Посуда гжель: происхождение, особенности создания, советы по выбору

Гжель техника росписи

Вся процедура разбивается на отдельные стадии. Этапы росписи гжель – нанесение мазков кистью один за другим, так чтобы цветовой переход четко менял полутона от светлого к темному. Движение производится от центра к краю. Возможен вариант обратного убывания цвета: от темного центра к светлому краю. Контрастные переходы могут чередоваться с постепенной тушевкой. Играют роль следующие нюансы:


  • плотность и ширина наносимого кистью мазка;
  • направление движения ворса;
  • толщина краски на инструменте художника.

Основные стадии освоения техники:

Синюю и белую капли осторожно стягивают друг к другу для получения оттенков. Аккуратными движениями растушевывают полутона

Освоение гжельской росписи включает изучение простого мазка – это перемещение кисти перпендикулярно ворсу. Можно разучить технику рисования волны. Попеременно распределяют усилие нажатием с основания к окончанию инструмента и поворачивают его на 180°. Капли рисуются быстрым убиранием кисти с поверхности изображения, предварительно нажав основанием и поставив точку.

Как сделать трафарет для росписи под гжель?

Создать гжелевый рисунок можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества великолепно смотрятся на разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета понадобится:

  • лист бумаги формата А4;
  • краска гуашь;
  • кисти номерами 1,2,3,6,8;
  • шпатель, палитра;
  • вода.

В качестве примера можно рассмотреть роспись тарелки гжель, изображение птицы:

  1. На палитре шпателем размешать краску.
  2. Кисть №8 окунуть в разведенную гуашь, чтобы одной стороной взять больше красящего вещества.
  3. Прислонив мизинец к листу, сделать серпообразный мазок. Он изображает туловище.
  4. Каплевидной техникой и короткими мазками рисуются бедра и начала крыльев.
  5. Волнообразными движениями формируют хвост.
  6. №3 делать обводку крыльев темным оттенком.
  7. Кистью №1 прорисовывают мелкие детали.
  8. Эскиз переносят с бумаги на предмет.

Гжель на современном рынке

Декоративно-прикладное искусство гжель не потерялось и в дни суровой конкуренции на рынке.

Прошло полстолетия, и в 1972 году из шести крошечных производств, разбросанных по окрестным деревням, силами энтузиастов создается объединение «Гжель». Мастера, не утратившие опыта, придумывали новые виды изделий, приноравливая их к потребностям современников. Что только не выпускает «Гжель»!

Прежде всего, это различные сувениры, статуэтки, штучная посуда и сервизы, вазы и кувшины. Огромным спросом пользуются керамические люстры, камины, часы.

Чтобы подготовить профессионала, в «Гжели» действуют художественная школа, колледж и художественно-промышленный институт. На современном предприятии работают полторы тысячи человек, которые вручную расписывают каждое изделие. Скульпторы, технологи, дизайнеры совместно трудятся над разработкой эскизов, учитывая традиции росписи в стиле гжель и актуальные тенденции.

Развлечения и достопримечательности

Гжель сохранила свой древний колорит, поэтому самые красочные и интересные развлечения здесь — празднования русских праздников. Особенно хороша Гжель зимой, когда для гостей организуют катания на санях.

Завод Гжели

Производство знаменитого фарфора — основа жизни Гжели. Неудивительно, что посещение завода — это обязательный пункт программы любого гостя села. Здесь можно познакомиться с процессом изготовления керамики (ведь каждая вещь Гжели — ручная работа!), узнать разницу между заводским и штучным, мастерским производством, а также попробовать самостоятельно сделать что-нибудь в духе небесно-синего ремесла.

Посещение музея возможно только по предварительной записи. Стоимость экскурсии зависит от ее состава (с мастер-классом или нет) и количества участников, а также цена увеличивается в выходные дни.

«Синь России»

«Синь России» (или Гжельский завод художественной росписи) порадует как взрослых, так и детей. На территории предприятия — пруд с фонтаном и водяной мельницей, зимний сад, стилизованная под русскую избу комната отдыха, бассейн «с живой водой», а также множество животных: горный козел, пони, ослики, павлины, страусы и другие обитатели, с которыми можно пообщаться.

В ходе экскурсии непосредственно по заводу посетители смогут увидеть весь процесс изготовления фарфоровых изделий и принять участие в мастер-классе по гжельской росписи. А в конце всех ждет угощение — чай с баранками из настоящего самовара у русской печи.

