Исследовательская работа «отражение культуры народа ханты в украшениях и изделиях, орнаментированных бисером»

Они приносили богам кровавые жертвы – йир

Скорее всего, ханты и манси, как и другие язычники, приносили своим богам в жертву людей. До сих пор отголоски этих обычаев встречаются у войкарских хантов, у которых есть обряд приношения в жертву «девушки-собаки». Во время этого обряда собаку одевали в женскую одежду, затем сажали в лодку и объехав священное озеро семь раз, торжественно топили животное, отдавая его как выкуп богу Курыку. Такой обряд проводили раз в семь лет, в качестве примирения людей и духов.


По местным преданиям делается это с тех пор как местная девушка отказалась выйти замуж за бога Курыка и решила обмануть божество, подсунув ему вместо себя собаку.

Этнограф Елена Геннадьевна Федорова в статье «Жертвоприношения у северных манси…» пишет, что каждый манси должен был в течение жизни принести богам семь жертвенных животных (йир), среди которых должны были быть лошадь, петух, овца, бык и олень.

Кстати, мало кто знает, но образы из сказок Бажова писатель взял из мифологии местных народов. Например, огромный небесный лось, которому под копыта подставляли серебряные блюда, чтобы не осквернить его прикосновением к земле, трансформировался у него в оленя-Серебряное копытце, а Огневушка-поскакушка берет свое начало в духе огня, который местные народы почитали и который представляли в виде женщины в красном халате.

Огню ханты приносили в жертву и людей. Об этом повествует хантыйская сказка, в которой муж и жена сжигают в костре дочь, чтобы умилостивить огонь.

Последние статьи

  • +1   Как представители британской королевской семьи отмечают свои дни рождения 21.08.2020, 21:04
  •   Почему папа сбежал от близнецов-пятерняшек и другие нашумевшие истории семей, где родилось 5 детей сразу 21.08.2020, 19:41
  •   Когда мужчина оказался женщиной и наоборот, или Самые громкие гендерные обманы в истории 21.08.2020, 18:35
  •   Неоконченный роман: Почему актриса Галина Польских и через 50 лет винит себя в гибели первого мужа 21.08.2020, 16:45
  •   Как пенсионеры бросили вызов бьюти-экспертам и Почему отказались от «благоразумной старости» 21.08.2020, 14:20
  •   Зкачем камердинер Екатерины II поджег свой дом и Как воспитывал её незаконнорожденного сына 21.08.2020, 11:50
  •   Что запрещали школьникам в СССР, и Как их наказывали за джинсы или за короткие юбки 21.08.2020, 10:13
  •   Как брак с иностранцем разрушил карьеру звезды кино 1950-х: Триумф «Весны на Заречной улице» и годы забвения Риммы Шороховой 21.08.2020, 08:56
  •   8 зарубежных знаменитостей, которых в России любят больше, чем на родине 20.08.2020, 22:33
  •   Какими мужьями и отцами были Лев Толстой, Михаил Булгаков и другие классики 20.08.2020, 19:45

Все статьи

Коммуникативная функция орнаментов ханты и манси

Информация, заложенная в традиционных орнаментах, имеет особое значение: с ее помощью мастер передавал собственные пожелания людям, для которых предназначались его творения.

Искусство орнамента – важная часть культуры ханты и манси. В непревзойденных по красоте орнаментах заложены знания, особенности мышления, традиции и опыт многих предыдущих поколений. Благодаря богатому оформлению вещи, украшенные орнаментом, приобретают особую оригинальность и ценность, становясь произведением искусства. Справедливая гордость за свой труд и специальные художественные достоинства созданных произведений присуща многим мастерам орнаментального жанра. Их творчество и созданные ими орнаменты очень точно охарактеризовал поэт Микуль Шульгин:

Они явились в жизнь совсем не просто Из-под иглы, и кисти, и резца: Ведь мастера по дереву и кости В них вкладывали души и сердца.

Каждому узору орнамента ханты и манси соответствует собственное значение. Вот некоторые из многочисленных символов, используемых в творчестве народов ханты и манси:

  • крестообразная звездочка символизирует солнце, особенно почитаемое на севере, согласие и гармонию жизни;
  • длинные параллельные линии обозначают долгую дорогу жизни;
  • человечки с сильными мышцами – здоровье и красота;
  • треугольники в форме юрты – кров родного дома;
  • разветвленные узоры, связки нескольких узоров в одно целое обозначают силу рода, единство семьи, семейный очаг и жизнь как продолжение рода.

