Процесс и способы изготовления гравюры на картоне

Содержание

Техника рисования гравюры для детей своими руками


Сегодня, мне захотелось посвятить мастер класс для детей, интересной и одной из самых древних техник рисования. Речь идет о гравюре, которая может стать открытием великого мира изобразительного искусства как для вас так и для вашего ребенка.

Творческая жилка всегда присутствовала в людях и вызывала желание оставить свой след на различных поверхностях, что послужило началом создания интересных и необычных техник рисования. Ведь что может быть проще процарапывания рисунка на камне, глиняной табличке или дереве? Если же заполнить бороздки краской, получится яркий рисунок, который сохранится довольно долго. Так зародилась одна  из древнейших техник рисования — гравюра. Пришла она из ювелирного дела, все инструменты и техники используются ювелирами, по сей день. Она очень многогранна и включает в себя множество различных техник исполнения. Это и линогравюра, и гравюра по металлу, на картоне, ксилография и литография. Появление техники гравировки, послужило толчком для создания печатных станков.

Множество великих художников уделяли гравюре огромное внимание и создавали удивительные и прекрасные шедевры. Одним из ярчайших мастеров был Альбрехт Дюрер

Как сделать гравюру

Создание гравюры своими руками, как бы это не показалось странным, дело довольно простое. Детские рисунки легко можно разнообразить предложив ребенку технику гравюры или ее имитацию – граттаж, процарапывание в покрытой цветной краской или воском пластины рисунка.

Эти занятия гравюрой в домашних условиях отлично развлекут малышей, поспособствуют развитию любви к прекрасному. И будут первыми шагами в искусстве. Работа в этой технике способствует развитию у ребенка мелкой моторики, усидчивости и аккуратности.

Создавать картины в этой технике могут даже маленькие детки. Для малышей можно упростить процесс и им понадобится помощь взрослых. Для этой технике нам понадобится:

— тонкие пластины пенопласта или пенополистирола; — палочка для процарапывания рисунка, штихель или обычная шариковая ручка. — ножницы; — цветная бумага; — краски;

— резиновый валик для прокатки работы.

Ребенок может нарисовать рисунок на пластине пенополистирола шариковой ручкой, посильнее нажимая на нее.

Получится рисунок, контуры которого продавлены в материал.

Вырежем город и положим его на поднос, чтобы не запачкать краской все вокруг.

При помощи валика нанесем краску на пластину.

Наложим ее на лист цветной бумаги и крепко прижмем.

Аккуратно сняв пластину с бумаги, мы увидим получившуюся гравюру.

Получившуюся картинку можно поместить в рамку и украсить ею интерьер. Это упрощенная, но очень интересная технология.


Для детского творчества существуют в продаже пластины с уже нанесенным рисунком для гравировки, специальные краски для печати и даже станки — валики для прокатки гравюр. Если ребенок увлечется, необходимые материалы легко приобрести.

И не забываем, что есть еще много способов самовыражения в технике гравюра, например снимать оттиски с природных объектов: листьев; перьев птиц; или как в дной из наших статей снять отпечаток с среза дерева.

Благодарю за интересную идею Estéfi.

Ещё много мастер-классов по рукоделию:

  • Модели персонажей «Черепашек-нинзя» из бумаги
  • Маскарадные маски МСТИТЕЛЕЙ
  • Куклы из бумаги с одеждой, много шаблонов
  • Поделки из картона и рулонов туалетной бумаги для детей – самолетик
  • Бумажная кукла с одеждой
  • Детские поделки из бумаги – шаблоны птиц
  • Декор стеклянной банки в стиле Lego
  • Домик из газетных трубочек
  • Идея для детского творчества – pop up открытки домики
  • Объемные аппликации рыбок из цветной бумаги

Цветная гравюра для детского творчества своими руками

Сегодня в специализированных магазинах можно найти массу разнообразных наборов для детского творчества: развивающие, обучающие, просто развлекательные

Такие товары-игрушки привлекают внимание детей, но ведь куда интересней создавать нечто подобное вместе с родителями, тем самым познавая все секреты творческого процесса

И на самом деле, очень многие детские творческие наборы не представляют собой ничего сложного, чего бы нельзя было воспроизвести самостоятельно в домашних условиях. К примеру, знакомые многим гравюры можно сделать своими руками всего за каких-нибудь полчаса. Как? Давайте узнаем.