«Объединение Гжель»

«Производственные» экскурсии предлагает и расположенная всего в нескольких километрах от Гжели деревня Турыгино. Здесь находится «Объединение Гжель» — один из крупнейших и старейших производителей фарфоровых изделий с гжельской росписью. Посетители могут увидеть весь процесс изготовления поделок: от создания эскиза до украшения почти готовой фигурки. Кроме того, при объединении открыт музей, коллекция которого насчитывает порядка 2000 экспонатов. Проводятся тут и мастер-классы: желающие могут самостоятельно вылепить, расписать фигурку и, конечно, забрать ее с собой.

Посещение «Объединения Гжель» возможно исключительно по предварительной записи.

Святой источник иконы Феодоровской Божией Матери

В народе этот источник называют Кунай-колодец и связывают с ним огромное количество верований, но в первую очередь это место идеально для тех, кто ищет спокойствия и красоты. Кунай-колодец — так же, как и все село Гжель, — сохранил дух древности и чистоты. Здесь оборудована удобная купель для желающих окунуться, хотя людей чаще всего немного.

Добраться сюда можно, обойдя с любой стороны Храм Успения Богородицы, выйдя к реке Гжель. Дальше нужно перейти реку, по тропинке пройти через поле к речке Карповке. Снова перейти речку, пройти мимо одинокого домика, окруженного забором и похожего на сторожку. Далее — по левому берегу реки.

Часть окружающей земли отдали под дачную застройку. Пусть вас не пугают периодически встречающиеся на пути заборы.

Секрет популярности одежды под гжель

Гжель – традиционный русский промысел, многообразие оттенков синего на белом фоне. Нередко этим словом называют и узоры, в основном, цветочные, которые и фигурировали в народной росписи. Представить, что русский узор станет трендом высокой моды, вряд ли кто-то мог, но русский художественный стиль вдохновил не одного дизайнера на уникальную бело-синюю колористику коллекций. Буквально один за другим модные дома Валентино, Шанель, Кристиан Диор и Дольче-энд-Габбана, короли фэшн-индустрии, представляли коллекции, в которых без труда угадывались русские узоры.


Особенно удачно и эффектно «выстрелили» линейки гжельских принтов на одежде Валентино и Джаст Кавалли. Шелк и атлас, выбранные за основу коллекции последнего бренда, подчеркнули утонченность народных узоров и очарование кобальта. А коллекция 2013-2014 от Валентино – это еще и уникальная работа, ведь принт на ткань нанесен не красками, он вышит, благодаря чему кажется, что платье двухслойное, и второй его слой из гипюра.

Valentino

Интересно интерпретировал гжельские узоры бренд Кашарель: узнаваемый синий принт сочетается с эффектом деграде, что придает гжели большую геометричность и организованность. А знаменитый Дом Шанель не остановился на повседневной одежде и выпустил свадебные платья с принтом «под гжель». Джон Гальяно нарядил Джулию Робертс в изящное платье с крупными гжельскими цветами, а российский дизайнер Денис Симачев решил, что начать «погружение в тему» можно с чехлов на смартфон со знаменитыми кобальтовыми узорами.

Джулия Робертс в платье Джона Гальяно

И модными подиумами, люксовой одеждой увлеченность властителей фэшн-мира не ограничилась: масс-маркет стал предлагать свои вариации гжельской тематики.

Этимология

Название Гжель имеет балтийское происхождение, вследствие чего наиболее близкие ему топонимические параллели находятся на западе, в области балтийской гидронимии. Так, в левобережье верхнего Приднепровья находим реку Агжелка, она же Гжелка, Гжолка, Гжелька; в Смоленской области близко к рассматриваемому названию река Гжать (правый приток Вазузы), а название её притока Кзелка сопоставимо с Кжеля, наиболее ранней формой названия села Гжель (чередование ж-з в названиях Верхнего Поднепровья встречается часто). Допускается образование гидронима Гжель из балтийского gud(i)-el- (сравни др.-прусск. ‘кустарник’). Эта основа широко представлена в балтийской гидронимии .

Детская одежда под гжель

Если вы видели коллекции платьев гжель для девочек, наверняка были очарованы их красотой и нежностью создаваемого образа.

