Как называется кавказская шапка из овчины

Все дело в шляпе

18:50, 09 июня 2012

 Мужские головные уборы на Северном Кавказе, как я уже писала раньше, очень красноречивы – они не только показатели социального статуса и материального  достатка, но и послание людям о самих себе. Почти что зашифрованный в материальном предмете текст. В период социальных изменений – войн и революций – мода на мужские головные уборы изменяется по своим собственным законам; с одной стороны, стиль «милитари», и так характерный для облика кавказских мужчин, получает свое дальнейшее развитие, с другой стороны, появляются новые «гибридные» формы традиционных вещей.


В период Отечественной войны и пребывания балкарцев, карачаевцев, ингушей и чеченцев в Средней Азии в связи с депортациями на Северном Кавказе распространяется гибридная форма меховой шапки. С одной стороны – похожа на папаху, с другой – шапка-ушанка. Такая меховая шапка, действительно, была похожа на папаху, расширялась сверху, но при «виде сверху» обнаруживались уши, как у шапки-ушанки, которые никогда ни при каких условиях не опускали вниз.

Шапки – ушанки в Карачае и Балкарии были известны и ранее, в конце ХIХ в. Для этого типа шапок (для верха) использовали тщательно отделанную и окрашенную кожу. Проникали они в Карачай и Балкарию через дагестанцев и отчасти жителей казачьих станиц. Кстати, дагестанские мастера скоро стали монополистами шапочного ремесла. Перед Октябрьской революцией в Карачае и Балкарии начали носить ушанки фабричного изготовления, которые по престижности ценились ниже, а выше всех ценились изделия дагестанских мастеров. Понятие «дагестанская шапка-ушанка» стало синонимом изделия класса люкс.  В Дагестане лучшими мастерами- шапочниками считались лакцы и даргинцы, которые являлись и основными поставщиками среднеазиатского каракуля в Дагестан и в другие районы Кавказа, в том числе в Карачай и Балкарию.

Шапки-ушанки в 1970-1980-е гг. стали шить из меха норки, и это считалось особым шиком, на взрослых людях такие шапки выглядели солидно, а на молодых – немного смешно.

Традиционная для Кавказа войлочная шляпа сохранила свои позиции в 1920-х гг. и в селах, и в городах.  Войлочная шапка оказалась  консервативной как по форме, так и по технике изготовления и употребляемому сырью на протяжении длительного времени.

Балкарцы, голодающие на Манежной площади в 2011 году.. Фото с сайта http://infox.ru

Нарядные белые войлочные шляпы в предвоенные годы носили вместе с городским костюмом европейского типа. В период расцвета СССР шляпы такого типа носили на курортах, но обычно такие шляпы предпочитали старики.

Особенным спросом пользовались карачаевские и балкарские войлочные шляпы, они  изготовлялись широко и на рынок.

Войлочные шляпы с широкими полями в Карачае и Балкарии могли надевать и женщины во время сельскохозяйственных работ, чтобы уберечься от солнечных лучей. Но специально для женщин войлочных шляп не делали, они просто временно пользовались мужскими, их в каждой семье было предостаточно, поскольку для каждого мужчины в семье каждый год  готовили по нескольку шляп. 

Что касается головных уборов «некавказского типа», то они  проникали в быт медленно и с трудом. Горцы сразу признали фуражки военного типа. К кепкам, появившимся в конце 1930-х гг., отношение было настороженным и не лишено иронии – они назывались «блинчик». Однако советская и партийная номенклатура быстро адаптировала кепки, которые назывались «ленинки» — это кепки со сдвинутой назад тульей, как носил Ленин. Позже кепку стали носить обычным способом – с тульей, сдвинутой на козырек. Однако кепка считалась простым и дешевым головным убором.

Кепка-аэродром стала частью образа кавказца в 1950-1980-е гг.

Есть версия, что мода на кепки на Кавказе испытала влияние сицилийской моды и темы «крутых сицилийских парней».

В 1950-60-е гг. наступает период шляп. Фетровые, капроновые, соломенные шляпы быстро стали атрибутом мужского костюма, а фетровые шляпы  удерживают свои позиции у старшего поколения до сих пор. Во многих учреждениях на Кавказе мужчины обязательно держат на работе шляпу на случай, если внезапно нужно поехать на похороны.

Фетровая шляпа товарища Саахова из «Кавказской пленницы» не выдумка режиссера, а реальность времени..