Для создания цветной гравюры понадобятся:

  • белый картон (не глянцевый);
  • восковые карандаши разных цветов (также можно использовать масляную пастель);
  • гуашь черного цвета (можно взять и другой темный цвет);
  • жидкое мыло;
  • кисточка;
  • апельсиновая палочка (или другой тонкий и острый предмет для гравировки).

Шаг 1. Создаем цветную основу-фон

Большинство гравюр, которые продаются в магазинах, сделаны с одноцветным фоном (золотистым или серебристым), а деткам будет интересней видеть картинку в разных цветах. Для этого разрисовываем одну сторону белого матового картона в произвольном порядке разноцветными восковыми мелками — чем насыщенней и контрастней цвета, тем эффектней они буду выглядеть при гравировке. Примечание: вместо восковых карандашей можно использовать обычные или фломастеры, но их нужно будет дополнительно зарисовать сверху парафиновой свечой, и лишь тогда приступать к следующему этапу.

Шаг 2. Делаем промежуточный слой гравюры

Чтобы сделать некий «защитный» невидимый слой, который не позволит стирать цветной фон при гравировки, понадобится жидкое мыло. Его нужно равномерно нанести на фоновую мозаику. Примечание: «втирать» мыло в пастель следует более аккуратно, потому что цвет может «размазываться», то есть переноситься на участок бумаги другого цвета.

Шаг 3. Наносим финишный слой для процарапывания

После того, как мыло впиталось в цветной фон картона, необходимо плотно закрасить его черной густой гуашью. Даже если в некоторых местах краска будет расходиться от воска, необходимо повторять закрашивание, пока фон не перестанет проступать. Закрасить можно, как весь лист, так и его часть.

Ждем, когда гуашь подсохнет, и наша гравюра готова. (хотя правильней будет сказать граттаж, который является лишь одной из разновидностей гравюры). Теперь можно брать в руки тонкий заостренный предмет (например, апельсиновую палочку, спицу, пустой стержень от ручки и т.д.) и приступать к процарапыванию нового шедевра.

На таком «полотне» детки могут создавать свои собственные картинки, которые будут проступать разноцветным контуром, или взрослый может нарисовать простым карандашом поверх гуаши рисунок, а ребенок будет его процарапывать. Это интересное занятие придется по душе как самым маленьким детишкам, так и младшим школьникам. Кстати, по такому же принципу можно разрисовать/процарапать яйца к Пасхе.

Веселого Вам творчества вместе с детками!

Искусство гравюры в Японии

Страна Восходящего Солнца, известная своими художественными традициями, не осталась в стороне. Японская гравюра — это целый пласт культуры страны, часть ее национального изобразительного искусства. История появления первых оттисков «укиё-э» уходит корнями в 17 век. Тогда японская гравюра печаталась в черно-белом цвете. В начале 18 века художники внедрили цветную печать, и «укиё-э» преобразилась.

Гравюры в Японии стоили недорого и пользовались устойчивым спросом. На них изображались сцены из жизни простого народа. Это в первую очередь прекрасные гейши (это была главная тема), затем шли борцы сумо, и на третьем месте находились известные актеры театра кабуки. Спустя какое-то время вошла в моду пейзажная гравюра.

