Народный промысел хохлома: основные цвета и мотивы. этапы создания изделия

Мотивы и виды

В современных художественных школах обязательно изучают этот вид художественного искусства. Конечно не используют сам вид производства, но учатся азам рисования.


Хохлома — это изобилие растительных элементов с добавлением ягод рябины, клубники, листьев и цветов, преимущественно с использованием красного, золотого, черного и иногда зеленого цветов. Иногда в рисунок включают картинку жар-птицы. Рисуют масляными или акриловыми красками.

Как рисовать хохломские орнаменты? Сначала нужно рассмотреть типы росписи и научиться рисовать элементы мотивов. Впрочем, сами мотивы — завитки и круги — могут видоизменяться, но технику рисования можно соблюдать по определенным шаблонам и трафаретам.

Чем рисуют орнаменты сейчас? Технический прогресс не стоит на месте и в современном искусстве достаточно широк ассортимент различных красок. Так есть акриловые золотистые краски, которые наносятся на дерево. На самом деле, в наши дни традиционную хохломскую роспись наносят на любые поверхности, на пластиковые и металлические. Красивый орнамент набрал популярность в аэрографии машин, ноутбуков, телефонов.

Основные типы росписи под хохлому делятся на фоновую и верховую. При верховой росписи рисунок наносится на золотой фон. Преобладают красный и черный цвет, но можно добавлять зеленые листья.

Рисование под фон обычно в старину делалось таким образом, что фон создавал как раз таки листья и ягоды, рисовали только контуры, но разрисовывали за их пределами в основном черным или красным цветом, на золотом фоне добавляли прожилки для листочков. Фото ниже.

Хохломская роспись стала визитной карточкой России, туристы часто увозят к себе домой диковинные наборы для супов, ложки, кружки, салатницы и конфетницы, разделочные доски. Такая посуда долговечна и украшает интерьер, даже в старину эти наборы считались праздничными и очень часто служили только на важных событиях.

Основные цвета хохломы

Хохломской промысел – это цветовая гамма из ограниченного круга сочных оттенков, высокая художественность изображения, только ручная работа, отсутствие геометричности, плавность линий и форм.


Главных цветов у хохломы всего три: черный, красный, золотой. Это не значит, что на этом колористика промысла заканчивается. Но большинство работ используют только это трехцветие, и ассоциируется направление именно с этими сочными цветами.

Как известно, случайностей в народном искусстве фактически нет. И хохломская роспись не является исключением. Каждый цвет имеет свое значение, в большинстве случаев – сакральное.

Значение цветов хохломы:

  • Черный. Цвет абсолюта. Ассоциируется с вечностью, бесконечностью, глубиной, самим воплощением Вселенной. Это категоричный цвет, но он же является самым выразительным, контрастным: на его фоне большую информативность проявляют другие цвета.
  • Красный. Цвет здоровья, процветания и красоты. Формула счастья, которая не может обойтись и без крепкого здоровья, и без удачи и достатка, и без эстетики, которая делает нашу жизнь выразительнее, совершеннее.
  • Золотой. А это сама жизненная сила, энергия Солнца и огня, плодородия и благополучия. Золото ассоциируется и с богатством, и с успехом, и со славой. Золотой цвет настраивает на роскошь, в том числе, и роскошь жить красиво, счастливо, в угоду себе и в мире с окружающими.

Таким образом, можно сказать, что три основных цвета хохломы несут в себе некоторую колористическую формулу. Да, без других цветов в жизни не обойтись, невозможно написать ее в трех красках. Но они глубоко символичны, выразительны и самодостаточны. Интересно, что и сейчас многие люди признаются, что покупают расписные хохломские изделия, потому что считают, что они наполнены нужной энергией. И это энергия благополучия и процветания, достатка и крепкого здоровья.

И если можно узор и цветовое решение народного промысла считать неким посланием, культурным месседжем от предков, то он определенно несет в себе мощное начало, энергетически сильное и радостное.

К краскам, которые принято использовать в хохломе, предъявляются высокие требования, ведь некоторые из них в ходе последующей обработке изделия могут высыхать и выгорать под действием высоких температур. Потому мастера пользуются минеральными термостойкими красками: охрой, суриком, киноварью, кармином, хромовой зеленью, сажей. Краски эти разбавляются очищенным скипидаром. Как видите, помимо красного (киноварь) и черного (сажа) упоминаются и другие цвета. Они используются как вспомогательные и оживляют рисунок.

Дополнительные цвета

Зеленый, коричневый и желтый – вот цвета, которые действительно помогают оживить изображение, добавить ему динамики. Допустимы белый, оранжевый, голубой и изумруд, но они встречаются реже. Хотя в современных изделиях, выпущенных в наши дни, такие цвета проникают все больше. На самом деле фабрики, выпускающие изделия хохломской росписи, пытаются разнообразить ассортимент, выходя за рамки представлений о хохломе, которые у потребителя могут быть довольно узкими.