В 1950-1950-е гг.  уже шьют громадные кепки, намного шире головы. Шутник-кавказец в кепке-аэродроме, щедрый, любвеобильный, веселый стал расхожим символом, шагнувшим из грузинского кинематографа в анекдоты и реальную жизнь.  

Грузинский женский национальный костюм

Разнообразие традиционных нарядов объединяло одно: схожие черты. В мужском костюме преобладает строгость, в женском — грация и элегантность.

Девушки из богатых семей носили картули (длинное платье) из атласа и шёлка. В основном они были красного, зелёного, белого и синего цвета. Что касается катиби (верхняя одежда), то она шилась исключительно из бархата, снизу имелась ватная либо меховая подкладка.

Распространённый головной убор — лечаки — состоял из вуали из белого тюля и ободка. Поверх надевалась багдади (тёмная косынка), которая скрывала лицо грузинки. Замужние женщины также надевали лечаки, но один конец обязательно должен был покрывать их шею.

Туфли у богатых девушек были особой модели. У них отсутствовал задник, в основном они были на каблуке и с загнутыми носами. Грузинки низших сословий не могли позволить себе такой роскоши и носили кожаные лапти.

Посоветуйся с папахой

Папаха – это национальный головной убор, который был широко распространён у народов Кавказа, а также казаков в Средней Азии.

Именно про этот головной убор жителями гор придуманы поговорки вроде «Папаха – не для тепла, а для чести», «Если не с кем посоветоваться — посоветуйся с папахой» и т. д

Эта шапка для горцев всегда имела, и имеет по сей день, подчёркнутую важность. Широкое распространение среди нардов Кавказа папаха получила в конце XIX – начале ХХ веков

У знатного человека в арсенале должно было иметься несколько разных папах

Их тщательно берегли от разных вредителей, и осторожно за ними ухаживали. Каждый зрелый кавказский мужчина имел в своем гардеробе минимум три папахи – одну для повседневного пользования, вторую – для свадеб, третью – для траурных мероприятий

Козья длинношерстная папаха Цена 3500 р. Папаха козья черная Цена 2200 р. Папаха овечья кремовая Цена 2500 р.

Особенности и характерные черты

В грузинском национальном костюме отражается характер, сословная принадлежность и этнические нормы представителей этого народа. Одежда была разной в зависимости от климата, социального статуса, особенностей быта. Различались также повседневные и праздничные наряды, детские, женские и мужские.


Основные черты национального костюма грузин появились еще в IX веке. Тогда его отличала скромность и строгость. Он подчеркивал особенности характера представителей народа, их гордость, силу и стойкость духа. Изначально такие особенности в одежде проявились на Южном Кавказе. Там стали носить особый наряд, который назвали «чоха». Это универсальный предмет гардероба мужчин и женщин, который надевали везде. Сначала традиционная одежда была изысканной, но постепенно становилась более строгой, закрытой. Удлинялись рукава, использовалось меньше украшений. Строгость и простота кроя делали костюмы удобными. Только на свадьбу старались надевать более нарядную одежду.

Для богатых костюмы шили из дорогих материалов – шелка, атласа, бархата, меха. В качестве отделки использовали золотую нить и жемчуг. Украшениями на одежде служили вышивка, галуны, пуговицы, перевитые шнуры, нашивки, накладные карманы. Обязательным для мужчин и женщин был пояс. Одежда простых людей была из более дешевых материалов – сукна, сатина, льна или холста.

Черный и белый – это традиционные цвета грузинских костюмов. Они использовались в любом сословии, для праздников, в обычной жизни. Для отделки применялся бордовый или серый. Для богатых людей делали одежду синего, зеленого или красного цвета. Женщины в праздничные дни могли использовать более яркие расцветки.

Мужской

Мужской грузинский костюм был многослойным. Особенно делался акцент на широких плечах мужчины. Состояла одежда из нескольких элементов:

  1. Нижняя рубаха перанга обычно была белого цвета.
  2. Надевались двое штанов. Нижние – шендиши, а верхние – шарвали. Они были свободными.
  3. Обязательным элементом костюма была чоха (черкеска). Традиционно она была черного, серого или бурого цвета. Праздничные чохи могли быть белыми или синими. Подпоясывались они кожаным ремнем, на котором крепился кинжал. Длина чохи – ниже колен.
  4. Дворяне на праздники носили куладжу. Это подобие короткого платья из бархата, которое надевают поверх одежды.
  5. К традиционной одежде относились короткие архалуки – это сорочка со стоячим воротником.
  6. Особенностью кабы был разрезной рукав. Он открывал руку от плеча до локтя, а у запястья сужался, закрывая пальцы.
  7. Зимой теплая одежда делалась из меха. Мужчины носили шубу, куртку или плащ без рукавов из сукна падиби.