Что нужно для изготовления гравюры в домашних условиях

  • Черная гуашь (можно использовать любую, но в классическом варианте гравюра – в черных или коричневых тонах)
  • Кисть
  • Обычная свеча (можно заменить парафином, но мне кажется, что обычную свечу найти проще)
  • Фоновое изображение

В качестве фона я использовала картинку из использованной книжки с наклейками про Лунтика. Дочь обожает наклейки, после того, как наклейки наклеены и книжка прочитана – она больше не используется, поэтому дома у нас скопилось несколько коробок таких книжек. Конечно, выкинуть жалко, да и периодически я оттуда что-нибудь вырезаю. Например, осьминожика для штуки на холодильник для изучения дней недели.

Вырезаем фон нужного размера.

Натираем его обычной свечой – тщательно промазывая каждый сантиметр.

Я пробовала сначала такой .

Потом такой.

Свечка должна ложиться ровным слоем, без кусков. Поэтому цветная синяя меня больше устроила. Синий краситель свечи никак не повлиял на оттенок фонового рисунка.

Вот что получилось.

Теперь берем обычную гуашь.


И, не разбавляя гуашь водой, наносим ровным слоем на фон.

Воды не должно быть совсем, иначе, когда гравюра высохнет, черный слой не будет равномерно счищаться и останется вязким.

Когда прокрасили – отправляем сушиться на несколько часов.

Когда гуашь засохла – можно приступать к рисованию. Т.к. у меня в этом случае использован был конкретный рисунок и гравюра предназначалась для ребенка, то можно обойтись без узора и счистить необходимую поверхность.

Счищать засохшую гуашь можно ребром монетки. А для ребенка я бы все-таки рекомендовала пластиковое перо, например, такое.

Или можно использовать ручку с непишущим стержнем или же просто корпус от ручки, чтобы ребенок формировать привычку правильно держать ручку и карандаш – очень пригодится в школе.

Шаг второй – нанесение воска

Подготовив основу, надо нанести на нее воск. Сделать это также можно различными способами.

Вариант первый – втереть в основу восковую свечу.

Вариант второй – натереть свечу на терке в некую емкость и поставить ее на водяную баню. После того как воск расплавится, нанести воск на подготовленный картон с помощью небольшой кисточки.

Вариант третий – зажечь чайную свечу (это маленькая свеча-таблетка) и набирать воск на кисть прямо из свечи, перенося его на картон.

Если вы предварительно нанесли на основу восковые мелки, шаг с воском нужно пропустить. Правда, если нанесение мелками показалось вам неравномерным, это можно исправить как раз на данном этапе. Попробуйте чуть улучшить ситуацию при помощи растворителя (например, возьмите скипидар).

Именно за счет использования таких материалов граттаж прекрасно подходит для детского развития. Но профессиональные мастера вместо воска применяют мел, специальную глину, яичный желток. Но эти материалы все же для тех, кто давно знает, что такое техника рисования граттаж, в детском саду использование таких основ нецелесообразно.

Особенности черно-белых линогравюр

Выделим особенности создания черно-белой гравюры:

  • Используется хорошо высушенный, гладкий и достаточно толстый (от 2,5 мм) линолеум. Большую ценность для художников представляет материал из старых квартир. Для небольших гравюр его заменяют пластиком ПВХ.
  • Черной тушью на материал наносят рисунок. Толстые линии прорисовываются пером, тонкие — кистью. Иногда художник просто отпечатывает готовый рисунок на линолеум.
  • Для вырезки фактуры используется пунктирная манера.
  • Изображение вырезается по приемам обрезной ксилографии.
  • Отпечаток — использование специального станка или притирка кисточкой.

Разновидности гравюры

В зависимости от характера нанесения рисунка выделяют следующие виды данного искусства.

