Чем патефон отличается от граммофона?

Развитие

Изначально серийные дореволюционные граммофонные пластинки были небольшими, диаметром всего 175 миллиметров, называли их просто – семидюймовые. Этот стандарт появился в конце XIX века, в 90-х годах. Изначально скорость граммофонной пластинки была высокой, а ширина дорожки была несравнима с будущими более практичными изделиями. Проигрывать они могли только 2 минуты записи и только на одной стороне.


Только в начале XX века, а именно в 1903 году, они стали двухсторонними. Первыми додумались создать подобное устройство сотрудники фабрики граммофонных пластинок «Одеон». А уже после их наработок в том же году были изобретены пластинки диаметром 300 миллиметров, что также увеличивало время проигрывания. В течение этого десятилетия на носители записывали только произведения классиков. На них помещалось всего 5 минут реального времени звучания музыки. Всего изменений размера пластинок было четыре, два из которых уже были упомянуты. Самым популярным из всех форматов были 250-миллиметровые носители, на них помещалось уже в 1,5 раз больше звука, чем на семидюймовые.

Общие черты

Сначала будет уместно разобраться, что представляют собой каждое из вышеупомянутых устройств.

Граммофон

Сегодня граммофон по праву считается раритетным атрибутом с большой историей, который можно найти на чердаке дома пожилых людей или у меломанов-коллекционеров. Но это сейчас, а в XIX веке он был чем-то невероятным, умопомрачительным.

Первый граммофон появился на свет в 1887 году. Его изобрел американский инженер Э. Берлинер. Внешне устройство напоминало ящик, достаточно большой и громоздкий, на котором удерживалась и крутилась пластинка. Звук, записанный на нее, воспроизводился при помощи специальной иглы через рупор-трубу.

Звуковой сигнал, который издавал агрегат, нельзя было назвать качественным и громким, а сама конструкция часто выходила из строя. Конечно, прибор постоянно совершенствовался, но особого успеха и ожидаемого спроса на него так и не произошло. Именно в этот момент и появилась новинка – патефон.

Патефон

Это усовершенствованный, портативный граммофон, который появился в 1913 году в Великобритании и предназначался для нужд армии. Данное устройство имело вид чемоданчика с ручкой и пользовалось большим спросом, так как по сравнению с его предшественником имело ряд преимуществ и особенностей. Основными плюсами были компактность и чистое звучание, правда, при небольшой громкости.

Название «патефон» в России этот прибор получил от французского производителя «Патэ» – эта компания первой начала их поставлять в нашу страну.

Теперь давайте определим, в чем же сходство этих двух по-настоящему раритетных сегодня и достаточно востребованных ранее устройств для воспроизведения музыки:

  • назначение – оба устройства использовались для проигрывания музыкальных произведений;
  • в качестве носителя звука применялась специальная виниловая пластинка;
  • наличие металлического раструба.

Также хотелось бы сказать о том, что ни одно из вышеупомянутых устройств не могло похвастаться совершенной и надежной конструкцией. Даже несмотря на то, что для их производства использовались качественные сырье и материалы, а сам процесс изготовления занимал много времени, они часто ломались. Чаще всего приходилось выполнять замену иглы, которая скользила по канавкам грампластинки и быстро изнашивалась.

Несмотря на то, что граммофон считается прародителем патефона, и именно его конструкция и функциональные возможности брались за основу и пример при создании патефона, общего у этих двух устройств не так уж и много.

Устройство и принцип работы

Граммофон состоит из нескольких узлов, которые не зависят друг от друга.

Привод

Его задача – преобразовать энергию пружины в равномерное вращение диска. Число пружин в разных моделях может составлять от 1 до 3. А для того чтобы диск вращался только в одну сторону, используется храповой механизм. Энергия передается путем зубчатых передач.

Он работает таким образом.

Регулятор получает вращение от барабана с пружиной. На его ось посажено 2 втулки, одна из которых свободно перемещается по оси, а другая – приводная. Втулки соединены между собой пружинами, на которые помещены свинцовые грузики.

При вращении грузики стремятся отдалиться от оси, но этому препятствуют пружины. Возникает сила трения, которая снижает скорость вращения.

Для изменения частоты оборотов в граммофон встроена ручная регулировка скорости, которая составляет 78 оборотов в минуту (для механических моделей).

Мембрана, или звуковая коробка

Внутри нее расположена пластина толщиной 0,25 мм, которая обычно изготавливается из слюды. С одной стороны к пластине крепится игла звукоснимателя. С другой располагается рупор или раструб.