Особое место в орнаментах отведено богам, почитаемым ханты и манси – это узоры с изображением:

  • ока Бога, означающие также прозрение, мир;
  • связи неба с Землей;
  • обереги от зла (черно-белые кубики и звездочки).

Каждый такой знак означает, что человек, чье жилище или одежда украшены подобным орнаментом, находится под божественной защитой, и отныне ему не страшны злые силы и природные катаклизмы.

Самые распространенные узоры хантов

Строгий порядок присущ геометрическому хантыйскому орнаменту. В его основе лежит строгое геометрическое чередование. После геометрического узора следует растительный мотив. Его чаще всего используют в резьбе по дереву.

А теперь более подробно о геометрическом узоре. Очень часто у хантов использовался крест. С его помощью они старались оградиться от боли и укрыться от болезни. Крест несет охранительную функцию, это граница между мирами. Встречается косой крест под названием «собачья лапа», ограничивающий людей от враждебных существ в этом мире.

Особое место ханты уделяли ромбу, его называли «сердца углублением». Поверх него нельзя больше наносить узор, чтобы не испортить судьбу человеку. Встречается ромб с пустотой внутри или в виде лягушки, которая почиталась северным народом. Ее ассоциировали с «прыгающей женщиной», способной дарить счастье.

Часто в полосках орнаментов встречаются прямые линии и зигзаги. Прямая линия считается простейшим геометрическим орнаментом, но довольно часто встречающимся элементом украшения одежды у хантов. Для берестяных изделий, а также аппликаций тканью по ткани использовались зигзаги. Извилистую линию в центре орнамента считали олицетворением жизни и живого существа. С зигзагом связано все живое, одушевленное. Часто именно им украшали берестяные колыбельки для детишек или спинки и бортики люлек.

Некоторые мотивы узоров связаны с треугольником. Именно на него похож топор, с которым у хантов много связано. Топор применяли во многих свадебных, похоронных обрядах, медвежьих игрищах. У топора очистительная функция. Чтобы очиститься, через топор должна была перешагнуть каждая женщина. Также треугольник использовался для орнаментов «утиный выводок», «щучьи зубы», «кедровая шишка».

Характер

В средние века манси считали отважными войнами, кровожадными и беспощадными, за что и прозвали их вогулами, что значит «дикие». Однако многовековое притеснение народа, навязывание христианской веры, желание обмануть и завладеть бесценными запасами пушнины и рыбы наложили на характер его представителей серьезный отпечаток.В конце XIX века в журнале «Природа и люди» их описывали ленивыми и безынициативными, предпочитающими отдыхать и наблюдать за происходящими событиями со стороны. Часто можно было видеть ситуации, когда в доме не было еды, а мужчины манси предпочитали играть в карты и курить трубку. Однако отмечались и положительные их качества: гостеприимство, сострадание и сдержанность.

Манси даже в разгар веселья редко улыбались, сохраняя на лице задумчивое и даже слегка угрюмое выражение со сжатыми губами и мрачным глубоким взглядом исподлобья. Эти особенности народа не раз упоминались и в фольклоре. В мужчине ценилась сосредоточенность, рассудительность и настороженность. В женщинах редко превозносили красоту и веселый нрав: главное, чтобы она была трудолюбивой, сдержанной и хозяйственной. Этнографы отмечают и такую черту характера манси, как хитрость. По свидетельствам российских и заморских купцов, приезжавших к аборигенам за ценной пушниной, манси не спешили сразу демонстрировать весь свой товар. Сначала они показывали ничем не примечательные образцы, постепенно доставая из запасов все более ценные экземпляры меха

Возможно, что подобное поведение было также признаком осторожности: продавец сначала присматривался к покупателю из присущей ему настороженности.Еще одно свойство, которое было замечено за аборигенами, — невоздержанность в алкоголе. Долгое время существовал миф, что северные народы генетически предрасположены к пьянству, однако ученые опровергли эту информацию

Возможно, увлечение коренных жителей севера веселящими напитками связано с отсутствием устойчивости к ним. В отличие от южных регионов, изобилующих виноградниками, на севере не было подходящего для производства алкоголя сырья. К манси он попал лишь с приходом русских и иностранных купцов, которые, заметив особенность их организма, выменивали на водку ценнейшую пушнину, шкуры оленей и медведей.