Выпуклые. Гравюра, выполненная в основном на дереве. Вплоть до конца XVIII века для изготовления таких гравюр использовались плоские отполированные доски продольного распила. Выбранная доска загрунтовывалась, поверх грунтовки с помощью пера наносился рисунок. Линии с обеих сторон отрезались, а дерево между ними выбивалось при помощи долота на глубину до пяти миллиметров. В результате получались выпуклости, на которые при помощи специального валика наносилась краска. Аналогичными качествами обладали:

  1. Рельефная гравюра. Позволяла сделать всего оттиск.
  2. Торцовая ксилография. Позволяла сделать до 1500 оттисков.
  3. Линография. Можно было изготовить до 500 оттисков.

Углубленные. Вид гравюры, получающийся механическим либо химическим способом. В заранее подготовленной пластине из меди, латуни, цинка или железа делается рисунок, состоящий из углубленных комбинаций линий и точек.

В полученные углубления при помощи валика наносится краска, сверху пластина покрывается мокрой бумагой и прокатывается между валиками печатного станка. Разновидностью углубленных гравюр являются:

  • резцовая гравюра;
  • офорт;
  • гравюра сухой иглой;
  • мягкий лак;
  • пунктирная гравюра;
  • акватинта;
  • меццо-тинто;
  • лавис.

Плоские. Вид гравюры, получающийся при использовании техники литографии. В качестве материала для изготовления данного вида гравюры используется особая порода известняка. Известняковая пластина сглаживается, полируется либо, наоборот, оттачивается до появления шероховатой поверхности.

На подготовленную пластину при помощи специального карандаша наносится литографская тушь. Готовый рисунок покрывается кислотой и гуммиарабиком. Подобное травление делает места, покрытые рисунком, восприимчивыми к краске. При этом свободное от рисунка пространство начинает отталкивать краску.

Готовая доска покрывается краской, после чего с нее можно делать любой оттиск.

Цветные. Техника получения цветных гравюр описана выше. На сегодняшний день цветной вид гравюры можно встретить повсеместно, хотя техника их изготовления практически не изменилась.

Гравюра как вид искусства была популярна в Советском Союзе. Гравирование использовалось для изготовления агитационных плакатов и листовок. Современные художники редко когда практикуют изготовления гравюр, поэтому техника эта вновь используется для изготовления печатной продукции.


Общая технология

Выполнение процессов гравировки предполагает множество видов техник. Основные способы это ручная и механическая, последняя подразделяется на категории оборонной и штриховой.

  1. Объемный рисунок возможно получить путем применения оборонной гравировки, более глубокая обработка подразумевает трехмерную гравировку.
  2. При выполнении поверхностных действий применяется штриховая техника. Процесс производится в несколько шагов, наносятся линии контура обработки, штриховыми движениями снимается часть металла с поверхности.

Самостоятельное выполнение резцовой гравировки выполняется штихелем. Специальный инструмент возможно приобрести в художественных магазинах. Принадлежности для ручного процесса подразделяются на типы:

  • Мессер — штихель необходим для изготовления тонких линий.
  • Гравировка, предусматривающая параллельные линии делается реп-штихелем.

Инструменты для гравировки по металлу невозможно использовать без качественной заточки штихеля. Для качественной работы нужно обточить инструмент мелкозернистым точильным камнем, после чего протереть кожаной тканью.

При работах мелкими предметами, понадобится специальная подушка. Изготовить данный инструмент можно своими руками, материал одинаковых размеров соединяется нитью по краям. Необходимо оставить промежуточное место для наполнения сыпучим материалом или песком. Заготовка выворачивается наизнанку, в образованное отверстие высыпается песок, после чего вся остальная часть подушки зашивается строчкой.

Использование инструмента потребует аккуратного отношения и предварительных навыков. Нужно использовать инструмент как обычную ручку при письме, большим пальцем рабочей руки придерживают инструмент сбоку.

Нанести рисунок на металл возможно путем лазерной гравировки. Уникальное изделие может использоваться в виде подарка или подписи фурнитуры. Изменение дизайна, надписи на металлических изделиях, доступны такой технологией, как лазерная гравировка.

Мягкий лак

Эта техника представляет собой разновидность офорта, получаемого мягким кислотоупорным лак (его еще называют срывным). Такой лак создают добавлением в него жира.

