит отметить, что изготовление любого сырья из древесины является экологически чистым.

На каждом деревообрабатывающем, лесопильном или химическом заводе технологическая обработка древесины осуществляется строго поэтапно. На каждом этапе древесина наделяется определенными свойствами, которые отвечают конкретным требованиям рынка.

Рабочее место мастера

Если вы решили работать в технике «Татьянка» либо в любой другой из приведенных выше, вам потребуется деревянная плоскость с ровной поверхностью. Это может быть верстак, стол, подоконник или даже табурет. Предпочтительнее всего стол или верстак, поскольку они тяжелые и обладают деревянной столешницей.

Если стол полированный, его можно накрыть куском фанеры или чертежной доской. Это защищает инструмент от поломки в случае случайного срыва. Липовые заготовки достаточно мягкие сами по себе, принято упирать их во что-то твердое.

Рабочее место резчика по дереву требует наличия хорошего естественного освещения либо искусственного с широким спектром. Связано это с кропотливым характером труда и повышенными требованиями к точности и аккуратности. В идеале стол с лампой должны располагаться рядом с окном.

Учебная доска для рабочего процесса нуждается в постоянном увлажнении. Требуемая влажность составляет порядка 12-15%. Увлажнять доску можно заранее путем промывания ее торцов.

Какой инструмент лучше?

Существует специальный инструмент для стиля «Татьянка» с параметрами, рассчитанными на работу с пластичной древесной породой. Если ваш инструмент самодельный либо заводской, он может оказаться малопригодным из-за несовпадения по размерам и прочим параметрам.

Работа с неподходящими типами резцов сильно осложняет процесс обучения резьбе и снижает его результативность. Первые несложные учебные орнаменты выполняются при помощи самого обычного ученического набора, состоящего из стамесок №6 и №17 (полукруглых среднего диаметра) и ножа-косяка. Лезвие полукруглых стамесок в поперечном сечении выглядит как часть круга. Если поместить такой инструмент торцом на доску и после этого повернуть вокруг оси, лезвие замыкает окружность, прорезая при этом древесину.

Важное качество стамески, позволяющее делать глубокие срезы, -маневренность. Нож-косяк — один из основных инструментов

Название произошло от формы лезвия с косым срезом. Размер его, как правило, подходит для руки средней величины.

Химическая техника обработки древесины

В процессе такой обработки древесина подвергается действию разнообразных химических соединений. Благодаря химической обработке работают такие производства:

  • целлюлозно-бумажное производство – изготовление бумаги и картона
  • гидролизное производство основано на процессе расщепления полисахаридов, которые содержатся в древесине, до моносахаридов. Моносахариды продают в качестве готового продукта, глюкозы и ксилозы. Однако чаще всего смеси моносахаридов подвергают биохимической переработке с получением этилового спирта и дрожжей или химической переработке с образованием фурфурола и ксилита 
  • пиролиз (сухая перегонка) древесины позволяет добиться получения древесного уголя, метилового спирта, уксусной кислоты, фенольных смол, разных растворителей органического происхождения
  • канифольно-скипидарное производство, на котором получают канифоль и скипидар. Эти соединения применяются в лакокрасочной, парфюмерной и фармацевтической сферах.

Невзирая на огромное разнообразие изделий из древесины и их конструкций, технологии обработки строятся на основе таких же принципов, что и много лет назад: распиливании, строгании, сверлении, точении и шлифовании. Изменения произошли только в способах и методах обработки лесоматериалов: ручные средства производства сменили механические. Устройства, которые работают за счет электрической энергии, существенно уменьшают время, необходимое на обработку лесоматериалов, а также увеличивают производительность труда и показатели качества конечных продуктов.

Категории пропитываемости древесины

Группа древесины  Порода древесины
 ядро заболонь
 Труднопропитываемые Ель, пихта, европейская лиственница, вяз,бук, пихта, дуб, ясень, береза. Ель, пихта, сибирская лиственница.
 Умереннопропытываемые Сибирская сосна (кедр), осина,обыкновенная сосна, ольха. Сибирская сосна (кедр), граб, дуб,европейская лиственница, липа, ольха, клен, осина.
Легкопропытываемые Обыкновенная  бук, сосна, береза.

Преимущества отделки деревом

При условии произрастания в экологически чистых районах, древесина является одним из самых чистых материалов для отделки внутреннего пространства жилища.

Уют и комфорт в доме

Дерево может применяться для любых поверхностей внутри дома и служить материалом для:

  • стен;
  • пола;
  • потолка;
  • лестничных пролетов;
  • перекрытий;
  • дверных конструкций;
  • оконных рам;
  • декоративных элементов.