Народный костюм

В таком наряде девочка будет, словно героиня русских сказок, потому кокошник полагается. Прекрасный вариант для выступлений и фотосессий, для новогодних утренников и прочих празднеств. Наряды нередко бывают украшены кружевом или тесьмой. Шансов остаться незамеченной в таком костюме, у девочки просто нет.

Детское представление в народных костюмах «под гжель»

Эффектно будет выглядеть гжельский наряд и на юных танцовщицах: для визуализации русского народного танца бело-синие платья действительно очень хороши. А ведь есть даже наряды для маленьких Снегурочек, тоже выполненные в гжельской тематике.

Одежда на каждый день и «на выход»

Шикарные комплекты – джемпер плюс лосины – стали изюминкой многих детских коллекций. И особенность их в том, что гжельские цветки украшают привычную повседневную одежду. Прекрасный выбор для походов в садик, на прогулки, поездок к бабушкам и посещения занятий в кружках.

Если же вы ищите что-то нарядное, то обратите внимание на платья. Если подберете удачный гжельский вариант для девочки, то на выпускном в саду она точно будет выделяться

Маленькая модница восхитит всех таким тонким комплиментом своей русской красоте.

Немало моделей делают сегодня и для дошколят: если нарядить в гжельский сарафанчик и платье годовалую девочку, самые красиво фото со Дня рождения вам обеспечены. Нежные русские узоры очень идут маленьким девочкам, блондинкам и русоволосым прежде всего.

При выборе одежды и для ребенка, и для взрослого, помните, что главное – не переборщить. Платье «под гжель» самодостаточно, и сумочка с теми же узорами уже будет излишеством. К красивой белой юбке в синие цветы не нужны «цветочные» туфли, а к костюму с гжельским узором не подойдут серьги с теми же синими цветами.

Рекомендуем также прочитать, как можно оформить пространство в стиле гжель: «Интерьер кухни в стиле гжель: фото, дизайнерские идеи и советы по оформлению».

В моде и стиле мера – определяющий инструмент и главное приобретение, которому можно научиться.

Удачных образов!

Гжель особенности росписи

Стилистика работ настолько ярко выражена, что она с успехом применяется в интерьере дома, в вышивке и одежде. Характеристики присущие орнаментальной росписи гжель:

  • исключительно ручная работа;
  • неизменно белый фон (исключение – зеркальные работы, где основа темно-синяя);
  • узоры и орнаменты составлены смешением синего и белого цветов;
  • цветовые переходы отличаются резкостью;
  • выдерживание строгой последовательности оттенков;
  • предмет и его декор составляют цельную композицию;
  • элементы позолоты подчеркивают сине-кобальтовый колорит.

Чем выполняется роспись гжели

Основными инструментами и материалами, которые искусство гжель использует в производстве своих творений, являются оксид кобальта, глазурь, шпатели и кисти различного размера и вида. Изначально химический реагент, применяемый в качестве основной краски, имеет черный цвет. Однако, в процессе обжига меняет его на синий. В зависимости от степени концентрации получаются разнообразные оттенки.

Инструментальный состав дополняет стеклянная палитра, где художник смешивает краски, добиваясь нужного колорита. Готовый рисунок покрывается глазурью белого цвета. Далее изделие подвергают обжигу. Молочная глазурь становится прозрачной. Гжельская роспись предусматривает зеркальный прием: по глухому кобальтовому тону наносится композиция рисунка белой краской. Создается 3D эффект морозных белоснежных узоров.

Роспись гжель основные цвета

Традиционно рисунки гжель выполняются только оттенками синего. В этой особенности заключается изумительное мастерство художников: при помощи одного колера показать всю палитру мира. Перечень цветов не очень длинный:

  • фоновый цвет фарфора – белый;
  • разнообразные оттенки от бледно-голубого до насыщенного ярко-синего;
  • темный кобальтовый;
  • белый цвет росписи на синем фоне в приеме зеркальной проекции;
  • золотой или платиновый декор.

Приемы росписи гжели

Применяются сложные способы нанесения краски, так как гжель – это роспись ручной работы кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что применяли раньше. Древние мастера писали сюжеты «с листа». Они придумывали рисунок по ходу росписи, обогащая его новыми компонентами. Сейчас весь сюжет составляется заранее и потом наносится без значительных изменений. Основные приемы подразделяются в зависимости от:

  • направлений наносимых линий;
  • положения кисти при рисовании;
  • длины ворса применяемого инструмента.