Женский

Женский национальный костюм отличается нежностью и красочностью. Он призван подчеркивать красоту фигуры, поэтому создавался с облегающим лифом и четко выраженной талией. Обязательным элементом был длинный широкий пояс, украшенный традиционным орнаментом. Женская одежда была многослойной, что не лишало ее элегантности.

Традиционный грузинский костюм для женщин имел несколько обязательных элементов:

  1. Верхняя одежда называлась катиби. Она шилась из бархата или шерсти, имела меховую подкладку или простегивалась ватой. Рукава были разрезными, а на талии была элегантная застежка.
  2. Длинные платья назывались картули, их носили все женщины. С помощью шнуровки их делали сильно облегающими. Спереди был глубокий вырез, который закрывался вставкой контрастного цвета. Лиф платья украшали тесьмой, жемчугом, расшивали бисером или золотой нитью.
  3. Под платье обязательно надевалась нательная одежда: сорочка перанги и штаны.
  4. Голову и лицо женщины прикрывали косынкой багдади или тюлевой вуалью лечаки.

Отличался немного от традиционного аджарский костюм. Женщины этой народности носили шаровары и длинную рубаху красного или синего цвета. Поверх надевали яркое платье простого кроя и шерстяной передник. Лицо обязательно прикрывала чадра.

Детский

Традиционно народные костюмы для детей были похожи на взрослые, но делали их более простыми, без обилия украшений и декоративных элементов. Дети более подвижные, активные, поэтому одежда у них была короче и не такой многослойной. Кроме того, допускались более яркие расцветки.

Девочки ходили в традиционных платьях, но без роскоши. Вышивка и украшения делались своими руками, уже с 5 лет они занимались рукоделием. До 13 лет юбки могли быть короткими, до середины голени, а рукава открывали запястья. У мальчиков одежда повторяла мужской костюм, но тоже без обилия украшений. Чоху для удобства делали выше колен.

Женский грузинский костюм

Грузинки, носившие традиционные костюмы своего народа, выглядели довольно нарядно даже в повседневной жизни. Платье под названием картули хоть и скрывало ноги женщин, но имело довольно облегающий в верхней части фасон. Корсетная часть платья была украшена различными декоративными элементами. Это могла быть тесьма или вышивка бисером и камнями.

В дополнение к платью женский наряд обязательно предполагал наличие пояса. Он мог быть шелковым или бархатным. Пояс тоже украшали при помощи декоративной оригинальной вышивки или жемчуга и повязывали так, чтобы вся его прелесть ниспадала вдоль женского силуэта и была на видном месте.

Верхняя одежда грузинок имеет название катиби. Ее обычно шили из бархатных и шелковых тканей яркой расцветки, в качестве утеплителя использовали натуральные меха или вату, подкладку такой одежды делали шелковой.

В качестве головного убора женщины использовали тонкую вуаль под названием лечаки. Ткань на голове фиксировалась при помощи шелкового валика копи, набитого ватой, а также ободка чихты из картона, обтянутого бархатной тканью. Поверх всего этого сооружения надевали чадру, которую позже заменили на косынку под названием багдади.

В качестве обуви женщины из простых семей носили ботинки из жесткой кожи, которые назывались каламани. Для женщин из дворянских семей существовали туфли из бархата на каблуках и без задников. Носы таких туфель под названием коши были загнуты вверх.

В качестве украшений были широко распространены изделия из натуральных камней, таких как коралл и янтарь. Прически женщин состояли из переплетения кос и локонов, которые прикрывали височную часть.

Папаха в современности

Кто же покупает такие шапки и для кого кавказские мастера шьют головные уборы, каждый из которых является эксклюзивным?

  • Прежде всего, это актёры национальных песенных и танцевальных коллективов.
  • Мужчины из горских селений, до сих пор поддерживающие традиции предков, тоже покупают и носят папахи.
  • Генералы и полковники российской армии продолжают носить папахи из разных видов каракуля.