Между гранями пластины и стенками коробки не должно быть зазоров, иначе они приведут к искажениям звука. Для уплотнения используются резиновые кольца.

Игла изготавливается из алмаза или из твердой стали, что является бюджетным вариантом. Она закреплена на мембране через иглодержатель. Иногда для увеличения качества звука добавляется система рычажков.

Игла скользит по звуковой дорожке пластинки и передает на нее колебания. Эти движения преобразуются мембраной в звук.


Для перемещения звуковой коробки по поверхности пластинки предназначен тонарм. Он обеспечивает равномерное давление на пластинку, и от точности его работы зависит качество звука.

Рупор

Он усиливает громкость звука. Его работоспособность зависит от формы и материала изготовления. На рупоре не допускаются гравировки, а материал должен хорошо отражать звук.

В граммофонах ранних выпусков рупор представлял собой большую изогнутую трубу. В поздних моделях он начал встраиваться в звуковую коробку. Громкость при этом сохранялась.

Корпус

В нем монтируются все элементы. Он выполнен в виде ящика, который сделан из деревянных и металлических деталей. Сначала корпусы были прямоугольными, а затем появились круглые и многогранные.

В дорогих моделях корпус красится, покрывается лаком и полируется. В результате чего устройство выглядит очень презентабельным.

На корпус вынесены заводная рукоятка, элементы управления и другой «интерфейс». На нем закрепляется табличка с указанием фирмы, модели, года выпуска и технических характеристик.

Несмотря на одинаковое внутреннее строение, граммофоны различаются между собой.

Как правильно пользоваться патефоном?

Важно понимать, что граммофон и патефон – не одно и то же, поэтому невозможно проиграть патефонную пластинку на граммофоне, как и наоборот. Пластинки нужно всегда протирать от пыли, потому что пыль мешает чистому звучанию пластинок

Также рекомендуется заменять иголку после каждого прослушивания, потому что тупая игла может оставлять царапины на пластинке, что неизбежно приводит к «треску», по которому можно узнать виниловую запись.

Иголку ни в коем случае нельзя устанавливать перпендикулярно пластинке – ценители считают, что эталонным будет отклонение в 45-50 градусов, но это зависит исключительно от модели проигрывателя. Не лишним является плавность хода тонарма – если в сложенном виде его подтолкнуть, он должен поддаться и переместиться. Вес тонарма тоже играет роль в воспроизведении, ведь слишком тяжёлый элемент может обеспечить усиленное давление на пластинку, что исказит истинное звучание.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Топ новинок лучших хитов песен 2019 года на портале Patefon

С греческого языка слово музыка переводится как «искусство муз». Едва ли у кого-то могут возникнуть сомнения, что композиции являются отдельным видом искусства. Художники передают свои мысли с помощью кисти и полотна, писатели посредством слов и литературных приемов, кинематографы используют для этого камеру и воплощают свои задумки на экране. Композиторы же прибегают к использованию звуков и текстов, чтобы передать свои переживания, впечатления или иные состояния души. Предлагаем вам патефон музыка слушать онлайн или скачать ее бесплатно в формате mp3 на свое устройство, чтобы почувствовать это на себе.

В музыкальном мире человек оказывается с самого маленького возраста. Вы неоднократно могли быть свидетелями того, как маленький ребенок при случайном прослушивании грустной песни внезапно начинает плакать. Или наоборот невольно двигает своим телом, когда играет веселый и беззаботный мотив. При этом дитя еще совершенно не осознает, что такое танцы и действует абсолютно на подсознательном уровне. Это говорит о том, насколько сильно влияет на нас мир звуков и мелодий. Более того с помощью самых разных композиций, которые вы найдете на патефон, мы можем выразить то, что порою не получается сказать вербально. Каждый сможет найти именно ту мелодию, которая в данный момент лучше всего выражает его мысли и поделиться ею с нужным человеком. Для этого можно скачать музыку patefon net и отправить ее своему близкому.

Не стоит, однако, слишком сильно отделать этот вид творчества от любого иного. Например, люди, которые являются особенно чувствительными, могут слышать звучания там, где остальным это сделать не удается. Например, прохаживаясь по коридорам картинной галереи и пристально всматриваясь в полотна художников можно невольно начать воспроизводить в своей голове определенные мотивы, которые бы в лучшей степени охарактеризовали то, что написал создатель. Или, к примеру, взять литературу. Многие поэты сочиняли свои стихотворения таким образом, чтобы их впоследствии можно было пропеть. Некоторые из них найдутся и в музотеке patefon. Возможно, отдельные мастера перед созданием своих шедевров вдохновлялись творениями великих композиторов и только после этого приступали к работе. Мы предлагаем и вам в формате mp3 и получить вдохновение на великие дела.