Базовая техника росписи состоит из нескольких приемов:

  1. Ситчик. Мелкие детали прорисовываются концом длинного ворса кисти.
  2. Китайский мазок. На широкую кисть берут два оттенка и непрерывно пишут рисунок до уменьшения насыщенности.
  3. Мазок с тенью. В этом случае синий цвет на кисти имеет оттенок гуще, а белый образует узкую полоску. Роспись гжель в этом случае получает «тень».

Элементы гжельской росписи


Народ в своем творчестве отражает сюжеты окружающей действительности. Элементы росписи гжель имеют ярко выраженные сюжеты:

    1. Растительные. Классический стилизованный вид растений с четко прорисованными деталями.

    1. Животные в основном представлены пернатыми.

    1. Орнаментальная стилистика. Узоры наносятся в виде сеток: «капли», «усики», «гребенки», «травинки» и другое. Типично по кромке досок с росписью гжель пускают «шашечки»

    1. Сюжетные композиции. Типичные рисунки из жизни народа: ярмарки, зимние катания на тройках, крестьянские избы, церкви, тематика современности.

Из истории села

Первые поселения на этих землях появились в XIV веки. Известно, что в 1330 году Иван Калита завещал село своему сыну Ивану Красному. Позже этими землями владел Дмитрий Донской, а после него — Василий I. В XVII веке село Гжель вошло в состав Московского уезда.

В XVII столетии в деревне были построены две деревянные церкви. Одна из них действует и по сей день. Называется этот храм церковью Успения Пресвятой Богородицы. Второй давно разрушен. В начале XVIII века в Гжели построили каменный храм по проекту К. В. Гриневского.

С давних пор на Руси были известны залежи белой глины. Само слово «гжель» происходит от глагола «жечь», то есть обжигать глину. Гончарными ремеслами на территории подмосковных сел Раменского района занимались издавна. Первые упоминания об этом виде народного творчества встречаются в документах XIV века, затем в духовных грамотах московских князей и, наконец, в завещании самого Ивана Грозного.

В XVII веке царь Алексей Михайлович издал указ, согласно которому на гжельские земли следовало привести особую глину. Материал тогда использовался исключительно для изготовления аптекарских сосудов. В те времена этот промысел еще мало общего имел с искусством.

О гжельской глине писал в одном из своих трудов и Михаил Ломоносов. Об этом материале русский ученый сказал так: «Нигде не видал я ничего превосходнее». Стоит сказать, что 400 лет назад создание различных кухонных предметов, статуэток и даже картин из фарфора для жителей тех мест, где была обнаружены залежи глины, стало необходимостью. Для земледелия эти места не годились. На глине ничего не росло, а потому и пришлось местным жителям осваивать премудрости гончарного дела.

Керамический промысел приобрел огромное значение в XIX столетии. Сегодня здесь расположен завод, где и производят фарфоровую посуду. Называется главное предприятия Гжели «Синь России». В селе сегодня проживает всего тысяча человек. Расстояние от Москвы до Гжели – 43 км.

На территории села протекает река Гжелка, впадающая в Москву-реку. Помимо вышеназванного завода, здесь нет достопримечательностей. Слишком мало село Гжель. Из Москвы сюда, однако, нередко приезжают туристы. Процесс изготовления посуды довольно интересен. Об экскурсии в Гжель рассказано ниже.

Литература

  • Гжельская керамика // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1957. — Т. II. — Стб. 206—207 — 567 с.
  • Гжель // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гамелкин С. В., Капитин М. Г. Гжель и гжельцы: На родине русского фарфора. — М.: Московский рабочий, 1969. — 128,  с. — 10 000 экз.
  • Логинов В. М. Новь древней Гжели / Предисл. В. К. Успенского. — М.: Московский рабочий, 1986. — 112,  с. — 30 000 экз.
  • Коржавина И. Л. О промысле Гжели.
  • Поспелов Е. М. Топонимический словарь Московской области. — М.: Профиздат, 2000.
  • Исследования краеведческого сайта «Речицкий Народ».
  • Гжельские истории в записках коллекционера. Часть 1. Начала». — М.: Репроцентр М, 2004. — 356 с. с илл. на www.gzhel-info.ru
  • Ломоносов М. В. О слоях земных. — 1763.