В начале работы гравер покрывает металлическую пластину мягким лаком и осторожно крепит на нее зернистую бумагу. На бумаге твердым карандашом создается рисунок, что заставляет лак прилипать в местах полученного изображения

Но из-за входящего в состав жира при съеме с пластины бумажного листа эти прилипшие к бумаге частички лака легко отстают от металла (срываются). После этого выполняют традиционное для офорта травление, затем смывают лак, полученную форму заливают краской и делают отпечатки.

Основные признаки техники мягкого лака:

  • изображение сохраняет фактуру бумаги, с помощью которой его создавали;
  • при рассмотрении изображения легко заметить частично соединенные друг с другом точки разных форм.

Д. Кастилльоне. Портрет мужчины в берете. Мягкий лак. 1664 г.

Сухая игла

Гравировка сухой иглой называется так потому, что она проходит без покрытия поверхности пластины лаком и без травления (техники с химическим способом гравировки представлены ниже).

Для этой технологии используют иглы разного размера, шабер и гладилку. Вначале металлическую пластину готовят к работе: шлифуют, полируют, обрабатывают кромку и углы. Затем на пластину наносят желаемый рисунок с помощью графитного карандаша или тонкой иглы и приступают к процессу самой гравировки.

Нанесение изображения с помощью иглы.

Характер конечного изображения зависит от типа выбранной иглы и степени нажима на инструмент. Если мастер нажимает на иглу слабо, тогда получается линия с чистыми краями, при сильном нажиме края линий становятся рваными с выемками и поднимающимися вверх заусенцами (барбами). Во время печати краска заполняет эти выемки и скапливается у барб, за счет чего изображение получается очень насыщенным и бархатистым.

Характер линии при большом нажиме на иглу.

Отличить гравюру сухой иглой можно по таким признакам:

  • линии имеют острые концы (часто и в виде крючков);
  • на штрихах могут встречаться бархатистые наплывы краски, если барбы не стирались из-за многочисленных оттисков или не убирались принудительно;
  • преобладают угловатые и спрямленные линии.

С. Масловский. Портрет жены художника. Сухая игла. 1905 г.

Необходимые инструменты

Данная техника требует, чтобы были подготовлены определенные материалы:

  • надфили (можно заменить шилом, иглой);
  • картон, который может быть любой фактуры и толщины. Для более профессиональной печати картон должен быть не меньше двух миллиметров;
  • картон или бумага для оттиска, подойдет чертежная;
  • резиновый валик или шпатель. В самом крайнем случае можно заменить кистью со щетиной;
  • калька;
  • копировальная бумага;
  • оргстекло;
  • тушь (не обязательно);
  • масляная или акриловая краска, для детского творчества подойдет гуашь.

Гравюра на картоне

Иглы должны быть остро наточены, т. к. от этого зависит эффективность их использования и аккуратность проводимых линий.

Карандашная манера

В этой технике гравирования применяется химический или механический способы гравирования (реже оба). Свое название карандашная манера получила за то, что отпечатанное изображение напоминает карандашный рисунок.

При химическом гравировании полированную металлическую пластину обрабатывают твердым кислотоупорным лаком, а затем наносят рисунки рулеткой (могут применяться и иные инструменты). Она представляет собой зубчатое колесо с насечками, вращающееся на металлическом стержне. Когда рулетка прокатывается по лакированной пластине, в ней остаются небольшие углубления. После этого освобождённые от лака участки пластины вытравляются в кислоте.

Гравировальная рулетка для работы в карандашной манере.

При механическом гравировании на полированной пластине вокруг вдавленных рулеткой точек образовываются заусенцы (бугорки). При печати краской заполняются не только углубления, но и заусенцы, за счет чего гравюра становится мягкой.