Примечательно, что одно и то же музыкальное произведение мы можем воспринимать совершенно по-разному. Одного, это может мотивировать, а другому наоборот давать повод для релаксации и спокойствия. Прекрасные творения могут значительно улучшить ваше настроение и выступить отличным психотерапевтом, послушав которого вам захочется жить с новой силой и постараться заразить своим желанием остальных. В то же время песни, находящиеся на сайте patefon, могут помочь вам в сложных ситуациях и разделить горе или боль от прошедших нерадостных событий. Мелодичные произведения могут научить, как поступать какой-либо ситуации, или воспитать в человеке определенные качества. Ведь зачастую информационный посыл, который вкладывают в свои треки музыканты, может оказаться сильнее и важнее любых длинных и монотонных нравоучений. Не стоит забывать и о том, что это просто отличный способ времяпрепровождения. Где бы вы ни были: за рулем в собственной машине, на прогулке с наушниками в ушах, в офисе перед монитором компьютера, на диване в собственной квартире – везде подходящий трек с портала патефон сможет улучшить ваш настрой и вызвать улыбку на лице. Приглашаем на patefon сайт музыки онлайн, где можно бесплатно скачать mp3 и слушать в удобное для вас время.

Мастер-класс по созданию кукольного граммофона из бумаги

1 Самая приметная деталь граммофона — это усилитель звука, его еще называют акустической трубой или рупором. Его я сделала из бумаги. Плотность бумаги точно не подскажу, но она однозначно толще, чем обычная офисная бумага с плотностью 80 г/м2. Детали вырезала по приведенной схеме в количестве 10 штук.

2 С помощью клея-карандаша склеила все детали. Это не так просто, как может показаться. Чтобы достичь плавных изгибов пришлось ОЧЕНЬ постараться. Получилась верхняя громоздкая часть трубы

3 Для того, чтобы сделать меньшую часть рупора, я скрутила узкий плотный конус (4-5 слоя бумаги). Выровняла край и изогнула, имитируя нижнюю изогнутую часть усилителя звука. После соединила с помощью клея верхнюю и нижнюю части.

4 Чтобы прикрепить трубу к корпусу использовала небольшой кусочек проволоки с петлей на одном конце. Готовый рупор вдела в петлю и приклеила супер клеем.


5 Используя клей пва и кусочки салфетки, увеличила плотность трубы и заодно скрыла места склейки.

6 Дальше прокрасила все акриловой краской. Я использовала красный, но по сути, можно было брать любой другой.

7 Поскольку мой граммофон задумывался как антикварная вещица, то для эффекта состаривания частично покрыла сине-зеленой краской.

8 Последний этап покраски. Я взяла декоративную акриловую краску цвета старая медь. Сухой кистью окрасила рупор. Для пущего эффекта протерла салфеткой некоторые места, чтобы проглядывала синяя краска. Получилась почти настоящая медная патина.

9 Теперь займемся корпусом. Его я вырезала из такой же бумаги, что и рупор. (схема приведена выше). Получился короб 45 на 45 мм при высоте 15 мм.

10 Дополнительно вырезала несколько квадратов со сторонами 47 и 49 мм, которые наклеила сверху и снизу короба. И последний штрих: небольшие квадраты 5 на 5 мм в количестве 4 штук в качестве ножек.

11 На фронтовой части короба имеется небольшой декор. Чтобы добиться похожести с оригиналом, предлагаю следующую схему элементов. Хотя декор можно и не делать.

12 Следующим этапом идет грунтовка. Обычно для этих целей я использую белую матовую потолочную краску. Но подойдет и обычная белая акриловая краска.

13 Чтобы добиться имитации дерева на бумаге после высыхания грунтовки я покрыла короб рыжей краской. Затем понадобилась коричневая акриловая краска и крупная сухая кисть. Излишки краски вытирала о салфетку и уже почти чистой кистью, ведя ее только в одном направлении, проводила по коробу. Получилось довольно похоже на структуру дерева.

14 Механизм, запускающий пружинную систему, я сделала из проволоки. Макнув один конец проволоки в лак для ногтей можно получить аккуратную ручку.

15 Чтобы сделать отверстие для ручки можно использовать толстую иглу, шило или как я воспользоваться дрелью.