История гжельской росписи

Живопись «гжельская роспись» по глиняным изделиям имеет богатейшую историю. Более 700 лет назад появился этот знаменитый вид творчества. Земли в окрестностях богаты залежами белой глины. На них плохо было выращивать хлеб, зато они давали хорошее сырье для производства керамики. Доказанный исторический факт говорит о том, что поселившиеся тут люди начали ремесленниками еще в 11 веке.

Об этом творчестве упоминает московский царь Калита в завещании, изданном в 1328 году. Затем сам Иван Грозный говорит об этих великолепных рисунках в своих грамотах. Развитие промысел получил в 17 веке, когда глиняная утварь стала поставляться в столицу. Тогда это были в основном изделия для аптекарского дела и разного рода мелкие поделки. Постепенно мастера освоили выпуск кухонной посуды. В 19 веке было налажено производство полуфаянса, а к концу столетия народный промысел гжель стал изготавливать фарфор и тонкий фаянс.

Технологические секреты мастерства

В начале XIX ст. многоцветные изображения на гжельских изделиях сменяются знакомой нам сине-белой гаммой. Оказалось, что только кобальтовая краска при обжиге так плотно соединяется с глазурью, что изделие сохраняет цветовую насыщенность надолго.

Теперь процесс производства выглядит так:

  1. Мастера изготавливают будущие изделия сначала из гипса. Эти модели служат формой для отливки керамики.
  2. В форму заливается полужидкая смесь каолина, шпата полевого и кварца, сушится, обрабатывается.
  3. Застывшая фарфоровая масса обжигается начерно при температуре 900 градусов.
  4. Изделия погружают в раствор фуксина, чтобы оттенок розового показал, есть ли трещинки и погрешности на керамической поверхности.
  5. Вновь обжиг, при этом розовый оттенок исчезает.
  6. Художник расписывает почти черной краской – окисью кобальта.
  7. Керамику глазируют и делают окончательный обжиг. Вот тогда из-под глазури проступают знаменитые сине-белые гжельские узоры.

Искусство гжели ценится высоко, поэтому каждый художник ставит на керамике свою подпись.

Едешь в Гжель — будь готов удивляться и восхищаться

В последнем десятилетии ХХ века в Гжели появилось Научно-производственное объединение по возрождению традиций гжельского фарфора. И название оно получило звучное – «Синь России».

Объединение технически обновило производство, сохранив технологию и традиции, воспитало новую плеяду мастеров. Открыло доступ желающим ознакомиться с технологическим процессом изготовления расширенного ассортимента продукции. Создало творческую мастерскую, где разрабатывается новый дизайн формы и росписи изделий. Открыло специализированные магазины по всей стране, где можно купить и сувениры, и ценные изделия ручной работы.

Сама территория предприятия располагает к восприятию красоты и истории: цветы, зелень, фонтаны, военные орудия прошлых дней и, даже, тачанка с пулемётом, небольшой зверинец, где детей и взрослых порадует общение с оленями и ламами, индюками и яками, там же они могут узнать, кто такие мини-пиги — в зверинце их целое семейство.

Экскурсии


Село, название которого давно стало одним из символов русского промыслового творчества, сохранило древний облик. В этом можно убедиться, съездив на экскурсию в Гжель. Сегодня здесь стоят небольшие домики, над ними возвышаются скромные церквушки.

Другие села, имеющие отношение к производству кухонной утвари, — Глебово, Трошково, Фенино, Речица, Турыгино, Ново-Харитоново. Добраться до этих легендарных мест несложно. Но лучше это сделать в рамках экскурсии по Гжели. Из столицы на дорогу уйдет примерно полтора часа. В пути гид расскажет интересные факты из истории народного промысла. Стоимость экскурсии по селу Гжель Раменского района зависит от туроператора, продолжительности, количества человек в группе.

Самостоятельно добраться до деревни, где расположен фарфоровый завод, можно на электричке, которая идет от Казанского вокзала. Время в пути – 2 часа 20 минут. Стоимость билета — примерно 150 рублей. До Гжельского фарфорового завода также идут автобусы от станции метро «Котельники».

Во время экскурсии по можно узнать много интересных нюансов о творческом процессе мастеров. А именно:

  • как изготовить фарфоровую массу;
  • как правильно высушить и обжечь изделия;
  • почему необходимо два или даже три обжига;
  • что представляет собой процесс глазуровки.