Основные признаки гравировки карандашной манерой:

  • если гравировку делали с помощью рулетки, то на отпечатанном изображении видны повторяющиеся цепочки точек (группируются в виде штрихов и могут быть круглыми, овальными, напоминать запятые);
  • в случае химической карандашной манеры штрих получается чистым, в нем точки имеют четкую границу и отстоят друг от друга на равные промежутки.

Л. Бонне. Портрет Екатерины II. Карандашная манера. 1765 г.

Офорт

Название этой техники произошло от французского слова eau-forte, что переводится как крепкая водка (в старину так называли азотную кислоту). Именно азотная кислота изначально являлась основным веществом для создания офорта.

При этой технологии металлическую пластину покрывают лаком, устойчивым к кислоте. Затем наносится рисунок и процарапывается иглами. После этого мастер погружает пластину в емкость с кислотой, что приводит к вытравлению незакрытого лаком рисунка. После промывки и высушивания процедуру несколько раз повторяют, добиваясь более глубокого травления на отдельных участках. На последней стадии защитный лак снимают керосином. Получившуюся печатную форму заполняют краской.

Травление подготовленного рисунка в кислоте.

Основные признаки гравировки техникой офорта:

  • линии свободны и одинаковы по толщине на всем протяжении, имеют немного рваные края;
  • точки всегда круглые или овальные;
  • штрихи имеют притупленные концы;
  • могут присутствовать точки и иные дефекты из-за повреждения лака кислотой (если мастер не убрал их).

А. Дюрер. Гравюра «Пейзаж с пушкой». Офорт на меди. 1518 г.

И. Шишкин. Гравюра «Лес». Офорт. Около 1890 г.

Процесс и способы изготовления гравюры на картоне

  1. Рисование эскиза. Этот этап выполняется на обычной бумаге и включает в себя создание композиции, компоновку. При продумывании эскиза нужно учитывать, что создание изображения происходит за счет вырезания на картоне определенных участков. Поэтому, чтобы избежать разрывов рабочей поверхности картона, выполнять рисунок стоит пятном или простыми штрихами, но не перекрестными.
  2. После разработки эскиза рисунок переносится на кальку.
  3. Эскиз на бумаге разбивается на тени и свет. Свето-теневую разбивку проводят тушью или фломастером. Это поможет не запутаться при работе с картоном. Если гравюра предполагается цветной, желательно выполнить цветовое решение. При этом надо учитывать, что процарапываемые на картоне детали будут светлыми.
  4. С кальки эскиз переносится на картон. Это делается двумя способами:
    • В первом случае рисунок на кальке рисуется очень мягким карандашом. Тогда для переноса его на картон достаточно будет просто положить кальку рисунком к картону и пригладить поверхность ложкой. Или же обвести не пишущей ручкой по просвечивающимся линиям. Но тогда есть вероятность, что не все линии пропечатаются, да и сам рисунок отобразится в зеркальной проекции.
    • Во втором случае можно просто перевести рисунок через копировальную бумагу. Этот способ удобнее, а изображение можно сделать «смотрящим» как вправо, так и влево.
  1. На получившемся на картоне изображении надо при помощи инструментов вырезать пробельные элементы. Процарапывать картон следует аккуратно, т. к. любой огрех будет заметен на готовой работе. Для лучшего сцепления с пигментом картон можно загрунтовать. В этом случае наносить рисунок можно горячей иглой для выжигания. Плюс грунта еще и в том, что он сохраняет штамп более долговечным и позволяет сделать рисунок четче.
  2. Помимо процарапывания, можно клеить на картон аппликацию. Особенно интересно будет смотреться результат использования настоящих веток, травинок, листьев. Техника аппликации хороша не только как вспомогательная, но и как самостоятельная.
  3. После того как подготовительный этап окончен, можно переходить к заливке пигментом. Независимо от того, предполагается конечное изображение монохромным или цветным, техника здесь одна: на оргстекло наливается небольшое количество нужного пигмента, равномерно распределяется на валик и переносится на картон. Переносить нужно слоем 0,1–0,5 мм, равномерно распределяя пигмент по работе.
  1. Если используется акрил или гуашь, то перед отпечатыванием краску, если она подсохла, нужно смочить. Высохший цвет не даст никакого эффекта.
  2. Далее происходит печать. Для этого в классической графике используется офортный станок. В домашних условиях он заменяется столовой ложкой без каких-либо надписей и узоров. Для отпечатывания на прокрашенный картон накладывается чистый лист плотной бумаги или картона бо́льшего размера. Для надежности его можно закрепить скрепками. Для создания рисунка лист приглаживается ложкой по направлению от центра к краям. Делать это нужно внимательно, не пропуская участков.
  3. Качество получаемого изображения проверяется при отгибании угла листа. После проглаживания всей поверхности лист надо аккуратно, не смазывая краску, отделить от картона.
  4. Дать изображению высохнуть.