История


Популярная версия происхождения хантов говорит о смешении коренных угорских племен с древними уральскими народами. О присутствии людей на территории нынешнего ЯМАО рассказывает Усть-Полуйская культура, остатки которой обнаружены на полуострове Ямал. Ее появление датируется 4 веком до нашей эры. Древние племена занимались животноводством, у них было развито сельское хозяйство. Уже в то время у них имелись орудия труда из кости, камня, железа, а также бронзовые украшения. Древние племена расселялись по берегам Оби в обоих направлениях. Предки северных хантов подверглись влиянию ненецких оленеводов, частично ассимилировавшись с ними. На этногенез восточных, южных хантов повлияли тюркские племена.

После падения Сибирского ханства западная Сибирь вошла в состав Московского княжества. Затем эти земли стали осваивать русские, активно переселяясь туда (17 век). Они ассимилировались с местными жителями, их число быстро росло. Интересно, что с 17 века численность хантов имела тенденцию к повышению. Тогда их насчитывалось около 8 000 человек, в 18 веке — 16 000, столетие спустя — 23 000. Начало 20 века стало печальным периодом в жизни народа. Русские сильно притесняли хантов, забирали пушнину, мясо, рыбу. Всеобщая коллективизация привела к стиранию культуры, повсеместно разрушались священные места, шаманов уничтожали. Ханты поднимали восстания, из-за чего начались репрессии. В последующие годы началась разработка нефтяных месторождений, что нанесло сильный урон экологии.

Еще некоторые узоры

Орнамент удмуртский очень поэтичен. В нем отображены основные верования, связанные с мифами и легендами. Не менее поэтично звучат и некоторые другие характерные мотивы. Например, радуга, небесная роса. Орнаменты, связанные с животными, – ястреб, след кошки, голова лягушки.

Ромб чаще всего изображался для пожелания порядка в доме. Несколько ромбов в ряд несли информацию о количестве сыновей в семье. Ромбы в мотивах более поздних вышивок обозначали пряник как символ достатка и благополучия.

Еще прямоугольник мог вышиваться с лучами, тогда он уже становился символом солнца. Это был обязательный элемент в оберегах от злых духов, болезней и сглазов.

С 15 века можно проследить еще одну тенденцию. На женских нагрудниках все чаще появляется еще один космический символ – луна. Ее изображали в виде восьмиконечной звезды, вокруг которой находились ромбовидные лучи. Без такого символа нельзя было справлять свадьбу. Считалось, что луна – покровитель ночи, и у молодых не будет детей, если знака не будет на одежде.

Природа – высшая ценность культуры хантов

Суровые условия тундры диктовали непростой уклад жизни: чтобы прокормиться и выжить, нужно было много трудиться. Мужчины отправлялись на охоту в надежде добыть пушного зверя. Пойманные дикие животные годились не только в пищу, их ценных место можно было продать или обменять у торговцев. Река Обь снабжала хантов щедрым уловом пресноводной рыбы. Чтобы сохранить рыбу для еды ее солили, вялили, подсушивали. Оленеводство – традиционное занятие коренных северных жителей. Неприхотливое животное прокармливало огромную семью. Оленьи шкуры активно использовались в быту и в сооружении чумов. На оленьей упряжке можно было перевозить грузы. Неприхотливые в еды, ханты ели в основном мясо (олень, лось,медведь), причем даже в сыром виде. Из мяса могли сварить горячую похлебку. Растительной пищи было мало. В сезон грибов и ягод скудный рацион северян расширялся.

Философия единого духа с природой прослеживается в почитании родной земли. Никогда ханты не охотились на молодого зверя или беременную самку. Сети для рыбы были расчитаны только на крупных особей, а молодняк, по мнению местных рыболовов, должен был еще подрасти. Пойманный улов или охотничьи трофеи расходовались экономно. В пищу шли все внутренности и субпродукты, поэтому отход был минимален. К дарам лесов и рек ханты относились с особым почтением, приписывали природе магическую силу. Чтобы задобрить лесных духов, ханты устраивали обряд пожертвования. Нередко свой первый улов или тушку пойманного зверя ханты отдавали мифическому божеству. Возле деревянного идола под звуки магических песен оставляли пойманную добычу.