Некоторые известные кавказцы тоже занимаются популяризацией национального головного убора.

  • Махмуд Эсамбаев, танцовщик, солист Большого театра, Народный артист СССР, до конца своих дней не снимал каракулевую трухменку, находясь в ней даже на заседаниях Верховного Совета. Исключение делал только для театральных постановок.
  • Хабиб Нурмагомедов, российский борец, который является действующим чемпионом UFC, много лет подряд на публичных мероприятиях показывается в папахе. Даже на ринг он поднимается в национальном головном уборе, пренебрегая просьбами спортивных корпораций о рекламе их продукции. Хабиб гордо отвечает, что перед боем будет носить шапку своих предков. После одной из его громких побед в октябре 2016 года спрос на них поднялся в 16 раз.

Модные женские шапки из песца, чернобурки или другого меха с высокой тульей и плоским круглым дном называются кубанки, что является вариантом трухменки и скроено по её подобию. Кубанка также время от времени появляется и в мужском гардеробе. Одно из модных поветрий – светлая каракулевая шапка. Вязальщицы имитируют фасон плотной фактурной вязкой.

Мужчины и женщины смотрятся в папахах очень интересно и современно. Эта шапка на все времена – придавая рост и формируя гордую осанку, она всегда будет оставаться в моде.

Костюмы разных стран всегда связаны с историей и легендами. Они несут в себе богатство традиций и память о давно ушедших в небытие временах. Грузинский национальный костюм не ограничивается определенными критериями. Ведь в разных регионах Грузии есть свои особенности и нюансы, применяемые к одежде. Есть повседневные и праздничные, женские, мужские и детские наряды.

Особенности и характерные черты


В грузинском национальном костюме отражается характер, сословная принадлежность и этнические нормы представителей этого народа. Одежда была разной в зависимости от климата, социального статуса, особенностей быта. Различались также повседневные и праздничные наряды, детские, женские и мужские.

Основные черты национального костюма грузин появились еще в IX веке. Тогда его отличала скромность и строгость. Он подчеркивал особенности характера представителей народа, их гордость, силу и стойкость духа. Изначально такие особенности в одежде проявились на Южном Кавказе. Там стали носить особый наряд, который назвали «чоха». Это универсальный предмет гардероба мужчин и женщин, который надевали везде. Сначала традиционная одежда была изысканной, но постепенно становилась более строгой, закрытой. Удлинялись рукава, использовалось меньше украшений. Строгость и простота кроя делали костюмы удобными. Только на свадьбу старались надевать более нарядную одежду.

Для богатых костюмы шили из дорогих материалов – шелка, атласа, бархата, меха. В качестве отделки использовали золотую нить и жемчуг. Украшениями на одежде служили вышивка, галуны, пуговицы, перевитые шнуры, нашивки, накладные карманы. Обязательным для мужчин и женщин был пояс. Одежда простых людей была из более дешевых материалов – сукна, сатина, льна или холста.

Черный и белый – это традиционные цвета грузинских костюмов. Они использовались в любом сословии, для праздников, в обычной жизни. Для отделки применялся бордовый или серый. Для богатых людей делали одежду синего, зеленого или красного цвета. Женщины в праздничные дни могли использовать более яркие расцветки.

Мужской

Мужской грузинский костюм был многослойным. Особенно делался акцент на широких плечах мужчины. Состояла одежда из нескольких элементов:

  1. Нижняя рубаха перанга обычно была белого цвета.
  2. Надевались двое штанов. Нижние – шендиши, а верхние – шарвали. Они были свободными.
  3. Обязательным элементом костюма была чоха (черкеска). Традиционно она была черного, серого или бурого цвета. Праздничные чохи могли быть белыми или синими. Подпоясывались они кожаным ремнем, на котором крепился кинжал. Длина чохи – ниже колен.
  4. Дворяне на праздники носили куладжу. Это подобие короткого платья из бархата, которое надевают поверх одежды.
  5. К традиционной одежде относились короткие архалуки – это сорочка со стоячим воротником.
  6. Особенностью кабы был разрезной рукав. Он открывал руку от плеча до локтя, а у запястья сужался, закрывая пальцы.
  7. Зимой теплая одежда делалась из меха. Мужчины носили шубу, куртку или плащ без рукавов из сукна падиби.