16 У оригинального граммофона к узкой стороне трубы приделана мембрана с иголкой. Мембраной для моего граммофона стала небольшая шестеренка от механизма часов.

17 Теперь пластинка. Здесь все проще простого. Достаточно иметь цветной принтер. Распечатанную пластинку я наклеила на слой более плотной бумаги.

18 Осталось все соединить . Чтобы было понятно что к чему, я набросала схематически о каких деталях говорится в различных пунктах мастер класса.

Ознакомьтесь также с мастер-классом по созданию ретро-фотоаппарата для миниатюр.

Дешевле, проще и лучше

Продолжив работу над усовершенствованием граммофона, Берлинер заменил цилиндр на плоскую металлическую пластину, покрытую воском. Протравливая процарапанную в воске дорожку, получали выраженный рельеф, читающийся лучше, чем после светокопирования. С пластин, как с матриц, прессовали пластинки из эбонита (продукта вулканизации каучука) и другого природного полимера — шеллака. С одной матрицы получалось до 500 качественных пластинок. Дешёвые, компактные, долговечные (хотя и хрупкие) пластинки Берлинера быстро вытеснили восковые цилиндры Эдисона, и фонограф ушёл в прошлое, уступив место лучше звучащему граммофону.

К 1896 г. механик Э.Р. Джонсон по заказу Берлинера разработал для граммофонов пружинный двигатель, заменивший неравномерное ручное вращение.

Граммофон Берлинера. 1887 г. Звукозапись. Рукояткой (1) вручную вращали ось цилиндра (2) с покрытой сажей плёнкой (3). Мембрана (4), установленная в вертикальной плоскости, колебалась под напором звуковых волн и колебала прикреплённую к ней иглу (5), прочерчивавшую соответствующую этим колебаниям волновую линию на саже (6). Фотохимическое копирование и воспроизведение. Снятая с цилиндра плёнка (7) накладывалась на металлическую пластину, покрытую светочувствительным материалом, который под воздействием света разрушался в очищенных от сажи местах. Незащищённые места металла протравливались — получалась пластина с бороздкой звуковой дорожки, которую накладывали на цилиндр для воспроизведения звука.

Устройство и принцип работы

Граммофон состоит из нескольких узлов, которые не зависят друг от друга.

Привод

Его задача – преобразовать энергию пружины в равномерное вращение диска. Число пружин в разных моделях может составлять от 1 до 3. А для того чтобы диск вращался только в одну сторону, используется храповой механизм. Энергия передается путем зубчатых передач.

Он работает таким образом.

Регулятор получает вращение от барабана с пружиной. На его ось посажено 2 втулки, одна из которых свободно перемещается по оси, а другая – приводная. Втулки соединены между собой пружинами, на которые помещены свинцовые грузики.

При вращении грузики стремятся отдалиться от оси, но этому препятствуют пружины. Возникает сила трения, которая снижает скорость вращения.

Для изменения частоты оборотов в граммофон встроена ручная регулировка скорости, которая составляет 78 оборотов в минуту (для механических моделей).

Мембрана, или звуковая коробка

Внутри нее расположена пластина толщиной 0,25 мм, которая обычно изготавливается из слюды. С одной стороны к пластине крепится игла звукоснимателя. С другой располагается рупор или раструб.


Между гранями пластины и стенками коробки не должно быть зазоров, иначе они приведут к искажениям звука. Для уплотнения используются резиновые кольца.

Игла изготавливается из алмаза или из твердой стали, что является бюджетным вариантом. Она закреплена на мембране через иглодержатель. Иногда для увеличения качества звука добавляется система рычажков.

Игла скользит по звуковой дорожке пластинки и передает на нее колебания. Эти движения преобразуются мембраной в звук.

Для перемещения звуковой коробки по поверхности пластинки предназначен тонарм. Он обеспечивает равномерное давление на пластинку, и от точности его работы зависит качество звука.

Рупор

Он усиливает громкость звука. Его работоспособность зависит от формы и материала изготовления. На рупоре не допускаются гравировки, а материал должен хорошо отражать звук.

В граммофонах ранних выпусков рупор представлял собой большую изогнутую трубу. В поздних моделях он начал встраиваться в звуковую коробку. Громкость при этом сохранялась.

Корпус

В нем монтируются все элементы. Он выполнен в виде ящика, который сделан из деревянных и металлических деталей. Сначала корпусы были прямоугольными, а затем появились круглые и многогранные.