Бисерные работы

Декоративное искусство народов ханты пронизано большой ролью в нем женщины. Одним из самых интересных видов женского творчества считается изготовление украшений из бисера по местным узорам. Когда-то бисер доставлялся на север англичанами в обмен на пушнину. Купцы покупали бисер и продавали его ханты. В Тобольске находился целый склад бисера. У северных хантов бисер имел название «сак» и «сек», что означало «камень». В XX веке был популярным фарфоровый бисер.

Женщины украшают бисерными орнаментами рукава, подолы, полы и груди летних нарядов. Для молодых девушек и девочек в изделиях используется оранжевый, зеленый, голубой, красный цвет. Практикуется не только вышивание бисером, но и плетение ажурных цепочек, мозаичных изделий. Очень часто бисерные работы с хантыйскими орнаментами представлены на различных выставках декоративно-прикладного искусства. Очень эффектно смотрятся подвески из бисера к головным уборам, салфеточки, пояса, браслеты и кошелечки.

Священные свойства узоров, защитные и тотемные функции

Узоры хантов были не только украшением одежды, но и считались священными символами. Такие священные орнаменты применяли для изготовления ритуальных поясов, варежек, шапок. Предметы с их изображением предназначались для духов-охранителей. В священных узорах таится некая сила, заряд энергии для очищения предмета, на котором они изображены. Среди священных узоров излюбленным считается медвежья тема. Медведю ханты приписывали небесное происхождение и считали его сыном Торума. Есть верование в то, что у медведя несколько душ, способных все видеть, понимать и чувствовать. Узор «след медведя» применялся для того, чтобы стать удачливым охотником.

Часто встречаются узоры, связанные с оленем. Они тоже священны, символизируют землю, где живут стада этих животных. Хантыйский орнамент «солнце» связан с дарительницей силы, энергии для поддержания земной жизни, которую называли «найматерь» (солнце). Штрихи возле солнца символизируют семена жизни, из которых родятся не только люди, но и животные, растения.

Важно отметить, что синий цвет в орнаментах хантов символизирует реки и озера края, белый цвет связан со снегом, зеленый – с тайгой. А вот «рога оленя» считаются национальным орнаментов северного народа, своеобразным оберегом

Часто эти узоры красуются на подвесках медальонов.

Жилище

В связи с полуоседлым образом жизни у хантов имелось 2 вида жилищ: постоянные и временные. Постоянными были зимние, в остальные времена года использовались переносные юрты облегченного типа. Их делали разной формы: конической, полусферической, с многоугольным основанием. Самым простым жилищем был чум конической формы. Строение держалось на наклонных жердях, одни концы которых связывали вместе, другие расставляли по кругу. Поверх укладывали бересту, закрепляли ее палками. Многоугольные юрты представляют собой более сложное сооружение. Обычно они состоят из стен-плетенок, установленных по периметру жилья. К ним крепят жерди, сходящиеся в центре под углом. Они образуют конусообразную крышу. Такие юрты покрывали войлоком или звериными шкурами. Кочевники оставались на одном месте какое-то время, затем складывали юрты и вещи на собачьи или оленьи упряжки и переезжали.

Зимние поселения были больше, чем летние, в них концентрировалась основная масса людей. Летние состояли из нескольких семей, занимающихся совместным промыслом. Наблюдается разнообразие зимних типов жилищ, в зависимости от региона и специфики занятий. Тундровые оленеводы жили в чумах, покрытых шкурами животных. Охотники на зимовье строили срубные домики в лесу. Капитальные зимние жилища представляли собой либо полуземлянки, либо деревянные дома. Первые углубляли в землю. Устанавливали каркасные стены, крышу конической формы или двускатную. Вторые делали из срубов. Рядом располагали навесы, амбары для хранения вещей, припасов. В настоящее время многие южные ханты живут в обычных поселках, построенных по типу русских. Часть этноса живет в традиционных национальных жилищах.

Ранняя исламизация Сибири

Историк Елена Гловацкая, ныне эмигрировавшая в США, изучала вопрос верования народностей Урала и указывает, что судить о том, насколько племена охотников и рыболовов понимали ислам и как ему следовали, невозможно. Письменных источников на этот счёт не сохранилось. Но известно, что когда в Сибирь пришли казаки Ермака, на стороне хана Кучума (а он был из сибирских татар) с ними сражались и вогулы, и остяки.

В тридцатых годах XVIII века полковник Григорий Новцкий, охранявший миссионерские поездки митрополита Фалофея Лещинского, был свидетелем вооруженного сопротивления местных народов-мусульман. По словам полковника, они «начаша себе нарыцати бесурманы… и воздвигоша кличи», то есть начали называть себя мусульманами и воздвигали минареты.