Женский

Женский национальный костюм отличается нежностью и красочностью. Он призван подчеркивать красоту фигуры, поэтому создавался с облегающим лифом и четко выраженной талией. Обязательным элементом был длинный широкий пояс, украшенный традиционным орнаментом. Женская одежда была многослойной, что не лишало ее элегантности.

Традиционный грузинский костюм для женщин имел несколько обязательных элементов:

  1. Верхняя одежда называлась катиби. Она шилась из бархата или шерсти, имела меховую подкладку или простегивалась ватой. Рукава были разрезными, а на талии была элегантная застежка.
  2. Длинные платья назывались картули, их носили все женщины. С помощью шнуровки их делали сильно облегающими. Спереди был глубокий вырез, который закрывался вставкой контрастного цвета. Лиф платья украшали тесьмой, жемчугом, расшивали бисером или золотой нитью.
  3. Под платье обязательно надевалась нательная одежда: сорочка перанги и штаны.
  4. Голову и лицо женщины прикрывали косынкой багдади или тюлевой вуалью лечаки.

Отличался немного от традиционного аджарский костюм. Женщины этой народности носили шаровары и длинную рубаху красного или синего цвета. Поверх надевали яркое платье простого кроя и шерстяной передник. Лицо обязательно прикрывала чадра.

Детский

Традиционно народные костюмы для детей были похожи на взрослые, но делали их более простыми, без обилия украшений и декоративных элементов. Дети более подвижные, активные, поэтому одежда у них была короче и не такой многослойной. Кроме того, допускались более яркие расцветки.

Девочки ходили в традиционных платьях, но без роскоши. Вышивка и украшения делались своими руками, уже с 5 лет они занимались рукоделием. До 13 лет юбки могли быть короткими, до середины голени, а рукава открывали запястья. У мальчиков одежда повторяла мужской костюм, но тоже без обилия украшений. Чоху для удобства делали выше колен.

Свадебные наряды

Женский национальный свадебный наряд

  • свадебная чоха женского покроя из атласа, муара или шелка;
  • белый головной убор в полном сборе. Сегодня вполне заменяем диадемой или шапочкой из бархата;
  • с XX века невесту на свадьбу уже не покрывают белым или красным покрывалом до пят, но наличие фаты обязательно;
  • особый дар со смыслом – длинная нательная рубаха без рукавов для купания, халат и обувь коши;
  • шею или тавхурву невесты должно дополнять дорогое украшение. Самым популярным камнем был и остается жемчуг;
  • еще один непременный атрибут платья невесты – узкий серебряный пояс, который молодая жена в день свадьбы сменит на пояс замужней женщины – сарткели;

по традиции, свадебное платье должно быть с лифом, обильно украшенным шелком, золотом, серебром и бисером со шнуровкой на талии, независимо от семейного достатка.

Мужской национальный свадебный костюм

  • новая белая, черная, светло-серая, кремовая, бордовая или бежевая чоха;
  • к свадебной чохе полагался новый ахалухи из гладкой блестящей ткани, но эту деталь одежды, как и штаны, жених «добывал» сам;
  • помимо чохи, невеста дарила жениху богато расшитый собственными руками башлык;
  • бурку и папаху приобретали родственники жениха ему в подарок;
  • отец невесты преподносил будущему зятю узкий кожаный пояс для кинжала и пр. оружия. Само оружие не дарилось никогда, да и сам жених приходил на свадьбу безоружный;
  • на ноги жених надевал щеголеватые высокие сапоги на каблуке – по Тифлисской моде.

Головные уборы

Головной убор является обязательной составляющей грузинского костюма. Самая известная мужская шапка – это папаха. Она делалась из овчины или каракуля. Часто в ней прятали драгоценности. Папаха была тяжелой, что не позволяло мужчине наклонять голову. Ее нельзя было снимать, а особенно позорным было потерять.

В зависимости от сословия и местности, существовали и другие головные уборы:

  1. Наиболее распространенными были куди – небольшие шапочки-тюбетейки, которые украшали национальным орнаментом.
  2. Хеврусимская шапка вяжется из шерсти, а украшается традиционными узорами.
  3. Сванский головной убор изготавливается из войлока. Он защищает не только от холода, но и от солнца. Его украшали тесьмой.
  4. Кахетинская грузинская шапка называется кахури. Она черного или белого цвета, а делается из шерсти.
  5. Папанаки – это круглая или прямоугольная шапочка из войлока, украшенная вышивкой и тесьмой.