Отделка из древесины способна создавать в жилище особый здоровый микроклимат, при котором все процессы жизнедеятельности протекают нормально: хорошо спится, работается, дышится. В отличие от искусственных материалов, выделяющих вредные пары, дерево не вызывает головную боль, а также чувство хронической усталости и способно нейтрализовать вредное действие других материалов.

Дерево уменьшает сырость в помещении, предотвращает развитие бронхо-легочных заболеваний, а также появление плесени и других последствий излишней влажности.

Пять основных видов художественной обработки древесины

Мозаика – изображение орнаментов или сюжетов с помощью отдельных элементов. Включает в себя разновидности:

  • инкрустация
  • интарсия
  • маркетри
  • блочная мозаика

Инкрустацией называют украшение поверхностей врезанными в них пластинами из дерева. Если вставки отличаются от основы цветом или фактурой, то такую инкрустацию называют интарсией. В случае применения в мозаичных полотнах декоративных кусочков шпона различных пород дерева, в результате чего получается целостное, будто нарисованное, изображение, тогда речь ведут о маркетри. Блочную мозаику вы сразу отличите по наличию тонких пластин с одинаковым рисунком, приклеенных на украшаемую поверхность.

Резьба по дереву – это, в сущности, получение изображения с помощью вырезанных элементов. Плосковыемчатая, например, обрисовывает контуры изображения с помощью выемок, при контурной силуэт создаётся с помощью простых линий, а геометрическая использует для этого орнаменты из несложных геометрических фигур. Самый интересный эффект получается в результате рельефной резьбы – узор приобретает объёмы.

Пирография – сравнительно новый способ обработки, заключается он в том, что рисунок получается в процессе выжигания по дереву.

Точение – оно предполагает вытачивание из дерева различных изделий, которые поражают своей законченностью, природной красотой, идеально гладкими формами, непревзойденной игрой светотени.

Роспись по дереву – как продолжение предыдущего способа. Простые растительные орнаменты превращаются в настоящие произведения искусства. Существуют даже определённые стили орнаментов (гжель, хохлома).

Разновидности художественной обработки

Всего существует 2 большие группы видов обработки: художественная и декоративная. Рассмотрим обе и начнем с первого варианта.

Резьба

Резьба представляет собой метод, при котором рисунки получают путем вырезания элементов. Она может выполняться посредством нескольких техник:

  • Прорезной способ – наиболее простой и древний. Он исполняется с использованием электролобзика. Такой метод активно приняется для создания предметов, имитирующих стиль рококо и барокко.

  • Плосковыемчатый способ предполагает очерчивание контуров узора посредством образования выемок.


  • Контурная техника характеризуется прямолинейностью линий.

Рельефная резьба используется при создании объемный изображений и рисунков. Обработка дерева: инструменты для резьбы

Точение

  • Точение производят на данный момент с использованием современных токарных станков.

  • Ранее применялись более примитивные модели, которые были созданы древними египтянами.

  • Наиболее актуальным такой способ обработки является при создании деталей сложной формы, с округлостями, полостями, витиеватостью и так далее.

  • Таким образом изготавливают: игрушки для детей, всем известные шахматы и многие другие востребованные предметы.

Мозаика

Мозаика относится к декоративно-прикладному искусству. Суть ее заключается в сборке объемного изображения посредством набора деталей из различных пород древесины. Последние могут иметь отличный друг от друга оттенок или текстуру.

Чаще всего при помощи мозаики декорируют сувениры, мебель, украшения или картины.

Существует несколько видов:

  • Интарсия;

  • Инкрустация;

  • Блочная мозаика.

Инкрустация представляет собой украшение, которое выполняется путем декорации врезанными в поверхность элементами.

Техника интарсии предполагает различие вставок по фактуре или цвету.

Блочная мозаика характеризуется наличием пластин с идентичными узорами, которые наклеиваются на поверхность.

Выжигание

  • На первый взгляд, подобная ручная обработка дерева кажется весьма примитивной, однако это не совсем так. Перед мастером открываются широкие возможности.

  • Выжигание производят путем нанесения орнаментов, узоров и рисунков с помощью разогретого металлического шрифта.

  • Таким образом, можно получить самые необыкновенные изображения.

Тиснение

Художественная обработка дерева может быть произведена при помощи тиснения. Такой метод предполагает создание рельефного изображения.

  • Тиснение исполняется с применением пресса, который содержит заранее подготовленную форму.

  • Предварительно древесину пропаривают и обрабатывают раствором, содержащим соляную кислоту.

  • Прессование производится под высоким давлением.

  • Впоследствии готовое изделие обрабатывают.


С этим читают