Власти государства российского предпочли обложить местных пушным налогом и не трогать. В 1685 году тобольскому экзарху Павлу предписывалось «…тобольских татар и бухарцов и иных земель приезжих иноземцов не ожесточать, и от Государской милости их не отгонять, и Сибирскому государству какого повреждения не учинять». Миссионерская деятельность РПЦ началась только в XVIII веке.

Научный сотрудник тюменского краеведческого музея Рашид Рахимов опровергает теорию Катанова, и считает, что версия, по которой исламизация Сибири началась только в XIV веке, не верна, поскольку к 1394 году Накшбанди аль-Бухари был уже мертв, а в Бухаре началось правление Тимура, и никакого хана Шейбана там в это время не знали.

В соответствии с найденной самим Рашидом Рахимовым «Грамотой хранителя Юрумской Астаны», написанной на арабском языке, можно предположить, что поход с целью исламизации Сибири состоялся ещё в XII веке по указу Багаутдина аль-Балти, отца светоча мусульманской науки и поэзии Джалялетдина Руми. В «Грамоте» прямо сказано про 360 святых, которые погибли. «Народ Прииртышья был многочисленным и от их враждебного отношения 360 святых приняли мученическую смерть…» Именно Руми послал на Урал своего мюрида Джагфара, чтобы он нашел могилы шейхов-шахидов и записал их имена.

Попытка исламизации не прошла бесследно, сейчас на территории Ханты-Мансийского автономного округа находятся 18 мечетей, 5 молельных комнат, 4 молельных дома, и работают 25 служителей, округ входит в двадцатку самых исламизированных регионов страны. Правда, не известно, есть ли в округе мусульмане ханты и манси, ведь численность населения автономии составляет 1 646 078 человек, из которых только 19 068 – ханты и 10 917 – манси.

История хантов

Сведения о происхождении хантийского народа ученые черпают из археологических находок, изучения фольклорных традиций и лингвистических особенностей национальных говоров. Большинство версий о формировании хантов сводятся к гипотезе о смешении двух культур: угорских племен с уральским неолитом. Найденные остатки бытовых предметов(глиняная посуда, каменные орудия, украшения) указывают, что первоначально ханты проживали на склонах Уральских гор. В пещерах Пермского края археологи обнаружили древние капища. Язык хантов относится к финно-угорской ветви, а, следовательно, народ имел родственные отношения с другими северными племенами. Близость культуры хантов и манси подтверждает сходства в национальных говорах, предметах и укладе жизни, в народном творчестве. Более четырех веков назад предки хантов переселялись вдоль реки Обь в северном направлении. В тундре кочевники занимались животноводством, охотой, собирательством и сельским хозяйством (в южной стороне) Не обошлось и без конфликтов с соседскими племенами ненцов, татар. Чтобы противостоять нападкам чужих племен, ханты объединялись в крупные союзы. Таким образованием руководил княэп, вождь, главный в племени.

После падения Сибирского ханства северные территории отошли Московскому государству. Здесь возводят по приказу государя северные остроги. Временные укрепления в Сибири в дальнейшем превратились в города. На чужие земли было отправлено много русских жителей, что привело к увеличению населения в целом. Пришлые русичи описывали неизвестные племена, как страшные, варварские группы дикарей. Местные традиции и обряды сопровождались кровью, ритуальными песнопениями и шаманскими заклинаниями, что наводило страх на русских переселенцев. Экспансия русским населением вызвала смятение у коренных жителей. В бескрайней тундре возводили они крепости и образовывали волости. Однако, для управления землями и населением выбирался знатный представитель из хантов. Коренное население, в том числе ханты, составляли лишь часть от общего количества жителей. На сегодняшний день ханты (примерно 28 тысч человек) проживают в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах.

Название

Манси — это самоназвание народности, происходящее от прафинно-угорского слова *mańćɜ, обозначающего одновременно «человек» и «мужчина». Интересно, что похожее слово выбрали в качестве собственного названия и венгры: magyar. Также оно находит параллели в наименованиях родов хантов — «маньть» и «мась», и самих манси — «Мо̄сь». В русском языке слово «манси» не склоняется, из него образовано прилагательное «мансийский». Представителей народности называют «мансиец» и «мансийка». В средние века и в период последующего освоения Урала и Сибири манси знали под именем «вогулы» — оно было закреплено за ними вплоть до 1920-1930 годов XX столетия. Это название происходит от хантыйских слов u̯oɣaĺ, u̯oɣat́. По одной из версий, называть их так стали по названию местной реки Вогулки. По другой — из-за отчаянного и кровожадного характера, поскольку перевод слова близок к значению слова «дикий».