Кроме того, в холодное время года мужчины носили кабалахи. Это головной убор в виде конуса. Его делают из шерсти, на конце украшают кистью. У калабахи длинные свисающие концы, закрывающие шею. Разновидностью ее является башлык – капюшон.

У женщин тоже были разные головные уборы. До начала XX века было принято также закрывать лицо. Самая легкая шапочка для девушек – чихтикопи. Это небольшой ободок, украшенный бисером и вышивкой. На него надевалась вуаль – лечаки. Такой многослойный головной убор назывался тавхурва. Иногда вуаль крепили простым ободком, а сверху повязывали косынку багдади. Она почти полностью закрывала лицо. Кроме того, при выходе на улицу женщина должна была накинуть большое покрывало, которое закрывало все ее тело.

Коротко о главном

От других костюмов грузинский отличает особое франтовство. Национальная женская одежда представляла собой приталенное длинное платье, где лиф был украшен тесёмкой и камнями. Немало внимания уделяли поясу. Роскошный атрибут шили из бархата и украшали вышивкой либо жемчугом.

На мужчинах была хлопковая (ситцевая) рубаха, нижние и верхние штаны. Поверх надевали архалук или чоху, которые выгодно подчёркивали статную фигуру и широкие плечи грузина.

Рассмотрим более подробно вопрос о том, как называется грузинская одежда, головные уборы и национальные атрибуты традиционного костюма.

Женщины

Грузинский женский костюм отличается особой женственностью и грациозностью, уникальными деталями. Грузинские платья длинные, нарочито подчеркивающие талию, руками мастериц были отделаны золотистой тесьмой, бисером, жемчугом, вышивкой. Лиф плотно облегал. А неизменный атрибут – пояс выполнялся из бархата или шелка, концы вышивались золотом и легкими лентами ниспадали по всей длине юбки.

На фото древних времен в Тбилиси радужных расцветок не рассмотришь. Но на самом деле они были разными. От скромных и вполне классических белого и черного, до ярких – синего, зеленого, желтого, красного. Верхняя одежда грузинских женщин – катиби шилась из шелка или бархата. А подкладку из войлока утепляли стеганой ватой или мехом.

Папаха как элемент военной формы одежды [ править | править код ]

В русской армии прообразом папахи являлась меховая шапка, которую с 1817 года носили военнослужащие некоторых частей на Кавказе и Средней Азии. Однако официально в качестве зимнего головного убора, да и то только в казачьих войсках, папаха была установлена лишь в 1855 году. В Русской армии применялись следующие папахи как головные уборы, на 1910 год:

  1. папаха белая курпея — для чиновСвиты, числящихся в казачьих войсках (приказы по Военному ведомству 1881 года, № 204 и 1882 года, № 90);
  2. папаха конвоя Его Величества (приказ по Военному ведомству 1898 года, № 36);
  3. папаха казачьего образца — для казачьих степных войск (приказы по Военному ведомству 1892 года, № 305 и 1909 года, № 518); у Уральского, Забайкальского, Амурского и Уссурийского войск — с длинным мехом;
  4. папаха кавказская — для кавказских войск, Дагестанского конного полка и Осетинского конного дивизиона (приказ по Военному ведомству 1882 года, № 121);
  5. папаха Туркменского конного дивизиона (приказ по Военному ведомству 1895 года № 318);
  6. папаха Сибирских войск (приказ по Военному ведомству 1910 года, № 626).

В 1913 году папаха была введена для всего личного состава сухопутных войск Вооружённых сил. Папаха царской армии с нашитой спереди красной лентой была головным убором и у революционных солдат. Несмотря на введение приказами РВСР от 16 января (№ 116) и 8 апреля (№ 628) 1919 года нового зимнего головного убора — Матерчатого шлема («Будёновка»), красноармейцы периода Гражданской войны использовали как папахи образца 1910 года, так и иные папахи, традиционно носившиеся народами Кавказа и Средней Азии. Приказ РВСР от 31 января 1922 года № 322 установил ношение военнослужащими Красной армии исключительно суконного зимнего шлема .

23 апреля 1936 года, НКО СССР приказом № 67 объявил о введении для личного состава терских, кубанских и донских казачьих частей особого выходного (парадного) обмундирования с папахой, при этом кавказские казаки получили «осетинскую» папаху, названную в приказе «кубанкой», донские — традиционную .