Во время экскурсии по главной и единственной достопримечательности Гжели можно не только увидеть своими глазами рождение фарфорового чуда, но и сделать кое-что своими руками. Обжигать и формовать, конечно, никто не позволит. Однако для экскурсантов организовывают интересные мастер-классы по росписи. Проводятся они под руководством опытного мастера. Экскурсия продолжается два часа.

В завершение можно посетить склад и фирменный магазин, где в продаже более тысячи изделий по заводским ценам.

Есть еще одна экскурсия в Гжель, которая предполагает посещение не только этого села, но и соседнего, в котором располагается один из старейших заводов по производству фарфоровых изделий. Деревня называется Турыгино. Предприятие, которое находится на его территории, – «Объединение Гжель». Посетители могут стать свидетелями творческого процесса – от создания наброска до росписи. На территории фабрики действует музей, в котором собрано около двух тысяч экспонатов. Здесь также проводятся мастер-классы.

История промысла

Что такое гжель? Это вид русской народной росписи, узнаваемый далеко за пределами России. Слово gzhel знают не только искусствоведы и художники. Если попросить иностранца создать инициативный ряд к слову «русский, Россия», то без традиционной хохломы и гжели точно не обойдется. Гжелью называют обширный район под Москвой, объединяющий 27 деревень. Их принято называть «Гжельским кустом». Территориально он находится в 60 км от Москвы по ж/д линии Москва-Муром-Казань. Сейчас это Раменский район Московской области, ранее же территория относилась к Богородскому и Бронницкому уездам.

Гончарное ремесло развивалось здесь издавна, а с середины 17 столетия в Гжели добывали ценные сорта глины. Тогда природный материал использовали для аптекарских нужд, а есть быть точнее – «для алхимической посуды». До середины 18 века в Гжели делали обычные для той поры изделия – посуду, кирпич, гончарные трубы, изразцы, а еще детские игрушки. Но на экваторе столетия Гжель стала самым мощным в России центром по производству майолики. Даже Михайло Ломоносов писал об уникальной белизне гжельской глины.

Затем в этой местности наладили производство полуфаянса, фаянса, вследствие чего был основан фарфоровый завод. Во второй четверти 19 века искусство гжели достигло пика. Описание лучших произведений, выполненных в этой техники, относится к этому периоду. А далее случился спад, обусловленный промышленным реформированием в России, и длительное затишье. Только после Великой Отечественной, благодаря мастерам-подвижникам, гжель, как народная роспись, была реанимирована.

Подробнее об истории Гжели в нашей статье: История Гжели: от возникновения промысла до сегодняшнего дня

На каких предметах чаще всего используется изображение розы?

Агашка украшает самые разные гжельские творения – подносы, чайники, чашки, фруктовницы, салатники, вазы. Тарелки и блюда, безусловно, тоже не могут обойтись без культового гжельского элемента. Изящно смотрится роза в центре блюда, используемого в качестве подставки для яиц, которая является изысканным украшением пасхального стола.

Сервиз, украшенный гжельскими розами

Красивым будет и кувшин с розой, и стилизованная под гжель деревянная разделочная доска. А еще пышная роза может стать украшением «нарядной» супницы или высокой вазы для цветов. Если вы собираетесь перейти к керамике, оттачивайте рисование – гжель не потерпит неуверенных мазков.

Научиться рисовать простые узоры можно, воспользовавшись рекомендациями из нашей статьи: «Особенности гжельской росписи и мастер-класс по рисованию узоров».

Потому опыт в поэтапном рисовании гжельской росписи на акварельной бумаге обязателен и для детей, и для взрослых. А уже потом можно переносить желанный узор на декорируемую поверхность.

Удачных начинаний!

Как появилась Гжель на земле Русской

На востоке Московской области, там, где когда-то между речками Гжелка и Дорка из-за болотистости земель и мрачности лесов главным занятием селян стало « ковырять» землю, обнаружили залежи глин: красной, жёлтой и белой.

Красная — годилась лишь на изготовление кирпичей, гончарных труб и печных изразцов. Из жёлтой — лепили горшки и квасники, свистелки и игрушки для детей. И так было до 14 века, когда в грамоте царской прописали волю его о пожаловании земель этих царевичу.

Царская волость — вот, что такое первоначально Гжель. До 30 деревень занятых керамическим производством для себя и на вывоз. Кустарное производство и мелкие заводики дали начало Гжели как центру керамического, а впоследствии — фарфорового производства.


С этим читают