Внешность

Внешность манси отражает в себе черты коренных угорских народов неолитической эпохи в сочетании с прошедшими через степи Азии и Казахстана угорскими племенами. К особенностям внешности современных представителей можно отнести:

  • рост до 160 см у мужчин и женщин;
  • хрупкое телосложение;
  • волосы прямые, черные или темно-русые, плотной структуры;
  • складка века, прикрывающая слезный бугорок, ярко выраженного монгольского типа;
  • в основном темные глаза;
  • широкий разрез рта, прямая форма и небольшая толщина губ;
  • подбородок заостренный или округлый, средневыступающий;
  • борода и волосы на теле растут не густо и медленно;
  • форма головы — неширокая и невысокая.

Одежда

Национальный костюм манси из-за естественных особенностей климата отличался обязательным наличием теплой верхней одежды. Ее шили из оленьих шкур женщины, в качестве иголки и нитки использовали рыбьи кости и жилы. Из шкур оленей, убитых в летнее время, шили мужские малицы, вывернутые мехом внутрь или легкие женские шубы. Поскольку дамы основное время проводили дома или занимались собирательством, утепленная одежда им была ни к чему.

К зиме олени обрастали густым мехом с невероятно теплым подшерстком, поэтому из животных, убитых зимой, делали дорожную одежду. Она представляла собой глухую по крою длинную парку с вывернутым наружу мехом: она надевалась после малицы. Для повседневного использования шубы делали длиной по колено. Из кожи, снятой с оленьих конечностей, делали варежки и обувь

Нательная одежда мужчин состояла из чулок, в которые заправлялись меховые штаны, и рубахи из крапивы или выменянной у купцов ткани. Летом наряд добавлялся лузанами — разноцветными накидками из сукна с разрезами по бокам, с капюшоном и без рукавов. Охотники использовали похожие лузаны, но без капюшона.

Летняя обувь делалась из кожи без меха и закреплялась вокруг голени с помощью специальных шнурков. Одежда обязательно подпоясывалась кожаными поясами, украшенными цепочками из металла или костей. Они считались талисманами, приносящими удачу, а носить их могли только мужчины. В случае опасности, например, перед ураганом или во время охоты, пояса выбрасывались в озеро или в лес, чтобы задобрить духов природы.

Мужчины носили кольца, которые были сакральными и часто упоминались в фольклоре как помощники для достижения целей или поиска верного пути. Любопытна и их прическа: волосы не стригли, а заплетали в две косы, располагавшиеся по бокам и скреплявшиеся по низу цепочкой.

Женская одежда состояла из длинного платья прямого кроя, поверх которого надевался распашной халат. На голове обязательно носили платок, ходить с непокрытой головой считалось неприличным. Ворот и манжеты украшались бисером, по подолу нательной и верхней одежды пришивались яркие полоски ткани или меха отличающегося оттенка. Интересны орнаменты, среди которых встречались такие узоры, как:

  1. Вариации на тему оленьих рогов
  2. Ромбовидные узоры, вытянутые в полосу
  3. Шишки
  4. Схематичные изображения дома и солнца
  5. Изображения лебедя, гуся, гагары.

Интересно, что вышивка отличалась преобладанием темных, но насыщенных цветов. Среди них черный, коричневый, глубокий зеленый, синий.

Женщины манси

Роль женщины манси заключалась в обустройстве домашнего быта: на ее плечи ложилось все внутри дома. Она должна была разжигать и поддерживать огонь, протапливать дом, готовить еду, шить одежду, присматривать за детьми и домашним скотом. Женщин не допускали на тайные шаманские ритуалы, не разрешали проводить их самим. Так, в каждом доме на задней внешней стене устанавливался оберег. Женщине нельзя было не только к нему прикасаться, но и обходить дом, а также спать в ближайшей к нему части жилища. Во время медвежьего праздника выступать с сакральными обрядами, песнями и танцами могли только мужчины. Мансийкам же приходилось на это время прикрывать лицо, чтобы не смущать духов. Однако, несмотря на это, согласно легенде, именно самка-медведица произвела на свет первого манси, а медведь у большинства родов считался священным животным. По этой причине и по сложившемуся порядку женщин в народности не обижали, а в семьях старались жить мирно. Одними из главных их задач было рождение здорового потомства и сохранение верности мужу. Долгое время бесплодие считалось уважительной причиной для многоженства.