Если вы видите работу, где используются не только основные цвета, это не значит, что нарушена некая незыблемая каноничность. Во введении других цветов нет ничего рушащего устои: промысел не мог бы развиваться, если бы мастера использовали только трехцветие и ничего больше. Но художественный образ хохломы в массовом сознании это, как ни крути, черный, красный и золотой – пламенная триада цветов счастья.

Познавательное видео о производстве и росписи хохломы.

Этапы создания изделия с хохломской росписью

Первый этап – производство грубых деревянных брусков-заготовок. Интересно, что называют эту работу «бить баклуши». Потом мастер с этих заготовок снимет излишки древесины, придаст им форму. Так возникают красивые ковшики, ложки, чашки, шкатулки, тарелки. Неокрашенные изделия называют «бельем» либо основой.

Процесс изготовления изделия с хохломой:

  1. Покрытие глиной. Основу мастера покрывают очищенной жидкой глиной – «вапой». Она сохнет порядка 8 часов. Потом основу ожидает покрытие олифой, и этот этап очень важен, так как он влияет на качество будущей росписи.
  2. Обработка поверхности для придания нужного оттенка. Для получения серебристого оттенка тампоном из овечьей шкуры втирается алюминиевый порошок. Такой процесс называют лужением. Благодаря лужению изделия имеют бело-зеркальный блеск. А чтобы получить золотистый цвет, на деревянную заготовку наносят серебристо-оловянный порошок. Потом заготовку покрывают спецсоставом и обрабатывают в печи, чтобы на выходе она обрела медово-золотистый оттенок.
  3. С этого момента можно считать, что работа готова к росписи. В ход идут масляные краски. Самые востребованные цвета – красный и черный (киноварь и сажа), а вот зеленый, желтый и коричневый встречают реже.
  4. При «верховой» росписи рисунок ложится на серебристую основу. Так, мастер рисует криуль (главную линию), на нее «насаживают» разные элементы – от листочков до капелек.
  5. Роспись «под фон» подразумевает прорисовку контура орнамента, после чего фон закрашивают черным. Цветки и листочки остаются золотыми.
  6. Все работы художники расписывают строго вручную, потому точное повторение узора просто невозможно.
  7. Заключительный этап – покрытие готовой работы лаком. Это делают для того, чтобы она приобрела выгодный золотистый оттенок. Наносят лак не менее чем в 4 слоя, каждый слой сушат. Затем работа отправляется в печку для закаливания.
  8. Закаливание в печи. Температура 150 градусов, 3-4 часа – и на продукции образуется масляно-лаковая пленка, которая своим золотистым цветом ставит финальную точку в изготовлении хохломского изделия.

Со всеми этапами создания хохломы вы сможете познакомиться в данном видео.

На сегодняшний день в России существует два центра производства каноничных хохломских изделий – фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись», что находятся в городе Семенове, а также село Семино, что в Ковернинском районе, известное предприятиями «Промысел» и «Хохломской художник». Но вникнуть в нюансы промысла, познакомиться непосредственно в работе со знаменитыми узорами, может каждый.

О том, как появилась и развивалась другая не менее известная роспись — городецкая, вы узнаете из нашей статьи: «История зарождения городецкой росписи и интересные факты о художественном промысле».

Роспись дерева под хохлому – интересное занятие для детей и взрослых, приятное и плодотворное знакомство с русской культурой. Творчество настолько увлекательно, что вслед за расписной ложкой появится и расписная доска, а затем шкатулка и т.д. Увлекательный художественный опыт гарантирован, убедитесь сами!

Как нарисовать простой цветочный мотив?


Для тех, кто только учится, уроки не должны быть сложны. Начинайте с простого, чтобы творчество приносило радость, а не обрастало сложностями с первого же шага.

Для работы вам понадобятся:

  • акварельная бумага;
  • гуашевые краски – черная (для начала);
  • беличья кисть (№ 4);
  • восковые мелки – золотой, зеленый, коричневый, голубой и т.д.;
  • баночка с водой;
  • влажные салфетки;
  • образец.

Простой цветочный мотив в 5 шагов:

  1. Золотым восковым мелком нарисуйте рябиновый листочек из 5 частей. Тем же цветом рисуете изогнутую веточку рябины.
  2. Красным восковым мелком рисуете около 10-12 ягодок рябины.
  3. Золотым продолжаете рисовать веточку, но с изгибом вниз, и снова листочки.
  4. Зеленым мелком «оживляете» рисунок кудрявыми травками, добавляя их уместно к основному рисунку. Сверху и снизу проводите красные полосы для обрамления.
  5. Прямо на рисунок кисточкой потолще наносите черную гуашь. Краска будет заполнять фон, и скатываться с рисунка.