10 июля 1940 года форменная одежда и знаки различия генералов и Маршалов Советского Союза были приведены в постановлении СНК № 1221, а 25 октября приказом НКО СССР № 373 вводилось «Положение о форме одежды генералов Красной Армии», которым, как и маршалам, папаха утверждалась в качестве зимнего головного убора. 26 января 1943 года приказом НКО СССР № 40 папаха специального образца в качестве зимнего головного убора была введена и для полковников всех родов войск, заменив шапку-ушанку .

В феврале 1992 года папаха снова была отменена приказом главнокомандующего Вооружёнными силами СНГ № 50 «О временных изменениях военной формы одежды на период с 1992 по 1995 годы», согласно которому маршалы, генералы и полковники стали носить шапки-ушанки из каракуля серого цвета (для полковников — из цигейки) .

Как головной убор генералов и полковников Вооруженных Сил Российской Федерации папаха была введена Указом Президента Российской Федерации от 08.05.2005 г. № 531 .

В ВМФ для адмиралов (генералов) и капитанов первого ранга (полковников) вместо папахи установлен специальный головной убор (меховая шапка с козырьком) из чёрного каракуля.


У народов Кавказа есть поговорка: «Если тебе не с кем посоветоваться, советуйся с папахой». Почему головному убору придаётся такое большое значение, и чем он является в жизни горского мужчины, мы расскажем в этой статье.

Обувь

Каламани – комфортные, кожаные, но довольно простые лапти, для небогатых девушек. В них было удобно даже танцевать. Они отличались прочностью, их надевали с толстыми носками из войлока. Более богатые женщины в Тбилиси носили на ногах остроносые туфли с загнутыми носками и без задников коши.

Сапоги из мягкой кожи, украшенные драгоценностями подходили и для мужчин. Каблук – неизменный атрибут зажиточного рода.

Грузинский стиль сочетает в себе строгую эстетику и достоинство. Отличительные черты: практичность, изящество, лаконичность. Традиционное одеяние многослойное, состоит из отдельных элементов, имеющих особое предназначение и всегда выполнено со вкусом. Некоторые части наряда изначально кажутся незаметными.

Но остановив на них взор становится понятно, что в каждую деталь туалета вложено немало труда и смысла. Особо приятно, что в городах и деревнях в последнее время все чаще обращаются к народным традициям и воссоздают фольклорные костюмы для особых торжеств и памятных фото.

Мужчины

Любой человек, даже не имеющий понятия о культуре Грузии и Кавказа ассоциирует этот народ с черкеской, еще она носит название грузинская чоха. В классических нарядах черного цвета часто выступают участники народных грузинских ансамблей. Танец непревзойденно демонстрирует всю красоту и княжеское величие убранства.

Воротник в основном отсутствует. Но некоторые модели могут быть с аккуратной стойкой. Тбилисские князья украшали чоху вышитым фамильным гербом и могли в них даже танцевать.

На кожаном поясе верхней одежды обязательно должен быть булат для кинжала или сабли и серебряные украшения. Женщины также могут иметь в гардеробе такое одеяние как чоха. Даже сегодня в нее облачаются на свадьбу или для официальных мероприятий.

Еще одна разновидность верхней одежды, для которой использовали бархат и украшали мехом называется куладжа. Ее надевали представители знатных родов для особых случаев. С ней гармонично сочеталась папаха на голову. В холода грузины одевали шубу, вышитую золотом либо серебром ее называют пабади или курка.

Грузинский мужской национальный костюм представляет собой ансамбль из нескольких элементов. На верхнюю часть тела мужчины руками надевали нижнюю рубаху из ситца, холста. Далее – нижние и верхние штаны (шарвали), которые обычно шились из сукна. Часто вся одежда отшивалась из прочных материалов, что позволяло носить ее годами. А она на протяжении долгого срока эксплуатации не теряла свой внешний вид и практичность.

Сверху одеваются архалук, а затем уже черкеска или другое верхнее платье. Грузинские дворяне носили шелковую кабу. Отличительной чертой которой является украшение черным шнурком из шелка. Из него же делались пуговицы на манжеты и грудь.