Традиции. Праздники и ритуалы

Интересен весенний праздник, связанный с прилетом серой вороны. Появление этой птицы означало начало рыболовного сезона. Если ворону замечали на макушке дерева, то это был знак «большой воды». Прилет вороны знаменует приход весны, начало нового сезона, а значит, и жизни для коренных жителей. Чтобы задобрить птиц, для них ставят стол с лакомствами. Птицы очень радуются таким щедротам хантов! Не меньших почестей удостаивается хозяин тайги – грозный медведь. После охоты на медведя, ханты, словно просят прощения у убитого животного. Едят медвежатину поздним вечером или ночью, будто провожая душу животного в темное небо. .

Исламские проповедники

Согласно исследованиям российского тюрколога Николая Фёдоровича Катанова попытка исламизации Сибири были предпринята в 1394 году суфийскими проповедниками из братства (тариката), носившего имя Мухаммада Бахауддина Накшбанди аль-Бухари, которых сопровождали 1 700 воинов узбекского хана Шейбана.

Очевидно, что местное языческое население не желало исламизироваться, и результатом проповеди стала грандиозная сеча на Иртыше, во время которой около трёхсот проповедников приняли смерть и были похоронены в различных местах. Однако дорога мусульманам на Урал теперь была открыта, и можно сделать вывод, что сечу с язычниками они все же выиграли.


Вдоль Иртыша стала вестись активная торговля, пошли караваны с товарами, обратно, в Среднюю Азию везли пушнину. С торговцами на Урал стали проникать проповедники, распространяя среди местных народностей почитание Аллаха.

Особое распространение почитание Аллаха получило у сибирских татар, а кроме них ислам приняли некоторые племена хантов и манси. Как правило, новая вера распространялась по рекам, которые использовались как транспортные артерии, и самыми ярыми сторонниками ислама стали племена, живущие по долинам рек Иртыша с его притоков, в долинах рек Тура и Твада.

Это подтверждает Сибирская летопись, написанная в XVII веке тобольским дьяком Саввой Есиповым, который написал, что здешние: «тотаровя… …закон Могаметов держат».

История

Считается, что племена, заложившие основу национальной особенности манси, появились в предгорьях Урала еще за 2-3 тысячи лет до нашей эры. Позднее они перебрались за Уральские горы, где на их развитие значительно повлияли обитавшие здесь иранские народности. Основной памятник тех лет находится на территории современного Пермского края: это знаменитый вишерский Писаный камень. Он представляет собой стену с наскальными рисунками и росписями, сделанными прародителями современных манси.

Первые зафиксированные контакты с аборигенами случились еще в XI столетии, когда до уральских земель доходили новгородцы. Отдельные племена манси в то время входили в состав Кондинского, Сосьвинского, Ляпинского и Пелымского княжества. Обилие природных богатств и желание присвоить новые территории не раз приводили русских в эти края. Сначала из-за их набегов манси покинули предгорья Урала и перешли в южную и среднюю части Западной Сибири. Считается, что именно в этот период к неолитическим уграм присоединились угорские племена из Азии, сформировав знакомую нам сегодня мансийскую народность. В XVI-XVII веках Обь-Иртышские земли были присоединены к Московскому княжеству, после чего началось активное переселение сюда крестьян для освоения новых территорий. В результате одновременно начались притеснения коренных жителей, борьба с ними за территорию и попытка обратить в христианскую веру. Это привело к столкновениям, а затем к уходу аборигенов в холодные северные части региона.

Известные манси

Один из известных представителей народности манси — боксер Руслан Проводников, который сейчас не живет на родине, однако часто делится рассказами о своем происхождении. Удивительно, но знаменитый художник Василий Кандинский также имеет мансийские корни по отцу. Фамилия их рода образовалась от именования известного рода правителей Кондинского княжества.

Малочисленный народ манси продолжает сохранять традиционный уклад жизни, борется за сохранение языка и особенностей культуры. Богатое историческое прошлое, сохранившиеся до сегодняшних дней обычаи и невероятный фольклорный запас оставляют ученым этнографам широкое поле для исследований.