Проще этого урока быть не может, и такое знакомство с народным промыслом можно предложить и ребенку.

Красочность и детальность – главные качества хохломы, за что этот нижегородский промысел и полюбили. Осваивать направление нелегко, но удовольствие от работы компенсирует трудности.

Удачи!

Цвета хохломской росписи

(роспись на белом фоне)

Традиционные хохломские творения в какой-то мере парадоксальны: мастерам удавалась при помощи довольно скудной палитры цветов создавать действительно сложные композиции. Богатство  и интересная фактура формировались за счет обязательной золотистой основы. «Под золото» был или фон, или ключевые элементы орнамента.

(роспись на черном фоне)

Другие центральные цвета палитры – черный и красный. Придать полноты и многогранности рисунку удавалось за счет использования белого цвета и охры.

(роспись на аллом-красном фоне)

Гораздо реже встречались росписи на бирюзовом, изумрудном, оранжевом, алом фоне. Истинная цель любого хохломского мастера: передать высокую идею посредством идеально подобранных цветов, создавая сложную и высокотехнологическую игру мазков.

Основные цвета

Для создания росписей «под хохлому» используют такие цвета:

  1. Черный (#000000);
  2. Красный (#FF0000);
  3. Белый (#FFFFFF);
  4. Оранжевый (#FF4F00);
  5. Отборный желтый (#FFBA00);
  6. Зеленый (#00FF00);
  7. Коричневый (#964B00);
  8. Изумрудный (#50C878);
  9. Голубой (#00BFFF).

Элементы и мотивы хохломской росписи

Различают «верховое» и  «фоновое» письмо. В первом случае мастер формирует узор на золотом фоне при помощи черных, красных и белых тонов. Именно на примере хохломских рисунков, можно предельно четко рассмотреть всю «душу» русского народа, особую подачу, теплую и немного наивную жизненную философию целого народа. Это его небезызвестные «травушки» и «колосочки»,  любовь  к натюрмортам, где мастера особо щедро использовали яркие сочные цвета, умение посредством деликатных мазков создавать сложнейшие композиции.


(ветки и кустики)

Травная роспись представлена мотивами «под осоку». Наиболее старый тип узора пишется завитками, мазками, мелкими ягодками, колосками по посеребренному фону. Из отдельных травинок искусные мастера могли сформировать мотив курочки или петушка, который, например, восседает на ветке среди густой листвы;

(ягодки и листочки)

«Ягодка» и «листок» отличается от предыдущей техники более крупными «жирными» мазками. Мастера формируют овальные листья, круглые ягоды, стилизуя композиции массивными растительными формами. Особо популярными считаются узоры с виноградными гроздьями или листьями, ягодами земляники, малины, черники, крупными вишенками. На россыпи из тюльпанов, астр, лютиков, ромашек, колокольчиков мастера умудрялись расположить смородину, крыжовник и рябину;

(строчки и узоры)

«Пряник» или «рыжик» выполняют обычно внутри чашек, блюд, пиал. Это геометрические фигуры, которые вписываются в квадрат или ромб. По центру рисуют «солнце». Периферию орнамента обогащаются миниатюрными деталями.

(растительные орнаменты)

Верховое письмо всегда создается тонкими деликатными мазками. Композиция получается легкая и воздушная, будто подсвеченная золотым сиянием изнутри. Как правило, это довольно простой способ нанесения красок, позволяющий в какой-то мере импровизировать, видоизменять композицию на сове усмотрение в самый разгар работы.

При фоновом письме изначально формируют полотно с контурными начертаниями. Затем красной и черной краской закрашивают окружающий фон. Фоновая роспись более сложный и трудоемкий процесс. Здесь нет месту импровизации, а изначальную задумку нужно реализовать в точности, как придумал мастер в самом начале.

Разновидности росписи

Мастера направления используют два типа письма – верховое и фоновое. В верховом рисунок художник наносит черной либо красной краской на основу. В фоновой росписи есть красная либо черная основа с золотым узором.

Верховой рисунок

Верховой рисунок предполагает 3 типа орнамента – «травная роспись», а также стилизации «под листок», «под ягодку», «пряник».

Орнаментальные варианты верховой росписи:

Выполнение всех этих элементов требует навыка, который нужно тренировать снова и снова.

Фоновый рисунок

В этом случае стоит отметить два типа орнамента – «под фон» и «кудрина». «Под фон» представляет собой очень трудоемкий, искусный процесс, с которым мог совладать не всякий мастер. Обычно эти работы изготавливали для подарка, выполняли их на заказ и за очень высокую цену.

В «кудрине» доминирует не мазок, а контурная линия. Эта роспись напоминает ковер, золотистые кудреватые завитки формируют узорные листочки, цветки и плоды. Выглядит такое изображение очень эффектно, и трехцветия (красный, черный, золотой) вполне хватает для подобной выразительности.


С этим читают