В дорогих моделях корпус красится, покрывается лаком и полируется. В результате чего устройство выглядит очень презентабельным.

На корпус вынесены заводная рукоятка, элементы управления и другой «интерфейс». На нем закрепляется табличка с указанием фирмы, модели, года выпуска и технических характеристик.

Несмотря на одинаковое внутреннее строение, граммофоны различаются между собой.

Граммофонная компания

Берлинер основал «The Gramophone Company» для массового производства своих граммофонных пластинок, а также граммофонов для их воспроизводил. Для продвижения своей граммофонной системы, Берлинер сделал две вещи. Во-первых, он убеждал популярных артистов записывать свою музыку, используя свою систему. Два известных артиста, подписавших контракт с компанией Berliner, были Энрико Карузо и Нелли Мельба. Второй умный маркетинговый шаг Берлинер был совершен 16 июля 1900 года, когда он использовал фотографию Франциска Браро в качестве официального товарного знака своей компании«Ниппер». На фотографии была изображена собака сидящая рядом с граммофоном. Позднее Берлинер продал лицензионные права на патент граммофона и компании Victor Talking Machine Company (RCA), которая впоследствии превратила граммофон в самый успешный продукт в Соединенных Штатах. Между тем, Берлинер продолжал вести дела в других странах. Он основал Berliner Gram-o-phone Company в Канаде, Deutsche Grammophon в Германии и британскую компанию Gramophone Co., Ltd.

История патефона

Согласно историческим источникам, автоматизировать проигрывание музыки пытались ещё в XI-м веке в древней Персии – был орган, работающий за счет гидравлической силы, изобретенный учеными-братьями Бану Муса. Спустя какое-то время эти же братья изобрели механическую флейту, способную издавать звуки без участия музыканта. Достоверные описания механизма этого изобретения не дошли до наших дней.

С тех пор было немало попыток создать такое устройство, которое способно издавать звуки без особой помощи человеческой руки. Наиболее удачной стала попытка Томаса Эдисона: в 1877 году был изобретён фонограф. Это был совершенно неидеальный аппарат, дающий звук плохого качества, а пластина, на которую он записывался, была недолговечной.

Звук записывался на восковой валик тонкой металлический иглой, что никак не могло обеспечить хорошее качество воспроизведения. Несмотря на все эти недостатки, это было настоящим прорывом. С тех пор появлялось огромное количество различных конфигураций фонографа, которые успешно использовались вплоть до тридцатых годов двадцатого века.

Первые граммофоны были массивными и непрактичными. Ввиду отсутствия регулятора громкости прослушивание музыки в небольших помещениях было даже опасно ввиду большой громкости воспроизводимого звука.

Самый первый патефон появился в 1907 году благодаря одному служащему фабрики «Патэ», который предложил рупор граммофона перенести внутрь корпуса, что обеспечивало малогабаритность. В массовое производство портативные граммофоны пустила фирма DEKKA в 1913 году.

Слово «патефон» на территории Советского Союза употребляется неправильно. Часто можно услышать, что патефон – переносная версия граммофона, но основная проблема этого утверждения заключается в том, что у этих устройств разный принцип работы. Говоря о том, о чем обычно думают люди при слове «патефон», мы действительно говорим о портативном граммофоне. Принцип работы был взят у граммофона, а внешний облик – у устройства, чьё название было заимствовано.

Крупные заводы, производившие это устройство на территории СССР:

  • «Молот» — в Вятских полянах.
  • Московский патефонный завод.
  • Ленинградский патефонный завод
  • Ленинградский завод «Грампласттреста».
  • Коломенский патефонный завод.

Со временем патефоны и граммофоны начали вытесняться более современными электрофонами.

Что лучше?

Сказать, какое из выше упомянутых устройств лучше, а какое хуже, невозможно. Каждый сам определяет для себя фаворита

Конечно, если брать во внимание функционал, технические параметры и возможности, здесь ни у кого не возникнет сомнения в том, что патефон был на шаг впереди. Если же для потребителя важна громкость, безусловно, подойдет граммофон

Сегодня, конечно, мало кто наслаждается музыкой, воспроизводимой данными устройствами, но иметь этот чудо-прибор в своей коллекции хотели бы многие. Отдельные модели и граммофонов, и патефонов можно увидеть в музеях, где хранятся различные раритеты из музыкальных эпох. Купить подобные устройства в настоящее время можно разве что у частных коллекционеров.

О происхождении патефона и граммофона смотрите в следующем видео.


С этим читают