Хантыйские орнаменты и их значение

Узоры для народа ханты – целая система, которая заменяла письменность и сопровождала человека от его первых шагов до смерти. Интересны и хантыйские узоры, и их названия, которые имеют все мотивы. Эти названия говорят, откуда прибыл обладатель, есть ли у него богатство, о масти его оленя, о рукодельнице-жене. Мастерицы с помощью берестяного трафарета вырезали узоры из камуса (шкуры, которую снимали с ноги оленя). Камус подбирали по оттенку и длине ворса. Затем с помощью оленьих сухожилий детали сшивались, а швы отделывались вставками из цветного сукна. Предлагаем вам познакомиться поближе с некоторыми узорами:

  1. «Заячьи ушки». Применяется для украшения детских вещей и связан с плодородием.
  2. «Глухарь». Эта птица считается хранительницей сна ребенка и его здоровья.
  3. «Выводок утят».
  4. «Лапа лисы».
  5. «Малая рябь воды».
  6. «Крыло гуся».
  7. «Заячьи уши».
  8. «След белки».
  9. «Выдра».
  10. «Человек на лошади».
  11. «Кедровая шишка».
  12. «Лягушка».
  13. «Жук».
  14. «Рога оленя».
  15. «Березовая ветвь».
  16. «Медвежий след».
  17. «Цветущий куст».
  18. «Накаты волн».

С ромбом у хантов связаны узоры «жук», «мужика половина», дровяная поленница», «ель», «мышь». К жукам у народов Севера особое отношение, в них они видят своих бабушек и дедушек. Они считают, что после смерти души превращаются в маленьких жучков. Ель считается священным деревом. В самой ели и ее корнях ханты видели соединение верхнего и нижнего миров. С мышью связано уничтожение всех враждебных существ нижнего мира. Как вы уже заметили, названия узорам давались по сходству и подобию с предметом.

Кроме вышеперечисленных символов, на орнаментах можно было увидеть мифического мамонта, соболя, кедр. С оленем связана победа добра над злом, с пчелой – трудолюбие, с крыльями – движение.

Из зверей в узорах встречается змея, ползучая змея, соболь. На тему птиц можно увидеть хвост тетерева, крылья чайки, шею утки. Тему растений представляют шишки, верхушки еловых веточек, обломанные ветки березы. О явлениях природы напоминают накаты волн, рябь воды. Все эти узоры бывают либо линейного, либо розеточного типа.

А теперь представим вам названия орнаментов на языке северного народа:

  • полоска (тун пант);
  • треугольник (пав);
  • ромб (тун пант);
  • крест (перна);
  • волна (зигзаг);
  • хантыйский орнамент «головка» (кит пис пуххопи).

Украшение орнаментами одежды

Северные народы по-своему представляли красоту. По-настоящему красивая женщина должна быть рукодельницей, ведь именно она считается носительницей орнаментальных традиций. С помощью узоров на одежде ханты отражали родоплеменные особенности. На меховых женских шубах орнаменты располагают по краям изделий. На рукавицах часто изображали медвежий след, что предрекало успех будущему охотнику.

На демисезонной женской одежде часто делали узорную аппликацию. Меховую мозаику делали на детских шубках. Хантыйские узоры украшают различные сахи, бурки, платья.

Основным материалом для теплой одежды хантов служили оленьи шкуры. Такая женская шуба называется «сах». У нее впереди находятся завязки, внутренняя подкладка также меховая. Иногда верх может выполняться из яркого прочного сукна. В тех районах, где обитало мало оленей, мастерицы сшивали множество маленьких лапок и шкурок в одно большое полотнище. Такой сах расшивали различными орнаментами по краям.

У женщин хантов было специальное приспособление – тутчан, который передавали от матери к дочери. Это специальная берестяная коробочка для хранения приспособлений для рукоделия. Иголки хранились в специальных игольницах. Женщины работали целый день, не жалели ни глаз, ни рук. Некоторые сложные работы выполнялись годами. Северными узорами украшались платки, косынки, штаны, варежки. Также узоры использовали для аппликаций на мужских рубахах, халатах, подушках, покрывалах для оленей, сумках.

Сегодня фигурные мотивы можно сделать дерева, пластика, картона, кожи. Высочайшая точность нужна для вырубки хантыйского орнамента из фанеры. Это можно использовать для изготовления фоторамок. В учебных заведениях сегодня на уроках труда продумано выполнение поделок для младших школьников с хантыйским орнаментом.


С этим читают