Получившийся оттиск должен быть хорошего качества, без потеков краски, без дефектов. Прокраска должна быть равномерной, а изображение хорошо читаемым. В случае если есть какие-то огрехи, не стоит отчаиваться. Можно постараться исправить ситуацию, внеся исправления в наработку на картоне. А также можно менять цветовое решение, получая несколько вариантов изображения.

Учтите! Если нужно поменять цвет изображения, а картон был покрыт масляной краской, то предыдущий цветной слой нужно максимально удалить сухой салфеткой, т. к. даже тонкий слой масла может сохнуть до полугода.

Этапы выполнения гравюры на картоне

Техника гравюры

Искусство живописи не предполагает никаких технических средств, кроме набора художественных кистей, палитры и мольберта. Другое дело — гравюры, которые требуют многоступенчатой технической подготовки, с множеством пробных попыток. Но тогда зачем это нужно? Не проще ли нарисовать одну картину и не тратить время и силы на ее многократное копирование. Тем более что подлинное изобразительное искусство не терпит повторений. Однако здесь этот принцип не работает. Эффект гравюры заключается в ее необычности, структура рисунка завораживает.

Графические изображения, полученные методом печати, называются «эстамп». Однако эстамп — это оттиск с любого оригинала, а гравюра — это отпечаток с гравированной доски. Что такое гравюры с точки зрения технологии изготовления? Несложные манипуляции, в ходе которых необходимо прижать лист бумаги к доске, на которую была предварительно нанесена краска. Затем этот лист аккуратно отделяется от доски — и гравюра готова.

Литография

Литография (др.-греч. λίθος — камень и γράφω — рисовать) — это техника травления рисунка на камне, относящаяся к плоской печати. Для создания изображения подбирают особые сорта камня (обычно известняка), способного отталкивать краску после легкого травления кислотой.

Оттиск с камня в процессе литографии.

В процессе работы гравер готовит каменную пластину (полирует ее или, напротив, делает шероховатой). После этого на нее наносят рисунок с помощью жирного литографского средства (карандаша или туши). После слабого травления пластины кислотой протравленные участки отталкивают краску. Участки жирным карандашом, напротив, легко притягивают краску.

На следующем этапе исходное изображение смывают, а на влажный камень наносят краску с олифой, удерживающуюся на непротравленных участках. После этого выполняют печать под давлением на бумаге с помощью литографского станка.

Раньше литографию выполняли на камнях, но сегодня используют в основном металлические пластины.

Основные признаки литографического оттиска:

  • отсутствие натиска во всех деталях изображения, краска ровно распределена по всей поверхности листа;
  • литография на гладком камне схожа с обычными рисунками кистью или пером, но не имеет характерных для них скоплений краски;
  • в литография на корнованном (шероховатом) камне видны состоящие из разнородных точек штрихи.

Ф. Терзаги. «Москва. Вид на Кремль». Литография. 1857 г.

Пабло Пикассо. Серия «Бык» из 11 литографий. 1946 г.


С этим читают