Когда девочке исполнялось семь лет, у нее уже должен был быть грузинский костюм для девочки. Он походил на женский наряд, украшался орнаментом и вышивками. Но без чрезмерной пышности. С учетом активной подвижности детей, платье приобретает укороченную длину, что делает его удобнее. Рукава открывают ладони. Выполнялось оно в красочных цветах, чем более целомудренные платья для взрослых.

Головные уборы

Самый известный головной убор Кавказа – это папаха – объемная шапка из шерсти каракуля или овчины. Придает образу мужчины гордость и честь, никогда не позволит опустить головы. Ее положено было снимать лишь в отдельных случаях. Ни в коем случае не позволялось терять ее. Говорили, что если потерять папаху, значит вместе с головой. В них часто носили драгоценности и золото.

В Грузии костюмы и аксессуары в разных краях носят отличные от других. Головной убор имеет разное предназначение, орнамент, форму, цвет. Самые распространенные из них:

  • Хевсурская шапка. Вяжется из полушерстяной пряжи. Украшается вышивкой с крестами.
  • Сванская шапка. Делается из войлока и обшивается тесьмой. Зимой греет, а летом защищает от палящего солнца.
  • Кабалахи. Особый мегрельский головной убор. Он выполняется в форме конуса из тонкой шерсти с длинными концами, которые прикрывают шею. Отличается кистью на капюшоне.
  • Папанаки. Носят имеретинцы. Войлочная шапка может быть круглой или четырехугольной формы. Декорируется тесьмой или вышивкой.
  • Кахури. Кахетинская шапка из шерсти белого либо черного цвета.
  • Чихтикопи. Женская шапочка-ободок расшивалась бисером и украшалась фатой или вуалью. Из-под легкой материи обязательно должны быть видны косы.

Вуаль называется лечаки. Специальным ободком копи она крепилась на голове, а поверх одеваются темные косынки багдади либо чадри, которые прикрывали лицо, оставляя открытыми лишь глаза.

Узкий низ брюк и широкий верх способствовал спокойному и уверенному ходу. На рубаху надевали однотонную с штанами жилетку, а потом чоху. В финале подпоясывались кушаком. Надевали шапочку из овчины или другого материала, соответствующую народному стилю.

Женщины наряжались в длинную, почти в пол красную или синюю рубаху и шаровары. Сверху надевалось оранжевое ситцевое платье. Которое при грациозных движениях распахивалось. А спереди завязывался передник из шерсти. Голова украшалась ситцевым платком, угол которого прикрывал шею. Начиная с двенадцати лет девочка надевала белую чадру, что прикрывала лицо.

Особенности кроя и декора грузинского костюма

  • чтобы чоха подчеркивала достоинства фигуры, кроили ее из цельного полотна, сильно скашивая бочок к спинке;
  • спинка была полностью отрезная, чтобы под шов заложить мягкие широкие складки, не стесняющие широту шага;
  • воротник в классической чохе отсутствует, иногда добавляется «намек» на него в виде маленькой, аккуратной стойки;
  • перед кроился так, чтобы на груди чоха не сходилась, дабы был виден строгий, застегнутый на все пуговички архалук с высоким воротом;
  • рукав чохи – разрезной, чтобы не мешать свободным стремлениям руки в бою. Его можно откинуть за спину, а при надобности – застегнуть или завязать на запястье.

Описание характерных черт

Цветовая гамма

Для национальной одежды грузин характерными являются 6 цветов чохи.

Черный цвет в одежде являлся прерогативой знатных людей. Состоятельные люди носили одежду черного цвета не только в повседневной жизни, но также предпочитали ее и для торжественных мероприятий.

Особенности кроя и декора

Вне зависимости от пола и социальной принадлежности грузинский костюм выглядит довольно строго, но в то же время шикарно. Ткани выбирались довольно прочные и долговечные. Состоятельные люди могли позволить себе шелковые и бархатные костюмы. Украшением для таких роскошных нарядов для теплого времени года могло стать кружево, в холодные месяцы – благородные меха.

Особой роскошью отличался во все времена свадебный наряд невесты. Хотя внешне он был схож с повседневным женским костюмом, свадебный наряд всегда шился только из белой ткани. Важным компонентом был драгоценный декор одежды для невесты.

Свадебные наряды расшивали золотой или серебряной нитью, а также украшали различными аппликациями. Вне зависимости от финансового положения семьи, наряд невесты должен был выглядеть богато.

На голову невесты надевали национальный бархатный головной убор с легким платком, которым невеста прикрывала лицо.


С этим читают